Значение очистки при ремонте машин

Значение и задачи очистки при ремонте автомобилей. Виды и характеристики загрязнений

Загрязнения, встречающиеся при ремонте и обслуживании машин и оборудо­вания, различны по природе образования, условиям формирования, прочности, адгезии. Они представляют собой продукты как органических, так и неорганиче­ских соединений, их условно можно разделить на три основных вида: общие, технологические и смешанные. Обычно в условиях эксплуатации поверхности автомобилей загрязнены не одним видом, а комплексами разнообразных загряз­нений, несвоевременное и некачественное удаление которых приводит к интен­сификации процесса старения автомобиля и его агрегатов.

Механические свойства загрязнений изменяются в широких пределах: от свойств вязких веществ (масел), вязко-пластичных (смазок), в том числе мазеоб­разных (осадков), до свойств тел, обладающих пылеватой структурой (частицы почвы, атмосферная пыль), и твердых прочных образований (накипь, нагары и ДР).

Характер загрязнений наружных поверхностей автомобилей зависит от условий эксплуатации и вида выполняемых работ. В атмосферном воздухе все­ содержится определенное количество пыли, которая в процессе эксплуата­ции автомобилей осаждается на их наружных и внутренних поверхностях.

Присутствующие в составе атмосферной пыли маслянистые загрязнения и попадающие в процессе эксплуатации автомобилей остатки топливно-смазочных материалов усложняют процесс очистки поверхностей, придавая им определен­ную мягкость, которая интенсифицирует рост адгезии атмосферной пыли с дета­лями. Еще большей адгезией с очищаемыми поверхностями обладают загрязне­ния продуктов переработки эксплуатационных материалов (ТСМ, воды и др.).

По связи с очищаемой поверхностью все загрязнения можно разделить на три основные группы, которые различаются трудностью удаления загрязнений и их физико-химическими и механическими свойствами.

Первая группа — адгезионно-связанные (слабосвязанные загрязнения без примесей органических веществ).

Вторая группа — поверхностно адсорбционно-связанные (слабосвязанные загрязнения с примесью органических веществ, до 35 %).

Третья группа — прочно (глубинно)-связанные (загрязнения, которые содер­жат в составе цементирующие и прочно склеивающие вещества).

Адгезионно-связанные загрязнения — смесь хаотичных по ориентации и размерам частиц почвы, дорожной, атмосферной пыли с малым содержанием ор­ганических веществ (до 5. 6%), удерживаемых на поверхности только за счет молекулярных и электростатических сил.

Поверхностно адсорбционно-связанные загрязнения представляют собой ос­татки топливно-смазочных материалов, осадки смолистых отложений с большим содержанием органических веществ (более 6%), которые удерживаются на поверхности не только за счет молекулярных и электростатических сил, но и за счет частичного поглощения загрязнений твердой поверхностью.

Прочно (глубинно)-связанные загрязнения состоят из лаков, полимеризованных смолистых отложений, нагара, краски, литейного и сварочного конгломератов, продуктов коррозии, окалины, накипи

СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОЧИСТКИ И ЕЕ ЦЕЛЬ

Лекция 5

ОЧИСТКА МАШИН, СБОРОЧНЫХ ЕДИНИЦ И ДЕТАЛЕЙ

СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОЧИСТКИ И ЕЕ ЦЕЛЬ

В результате работы и контактирования с окру­жающей средой детали машин покрываются загрязне­ниями, ухудшающими эксплуатационные характеристики машин: снижается мощность двигателей, эффективность фильтрующих элементов, работы радиаторов, увеличи­вается расход топлива и масел, в узлах трения возрас­тает абразивное изнашивание и в результате изменяют­ся посадки в сопряжениях деталей. Все эти явления при­водят к снижению надежности машин. Поэтому очистные работы при ремонте машин имеют первостепенное зна­чение.

Процессом очистки называется процесс удаления заг­рязнений с поверхностей объектов очистки с помощью химического, физико-химического, теплового и механи­ческого воздействия.

Целью очистки в процессе ремонта машин является:

обеспечение качества ремонта, высокой производительности труда ремонтников, культуры производства и выполнение санитарно-гигиенических требований;

— обеспечение возможности измерения геометрических и физико-механических параметров деталей; подготовка деталей для нанесения на них защитных покрытий;

исключение или значительное сокращение коррозии деталей в период нахождения машин в ремонте;

Читайте также:  Лодочный мотор глохнет когда даешь газу

обеспечение требуемой чистоты поверхностей дета­лей при сборке агрегатов, узлов и систем.

Классифи­кация загрязнений, встречающихся на объектах ремонта,

Из загрязнений основными являются маслянно-грязевые отложения, асфальто-смолистые, старая краска, нагар, накипь, продукты коррозии. Для удаления всех видов заг­рязнений необходимо применять многостадийные процес­сы очистки.

МОЙКА И ОБЕЗЖИРИВАНИЕ ОБЪЕКТОВ РЕМОНТА

Сущность процесса мойки и обезжиривания состоит в удалении жидких и твердых загрязнений с поверхнос­тей детали и переводе их в моющий раствор в виде ра­створов или дисперсий.

Раствором CMC (синтетические моющие средства) можно очи­стить детали из черных и цветных металлов и сплавов.

CMC выпускаются в виде сыпучего, гигрос­копичного белого или светло-желтого порошка. Средства Лабомид — 101, Лабомид — 102 и МС — 6 предназначе­ны для моечных машин струйного типа, а Лабомид — 203 и МС — 8 для машин погружного типа. Препараты Темп — 100 и Темп — 100Д

Моющие растворы, содержащие щелочи, кислоты или их соли мо­гут вызывать корродирующее действие на металлы. Для предотвращения коррозии в моющие растворы вво­дят специальные добавки, называемые —ингибиторы кор­розии. Защитное действие ингибиторов коррозии состоит в образовании на поверхности металла защитной пленки в виде продукта реакции между металлом, ингибитором и коррозионно-активной средой.

В ремонтной практике получило распространение уда­ление загрязнений при помощи растворителей. Основную массу растворителей, применяемых в настоящее время на ремонтных предприятиях, составляют бензин, керосин, дизельное топливо и уайт-спирит. Их применяют для очистки деталей от асфальтосмолистых загрязнений (элементов масляных фильтров, блоков, каналов коленчатых валов, топливной аппаратуры, обезжиривания деталей и др.).

В последнее время при очистке стали шире исполь­зовать растворяюще-эмульгирующие средства (РЭС). При погружении деталей в РЭС в чистом виде или в сме­си с другими растворителями очистка происходит путем растворения загрязнений. При последующем погруже­нии деталей в водный раствор CMC или в воду происхо­дит эмульгирование растворителя и оставшихся загряз­нений и переход их в раствор, что обеспечивает необхо­димое качество очистки. РЭС обычно применяют при очистке поверхностей деталей от асфальтосмолистых от­ложений

Обезжиривание поверхностей деталей от раститель­ных и животных жиров обязательно проводят перед нане­сением лакокрасочных покрытий, электролитического осаждения металлов, оксидирования, фосфатирования и др.

Для удаления неомыляемых жиров применяют органические растворители: бензин, уайт-спирит, керосин, четырехлористый углерод и др.

Обезжиривание поверхностей деталей в обезжирива­ющем растворе под действием электрического тока бо­лее производительно. В этом случае помимо химическо­го воздействия раствора на жировые пленки происходит механическое разрушение пленок газами, выделяющими­ся на поверхностях деталей.

ОБОРУДОВАНИЕ, ПРИМЕНЯЕМОЕ ПРИ ОЧИСТКЕ ДЕТАЛЕЙ

Лекция 5

ОЧИСТКА МАШИН, СБОРОЧНЫХ ЕДИНИЦ И ДЕТАЛЕЙ

СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОЧИСТКИ И ЕЕ ЦЕЛЬ

В результате работы и контактирования с окру­жающей средой детали машин покрываются загрязне­ниями, ухудшающими эксплуатационные характеристики машин: снижается мощность двигателей, эффективность фильтрующих элементов, работы радиаторов, увеличи­вается расход топлива и масел, в узлах трения возрас­тает абразивное изнашивание и в результате изменяют­ся посадки в сопряжениях деталей. Все эти явления при­водят к снижению надежности машин. Поэтому очистные работы при ремонте машин имеют первостепенное зна­чение.

Процессом очистки называется процесс удаления заг­рязнений с поверхностей объектов очистки с помощью химического, физико-химического, теплового и механи­ческого воздействия.

Целью очистки в процессе ремонта машин является:

— обеспечение качества ремонта, высокой производительности труда ремонтников, культуры производства и выполнение санитарно-гигиенических требований;

— обеспечение возможности измерения геометрических и физико-механических параметров деталей; подготовка деталей для нанесения на них защитных покрытий;

исключение или значительное сокращение коррозии деталей в период нахождения машин в ремонте;

Читайте также:  Чип тюнинг chevrolet camaro

— обеспечение требуемой чистоты поверхностей дета­лей при сборке агрегатов, узлов и систем.

Классифи­кация загрязнений, встречающихся на объектах ремонта,

Из загрязнений основными являются маслянно-грязевые отложения, асфальто-смолистые, старая краска, нагар, накипь, продукты коррозии. Для удаления всех видов заг­рязнений необходимо применять многостадийные процес­сы очистки.

МОЙКА И ОБЕЗЖИРИВАНИЕ ОБЪЕКТОВ РЕМОНТА

Сущность процесса мойки и обезжиривания состоит в удалении жидких и твердых загрязнений с поверхнос­тей детали и переводе их в моющий раствор в виде ра­створов или дисперсий.

Раствором CMC можно очи­стить детали из черных и цветных металлов и сплавов. CMC выпускаются в виде сыпучего, гигрос­копичного белого или светло-желтого порошка. Средства Лабомид — 101, Лабомид — 102 и МС — 6 предназначе­ны для моечных машин струйного типа, а Лабомид — 203 и МС — 8 для машин погружного типа. Препараты Темп — 100 и Темп — 100Д

Моющие растворы, содержащие щелочи, кислоты или их соли мо­гут вызывать корродирующее действие на металлы. Для предотвращения коррозии в моющие растворы вво­дят специальные добавки, называемые —ингибиторы кор­розии. Защитное действие ингибиторов коррозии состоит в образовании на поверхности металла защитной пленки в виде продукта реакции между металлом, ингибитором и коррозионно-активной средой.

В ремонтной практике получило распространение уда­ление загрязнений при помощи растворителей. Основную массу растворителей, применяемых в настоящее время на ремонтных предприятиях, составляют бензин, керосин, дизельное топливо и уайт-спирит. Их применяют для очистки деталей от асфальтосмолистых загрязнений (элементов масляных фильтров, блоков, каналов коленчатых валов, топливной аппаратуры, обезжиривания деталей и др.).

В последнее время при очистке стали шире исполь­зовать растворяюще-эмульгирующие средства (РЭС). При погружении деталей в РЭС в чистом виде или в сме­си с другими растворителями очистка происходит путем растворения загрязнений. При последующем погруже­нии деталей в водный раствор CMC или в воду происхо­дит эмульгирование растворителя и оставшихся загряз­нений и переход их в раствор, что обеспечивает необхо­димое качество очистки. РЭС обычно применяют при очистке поверхностей деталей от асфальтосмолистых от­ложений

Обезжиривание поверхностей деталей от раститель­ных и животных жиров обязательно проводят перед нане­сением лакокрасочных покрытий, электролитического осаждения металлов, оксидирования, фосфатирования и др.

Для удаления неомыляемых жиров применяют органические растворители: бензин, уайт-спирит, керосин, четырехлористый углерод и др.

Обезжиривание поверхностей деталей в обезжирива­ющем растворе под действием электрического тока бо­лее производительно. В этом случае помимо химическо­го воздействия раствора на жировые пленки происходит механическое разрушение пленок газами, выделяющими­ся на поверхностях деталей.

ОЧИСТКА ДЕТАЛЕЙ ОТ НАГАРА, НАКИПИ, КОРРОЗИИ И СТАРОЙ КРАСКИ

Очистка деталей от нагара, накипи и продуктов кор­розии может производиться химическим, механическим, термохимическим и комбинированным способами.

Химический способ, основан на исполь­зовании щелочных растворов повышенной концентрации.

Наибольшее распростране­ние получила очистка от нагара косточковой крошкой (дробленая скорлупа фруктовых косточек). Косточковая крошка подается потоком сжатого воздуха движущегося с высокой скоростью на поверхность с нагаром под дав­лением 0,3— 0,6 МПа. Частицы, с силой ударяясь о по­верхность детали, разрушают и удаляют нагар и другие загрязнения, при этом не нарушают величину шерохова­тости поверхности детали.

При очистке поверхностей деталей с нагаром приме­няется очистка металлическим песком и гидропескост­руйная очистка, однако на поверхнос­тях деталей могут появляться риски и царапины, которые являются очагами повторного обра­зования нагара.

Очистка поверхностей деталей от нагара может про­водиться термохимическим способом в расплаве солей.

Рис. 20. Схема установки для очистки деталей от нагара и накипи в расплаве солей и щелочи.

Читайте также:  Слив антифриза с двигателя опель омега

1 — ванна с расплавом, 2 — первая промывочная ванна, 3 — ванна с кислотным раствором,

4 — электротельфер для загрузки и выгрузки деталей, 5 — вторая промывочная ванна

Очистку от накипи внутренних полостей двигателя, деталей системы охлаждения, как правило, проводят ще­лочными растворами. Карбонаты кальция, магния, содер­жащиеся в накипи, растворяются в соляной кислоте, а силикаты и сульфаты кальция и магния хорошо разрых­ляются в щелочных растворах. Разрыхленный слой наки­пи легко смывается струей воды. Для удаления накипи с поверхностей деталей из алю­миниевых сплавов применяют растворы фосфорной и молочной кислот.

Очистку поверхностей деталей от коррозии (продук­ты коррозии FeO, Fe3O4, Fe2O3> можно осуществить ме­ханической, химической или абразивно-жидкостной об­работкой.

Механическую обработку осуществляют ме­таллическими щетками или металлическим песком. Металлическим песком, подаваемым на очищаемую по­верхность деталей сжатым воздухом, можно очищать массивные детали достаточной толщины.

Химический способ очистки от коррозии заключается в травлении пораженных коррозией поверхностей растворами серной, соляной, фосфорной и других кислот, а так­же пастами.

Удаление лакокрасочных покрытий осуществляется применением для этой цели растворителей, смывок, ра­створов щелочей и специального инструмента.

Наиболь­шее распространение нашел способ обработки деталей из черных металлов и их сплавов в ванне с водным раство­ром каустической соды концентрацией 50—100 г/л при температуре раствора 85°С. Для ускорения процесса сня­тия лакокрасочного покрытия в 2—3 раза в раствор вво­дят ускорители — трипропиленгликоль или смесь триэтаноламина с монофениловым эфиром этиленгликоля (1 — 10% массы каустической соды).

По окончании обработки деталей в щелочной ванне их промывают в воде при температуре 50—60°С и нейтра­лизуют 10%-ным водным раствором ортофосфорной кис­лоты. После такой обработки на поверхности деталей об­разуется пленка фосфатов, временно защищающая от коррозии и являющаяся грунтом для последующего ла­кокрасочного покрытия.

Когда удаление лакокрасочного покрытия в щелочных растворах невозможно или нецелесообразно по технологи­ческим или конструктивным соображениям, то его удаляют при помощи растворителей (№ 646, 647, 648,651 и Р-10), смывок (СД (СП), СД(ОБ) и АФТ-1) и специального инстру­мента. После выдержки смывки на лакокрасочной поверхности детали, лакокрасочное покрытие снимается скребками, с последующей протиркой очищенной поверхности вето­шью, смоченной уайт-спиритом или раствором CMC.

В некоторых случаях старое лакокрасочное покрытие снимают механическим способом, используя для этой цели металлические проволочные щетки: дисковые, кольцевые, торцевые (чашечные) и др

Очистку поверхностей деталей от консервационных смазок производят в растворах CMC (например Лабомид-101)

ОБОРУДОВАНИЕ, ПРИМЕНЯЕМОЕ ПРИ ОЧИСТКЕ ДЕТАЛЕЙ

При выполнении очистных операций используют мо­ечные машины шести типов: мониторные, струйные, по­гружные, комбинированные, специальные, автоматизиро­ванные линии, а также специальные установки для меха­нического и термохимического способов очистки поверхностей деталей.

На рис. 24 показана схема установки для очистки поверхностей дета­лей косточковой крошкой. Крошку загружают в корпус 6. Через фильтрующую сетку и отверстие в клапане 2 крош­ка поступает в бункер 9 и смеситель 1. По шлангу 3 под действием сжатого воздуха крошка попадает к наконеч­нику 5. Кранами 7 и 8 регулируется расход подаваемого сжатого воздуха. Детали для очистки укладывают на стол 4. Рабочий, направляя наконечник 5 на поверхность де­тали, очищает ее косточковой крошкой, а полноту и ка­чество очистки контролирует через защитное стекло. Пыль от крошки и загрязнений отсасывается вентилято­ром 11 через циклон 10. По этому же принципу устроены и работают установки, в которых очищающей средой яв­ляется гранулы из пластмасс, стеклянные шарики, гра­нулы сухого льда.

Рис. 24. Схема установки для очистки деталей косточковой крошкой:

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 1289 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Оцените статью