Охлаждающая жидкость марки 40,65 ТОСОЛ-А-40М ТОСОЛ-А65М
Урал-5557: техническое обслуживание
Техобслуживание выполняется для того, чтобы поддерживать машину в работоспособном состоянии и сохранять ее надлежащий внешний вид, для снижения интенсивности истирания деталей, профилактики неисправностей и отказов, а также для их обнаружения с целью своевременного исправления. Меры техобслуживания – профилактические, они выполняются принудительно по плану через определенные периоды работы машины или пробеги.
Следование периодичности техобслуживания и качественное выполнение работ в необходимом количестве обеспечивает постоянную техническую готовность техники и уменьшает нуждаемость в ремонте. Чтобы качественно провести работы по техобслуживанию, желательно выполнять это на специальных постах, оснащенных нужными приспособлениями и инструментами.
Работы по регулированию и обслуживанию элементов системы питания мотора, электрооборудования, систем гидравлических должны проводиться квалифицированными специалистами.
Техобслуживание: виды
Техобслуживание по трудоемкости и периодичности проводимых работ делится на такие виды:
техническое обслуживание на начальном этапе использования;
ЕО – техническое обслуживание, проводимое каждый день;
ТО-1– техническое обслуживание, проводимое первый раз;
ТО-2 –техническое обслуживание, проводимое второй раз;
СО – техническое обслуживание, проводимое в соответствии с сезоном.
Техобслуживание: периодичность
Обслуживание ежедневное проводится перед выходом машины на линию и после ее возвращения.
Как только автомобиль пройдет первую тысячу километров, нужно выполнить техническое обслуживание, рассчитанное на начальный период использования техники.
Пару раз в год – осенью и весной – выполняется сезонное техобслуживание. Оно совмещается с очередным обслуживанием.
Время проведения техобслуживания ТО-1 и ТО-2 уточняется в зависимости от категории условий использования машины и климатических районов в соответствии с ГОСТ 21624-81, а также «Положению о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта», изданному в Москве в 1986 году. Если категория условий эксплуатации присваивается первая, то первое техобслуживание (ТО-1) проводится через каждые четыре тысячи километров пробега (125 часов работы мотора), срок второго техобслуживание (ТО-2) наступает через каждые шестнадцать тысяч километров пробега (500 часов работы мотора).
Урал-5557: смазка машины
В карте смазочных рабочих жидкостей и материалов изложены указания по использованию горюче-смазочных веществ российского производства и их импортных аналогов при эксплуатации машин в условиях умеренного климата. В разделах документа по эксплуатации содержатся соответствующие указания, подробные рекомендации и методика проведения смазочных операций отдельных элементов, узлов и деталей. Руководство прилагается к каждой машине.
Смазка элементов проводится во время техобслуживания с указанным промежутком времени и во время ремонта узла. Если происходит замена сезонного масла на смазывающее вещество для всех сезонов или наоборот, то необходимо заменить фильтрующие элементы масляного фильтр, а также очистить фильтр центробежной очистки масла.
Набор основных и заместительных сортов горюче-смазочных веществ силового агрегата, а также периодичность и сезонность их замены должны соответствовать указаниям руководства по эксплуатации моторов ЯМЗ, которое прилагается к каждой машине.
нужно выяснить уровень масел в агрегатах трансмиссии, ступицах балансиров задней подвески, масляном баке, бачке насоса рулевого усилителя. Если требуется, то масло нужно довести до нормативного уровня;
в объеме ежедневного обслуживания нужно выполнить осмотр и техобслуживание машины;
в случае несоответствия сезону эксплуатации или истечению срока годности каких-либо из залитых в агрегаты и системы рабочих или рабоче-консервационных масел или жидкостей следует их перезаправить;
перед стартом мотора нужно топливоподкачивающим насосом прокачать систему питания;
нижнюю крышку люка картера сцепления снять, извлечь заглушку и вернуть на место крышку люка.
Перечень работ технического обслуживания
Содержание работ
Технические требования
Рекомендуемые оборудование, приспособления и инструмент
Ежедневное техническое обслуживание (ЕО)
Обслуживание перед выездом
Осмотреть автомобиль и проверить, нет или подтекания топлива, масла, тормозной и охлаждающей жидкостей, утечек воздуха. При необходимости устранить неисправности. Осмотреть двигатель, при необходимости очистить его от пыли и грязи.
Проверить уровень тормозной жидкости, при необходимости долить
Перед пуском двигателя:
проверить уровень масла в картере двигателя и при необходимости довести до нормы
Уровень масла должен быть между метками «В» и «Н» указателя
Емкость с маслом, маслораздаточная колонка, обтирочный материал
проверить уровень охлаждающей жидкости в радиаторе, при необходимости долить
Уровень охлаждающей жидкости должен быть выше торцов охлаждающих трубок в верхнем бачке радиатора (см. карту смазочных материалов и рабочих жидкостей)
Емкость с охлаждающей жидкостью, мерная линейка
Заполнить бачок насоса омывателя ветрового окна
При отрицательных температурах воду из бачка следует слить
Проверить исправность и действие приборов освещения, световой и звуковой сигнализации, контрольно-измерительных приборов и стеклоочистителей
Неисправности не допускаются
Проверить работу генератора по показанию указателя тока (см. раздел «Электрооборудование. Генератор»)
Указатель тока должен показывать зарядный ток
Проверить исправность:
сцепления
Сцепление должно обеспечивать полное и плавное включение (не пробуксовывать), полное выключение (не должно «вести»)
Гайки пальцев рулевых тяг и усилительного механизма должны быть зашплинтованы, люфтов в соединениях не должно быть, ослабление крепления вилок карданных валов не допускается
Проверить исправность сигнализаторов 3 и 4 (см. рис. 9), для чего нажмите кнопку 6, при этом должны загораться сигнализаторы.
При необходимости заменить лампы сигнализаторов.
Гидравлическая и пневматическая системы не должны иметь утечек жидкости и воздуха. Нажать на педаль тормоза и удерживать ее в этом положении 1-2 мин. Если по истечении этого времени загорится сигнализатор 3, то это указывает на повреждение внутренней манжеты главного цилиндра тормозов. В этом случае заменить манжету. При этом также не должно быть заметного перемещения стрелок двухстрелочного манометра.
При заметном перемещении стрелок двухстрелочного манометра или при загорании сигнализатора 4 на панели приборов при больших утечках воздуха устранить неисправность в пневматической части привода
Манометр автомобиля, сигнализатор неисправности тормозов на панели приборов
При полностью прижатых к барабану колодках собачка должна устанавливаться на 4-12 зубьях сектора
Проверить исправность сцепления и уровень жидкости в компенсационном бачке главного цилиндра, при необходимости долить
Уровень жидкости в бачке должен быть на 15-20 мм ниже верхней кромки заливной горловины
Емкость, обтирочный материал
Проверить состояние буксирного прибора (при работе автомобиля с прицепом)
Гайка крюка буксирного прибора должна быть застопорена, защелка крюка зашплинтована
Проверить состояние шин и крепление колес
Шины должны быть без повреждений и посторонних предметов в протекторе. Ослаблять затяжки гаек крепления колес не допускается
Внешним осмотром. При необходимости восстановить момент затяжки гаек крепления колеса
Обслуживание при возвращении из рейса
При необходимости вымыть автомобиль и произвести уборку кабины и платформы
Проверить и при необходимости подтянуть гайки крепления карданных вилок рулевого вала
Ослабление крепления не допускается
Ключи 14×17, 17×19
Проверить и при необходимости отрегулировать натяжение ремня привода насоса гидроусилителя руля
См. раздел «Рулевое управление. Насос усилительного механизма»
Ключ 10х12, мерная линейка
Рабочая тормозная система
Отрегулировать зазор между колодками и барабанами рабочих тормозов (см. раздел «Рабочая тормозная система»)
При регулировании тормозов не нарушать заводскую установку опорных пальцев колодок. После регулировки тормозные барабаны не должны нагреваться при движении автомобиля
Ключ 19×24, ключ кольцевой 22×24
Проверить герметичность пневмопривода, при этом обратить внимание на трущиеся места или вредные контакты трубопроводов и устранить их
Электрооборудование
Проверить плотность и уровень электролита в аккумуляторных батареях, при необходимости долить дистиллированную воду, подзарядить батарею
См. руководство по эксплуатации на АКБ
Ключи 11×13, 17×19, резервуар с дистиллированной водой, стеклянная трубка диаметром 3-5 мм, денсиметр
Проверить и при необходимости отрегулировать фары (см. раздел «Система освещения и сигнализации»)
Регулировать фары на ненагруженном автомобиле, установленном на ровной горизонтальной площадке
Проверить крепление кронштейнов контейнера аккумуляторных батарей к раме
Ослабление крепления проводов не допускается
Ключи 17×19, 22×24
Проверить и при необходимости подтянуть крепление источника высокого напряжения предпускового подогревателя двигателя
Ослабление крепления проводов не допускается
Отвертка
Проверить состояние резиновых чехлов на задних фонарях, боковых повторителях, выключателе аккумуляторных батарей, сигнале торможения, датчике уровня топлива, выключателе вспомогательного тормоза
Ослабление крепления проводов не допускается
Специальное оборудование
Проверить крепление картера коробки отбора мощности к картеру коробки передач
Ослабление крепления не допускается
Смазочные работы
в картере раздаточной коробки (см. раздел «Трансмиссия» и карту смазочных материалов и рабочих жидкостей)
Заливать масло до уровня контрольно-заливного отверстия на задней стенке картера. Подтекание масла через пробки не допускается
Ключ 27×30, емкость для отработанного масла, маслораздаточный бак модели 133М, обтирочный материал
в картере рулевого механизма (см. карту смазочных материалов и рабочих жидкостей)
Заливать масло до нижней кромки заливного отверстия, подтекание масла через пробки не допускается
Ключ 22×24, емкость для отработанного масла, маслораздаточный бак модели133М, обтирочный материал
в картере главной передачи ведущих мостов
Заливать масло в соответствии с рекомендациями карты смазочных материалов и рабочих жидкостей
Ключ 27×30, емкость для отработанного масла, маслораздаточный бак модели 133М, обтирочный материал
Смазочные работы по силовому агрегату производить согласно руководства по эксплуатации на двигатели ЯМЗ-236НЕ2
Первое техническое обслуживание (ТО-1)
На новом автомобиле при первом ТО-1 промыть фильтр насоса усилительного механизма, смазать подшипник муфты выключения сцепления и втулки вала вилки выключения сцепления
Техническое обслуживание силового агрегата проводить согласно руководства по эксплуатации на двигатели ЯМЗ-236НЕ2
Проверить и при необходимости подтянуть крепление силового агрегата во всех точках
Ослабление крепления не допускается
Ключи 19×22, 17×19
Проверить и при необходимости подтянуть все крепления систем впуска воздуха и выпуска отработавших газов
Ослабление крепления не допускается
Ключи 14×17, 17×19
Проверить и при необходимости отрегулировать натяжение ремня привода насоса рулевого управления
Допустимый прогиб должен составлять 7-13 мм под усилием 4 кгс в середине ветви
Ключ 10×12
Проверить и при необходимости подтянуть крепление фланцев карданных валов
Проверить затяжку и при необходимости подтянуть гайки крепления:
стремянок ушков передних рессор
Ослабление крепления не допускается
Ослабление крепления не допускается. Затяжку производить на автомобиле с полной нагрузкой
Ключ торцовый 30×32 для гаек стремянок рессор, лопатка монтажная с воротком гидродомкрата
стремянок задних рессор;
Ослабление крепления не допускается. Затяжку производить на автомобиле с полной нагрузкой
Ключ торцовый 27×38 для гаек колес, лопатка монтажная с воротком гидродомкрата
Проверить и при необходимости подтянуть болты крепления:
задних кронштейнов передних рессор к усилителю лонжерона
Ослабление крепления не допускается
Ключ 22х24 (24х27), ключ торцовый 24, вороток
крышек передних кронштейнов задней рессоры
Ослабление крепления не допускается
Ключ кольцевой 22х24
стяжки задних кронштейнов передних рессор
Ослабление крепления не допускается
Ключи 17×19, 22×24 молоток, зубило
передних кронштейнов передних рессор и задних кронштейнов задних рессор к нижней полке лонжерона
Ослабление крепления не допускается
Ключи 17х19, 22×24
Проверить состояние шин, колес и их крепление
См. раздел «Колеса и шины». Ослабление крепления не допускается
Ключи 11×13, 17×19, ключ торцовый 27×38 для гаек колес, домкрат гидравлический, лопатка монтажная с воротком гидродомкрата, тележка ГАРО для снятия колес
Рулевое управление
Проверить затяжку и при необходимости подтянуть гайки крепления:
картера рулевого механизма
Ослабление крепления не допускается
Ключи 19×22, 22×24 ключ кольцевой 24×27
карданных вилок рулевого вала
Ослабление крепления не допускается
Ключи 14×17, 17×19
пальцев рулевых тяг
Ослабление крепления не допускается
Ключ кольцевой 24×27, плоскогубцы
усилительного механизма
Ослабление крепления не допускается
Ключ кольцевой 24×27, ключ торцовый на 36, плоскогубцы, отвертка, молоток, лопатка монтажная с воротком гидродомкрата
Проверить и при необходимости отрегулировать:
свободный ход рулевого колеса
См. раздел «Рулевое управление. Проверка свободного хода рулевого колеса»
Люфтомер
схождение передних колес
См. раздел «Рулевое управление. Регулирование схождения передних колес»
Ключ 17×19, ключ газовый, мерная линейка L-2000 мм
Снять и промыть фильтр насоса рулевого управления
Подтекание масла через уплотнение фильтра не допускается
Ключ для прокачки гидротормозов, отвертка, емкость для масла, емкость для мойки агрегатов, обтирочный материал
Проверить и при необходимости отрегулировать натяжение ремня насоса гидроусилителя руля
См. раздел «Рулевое управление. Насос усилительного механизма»
Ключ 10х12, мерная линейка
Электрооборудование
Проверить крепление кронштейнов контейнера аккумуляторных батарей к раме
Ослабление крепления не допускается
Ключи 17×19, 22×24
Проверить степень заряженности аккумуляторных батарей. Проверять согласно указаниям руководства по эксплуатации на АКБ (работы проводить не реже одного раза в квартал)
При разрядке аккумуляторных батарей на 50% летом и 25% зимой, полностью зарядить их на зарядной станции
Ключи 11×13, 14×17, 17×19, денсиметр, емкость с дистиллированной водой, стеклянная трубка диаметром 3-5 мм, обтирочный материал
Проверить и при необходимости отрегулировать фары (см. раздел «Электрооборудование. Система освещения и сигнализации»)
Регулировать фары на ненагруженном автомобиле, установленном на ровной горизонтальной площадке
Отвертка, экран со специальной разметкой
Проверить крепление стартера к двигателю
Ослабление крепления не допускается
Ключ 22×24
Проверить состояние изоляции электропроводов и их крепление
Повреждение изоляции и ослабление крепления проводов не допускается
Плоскогубцы, отвертка, нож, изоляционная лента
Проверить крепление, надежность контакта и чистоту наконечников проводов к клеммам стартера и аккумуляторных батарей
Ослабление крепления и загрязнение клемм не допускается
Ключи 10×12, 17×19
Кабина, платформа и оперение
Проверить и при необходимости подтянуть крепление кабины, платформы и оперения
Ослабление крепления не допускается
Ключи 10×12, 11×13, 17×19, 22×24
Специальное оборудование
Проверить крепление коробки отбора мощности
Ослабление крепления не допускается
Ключ 14×17, обтирочный материал
Смазочные работы
Проверить и при необходимости довести до нормы уровень масла:
в картере раздаточной коробки
Уровень масла должен доходить до кромки контрольно-заливного отверстия. Подтекание масла через пробки не допускается
Ключи 17×19, 22×24, маслораздаточный бак модели 133М, обтирочный материал
в картере главной передачи ведущих мостов
Уровень масла должен доходить до кромки контрольно-заливного отверстия. Подтекание масла через пробки не допускается
Ключ 27×30, маслораздаточный бак модели 133М, обтирочный материал
в картере рулевого механизма
Уровень масла должен доходить до кромки контрольно-заливного отверстия. Подтекание масла через пробки не допускается
Ключ 17×19
Смазочные работы по силовому агрегату проводить согласно руководства по эксплуатации на двигатели ЯМЗ-236НЕ2
Смазать согласно карте смазочных материалов и рабочих жидкостей:
верхние подшипники шкворней
Заполнить смазкой через масленки в объеме, указанном в карте смазочных материалов и рабочих жидкостей
Шприц рычажно-плунжерный, обтирочный материал
шлицевое соединение карданного вала рулевого управления
Разобрать и смазать шлицевое соединение
Обтирочный материал
подшипники водяного насоса
Смазать через масленку до выдавливания свежей смазки
Шприц рычажно-плунжерный, обтирочный материал
шлицевые соединения промежуточного карданного вала
Смазать через масленку до выдавливания свежей смазки
Шприц рычажно-плунжерный, обтирочный материал
При каждом втором ТО-2 дополнительно выполнить следующее:
Техническое обслуживание силового агрегата проводить согласно руководства по эксплуатации на двигатели ЯМЗ-236НЕ2
Проверить и при необходимости отрегулировать заднюю опору силового агрегата (см. раздел «Подвеска силового агрегата»)
Ослабление не допускается
Ключи 17х19, 19х22
Проверить и при необходимости отрегулировать конические подшипники первичного и промежуточного валов раздаточной коробки (см. раздел «Раздаточная коробка»)
Осевое перемещение первичного и промежуточного валов должно быть 0,03-0,08 мм
Ключи 8×10,12×13, 14×17, 17×19, 22×24, ключи торцовые 27×38 и 41×46, пассатижи, отвертка, монтажная лопатка, кранбалка, стрелочный индикатор, приспособление для крепления индикатора, бородок, съемник фланцев 375Э-3918050, обтирочный материал
Проверить состояние рамы
Ослабление заклепочных соединений, трещин лонжеронов и поперечин не должно быть
Внешним осмотром, лампа переносная
При работе с прицепом проверить и при необходимости устранить осевой люфт буксирного крюка (см. раздел «Рама»)
Допускается осевой люфт буксирного крюка не более 0,5 мм
Ключ торцовый 55, ключ для прокачки гидротормозов, лопатка монтажная с воротком гидродомкрата
Проверить и при необходимости подтянуть крепление буксирного прибора к поперечине
Ослабление крепления не допускается
Ключи 17×19, 22×24
Тормозная система
Проверить работу сигнализации неисправности рабочей тормозной системы (см. раздел «Пневмогидропривод рабочей тормозной системы»)
Сигнализация должна быть исправна
Ключ кольцевой 17×19, плоскогубцы, отвертка, сигнализатор на панели приборов
Проверить давление на выходе из обеих секций тормозного крана и работу тройного защитного клапана (см. раздел «Пневмогидропривод рабочей тормозной системы»)
Давление воздуха на контрольных манометрах должно быть равно давлению в системе (по двухстрелочному манометру)
Ключ 11×13, контрольные манометры
Проверить работу одинарного защитного клапана (см. раздел «Пневмогидропривод рабочей тормозной системы»)
Воздух должен поступать в баллон тормозов прицепа после того, как давление воздуха в остальных баллонах достигнет величины 550 кПа (5,5 кгс/см 2 )
Ключ 17×19, контрольные манометры
Проверить величину давления на соединительной головке однопроводного привода (черная) (см. раздел «Пиевмогидропривод рабочей тормозной системы)
Давление воздуха на контрольном манометре должно быть 480-530 кПа (4,8-5,3 кгс/см 2 ). При включении рабочего или стояночного тормоза контрольный манометр должен показывать давление (0)
Проверить величину давления на соединительной питающей головке (красная) (см. раздел «Пневмогидропривод рабочей тормозной системы»)
Давление воздуха на контрольном манометре должно быть равно 0. При включении рабочего или стояночного тормоза контрольный манометр должен показать давление в системе
Контрольный манометр
Проверить свободный ход педали тормоза, при необходимости отрегулировать (см. подраздел «Пневмогидропривод рабочей тормозной системы»)
Свободный ход педали тормоза должен быть 20-30 мм
Ключи 17×19, 22×24, отвертка, плоскогубцы
Смазочные работы
Смазочные работы по силовому агрегату проводить согласно руководства по эксплуатации на двигатели ЯМЗ-236НЕ2
Смазать валик регулировочного рычага стояночного тормоза (см. карту смазочных материалов и рабочих жидкостей)
При повороте регулировочного рычага стояночного тормоза колодки должны без заеданий раздвигаться и под действием пружин возвращаться в исходное положение
Снять колодки рабочих тормозов, очистить и смазать (см. карту смазочных материалов и рабочих жидкостей)
Колодка рабочего тормоза должна свободно вращаться на оси
Снять ступицы колес, удалить старую смазку и заложить новую. Промыть, смазать и при установке отрегулировать подшипники ступиц (см. раздел «Ведущие мосты» и карту смазочных материалов и рабочих жидкостей)
Нанести смазку на ролики и сепаратор подшипников равномерно по всей наружной поверхности. После небольшого пробега при правильной регулировке подшипников ступица должна быть холодной или слегка нагретой
Ключ торцовый на 140, ключи 10×12, 17×19, лопатка монтажная с воротком гидродомкрата, отвертка, домкрат, тележка ГАРО для снятия ступиц, резервуар для смазки, обтирочный материал, съемник полуоси
Разобрать и смазать шлицевые соединения карданных валов привода переднего и заднего мостов (см. карту смазочных материалов и рабочих жидкостей)
Нанести смазку тонким слоем по всей поверхности шлицев. При сборке следить, чтобы стрелки, выбитые на трубчатом валу и скользящей вилке, были расположены одна против другой
Ключ 17×19,22×24, резервуар для смазки, обтирочный материал
Смазать шарниры рулевых тяг и усилительного механизма (см. карту смазочных материалов и рабочих жидкостей)
Закачивать смазку до начала расширения защитной муфты наконечника. Шарниры должны быть герметичны
Шприц рычажно- плунжерный, обтирочный материал
в корпусах поворотных кулаков переднего моста (см. карту смазочных материалов и рабочих жидкостей)
Заливать смазку до кромки контрольно-заливного отверстия
Ключи 10×12, 17×19, 24×27, ключ торцовый на 140, лопатка монтажная с воротком гидродомкрата, отвертка, молоток, тележка ГАРО для снятия колес в сборе со ступицей и барабаном, резервуар для отработанного масла, обтирочный материал
в колесных цилиндрах рабочего тормоза (снять и разобрать их). Детали промыть и смазать, поврежденные и износившиеся заменить
Детали промывать в спирте или тормозной жидкости
Емкость для мойки
в манжетах подкачки шин (см. раздел «Система регулирования давления воздуха в шинах» и карту смазочных материалов и рабочих жидкостей)
Отверстие для подвода воздуха должно быть свободным от смазки
Ключи 17×19, 22×24, ключ для прокачки гидротормозов, съемник полуоси, обтирочный материал
При каждом третьем ТО-2 дополнительно выполнить следующее:
При работе с прицепом проверить состояние резьбы на крюке и гайке буксирного прибора. При наличии деформации резьбы крюк и гайку заменить новыми
в картере раздаточной коробки (см. раздел «Раздаточная коробка» и карту смазочных материалов и рабочих жидкостей)
Заливать масло до кромки контрольно-заливного отверстия на задней стенке картера. Подтекание масла через пробки не допускается
Ключ 27×30, емкость для отработанного масла, маслораздаточный бак модели 133М, обтирочный материал
в картере главной передачи ведущих мостов (см. карту смазочных материалов и рабочих жидкостей)
Заливать масло до кромки контрольно-заливного отверстия на задней стенке картера. Подтекание масла через пробки не допускается
Ключ 27×30, емкость для отработанного масла, маслораздаточный бак модели 133М
Смазать вал промежуточного кронштейна привода сцепления и тормозного крана
Смазать через масленку до появления свежей смазки
Шприц рычажно-плунжерный, обтирочный материал
При каждом четвертом ТО-2 дополнительно выполнить следующее:
Тормозная система
Снять и разобрать пневмоусилители с главными цилиндрами, детали промыть и перед сборкой смазать. Манжеты с рисками и выхватами заменить (см. карту смазочных материалов и рабочих жидкостей)
Детали пневмоусилителей промыть в керосине, детали главного цилиндра в спирте или тормозной жидкости
Осмотреть окрашенные поверхности и при необходимости окрасить. Обнаруженные трещины заварить и окрасить
Ржавчина, отслоение краски, трещины не допускаются
Смазочные работы
Разобрать пневмоцилиндры вспомогательного тормоза и пневмоуси-лителя сцепления, поршни и внутреннюю поверхность цилиндров смазать (см. карту смазочных материалов и рабочих жидкостей)
Наносить смазку равномерно тонким слоем по всей поверхности цилиндров и поршней