Занос автомобиля это скольжение каких колес

Занос автомобиля: действия при сносе и заносе на разном приводе

Скользкая дорога (мокрый асфальт, снег или ледяная корка на дороге) не обеспечивают нормальное сцепление колес автомобиля с полотном. Такой автомобиль становится трудноуправляемым. Занос или снос машины являются наиболее часто встречающимися проблемами с управлением.

Сам по себе занос или снос не является критической проблемой. Однако, в зимнее время именно из-за этого возникает большинство дорожно-транспортных происшествий. Естественно, что водители интересуются тем, как избежать потери управления, что является ее причиной, и как следует действовать, когда потери устойчивости автомобиля на дороге избежать не удалось.

Это не является простой задачей, так как включает в себя несколько составляющих:

• Максимально быстро классифицировать тип заноса или сноса
• Принять решение о последовательности действий
• Избегать неправильных маневров

Проблема усложняется также и тем, что для разных типов потери устойчивости и управляемости необходимо предпринимать различные действия. Ниже будут рассмотрены наиболее типичные ситуации.

Снос передних колес

Сносом передних колес называют их боковое скольжение при прохождении поворотов или при экстренном маневрировании. Он возникает из-за отрицательного уклона дороги на повороте, сильного бокового ветра, неправильно накачанных колес, использования шин со стертым протектором, прохождения поворотов на слишком большой скорости и т.п.

При этом автомобиль движется по инерции под углом к передним колесам, так как их сцепления с дорогой оказывается недостаточно для компенсации этой силы. Проще говоря, при повороте руля машина при сносе передней оси продолжает двигаться прямо. Если при этом водитель начинает экстремальное торможение, то автомобиль становится полностью неуправляемым и часто вылетает либо на полосу встречного движения, либо на обочину.

Эта проблема характерна для заднеприводных и полноприводных машин, у которых передние и задние колеса имеют разнонаправленную тягу, что способствует произвольному изменению траектории прохождения поворота. Высокопрофильные покрышки, которыми часто оснащаются внедорожники, только усугубляют снос передних колес.

Опытные водители рекомендуют применять следующие приемы при боковом скольжении передних колес:

• Тормозить двигателем, переключаясь на пониженную передачу
• Использовать плавное подтормаживание для переноса основного усилия тяги на переднее наружное колесо (при этом важно избегать блокирования колес из-за резкого торможения)
• При достаточной ширине полосы движения вернуть руль в исходное положение, а затем вновь начать поворачивать, но без резких движений

Занос с небольшой амплитудой

Автомобиль заносит на скользкой дороге из-за резких маневров, сильного бокового ветра, неровностей дорожного полотна, резкого нажатия на педаль акселератора и др. Если во время движения возникает занос с небольшой амплитудой, то стабилизировать автомобиль с задним приводом достаточно просто. Для этого необходимо быстро повернуть рулевое колесо в ту же сторону, куда автомобиль заносится, не меняя положение рук на руле (тем же хватом).

Смысл данного маневра состоит в том, чтобы передние колеса выровнять параллельно направлению движения. При этом следует уменьшить обороты двигателя. Такие действия приводят к образованию на задних колесах малого тормозного эффекта. После выравнивания руль возвращается в первоначальное положение. Если это не сделать, то возникнет маятниковое колебание ведущего моста – ритмичного заноса (о нем чуть ниже).

Переднеприводный автомобиль из заноса выводится еще проще. Достаточно добавить оборотов двигателя и ведущие передние колеса должны сами «вытянуть» машину из заноса.

Полноприводные машины нуждаются в выравнивании рулем, как и заднеприводные. Однако, после сброса оборотов, необходимо сразу же нажать на педаль акселератора, чтобы передние ведущие колеса имели достаточно тяги.

Занос с большой амплитудой

Если автомобиль не стабилизируется при заносе с небольшой амплитудой, возникает глубокий занос, при котором угол траектории достигает больших значений. Общий порядок действия такой же, как и при заносе с небольшой амплитудой. Впрочем, имеются и некоторые особенности:

• Рулем следует работать быстро обеими руками, располагая их боковых секторах, «докручивая» одной из рук, не меняя хвата «баранки»
• При рулении необходимо отыскивать угол, при котором уравновешивающая стабилизация будет максимальной
• Попеременно нажимать педаль газа и тормоза, что содаст нагрузку на ведущую ось и управляемые колеса

Критический занос

Характерная особенность критического заноса — это уравновешивание проложенных сил к автомобилю. При этом он на короткое время теряет управляемость. После этого машина или выравнивается сама, или начинает вращаться. Устойчивость автомобиля в этот момент является критической. Поперечную устойчивость можно восстановить следующими действиями:

• Быстро вращая руль двумя руками, на боковых секторах захватывая его перекрестно
• Быстро вращая руль одной рукой, перекатывая хват по тыльной стороне кисти или ладони (эффективно для грузовых автомобилей и автобусов, у которых рулевое колесо расположено горизонтально)
• Быстро выруливая с помощью одной руки (вторая рука выполняет «подкрут»)

Вращение автомобиля

Нередко даже принятые меры результата не приносят, и машина начинает вращение на дороге. В этом случае главное ни в коем случае не тормозить, а, работая рулевым колесом, довернуть в сторону вращения. Дождавшись, когда машина не будет находиться поперек дороги или под углом к ней (т.е. развернувшись на 180, 360, 540, 720 и т.д. градусов), нажать на педаль акселератора, сделав «полицейский разворот» и еще добавить оборотов. Эта техника является достаточно сложной даже для опытного водителя.

Читайте также:  Моторное масло для четырехтактных двигателей газонокосилок

Ритмический занос

Ритмическим заносом называют поперечное раскачивание задней оси с усилением амплитуды, которое происходит из-за резонанса колебаний. Возникает он при попытке выполнить несколько маневров, которые имеют противонаправленный характер — например, резкое вращение руля в обе стороны при объезде препятствия, обгоне или вынужденном маневре.

Выровнять машину можно резким рывком руля, когда она входит во второй импульс заноса с правильным дросселированием для компенсации импульсов вращения. При этом водителю следует действовать осторожно. Если же руление или дросселирование выполнить не вовремя, то ситуация только усугубится.

Боковое скольжение

Когда в заносе автомобиль начинает боковое скольжение, водителю необходимо, прежде всего, снизить его скорость. Для этого можно использовать управляемый боковой удар о снежный бруствер. Если машина имеет задний привод, касание следует рассчитать задним крылом или боковой поверхностью одного из задних колес. Переднеприводный автомобиль «ударять» нужно в районе переднего крыла или колеса. На полноприводном автомобиле «контакт» проводится по всей боковой поверхности (следует учесть, что высоко сидящий полноприводный внедорожник, может при этом перевернуться).

Заключение

С учетом того, что потеря устойчивости и управляемости автомобиля на дороге происходит, как правило, из-за ошибок водителя, главной возможностью предотвращения этой проблемы является выбор оптимального режима движения в данных дорожных условиях и своевременное реагирование на переход в движение по неуправляемой траектории.

Занос автомобиля. Как выбраться из заноса

Наиболее опасное явление на обледенелой дороге, приводящее к печальным последствиям, — занос.

Занос — это движение автомобиля, сопровождающееся боковым скольжением его задней или передней оси. Такое скольжение возникает в случае, когда теряется сцепление колес с дорогой, что может произойти по многим причинам.

Чаще случается занос задней оси. При заносе корпус автомобиля изменяет свою ориентацию на дороге — поворачивается. Передняя ось движется в том направлении, куда направлены передние колеса, а задние не идут по следу передних. Поэтому автомобиль, продвигаясь вперед, получает еще и вращательное движение. Возникающая при этом центробежная сила складывается с боковыми силами, вызвавшими занос, и усиливает их. Отсюда ясно: если занос вызван резким ускорением, нужно убавить «газ», если торможением — отпустить тормоз. Но этим можно только уменьшить влияние поперечной силы. Для того чтобы ликвидировать занос, нужно повернуть руль в сторону заноса. Возникшая при этом центробежная сила инерции начнет разворачивать автомобиль в сторону, противоположную заносу, т. е. возвращать его в исходное состояние. По мере возвращения автомобиля в исходное положение нужно поворачивать руль и возвращать передние колеса в исходное положение так, как это приходится делать на повороте — поворот еще не кончился, а колеса поворачиваем в положение прямо. При достаточных навыках водителя занос может быть прекращен одним приемом. Если после возвращения автомобиля в исходное положение он не останавливаясь начал разворачиваться в другую сторону, необходимо опять же поворотом руля в сторону заноса ликвидировать его. При этом важно ве суетиться, действовать хладнокровно и осторожно, поворачивая руль на угол, пропорциональный величине заноса.

Занос можно понять теоретически, а выход из него должен отрабатываться только тренировками. Водитель должен побороть в себе боязнь заноса, которая рождается в его первой стадии, а затем научиться заставлять себя возвращать руль в те напряженные секунды, когда машину еще крутит. Тренировки можно устраивать только на свободных от движения площадках и участках дороги, где нет ни транспортных средств, ни пешеходов. Искусственно создавая заносы и выравнивая машину, постоянно усложняя условия тренировок, можно добиться полной власти над самим собой и над заносом.

Спровоцировать занос при скорости 20-25 км/ч очень просто, если резко затормозить. Можно усилить занос, резко повернув руль перед самым торможением. Отработку приемов лучше проводить в следующем порядке.

  1. Научиться определять момент, когда сцепление колес с дорогой уменьшается до такой степени, что они находятся на грани скольжения. Умение чувствовать эту грань позволит в дальнейшем вовремя снижать скорость, ослаблять торможение, т. е. избегать заносов.
  2. Выработать привычку мгновенно реагировать рулем на начинающийся занос, доведя действие «занос — руль» до автоматизма.
  3. Научиться определять момент, когда поворот руля вызывает ответную реакцию — занос начинает затухать.
  4. Приучить себя начинать поворот руля в обратную сторону, не дожидаясь окончания заноса, и закрепить этот рефлекс.
  5. Научиться согласовывать скорость вращения руля С характером затухания заноса и выравниванием автомобиля, чтобы как можно четче выходить в выровненное положение.

Надо ли выключать сцепление при заносе? Выключать его полезно. Однако нажать на педаль при заносе непросто. Кроме того, это затруднит водителю самое важное — быструю работу рулем. Поэтому получается, что самое разумное,— не трогая педаль сцепления, только слегка прижать педаль «газа» — двигаться «исподволь», когда двигатель и не тянет, и не тормозит. Чувствовать это и умело действовать педалью «газа» нужно тоже научиться.

Читайте также:  Капитальный ремонт двигателя мазда фамилия

Что делать при заносе автомобиля?

Занос возникает не сам по себе, типа ехали тихо-мирно, и вдруг — бац, — занесло! В большинстве случаев, занос возникает в результате ошибок водителя. Поэтому, раз уж занос произошел, надо исправлять именно то действие, в результате чего занос возник.

Если занос начался при резком торможении — первое, что нужно сделать — отпустить тормоз. Необходимо также направить передние колеса автомобиля по ходу движения, для чего повернуть руль в сторону заноса, конкретно — навстречу к багажнику автомобиля. В результате правильных действий задняя часть автомобиля начнет возвращаться на свое место, после чего нужно повернуть руль в другую сторону, чтобы выровнять передние колеса, причем поворачивать передние колеса следует немного раньше, чем выравняются задние колеса, чтобы не дай бог, не начался по инерции занос в другую сторону.

Если занос начался при нажатии на газ, необходимо сразу убрать ногу с газа, одновременно с этим крутить руль в сторону заноса (к багажнику), затем в другую сторону, выравнивая автомобиль.

Если занос начался на повороте. На повороте занос может начаться в случаях, если водитель резко нажал на тормоз, резко повернул руль, вошел в поворот на высокой скорости. Также занос может возникнуть, если просто резко отпустить педаль газа.

Тут немного сложнее. дело в том, что тут важно учитывать, какой автомобиль — с передним или задним приводом. На заднеприводном автомобиле нужно отпустить педаль газа, на переднеприводном, наоборот — добавть газку (в этом случае передние колеса должны вытянуть автомобиль из заноса). Одновременно с этими действиями орудуем рулем как обычно при заносе — сначала крутим руль в сторону багажника, затем выворачиваем его в другую сторону.

Конкретно: если чувствуем, что пошли в занос, нужно

Для заднеприводного автомобиля

  1. При начале заноса, когда багажник автомобиля пошел влево — поворачиваем руль в сторону заноса (навстречу багажнику), отпускаем педаль тормоза или газа (то есть то, что вызвало занос);
  2. выравниваем передние колеса по направлению к движению;
  3. за мгновение до начала возврата багажника в исходное положение начинаем крутить руль направо, пока багажник не возвратится в нормальное положение; руль в это время должен находиться в положении, необходимом для дальнейшего движения по траектории поворота дороги;
  4. прибавляем газ и продолжаем движение

Для переднеприводного автомобиля

  1. При начале заноса, когда багажник автомобиля пошел влево — поворачиваем руль в сторону заноса (навстречу багажнику), отпускает педаль тормоза и нажимаем на газ, увеличивая обороты двигателя, следя за тем, чтобы не было прокручивания передних колес, пытаясь вытянуть за передними колесами весь автомобиль.
  2. выравниваем передние колеса по направлению к движению, продолжая работать увеличенным газом;
  3. за мгновение до начала возврата багажника в исходное положение начинаем крутить руль направо, пока багажник не возвратится в нормальное положение; еще увеличивая газ, пытаясь вытянуть всю машину;
  4. в момент занятия багажника своего положения, руль уже должен находиться в положении, необходимом для дальнейшего движения по траектории поворота дороги; плавно уменьшаем газ;
  5. снижаем газ до обычного и продолжаем движение как ни в чем не бывало!

Вождению автомобиля с управляемым заносом надо учиться не один год. Но кто вам сказал, что завтра на дорогах вашего города начинаются «гонки на выживание»? Ведите машину с разумной скоростью, не делайте резких стартов и торможений, делайте плавные повороты, и никакого заноса не будет! А если он все же произошел, то простейшие заносы легко «лечатся».

Чтобы благополучно выйти из заноса, следует сохранять хладнокровие и руководствоваться двумя основными правилами:

1. «Действие – Занос – Противодействие». Поскольку практически любой занос происходит по неразумности какого-либо действия водителя, то первым делом надо исправить ошибку – необходимо сделать действие, обратное тому, которое привело к заносу (нажали тормоз – начался занос – отпустите тормоз, нажали газ – начался занос – отпустите газ, «крутанули» руль направо – начался занос – крутите руль налево и т.д.).

2. «Крути руль навстречу багажнику». В 99% случаев в занос уходит именно задняя ось автомобиля, где и располагается его багажник (что касается оставшегося 1% случаев заноса, то об этом лучше не думать, так как с заносом передней оси или обеих осей одновременно осознанно умеют бороться только автогонщики, и то не всегда успешно). Если при заносе оставить руль в исходном положении, то не только задние, но и передние колеса окажутся под углом к продольной оси направления движения (рис. 133, поз. 2), а это уже может привести к полной потере управления автомобилем. Значит, надо направить передние колеса по ходу движения, и для этого руль придется повернуть в сторону заноса, то есть «навстречу багажнику».

Допустим, занос начался после того, как вы резко нажали на педаль тормоза. Что теперь делать?

А ведь ответ у вас уже есть! Надо применить правила: «Действие – Занос – Противодействие» и «Крути руль навстречу багажнику».

В данном конкретном случае это выглядит так: «Резко нажали педаль тормоза – Начался занос – Отпустите педаль тормоза!» и «Крути руль навстречу багажнику – налево! «, так как багажник вашего автомобиля пытается «обогнать» вас сейчас именно слева.

Читайте также:  Что надо чтобы открыть разборку автомобилей

В результате этих действий «хвост» автомобиля начнет возвращаться на свое место (поз. 4). Только не забудьте опять «повернуть руль навстречу багажнику» (теперь – направо), чтобы передние колеса заняли положение для прямолинейного движения.

Поворачивать руль обратно следует с некоторым опережением. Передние колеса надо вернуть в положение прямолинейного движения чуть раньше, чем задние колеса вернутся на свое место (поз. 5).

Если вы передержите руль повернутым налево, то задняя часть автомобиля может по инерции «перелететь» на другую сторону и занос возобновится, но теперь уже направо.

Занос может возникнуть не только при резком торможении.

Например, если резко нажать на педаль «газа», то на скользком участке дороги ведущие колеса автомобиля начнут проскальзывать относительно покрытия дороги, причем не только при старте с места, но и уже в движении. Поскольку коэффициент сцепления с дорогой у правого и левого колеса не может быть одинаковым, то машина начнет плавно отклоняться в одну из сторон.

Что делать в этом случае?

Да то же самое, что и в предыдущем! Резко нажали «газ» – произошел занос – отпустите «газ»! И одновременно с этим поработайте рулевым колесом, сначала в одну сторону (навстречу багажнику), а потом в другую.

Несколько сложнее бороться с заносом, который возник на вираже дороги. Для этого сначала надо вспомнить, на какой машине вы сейчас движетесь – на заднеприводной или переднеприводной?

Выход из заноса на вираже дороги: А – на заднеприводном автомобиле (например ВАЗ-2105); Б – на переднеприводном автомобиле (например ВАЗ-2110)

Например, автомобиль ВАЗ-2105 приводится в движение задними колесами, а ВАЗ-2110 – передними.

При обычной спокойной езде по дорогам практически нет никакой разницы в управлении этими автомобилями. Но в случае заноса разница огромна!

• На заднеприводном автомобиле надо убрать «газ», а на переднеприводном, наоборот, – добавить «газу»!

На заднеприводном автомобиле нельзя давить на «газ», иначе задние ведущие колеса будут активно уводить багажник вашего автомобиля в сторону от направления движения. Проще говоря, они «раскрутят» машину вокруг ее вертикальной оси.

Если же автомобиль переднеприводный, то, добавив «газу», вы заставите передние ведущие колеса «вытянуть» за собой и задние колеса, и всю машину в целом.

А работа рулем всегда и везде остается прежней. Сначала надо крутить руль в одну сторону (навстречу багажнику, который хочет вас обогнать), а затем в другую (опять навстречу своему багажнику, который теперь возвращается на место).

И еще, запомните – во время заноса педали сцепления и тормоза трогать нельзя!

Теперь самое главное. До тех пор пока вы сами не почувствуете реальный занос, все вышеизложенное останется только красивой и, может быть, не очень понятной теорией.

Это намек на то, что надо бы попробовать. Но, если водительские права были получены вами только вчера, а зима уже «на носу», то, наверное, в этом году не стоит упражняться в заносе, достаточно лишь водить машину с разумной скоростью и дистанцией, без резких стартов и торможений, всегда делая только плавные повороты.

А в начале следующей зимы найдите все-таки подходящее место и уже практически разберитесь с премудростью вывода автомобиля из заноса.

Последовательность действий водителя при заносе на вираже дороги

Автомобиль приближается к повороту дороги.

2. Начало заноса.

Варианты неразумных действий водителя: – резкий поворот руля,– резкое торможение,– скорость движения выше той, которая соответствует повороту данного радиуса. Занос может возникнуть и в том случае, если резко нажать или отпустить педаль газа.

Действия водителя по выводу автомобиля из заноса

Работа правой ногой

на любом автомобиле

на заднеприводном автомобиле

на переднеприводном автомобиле

3. Занос в стадии развития. Багажник автомобиля активно пошел влево.

Поворачивают руль в сторону заноса (навстречу багажнику).

Отпускает педаль тормоза или «газа».

– отпускает педаль тормоза и переходит на педаль газа;– нажимает педаль газа и делает несколько повышенные обороты двигателя, не допуская при этом прокручивания передних колес относительно покрытия дороги;– пытается вытянуть вслед за передними колесами всю машину.

4. Стабилизация положения автомобиля. Багажник замер в крайней точке смещения.

Выравнивают передние колеса в направление продолжения траектории движения.

Продолжает работать педалью газа, поддерживая повышенные обороты двигателя.

5. Начало возврата багажника в исходное положение.

За мгновение до начала возврата багажника в исходное положение начинают поворот руля направо (с некоторым опережением возвратного движения багажника).

Продолжает удерживать повышенный «газ».

6. Приближение багажника к исходному положению.

Продолжают работу рулем направо, несколько опережая движение багажника.

Все еще отдыхает.

Немного прибавляет «газ», пытаясь окончательно вытянуть всю машину вслед за передними колесами.

7. Стабилизация багажника в исходном положении.

В момент возврата багажника в исходное положение, руль должен уже находиться в положении, соответствующем продолжению траектории поворота.

Готовится к работе педалью «газа».

Может начать плавное уменьшение «газа».

8. Продолжение движения в намеченном направлении.

Удерживают руль в положении, соответствующем продолжению траектории поворота.

Оцените статью