Зона то 2 автомобилей газ

ТО грузовых автомобилей: периодичность, состав работ и общие рекомендации

ТО грузовых автомобилей: периодичность, состав работ и общие рекомендации

Каждому грузовому автомобилю требуется периодическое техническое обслуживание. Это ряд процедур, целью которых служит обеспечение стабильной работы и высокого качества всех элементов транспортного средства. Регулярное ТО особенно необходимо и для грузовых автомобилей, которые непрерывно подвергаются значительным нагрузкам. Отсутствие своевременного осмотра и ремонта является основной причиной снижения работоспособности грузовика. Это важное мероприятие позволяет эффективно использовать машину, снизить расходы на его эксплуатацию и ремонт.

Техническое обслуживание грузовых автомобилей, по сравнению с другими видами транспортных средств, обладает своими особенностями, с которыми должен быть ознакомлен каждый владелец. Марка, модель и производитель автомобиля не важны – техническое обслуживание одинаково необходимо как отечественным, так и иностранным грузовикам. Ниже речь пойдет об этапах и особенностях ТО без привязки к виду и модели транспортного средства.

Регламент проведения ТО грузовых автомобилей

Многие владельцы автомобилей не предполагают, что требования к срокам и другим аспектам технического обслуживания транспортных средств зависят не от производителей и поставщиков. Эти правила определяются регламентом государственного стандарта ГОСТ 21624-81, который носит название «Система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники. Требования к эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности изделий». Этот документ устанавливает сроки и периодичность проведения технического обслуживания, содержит список правил и требований к производству и ремонту автомобильной техники.

Стоит отметить, что автопроизводители также устанавливают собственный период и порядок проведения технического обслуживания. Однако наблюдения показывают, что государственный стандарт оптимально отражает текущее положение дел, и регламентированные им сроки проведения и правила ТО во многом аналогичны требованиям производителей.

Периодичность планового ТО

Государственный стандарт описывает три разновидности технического обслуживания автомобилей:

  • ЕО — ежедневное обслуживание;
  • ТО -1 – первичное техническое обслуживание;
  • ТО -2 – повторное (второе) техническое обслуживание.

ГОСТ содержит требования и к периодичности регламентного ТО (межсервисного интервала). Она зависит от пробега грузового автомобиля и измеряется в пройденных километрах. Различные виды ТО требуются на следующих этапах эксплуатации:

  • Ежедневное обслуживание, исходя из названия, необходимо проводить один раз в сутки;
  • Первое ТО осуществляется после 4000 пройденных километров;
  • Второе техническое обслуживание происходит, когда пробег грузового авто достигает 16 000 километров.

В ГОСТ не указаны сроки проведения обслуживания, которое должно осуществляться во время обкатки транспортного средства. Эти требования устанавливает производитель. В большинстве случаев обкатка грузовых автомобилей составляет около 1000 километров. Многие производители по достижению этого значения рекомендуют заменить моторное и трансмиссионное масло. Несмотря на то, что выполнять первое техническое обслуживание следует при пробеге от 4000 километров, проводить процедуру можно и раньше, если автовладелец не уверен в полном соблюдении установленных правил эксплуатации. Это поможет сохранить ресурс двигателя и трансмиссии, снижение которого ведет к существенным проблемам и финансовым затратам при последующем использовании транспортного средства. Для большей уверенности рекомендуется осуществлять часть работ по обслуживанию при пробеге от 1000 до 1500 километров.

В ГОСТ не указан и еще один вид технического обслуживания, который имеет место на территории России – сезонное ТО (СТО). Оно выполняется каждые полгода в начале весны и в конце лета. Целью данной процедуры служит подготовка транспортного средства к предстоящим изменениям климата, связанным со сменой сезона.

Есть и исключения из общих требований. Например, большинство современных моделей грузового транспорта от европейских и американских производителей, в числе которых и распространенные на территории РФ автомобили марки Iveco, характеризуются увеличенным межсервисным интервалом. Он может достигать 60 000 километров. Речь идет о втором техническом обслуживании (ТО-2), которое предполагает замену моторного масла. Этот факт не противоречит правилам государственного стандарта, так как регламентированный им пробег между ТО-2 не имеет верхней границы (указан только минимальный период).

Крупногабаритные грузовые автомобили и магистральные тягачи имеют межсервисный интервал до 100 тысяч километров. Но стоит учесть, что такое значение установлено только для эксплуатации транспорта в европейских странах. В России присутствует множество негативных факторов, ускоряющих износ двигателя и других механизмов автомобиля, среди которых низкое качество топлива и неприемлемое состояние дорог. Если для описанного выше транспорта руководствоваться европейскими нормами, то существует вероятность, что грузовик выйдет из строя прежде, чем достигнет следующего технического обслуживания или потребует значительных расходов на ремонт.

Так с каким же интервалом целесообразнее выполнять ТО грузового автомобиля? Ответ на этот вопрос кроется во множестве факторов, но в большинстве случаев зависит от возраста. Если транспортное средство приобретено недавно и ещё находится в пределах гарантийного срока, то процедуру нужно проводить согласно требованиям дилера. Для автомобилей, которые находятся в эксплуатации уже продолжительный период, межсервисный интервал определяют сами владельцы. В этом случае рекомендуется следовать срокам, указанным производителем или рекомендациям ГОСТ.

Читайте также:  Рено логан строение машины

Примерный состав работ при ЕО, ТО-1, ТО-2 и СТО

Список процедур, входящих в состав технического обслуживания, зависит от пробега автомобиля:

  • Ежедневное обслуживание. При ЕО выполняется осмотр транспортного средства на наличие внешних дефектов отдельных элементов, тестируется работоспособность системы торможения, целостность приборов освещения и прочих механизмов, определяется давление в шинах. Ежедневное обслуживание предполагает мойку автомобиля и его дозаправку в случае необходимости. Другими словами, целью ЕО является обеспечение работоспособности грузового транспорта для текущего рейса.
  • Первое техническое обслуживание. ТО-1 включает в себя проверку уровня моторного и трансмиссионного масла, антифриза и других жидкостей в системе. Происходит регулировка различных механизмов автомобиля – рулевого управления, сцепления, свободного хода педалей. Во время первого технического обслуживания производится смазка главных узлов и агрегатов. Смазочные работы осуществляются в соответствии с картой, которая должна находиться у владельца автомобиля или в сервисе официального поставщика или производителя.
  • Второе техническое обслуживание. При ТО-2 выполняются аналогичные предыдущему пункту процедуры и ряд дополнительных мероприятий. Во-первых, осуществляется замена моторного масла. Зачастую именно при втором техническом обслуживании разбираются и ремонтируются некоторые важные узлы, которые при ТО-1 лишь проверялись и смазывались. В большинстве случаев указанный для конкретного грузового автомобиля межсервисный интервал аналогичен периоду между проведением второго ТО.
  • Сезонное техническое обслуживание. Список работ, входящих в СТО, зависит от сезона проведения процедуры. В начале осени грузовой автомобиль подготавливается к эксплуатации в зимнее время. Для этого в систему охлаждения заливается антифриз, а в бачок омывателя – незамерзающая жидкость. В некоторых случаях масло в двигателе заменяется на аналогичное, но с пониженным показателем вязкости. В обязательном порядке проверяется и регулируется плотность электролита аккумуляторов. Перед наступлением морозов следует удалить конденсат из ресиверов пневматической системы и заменить осушители. При отрицательной температуре сливать конденсат рекомендуется 1-2 раза в неделю. В начале весны список работ по СТО заметно меньше, так как требования к условиям эксплуатации в теплое время года ниже, и большинство грузовых автомобилей отлично к ним приспособлены.

В течение года собственник грузового автомобиля проходит несколько видов технического обслуживания. Как показывает практика, среднее значение годового пробега грузовых транспортных средств в России находится в рамках от 40 000 (при оптимальной эксплуатации) до 250 000 километров (при интенсивном использовании без простоев). Судя по этим данным, грузовикам требуется 2-3 раза в год проходить ТО-2, что влечет за собой значительные финансовые расходы. Но избежать этого нельзя – без своевременного технического обслуживания транспортное средство быстро выработает ресурс и будет нуждаться в серьезном и более дорогом ремонте.

Курсовая работа: Проект зоны второго технического обслуживания ТО-2 для автотранспортных предприятий АТО со

ВВЕДЕНИЕ

Автомобильный транспорт является наиболее массовым видом транспорта, особенно эффективным и удобным при перевозке грузов и пассажиров на относительно небольшие расстояния. Экономичная и эффективная работа автомобильного транспорта обеспечивается рациональным использованием многомиллионного парка подвижного состава грузовых и легковых автомобилей, автобусов, прицепов и полуприцепов.

Автомобильная промышленность поставляет в народное хозяйство совершенный подвижной состав, конструкция которого имеет высокую надежность. Однако вследствие усложнения конструкций подвижного состава необходимо применение все более сложных технических средств обслуживания автомобилей, в первую очередь диагностических, а также совершенствование технологии и организации работ. Интенсивный рост автомобильного парка требует резкого повышения производительности труда при обслуживании и ремонте подвижного состава, а усложнение конструкции — повышение квалификации ремонтно-обслуживающего персонала.

Трудовые и материальные затраты на техническое содержание подвижного состава составляют значительную часть общих затрат на автомобильном транспорте. Имеющиеся до настоящего времени простои подвижного состава из-за технически неисправного состояния вызывают значительные потери в народном хозяйстве, и их снижение является одной из важнейших задач работников отрасли. Эти затраты и потери могут быть уменьшены путем широкой механизации и автоматизации производственных процессов, а также совершенствования организации и управления производством.

Организацию и управление процессами технического содержания подвижного состава практически осуществляют инженерно-технические работники автомобильного транспорта и в том числе инженеры-экономисты по экономике и организации автотранспорта, а также по организации управления на автомобильном транспорте.

Современный автомобиль является сложной машиной, состоящей из ряда систем, агрегатов и узлов, которые содержат тысячи деталей. Как основной вид наземного безрельсового транспорта автомобили работают в самых различных дорожных, климатических и других условиях эксплуатации.

Разнообразие условий эксплуатации и сложность конструкции предопределили необходимость использования целого комплекса эксплуатационных свойств для оценки возможности и удобства

осуществления автомобилем транспортного процесса в конкретных условиях с определенной производительностью, экономичностью и рентабельностью. Основные эксплуатационные свойства автомобиля связаны с его движением. Они определяются параметрами и выходными характеристиками систем, агрегатов и узлов. Уровень этих параметров обеспечивается в процессе конструирования и производства и зависит при эксплуатации от технического состояния автомобиля.

При длительной эксплуатации технического состояния автомобиля, как и любой машины, неизбежно ухудшается. Поддержание автомобиля в работоспособном состоянии в течение длительной эксплуатации является основной задачей технического обслуживания и ремонта.

Техническое обслуживание предназначено: поддерживать подвижной состав в работоспособном состоянии и в надлежащем внешнем виде, обеспечивать надежность и экономичность работы, безопасность движения, защиту окружающей среды, уменьшать интенсивность изменения параметров технического состояния, предупреждать отказы и неисправности и выявлять их для своевременного устранения.

Техническое обслуживание имеет профилактический характер, оно выполняется принудительно в плановом порядке через заранее установлено пробег или время работы подвижного состава. Ремонт предназначен восстанавливать исправное техническое состояние, ресурс и безотказность работы подвижного состава и его составных.

1 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Исходные данные для проектирования

Спроектировать зону второго технического обслуживания (ТО-2) для автотранспортных предприятий (АТО) со списочным составом:

КамАЗ – 5320 70 шт. Lcc — 300 км

Категория условий эксплуатации (КУЭ) — II для всех автомобилей.

Климатическая зона — умеренно-холодная.

Дней рабочих в году — 305.

1.2 Характеристика объекта проектирования

Второе (ТО-2) техническое обслуживание предназначены для снижения интенсивности изнашивания деталей, выявления и предупреждения отказов и неисправностей.

Техническое обслуживание должно обеспечить безотказную работу агрегатов, узлов и систем подвижного состава в пределах установленной периодичности и обязательного перечня операций.

ТО-2 включает в себя смазочные, крепежные и регулировочные работы и выполняются через определённые пробеги, устанавливаемые в зависимости от условий эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта.

В целях повышения безопасности движения, исключения отказов в работе, обеспечения долговечности на заданном уровне и сокращения затрат на техническое содержание подвижного состава автотранспортные предприятия могут корректировать нормативы технического обслуживания с учетом условий эксплуатации подвижного состава. Изменения режимов технического обслуживания (т.е. перечня операций, периодичности и трудоемкости), изменяя соотношения между объемами работ технического обслуживания и ремонта в результате включения в техническое обслуживание характерных, часто повторяющихся операций текущего ремонта.

Корректирование нормативов направлено на обеспечение высокой эксплуатационной надежности, увеличение роли и значения профилактических работ за счет сокращения объема текущего ремонта.

2 РАСЧЕТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

В данном разделе определяется объем работы объекта проектирования и количество исполнителей.

Таблица 1 — Условные обозначения

Название: Проект зоны второго технического обслуживания ТО-2 для автотранспортных предприятий АТО со
Раздел: Рефераты по транспорту
Тип: курсовая работа Добавлен 12:05:32 10 декабря 2010 Похожие работы
Просмотров: 4299 Комментариев: 9 Оценило: 8 человек Средний балл: 3.9 Оценка: 4 Скачать
Обознач Пояснение
1 2
L1
L2 периодичность ТО-2
Lкр пробег до капитального ремонта
1 нормативный пробег автомобиля до ТО1
Lн2 нормативный пробег автомобиля до ТО2
Lнкр нормативный пробег автомобиля до капитального ремонта
К 1 коэффициент корректирования нормативов в зависимости от категории условий эксплуатации
К 2 коэффициент корректирования нормативов в зависимости от модификации подвижного состава и организации его работы
К3 коэффициент корректирования нормативов в зависимости от природно-климатических условий и агрессивной окружающей среды.
tсo трудоемкость ежедневного обслуживания.
К 5 коэффициент корректирования нормативных трудоемкостей в зависимости от количества обслуживаемых и ремонтируемых автомобилей в АТП и количество технологически совместно совместных групп подвижного состава.
Км коэффициент механизации, снижающий трудоемкость ЕО
См % снижения трудоемкости за счет применения моечной установки

Продолжение таблицы 1

1 2
Nумр Количество УМР за год
N2 Количество ТО-2 за год
Nд-2 Количество поэлементного диагностирования (Д-2) за год
Nco Количество сезонных обслуживании за год
Ni см Сменная программа соответственно ТО-2
Ni r Годовая программа соответственно ТО-2
Cсм Число смен
Trco Трудоемкость ежедневного обслуживания
Tr2 Трудоемкость ТО-2
Tсп. р (2) Трудоемкость сопутствующего ремонта при проведении ТО-2
Стр Регламентированная доля сопутствующего ТР при проведений ТО-2
T rд -2 Годовая трудоемкость поэлементного (Д-2) диагностирования
Trco Годовая трудоемкость сезонного обслуживания
Ря Число явочных, технологически необходимых рабочих или количество рабочих мест
Рш Штатное число производственных рабочих
T2 Годовая трудоемкость соответствующей зоны ТО-2
Фрм Фонд времени рабочего места
Фрв Годовой производственный фонд времени штатного рабочего
nто Количество постов
In Такт поста
R Ритм производства
∑Tr2 Годовая трудоемкость рабочих зон ТО-2
Кн Коэффициент неравномерности загрузки постов
Р Численность одновременно работающих на посту
Ки Коэффициент использования рабочего времени поста

Продолжение таблицы 1

1 2
Со % снижения трудоемкости путем замены обтирочных работ обдувом воздуха
t2 Трудоемкость ТО-2
tн2 Нормативная трудоемкость ТО-2
Ссо % работ сезонного обслуживания
tco Трудоемкость СО
tд-2 Трудоемкость поэлементного диагностирования
Сд-2 % диагностических работ, выполняемых при проведении ТО-2
dТО и ТР Продолжительность простоя подвижного состава в ТО и ремонте
d нТО и ТР Нормативные значения продолжительности простоя подвижного состава в ТО и ремонте
αт Коэффициент технической готовности автомобилей
Lcc Среднесуточный пробег
dкр Продолжительность простоя подвижного состава в капитальном ремонте
Lсркр Средневзвешенная величина пробега автомобилей до капитального ремонта
Lкр Скорректированное значение пробега автомобиля до капитального ремонта
Aкр Количество автомобилей, проходящих капитальный ремонт
A Списочное количество автомобилей в АТП
αи Коэффициент использования автомобилей
Дрг Количество рабочих дней в году
Ки Коэффициент, учитывающий снижение использования технически исправных автомобилей по эксплуатационным причинам

Продолжение таблицы 1

1 2
Количество линий
La Габаритная длина автомобиля
a Интервал между автомобилями на линии
Скорость конвейера
Производительность моечной установки
F3 Производственная площадь объекта проектирования
fa Площадь горизонтальной проекции автомобиля
n Количество постов в зоне ТО и постов диагностики
Fоб Суммарная площадь горизонтальной проекции оборудования
Кn Коэффициент плотности расстановки постов и оборудования
С Общая степень охвата рабочих механизированным трудом
Степень охвата рабочих механизированным трудом
Смр Степень охвата рабочих механизировано-ручным трудом
Ум Общий уровень механизированного труда в общих трудозатратах в подразделении ТО
Умт Уровень механизированного труда в общих трудозатратах
Умр Уровень механизировано-ручного труда в общих трудозатратах
Fок Площадь окон
Fпол Площадь пола
α Световой коэффициент
WОСВ Мощность ламп
R Норма расхода электроэнергии
Q Продолжительность электроосвещения за год
W Вентиляция
∑Lr Годового пробега автомобилей в АТП
Nco Количество ежедневных обслуживании автомобилей за год
tn Время установки автомобиля на пост и съезд с него

Продолжение таблицы 1

1 2
tсм Продолжительность работы зоны ТО за одну смену
V Объем в помещении зоны ТО
% снижения трудоемкости путем замены обтирочных работ обдувом
t2 воздуха Трудоемкость ТО-2
T2tн2 Нормативная трудоемкость ТО-2
Ссо % работ сезонного обслуживания
tсо Трудоемкость СО
tд-2 Трудоемкость поэлементного диагностирования
Сд-2 % диагностических работ, выполняемых при проведении ТО-2
dТО и ТР Продолжительность простоя подвижного состава в ТО и ремонте
d нТО иТР Нормативные значения продолжительности простоя подвижного
αт состава в ТО и ремонт Коэффициент технической готовности автомобилей е
Lсс Среднесуточный пробег
dкр Продолжительность простоя подвижного состава в капитальном
Lсркр ремонте Средневзвешенная величина пробега автомобилей до капитального
Lкр ремонта Скорректированное значение пробега автомобиля до капитального
Aкр ремонта Количество автомобилей, проходящих капитальный ремонт
А Списочное количество автомобилей в АТП
αи Коэффициент использования автомобилей
Дрг Количество рабочих дней в году
Ки Коэффициент, учитывающий снижение использования технически
исправных автомобилей по эксплуатационным причинам

2.1 Расчет годовой производственной программы

Периодичность ТО-1, ТО-2 и пробег до капитального ремонта:

L1 =L н 1 •К1•К3 (1)
L2 = L н 2 • К1 • К3 ; (2)
Lкр = Lкр•К1•К2•К3 (3)

где L H 1 и L H 2 — нормативные пробеги автомобиля до ТО1 и ТО2;

L H Kp — нормативный пробег автомобиля до капитального ремонта;

K1 — коэффициент корректирования нормативов в зависимости от категории условий эксплуатации;

К2 — коэффициент корректирования нормативов в зависимости от модификации подвижного состава и организации его работы;

Скорректированные значения периодичности ТО-1 и ТО-2 проверяются на кратность с последующим округлением до сотен километров;

К3 — коэффициент корректирования нормативов в зависимости от природно -климатических условий и агрессивной окружающей среды.

L1 =4000·0,9·0,9 = 3300 км

L2 =16000·0,9·0,9 = 13200 км

LКР =300000·0,9·1,0·0,9 = 244000 км

Трудоемкость ЕО, ТО-1,ТО-2, Д-1, Д-2, СО, ТР:

tео= tнео•К2•К5•Км(ео) (4)

где t»eo — нормативная трудоемкость ежедневного обслуживания;

К5 — коэффициент корректирования нормативных трудоемкостей в зависимости от количества обслуживаемых и ремонтируемых автомобилей в АТП;

Км — коэффициент механизации, снижающий трудоемкость ЕО, рассчитывается по формуле:

где См — % снижения трудоемкости за счет применения моечной установки,

Со — % снижения трудоемкости путем замены обтирочных работ обдувом воздуха 15%.

Км =100-(55+ 15)/100 = 0,3 t ЕО  0,5 1,0 1,15 0,   3  0,2 чел.-ч Трудоемкость ТО-1

где t н 1 — нормативная трудоемкость ТО-1;

Км(1) — коэффициент механизации, снижающий трудоемкость ТО-1 при поточном метода производства. Принимается равным 0,8.

t 1  3, 4 1,0 1,15 1,   0  3,9 чел.-ч

где t н 2 — нормативная трудоемкость ТО-2;

Км(2) — коэффициент механизации, снижающий трудоемкость ТО-2 при поточном метода производства. Принимается равным 0,9.

где Ссо — % работ сезонного обслуживания: для средней полосы — 20%; Для холодного и жаркого сухого климата — 30%; Для очень холодного и очень жаркого сухого климата — 50%.

Трудоемкость общего диагностирования (tд-1 )

где Сд-1 — % диагностических работ, выполняемых при проведении ТО-1.

t Д 1  3,9  0,4 чел-ч

Трудоемкость поэлементного диагностирования (tд-2 )

tд-2 =t2 •Cд-2 /100 чел-ч (10) t Д 2  16,6   1,7 чел-ч

где Сд-2 — % диагностических работ, выполняемых при проведении ТО-2. Удельная трудоемкость ТР (tтр )

где t H Tp — нормативная удельная трудоемкость ТР.чел-ч

t ТР  8,5 1,1 1,15 1,1 0,    4  5 чел-ч/100км

где К4Р ) — коэффициент корректирования нормативной удельной

трудоемкости ТР в зависимости от пробега с начала эксплуатации.

Расчетное значения продолжительности простоя ТО и ТР для (d ТОиТР ) определяется по формуле:

где d н ТО и ТР — нормативное значение продолжительности простоя подвижного состава ТО и Ремонте.

Расчётная продолжительность простоя подвижного состава в капитальном

ремонте (dКР ) с учётом времени транспортировки автомобиля на АРЗ.

Таблица 2. Исходные и скорректированные нормативы в ТО и ремонте.

Читайте также:  Поменял свечи двигатель затроил
Оцените статью