Зарядные устройства для автомобилей производства ссср

Эволюция зарядно-пусковых устройств. СССР VS год 2019

Если на вашем автомобиле ни разу не разряжался аккумулятор, то вы, либо очень редко ездите, либо действительно везучий человек. С подобной проблемой сталкиваются многие. Например, моя «болезнь» — забываю выключать днем фары. Поэтому иногда приходится толкать, или «прикуриваться».

Для восстановления аккумуляторов уже давно создали зарядные и пуско-зарядные устройства. Существует множество заводских и самодельных приборов. Сегодня сделаем небольшую экскурсию в их мир и вспомним, чем пользовались наши дедушки и что сегодня есть у нас.

Угрюмые, тяжелые и надежные

Углубляться в технические характеристики ЗПУ сильно не будем. Однако стоит отметить, что большинство «зарядок», которые производили в советское время, дожили до наших дней. Они до сих пор успешно используются и перепродаются .

Сразу хочется отметить, что над дизайном сильно не «заморачивались». Упор был сделан на качество.

Также благодаря качеству, агрегаты достигали солидного веса и 15-20 кг никого не удивляли. Некоторые экземпляры представляли собой сочетание зарядного устройства и сварочного аппарата, поэтому меньше 20-30 кг они обычно не весили.

Существенный минус их состоит в том, что они являются стационарными предметами, работающими от сети. Но время шло и все понемногу менялось.

Красиво, легко, но со своими недостатками

Начиная с конца 90-х и начала 2000-х рынок, в том числе автомобильный, наполнился разнообразием товаров. Не обошло это стороной и ЗПУ. Теперь они стали более привлекательными и снабженными дополнительными индикаторами. Для легковых авто можно найти модели до 10 кг, но нужно будет поискать.

Однако ухудшилось качество исполнения, и появились в них мелкие поломки. В принципе это не удивительно, ведь сейчас «на века» не делают, как это было лет 50-60 назад.

В то же время у современных зарядок, зачастую большая сила пускового тока, но по-прежнему они остаются стационарными. При всем этом популярность на рынке они не теряют.

Теперь ношу в кармане

С недавних пор завести машину с разряженным аккумулятором можно даже там, где нет сети 220 В и не единой машины поблизости. По сути, производители создали Power Bank для автомобилей. Состоят они обычно из трех батарей размером 9см*6,5см*1,2см, а их общий вес составляет в среднем 180-200 грамм .

К аккумулятору такая батарейка крепится как обычно при помощи «крокодильчиков». В сильные морозы, она может быть вспомогательным инструментом при запуске. Давать быструю зарядку при нулевых показаниях аккумулятора, или же способна вообще его заменить. Даже при сильных морозах (от -10 до -30) такой Power Bank ведет себя достаточно уверенно.

Стоит также упомянуть о некоторых недостатках этого чудесного агрегата . Это будет справедливо. Во-первых, с моторами выше двух литров он справляется с трудом, особенно это касается дизелей. Во-вторых, производители часто завышают в описании мощность таких джамп-стартеров. К примеру, из заявленных 8000 мА, по факту будет 5-6 тысяч.

В-третьих, если заказывать приспособление в интернете, часто сталкиваешься с браком. Такова цена технического прогресса.

Вот мы и увидели, как эволюционировали зарядно-пусковые устройства в течение десятилетий. И в каждом случае ест свои плюсы и минусы.

Спасибо, что прочитали статью до конца. Не забываем подписываться на канал, где я продолжаю искать полезные и не очень приспособления для автомобилей.

Лучше современных: как правильно доработать старое советское зарядное устройство

У многих в гаражах пылятся и ржавеют старые советские зарядные устройства. Дизайн их нередко напоминает о ядерной войне, а внешнее состояние порой оставляет желать лучшего. Но зато у этих приборов есть главное – надежность, обеспеченная большим запасом электрической и конструктивной мощности. А если к старичку «прикрутить» недорогой электронный контроллер, олдскульный зарядник получит новую жизнь!

С тарые советские зарядные устройства обладают крепкими корпусами и сделанными по ГОСТу потрохами, а отдаваемый ими ток обычно не менее 8-10 ампер, а то и выше. Современные же зарядники зачастую хиловаты, а с сильно разряженными батареями, где как раз нужен большой ток, и вовсе не справляются, уходя в аварийный защитный режим…

Но «старички» пылятся на полках (а то и отправляются на свалку), поскольку в массе своей лишены модного сегодня и ставшего стандартом автоматического отключения заряда при достижении аккумулятором полной емкости. И автовладельцы опасаются оставлять их в гараже на ночь заряжать батарею– «как бы чего не вышло!».

На самом деле, опасность сильно преувеличена. Но и ее можно свести к практически полному нулю, если оснастить зарядное устройство модулем автоматического отключения. Сегодня китайские интернет-магазины предоставляют огромный выбор «полуфабрикатов» — готовых электронных схем-модулей, которые предназначены для апгрейда уже существующих устройств и гаджетов. Для использования многих из них не нужно быть радиотехником – достаточно иметь заурядные навыки ремонта электрической розетки в квартире. Итак, берем модуль-контроллер заряда и делаем из советского зарядного устройства – автоматическое!

Как устроено «допотопное» зарядное устройство?

В большинстве своем старые отечественные и импортные зарядные устройства были крайне примитивны и не содержали в себе даже зачатков умной электроники. Выполнялись зарядники по простейшей схеме – трансформатор понижал напряжение, а диодный мост делал из переменного тока постоянный. Регулировка силы зарядного тока осуществлялась ступенчатым переключателем либо в первичной цепи трансформатора, либо во вторичной (принципиальной разницы между двумя вариантами не было). Выглядело это обычно так:

Главные достоинства древних приборов – мощный качественный трансформатор и выпрямитель, позволяющие быстро заряжать даже сильно разряженные батареи, перед которыми часто пасуют современные микропроцессорные зарядки. Как правило, в корпусе советских устройств полно свободного места, поэтому туда несложно вставить китайский модуль контроля заряда, который сделает олдскульное зарядное устройство автоматическим.

Модули контроля заряда и их подключение

Модули контроля заряда подключаются к схеме старинного зарядника очень просто: для этого не нужно быть радиоинженером и не обязательно иметь паяльник – достаточно ножа для зачистки проводов, плоской отвертки для их подключения к клеммной колодке и элементарных электротехнических навыков на уровне умения починить настольную лампу.

Модуль, известный под названием XH-M601, стоит около 200 рублей. Торгуют им на небезызвестной китайской интернет-площадке десятки самых разных продавцов – приобрести не проблема. Модуль контролирует напряжение на аккумуляторной батарее и по достижении нормы отключает от сети зарядное устройство. Его можно разместить как внутри корпуса зарядного устройства, если там есть место, так и в любой подходящей пластиковой выносной коробочке. XH-M601 подключается в разрыв шнура зарядника, идущего к розетке 220 вольт, куском сетевого провода сечением 2х0,75 мм. А также его нужно подключить к клеммам-«крокодилам» зарядника для контроля напряжения на батарее – для этого можно использовать любые подходящие провода, ибо ток в контрольной цепи минимален. Два подстроечных элемента синего цвета на плате, регулируемых тоненькой плоской отверточкой, предназначены для выставления нижнего и верхнего порога срабатывания – то есть, напряжения, при котором зарядка включается и при котором выключается, обеспечивая цикличный принцип работы.

Чтобы настроить пределы работы модуля управления зарядкой, к нему на время подключается тестер в режиме вольтметра постоянного тока.

Модуль под названием XH-M602 подороже — он стоит около 500 рублей. Подключается аналогичным образом и аналогичным же образом функционирует, но управление уровнями начала и конца заряда уже осуществляется цифровым образом – с помощью клавиш «плюс/минус» и дисплея с индикацией напряжения. Для настройки необходимо с удержанием нажать левую клавишу иво время мигания дисплея настроить напряжение включения зарядного устройства. Затем с удержанием нажать правую клавишу и во время мигания дисплея настроить напряжение выключения зарядного устройства.

Такое устройство удобно тем, что для настройки режимов не требуются отвертка и вольтметр – все делается кнопками по показаниям дисплея.

ЗАРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО СССР

Зарядное устройства для автомобильной АКБ. ( и не только).

Вчера поставил на зарядку АКБ

Устройство сгорело.буду искать новое
Кто какие юзает.?

mad big11-11-2016 08:13

Как оно может сгореть!
А вообще выбор огромен. На любой кошелек.

сгорает как и любая другая электроника
и у нынешнихй зарядников и качество изготовления — крайне хреновое.
и пайка отвратительная

HARON11-11-2016 08:38quote:Изначально написано avkie:
сгорает как и любая другая электроника
и у нынешнихй зарядников и качество изготовления — крайне хреновое.
и пайка отвратительная

А не надо брать электронику … зарядное — это тяжеленный трансформатор и мост с запасом, плюс пара тумблеров и показометров. Вечная вещь.

Рикошет6711-11-2016 09:18quote:Originally posted by mad big:

Как

Пшииииииик и пламя с дымом. quote:Originally posted by mad big:

выбор

Огромен. Поэтому спрашиваю. У кого какой был.
Кошелёк. Макспедишен у меня.
Но удобней картой.Рикошет6711-11-2016 09:21

Свои деньги зарядное отработало. Но подвело. В нужный момент.

Рикошет6711-11-2016 09:28quote:Изначально написано HARON:

Читайте также:  Как нужно заправлять машину газом

А не надо брать электронику … зарядное — это тяжеленный трансформатор и мост с запасом, плюс пара тумблеров и показометров. Вечная вещь.

В детстве был. Размером с магнитофон романтик
На 6 и 12 вольт 4 тумблера амперметр.
Мне тогда 6 v было интересно на jawa-350

я купил Вымпел-55, очень нравится, много режим зарядки…есть режим раскачки и добивания малым током…плюс наглядная индикация на табло цифрового экрана, маленькое удобное..В первых версиях прошивки, было много поломок, щас это устранил производитель, пользуюсь второй год нареканий нет. Есть возможность зарядки Кальциевых аккумов, до 16в и выше…Брал тут у производителя, тут 100% новая прошивка http://www.orionspb.ru/charger/1051/

я всегда сам себе делал.
Чо то не горят…

8bullets11-11-2016 14:38quote:Изначально написано Yep:

нажимаю купить — цен нигде нет

В Юлмарте почти все Вымпелы и Орионы есть, сам давно уже смотрю — хочу автоматический, на полный разряд и с дозарядкой (в этот раз точно куплю)

а чем 30-й хуже 55-го? вообще оч полезно когда пуско-зарадное.

8bullets11-11-2016 16:11quote:Изначально написано PROTECTOR:
а чем 30-й хуже 55-го? вообще оч полезно когда пуско-зарадное.

Смотря в каких случаях.
В особо тяжёлых, типа моего, пускач только сожжёт стартер.

А разницу по характеристикам лучше посмотреть на сайте Ориона, в Юлмарте только купить.

Yep11-11-2016 16:16quote:Изначально написано Русич:
я всегда сам себе делал.
Чо то не горят…

а как? у меня есть старый мап энергия на 24 вольта.
там тороидальный транс весом десять кило, и маленькая платка.
как сделать универсальное устройство, на его базе?

Б5-71
никогда не подводил
года так с 95 использую

Сделал себе зарядник из старого блока питания от ХТ компутера, сделал давно, работает нормально, заряжает правильно, до 14,4 вольта.

8bullets11-11-2016 22:03quote:Изначально написано zluck2:
Сделал себе зарядник из старого блока питания от ХТ компутера, сделал давно, работает нормально, заряжает правильно, до 14,4 вольта.

Для ламеров не можете процесс расписать? Есть доступ к старым РС блокам питания.

Заряднику — 35 лет и — РАБОТАЕТ! Сделано в СССР- город Юрьев-Польский- облез корпус от времени немного — но не критично.
Трындят — при СССР было всё плохо!? При СССР было всё (или почти всё )- ХАРАШО! А вот сейчас когда губернаторша покупает себе ёршик своё старческое говно оттирать за 25000р. Мне честно говоря- хреново- и есть желание уйти в партизаны- ибо есть стойкое ощущение, что в стране хозяйничают- оккупанты.

8bullets11-11-2016 23:01quote:Изначально написано algol:
Заряднику — 35 лет и — РАБОТАЕТ! Сделано в СССР- город Юрьев-Польский- облез корпус от времени немного — но не критично.
Трындят — при СССР было всё плохо!? При СССР было всё (или почти всё )- ХАРАШО! А вот сейчас когда губернаторша покупает себе ёршик своё старческое говно оттирать за 25000р. Мне честно говоря- хреново- и есть желание уйти в партизаны- ибо есть стойкое ощущение, что в стране хозяйничают- оккупанты.

Да току-то в обшем-то похрену — он возник или не исчезал никуда ещё десять мильярдов лет назад — но нынешние зарядники всё-же пережили промышленную Эволюцию и гораздо компактнее и главное — ЛЕГЧЕ гавна мамонта!

А я зарядник в рюкзаке не таскаю .
А что останется от Ваших девайсов через 20 лет- вопрос?

Надёжность моего- показало- ВРЕМЯ!

OLX.ua — объявления №1 в Украине — зарядное ссср

Отличный зарядник. Пользуюсь им постоянно, обслуживаю более сотни батарей.

hunter195711-11-2016 23:36quote:А я зарядник в рюкзаке не таскаю .А что останется от Ваших девайсов через 20 лет- вопрос20 лет пользуюсь импульсным Сонаром-автоматом — проблем нет ….До того был самодельный с трансформатором на торе и автоматикой — подарил знакомому …..
zluck212-11-2016 12:30quote:Изначально написано 8bullets:

Для ламеров не можете процесс расписать? Есть доступ к старым РС блокам питания.

Убрать лишние цепи, переделать шим для стабилизации по 12 вольтам а не по 5, выставить напряжение и вперед.
Чем старее блок тем проще, Лучше всего подходят на TL494.
Схем в интернете полно.

Но мой РАБОТАЕТ! С 1982 года.
Докажите- что Ваши- лутше!
Мой Юрьевский и ещё лет 20 отпашет , а ваши- увы.

Вымпел 30. Заряжает любые. Брал в Юлмарте.

Мне свой сфокткать — ноу прблем.

А, простите за ОФФ, сгоревший зарядник уже выброшен?
Мне от него корпус интересен…

Да, если не затруднит. В Питер за мой счёт, конечно.

Русич14-11-2016 09:44quote:Originally posted by Yep:

а как? у меня есть старый мап энергия на 24 вольта.там тороидальный транс весом десять кило, и маленькая платка.как сделать универсальное устройство, на его базе?

да ой)
БереЩь тор, напругу смотриЩь на выходе.
Эсли 14 вольт или около — гут.
Мост на радиаторах мощных, вентилятор от БП компа, пара выкл, предохр, амперметр — и вуаля..
А надо будет схемку десульфатационную скину, пашет норм, регенерирует старье..Русич14-11-2016 09:45

с 24 сложнее, надо перематывать

avkie14-11-2016 11:26quote:Изначально написано HARON:

А не надо брать электронику … зарядное — это тяжеленный трансформатор и мост с запасом, плюс пара тумблеров и показометров. Вечная вещь.

пойди поищи такой.
эти вещи такими уже не далают.

avkie14-11-2016 11:27quote:Изначально написано Colobosc:
Вымпел 30. Заряжает любые. Брал в Юлмарте.

откройте его и посмотрите что внутри.
сильно удивитесь
малюсенький транс пара диодных мостов и кондеров.
все это собрано на хиленькой плате и тонюсенькими проводами

у меня в гараже стоит зарядник времен ссср.
размером с черно-белый телевизор, вес — килограмм 20.
ток — наверное можно как сваркой варить

mad big14-11-2016 12:28quote:Originally posted by avkie:

у меня в гараже стоит зарядник времен ссср. размером с черно-белый телевизор, вес — килограмм 20. ток — наверное можно как сваркой варить

Смысл в сохранении советского металлолома? У меня до недавнего времени тоже такая дура была. Отправлена в почетную отставку. Как и здоровенный сварочный трансформатор.Yep14-11-2016 13:17quote:Originally posted by Русич:

с 24 сложнее, надо перематывать

не, это ни к чему. я от него сварочный аппарат запитывал, на двух 12-тивольтовых аккумуляторах. я просто думал может есть какая-то хитрая схемка, чтобы 24 в 12 превратитьРусич14-11-2016 13:47

есть, но много недешевых деталей

Я себе сделал из трансформатора от UPS и диммера.
Пришлось еще купить крокодилы, выпрямительный мост, провода, вольтметр и амперметр.
Получилось зарядка с полностью ручным управлением. Подключаю аккумулятор, диммером ставлю нужный ток и слежу — корректирую время от времени.

pl7815-11-2016 17:00quote:Originally posted by Рикошет67:

Кто какие юзает.?

юзаю самодельное, работает с 1979 года, как часыSamson6716-11-2016 01:48quote:Изначально написано mad big:

Смысл в сохранении советского металлолома? У меня до недавнего времени тоже такая дура была. Отправлена в почетную отставку. Как и здоровенный сварочный трансформатор.

Советский металлолом — собран с пониманием законов физики, в частности закона Ома. И сечение соединений в нем — соответствует зарядным токам.

Рикошет6716-11-2016 07:51quote:Изначально написано Ivan_Medvedev:
А, простите за ОФФ, сгоревший зарядник уже выброшен?
Мне от него корпус интересен…

mad big16-11-2016 09:37quote:Originally posted by Samson67:

Советский металлолом — собран с пониманием законов физики, в частности закона Ома. И сечение соединений в нем — соответствует зарядным токам.

Судя по вашей реплике все, что выпущено после распада СССР, является хламом?
У меня еще и холодильник «МИР» есть. 54 года ему. До сих пор работает. Только электричество жрет, как бегемот веники. Тоже в отставке.

Colobosc16-11-2016 12:26quote:Originally posted by avkie:

откройте его и посмотрите что внутри.
сильно удивитесь

Но он, сволочь, работает и умудряется даже сам регулировать зарядный ток.
Ещё у меня в сарае есть и такой:

Фото не моё, но именно этот, килограмм 20 весом, с селеновым выпрямителем. Вечная вещь! Военный…
Но в машину его, на всякий случай, не положишь и с собой, тем более, не унесёшь.

Ivan_Medvedev16-11-2016 12:38quote:Originally posted by Рикошет67:

вчера уехало…

Спасибо за хлопоты!Alexandr NN26-11-2016 23:45

Купил себе зарядное устройство в Москве прямо на их заводе Автомоторная дом 5Б, работают по будням называется «Автоэлектрика 1001». Чтобы зарядить АКБ на современном новом авто ничего отсоединять не надо, красный крокодил на +. черный -. показывает степень зарядки вашей АКБ, сунул штепсель в сеть пошла зарядка, светодиодики бегают,ложишься спать, утром проснулся -светодиодик горит страва, мол зарядил 100%, все и действительно 100%. Во врямя зарядки на батарее и в сети авто все врямя U =14,5 В, что важно для гелевых АКБ.

PROTECTOR06-01-2017 18:29quote:Originally posted by Alexandr NN:

Купил себе зарядное устройство в Москве прямо на их заводе Автомоторная дом 5Б

Чего купил то хоть, марка, модель?
а то мой СССРовский старичок, по недосмотру, сгорел нах летом.

Взял себе зарядно-пускач-блок питания Орион 325занедорого, сегодня проверю на АКБ.

СергейК7607-01-2017 15:20quote:Изначально написано PROTECTOR:
во, берешь в руки- маешь вещь-

хотите я вам подарю подобный , как тут любят, гондовый и сделан в СССР единственно я не знаю рабочий он или нет я подобным хламом давно не пользуюсь ,купил бош цена вопроса тыс 4 легкий компактный ничего выставлять не надо нажал паку раз на кнопку и все

Читайте также:  Как разобрать синхронный двигатель

хочу

СергейК7607-01-2017 18:47quote:Изначально написано PROTECTOR:
хочу

значит он ваш отписал в ПМ

Главная Радиолюбителю Телефония

Доработка зарядного устройства сотового телефона

Автор предлагает варианты переделки зарядного устройства для сотового телефона в стабилизированный блок питания с регулируемым выходным напряжением или в источник стабильного тока, например, для зарядки аккумуляторов.

Одни из самых многочисленных электронных приборов, которые широко используются в быту, — несомненно, зарядные устройства (ЗУ) для сотовых телефонов. Некоторые из них можно доработать, улучшив параметры или расширив функциональные возможности. Например, превратить ЗУ в стабилизированный блок питания (БП) с регулируемым выходным напряжением или ЗУ со стабильным выходным током.

Это позволит питать от сети различную радиоаппаратуру или заряжать Li-Ion, Ni-Cd, Ni-MH аккумуляторы и батареи.

Значительная часть ЗУ для сотовых телефонов собрана на основе однотранзисторного ав-тогенераторного преобразователя напряжения. Один из вариантов схемы такого ЗУ на примере модели ACH-4E приведён на рис. 1. Там же показано, как превратить его в БП с регулируемым выходным напряжением. Обозначения штатных элементов приведены в соответствии с маркировкой на печатной плате.

Рис. 1. Один из вариантов схемы ЗУ на примере модели ACH-4E

Вновь введённые элементы и доработки выделены цветом.

В простых ЗУ, к которым относится дорабатываемое, зачастую применён однополупериодный выпрямитель сетевого напряжения, хотя на плате, в большинстве случаев, есть место для размещения диодного моста. Поэтому на первом этапе доработки установлены недостающие диоды, а резистор R1 с платы удалён (он установлен на месте диода D4) и припаян непосредственно к одному из штырей вилки XP1. Следует отметить, что встречаются ЗУ, в которых отсутствует и сглаживающий конденсатор С1. Если это так, необходимо установить конденсатор ёмкостью 2,2…4,7 мкФ на номинальное напряжение не менее 400 В. Затем конденсатор С5 заменяют другим с большей ёмкостью. В таком варианте доработки ЗУ показаны на рис. 2.

Рис. 2. Доработанное ЗУ

В оригинальном ЗУ в выходном выпрямителе применён диод 1N4937, который заменён диодом Шотки 1N5818, что позволило увеличить выходное напряжение. После такой доработки сняты зависимости выходного напряжения от тока нагрузки, которые показаны синим цветом на рис. 3. Амплитуда пульсаций выходного напряжения с ростом тока нагрузки увеличивается с 50 до 300 мВ. При токе нагрузки более 300 мА появляются пульсации частотой 100 Гц.

Рис. 3. Зависимости выходного напряжения от тока нагрузки

Зависимости показывают, что стабильность выходного напряжения в ЗУ невысока. Обусловлено это тем, что его стабилизация осуществляется косвенно контролем напряжения на обмотке II, а именно, за счёт выпрямления импульсов на обмотке II и подачи закрывающего напряжения через стабилитрон ZD (напряжение стабилизации 5,6…6,2 В) на базу транзистора Q1.

Для повышения стабильности выходного напряжения и возможности его регулировки на втором этапе доработки введена микросхема DA1 (параллельный стабилизатор напряжения). Управление преобразователем и обеспечение гальванической развязки реализованы с помощью транзисторной оптопары U1. Для подавления импульсных помех с частотой автогенератора дополнительно установлен фильтр L1C6C8. Резистор R9 удалён.

Выходное напряжение устанавливают переменным резистором R12. Когда напряжение на управляющем входе микросхемы DA1 (вывод1) превысит 2,5 В, ток через микросхему и, соответственно, через излучающий диод оптопары U1 резко возрастёт. Фототранзистор оптопары откроется, и на затвор базы транзистора Q1 поступит закрывающее напряжение с конденсатора С4. Это приведёт к тому, что скважность импульсов автогенератора уменьшится (или произойдёт срыв генерации). Выходное напряжение перестанет расти и начнёт плавно уменьшаться вследствие разрядки конденсаторов С5 и С8.

Когда напряжение на управляющем входе микросхемы станет менее 2,5 В ток через неё уменьшится и фототранзистор закроется. Скважность импульсов автогенератора возрастёт (или он начнёт работу), и выходное напряжение станет расти. Интервал выходного напряжения, который можно установить резистором R12, — 3,3…6 В. Напряжения менее 3,3 В с учётом падения на излучающем диоде оптопары оказывается недостаточно для нормальной работы микросхемы. Зависимости выходного напряжения (для разных значений) от тока нагрузки доработанного устройства показаны красным цветом на рис. 3. Амплитуда пульсаций выходного напряжения — 20…40 мВ.

Элементы (кроме переменного резистора) второго этапа доработки размещены на односторонней печатной плате из фольгированного стеклотекстолита толщиной 0,5…1 мм, её чертёж показан на рис. 4. Монтаж — со стороны печатных проводников. Можно при-менить постоянные резисторы МЛТ, С2-23, Р1-4, конденсаторы С6, С7 — керамические, С5 — оксидный импортный, он снят с материнской платы персонального компьютера, С8 — оксидный низкопрофильный импортный. Поскольку выходное напряжение приходится устанавливать нечасто, применён не переменный резистор, а подстроечный PVC6A (POC6AP). Это позволило установить его на задней стенке корпуса ЗУ. Дроссель L1 намотан в один слой проводом ПЭВ-2 0,4 на цилиндрическом ферритовом магнитопроводе диаметром 5 мм и длиной 20 мм (от дросселя ИИП компьютера). Можно применить оптопары серии РС817 и аналогичные. Плату с деталями (рис. 5) вставляют в свободное место ЗУ (частично над конденсатором С1), соединения проводят отрезками изолированного провода. Для подстроечного резистора в задней стенке ЗУ делают отверстие соответствующих размеров, в которое его вклеивают. После проверки устройства резистор R12 снабжают шкалой (рис. 6).

Рис. 4. Печатная плата и элеменеты на ней

Рис. 5. Плата с деталями

Рис. 6. Шкала на ЗУ

Второй вариант доработки ЗУ — введение в него стабилизатора(или ограничителя) тока. Это позволит заряжать Li-Ion или Ni-Cd, Ni-MH аккумуляторы и батареи, содержащие до четырёх аккумуляторов. Схема такой доработки показана на рис. 7. С помощью переключателя можно выбрать режимы работы: блок питания или один из двух режимов «ЗУ» с ограничением тока. Конденсатор 220 мкФ (С5) заменён конденсатором ёмкостью 470 мкФ, но на большее напряжение, поскольку в режимах «ЗУ» без нагрузки выходное напряжение может увеличиться до 6…8 В.

Рис. 7. Схема второго варианта доработки ЗУ

В режиме «БП» устройство работает в штатном режиме. При переходе в один из режимов «ЗУ» выходной ток протекает через резистор R10 (или R11). Когда напряжение на нём достигнет 1 В, часть тока начнёт ответвляться в излучающий диод оптопары U1, что приведёт к открыванию фототранзистора. Это приведёт к уменьшению выходного напряжения и стабилизации (ограничению) выходного тока Iвых. Его значение можно определить по приближённым формулам: Iвых = 1 /R10 или Iвых = 1/R11. Подборкой этих резисторов устанавливают желаемое значение тока. Полевой транзистор VT1 ограничивает ток через излучающий диод оптопары и тем самым защищает его от выхода из строя.

Большинство деталей размещают на односторонней печатной плате (рис. 8 и рис. 9) из фольгированного стеклотекстолита толщиной 0,5…1 мм. Полевой транзистор должен быть с начальным током стока не менее 25 мА. Переключатель — любой малогабаритный движковый на одно или два направления и три положения, например SK23D29G, его размещают на задней стенке ЗУ и снабжают шкалой. Если применить переключатель на большее число положений, можно увеличить число номинальных значений тока и расширить тем самым номенклатуру заряжаемых аккумуляторов.

Рис. 8. Печатная плата и элеменеты на ней

Пусковые и зарядные устройства

Плата с деталями

Поскольку зарядка осуществляется стабильным током, её следует проводить определённое время, которое зависит от типа и ёмкости заряжаемого аккумулятора или батареи.

Автор: И. Ннчаев, г. Москва

Дата публикации: 11.12.2017

Мнения читателей
  • анатолий / 23.12.2017 — 19:22
    очень полезная информация.дано подробное описание проводимой доработки,понятное любому «чайнику».Спасибо.

Вы можете оставить свой комментарий, мнение или вопрос по приведенному вышематериалу:

ГлавнаяЛабораторные и регулируемые источники питания Серия EL-SS

2U управляемый источник питания / зарядное устройство (2…4 кВт)

Серия EL-SS

Управляемый источники питания серии EL-SS предназначены для преобразования входного нестабилизированного напряжения (переменного или постоянного тока) в постоянное стабилизированное напряжение с возможностью регулировки ограничения выходного тока и напряжения в диапазоне от 0 до максимального значения.

Основные особенности:

  • регулировка выходного напряжения от 0 до максимального значения;
  • регулировка ограничения выходного тока от 0 до максимального значения;
  • ручная регулировка тока и напряжения с помощью встроенного энкодера;
  • цифровая индикация выходного тока и напряжения;
  • удалённое управление по цифровому интерфейсу или аналоговым сигналом;
  • программа управления (Windows);
  • установка на горизонтальную поверхность или 19″ шкаф, высота 2U;
  • универсальный вход (переменное или постоянное напряжение);
  • модели с трёхфазным входным напряжением;
  • активный корректор мощности;
  • защита от перегрева, КЗ, превышения входного и выходного напряжения;
  • дистанционное отключение;
  • температурный контроль скорости вращения вентиляторов;
  • встроенный фильтр радиопомех (EMI);
  • плавный старт и ограничение пускового тока;
  • релейный сигнал «авария».

Применение:

  • светодиоды и лазеры;
  • зарядные устройства;
  • соленоиды;
  • магнитные усилители;
  • лабораторные источники питания;
  • гальваника;
  • заряд конденсаторов;
  • электромагнитные ускорители;
  • элементы Пельтъе;
  • магнитные усилители;
  • двигатели постоянного тока;
  • лампы накаливания и газоразрядные.

Модельный ряд :

Выходное напряже, B

EL-SS2000-12-XX 0…14 0…99 90…264 127…375 Делаем самостоятельно зарядные устройства для автомобильного аккумулятора

Управление встроенным цифровым энкодером D2, D4:

На передней панели источника питания расположены органы управления и индикации.

  1. Цифровой энкодер — предназначен для плавной регулировки выходного тока или напряжения
  2. «U/I» — кнопка переключения режима работы энкодера — регулировка тока/напряжения
  3. «Standby» – кнопка отключения выходного напряжения. При повторном нажатии и ужерживании

1 сек напряжение на выходных клеммах восстанавливается;

Управление по цифровому интерфейсу D2, D4:

На передней панели источника питания расположен разьём DB-9 для подключения к ПК по интерфейсу RS-232 или RS-485. Управление осуществляется с помощью поставляемого в комплекте программного обеспечения.

Использование УИП в качестве зарядного устройства:

Возможно использование УИП в качестве зарядного устройства для свинцово-кислотных или герметичных гелевых аккумуляторов по алгоритму I-U, ограничение тока выставляется исходя из ёмкости аккумулятора: I заряда макс = 0,3 C Где С ёмкость аккумулятора в А*ч, например при использовании аккумуляторов 7А*ч ток заряда выставляется не более 2,1А. Выходное напряжение выставляется исходя из количества последовательно подключенных аккумуляторов 1 шт 12В – 13,65В; 2шт 12В – 27,3В; 3шт 12В — 41В; 4шт 12В — 54,6В. Возможно использование УИП в качестве зарядного устройства для других типов аккумуляторов (Ni-Cd, Ni-Mh), для этого необходимо использование внешней схемы управления обеспечивающей требуемые алгоритмы заряда (t, U).

Схемы на рисунках 2.46 и 2.47 помогут желающим модернизировать заводские зарядные устройства.

Рисунок 2.46. Принципиальная схема модернизированного зарядного устройства (вариант 1).

Рисунок 2.47. Принципиальная схема модернизированного зарядного устройства (вариант 2).

В разрыв сетевого провода включена лампа накаливания на 220 В мощностью не больше, чем мощность силового трансформатора, т.

Схемы зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов

е. её рабочий ток должен быть равен номинальному току первичной обмотки трансформатора.

Лампу устанавливают на верхней либо боковой стенке ЗУ, чтобы при перегрузках основная схема грелась меньше.

Сопротивление металлической спирали лампы пропорционально её абсолютной температуре.

При малых токах, проходящих через лампу накаливания, напряжение, падающее на спирали лампы, имеет незначительную величину (несколько процентов от номинального — цвет свечения желтый). Увеличение тока через металлическую спираль приводит к росту температуры металла и вследствие этого к увеличению её сопротивления, в результате падение напряжения при увеличении тока возрастает более круто, чем в случае активного сопротивления. Наконец при значительных токах происходит перекал спирали и большее возрастание сопротивления, падение напряжения растет еще более круто — цвет свечения белый, яркость большая.

В применении к зарядному устройству такая характеристика спирали лампы накаливания проявляет себя следующим образом:

— при малых нагрузках и нормальном напряжении в электросети лампа почти совсем не мешает зарядному процессу;

— при малых токах и завышенном напряжении сети лампа прогревается более сильно, ток через первичную обмотку ограничивается, никогда не достигая опасных значении. Таким образом зарядное устройство может быть оставлено под напряжением без риска перегорания трансформатора;

— при больших зарядных токах лампа ограничивает силу зарядного тока и нагрев для всех элементов зарядного устройства. Для еще большего снижения нагрева лампу устанавливают так, чтобы ее тепло выделялось либо вне корпуса, либо создавало циркуляцию воздуха через вентиляционные отверстия. Сам способ отдачи теплоты лампой посредством излучения помогает решить эту проблему;

— при коротком замыкании в схеме или попадании напряжения 380 В в однофазную сеть лампа светится полным накалом и ограничивает токи до номинальных режимов. Яркое свечение сигнализирует о режиме перегрузки;

— при попадании завышенного напряжения, а сеть и одновременном КЗ в схеме происходит перегорание лампы накаливания HL1.

Таким образом при авариях в электросети такая схема работоспособна до напряжения 380 В, если же при этом на выходе будет КЗ — перегорит HL1, т. е. в худшем случае размеры аварии будут минимальны—- выходит из строя легко заменяемый элемент.

На выходе схемы также установлены лампы накаливания — HL2 для стабилизации тока подзаряда при изменениях сетевого напряжения и степени заряда аккумулятора, HL3 для стабилизации зарядного тока. Эти нелинейные элементы приходится устанавливать для избежания мгновенного выхода устройства из строя при переполюсовке клемм аккумулятора.

В схемах установлен вольтметр, который позволяет оценить состояние аккумулятора, а не процесс заряда. Для упрощения обслуживания желательно на шкале вольтметра выделить сектор от 12 до 14, 5 В, а предел измерения вольтметра должен быть не ниже 20 В. Вольтметр позволяет оценить, насколько снизилось напряжение батареи при хранении, как быстро оно растет при заряде, даже до какого предела снижается напряжение в момент пуска двигателя (зарядное устройство нельзя сжечь даже при пусковом режиме). Индикатор напряжения помогает и в точном подборе лампы HL2 для режима под заряда — в процессе суточного подзаряда напряжение должно вырастать на доли вольта, чтобы за две недели оно не превысило 15 В.

Мощность HL3 50÷100 Вт выбирают по желаемому тому заряда (если в зарядном устройстве нет штатного амперметра, силу тока заряда можно замерить выносным амперметром один раз и записать на табличке, прикрепленной к зарядному устройству Это объясняется тем, что однажды измеренный ток в данном ЗУ для каждого режима остается неизменным — лампы накаливания, подобно бареттерам, стабилизирует его при изменениях сетевого напряжения и степени заряда аккумулятора).

То обстоятельство, что ток заряда в модернизированном ЗУ несколько снизится, не должно пугать владельцев.

Таким образом, мы получили работоспособное в широком интервале сетевых напряжений и нагрузок устройство, которым не составляет труда зарядить и аккумулятор «коногонки», наблюдая по вольтметру, чтобы напряжение не превысило 5 В, и 6-вольтовый аккумулятор.

Лампы накаливания отводят «лишнюю» энергию, в виде тепла, за пределы корпуса и ограничивают ток в аварийных режимах. Эти же лампы своим свечением сигнализируют о ситуации, желтое свечение — нормальный режим, белое — большая нагрузка, очень высокая яркость — аварийный режим, отсутствие свечения — не проходит ток.

Подсоединять зарядное устройство к аккумулятору надо в режиме «ПОДЗАРЯД» (вилка ХР1 выключена из розетки). Если вольтметр показывает нормальное напряжение и нет свечения ламп — можно включать вилку ХР1 в сеть (в этом предложении заключена вся инструкция, которую нельзя нарушать). Свечение подзарядкой лампы может указывать как на переполюсовку аккумулятора, так и на КЗ в цепи выпрямительных диодов.

Если процесс подзаряда проходит нормально — лампа HL2 светится, напряжение понемногу растет, можно в присутствии владельца включить режим «ЗАРЯД», снова понаблюдать за напряжении и поведением аккумулятора. Без владельца устройство можно оставлять только в режиме «ПОДЗАРЯД» не более двух недель (потом проверить, нагрузить аккумулятор лампой от фары и снова оставить на подзаряде).

В качестве низковольтных ламп можно использовать любые найденные лампы на 12÷24В: автомобильные, осветительные, проекционные и даже тепловозные различной мощности.

Рисунок 2.48. Принципиальная схема модернизированного зарядного устройства (вариант 3).

Зарядное устройство, схема которого представлена на рисунке 2.48, производит заряд импульсным током (однополупериодное выпрямление). Это благотворно сказывается на работе аккумуляторной батареи — в паузах между импульсами тока происходит некоторое «выравнивание» потенциала на отдельных участках пластин, т. е. электрохимическим путем устраняется их неоднородность, уменьшается количество «мусора» на пластинах.

В схеме предусмотрено четыре режима работы:

— подзаряд импульсным током через лампы HL2 и HL4;

— заряд импульсным током (подключаются лампы HL3 и HL5 — SA2 замкнут);

— подзаряд без пауз — замкнут SA3;

— заряд без пауз — замкнуты SA2 и SA3.

Первые два режима обеспечивают медленный и качественный заряд — с десульфатацией пластин. Третий и четвертый режимы позволяют ускорить процесс заряда.

Для схемы подзарядного устройства с выходным напряжением трансформатора около 60 В, выпрямительным мостиком и включением на выходе лампы накаливания на 220 В мощностью 60 ÷ 200 Вт (свечение которой было слабо заметно), можно предложить схему показанную на рис. 2.49, которая в эксплуатации показала себя лучше.

Рисунок 2.49. Принципиальная схема модернизированного зарядного устройства.

Лампа HL1 защищает цепь первичной обмотки Т1. Выходная лампа сигнализирует о прохождении тока подзаряда и стабилизирует его, HL2 устанавливают на такое рабочее напряжение, чтобы в режиме КЗ она ярко светила, тогда при подзаряде свечение будет слабое. В случае же включения устройства в сеть при переполюсовке батареи лампа HL2 будет светить с перекалом и даже выйдет из строя (но аккумулятор будет спасен). Разумеется, подключение устройства к батарее нужно проводить при отключенном из сети устройстве.

Переключатель SA1 позволяет изменять силу тока подзаряда — в разомкнутом положении одна полуволна сетевого напряжения не подводится к выпрямительному мосту.

Предлагаемые схемы требуют большего напряжения вторичной обмотки, чем привычные зарядные, так как часть напряжения падает на лампах. Если нет возможности увеличить выходное напряжение трансформатора либо имеется трансформатор с низким выходным напряжением, можно воспользоваться схемой, см. рисунок 2.50.

Рисунок 2.50. Принципиальная схема модернизированного зарядного устройства

Диоды VD1, VD2 по очереди заряжают конденсаторы С1, С2 до амплитудного значения напряжения вторичной обмотки. Во время заряда одного конденсатора другой разряжается на аккумулятор (напряжение холостого хода такого выпрямителя равно учетверенному эффективному напряжению вторичной обмотки). Выпрямитель с умножением напряжения имеет крутопадающую нагрузочную характеристику, поэтому мало боится перегрузок и короткого замыкания.

Лампы накаливания HL2 и HL3 в схему установлены, чтобы не допустить выхода схемы из строя при переполюсовке аккумулятора. Следует иметь ввиду, что данная схема в большей мере, чем схема без умножения напряжения способна перезарядить аккумулятор, если его оставить без присмотра (в режиме подзаряда, который характерен небольшим током, такой опасности нет).

Статьи по теме:

Статья о разных стилях вождения автомобиля и о том, что можно сказать о человеке по…

Следующий год готовит для автомобилистов массу сюрпризов. Одно из нововведений вступает сразу после боя курантов,…

В Сети все чаще появляются сообщения о новых разводах от ГИБДД, которых особенно много в…

Mitsubishi Colt. Проблема с роботом (РКПП).На приборной панели горит индикатор положения передачи «0».Ошибка P1828 –…

Читайте также:  Как отцентровать колесо автомобиля
Оцените статью