- В бюджетной организации сломался автомобиль. Как оплачивать заработную плату водителю?
- Зарплата водителю за ремонт автомобиля
- В трудовом договоре с работником установлена заработная плата, должность «водитель» и соответствующий разряд. В трудовую функцию водителя, указанную в трудовом договоре, не входит выполнение работ по ремонту закрепленного за ним транспортного средства или оказанию помощи при ремонте этого транспортного средства, осуществляемого другим работникам. Дополнительные соглашения к трудовым договорам о выполнении водителями других обязанностей на время ремонта автомобиля не оформляются, свое согласие на перевод работники нигде не фиксируют, работодателем оформляются только приказы о переводе. Во время выполнения трудовых обязанностей водитель может не выходить на линию в связи с поломкой закрепленного за ним транспортного средства. Срок ремонта разный. В коллективном договоре предусмотрено в таком случае переводить работника на должность слесаря по ремонту движущего состава. Однако при выполнении водителем обязанностей слесаря меняется заработная плата, что является существенным условием трудового договора. При этом вакансий слесаря в штатном расписании не имеется. Законны ли такие действия предприятия, когда перевод и оплата труда с понижающим коэффициентом осуществляются путем издания приказа, без изменения условий трудового договора? Как следует поступить в данной ситуации?
- Оплата водителям на ремонте
- Солдат спит, а служба идёт? Не всегда
- Вчера водитель – сегодня автослесарь
- Оплата по среднему заработку
- Доплаты и надбавки в период ремонта
В бюджетной организации сломался автомобиль. Как оплачивать заработную плату водителю?
ТК РФ Статья 157. Оплата времени простоя
Время простоя (статья 72.2 настоящего Кодекса) по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Время простоя по вине работника не оплачивается.
О начале простоя, вызванного поломкой оборудования и другими причинами, которые делают невозможным продолжение выполнения работником его трудовой функции, работник обязан сообщить своему непосредственному руководителю, иному представителю работодателя.
(часть четвертая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Если творческие работники средств массовой информации, организаций кинематографии, теле-и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иные лица, участвующие в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в течение какого-либо времени не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, то указанное время простоем не является и может оплачиваться в размере и порядке, которые устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.
(часть пятая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ, в ред. Федерального закона от 28.02.2008 N 13-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Согласно трудовому договору (ст.135 ТК РФ). Если отправляете на простой то согласно ст. ТК РФ Статья 157. Оплата времени простоя
Время простоя (статья 72.2 настоящего Кодекса) по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.
Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.
Зарплата водителю за ремонт автомобиля
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
В трудовом договоре с работником установлена заработная плата, должность «водитель» и соответствующий разряд. В трудовую функцию водителя, указанную в трудовом договоре, не входит выполнение работ по ремонту закрепленного за ним транспортного средства или оказанию помощи при ремонте этого транспортного средства, осуществляемого другим работникам. Дополнительные соглашения к трудовым договорам о выполнении водителями других обязанностей на время ремонта автомобиля не оформляются, свое согласие на перевод работники нигде не фиксируют, работодателем оформляются только приказы о переводе.
Во время выполнения трудовых обязанностей водитель может не выходить на линию в связи с поломкой закрепленного за ним транспортного средства. Срок ремонта разный. В коллективном договоре предусмотрено в таком случае переводить работника на должность слесаря по ремонту движущего состава. Однако при выполнении водителем обязанностей слесаря меняется заработная плата, что является существенным условием трудового договора. При этом вакансий слесаря в штатном расписании не имеется. Законны ли такие действия предприятия, когда перевод и оплата труда с понижающим коэффициентом осуществляются путем издания приказа, без изменения условий трудового договора? Как следует поступить в данной ситуации?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Осуществить временный перевод водителя на другую работу без его согласия, путем издания приказа о переводе, нельзя. При наличии согласия работника перевод оформляется путем подписания дополнительного соглашения к трудовому договору, в котором согласовываются, в том числе, условия оплаты труда по выполняемой работе.
Если работник не согласится на временный перевод (например, в связи с тем, что ему не подходят условия оплаты труда), трудовые отношения должны быть продолжены на прежних условиях. На время, на которое работа работника приостанавливается из-за необходимости ремонта закрепленного за ним транспортного средства, может быть объявлен простой с оплатой по правилам части первой ст. 157 ТК РФ.
Обоснование вывода:
Как предусмотрено частью второй ст. 21, частью второй ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором, а работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором. При этом, ст. 60 ТК РФ запрещает требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.
В силу ст.ст. 15, 57 ТК РФ трудовая функция работника (под которой понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретный вид поручаемой работнику работы) обязательно указывается в его трудовом договоре. Изменение трудовой функции представляет собой изменение условий трудового договора.
По общему правилу (ст. 72 ТК РФ) изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ. При этом постоянное или временное изменение трудовой функции работника при продолжении работы у того же работодателя является переводом на другую работу (часть первая ст. 72.1 ТК РФ). Перевод на другую работу, в том числе временно (часть первая ст. 72.2 ТК РФ), допускается только с письменного согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных частями второй и третьей ст. 72.2 ТК РФ, которые связаны с чрезвычайными обстоятельствами, перечисленными в части второй ст. 72.2 ТК РФ.
Из вопроса очевидно, что предусмотренные частями второй и третьей ст. 72.2 ТК РФ обстоятельства отсутствуют. Следовательно, согласие работника на его перевод необходимо.
При наличии согласия работника такой перевод оформляется путем подписания дополнительного соглашения к трудовому договору (ст.ст. 72 и 72.1 ТК РФ). В котором согласовываются, в том числе, условия оплаты труда по выполняемой работе. Из вопроса следует, что вакантной должности «слесаря» нет. Следовательно, в дополнительном соглашении к трудовому договору трудовую функцию необходимо сформулировать, указав конкретный вид поручаемой работнику работы. Упоминание такой трудовой функции в штатном расписании по закону не требуется.
Если работник не согласится на перевод (например в связи с тем, что ему не подходят условия оплаты труда), трудовые отношения должны быть продолжены на прежних условиях.
Отметим, что в силу части третьей ст. 72.1 ТК РФ не требует согласия работника перемещение его у того же работодателя на другое рабочее место, в другое структурное подразделение, расположенное в той же местности, поручение ему работы на другом механизме или агрегате, если это не влечет за собой изменения определенных сторонами условий трудового договора. Однако в рассматриваемой ситуации это правило неприменимо, поскольку меняется одно из условий трудового договора — трудовая функция работника.
Кроме того, в силу ст. 74 ТК РФ работодатель в определенных случаях и в установленном данной статьей порядке вправе по своей инициативе изменять условия трудового договора с работником. Однако изменение в одностороннем порядке такого условия трудового договора, как трудовая функция работника, в порядке, установленном ст. 74 ТК РФ, недопустимо в силу прямого на это указания в части первой указанной статьи.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации осуществить временный перевод водителя на другую работу без его согласия, путем издания приказа о переводе, нельзя.
Условие коллективного договора о том, что на время поломки транспортного средства водитель переводится на должность слесаря по ремонту движущего состава, не подлежит применению, поскольку снижает уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством (части второй ст. 9 ТК РФ).
В случае, если произойдет поломка транспортного средства и работник откажется от перевода, то в такой ситуации речь может идти либо о простое, либо о невыполнении норм труда (неисполнении должностных обязанностей) по вине работодателя (часть первая ст. 157, часть первая ст. 155 ТК РФ). Отметим при этом, что трудовое законодательство не содержит сколько-нибудь определенных критериев разграничения данных понятий.
Согласно части третьей ст. 72.2 ТК РФ под простоем понимается временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера.
Анализ судебной практики показывает, что положения ст. 155 ТК РФ применяются, когда приостановки работы по причинам, указанным в части третьей ст. 72.2 ТК РФ, не происходит, однако работник, в силу определенных обстоятельств, не достигает установленных показателей (например, имеет место незаконное отстранение работника от работы): смотрите апелляционное определение СК по гражданским делам Архангельского областного суда от 26.01.2017 по делу N 33-382/2017, апелляционное определение СК по гражданским делам Томского областного суда от 20.05.2013 по делу N 33-1019/2013, апелляционное определение СК по гражданским делам Вологодского областного суда от 17.05.2013 по делу N 33-2174/2013, апелляционное определение СК по гражданским делам Вологодского областного суда от 17.05.2013 по делу N 33-2149/2013.
Исходя из приведенных формулировок и имеющейся судебной практики, полагаем, что такое обстоятельство, как неисправность транспортного средства (то есть причина, очевидно, технического характера), приводит к возникновению именно простоя.
Суды склонны квалифицировать подобные ситуации аналогичным образом: смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Ярославского областного суда от 24.01.2017 по делу N 33-313/2017, апелляционное определение СК по гражданским делам Кемеровского областного суда от 16.06.2015 по делу N 33-5948/2015, апелляционное определение СК по гражданским делам Кемеровского областного суда от 24.03.2015 по делу N 33-2931/2015, апелляционное определение СК по гражданским делам Ростовского областного суда от 08.10.2012 по делу N 33-11793, решение Озерского городского суда Московской области от 22.03.2012, решение Ачинского городского суда Красноярского края от 16.09.2011 по делу N 2-2226 и решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 08.02.2011 по делу N 2-590-11.
Соответственно, на время, на которое работа работника приостанавливается из-за необходимости ремонта закрепленного за ним транспортного средства, может быть объявлен простой с оплатой по правилам части первой ст. 157 ТК РФ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Трошина Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория
29 марта 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Оплата водителям на ремонте
В практике работы автотранспортных предприятий постоянно происходят такие ситуации, когда необходимо обслуживать или ремонтировать автомобиль, или другое транспортное средство. В связи с этим возникают вопросы, связанные с оплатой водителям на ремонте. Возможно несколько вариантов управленческого решения в такой ситуации.
Солдат спит, а служба идёт? Не всегда
Обычно предполагается, что время простоя машины в ремонте должно быть минимальным, так как в это время она не приносит пользы, не выполняет свою основную функцию. Соответственно, и водитель также не «загружен» работой. Есть также такое мнение, что некоторые водители сознательно готовы затягивать время ремонта свой машины, так как ему легче «прохлаждаться» в цехе и неторопливо выполнять ремонт, чем быть «на линии».
Водители особенно «неторопливы» в ремонте, когда заработная плата за ними сохраняется в том же размере, что и при работе на маршруте.
Поэтому в организациях стараются выстроить систему оплаты водителям на ремонте таким образом, чтобы их заработок за это время был несколько меньше, чем в случае выполнения своих прямых обязанностей. Считается, что это мотивирует их к сокращению срока ремонта.
Однако правильно ли это? Не всегда. Вот что пишет один из водителей на форуме по вопросам оплаты труда (сохранена стилистика и орфография автора):
Работаю водителем автобуса много лет. При устройстве на работу в заявлении указано: “Прошу принять водителем 1 класса”, таковым и тружусь. Обратите внимание, что водителем, а не слесарем! В должностной инструкции так же отсутствует требование о ремонте своими силами. Вот и объясните мне пожалуйста почему нам оплачивают ТО по среднему, а ремонты 75% тарифа, ссылаясь на “Положение об оплате..”? Вы сидящие в кабинетах и считающие наши зарплаты сами моете у себя полы, ремонтируете компы свои? А так же сломавшиеся столы, стулья и прочее? Сами себе программы пишите и устанавливаете? А если у вас (как и у нас) водитель и слесарем является (например встал на трассе и ремонтирует), то не совмещение ли это профессий с вытекающей из этого оплатой?
С ним можно согласиться. Поэтому важно выстроить справедливую систему оплаты водителям, техника которых выведена в ремонт. Тогда и ремонты пойдут быстрее, и персонал будет мотивирован к хорошей работе.
Вчера водитель – сегодня автослесарь
На период ремонта возможно установить водителю оплату по тарифным ставкам автослесаря согласно выполняемой работы.
Например, если ремонт автотранспорта выполняется водителем самостоятельно, то эти работы можно тарифицировать по ЕТКС (выпуск 02) для слесаря по ремонту автомобилей (1-7 разряды). В документе указаны характеристики работ и приведены их примеры.
Для того, чтобы такая оплата была легитимной, нужно описать все условия оплаты водителям на ремонте в Положении об оплате труда. Тогда не будет необходимости делать какие-либо переводы водителей в автослесари и обратно, чтобы проводить начисление зарплаты.
Например, внести в Положение такую формулировку:
«Водителям транспортных средств, находящихся на ремонте, оплату за время ремонта производить по тарифным ставкам слесаря по ремонту автомобилей, соответствующих характеру выполняемого ремонта в соответствии с ЕТКС выпуск 02, утв. постановлением Минтруда РФ от 15 ноября 1999 г. N 45».
Оплата по среднему заработку
Если водитель не участвует в ремонте или выполняет незначительные поручения, помогает ремонтникам, то оплату можно установить по среднему заработку. Этот момент обязательно указать в Положении по оплате труда.
В таком варианте оплаты на ремонте водитель может быть не заинтересован в скорейшем его окончании, поэтому не рекомендую его применять.
Однако зачастую ремонт транспортного средства выполняется силами самого водителя. Тогда применение такого вида оплаты правомерно и справедливо. Стоит больше внимания уделить организации ремонта, чтобы его сроки не затягивались из-за недостатка финансирования или отсутствия запчастей и оборудования.
В крайнем варианте машина отправляется в ремонт на СТО или выполняется силами специализированного подразделения. Это характерно для дорогой спецтехники. Водитель не занят в ремонте, и несправедливо оплату делать в полном размере.
В таком случае рекомендуется сделать временный перевод водителя на другое транспортное средство или другую работу (с его согласия). Как вариант, можно отправить его в отпуск (очередной или без содержания). Но это будет зависеть и от согласия самого водителя.
Доплаты и надбавки в период ремонта
Не нужно забывать также вопрос действия доплат и надбавок на период ремонта. Закономерно, что если ремонт техники будет производится в специальном помещении и на рабочих местах с нормальными условиями труда, то доплата за работу во вредных условиях водителю не начисляется.
Также необходимо урегулировать вопрос с выплатой премии, если такая определена положением об оплате труда или премировании.
Зачастую водителям на ремонте премию не выплачивают, так как показатели премирования не выполняются. Однако иногда имеет смысл сделать дополнительное разовое премирование, например, за быстрый и качественный ремонт. Это стимулирует водителя к дальнейшему правильному производственному поведению.
Более подробно о вопросах оплаты водителей читайте в специальном обзоре на нашем сайте.