Vectra Club Russia
Простая проверка состояния цепи ГРМ двигателя Z22SE
Простая проверка состояния цепи ГРМ двигателя Z22SE
Сообщение Borisych_42 » 30 июл 2017 00:30
——
Хочу предложить простую проверку натяжения цепи ГРМ z22se и правильности её размещения на звездах.
Почему до сих пор на форумах это не прозвучало, не знаю. Говорили о необходимости установки приспособления, также о многократной прокрутки коленвала, чтобы метки на цепи и звездах совпали, и нигде ни разу о контрольных размерах, тем самым рождались мифы и страшилки в изобилии муссируемые в темах типа » Все о цепях ГРМ (ех-Ужасы 2.2) «. На самом деле всё просто.
Итак, к делу (очень сжато).
Подготовка
1. Удалить корпус воздушного фильтра.
2. Снять клапанную крышку.
3. Ослабить на 1/4 оборота гидронатяжитель (головка на 32).
4. Снять правое переднее колесо для доступа к болту (головка на 21) шкива коленчатого вала.
5. Повернуть шкив по часовой! стрелке до совмещения его метки (лёгкая прорезь на дальнем плече шкива) с меткой на двигателе (рис. 1) и установки кулачков 4-го цилиндра обоих валов в верхнее положение (рис. 2). При этом они будут слегка повернуты друг к другу. Точное совмещение прорези на дальнем плече шкива с меткой на двигателе вам придется наблюдать левее опоры двигателя в маленький промежуток между двигателем и лонжероном.
Совет . Для облегчения процедуры совмещения предварительно нанесите метку (мелом, белым спиртовым корректором, светлой краской, изолентой) на внешней поверхности шкива напротив прорези.
. Если с метками промахнулись, возвращать цепь обратно, прокручивая шкив или распредвалы против часовой стрелки, нельзя .
Рис. 1. Метки шкива коленчатого вала и двигателя
Рис. 2. Расположение кулачков 4-го цилиндра
6. Выкрутить гидронатяжитель.
Теперь левая (выпуск) ветвь цепи ГРМ со стороны гидронатяжителя свободна, а правая (впуск) натянута.
Контроль
7. Измерить расстояние от края двигателя до пятки башмака.
Оно не должно превышать 71,5 мм (1 мм запас до 72,5) , т.к. штангелем обеспечить требуемую натяжку цепи не удастся. Если больше, то цепь не натягивается рестайлинговым гидронатяжителем. Его ход всего 10 мм (минимальное расстояние от уплотнительной шайбы до пятки штока поршня 62,5 мм, а максимальное 72,5 мм).
Прим . Вставить глубиномер колумбика (штангенциркуль Columbus) в отверстие и упереть торец штанги в двигатель, а глубиномер в башмак.
8. Проконтролировать правильность размещения цепи ГРМ на звездах.
Приседаем или встаем у правого колеса на колени и смотрим на цепь. Независимо от ее состояния (новая, старая) плоскость разъёма ГБЦ-крышка пересекает обе ее ветви где-то в районе середины звеньев.
Начинаем считать расположение плоскости и меток INT и EXH относительно звеньев против часовой стрелки, т.к. правая ветвь натянута и короче левой. Если правое звено принять за 1-ое, то левое будет 22-ое. Соответственно метки INT и EXH на звездах находятся посередине 4-го и 19-го звеньев (рис. 3).
ВСЁ. Ни приспособлений, ни высшего образования для этого не нужно.
Для скептиков . Нужно четко понимать, что сложенная цепь до момента «громыхания» удлиняется всего миллиметра на четыре, а между коленвальной и распредвальной звёздами это приращение еще меньше. Поэтому первое правое звено новой цепи выступает над плоскостью разъёма ближе к верхнему шарниру, а у старой – ближе к середине.
Рис. 3. Номера звеньев цепи ГРМ при правильной установки звёзд распредвалов
9. Варианты результата проверки
А) Всё в порядке .
Взводим гидронатяжитель, вворачиваем в отверстие и разблокируем его. Далее устанавливаем всё на место.
Б) Цепь не натянута .
1) «Новый» натяжитель упёрся в ограничительное кольцо, т.к. цепь изношена (рис. 4 и 5).
Самый простой выход — убрать алюминиевую уплотнительную шайбу толщиной 2 мм, чтобы увеличить предел до 74,5 мм. Стык «натяжитель — торец отверстия» уплотнить герметиком.
2) «Старый» натяжитель заклинило, но его длина от уплотнительной шайбы до пятки поршня не превышает 75 мм (рис. 4 и 5). Если более 75 мм – на ваш страх и риск. Иными словами, чем больше вылет, тем вероятней заклинивание поршня.
Берём полукруглый надфиль и стачиваем заусенец со стенки цилиндра. Затем подбираем стальной стержень диаметром 15…15,5 мм, наклеиваем на его конец бумажную шлифовальную шкурку зернистостью 280…360 и полируем место. Поршень должен ходить без заеданий.
Рис. 4. «Старый» (слева) и «новый» гидронатяжители
Рис. 5. «Старый» (снизу) и «новый» гидронатяжители
В) Цепь перескочила .
Если не более чем на два зуба, то вы до диагностики, скорее всего, об этом и знать не будете. Сколько я с этим ездил, не знаю, увидел, когда снял клапанную крышку. Более – влетите на деньги.
Чтобы вернуть цепь ГРМ на место, потребуется ключ на 24, которым следует придерживать распредвалы. При этом следите за положением шкива коленвала. Метка не должна смещаться.
Прим. Просто так цепь перескочить не может, так что думайте «Кто (что) виноват?» и «Что делать?».
О двигателях Z22YH и Z20NET
Судя по каталогу, цепи у двигателей Z22SE/YH и Z20NET одинаковые Opel 56 36 396 (148 звеньев), у Z22SE/YH одинаковые впускные звезды Opel 56 36 320 (46 звеньев), у Z22YH выпускная и обе звезды Z20NET имеют номер Opel 56 36 329 (46 звеньев). Что это за «балансировочные» звезды Opel 56 36 329, какую они функцию выполняют, как работают, не знаю. Также, судя по каталогу, распредвалы у всех двигателей разные. Поэтому, возможен ли простой контроль фаз для Z22YH и Z20NET, не знаю. Пишут, что нужны специальные фиксаторы, но для Z22SE «спецы» тоже ведь весь мозг вынесли.
Состояние балансирной цепи можно увидеть, только сняв масляный насос.
Если машина набегала порядка 150 тыс.км, а цепи родные, то единственная звезда, которая будет иметь четкий видимый износ, это шестерня ГРМ (23 звена) на коленвале (Opel 06 14 532). Она самая нагруженная и часто вращающаяся. На остальных шести звёздах следы износа заметить сложнее.
————————-
С уважением, Борисыч_42 (Кемеровская обл., Кемерово)
Сага о натяжителе цепи z22se. Нятяжитель z22se, уставнока
#1
- Сообщений 500
*/—> 500
- Имя: Павел
- Город: Киев
- Авто: Vectra C 2007 z22se
- Регистрация: 21.08.2015
#2
- Сообщений 40 817
*/—> 40817
- Имя: Valentin
- Город: Луцк
- Авто: 3.0 KOMPRESSOR
Opel Insignia 1,6T
Opel Vectra C
Honda CR-Z - Регистрация: 15.07.2012
Sex есть как Опель — запроектированный, чтобы радовать.
З/Ч Vectra C http://www.opel-club. r-korobka-i-td/
0975105661
#3
- Сообщений 500
*/—> 500
- Имя: Павел
- Город: Киев
- Авто: Vectra C 2007 z22se
- Регистрация: 21.08.2015
ага, решил новую тему создать, так как вопрос получился обширней, чем грохот на горячую,
устанавливать абы как нельзя получается+) Вот и решил описать, мало ли кто менять будет и такое же приключится+)
Офф топ: после установки камеры заднего вида, узнал что лампы заднего хода работают через раз, а иногда после включения задней не выключаются вовсе пока не поездить по ямам, так что сегодня бонусом еще и жабку поменял=)
Изменено: micros, 28 Июнь 2017 — 16:30
#4
- Сообщений 40 817
*/—> 40817
- Имя: Valentin
- Город: Луцк
- Авто: 3.0 KOMPRESSOR
Opel Insignia 1,6T
Opel Vectra C
Honda CR-Z - Регистрация: 15.07.2012
ага, решил новую тему создать, так как вопрос получился обширней, чем грохот на горячую,
устанавливать абы как нельзя получается+) Вот и решил описать, мало ли кто менять будет и такое же приключится+)
думаю пригодится кому-то
Sex есть как Опель — запроектированный, чтобы радовать.
З/Ч Vectra C http://www.opel-club. r-korobka-i-td/
0975105661
#5
- Сообщений 1
*/—> 1
- Имя: Andrey
- Авто: Vectra C
- Регистрация: 12.04.2018
пишу в поддержку данной темы! вектра 2.2 директ
Точно как и автор промучался почти год и 8 тыс км. с дизилением после замены комплекта всех цепей, натяжителей, башмаков и прочего (все фирмы febi).
Проявлялось очень хорошо, со скрежетом и приличным биением цепи по успокоителю в холодное время, после ночной стоянки. сильное дизиление проходило где-то за 20-30 секунд. Дальше, по мере нагрева двс. При движении первые 3-5 минут было отчетливо слышно тарахтение не натянутой цепи.
По не знанию, т.к. первый цепной двигатель во владении, думал и о недостаточном уровне масла, и о его вязкости, благодаря которому не выводится натяжитель в рабочее состояние.
Все решилось, как и у автора, переустановкой натяжителя. Теперь тихо после любого простоя, и появилась плавность педалирования на малых оборотах.
Замена натяжителя Z22SE двигатель »дизелит»
#1
- Сообщений 436
*/—> 436
- Имя: Сергей
- Город: Луцк
- Авто: Vectra C 2007г Z22SE, 5МКП
- Регистрация: 14.10.2010
Ну вот и у меня наступил тот неприятный момент, когда мой бензиновый двигатель превратился в дизель. Дизелить начало уже где то с полгода назад, но кратковременно при заводке , потом все чаще и в конце концов звук дизеления начал присутствовать почти всегда. Пробег 253000 км. Решено было не поступать кардинально, а попробовать сначала заменить натяжитель. Заранее прикупив данную запчастюльку фирмы ACDelco , приступил к замене. Сначала извлек старый натяжитель. На мое удивление он оказался старого образца, хотя по инфо вроде как на рестайлах уже шли натяжители нового образца (авто 2007г, Z22SE). Крышку клапанную снимать не стал, аккуратно выкрутил, придерживая в торец пальцами и достал его. При нажатии на шток, было видно что он подклинивает и назад возвращается как бы с заеданием. Так как снимать крышку не очень хотелось, то начал сначала изучать старый натяжитель. Сначала взвел его, потом привел в рабочее состояние и потихоньку начал отпускать шток примерно по 2мм с обратным нажатием на шток. Так вот, натяжитель имеет три ступени натяжения, это видно по втулке, которая взводит пружину, там на ней храповик и по мере износа цепи, шток выходит наружу все больше и больше, но в первоначальное положение при растянутой цепи уже не возвращается. То есть , новая цепь – натяжитель работает от 0 до 1/3 рабочего хода, наполовину растянутая цепь – натяжитель работает то 1/3 до 2/3 рабочего хода, и на растянутой цепи – от2/3 до максимального вылета штока. Мой старый натажитель как раз перешел в третье положение штока, на последнюю ступень храповика, это видно по масляным отложениям на штоке (картинка прилагается), на более темном фоне он еще работал на второй ступени, но потом видно колечко более светлое, где то 2 мм шириной, это уже работа на третьей ступени храповика. Так как он уже был на третьей ступени, то решено было крышку не снимать и вкрутить новый натяжитель уже в рабочем состоянии, что я и сделал. Результат – дизеление пропало уже при первой заводке, сейчас двигатель работает без посторонних звуков и дизеления.
А теперь выводы:
1- вкручивать новый натяжитель в рабочем положении можно, если старый натяжитель работал на последней ступени храповика и для этого не нужно снимать клапанную крышку.
2- Если есть возможность определить степень вылета штока и он находится НЕ НА ПОСЛЕДНЕЙ СТУПЕНИ, то ВКРУЧИВАТЬ ЕГО В РАБОЧЕМ СОСТОЯНИИ НЕЛЬЗЯ .
3- если вы все таки поленились провести исследования старого натяжителя (или на нем нет маслянных отложений, по которым можно было бы увидеть на сколько растянута цепь) и вкрутили новый в рабочем состоянии не снимая крышки и после заводки слышен звенящий звук (у нас на форуме были высказывания по звенящим звукам после замены натяжителя в робочем состоянии без снятия крышки), незамедлительно глушить двигатель, взводить натяжитель, снимать крышку, вкручивать его обратно и приводить в рабочее положение надавливая на цепь через снятую крышку. Звенящий звук – это удары штифта штока в дно храповика, цепь перетянута что грозит выходом ее и натяжителя из строя. Но этот же звенящий звук говорит о том ,что ваша цепь еще не полностью растянута, что очень хорошо и она еще прослужит не одну тысячу километров. Моя цепь уже оказалась подуставшей, так что если опять задизелит, то я думаю что замена уже будет только комплектом, новый натяжитель проблемы не решит.
В принципе, я думаю что можно было бы еще попробовать отполировать внутри старый натяжитель и он еще не плохо работал бы, но эксперементировать не стал, а сразу же поставил новый. На глаз пружина нового нятяжителя немного туже старого. Старый клинил из за таких же маслянных отложений внутри цилиндра что и на штоке снаружи, это я уже потом увидел, когда его почистил и осмотрел. Тряпка с пастой ГОИ решила все проблемы с заеданием штока. Пусть полежит в шкафчике на всякий случай.