Замена цепи v образного двигателя

Как заменить цепь ГРМ своими руками

Цепь ГРМ — это одна из главных деталей двигателя автомобиля, за счет которой крутящий момент от коленчатого вала передается на распределительный. Если она рвется, то двигатель перестает работать. Следовательно, от работы этого механизма зависит работоспособность всей машины.

Замена цепи — процесс трудоемкий и дорогостоящий, тем более если заказывать услугу в автосервисе. Однако, детально изучив процесс замены — можно научиться менять цепь самостоятельно. О том, как это правильно сделать, пойдет речь в этой статье.

Зачем нужна цепь в работе газораспределительного механизма ДВС

Газораспределительный механизм обеспечивает в двигателе внутреннего сгорания впуск и выпуск рабочего топлива, используя систему клапанов. Распределительный вал двигателя, вращаясь, создает непрерывную работу клапанов ГРМ, тем самым запуская весь процесс внутреннего сгорания.

Вращение распред. вала обеспечивается работой коленчатого вала, крутящий момент от которого передается при помощи цепи или зубчатого ремня.

На концах обоих валов установлены шестеренки-звезды, на которых крепится цепь или ремень, именно они создают натяжение и необходимую скорость вращения.

Когда пора менять цепной привод двигателя

Во время каждодневной эксплуатации автомобиля, цепной механизм больше всего подвергается нагрузкам и изнашивается. Поэтому важно знать, когда он выходит из строя, чтобы вовремя сделать замену.

У каждой цепи ГРМ есть определенный срок службы, в течении которого по общим правилам замена, не нужна. Однако бывают случаи, когда цепной привод (ЦП) внезапно рвется или часть звеньев приходят в негодность, провоцируя нестабильную работу всего двигателя.

Чтобы не пропустить этот момент, рекомендуется периодически проверять ЦП на предмет механических повреждений и обязательно перед длительными поездками на большие расстояния, а замену делать строго по техническим данным и рекомендациям производителя автомобиля.

В то же время, стоит отметить, что опытные мастера-автолюбители умеют определять поломку механизма ЦП на слух.

Так для неисправного ЦП, при включенном двигателе характерны следующие звуки:

  • появление характерного звенящего шума в районе цепного механизма;
  • периодические удары и стук, исходящие из района, где расположен ЦП в двигателе;
  • выстрелы и микровзрывы в системе выхлопа и глушителе.

Если же нужно проверить работоспособность ЦП визуально, чтобы точно удостовериться в его (не)исправности, то необходимо вскрыть двигатель.

Последствия неисправностей

В зависимости от сложности поломки ЦП она может привести, как к временной неисправности двигателя, так и к полному его выходу из строя с последующей заменой.

Статья по теме: Как работает автомобиль с АКПП и МКПП

Так, если связь между коленвалом и распредвалом прекращается в результате обрыва цепи, то крутящий момент перестает туда поступать. Происходит остановка работы клапанов, однако поршневая система продолжает работать в том же режиме, что и до поломки.

Так как поршни и клапана работают в синхронном режиме, то из-за остановки вторых происходит столкновение с первыми, в результате чего обе запчасти могут быть полностью разрушены.

В этом случае, исходя из конструктивных особенностей конкретной марки двигателя, — он либо подлежит комплексному ремонту, либо нет и тогда приходится покупать новый.

Читайте также:  Разборка водяного насоса автомобиля

Как заменить цепь ГРМ в гаражных условиях

Чтобы сделать замену цепи в гараже своими руками понадобится немного терпения, набор гаечных ключей, новая цепь и натяжитель. Рассмотрим поэтапно процесс замены цепи ГРМ на примере автомобиля Шевроле Нива.

Процесс разборки и снятия

Автомобиль загоняется на яму в гараже и ставится на ручной тормоз, под колеса устанавливаются подпорки.

Открываем капот и снимаем крышку двигателя.

Сливается тосол, для лучшего доступа к двигателю снимается радиатор и вентилятор.

Снизу на днище автомобиля снимается защита двигателя. Это делается для того, чтобы можно было удобно добраться до шкива коленвала.

Чтобы отвернуть шкив коленвала сначала его нужно зафиксировать от проворотов — для этого в корпусе сцепления снизу сверлится небольшое отверстие и нарезается резьба под болт 6-го размера.

Болт вворачивается в просверленное отверстие, тем самым фиксируя зубья венца моховика. Таким образом, коленвал блокируется, что исключает его вращение.

С помощью лома и специальной гаечной головки (на 38) отворачивается и снимается шкив коленвала.

Снимаются натяжные ролики и лобовая крышка двигателя.

Очищаем рабочие поверхности от грязи и пыли.

Теперь снимается натяжитель цепи. Перед тем как его снять необходимо пометить белым маркером цепь в местах соединения с коленвалом и распредвалом, чтобы потом можно было ровно также поставить новую цепь на место.

Затем снимается башмак натяжителя и успокоитель. Крутить нужно очень осторожно, чтобы клапана не ударили о борт.

После того как башмак натяжителя снят, ослабляется крепление датчика распредвала и цепь легко снимается.

Когда ЦП снят переходим к следующему этапу по установке новых деталей.

Процесс установки нового ЦП

Старая цепь прикладывается к новой, на которую переносятся отметки белым маркером, сделанные в тех местах, где она будет одеваться на валы.

Перед тем как одевать новый ЦП, его необходимо смазать машинным маслом.

ЦП устанавливается через низ, при помощи небольшой медной проволочки она заводится снизу в двигатель и аккуратно надевается на валы (сначала на колен., потом — распред.).

После того как цепь одета ставится на место башмак натяжителя и успокоитель.

Последним ставится цепной натяжитель. Эта деталь отвечает за натяжение цепи, поэтому желательно его менять вместе с ней. Когда он установлен, выдергивается специальная чека и цепной механизм натягивается.

После того как двигатель собран, ЦП заменен, зажимаются болты и делается старт мотора, проверяется на наличие посторонних шумов, если замена произведена успешно и правильно, то их не должно быть.

Подробная видео-инструкция по замене цепного механизма ГРМ ДВС на Шевроле-Нива приведена ниже.

Правильное натяжение цепи ГРМ

За натяжение цепного механизма ГРМ отвечает натяжитель. Он должен быть выставлен точно по меткам на валах и цепи. ЦП должен быть натянут таким образом, чтобы не было провисаний.

Каждое звено должно плотно прилегать к шестеренке на валах. При работе двигателя звук должен быть ровным без посторонних скрипов и шумов.

Замена цепи ГРМ своими руками в 3 хода

Прежде, чем показать, как заменить цепь ГРМ, коротко объясню, для тех, кто не знает, что такое ГРМ. Аббревиатура ГРМ расшифровывается как газораспределительный механизм. Основная задача этого механизма заключается в подаче топливно-воздушной смеси в рабочие камеры сгорания с заданной точностью и с четким интервалом времени. Есть двигатели машин, где ГРМ подает только воздух. Простыми словами газораспределительный механизм отвечает за правильную работу клапанов, чтобы они открывались и закрывались синхронно с работой поршней. Привод ГРМ классифицируется по типу на ременный и цепной.

  • Признаки неисправности ГРМ.
  • Последствия обрыва ГРМ.
  • Срок службы цепи ГРМ.
  • Замена цепи ГРМ.
  • Необходимые инструменты и материалы.
  • Демонтаж цепи.
  • Установка новой цепи.
  • Регулировка натяжения.
  • Что необходимо знать для замены цепи ГРМ?
  • Вывод.
  • Видео.
Читайте также:  Ремонт офсетных печатных машин

Признаки неисправностей ГРМ

Признаки могут быть внешними, то есть их можно определить, не разбирает двигатель. К ним относятся:

  • В головке блока цилиндров (ГБЦ) слышен стук как на малых, так и на больших оборотах ДВС. При этом мощность мотора слабее, чем было раньше. Этот признак указывает на то, что тепловой зазор клапанов нарушен (стал больше или меньше номинального), а так на то, что подшипники и кулачки распредвала износились.
  • На «холодную» слышен очевидный стук металла в ГБЦ. Этот признак указывает на выход из строя гидрокомпенсаторов.
  • Шум у основания цепи распред механизма. При этом также хлопки — глушитель стреляет. Этот признак указывает на износ зубчатого шкива привода либо звеньев самой цепи.
  • Выхлопные газы синего цвета. Уровень масла в ДВС уменьшается быстрее, чем было раньше, приходится часто доливать. Мощность мотора падает. Все это говорит об износе маслоотражающих колпачков, направляющих втулок и клапанных стержней. Может быть это последствием повреждения КШМ — кривошипно-шатунного механизма.
  • Во время ускорения, в двигателе слышны звонкие металлические звуки. При этом ДВС авто работает не стабильно, то мощь появляется, то падает. Причиной этого может быть нагар на клапанах, шляпки клапанов уже плотно не садятся в свои седла. Также это может быть повреждение поршней, колец, кривошипа, шатуна, шатунных втулок. Еще это может быть, если долгое время заливалось некачественное топливо.

Большая проблема в поломке ГРМ — это зависание клапанов. В этом случае ломаются много деталей все мотора. Но, в современных ДВС сейчас это бывает редко.

Что касается нарушения работы гидрокомпенсаторов, то это может быть причиной использования плохого моторного масла. Масло может быть очень жидким или, наоборот, густым, как кисель. Гидрокомпенсаторы начинают клинить и они уже не могут устранять зазоры в распред механизме.

Тепловой зазор может быть нарушен как из-за износа подшипников, так и из-за нарушения зазора клапанов (если этот двигатель с регулируемым зазором).

Чтобы провести диагностику неисправностей ГРМ, надо снять крышку ГБЦ и тщательно осмотреть все детали этого узла.

Из-за малого ресурса ремня ГРМ, многие, перед тем, как купить автомобиль, спрашивают, в какой марке и модели авто цепной привод, а в какой ременный. Потому что, бывает, что при обрыве ремня ГРМ гнутся клапана, ломаются ролеры и т.д. Узнать, клапана погнутся при обрыве ремня ГРМ или нет можно в таблице.

Последствия обрыва ремня ГРМ

В рабочем состоянии в двигатели без остановок движутся поршни и клапана. Когда поршни движутся вверх, клапана полностью должны быть закрыты, то есть подняты.

При обрыве цепи, распределительный вал останавливается, клапаны уже не могут двигаться, их ничего не тянет и они остаются в таком положении, в каком произошел обрыв цепи. Коленвал ДВС еще вращается и через КШМ толкает поршни вверх. Там происходит «встреча» поршней с клапанами. Некоторые двигатели имеют поршни с пазами. В этом случае, зависший клапан не ударяется о поверхность поршня, а попадает в эту выточку. Такая конструкция поршней помогает избежать дорого ремонта. Всего лишь потребуется заменить привод механизма.

Если для одного цилиндра имеются несколько клапанов, то выточки не делают. Несколько клапанов ставят для увеличения мощности агрегата. Поэтому при обрыве гнутся клапана. Бывает также, что и поршень раскалывается.

Если цепь ГРМ оборвалась на холостом ходу (ХХ), то не все клапана сломаются. А под нагрузкой, все клапана выйдут из строя.

Читайте также:  Cheat engine тест драйв анлимитед

Если скорость очень большая, то при обрыве привода, треснут и направляющие клапанные втулки. А это может потащить за собой замену блока цилиндров (БЦ). Это основной корпус мотора. Некоторые двигатели имеют два вала ГРМ. Они менее разрушительны.

Что мы имеем в итоге? При обрыве цепи ГРМ, начинается цепная реакция. Сначала сгибаются штоки клапанов, потом ломаются подшипники распредвала и сам вал, после — ломается головка блока цилиндров, а затем — поломка шатунов и толкателей. То есть, чем выше была скорость, тем больше разрушений получится.

Срок службы цепи ГРМ

Ресурс цепи, конечно, больше, чем у ремня. Но он тоже ограничен. Обычный средний срок службы цепи ГРМ — от 200 до 400 тысяч километров реального пробега. От манеры вождения этот показатель может быть больше, может меньше.

Бывают цепи однорядные, двух рядные. Двухрядные цепи уже имеют ресурс до 500 тысяч км. Японские двигатели обычно оснащаются двухрядными цепями.

Замена цепи ГРМ

В зависимости от того, какая цепь по конструкции — двухрядная или однорядная, будут зависеть характеристики.

Плюсы однорядной цепи:

  • Меньший уровень шума.
  • Незначительно увеличивает мощность двигателя.

Минус двухрядной цепи один — это повышенный уровень шума. Но ресурс ее намного больше.

На разных двигателя цепи имеют разное количество звеньев. Так, например, у ВАЗ 2102 («Двойка») с мотором 1.3 литра, в цепи будет 114 звеньев. У последующих моделей машин ВАЗ, цепи имеют 116 звеньев. Чем больше объем мотора, тем длиннее цепь ГРМ.

Советы при покупке цепи ГРМ:

  • Покупать у официальных представителей.
  • Цепь относится к такой детали, на которой не следует экономить. Он ее качества зависит целостность других деталей. Основной упор не на цену, а на надежность.
  • Осматриваем цепь, щупаем звенья. Опытный водитель, кто уже не раз менял цепь, может определить люфт звеньев.

Материалы и инструменты

Чтобы заменить цепь ГРМ своими руками, приготовьте следующие инструменты и материалы:

  • ключ шестигранный на 6 мм;
  • головки на 12, 13, 14 мм;
  • зубило и молоток;
  • тряпки, ветошь;
  • емкости для слива технологических жидкостей;
  • динамометрический ключ;
  • ключ разводной;
  • растворитель и герметик;
  • цепь;
  • брусок деревянный.

Как снять цепь ГРМ

Хоть старая цепь оборвалась, ее надо снять аккуратно. В зависимости от конструкции двигателя, может надо будет снять верхнюю крышку мотора.

Порядок демонтажа:

  • Сначала откручивают катушки зажигания проводов.
  • Отсоединить воздушные шланги с клапанной крышки.
  • Открутить пробку для слива моторного масла. Посл полного слива, открутить масляный фильтр.
  • Слить охлаждающую жидкость (антифриз, тосол, вода).
  • Снять радиатор и патрубки.
  • Снять ремень генератора.
  • Открутить 4 болта и демонтировать ГБЦ.
  • Открутить болты и снять вентилятор.
  • Открутить поддон двигателя.
  • Снять шкив с коленчатого вала.
  • Снять шкив помпы.
  • Снять масляный насос.
  • Снять успокоитель цепи.
  • Снять натяжитель и планку.
  • Надеть нижнюю планку на шпильку и снять цепь.
  • Снять нижнюю шестеренку с помощью отвертки.
  • Сравнить старую и новую цепи. Старая цепь чуть-чуть длиннее будет, потому что она вытянулась.

Как установить новую цепь ГРМ

Первым делом надо смазать новую цепь маслом. Собрать все детали в обратном разборке порядке. Детали при сборке чисти, моем при необходимости. Метка на цепи должна совпадать с меткой на шкиве.

Если у вашего авто двигатель с ременной передачей, то, возможно будет полезна статья: Как заменить ремень ГРМ .

После того, как новую цепь установили, обезжириваем соединительные места корпуса двигателя, промазываем герметиком и крепим болтами крышку. После этого ждем, пока высохнет герметик. Дальше собираем до конца.

Регулировка натяжения цепи ГРМ

От того, насколько правильно натянуть цепь, будет зависеть уровень шума при работе двигателя.

Оцените статью