Значение и задачи очистки при ремонте автомобилей. Виды и характеристики загрязнений
Загрязнения, встречающиеся при ремонте и обслуживании машин и оборудования, различны по природе образования, условиям формирования, прочности, адгезии. Они представляют собой продукты как органических, так и неорганических соединений, их условно можно разделить на три основных вида: общие, технологические и смешанные. Обычно в условиях эксплуатации поверхности автомобилей загрязнены не одним видом, а комплексами разнообразных загрязнений, несвоевременное и некачественное удаление которых приводит к интенсификации процесса старения автомобиля и его агрегатов.
Механические свойства загрязнений изменяются в широких пределах: от свойств вязких веществ (масел), вязко-пластичных (смазок), в том числе мазеобразных (осадков), до свойств тел, обладающих пылеватой структурой (частицы почвы, атмосферная пыль), и твердых прочных образований (накипь, нагары и ДР).
Характер загрязнений наружных поверхностей автомобилей зависит от условий эксплуатации и вида выполняемых работ. В атмосферном воздухе все содержится определенное количество пыли, которая в процессе эксплуатации автомобилей осаждается на их наружных и внутренних поверхностях.
Присутствующие в составе атмосферной пыли маслянистые загрязнения и попадающие в процессе эксплуатации автомобилей остатки топливно-смазочных материалов усложняют процесс очистки поверхностей, придавая им определенную мягкость, которая интенсифицирует рост адгезии атмосферной пыли с деталями. Еще большей адгезией с очищаемыми поверхностями обладают загрязнения продуктов переработки эксплуатационных материалов (ТСМ, воды и др.).
По связи с очищаемой поверхностью все загрязнения можно разделить на три основные группы, которые различаются трудностью удаления загрязнений и их физико-химическими и механическими свойствами.
Первая группа — адгезионно-связанные (слабосвязанные загрязнения без примесей органических веществ).
Вторая группа — поверхностно адсорбционно-связанные (слабосвязанные загрязнения с примесью органических веществ, до 35 %).
Третья группа — прочно (глубинно)-связанные (загрязнения, которые содержат в составе цементирующие и прочно склеивающие вещества).
Адгезионно-связанные загрязнения — смесь хаотичных по ориентации и размерам частиц почвы, дорожной, атмосферной пыли с малым содержанием органических веществ (до 5. 6%), удерживаемых на поверхности только за счет молекулярных и электростатических сил.
Поверхностно адсорбционно-связанные загрязнения представляют собой остатки топливно-смазочных материалов, осадки смолистых отложений с большим содержанием органических веществ (более 6%), которые удерживаются на поверхности не только за счет молекулярных и электростатических сил, но и за счет частичного поглощения загрязнений твердой поверхностью.
Прочно (глубинно)-связанные загрязнения состоят из лаков, полимеризованных смолистых отложений, нагара, краски, литейного и сварочного конгломератов, продуктов коррозии, окалины, накипи
СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОЧИСТКИ И ЕЕ ЦЕЛЬ
Лекция 5
ОЧИСТКА МАШИН, СБОРОЧНЫХ ЕДИНИЦ И ДЕТАЛЕЙ
СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОЧИСТКИ И ЕЕ ЦЕЛЬ
В результате работы и контактирования с окружающей средой детали машин покрываются загрязнениями, ухудшающими эксплуатационные характеристики машин: снижается мощность двигателей, эффективность фильтрующих элементов, работы радиаторов, увеличивается расход топлива и масел, в узлах трения возрастает абразивное изнашивание и в результате изменяются посадки в сопряжениях деталей. Все эти явления приводят к снижению надежности машин. Поэтому очистные работы при ремонте машин имеют первостепенное значение.
Процессом очистки называется процесс удаления загрязнений с поверхностей объектов очистки с помощью химического, физико-химического, теплового и механического воздействия.
Целью очистки в процессе ремонта машин является:
— обеспечение качества ремонта, высокой производительности труда ремонтников, культуры производства и выполнение санитарно-гигиенических требований;
— обеспечение возможности измерения геометрических и физико-механических параметров деталей; подготовка деталей для нанесения на них защитных покрытий;
исключение или значительное сокращение коррозии деталей в период нахождения машин в ремонте;
— обеспечение требуемой чистоты поверхностей деталей при сборке агрегатов, узлов и систем.
Классификация загрязнений, встречающихся на объектах ремонта,
Из загрязнений основными являются маслянно-грязевые отложения, асфальто-смолистые, старая краска, нагар, накипь, продукты коррозии. Для удаления всех видов загрязнений необходимо применять многостадийные процессы очистки.
МОЙКА И ОБЕЗЖИРИВАНИЕ ОБЪЕКТОВ РЕМОНТА
Сущность процесса мойки и обезжиривания состоит в удалении жидких и твердых загрязнений с поверхностей детали и переводе их в моющий раствор в виде растворов или дисперсий.
Раствором CMC (синтетические моющие средства) можно очистить детали из черных и цветных металлов и сплавов.
CMC выпускаются в виде сыпучего, гигроскопичного белого или светло-желтого порошка. Средства Лабомид — 101, Лабомид — 102 и МС — 6 предназначены для моечных машин струйного типа, а Лабомид — 203 и МС — 8 для машин погружного типа. Препараты Темп — 100 и Темп — 100Д
Моющие растворы, содержащие щелочи, кислоты или их соли могут вызывать корродирующее действие на металлы. Для предотвращения коррозии в моющие растворы вводят специальные добавки, называемые —ингибиторы коррозии. Защитное действие ингибиторов коррозии состоит в образовании на поверхности металла защитной пленки в виде продукта реакции между металлом, ингибитором и коррозионно-активной средой.
В ремонтной практике получило распространение удаление загрязнений при помощи растворителей. Основную массу растворителей, применяемых в настоящее время на ремонтных предприятиях, составляют бензин, керосин, дизельное топливо и уайт-спирит. Их применяют для очистки деталей от асфальтосмолистых загрязнений (элементов масляных фильтров, блоков, каналов коленчатых валов, топливной аппаратуры, обезжиривания деталей и др.).
В последнее время при очистке стали шире использовать растворяюще-эмульгирующие средства (РЭС). При погружении деталей в РЭС в чистом виде или в смеси с другими растворителями очистка происходит путем растворения загрязнений. При последующем погружении деталей в водный раствор CMC или в воду происходит эмульгирование растворителя и оставшихся загрязнений и переход их в раствор, что обеспечивает необходимое качество очистки. РЭС обычно применяют при очистке поверхностей деталей от асфальтосмолистых отложений
Обезжиривание поверхностей деталей от растительных и животных жиров обязательно проводят перед нанесением лакокрасочных покрытий, электролитического осаждения металлов, оксидирования, фосфатирования и др.
Для удаления неомыляемых жиров применяют органические растворители: бензин, уайт-спирит, керосин, четырехлористый углерод и др.
Обезжиривание поверхностей деталей в обезжиривающем растворе под действием электрического тока более производительно. В этом случае помимо химического воздействия раствора на жировые пленки происходит механическое разрушение пленок газами, выделяющимися на поверхностях деталей.
ОБОРУДОВАНИЕ, ПРИМЕНЯЕМОЕ ПРИ ОЧИСТКЕ ДЕТАЛЕЙ
Лекция 5
ОЧИСТКА МАШИН, СБОРОЧНЫХ ЕДИНИЦ И ДЕТАЛЕЙ
СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОЧИСТКИ И ЕЕ ЦЕЛЬ
В результате работы и контактирования с окружающей средой детали машин покрываются загрязнениями, ухудшающими эксплуатационные характеристики машин: снижается мощность двигателей, эффективность фильтрующих элементов, работы радиаторов, увеличивается расход топлива и масел, в узлах трения возрастает абразивное изнашивание и в результате изменяются посадки в сопряжениях деталей. Все эти явления приводят к снижению надежности машин. Поэтому очистные работы при ремонте машин имеют первостепенное значение.
Процессом очистки называется процесс удаления загрязнений с поверхностей объектов очистки с помощью химического, физико-химического, теплового и механического воздействия.
Целью очистки в процессе ремонта машин является:
— обеспечение качества ремонта, высокой производительности труда ремонтников, культуры производства и выполнение санитарно-гигиенических требований;
— обеспечение возможности измерения геометрических и физико-механических параметров деталей; подготовка деталей для нанесения на них защитных покрытий;
исключение или значительное сокращение коррозии деталей в период нахождения машин в ремонте;
— обеспечение требуемой чистоты поверхностей деталей при сборке агрегатов, узлов и систем.
Классификация загрязнений, встречающихся на объектах ремонта,
Из загрязнений основными являются маслянно-грязевые отложения, асфальто-смолистые, старая краска, нагар, накипь, продукты коррозии. Для удаления всех видов загрязнений необходимо применять многостадийные процессы очистки.
МОЙКА И ОБЕЗЖИРИВАНИЕ ОБЪЕКТОВ РЕМОНТА
Сущность процесса мойки и обезжиривания состоит в удалении жидких и твердых загрязнений с поверхностей детали и переводе их в моющий раствор в виде растворов или дисперсий.
Раствором CMC можно очистить детали из черных и цветных металлов и сплавов. CMC выпускаются в виде сыпучего, гигроскопичного белого или светло-желтого порошка. Средства Лабомид — 101, Лабомид — 102 и МС — 6 предназначены для моечных машин струйного типа, а Лабомид — 203 и МС — 8 для машин погружного типа. Препараты Темп — 100 и Темп — 100Д
Моющие растворы, содержащие щелочи, кислоты или их соли могут вызывать корродирующее действие на металлы. Для предотвращения коррозии в моющие растворы вводят специальные добавки, называемые —ингибиторы коррозии. Защитное действие ингибиторов коррозии состоит в образовании на поверхности металла защитной пленки в виде продукта реакции между металлом, ингибитором и коррозионно-активной средой.
В ремонтной практике получило распространение удаление загрязнений при помощи растворителей. Основную массу растворителей, применяемых в настоящее время на ремонтных предприятиях, составляют бензин, керосин, дизельное топливо и уайт-спирит. Их применяют для очистки деталей от асфальтосмолистых загрязнений (элементов масляных фильтров, блоков, каналов коленчатых валов, топливной аппаратуры, обезжиривания деталей и др.).
В последнее время при очистке стали шире использовать растворяюще-эмульгирующие средства (РЭС). При погружении деталей в РЭС в чистом виде или в смеси с другими растворителями очистка происходит путем растворения загрязнений. При последующем погружении деталей в водный раствор CMC или в воду происходит эмульгирование растворителя и оставшихся загрязнений и переход их в раствор, что обеспечивает необходимое качество очистки. РЭС обычно применяют при очистке поверхностей деталей от асфальтосмолистых отложений
Обезжиривание поверхностей деталей от растительных и животных жиров обязательно проводят перед нанесением лакокрасочных покрытий, электролитического осаждения металлов, оксидирования, фосфатирования и др.
Для удаления неомыляемых жиров применяют органические растворители: бензин, уайт-спирит, керосин, четырехлористый углерод и др.
Обезжиривание поверхностей деталей в обезжиривающем растворе под действием электрического тока более производительно. В этом случае помимо химического воздействия раствора на жировые пленки происходит механическое разрушение пленок газами, выделяющимися на поверхностях деталей.
ОЧИСТКА ДЕТАЛЕЙ ОТ НАГАРА, НАКИПИ, КОРРОЗИИ И СТАРОЙ КРАСКИ
Очистка деталей от нагара, накипи и продуктов коррозии может производиться химическим, механическим, термохимическим и комбинированным способами.
Химический способ, основан на использовании щелочных растворов повышенной концентрации.
Наибольшее распространение получила очистка от нагара косточковой крошкой (дробленая скорлупа фруктовых косточек). Косточковая крошка подается потоком сжатого воздуха движущегося с высокой скоростью на поверхность с нагаром под давлением 0,3— 0,6 МПа. Частицы, с силой ударяясь о поверхность детали, разрушают и удаляют нагар и другие загрязнения, при этом не нарушают величину шероховатости поверхности детали.
При очистке поверхностей деталей с нагаром применяется очистка металлическим песком и гидропескоструйная очистка, однако на поверхностях деталей могут появляться риски и царапины, которые являются очагами повторного образования нагара.
Очистка поверхностей деталей от нагара может проводиться термохимическим способом в расплаве солей.
Рис. 20. Схема установки для очистки деталей от нагара и накипи в расплаве солей и щелочи.
1 — ванна с расплавом, 2 — первая промывочная ванна, 3 — ванна с кислотным раствором,
4 — электротельфер для загрузки и выгрузки деталей, 5 — вторая промывочная ванна
Очистку от накипи внутренних полостей двигателя, деталей системы охлаждения, как правило, проводят щелочными растворами. Карбонаты кальция, магния, содержащиеся в накипи, растворяются в соляной кислоте, а силикаты и сульфаты кальция и магния хорошо разрыхляются в щелочных растворах. Разрыхленный слой накипи легко смывается струей воды. Для удаления накипи с поверхностей деталей из алюминиевых сплавов применяют растворы фосфорной и молочной кислот.
Очистку поверхностей деталей от коррозии (продукты коррозии FeO, Fe3O4, Fe2O3> можно осуществить механической, химической или абразивно-жидкостной обработкой.
Механическую обработку осуществляют металлическими щетками или металлическим песком. Металлическим песком, подаваемым на очищаемую поверхность деталей сжатым воздухом, можно очищать массивные детали достаточной толщины.
Химический способ очистки от коррозии заключается в травлении пораженных коррозией поверхностей растворами серной, соляной, фосфорной и других кислот, а также пастами.
Удаление лакокрасочных покрытий осуществляется применением для этой цели растворителей, смывок, растворов щелочей и специального инструмента.
Наибольшее распространение нашел способ обработки деталей из черных металлов и их сплавов в ванне с водным раствором каустической соды концентрацией 50—100 г/л при температуре раствора 85°С. Для ускорения процесса снятия лакокрасочного покрытия в 2—3 раза в раствор вводят ускорители — трипропиленгликоль или смесь триэтаноламина с монофениловым эфиром этиленгликоля (1 — 10% массы каустической соды).
По окончании обработки деталей в щелочной ванне их промывают в воде при температуре 50—60°С и нейтрализуют 10%-ным водным раствором ортофосфорной кислоты. После такой обработки на поверхности деталей образуется пленка фосфатов, временно защищающая от коррозии и являющаяся грунтом для последующего лакокрасочного покрытия.
Когда удаление лакокрасочного покрытия в щелочных растворах невозможно или нецелесообразно по технологическим или конструктивным соображениям, то его удаляют при помощи растворителей (№ 646, 647, 648,651 и Р-10), смывок (СД (СП), СД(ОБ) и АФТ-1) и специального инструмента. После выдержки смывки на лакокрасочной поверхности детали, лакокрасочное покрытие снимается скребками, с последующей протиркой очищенной поверхности ветошью, смоченной уайт-спиритом или раствором CMC.
В некоторых случаях старое лакокрасочное покрытие снимают механическим способом, используя для этой цели металлические проволочные щетки: дисковые, кольцевые, торцевые (чашечные) и др
Очистку поверхностей деталей от консервационных смазок производят в растворах CMC (например Лабомид-101)
ОБОРУДОВАНИЕ, ПРИМЕНЯЕМОЕ ПРИ ОЧИСТКЕ ДЕТАЛЕЙ
При выполнении очистных операций используют моечные машины шести типов: мониторные, струйные, погружные, комбинированные, специальные, автоматизированные линии, а также специальные установки для механического и термохимического способов очистки поверхностей деталей.
На рис. 24 показана схема установки для очистки поверхностей деталей косточковой крошкой. Крошку загружают в корпус 6. Через фильтрующую сетку и отверстие в клапане 2 крошка поступает в бункер 9 и смеситель 1. По шлангу 3 под действием сжатого воздуха крошка попадает к наконечнику 5. Кранами 7 и 8 регулируется расход подаваемого сжатого воздуха. Детали для очистки укладывают на стол 4. Рабочий, направляя наконечник 5 на поверхность детали, очищает ее косточковой крошкой, а полноту и качество очистки контролирует через защитное стекло. Пыль от крошки и загрязнений отсасывается вентилятором 11 через циклон 10. По этому же принципу устроены и работают установки, в которых очищающей средой является гранулы из пластмасс, стеклянные шарики, гранулы сухого льда.
Рис. 24. Схема установки для очистки деталей косточковой крошкой:
Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 1289 ; Мы поможем в написании вашей работы!