- Каким должно быть запасное колесо автомобиля?
- Колесо для докатки
- Полноразмерное запасное колесо
- Баллон со спецсредством
- Шины runflat
- Запасное колесо автомобиля: что это и зачем?
- Назначение запасного колеса
- Типы запасных колес
- Уход за запасным колесом
- ЧТО ЛУЧШЕ: ДОКАТКА ИЛИ ПОЛНОРАЗМЕРНАЯ ЗАПАСКА? СРАВНЕНИЕ И ОТЛИЧИЯ
Каким должно быть запасное колесо автомобиля?
Мой первый опыт прокола колеса был похож на финал фильма «Вокзал для двоих». Там герой Олега Басилашвили бежит по зимней дороге, опаздывая в тюрьму на перекличку, не успевает и прямо на дороге начинает играть на аккордеоне. Вот, все то же самое было и у меня, только без музыки.
Запутанные дворы вокруг колонии на окраине города, документы на аукцион по поставке мяса и 7 минут, чтобы успеть довезти их до КПП. И в этот момент я зацепляю колесом металлический штырь, резина мгновенно опадает, я бросаю машину и бегу с документами к входу в колонию. Все получилось, но вместо триумфа мне предстояла установка запасного колеса, а как поставить запаску я только предполагал. Каково же было мое удивление, когда в багажнике обнаружилось новое, но меньшее по диаметру колесо. Я в тот момент еще не знал, что редко, какая запаска соответствует штатным шинам.
В новых автомобилях запасное колесо почти всегда входит в обязательную комплектацию. И когда владелец открывает багажник и смотрит в поддон, его ждет 4 варианта развития событий. Конечно, если, они, как и я, не обратили на это внимания в автосалоне. Есть так же машины с запасным колесом сзади.
Колесо для докатки
Это диск с покрышкой меньшего диаметра, как правило, на 1 дюйм относительно основных колес. Его нельзя считать запасным в полном смысле, оно предназначено для временного использования, чтобы попасть в ближайший шиномонтаж или магазин, где можно сделать подбор шины. Диски на докатке обычно стальные. Весь смысл такого колеса – снижение себестоимости комплектации авто при производстве. Многие говорят еще и о снижении веса снаряженного автомобиля, но это совершенно некритичное влияние.
Итак, в докатке перед установкой проверяют давление. При возможности подкачивают больше, чем штатные колеса, до 4-4,2 атмосфер. По правилам эксплуатации ездить на разных диаметрах нельзя, но передвигаться к месту ремонта – можно. Установка запасного колеса займет время, и чтобы его сократить, хорошо хранить докатку в собранном и уже накачанном виде.
Полноразмерное запасное колесо
Имеет шину, как и на самом автомобиле. Диск может быть попроще, так называемый тазик или кастрюля. Если остальные колеса – литые, то использовать длительное время запасное колесо «на стали» тоже не советуют. Разная весовая нагрузка на ось, неравномерный износ ходовой. Какая запаска подойдет для постоянной езды? Только полноценное идентичное остальным пятое колесо, причем в двух вариантах – зимнем и летнем.
Баллон со спецсредством
Он предназначен для быстрого ремонта проколотого колеса, но не поможет при значительных повреждениях. Именно тот случай, когда лучше перестраховаться — все равно нужен самостоятельный подбор шины. Диски для запасного колеса можно использовать самые дешевые.
Шины runflat
Установка такого запасного колеса, в основном, на автомобили класса «люкс», им не нужны запасные варианты. Состав резины и конструкция корда таковы, что позволяют машине ехать до ремонта даже со спущенным колесом: покрышка не спадет, сцепление с дорогой сохранится.
Если же в специальном отсеке багажника, на крыше или на задней двери предусмотрено место для хранения запасного колеса, то оно должно входить в комплектацию нового автомобиля. Машины с пробегом могут быть в разном состоянии, но и у них, как правило, запаска в наличии. Каким должно быть запасное колесо, чтобы им можно было максимально быстро воспользоваться?
1. Существующим. То есть оно в принципе должно быть. Есть водители, которые даже не представляют, какая запаска лежит в их автомобиле и лежит ли вообще. Тем не менее, информирован, значит вооружен, все это знают.
2. Накачанным. Проверять давление в нем рекомендуют ежемесячно вместе с диагностикой штатных колес. Или возите с собой компрессор, тогда установка запасного колеса потребует больше времени, но хватит своих сил.
3. Целым. Разговоры на счет износа запасного колеса от трения в багажнике, конечно, вызывают улыбку. Но если у вас уже б/у автомобиль, то на целостность шины влияет срок ее хранения.Проверяйте резину запаски хотя бы 1-2 раза в год: трещины, белый налет – поводы для замены, иначе и до ремонта можно не доехать.
Запасное колесо автомобиля: что это и зачем?
Запасное колесо автомобиля является одним из обязательных элементов его штатной комплектации. На выбор можно купить запасное колесо полноразмерное или докатку.
В русском языке существует фразеологизм «пятое колесо», которым обозначают что-то ненужное и явно лишнее. Это выражение появилось еще в доавтомобильную эпоху, когда запряженной лошадьми телеге пятое колесо и в самом деле было совершенно ненужным.
В наше время словосочетание «пятое колесо» употребляется не только в ироническом переносном смысле, но и в буквальном. Именно так нередко называют запасное колесо автомобиля. И лишним либо ненужным его уже никто не считает.
Назначение запасного колеса
Функции, которые выполняет в автомобиле запасное колесо (или просто запаска), очевидны даже самому далекому от техники вообще и автомобилей в частности человеку. В случае повреждения одного из рабочих колес (прокол или разрыв покрышки, повреждение или деформация диска и т.д.) его можно легко заменить запаской и продолжить движение.
В большинстве современных легковых автомобилей запасное колесо хранится в багажнике, где для него под «полом» предусмотрена специальная полость. Благодаря этому запаска совершенно не занимает полезную площадь багажника и не создает никаких неудобств при эксплуатации машины.
Ввиду того, что многие автомобилисты переоборудуют свои авто под использование альтернативного вида топлива (газа), нередко в эту нишу для запасного колеса устанавливают специальный круглый баллон. Таким образом, запаску приходится хранить непосредственно в самом багажнике, что уже может создавать определенные неудобства.
В ситуации, когда ниша для запаски занята газовым баллоном, некоторые автомобилисты предпочитают вообще не возить с собой запасное колесо, чтобы не занимать дефицитное место в багажнике. В условиях города это еще допустимо, ведь всегда можно вызвать эвакуатор или попросить друга подвезти запаску к месту поломки. Однако при междугородних переездах, особенно в холодное время года наличие запасного колеса является строго обязательным, поскольку в ином случае проколотое колесо лишает вас возможности двигаться, а ждать помощи приходится по несколько часов. Зимой в условиях сильного мороза и/или метели это попросту опасно для жизни.
Типы запасных колес
Еще буквально 20 лет назад повсеместно использовались колеса, в конструкции которых помимо стального диска и шины использовалась еще и резиновая камера, в которой и содержался весь сжатый воздух. Прокол такого колеса означал именно прокол камеры, тогда как легкие повреждения внешней покрышки особого значения не имели. По этой причине некоторые водители предпочитали возить с собой вместо запасного колеса в сборе одну лишь запасную камеру. Так удавалось сэкономить много места в багажнике, но замена проколотой камеры представляла собой довольно хлопотную задачу.
Однако с массовым внедрением бескамерных покрышек все окончательно перешли на использование запасного колеса в сборе. Полностью готовая к работе такая запаска легко устанавливается буквально за 5-20 минут в зависимости от ловкости водителя. В худшем случае ее нужно просто немного подкачать.
Сегодня автомобилист может купить запасное колесо одного из двух типов — полноразмерное или аварийное. Полноразмерное запасное колесо имеет точно такие же размеры, как и штатные. Поставив его вместо проколотого, можно продолжать движение в обычном режиме, преодолевая любые расстояния с любой разрешенной на данном участке дороге скоростью. Главным недостатком полноразмерной запаски являются ее размеры: она занимает много места, из-за чего ее не всегда удается разместить под полом багажника, и много весит, что сказывается на расходе топлива.
Новые легковые авто зачастую комплектуются аварийным запасным колесом, также известным как докатка. Оно имеет несколько меньший диаметр и/или ширину, благодаря чему удается сэкономить место для ее размещения в машине и немного снижает расход топлива. Да и стоимость докатки меньше, чем полноразмерного колеса. Однако использование аварийной запаски накладывает значительные ограничения на режим езды, поэтому подразумевается, что поставив ее, водитель направится к ближайшей СТО или в свой гараж для ремонта.
Дело в том, что из-за разницы в размерах колес на одной оси автомобиль значительно теряет в курсовой устойчивости, поэтому двигаться на докатке можно лишь на относительно небольшие расстояния и со скоростью не более 80 км/ч (ограничение для конкретной запаски указано прямо на ней). При этом строго не рекомендуется выполнять резкие маневры и торможения. Кроме того, использование докатки создает проблемы для некоторых современных электронных систем автомобиля (например, АБС, системы контроля устойчивости и т.д.), которые приходится отключать на время движения на докатке.
Уход за запасным колесом
В определенной степени запаску можно считать одной из систем безопасности автомобиля. По этой причине очень важно поддерживать запасное колесо в максимальной боевой готовности, дабы в случае необходимости незамедлительно им воспользоваться.
Во-первых, каждый месяц запаску, равно как и штатные колеса, нужно проверять на предмет давления в шинах. Хотя возить с собой насос или компрессор тоже нужно, лучше всё-таки иметь под рукой накачанную и полностью готовую к использованию запаску. Заниматься докачкой на дороге под дождем, в жару или метель — удовольствие сомнительное.
Во-вторых, раз в год нужно проводить полный осмотр запасного колеса на предмет потертостей и других повреждений. Даже если запаска ни разу не использовалась, просто находясь в машине, во время движения она постоянно трется и ударяется о поверхности багажника. Со временем это может привести к ее износу.
В-третьих, готовность запасного колеса нужно обязательно проверять перед дальней дорогой, особенно, если планируется выезд на бездорожье или просто в глухую местность.
Что касается срока эксплуатации запасного колеса, то здесь всё не так однозначно. С одной стороны в самом худшем случае, пользуясь запаской раз в месяц, за год на ней можно проехать от силы пару сотен километров, что является ничтожно малым показателем. То есть в этом плане моторесурс запасного колеса исчерпать невозможно.
Однако не следует забывать о банальном старении резины. Даже просто лежа в багажнике, покрышка запаски портится от возраста: входящие в ее состав вещества разрушаются и деталь теряет свои эксплуатационные свойства. Ввиду этого запаску старше пяти лет минимум раз в год нужно тщательно проверять на предмет трещин, деформаций и расслоения.
Спустя 10 лет эксплуатации (99,9% этого времени колесо будет просто лежать в багажнике) производится замена запасного колеса, вернее его покрышки. Это нужно делать в любом случае, даже если на резине нет видимых признаков износа и старения. Если этого не сделать, покрышка может просто лопнуть прямо во время движения, что представляет исключительную опасность.
ЧТО ЛУЧШЕ: ДОКАТКА ИЛИ ПОЛНОРАЗМЕРНАЯ ЗАПАСКА? СРАВНЕНИЕ И ОТЛИЧИЯ
Добрый день, в статье мы расскажем про такой современный тип запасного колеса легкового автомобиля, как докатка. В материале будет раскрыт вопрос надобности такого элемента, а также о преимуществах и недостатках такого типа запасок. Кроме того, мы узнаем, какие виды докаток существуют, их основные характеристики, продолжительность езды на них, а также почему автопроизводители пошли на смену стандартных полноразмерных запасок.
Докаткой является колесо запасного типа, которое по размерам меньше стандартного примерно в два раза. Монтируется такое колесо вместо основного. Идет в комплекте вместе с шиной стандартного радиуса, но меньшего размера, чем полноразмерная запаска. Позволяет доехать до ближайшего технического сервиса на скорости, не более 80 километров в час. Запаска такого типа не рассчитана на длительную езду. Как правило, максимальная скорость указывается на самой докатке. По стоимости оценивается на 40 процентов меньше, чем полноразмерное запасное колесо. В этом и заключается главная выгода авто производителей класть такое элемент в новые, особенно бюджетные автомобили.
Запаска полноразмерного типа, которая идентична основному колесу, как правило совпадает по диаметру и размеру всем четырем ходовым дискам и шинам автомобиля. То есть, автомобиль стандартно оборудован 4-мя основными колесами, а пятое колесо является таким, как и основное, но предназначено для запаски. Но в последние 10 лет, почти все известные автомобильные производители стали переходит на своего рода докатки, которые требуют совсем немного места для хранения в багажнике и стоимость их производства оценивается гораздо дешевле, чем стандартных колес. Иногда, автомобильные производители главной своей целью преследуют именно не снижение стоимости автомобиля, а увеличение свободного пространства транспортного средства, поэтому и ужимают запасное колесо.
В некоторых новых автомобилях, даже премиального класса, запасного колеса или докатки может вообще не оказаться, а вместо них будет специальный комплект для самостоятельного заклеивания покрышки. А все потому, что шины в современных автомобилях укомплектовываются по системе Run Flat. Данная система позволяет ехать на спущенных до обода колесах на скорости 40 километров в час до 50 километров. Как правило, этого расстояния хватает, чтобы добраться до шиномонтажа, который расположен на трассе или в городе. Ниже на фото, показан принцип действия стандартной шины и шины по технологии Run Flat.
Как мы и говорили выше, запаска, которая предназначается только для временного использования характеризуется малым диаметром, хотя давление в такой шине выше, чем в основном колесе. Хотя бы 1 раз в 3 месяца необходимо проверять давление воздуха в запасном колесе, данный параметр должен быть в интервале 4 килограмм на сантиметр квадратный. Если возникает прокол в зимнюю погоду, на снежной дороге, то не следует устанавливать запасное колесо на перед, лучше заднее целое переставить на перед, а назад установить запаску.
Также можно найти автомобили, которые оснащаются запасным колесом полноразмерного формата, но временного использования. Такой вид запасного колеса имеет стандартный размер, что и основное колесо, но конструкция стального диска и металлокордов шины несет облегченную конструкцию, благодаря этому сокращается расход топлива транспортного средства благодаря меньшему весу.
Кроме того, монтировать такое колесо гораздо проще, чем другого формата. Но из недостатков, это то, что такую запаску нельзя применять долгое время.
Кроме всего прочего, запаски компактного типа – докатки, которые гораздо уже и меньше стандартной запаски, а также весят в 2,5 раза легче являются сегодня основой почти любой новой машины. Исходя из того, что докатки меньше по размеру, они обладают очень высоким давлением внутри покрышки. Также отметим, что бывают докатки и без воздуха внутри, полностью прорезиненные. Каждая докатка производится под определенную модификацию транспортного средства. Поэтому советуем, не докупать докатку к своему автомобилю с другого транспортного средства, это совсем не безопасно.
Надеемся, что наша статья, помогла Вам получить общее понятие о таком типе запасного колеса, как докатка. Также отметим, что управление транспортным средством с установленным на него запасным колесом, а особенно докатки, требует предельной внимательности и осторожности на дороге. Напоминаем, что хотя бы 1 раз в три месяца необходимо проверять давление в запасном колесе, чтобы не возникло такой ситуации, когда запаска срочно понадобится, а она сдутая и колесо пробито, а насоса рядом нет.