Замкнутый электрический привод с частотным управлением асинхронного двигателя
Замкнутая схема импульсного регулирования скорости асинхронного двигателя с помощью резистора в цепи ротора
Замкнутый электрический привод с частотным управлением асинхронного двигателя
Вопросы
Двигателями переменного тока
Замкнутые схемы управления электроприводов с
ЛЕКЦИЯ 12
1) Замкнутая схема управления асинхронного электропривода, выполненного по системе «тиристорный регулятор напряжения—асинхронный двигатель» (ТРН—АД)
По исторически сложившейся тенденции регулируемый ЭП строился главным образом с использованием ДПТ. В последние годы в связи с появлением разнообразных средств управления регулируемый ЭП переменного тока начал быстро вытеснять АЭП с ДПТ.
1 Замкнутая схема управления асинхронного электропривода, выполненного по системе «тиристорный регулятор напряжения—асинхронный двигатель» (ТРН—АД)
Рассмотрим схему регулирования скорости АД с фазным ротором с использованием обратной связи по его скорости (рис.1,а). Между сетью и статором АД включены три пары встречно-параллельно соединенных тиристоров VS1 — VS6, образующих силовую часть ТРН. Управляющие электроды тиристоров подсоединены к выходам системы импульсно-фазового управления (СИФУ), которая распределяет управляющие импульсы на все тиристоры и осуществляет их сдвиг в зависимости от сигнала управления Uy. К валу АД подсоединен тахогенератор ТГ. Его ЭДС Етг сравнивается с задающим напряжением Uз.с, снимаемым с задающего потенциометра скорости ЗП, причем эти напряжения включены навстречу друг другу. Разность напряжений U3.C и Егг, равная напряжению управления
поступает на вход СИФУ.
При увеличении этого сигнала угол управления тиристорами уменьшается, а подаваемое на АД напряжение увеличивается и наоборот. В цепь ротора АД постоянно включен добавочный резистор R2Д, наличие которого позволяет расширить диапазон регулирования скорости и облегчить тепловой режим АД при его работе на пониженных скоростях.
Рассмотрим работу ЭП при изменении момента нагрузки Мс на валу АД и постоянном задании скорости сигналом U3.С2. Допустим также, что в исходном положении АД работал в точке 1 при моменте нагрузки MС1 (рис. 1,б), а затем произошло его увеличение до значения МС2.
При увеличении нагрузки на валу АД его скорость начнет снижаться, соответственно начнет уменьшаться и ЭДС тахогенератора ЕТГ. Уменьшение Етг вызывает согласно (1) увеличение напряжения управления, что приведет к уменьшению угла отпирания тиристоров и увеличению тем самым подаваемого на АД напряжения.
| |
Рисунок 1 — Схема (а) замкнутой системы ТРН—АД и механические характеристики (б)
Момент АД будет увеличиваться и в точке 2 сравняется с МС2. Таким образом, увеличение момента нагрузки привело к небольшому снижению скорости АД, т. е., другими словами, его характеристики стали жесткими.
При уменьшении момента нагрузки Мс будет автоматически происходить снижение напряжения на АД и тем самым поддержание его скорости вращения на заданном уровне.
Изменяя с помощью потенциометра значение задающего напряжения U3.С, можно получить ряд механических характеристик электропривода с относительно высокой жесткостью и необходимой перегрузочной способностью АД.
Примером замкнутого ЭП переменного тока может служить серия ЭКТ и ее модернизация ЭКТ2. Эти ЭП обеспечивают регулирование скорости, тока и момента трехфазных АД с короткозамкнутым ротором за счет изменения частоты и величины подводимого к нему напряжения. Упрощенная функциональная схема этого ЭП в однолинейном исполнении приведена на рисунке 2, а.
В качестве силового преобразователя в ЭП используется тиристорный преобразователь частоты со звеном постоянного тока, состоящий из управляемого выпрямителя (УВ) и инвертора напряжения (ИН) со своими схемами управления СУВ и СУИ. Между УВ и ИН включен силовой фильтр Ф, обеспечивающий фильтрацию выходного напряжения и циркуляцию реактивной мощности в силовой части схемы.
Схема управления ЭП построена по принципу подчиненного регулирования координат и имеет два контура — внутренний (тока) и внешний (напряжения). Регулирование этих координат осуществляется пропорционально-интегральными регуляторами тока РТ и напряжения РН, по сигналам датчиков тока ДТ и напряжения ДН. При частотах ниже номинальной схема управления поддерживает отношение напряжения к частоте постоянным, а при частотах выше номинальной напряжение остается неизменным, что обеспечивается усилителем — ограничителем УО.
Преобразователь частоты обеспечивает рабочие диапазоны изменения частоты (5. 80) Гц при номинальной частоте 50 Гц и (15. 240) Гц при номинальной частоте 200 Гц. Диапазон регулирования напряжения составляет (0. 380) В. Серия ЭКТ2 выпускается на мощности от 16,5 до 263,5 кВт. КПД этих ЭП лежит в пределах (85. 96)%.
Примерный вид механических характеристик ЭП при различных сигналах задания скорости приведены на рисунке 2, б.
ЭП этой серии могут обеспечивать торможение с рекуперацией энергии в сеть. В этом случае силовая часть ЭП дополняется ведомым сетью инвертором, а в обозначении ЭП появляется буква Р (ЭКТР и ЭКТ2Р).
| |
|
Рисунок 2 — Схема (а) замкнутого ЭП с частотным управлением АД и механические характеристики (б)
ЗАМКНУТЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ АСИНХРОННЫМИ ЭЛЕКТРОПРИВОДАМИ С ПОЛУПРОВОДНИКОВЫМИ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯМИ
Как показано в ряде работ [6, 76—78, 83, 84], при применении замкнутых САУ удается значительно расширить функциональные возможности асинхронных электроприводов с полупроводниковыми преобразователями и обеспечить качественно новые свойства систем параметрического управления асинхронными двигателями. Используя в зависимости от технических требований различные виды обратных связей — по скорости; положению, току ротора (для двигателей с контактными кольцами) и статора, можно реализовать управляемые пускотормозные режимы, плавное регулирование скорости в широких пределах, позиционирование производственных механизмов и т. д.
Для обеспечения требуемого качества замкнутых САУ в переходных и установившихся режимах необходимо располагать обоснованными методами анализа и синтеза таких систем, основанными на изучении динамических свойств элементов, входящих в САУ, и, в первую очередь, методами исследования асинхронного двигателя как объекта регулирования.
Так как при управлении от полупроводниковых преобразователей осуществляется импульсное воздействие на асинхронный двигатель, то момент асинхронного двигателя даже при установившейся скорости имеет пульсирующий характер и содержит гладкую и переменную составляющие. Частота пульсаций последней (fn) зависит от схемы преобразователя. В рациональных схемах преобразователей, включаемых в статорные цепи для регулирования переменного напряжения (см. рис. 1.1,а; 1.2,6), /п^300 Гц при fo—50 Гц; в преобразователях, предназначенных для реализации режима динамического торможения (см. рис. 1.8,в, г), /п^ЮО Гц при fo=50 Гц и в преобразователях для импульсного управления в роторных цепях (см. рис. 1.5,a) fn^ЗОО-МЮО Гц. Очевидно, указанные значения fn значительно выше реально достижимой полосы пропускания (fnp) непрерывной части системы автоматического управления, так что всегда выполняется условие
позволяющее свести импульсное звено к непрерывному [79], т. е. пульсирующая составляющая момента не может оказать сколько — нибудь заметного влияния на динамические показатели САУ. В свя
зи с этим полупроводниковые преобразователи можно рассматривать как непрерывное звено, на выходе которого регулируется полезная составляющая управляющего воздействия, определяющая постоянную (среднюю) составляющую момента асинхронного двигателя. Укажем, что возможность рассмотрения систем с полупроводниковыми преобразователями путем выделения непрерывной полезной составляющей обоснована в [80].
В системах параметрического управления необходимо исследовать частотные характеристики асинхронного двигателя при следующих способах воздействия:
1) регулировании первой гармоники переменного напряжения (РПН), прикладываемого к статорным цепям двигателя. В этом случае изменяются действующее значение (Vі*) и амплитуда (Um) основной гармоники;
2) регулировании выпрямленного (постоянного) напряжения (РВН), когда изменяется значение Un в режиме динамического торможения;
3) регулировании добавочного сопротивления (РДС) в роторе асинхронного двигателя с контактными кольцами.
Вначале исследуем динамические характеристики асинхронного двигателя при его упрощенном описании без учета электромагнитных переходных процессов; такой подход используется в ряде работ [81, 83, 85].
Выражения (3.36), (3.61) позволяют определить установившийся момент асинхронных короткозамкнутых двигателей. Для двигателей с контактными кольцами способы управления, связанные с регулированием переменного или постоянного напряжения, могут быть реализованы при введении добавочных невыключаемых сопротивлений в роторную цепь (і?2д) • Кроме того, может быть осуществлено регулирование R? д. В этих случаях изменяется суммарное активное сопротивление роторной цепи ^22==^2+^2д — Для удобства дальнейшего рассмотрения целесообразно ввести безразмерный коэффициент r = /?22/i?2= (#2 + #2д)/#2 [81]. ОчЄВИДНО, для короткозамкнутых двигателей г— 1, при использовании способов управления РПН и РВН для двигателей с контактными кольцами г>1, r=const, при реализации способа РДС г^1, r=var. При включении добавочных сопротивлений изменяются коэффициенты затухания роторного контура arz=R’22,/Xr и a’rx = R,2z/cXr по сравнению с аналогичными величинами для короткозамкнутого ротора (ar=R’ъ/Хг и a’r=Rf2lоХг), однако при введении коэффициента г они связаны простой зависимостью: а’гл — агг, arz=arr. С учетом этого запишем выражения для установившегося момента асинхронного двигателя при различных способах параметрического управления:
т _ _____________ Um2_ (1 — a)a/rs________________ Uт2 (Г — о)ar’rs
aXs [(а/а/ro — s)2 -f (а/r+а/ ,s)a] as Xs (a2 + b2)
где a=a’sa’rrc—s; fc = a/rr+!a’ss;
рдс, когда к статору приложено номинальное напряжение сети (Um= 1)
Выражения (4.2) — (4.4), являющиеся уравнениями статических механических характеристик асинхронного двигателя, можно привести к форме записи в виде формул Клосса. Так, при регулировании первой гармоники переменного напряжения выражение для момента может быть записано в следующем виде:
щ _ 2mK(l j — е)__________________ 2тк>б(1 -)- e)Um2 ^ ^
s/sk + sK/s — f — 2е s/sK sK/s — f — 2є
где mK — критический момент двигателя на регулировочной характеристике; тК)б — критический момент двигателя на естественной (базовой) характеристике, когда Um= 1; є — конструктивный коэффициент двигателя.
Переходя от (4.2) к (4.5), получаем:
s„ = *r’rVi(a; o’ +1)/(«/ +1) = arr 1/(0./ + l)/(a/ + 0“); (4.7) . = a/ (1 _ a) / Y(a/ + 1) (a/ + 1). (4.8)
Значение тк, б определяется из (4.6) при подстановке в него Um=. При регулировании добавочного сопротивления в роторе в (4.5) также нужно брать Um= 1.
Для режима динамического торможения формула Клосса записывается в следующем виде:
т=2тк, д>т/ (юк/со+ш/сок) =
= 2тк, б,д, тС/п2/ (юк/со+со/сок), (4.9)
где тк, д>Т, сок — критический момент и скорость в режиме динамического торможения; тк, б.д. т — критический момент динамического торможения на базовой характеристике, когда Un= 1.
Приводя (4.4) к виду (4.9), получаем:
тк, д>т = — ипЦ-о)/ (6Xsas2); (4.10)
Значение тК)б, д,т определяется из (4.10) при подстановке в него Un= 1.
Для исследования динамических свойств асинхронного двигателя используем также уравнение динамики электропривода
Как видно из (4.2) — (4.4), даже при упрощенном описании асинхронный двигатель является нелинейным объектом, и для анализа частотных характеристик целесообразно воспользоваться методом математической линеаризации нелинейных объектов путем разложения описывающих их уравнений в ряд Тейлора [79], что позволяет, используя теорию линейных САУ, изучить свойства объекта «в малом» при незначительном отклонении переменных от координат центра разложения, соответствующих выбранному установившемуся режиму.
Момент асинхронного двигателя зависит от управляющего воздействия X и скорости (скольжения) двигателя, т. е. m=fi(X, ю). Очевидно, для РПН X=Um, для РДС Х=г, для РВН X=Un.
Точка установившегося режима характеризуется координатами Ху, coy(sy), ту. Придадим приращение АХ управляющему воздействию в окрестности этой точки. Вследствие этого возникает приращение момента Ат и скорости Доз, а также скольжения As. Определим приращение момента асинхронного двигателя, воспользовавшись разложением в ряд Тейлора:
где k=дт/дХ—коэффициент чувствительности момента двигателя по управляющему воздействию в центре разложения при k (РВН) k2>0r тм>0 и двигатель описывается устойчивым апериодическим звеном в соответствии с (4.15). Если же s>sK (РПН и РДС) или о)>сок (РВН), то &2 1 P2 + ^
2 Зо^а/2 [(arr)2 4- со2]2 p3 4- (a/ 4- a,/r 4- arr)p2 4-
4- <2(1—o)ar, arr2to24-[(afr)2 4- ft>2>[arr(a/-fa/r)—со2]> l+Ky)4—1 4- [arr(2a/ 4- a/r) 4- co2J p 4- 0/ [(arr)2 4- CO2]
Выражение (4.27) можно записать в виде многочлена
Ц7 /р _________________ ^д(Др3 Ч
п B1P5+B! P4 + B„Ps + B«f! + B. P+l ■
I/3aXs a/ [(arr)2 4- a>2] P2 + 2arrp 4- 2 [(arr)2 4- со2]________________
Значения коэффициентов многочлена для различных способов параметрического управления приведены в табл. 4.3.
Определение полюсов и нулей передаточной функции (4.33) для ряда двигателей показывает, что эта функция может быть представлена совокупностью элементарных звеньев первого и второго порядка, что позволяет записать (4.33) в следующем виде:
ІЧР + >) ІЧ2Р2 ±2ЪЧР + 1)
ЧР + 1 (Ч2Р2 + 2Ї4ЧР + 0 (хб2/;2 + %ьЧР + !)