- Смазки для насосного оборудования
- Виды промышленных насосов
- Классификация смазок
- Разновидности для насосов
- Подшипники
- Направляющие скольжения
- Резьбовые соединения, посадки и уплотнители
- Электрические контакты
- Основные производители
- Масло для погружных насосов
- Масло для погружных насосов
- Какое масло используется в погружных насосах ?
- Какое масло мы используем при ремонте насосов
- Погружные двигатели для скважинных насосов
Смазки для насосного оборудования
Смазки для насосного оборудования обеспечивают надежную и длительную работу техники без сбоев и являются эффективным средством при решении проблем, связанных с эксплуатацией и обслуживанием устройств. Назначение насосных смазок – минимизация трения между элементами, уменьшение износа, охлаждение трущихся деталей и создание уплотнения между компонентами. Выбор состава зависит от разновидности промышленных насосов, особенностей работы, конструкции, типа подшипников, минимальной и максимальной нагрузки, а также вида перегоняемого вещества.
Виды промышленных насосов
Насосы задействованы в различных отраслях промышленности. Оборудование используется для напорного перемещения, нагнетания, всасывания, сжатия, разрежения жидкости или газа в результате передачи перегоняемому веществу потенциальной или кинетической энергии.
По принципу действия падающего элемента устройства делятся на несколько групп:
- Роторные – функционируют по принципу вытеснения. Вращающие поршни или винты формируют в цилиндре рабочие полости, наибольших размеров для всасывания и наименьших для напора.
- Возвратно-поступательные – перегон веществ посредством осевого движения поршня или мембраны в цилиндре, который соединяется с подводящими и напорными трубами с помощью всасывающего и нагнетательного элемента.
- Динамические – вращающиеся колеса передают кинетическую энергию к перекачиваемой среде (жидкости или газу), которая в диффузоре или спирали преобразовывается в энергию давления.
- Специальные – небольшие приборы, в которых не предусмотрен традиционный вращающийся или движущийся вдоль оси рабочий элемент.
В процессе эксплуатации в насосном оборудовании могут возникать различные проблемы. Например, сильный шум или вибрация, скачкообразные движения, заедание, деформация и разрушение уплотнителей, коррозия, снижение производительности, вытекание смазки из узлов трения, коррозия и т.д. Большинство неполадок можно избежать (либо минимизировать вероятность их появления) при своевременном и правильном техническом обслуживании. Обязательный элемент ТО – грамотный подбор и использование смазочных материалов, которые полностью отвечают условиям работы конкретного узла техники.
Обязательному смазыванию подлежат следующие детали:
- направляющие скольжения;
- подшипники;
- резьбовые соединения;
- электрические контакты;
- прокладки и уплотнители.
Классификация смазок
Все существующие смазочные материалы классифицируются по консистенции, составу и области применения. По консистенции смеси делятся на:
В каждой разновидности содержится определенный процент масла, загустителя, примесей и присадок для улучшения свойств вещества. Пластичные смеси чаще всего применяются в автомобильной технике, твердые используются для качественного уплотнения и защиты техники. Жидкие смазки – это моторные масла, которыми обрабатываются детали двигателей.
По назначению выделяют следующие составы:
- антифрикционные – используются для уменьшения трения между деталями и увеличения срока их службы;
- узкоспециализированные – разрабатываются с учетом специфики каждой отдельной отрасли;
- консервационные – применяются для длительной защиты компонентов оборудования;
- уплотнительные – нужны для улучшения герметизации зазоров резьбовых соединений, упрощения сборки и демонтажа конструкций.
Состав смазок разнообразный. Большинство разновидностей относятся к нефтяным и синтетическим смесям. Кроме них выделяют минеральные, мыльные, натриевые, углеводородные, литиевые, бариевые, неорганические и органические смазки. Каждое вещество предназначено для конкретных механизмов и под определенные цели использования.
Разновидности для насосов
Для каждого узла предусмотрены отдельные разновидности смазок. Например, для обработки подшипников используются жидкие масла, получаемые в процессе переработки нефти, а также густые консистентные составы. Сорта жидких масел различаются между собой показателями вязкости, рабочей температурой, весом и маслянистостью. Густые смеси состоят из минерального масла и загустителей. Все разновидности веществ относятся к одному из действующих стандартов, который определяет их качество и ключевые свойства.
Подшипники
Подшипники роторных насосов смазываются антифрикционными силиконовыми и эфирными составами, обладающие следующими свойствами:
- термостойкость – сохраняют все свойства при воздействии высоких температур;
- морозостойкость – могут использоваться при отрицательной температуре;
- химически стойкие – не позволяют обработанным компонентам взаимодействовать с кислородом, что предотвращает появление коррозии;
Возможно применение и литиевых составов – пластичных смазок, получаемых путем загущения нефтяных масел литиевым мылом 12-оксистеариновой кислоты. Вещество обладает усиленной адгезией и антифреттинговыми свойствами для продолжительного смазывания высоконагруженных скоростных узлов.
Кроме них используются синтетические (ПАО) смеси – материалы, получаемые в процессе химического синтеза углеводородов. Такие составы обладают более широкими вязкостно-температурными характеристиками, устойчивы к окислительным процессам и инертны к каучуковым уплотнителям.
Для обработки подшипников динамических насосов, кроме силиконовых, эфирных, синтетических и литиевых пластичных смазок, используются полусинтетические (ПАО) смеси, отличающиеся широким диапазоном рабочих температур.
Направляющие скольжения
Узел отличается разнородностью материалов, образующих пары трения. Использование веществ без учета данной особенности приводит к разрушению пластиковых и эластомерных компонентов, нарушению герметичности, снижению производительности или к поломке всего механизма. Для обработки узла применяются синтетические силиконовые и литиевые термостойкие пластичные смазки.
Резьбовые соединения, посадки и уплотнители
В процессе обслуживания промышленных насосов возникают проблемы с монтажом и демонтажем компонентов, соединенных посадкой, а также уплотнителей и резьбовых соединений. Смеси для снятия и установки отдельных деталей должны препятствовать их повреждению и разрушению, сокращать сроки выполнения монтажных операций и упрощать процесс последующего обслуживания техники.
Резьбовые соединения обрабатываются антикоррозийными силиконовыми пластичными и углеводородными смесями. Для сборочных операций и посадок оптимально подходят сборочные, смазочные и резьбовые пасты с антикоррозийными свойствами, созданные на основе твердых составов и минерального масла. Металлические уплотнители смазываются веществами, обеспечивающие повышенную герметичность, защиту от фреттинг-коррозии и прикипания. Эластомерные уплотнители обрабатываются веществами, повышающие герметичность, продлевающие срок службы прокладок и облегчающие монтаж и демонтаж.
Электрические контакты
Для обеспечения надежного контакта в электротехнических соединениях, а также защиты от внешних воздействий используются электропроводные резьбовые составы, созданные на основе твердых смазок мелкодисперсного металлического порошка и минерального масла. Кроме них используется силиконовые материалы с термо,- водо,- и химической стойкостью для герметизации и электроизоляции контактов.
Основные производители
Рынок смазочных материалов для промышленных насосов представлен несколькими брендами.
Dow Corning (Molykote)
пластичные силиконовые литиевые смазки, масла, пасты, антифрикционные покрытия, дисперсии с термо,- водо,- и химической стойкостью
водостойкие составы, силиконовые, литиевые многоцелевые смазки и защитные покрытия
пластичные, консистентные составы, синтетические масла и одноточечные лубрикаторы
Масло для погружных насосов
Масло для погружных насосов
В современных системах водоснабжения часто используются погружные насосы. Естественно, что насос, а точнее его электродвигатель, испытывает значительные нагрузки и нагрев. Для повышения эффективности охлаждения и компенсации давления в камере, где расположен электродвигатель ее заполняют специальным маслом для погружных насосов. При этом:
- есть опасность протечки масла в скважину или колодец;
- есть опасность попадания масла в систему водоснабжения.
Чтобы исключить возможность попадания масла в скважину, мы используем только качественное, проверенное временем насосное оборудование. Применение дешевых китайских насосов может повлечь отравление скважины, воду из которой придется долго откачивать. При этом нет четкого ответа, что за масло для этого погружного насоса было залито. Вполне может быть и трансформаторное! В насосах известных брендов используется безопасное белое медицинское масло, о чем пойдет речь ниже.
Какое масло используется в погружных насосах ?
Во всех современных насосах, предназначенных для работы с водой, которая может применяться в хозяйственно-бытовых целях, а также для пищевой и медицинской промышленности используется специальное масло.
- Редукторное масло на базе белого минерального и синтетического масла с пищевым допуском.
- Синтетическое (PAG) редукторное масло с пищевым допуском.
- Синтетическое пищевое редукторное масло.
- Масла на растительной основе (смазочный материал на основе подсолнечного масла).
Не привлекайте к ремонту погружных насосов случайных лиц и не занимайтесь им самостоятельно. Последствия некачественного ремонта могут быть плачевными. Это не просто выход из строя оборудования, но и пищевые отравления, а также заражения источника воды.
Какое масло мы используем при ремонте насосов
Мы являемся официальным сервисным центром по ремонту насосов и насосного оборудования. Мы приобретаем для ремонта, профилактических работ и обслуживания только оригинальные запчасти и комплектующие. Масла для замены в насосах мы получаем от производителей насосного оборудования и заменяем их в соответствии с требованиями к конкретной модели. Мы не используем неоригинальные материалы или полученные из сомнительных источников. Мы несем ответственность не только за работоспособность оборудования, но за и возможный ущерб, который мог произойти вследствие некачественного ремонта.
Погружные двигатели для скважинных насосов
Доброго дня, уважаемые читатели блога nasos-pump.ru
Двигатели для погружных насосов
В рубрике «Общее» разберем еще один тип двигателей – это погружные двигатели для скважинных насосов . Данные двигатели предназначены для комплектации скважинных насосов, используемых для подачи воды из скважин, а также отрытых водоемов, резервуаров и т. д. Погружные двигатели для скважинных насосов являются асинхронными однофазными или трех фазными в зависимости от потребляемой мощности. Однофазные двигатели изготавливаются до мощности 2,2 кВт (3 НР – лошадиные силы). Двигатели для скважинных насосов производятся 4, 6, 8, 10, 12 дюймов и могут погружаться на глубину 300 – 350 метров. Изготавливаются двигатели для 4 дюймовых скважин трех видов маслонаполненные, водонаполненные и залитые компаундом. Для скважин 6, 8, 10, 12 дюймов изготавливаются водонаполненные двигатели. Итальянская фирма Saer выпустила маслонаполненный двигатель для 6 дюймовых скважин. Чтобы компенсировать изменения давления снаружи и внутри маслонаполненного двигателя используется специальная камера с резиновой мембраной. С одной стороны мембраны находится масло, залитое в двигатель, а с другой стороны вода из скважины. Масло в двигателе заполняет все пустоты и тем самым улучшает отвода тепла из внутренней его части на поверхность при эксплуатации и защищает двигатель от перегрева. Масло также смазывает подшипники двигателя. В своей практике для заливки масла в погружные двигатели мы применяем индустриальное масло марки И-18, или И-20.
У водонаполненных двигателей встроен специальный предохранительный клапан двунаправленного действия. При увеличении давления внутри двигателя (двигатель нагревается при эксплуатации) клапан сбрасывает излишек давления в скважину, а при уменьшении давления внутри двигателя (двигатель начинает остывать после отключения) вода из скважины через клапан поступает в двигатель. Таким образом, все время происходит выравнивание давления воды в скважине и давления внутри двигателя.
Подробно рассмотреть все три типа скважинных двигателей в одной статье очень сложно. В данной статье мы более подробно рассмотрим 4″ маслонаполненные двигатели. Данный тип двигателя очень широко применяется как в быту, так и в промышленности.
Материалы и технические характеристики маслонаполненных двигателей
Рассмотрим материалы, из которых состоит погружной двигатель для скважинных насосов:
- Корпус двигателя – нержавеющая сталь;
- Верхний фланец – бронза, стандарт NEMA 4″. Это значит, что данный погружной двигатель можно легко присоединить к насосной части любого производителя с таким же стандартом;
- Вал двигателя – нержавеющая сталь;
- Основание двигателя – технополимер
Основные технические характеристики двигателей для скважинных насосов:
- Двухполюсный, асинхронный (2850 об./мин.);
- Погружной, маслонаполненный;
- Мощность-– 0.37 – 7.5 кВт;
- Номинальное напряжение: питания – 230 В, – 50 Гц, и 400 В. – 50 Гц;
- Перепады напряжения питания: +6 % –10 %;
- Максимальное количество запуски в час: – 30 с 60 секундами паузами между пусками;
- Номинальная температура окружающей среды: – 30°C;
- Вертикальный и горизонтальный способы монтажа;
- Скорость обтекания жидкости min – 8 см/сек;
- Защита: – IP 68;
- Класс изоляции: – F;
- Вода с характеристиками pH: – 6.5 – 8;
- Режим работы – продолжительный;
Устройство и конструкция погружных двигателей
Погружной двигатель для скважинных насосов также как и поверхностный электрический двигатель состоит из двух основных частей – это статор и ротор. Конструктивно двигатели выполнены в виде цилиндра. Диаметр 4″ двигателей составляет 96 мм. Размер двигателей отличается только высотой. Чем мощнее двигатель, тем больше его высота.
Устройство маслонаполненных двигателей следующее:
Статор (2 на рис. 1) – это неподвижная часть двигателя. Состоит статор из сердечника и двух обмоток (3) если двигатель однофазный и трех обмоток, если двигатель трех фазный. Готовый статор запрессовывается в корпус (1) из нержавеющей стали.
В нижней части нержавеющего корпуса находится основание (12) из технополимера. Между основанием и статором расположена специальная камера, где установлена резиновая мембрана. Основание скважинного двигателя не герметичное, в нем находятся отверстия, предназначенные для поступления воды в камеру. Герметизирует статор от попадания в него воды резиновая мембрана. Камера и мембрана компенсируют изменение давления внутри и снаружи двигателя.
Ротор (4) – это подвижная часть двигателя, которая вращается на нержавеющем валу (6). Ротор двигателя для скважинных насосов выполнен с короткозамкнутыми обмотками. На нержавеющий вал напрессованы подшипники, верхний (8) и нижний опорный (7). Нижних подшипника может быть два, зависит от мощности двигателя и завода производителя. Применяются подшипники открытого типа, так как находятся они в масле, которое заливается в электрический двигатель. На валу ротора монтируется также подвижная часть механического торцевого уплотнения. Ответная не подвижная часть механического торцевого уплотнения монтируется в специальном пазе верхнего фланца.
Бронзовый или латунный фланец предназначен для герметизации верхней части корпуса от попадания в двигатель воды. Герметизация происходит за счет резинового кольца (11) На фланце герметично крепится кабельная муфта (10) с отрезком кабеля, для подключения двигателя к сетевому питанию. Фланец используется для крепления насосной части к двигателю. Крепление происходит при помощи четырех шпилек, пружинных шайб и гаек (9), изготовленных из нержавеющей стали.. В фланце расположена пробка для заливки и проверки уровня масла в двигателе. При недостаточном уровне масла, его можно долить.
Монтаж двигателей и насосных частей
Монтаж двигателя и насосной части возможен только тогда, когда присоединительный фланец и насосная части выполнены по стандарту NEMA 4″. Подсоединение производится в следующей последовательности:
- Двигатель и насосную часть расположить на ровной, горизонтальной поверхности;
- Перед началом монтажа необходимо провернуть вал двигателя и вал насосной части. Оба вала должны вращаться свободно;
- Снять крепежные гайки и пружинные шайбы с крепежных шпилек двигателя;
- С насосной части демонтировать планку для крепления кабеля;
- Совместить крепежный фланец двигателя с крепежным фланцем насосной части таким образом, чтобы кабельная муфта на двигателе и место крепления кабельной планки на насосной части прилегали друг к другу. Соединительная муфта, находящаяся на валу насосной части, должна одеться на вал двигателя при совмещении двух частей;
- На крепежные шпильки надеть пружинные шайбы, затем гайки и затянуть гайки крест на крест;
- После затяжки гаек проверить совместное, свободное вращение валов двигателя и насосной части;
- Протянуть кабель двигателя вдоль насосной части и с помощью крепежной планки закрепить кабель и установить водозаборную сеточку, если она идет в комплекте с насосной частью.
Электрическое подключение двигателей
Погружные двигатели с завода изготовителя поставляются в зависимости от мощности с длиной кабеля от 1,5 до 2,5 метров. Для этого кабель, входящий в комплект поставки, необходимо удлинить в месте монтажа скважинного насоса. Соединить два кабеля можно при помощи заливной или термоусадочной соединительной муфты. Здесь уместно будет напомнить, что сечение кабеля можно рассчитать или выбрать из таблицы, в зависимости от мощности двигателя и глубины погружения скважинного насоса. Таблицу и формулу для расчета мы рассматривали в статье посвященной с кважинным погружным насосам . Удлиняющий кабель должен быть предназначен для использования в соответствующей среде и при существующей температуре.
Электрическое подключение должен проводить квалифицированный специалист с соблюдением всех норм и правил устройства электроустановок (ПУЭ). Необходимо выполнить заземление двигателя.
Необходимо предусмотреть внешний сетевой выключатель или рубильник, для отключения оборудования от электрической сети. Запрещается подключать в электрическую сеть однофазные двигатели без пусковой конденсаторной коробки и токовой защиты. В конденсаторной коробке находится пусковой конденсатор, токовая защита и кнопка включения, выключения. Трехфазный двигатель должен быть защищен автоматом защиты двигателя подобранным на номинальный ток двигателя согласно фирменной табличке. Рекомендуется для трехфазных двигателей применять реле контроля фаз. В случае пропадания одной из фаз или нарушении последовательности фаз оборудование не будет включаться в эксплуатацию до момента устранения неполадок.
Электрические подключения одно и трех фазных двигателей рис. 2
Электрическое подключение двигателей
Эксплуатация, обслуживание и ремонт
Погружные двигатели для скважинных насосов не требуют специального технического обслуживания в процессе эксплуатации. Однако, периодический контроль напряжения и потребляемого тока обеспечивает длительный срок эксплуатации. Для продолжительной и надежной эксплуатации погружных двигателей к скважинным насосам, необходимо обеспечить минимально допустимую скорость обтекания жидкости для охлаждения корпуса двигателя. При необходимости следует применять охлаждающие кожухи . Перед проведением обслуживания или ремонтных работ необходимо отключить оборудование от электросети и принять меры по предотвращению несанкционированного его включения. Легче ремонт предотвратить, чем производить. Ремонт двигателей для скважинных насосов очень сложный и дорогой. Это связано с использованием различного рода приспособлений для выпрессовки статора. В заключении можно сказать следующее, огромное количество погружных двигателей для скважинных насосов находятся в эксплуатации, и при их правильном использовании они выполняют свои функции долго и надежно.