- Порядок действий и нормы безопасности при заправке авто газом
- Требования техники безопасности на газовых заправках
- Какие нужны документы на ГБО для заправки
- Как проходит заправка баллонов метаном
- Процесс заправки пропаном
- Карта АГНКС России (Метан)
- количество заправок: 534
- 10 частых вопросов про метановые заправки
Порядок действий и нормы безопасности при заправке авто газом
Метаном машины заправляют на автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС), пропаном на газозаправочных (АГЗС).
О том, как правильно заправлять автомобиль с ГБО, а также какие меры безопасности при этом должны соблюдаться, мы расскажем в данной статье.
Требования техники безопасности на газовых заправках
Из-за высокого давления газомоторного топлива, наполнение баллонов происходит с соблюдением дополнительных мер предосторожности. Поэтому процесс заправки, а также применяемое для этого оборудование, отличаются от привычной бензиновой или дизельной схемы.
Работа газовых станций регулируется рядом нормативных документов. Общие требования по безопасной эксплуатации для АГНКС и АГЗС регламентирует Приказ Ростехнадзора от 11 декабря 2014 года №559 «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», где пункты 110-113 гласят:
- не допускается въезд на территорию автозаправочной станции автомобилей, с неисправным газобаллонным оборудованием
- баллоны подлежат освидетельствованию в соответствии с Правилами промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, и эксплуатационными документами организации-изготовителя
- баллоны должны быть прочно укреплены и герметично присоединены к газопроводам топливной системы автомобиля
- не допускается заправлять установленные на транспортных средствах баллоны, у которых:
- истек срок периодического освидетельствования;
- нет установленных надписей;
- неисправны вентили и клапаны;
- поврежден корпус баллона (раковины, забоины, коррозия, вмятины);
- ослаблено крепление баллона;
- имеются утечки из соединений.
Остальные правила устанавливаются согласно внутренним производственным документам и инструкциям.
При въезде на территорию заправки, водителю необходимо:
- высадить пассажиров
- двигаясь по территории заправки соблюдать ПДД, скоростной режим (не выше 5 км/ч) и схему движения
- не нарушать дистанцию между машинами в очереди (не менее 15 м).
Въезд на территорию заправочного бокса или островка происходит по разрешению оператора, по указаниям световой сигнализации (при наличии) либо в порядке очереди.
После постановки автомобиля на заправочный пост, водитель обязан:
- заглушить/остановить двигатель
- включить стояночный тормоз
- вынуть ключ из замка зажигания
- покинуть кабину/салон авто
- очистить заправочное устройство и предоставить к нему доступ
При заправке авто с ГБО запрещается:
- курение и пользование открытым огнем
- ремонт авто или газового оборудования, включая подтяжку крепежа узлов находящихся под давлением
- переключение с одного вида топлива на другое
- удары металлическими предметами по деталям газовой системы
Заправка автомобиля газом должна осуществляться непосредственно оператором-наполнителем или водителем ТС при наблюдении оператора.
Какие нужны документы на ГБО для заправки
Перед заправкой водитель обязан документально подтвердить возможность безопасного использования автомобиля с газобаллонным оборудованием.
Для транспорта с ГБО в заводском исполнении, а также ТС, прошедших переоборудование топливных систем, обычно достаточно предоставить наполнителю баллонов/заправщику:
- паспорт газового баллона(ов), где будет указан срок эксплуатации, а также информация о переосвидетельствовании ёмкости
- свидетельство формы 2б о проведении периодических испытаний ГБО, установленного на транспортном средстве (для баллонов, прошедших плановое освидетельствование).
Также у водителей транспортных средств, принадлежащих юр. лицам, могут потребовать показать путевой лист с отметкой об исправности оборудования, диагностическую карту ТС (техосмотр) и удостоверение о прохождении инструктажа по технике безопасности при работе с ГБО.
Как проходит заправка баллонов метаном
В зависимости от вида газонаполнительной колонки АГНКС, а также типа заправочного устройства автомобиля, порядок действий при заправке метаном может немного отличаться.
После постановки авто в заправочный островок и принятия всех мер безопасности указанных выше, необходимо:
- обязательно перекрыть магистральный вентиль ГБО, если такой/ие имеется в системе (обычно стоят на грузовиках и автобусах)
- газораспределительная колонка может быть оборудована краном под заправочное устройство ГОСТ РФ или под штуцер европейского стандарта (NGV1/2), которыми оснащают автомобили с метановым ГБО.
При первом варианте нужно вынуть заглушку из ЗУ авто. Если не получается достать пробку, необходимо сначала приотпустить винт заглушки для стравливания давления.
Во втором случае следует лишь снять пластиковый колпачок с заправочника.
Когда кран ГНК не соответствует типу заправочного устройства ТС, потребуется установка специального переходника с одного стандарта на другой.
- установить газораздаточный кран в ЗУ
- открыть вентиль заправочного устройства. С евро штуцером ничего не надо делать, при условии, что он не оснащен краном
- повернуть рычаг колонки в положение «открыто». На более современных колонках перевести тумблер-переключатель в позицию «заправка».
Также встречаются ГРК, где нужно повернуть рычаг/флажок непосредственно на газозаправочном кране
- затем нужно передать документы сотруднику станции для проверки и подтвердить готовность к заправке
- далее следует оплата за топливо. Окончательный объём КПГ будет известен только после наполнения баллонов, поэтому АГНКС работают по предварительной системе оплаты. Если нужна заправка до полного бака, перед началом наполнения оператору или через терминал вносится ориентировочная сумма денег, а после завершения заправки происходит возврат излишних средств (наличными либо на карту соответственно).
Когда требуется закачка определенного количества CNG, называется нужный объем газа (в кубометрах) после чего следует предоплата. Также возможна заправка на конкретную сумму денег либо по топливной карте (у Газпрома это карточка EcoGas).
Помимо этого на современных АГНКС можно рассчитаться непосредственно через приложение Яндекс навигатора. Плюсом такой заправки является удобство при оплате и отслеживание процесса наполнения прямо с телефона. Ко всему прочему программа автоматически заносит в базу данных параметры баллонов, а при последующих заправках оператор станции уже видит всю информацию. Такое решение сокращает скорость заправки КПГ, что обычно относят к недостаткам метанового ГБО.
- нажать зеленую кнопку до звукового сигнала (при наличии) и удалиться на безопасное расстояние от заправочного поста (не менее 10 м). При этом автомобиль должен находиться в зоне видимости водителя, для визуального контроля за герметичностью соединений, а водитель в поле зрения оператора станции
- дождаться окончания заправки
- произвести окончательный расчет
- После чего подойти к колонке, нажать красную кнопку «стоп» и закрыть вентиль ЗУ (при наличии обоих). Если заправочник с обратным клапаном, то перекрывать вентиль не обязательно
- поставить рычаг/тумблер ГЗК в режим «сброс». После дегазации, включить положение рычага «закрыто» (при наличии).
Если колонка со сбросом давления непосредственно на заправочном кране, стравить газ путем поворота рычажка пистолета
- отсоединить газораздаточный кран с ЗУ авто, закрепив его на держателе ГРК
- снять переходник (если стоял), установить заглушку заправочника.
- на слух убедиться в герметичности арматуры ГБО и правильности работы контрольно-измерительных приборов. Рабочее давление системы по манометру должно соответствовать 20 Мпа (200 бар).
- завести двигатель авто и покинуть территорию АГНКС.
Процесс заправки пропаном
Для самостоятельного наполнения автомобильного баллона сжиженным нефтяным газом (СНГ) все АГЗС применяют газораздаточные краны куркового типа, которые работают по одному и тому же принципу. Основным их отличием является конструкция и работа фиксирующего устройства.
- если выносное заправочное устройство ГБО установлено в бампер или на кронштейне, необходимо из него выкрутить защитную крышку.
В случае, когда ВЗУ стоит в лючке горловины бензобака, нужно также снять пластиковый колпачок, а затем вкрутить специальный переходник, который идёт с комплектом газобаллонного оборудования. При его отсутствии, на заправке обычно всегда имеется запасной адаптер.
- далее следует установка раздаточного крана. При этом рычаг крана должен находиться в отпущенном положении.
Затем нужно без перекосов с небольшим усилием вставить пистолет в гнездо ВЗУ. После чего выжать курок до момента его автоматической фиксации.
Для преждевременного износа пистолета, лучше всего выполнять его установку/снятие двумя руками, одновременно нажимая защелку/фиксатор. Также не следует после установки прокручивать кран, это может привести к разрушению уплотнительного кольца.
- произвести предварительный расчет за топливо
- нажать кнопку старт на заправочной колонке. Чтобы остановить наполнение нужно нажать кнопку стоп. Если требуется заправка до полного бака, необходимо дождаться срабатывания клапана отсекателя мультиклапана баллона, при этом будут слышны характерные щелчки. Автоматическая ГЗК сама отключит подачу.
Правильно подобранный и установленный мультиклапан должен ограничивать наполнение, когда газ занимает 80% от общей вместимости ёмкости. Пустой объём необходим для температурного расширения СНГ.
Существуют колонки, где необходимо постоянно рукой удерживать кнопу подачи топлива. Характерно для стран Европы.
- после наполнения нужно отсоединить кран, установив его на держатель. Для этого потребуется выжать курок пистолета, затем нажать защёлку или перевести «на себя» язычок фиксатора и плавно отпускать рычаг. Обратный клапан ВЗУ автоматически перекроит выход газа из магистрали баллона. Плавность необходима для постепенной дегазации остатков топлива.
Во избежание обморожения кожи рук желательно использовать защитные перчатки.
Также бывают модели пистолетов с язычком фиксатора обратного действия, где для отсоединения приходится откидывать язычок «от себя», т.е. к машине.
Многие страны Европы используют газонаполнительные краны другого стандарта. Поэтому при поездке за границу может понадобиться специальный переходник. Однако для таких случаев АГЗС обычно держат в наличии необходимые адаптеры.
- выкрутить переходник из ВЗУ (если требуется) и установить защитную крышку на место
- визуально и на слух убедиться в отсутствии утечек газа
- выполнить окончательный расчет
- запустить мотор и уехать с территории АГЗС.
Карта АГНКС России (Метан)
количество заправок: 534
Для построения маршрута до ближайшей метановой заправки (АГНКС) в Яндекс.навигаторе перейдите на страницу заправки и воспользуйтесь ссылками под картой.
Представленная карта АГНКС позволяет узнать где уже сегодня можно заправиться компремированным природным газом (сжатым метаном). Перечень АГНКС в России постоянно увеличивается и эта информация постепенно обновляется.
Информация об АГНКС была взята из доступных справочников Газпрома, а также поступившей информации от «народных» корреспондентов. Рекомендуем перед поездкой предварительно созвониться с персоналом АГНКС, по указанным в карте телефонам и уточнить время, дни их работы, а также наличие/отсутствие газа на заправке. Электронные карты, предназначенные для скачивания, распространяются на бесплатной основе. Администрация сайта AGNKS.COM не несет ответственности за точность размещенной информации.
Эта карта является первой в России электронной версией атласа заправок с привязкой ее к GPS — координатам и мы будем признательны за сообщения о неточностях или ошибках, о которых вы можете сообщить на электронный адрес: nikulin@agnks.com
Электронные карты (сохраненные путевые точки для скачивания):
I. В формате GPS-навигатора Навитела или Гармина (дата создания файла 23.05.2019).
II. Для мобильной версии яндекс-карт на Андроиде не ниже 3.0 версии (на 4-й версии работает тоже) (дата создания файла 4.06.2015).
10 частых вопросов про метановые заправки
Государственные меры поддержки перевода авто на метан сделали этот газ популярнее СУГ. Огромный интерес к метановым АЗС есть у инвесторов, строящих и эксплуатирующих новые АГНКС, и у транспортных компаний, владеющих большими автопарками грузовиков, автобусов и такси. Обе стороны ищут максимально эффективные форматы сотрудничества.
Эксперты компании Возледороги.ру помогают разобраться в некторых непростых вопросах.
Предупреждаем: здесь не будет ответов на вопросы, подробно рассмотренные в интервью с учредителем компании-производителя оборудования для АЗС Shelf. Н будем повторяться. Лучше посмотрите интервью. Особенно если Вы новичок в метане и планируете строить АГНКС.
Посмотрели? Остались вопросы? Возможно, ответы на них ниже.
1. Можно ли построить АГНКС без подключения к газовой трубе? Это Главный «дополнительный» вопрос от инвестоующих в АГНКС.
ОТВЕТ: Можно. Это на слэнге специалистов называется «Подключение к виртуальному газопроводу». Но возникает вопрос — зачем, почему без подключения? Если есть труба, то лучше к ней подключиться. Во-первых, программа гос.компенсаций строительства новых АГНКС предусматривает обязательное подключение к трубе. Не подключили — не получите 40 мл.рублей. Во-вторых, АГНКС без подключения нуждается в подвозе метана газовозами, и объем заправок в таком случае ограничен в объеме и скорости.
2. Хочу поставить АГНКС на территории своего автопарка (карьера, стройки), но не хочу строить капитальные здания. Знаю, есть готовые мобильные решения: контейнерные и прицепы-газовозы. Чем они отличаются?
ОТВЕТ: только наличием шасси. Технологически это абсолютно одинаковый набор оборудования. Кстати, производители оборудования настоятельно рекомендуют оснащать такие ПАГЗ дожимным компрессором: без него «самосливом» из ПАГЗ в транспорт выйдет 50-70% метана.
3. Есть ли компании-владельцы контейнерных АГНКС, которые могут периодически привозить и разгружать мне заправленный контейнер, а увозить пустой? Затем я заправляю свой транспорт и по-необходимости мне привозят заправленный контейнер.
ОТВЕТ: нам про такие компании неизвестно. Теоретически выгрузить краном заправленный метаном контейнер-АГНКС можно, но грузоподъемность такого крана должна быть более 25 тонн — именно столько весит КАГЗС. Есть ли у Вас на площадке такой кран? Если нет, то нет никакого экономического смысла привозить мощный кран только для разгрузки АГНКС. К тому же АГНКС с блоком баллонов-аккумуляторов, наполненных метаном, опасный объект. И еще такое изделие оснащено высокотехнологичным оборудованием и электроникой; после перевозки и тряски они требуют осмотра и обслуживания. Гораздо вероятнее, что в ближайшее время появится достаточно много передвижных АГНКС, заправляющих строительную и дорожную технику своими газовозами: приехали, заправили Вашу технику с газовоза-АГНКС и уехали. Стоять на месте весь день никому не выгодно.
4. АГНКС мне нужна лишь временно. Где взять передвижную ПАГЗ в аренду?
ОТВЕТ: теоретически можете. Но мы пока с такими арендодателями не знакомы. Потому что метановая ПАГЗ стоит от 15 млн.рублей. Чтобы она окупилась за 5 лет, необходимо закупать газ у «материнской» АГНКС по цене не выше 12 руб/куб.м., а продавать Вам не дешевле 16 руб/куб.м. плюс оплата Вами транспортных расходов до места заправки. И объем реализации должен составлять от 5000 куб.м. в сутки. Гарантируете такой объем на протяжении 5 лет? Наверняка сложно прогнозировать. Тем более, пока у Вас нет опыта заправки и пробегов Вашего транспорта на метане. Поэтому в нишу мобильных ПАГЗ инвесторы пока не спешат. К тому же для мобильной АГНКС требуются те же документы, что и для стационарной.
5. Могу я поставить АГНКС на собственной закрытой территории?
ОТВЕТ: Да, можете, если соблюсти требования нормативов. На любую метановую станцию — стационарная она или мобильная — распространятся одинаковые нормы. Чтобы АГНКС работала по закону, надо пройти всю процедуру: сбор ТУ, проектирование, разрешение на размещение станции. Надо обучить специалистов АЗС и водителей, управляющих транспортом на метане. Если у Вас есть большая территория и Вы готовы потратить от 50 млн.рублей, то обращайтесь к специалистам Возледороги.ру: мы выполним весь комплекс работ — сбор ИРД, подбор оборудования, проектирование и ПНР. Также готовы организовать эксплуатацию силами компании-партнера. После запуска АГНКС Вам останется только оплачивать газ и накладные расходы.
6. Есть ли автоматические АГНКС, без оператора? По типу дизельных КАЗС.
ОТВЕТ: нет, законодательство запрещает заправку метаном без физического присутствия обученного специалиста. Минимум один сотрудник все-таки нужен — контролировать работу станции.
7. Где заправлять свою мобильную АГНКС (ПАГЗ)?
ОТВЕТ: на любой АГНКС, подключенной к трубе. Однако есть технические и рыночные особенности. Во-первых, оптимальная емкость метановой ПАГЗ — 10000 куб.м. Сделать меньше нет экономического смысла: вырастет себестоимость 1 куба заправки, т.к. оборудование одинаковое для любого количества баллонов. Сделать объем больше можно, но будут проблемы с транспортировкой прицепа весом более 25 тонн. Во-вторых, заправка ПАГЗС емкостью 10000 куб.м. на обычной стационарной АГНКС к компрессором мощностью 1000 куб.м./час будет длиться (простая арифметика) 10 часов. В это время компрессор будет работать только на этот ПАГЗ и другой транспорт заправлять не сможет. К тому же необходимо делать технологические перерывы, чтобы остывали компрессоры и баллоны — процесс сжимания газа выделяет много тепловой энергии. Поэтому реальное время заправки составит 12-14 часов, в зависимости от оборудования и температуры окружающей среды. Есть ли такая АГНКС рядом с Вами, чтобы на полсуток отдать в Ваше распоряжение отдельный заправочный пост? И будет ли это выгодно обоим сторонам? Все считается индивидуально: есть мощные недогруженные станции «Газпрома», а есть небольшие частные, у которых нет проблем со сбытом и «выключение» из розничной заправки одного компрессора для Ваших нужд просто невозможно. И кстати, не все АГНКС идет мощность 1000 куб.м/час.
8. Какая площадь участка необходима для размещения АГНКС?
ОТВЕТ: от 0,3 Га. В идеале 1 Га, но площадь зависит от многих факторов. Прежде всего от требований Правил землепользования и застройки территории, окружающих участок строений и коммуникаций и прочих. Основное влияние на размещение АГНКС оказывают санитарные и пожарные нормы.
9. К действующей АГЗС-СУГ добавить метан проще, чем строить новую АГНКС?
ОТВЕТ: и да, и нет. Каждый случай следует рассматривать индивидуально. «Добавить метан» — это по сути новое строительство. Для реконструкции АГЗС-СУГ в мультигазовую Вам необходимо пройти тот же процесс, как и для нового строительства. Даже можете рассчитывать на компенсацию от государства. Если АГЗС-СУГ размещена в соответствии со всеми нормами, то возможно Вам проще будет пройти экспертизу. Однако реконструкция может оказаться и невозможной именно из-за наличия СУГ — между технологическим оборудованием СУГ и компримированный газом тоже требуются пожарные расстояния.
10. Чем отличается АГНКС от КРИО-АЗС?
ОТВЕТ: смотря для кого.
Для инженера: в криогенных АГЗС принципиально другая технология обработки природного газа — он сжижается, а не сжимается, как в АГНКС. Сложнее технологии обработки, доставки и заправки.
Для инвестора: КРИО-АЗС пока не распространены, оборудование пока только импортное, а значит дороже. И на КРИО-АЗС пока не распространяется компенсация расходов на строительство. КРИО-АЗС могут быть эффективнее там, где нет возможности подключиться к газовой трубе, а потребность в заправке есть. К тому же жидкого газа можно больше перевезти, чем сжатого, при том же весе и объеме газовоза.
Для потребителей: если на автомобиле установлено КРИО-оборудование, то КРИО-АЗС может заправить авто жидким метаном. Но может заправлять и компримированным (сжатым) газом.
Если у Вас есть другие вопросы про АГНКС, пишите, звоните. Разберемся и дадим ответы.
Специалисты Возледороги.ру «в теме», как никто другой: в настоящий момент мы подбираем площадки под метановые АЗС по заказу нескольких компаний, в том числе «Газпром». По всей России.
Мы работаем с производителями оборудования и опытными проектировщиками, собираем ТУ и прочую исходно-разрешительную документацию.
Возможно, только у компании «Возледороги.ру» есть уникальные предложения на только формирующемся вторичном рынке АГНКС.
И все-таки посмотрите интервью с Тимуром Кечияном: