');background-size:contain;background-repeat:no-repeat;background-size:18px 18px;background-position:50% 50%}.mtt-fullscreen-tooltip-window{position:absolute;right:0;bottom:100%;margin-bottom:10px;background-color:#fff;padding:12px;border-radius:10px;max-width:300px;width:80vw;overflow:hidden;-webkit-animation:tooltip .3s ease;animation:tooltip .3s ease;font-family:Roboto,HelveticaNeue-Light,Helvetica Neue Light,Helvetica Neue,Helvetica,Arial,Lucida Grande,sans-serif}@-webkit-keyframes tooltip{0%{opacity:0;bottom:80%}to{opacity:1;bottom:100%}}@keyframes tooltip{0%{opacity:0;bottom:80%}to{opacity:1;bottom:100%}}.mtt-fullscreen-tooltip-token+.mtt-fullscreen-tooltip-advertiser{margin-top:5px}.mtt-fullscreen-tooltip-token{color:#4141ee;font-size:14px}.mtt-fullscreen-tooltip-advertiser{font-size:12px}.mtt-fullscreen-hidden{display:none}.mtt-fullscreen-overlay{z-index:1;position:fixed;top:0;bottom:0;right:0;left:0;background-color:rgba(0,0,0,.7)}.mtt-fullscreen-container{z-index:2;width:100%;height:100%;text-align:center;position:fixed;top:0;bottom:0;right:0;left:0}.mtt-fullscreen-container.mtt-centered{position:absolute;top:50%;left:50%;transform:translate(-50%,-50%)}@media screen and (max-width:600px){.mtt-fullscreen-container.mtt-centered{width:430px;height:600px}}@media screen and (max-width:430px){.mtt-fullscreen-container.mtt-centered{width:410px;height:600px}}@media screen and (max-width:409px){.mtt-fullscreen-container.mtt-centered{width:375px;height:550px}}@media screen and (max-width:374px){.mtt-fullscreen-container.mtt-centered{width:360px;height:530px}}@media screen and (max-width:359px){.mtt-fullscreen-container.mtt-centered{width:320px;height:500px}}@media screen and (max-width:329px){.mtt-fullscreen-container.mtt-centered{width:320px;height:430px}}.mtt-fullscreen-image-container{position:fixed;top:0;bottom:0;right:0;left:0;padding:50px 5% 5%}.mtt-fullscreen-image-container *{-webkit-tap-highlight-color:transparent}.mtt-fullscreen-image{height:100%;width:100%;background-size:contain;background-position:50%;background-repeat:no-repeat;display:none}.mtt-fullscreen-container-html5{width:100%;height:100%;margin:0;padding:0;border:none;outline:none}@media (orientation:landscape){.mtt-fullscreen .mtt-fullscreen-image__landscape{display:block}}@media (orientation:portrait){.mtt-fullscreen .mtt-fullscreen-image__portrait{display:block}}@media screen and (max-width:600px){.mtt-fullscreen div[class*=yandex_rtb_R-A]{width:430px;height:600px}}@media screen and (max-width:430px){.mtt-fullscreen div[class*=yandex_rtb_R-A]{width:410px;height:600px}}@media screen and (max-width:409px){.mtt-fullscreen div[class*=yandex_rtb_R-A]{width:375px;height:550px}}@media screen and (max-width:374px){.mtt-fullscreen div[class*=yandex_rtb_R-A]{width:360px;height:530px}}@media screen and (max-width:359px){.mtt-fullscreen div[class*=yandex_rtb_R-A]{width:320px;height:500px}}@media screen and (max-width:329px){.mtt-fullscreen div[class*=yandex_rtb_R-A]{width:320px;height:430px}}
Если нет приспособления, можно выбить поршневые пальцы легкими ударами молотка через оправку 1 — это необходимо делать на весу, чтобы не повредить поршень.
Вынуть шатун 2 из поршня 3.
9. Таким же образом снять остальные поршни с шатунов.
10. После разборки промыть все детали в бензине.
очистить днища поршней и канавки для поршневых колец от нагара, как показано на рис. 6;
— в случае замены поршня, поршневого пальца или шатуна необходимо:
— вынуть с помощью плоскогубцев стопорные кольца поршневого пальца;
— на приспособлении вынуть поршневой палец (поршневые кольца перед этим должны быть сняты);
— подобрать новые поршни по гильзам с зазором 0,012—0,024 мм.
Подбор проверяется протягиванием при помощи пружинного безмена ленты-щупа, заложенного между поршнем и цилиндром.
Щуп располагается в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца.
Поршень должен быть без поршневых колец.
Усилие протягивания при нормальной комнатной температуре (+20°с) должен быть в пределах 3,5—4,5 кг.
Размеры ленты: толщина —0,05 мм, ширина — 13 мм, длина — 250 мм;
— подобрать поршневой палец к шатуну так, чтобы при нормальной комнатной температуре он плавно перемещался в отверстии верхней головки под легким усилием большого пальца руки.
Поршневой палец, должен быть слегка смазан маслом.
Цвет маркировки пальца должен соответствовать цвету маркировки на бобышках поршня;
— произвести подсборку шатунно-поршневой группы на приспособлении (рис. 7).
Поршень перед запрессовкой в него поршневого пальца необходимо нагреть в горячей воде до температуры 70°С; запрессовка пальца о холодный поршень может привести к повреждению поверхности отверстий в бобышках поршня, а также к деформации самого поршня.
Вставить стопорные кольца поршневого пальца в кольцевые канавки бобышек поршня;
— подобрать по цилиндру поршневые кольца; зазор; замеренный в стыке кольца с помощью щупа, должен быть 0,3 — 0,5 мм.
В изношенных цилиндрах наименьший зазор следует делать 0,3 мм;
— щупом проверить боковой зазор между кольцом и стенкой поршневой канавки (рис. 8).
Проверку произвести по окружности поршня в нескольких точках.
Величина бокового зазора должна быть для верхнего компрессионного кольца в пределах 0,050—0,082 мм, а для нижнего компрессионного и маслосъемного колец — 0,035 — 0,067 мм;
— надеть с помощью приспособления на поршень поршневые кольца.
Компрессионные кольца ставят внутренней фаской к днищу поршня, как показано на рис. 12, кольца в канавках должны перемещаться свободно;
— протереть салфеткой постели шатунов и их крышек, протереть и вставить в них вкладыши;
— повернуть коленчатый вал так, чтобы кривошипы первого и четвертого цилиндров заняли положение, соответствующее нижней мертвой точке;
— смазать вкладыши, поршень, шатунную шейку вала и гильзу первого цилиндра чистым маслом для двигателя, развести стыки поршневых колец под углом 120° друг к другу, надеть на болты шатунов предохранительные латунные наконечники, сжать кольца обжимкой или, пользуясь конусным кольцом (рис. 9), вставить поршень в цилиндр.
Перед установкой поршня следует еще раз убедиться, что номера, выбитые на шатуне и его крышке, соответствуют порядковому номеру цилиндра, проверить правильность положения поршня и шатуна в цилиндре; метка на поршне «Назад» должна быть направлена к маховику, а отверстие в нижней головке шатуна — в сторону, противоположную распределительному валу;
Размерные группы поршней, шатунов и пальцев
Номинальные и предельно допустимые размеры, посадка сопрягаемых деталей шатунно-поршневой группы двигателя мод. 402
Замена одного шатуна 402 двигатель
Aahz
Нет никакой путаницы, есть ошибка в сборочной документации. Старые источники рекомендуют устанавливать шатуны, ориентируясь на распредвал. В более новых же руководствах перепечатана другая фраза. Как сказал представитель завода, в сборочной документации внесены поправки, а в «расхожих» мануалах, разумеется, никто ничего не правил.
Впрочем, на эту тему давно ведутся холивары, как по мне — бессмысленные. А на счет «дубовости» и «всеядности» — это еще одна сказка, не знаю, откуда ноги растут. движок очень нежный и чувствительный, особенно к качественной сборке, зазорам и посадкам. И уж тем более, лить «шо попало» в него не следует.
Боян, как непоставь 402му легче нестанет.
Aahz, старые мануалы какраз все пишут ОТ распредвала, всегда так и ставил, и считаю это правильным и логичным.
Но вебще мне пофк, у 406го дырка в стежне вертикальная
_________________ Чем дальше общество отдаляется от правды, тем больше ненавидит тех, кто о ней говорит По свету ходит чудовищное количество лживых домыслов, а самое страшное, что половина из них — чистая правда.
Aahz_2, То что вы с Витей решили что так правильно это неговорит что так правильно, даже во всех мануалах на 21-й мотор говориться что ОТ распредвала, помоему 24-й и 402-й выросли из 21го. У меня лично НЕТ ниодного мануала говорящего обратное, замечу мануалы у меня на выбор. по 21-й родной газовский идущий с машиной, по 24-ке аналогично, + книжка 70го года выпуска по 24-кам Горьковская + есчё много разных норманых мануалов. То что у вас в какихто самиздатах написан бред и вы его принимаете за правду, то кто вам лекарь. Заводские моторы мне тоже доводилось вскрывать, там всё согласно всем мануалам.
Но это всё фигня, это заговор, на заводе ставят неправильно и везде пишут неправильно.
По поводу стыковки тяжёлых поршней с лёгкими шатунами. что я вам могу сказать, распределение веса надо учитывать, да и вес головок шатунов. Похорошему нужно всё подгонять отдельно а потом собирать.
ИМХО эта тема достойна либо дурилки либо 24-й доски.
Блин вобще закройте эту тему. или снесите, я устал этот бред слушать. Может мне есчё сканы всех книжек выложить?
_________________ Чем дальше общество отдаляется от правды, тем больше ненавидит тех, кто о ней говорит По свету ходит чудовищное количество лживых домыслов, а самое страшное, что половина из них — чистая правда.
Замена одного шатуна 402 двигатель
Aahz
Нет никакой путаницы, есть ошибка в сборочной документации. Старые источники рекомендуют устанавливать шатуны, ориентируясь на распредвал. В более новых же руководствах перепечатана другая фраза. Как сказал представитель завода, в сборочной документации внесены поправки, а в «расхожих» мануалах, разумеется, никто ничего не правил.
Впрочем, на эту тему давно ведутся холивары, как по мне — бессмысленные. А на счет «дубовости» и «всеядности» — это еще одна сказка, не знаю, откуда ноги растут. движок очень нежный и чувствительный, особенно к качественной сборке, зазорам и посадкам. И уж тем более, лить «шо попало» в него не следует.
Боян, как непоставь 402му легче нестанет.
Aahz, старые мануалы какраз все пишут ОТ распредвала, всегда так и ставил, и считаю это правильным и логичным.
Но вебще мне пофк, у 406го дырка в стежне вертикальная
_________________ Чем дальше общество отдаляется от правды, тем больше ненавидит тех, кто о ней говорит По свету ходит чудовищное количество лживых домыслов, а самое страшное, что половина из них — чистая правда.
Aahz_2, То что вы с Витей решили что так правильно это неговорит что так правильно, даже во всех мануалах на 21-й мотор говориться что ОТ распредвала, помоему 24-й и 402-й выросли из 21го. У меня лично НЕТ ниодного мануала говорящего обратное, замечу мануалы у меня на выбор. по 21-й родной газовский идущий с машиной, по 24-ке аналогично, + книжка 70го года выпуска по 24-кам Горьковская + есчё много разных норманых мануалов. То что у вас в какихто самиздатах написан бред и вы его принимаете за правду, то кто вам лекарь. Заводские моторы мне тоже доводилось вскрывать, там всё согласно всем мануалам.
Но это всё фигня, это заговор, на заводе ставят неправильно и везде пишут неправильно.
По поводу стыковки тяжёлых поршней с лёгкими шатунами. что я вам могу сказать, распределение веса надо учитывать, да и вес головок шатунов. Похорошему нужно всё подгонять отдельно а потом собирать.
ИМХО эта тема достойна либо дурилки либо 24-й доски.
Блин вобще закройте эту тему. или снесите, я устал этот бред слушать. Может мне есчё сканы всех книжек выложить?
_________________ Чем дальше общество отдаляется от правды, тем больше ненавидит тех, кто о ней говорит По свету ходит чудовищное количество лживых домыслов, а самое страшное, что половина из них — чистая правда.
Замена одного шатуна 402 двигатель
Осмотр и дефектация шатунно-поршневой группы рассмотрена в статье – «Ремонт шатунно-поршневой группы».
Еще раз кратко пройдемся по основным особенностям:
Перед установкой гильз в блок цилиндров, если это требуется, блок хорошо промывается и сушится.
При замене гильз новые гильзы вставляют в блок цилиндров так, чтобы буква, обозначающая группу гильзы, располагалась в поперечной плоскости.
Гильза должна входить в блок совершенно свободно.
Гильза, установленная с медной прокладкой в блоке, должна выступать над поверхностью блока на 0,02–0,1 мм.
Разница выступания гильз по цилиндрам должна быть не более 0,055 мм (это обеспечивается подбором гильз по длине или их осаживанием с деформацией медной прокладки).
Перед установкой гильзы место, на которое опирается гильза в блоке нужно промазать герметиком (раньше при сборке использовали масляную краску).
После вставки гильзы в блок цилиндров, легкими ударами допрессовываем гильзы.
После установки гильз их нужно зафиксировать с помощью подходящих втулок, шайб и гаек.
Фиксация нужна, чтобы при перевертывании блока и вставки поршней с кольцами гильзы не вылезли из блока
По дефектации блока была рассмотрена соответствующая статья.
Переходим к сборке шатунно-поршневой группы.
На днище поршня выбито два обозначения. На блоке нанесена буква краской. По этой букве поршень подбирается к цилиндру.
Конечно если менялась цилиндропоршневая группа, то уже эта маркировка не учитывается.
На днище поршня римская цифра указывает группу поршня. На поршневых пальцах номер группы указывается краской на внутренней поверхности или на торцах. Он конечно должен совпадать с группой поршня.
На шатуне номер группы тоже обозначается краской. Он должен либо совпадать, либо быть соседней с пальцем группы.
Поршневой палец, смазанный моторным маслом должен с небольшим усилием перемещаться в головке шатуна, но не выпадать из нее
Нагреваем поршень до температуры примерно 80˚ С (можно в водяной ванночке) и запрессовываем поршневой палец.
Запрессовывать палец можно медным или обычным молотком, через оправку из мягкого металла, удерживая поршень на весу.
После сборки выступ на нижней головке шатуна должен находиться с той же стороны, что и надпись «Перед» на поршне.
Ориентировочный выступ шатуна двигателя ЗМЗ-402 расположен не на стержне шатуна, а на его крышке
Ставим стопорные кольца в поршень.
Проверяем поршневые кольца. Установленные в цилиндр на глубину 20-30 мм компрессионные кольца должны иметь зазор в замке – 0,3-0,6 мм, маслосъемное – 0,5-1 мм.
Надеваем кольца на поршень. Раздвигаем замок расширителя маслосъемного кольца, надеваем его на поршень в нижнюю канавку и сводим замок.
Надеваем нижнее компрессионное кольцо надписью «ВЕРХ» к днищу поршня
Последним, надеваем верхнее компрессионное кольцо. Кольца разворачиваем так, чтобы замки верхних компрессионных колец находились с противоположных сторон поршня, а замок маслосъемного кольца под 90˚ к замкам компрессионных колец.
При замене изношенных или дефектных гильз новыми и отремонтированными следует вставлять их в блок так, чтобы метка, имеющаяся на нижней центрирующей части гильзы, указывающая ее группу, была расположена в поперечной плоскости блока.
В остальных случаях, прежде чем вынуть гильзы из блока, их необходимо маркировать порядковыми номерами, а также пометить положение в блоке, чтобы при сборке обеспечить их постановку в прежнее положение.
В случае замены поршней, гильз, поршневых пальцев или шатунов подбор сопрягаемых пар следует производить при температуре деталей 20±3°С. (см. таблицу размерных групп ниже).
При установке на поршень новых колец, но сохранении прежних гильз, следует удалить на станке или шабером выступающий буртик в верхней части гильзы.
Для мало изношенных гильз цилиндров без их расточки предусмотрен комплект луженых компрессионных и стальных маслосъемных колец.
Устанавливаем блок двигателя на стенд в перевернутом положении.
Вставляем в постели коренных подшипников вкладыши с канавкой и отверстием для подачи масла.
Вставляем два упорных полукольца без выступов по обеим сторонам центральной постели. Поворачиваем их поперечными проточками к щекам коленчатого вала.о.
Вставляем два упорных полукольца без выступов по обеим сторонам центральной постели
Вкладыши и коренные шейки коленчатого вала смазываем моторным маслом.
Вкладываем новую набивку – как сказано в статье – «Ремонт коленчатого вала»
Вставляем набивку в держатель набивки и устанавливаем резиновые флажки в держатель набивки
Обжимаем набивку, как сказано в статье – «Ремонт коленчатого вала».
Укладываем коленчатый вал в блок цилиндров.
Устанавливаем вкладыши в крышки коренных подшипников, смазываем их чистым моторным маслом и укладываем на шейки коленчатого вала
При установке крышки 2 первого коренного подшипника выступ задней упорной шайбы 1 должен войти в паз крышки 2.
Устанавливаем держатель набивки
Шестигранным ключом на 8 заворачиваем две гайки крепления держателя набивки
Затягиваем болты крышек коренных подшипников в соответствии с моментами затяжки (см. ниже таблицу моментов ниже)
Проворачиваем рукой коленчатый вал. Вращение должно быть свободным и равномерным без заеданий при небольшом усилии
Осевой люфт коленчатого вала не должен превышать 0,36 мм. В противном случае проверяем правильность сборки, разбираем и устраняем неисправности.
Устанавливаем распорную шайбу между шестерней коленчатого вала и передней упорной шайбой. Распорная шайба устанавливается фаской в сторону упорной шайбы.
Устанавливаем шестерню коленчатого вала.
Напрессовав до упора шестерню коленчатого вала, следует проверить его осевой зазор.
Проверка производится следующим образом: заложите отвертку (вороток, рукоятку молотка и т.п.) между первым кривошипом вала и передней стенкой блока и, пользуясь ею как рычагом, отжать вал к заднему концу двигателя.
С помощью щупа определите зазор между торцом задней шайбы упорного подшипника и плоскостью бурта первой коренной шейки.
Зазор должен быть в пределах 0,125–0,325 мм.
Вставляем в шатун и его крышку новые вкладыши. Смазываем поршневые кольца, вкладыши, стенки цилиндров и шатунные шейки моторным маслом.
Устанавливаем приспособление для обжимки колец и постукивая деревянной ручкой молотка по кругу обжимаем кольца.
Ориентируем правильно поршень надписью «Перед» к передней части блока вставляем в цилиндр согласно порядку номеров.
Постукивая деревянной ручкой молотка по днищу поршня, утапливаем его в цилиндр. С другой стороны контролируем правильное его положение относительно шейки коленчатого вала.
Устанавливаем крышки шатунов
Головкой на 15 закручиваем гайки крышки шатунов моментом 6,8 – 7,5 кгс.м. Для затяжки используем моментный ключ
Устанавливаем распределительный вал.
Перед установкой распределительного вала, смазать моторным маслом шейки и кулачки распределительного вала, толкатели и штанги толкателей.
При установке распределительного вала совмещаем риску на его пластмассовой шестерне с меткой “ 0 ” на шестерне коленчатого вала.
Устанавливаем распределительный вал
Головкой на 12 через отверстие в шестерне закручиваем болты крепления упорного фланца.
Устанавливаем маслоотражательную шайбу на конец коленчатого вала. Вставляем в гнездо коленчатого вала шпонку ступицы шкива.
Устанавливаем крышку распределительных шестерен.Чтобы передний сальник коленчатого вала правильно сел лучше всего центрировать крышку вместе со ступицей шкива. Перед посадкой ступицы шкива рабочую кромку сальника смазываем моторным маслом.
Ключом на 13 заворачиваем восемь гаек крепления крышки
Толкатели подбираются по размерам отверстий в блоке и делятся на две группы (см. таблицу размерных групп толкателей).
Коленчатый вал, маховик и сцепление балансируются в сборе, поэтому при замене одной из этих деталей следует произвести динамическую балансировку, высверливая металл с тяжелой стороны маховика.
Балансировку коленчатого вала, маховика и сцепления в сборе не следует начинать, если начальный дисбаланс превышает 200 г.см. В этом случае необходимо узел разукомплектовать и проверить балансировку каждой детали в отдельности.
Напрессовав до упора шестерню коленчатого вала, следует проверить его осевой зазор.
Устанавливаем масляный насос
Наживляем и закручиваем ключом на 13 две гайки крепления масляного насоса
Устанавливаем новую прокладку поддона. Промазываем герметиком прокладку поддона с обеих сторон
Устанавливаем поддон картера и закручиваем крест накрест гайки поддона.
В задний конец коленчатого вала запрессовывается шариковый подшипник 80203 АС9 с двумя защитными шайбами.
Допускается использовать подшипник 60203А с одной защитной шайбой, при этом в полость для подшипника необходимо заложить 20 г смазки Литол-24.
Приверните к маховику нажимной диск сцепления в сборе с кожухом, предварительно отцентрировав ведомый диск с помощью оправки (можно использовать первичный вал коробки передач) по отверстию в подшипнике в заднем торце коленчатого вала.
Метки 0, выбитые на кожухе нажимного диска и на маховике около одного из отверстий для болтов крепления кожуха, должны быть совмещены.
Стыки нижнего фланца блока цилиндров с крышкой распределительных шестерен и держателем набивки смажьте клеем — герметиком “ Эластосил 137-83 ” или пастой УН-25.
Моменты затяжки резьбовых соединений двигателя ЗМЗ-402