2.1.2.1. Техническое обслуживание системы смазки двигателя
Проверка уровня масла. Для нормальной работы системы смазки рекомендуется ежедневно проверять уровень масла в поддоне двигателя при неработающем двигателе (не раньше чем через 5мин после его остановки) и в горизонтальном положении двигателя. Если уровень масла находится близко от отметки Н, необходимо долить масло до отметки В.
Контроль давления масла. Давление масла в системе смазки турбокомпрессора необходимо контролировать постоянно. Работу двигателя при давлении ниже 3кгс/см² на номинальной частоте вращения коленчатого вала и ниже 0,5кгс/см² на минимальной частоте вращения допускать нельзя. О падении давления масла в системе смазки двигателя ниже допустимого сигнализирует контрольная лампа.
Смена масла. Менять масло в поддоне двигателя следует сразу же после работы на хорошо прогретом двигателе. Масло сливают через сливное отверстие поддона. После залива масла в поддон рекомендуется пустить двигатель на 10-15мин для заполнения системы маслом. Затем двигатель необходимо остановить и проверить уровень масла и при необходимости долить. При замене масла необходимо на работающем двигателе проверить все наружные соединения системы смазки и при наличии течи устранить её.
Промывка фильтра грубой очистки (см.рис.14). Производится при каждой замене масла в картере двигателя. Порядок промывки фильтра следующий:
- слить масло из фильтра, для чего отвернуть пробку сливного отверстия;
- отвернуть болт колпака фильтра и снять колпак, верхнюю крышку и фильтрующий элемент;
- поместить на 3часа (не менее) фильтрующий элемент в ванну с растворителем – керосином или четырёххлористым углеродом (осторожно, он ядовит);
- мягкой волосяной щёткой промыть фильтрующие элементы в ванне;
- промыть повторно в чистом керосине или четырёххлористом углероде и продуть сжатым воздухом (фильтрующий элемент можно промыть кипящим 10%-м раствором каустической соды);
- промыть керосином колпак фильтра.
Замена элемента масляного фильтра турбокомпрессора производится в следующем порядке:
· вывернуть сливную пробку 12 (см.рис 15) и слить масло из корпуса фильтра, после чего пробку завернуть;
· отвернуть болт крепления корпуса, снять корпус и удалить старый фильтрующий элемент;
· тщательно промыть корпус керосином;
· поставить в корпус новый фильтрующий элемент, прокладку болта, болт и прокладку корпуса, установить корпус с элементом на место и тщательно затянуть болт крепления корпуса;
· пустить двигатель и поддерживать минимальную частоту вращения холостого хода до появления масла в корпусе подшипника турбокомпрессора, при этом убедиться в герметичности фильтра.
Промывка фильтра тонкой очистки. Производится в следующем порядке:
- отвернуть гайку колпака фильтра и снять колпак фильтра, упорную шайбу ротора и ротор в сборе;
- разобрать ротор, отвернуть гайку ротора, снять шайбу и колпак ротора;
- очистить внутреннею поверхность колпака ротора и ротор от отложений и промыть их керосином;
- проверить состояние прокладки колпака, сопл ротора, упорной шайбы ротора; при необходимости заменить прокладки и прочистить сопла ротора;
- собрать фильтр.
Возможные неисправности системы смазки и способы их устранения приведены в табл.3:
Замена масла и фильтров на МАЗ: что нужно знать
Грузовые автомобили МАЗ нуждаются в регулярном техническом обслуживании. Комплексная проверка предполагает профессиональный осмотр, диагностику фильтрующих систем, замену комплектующих с использованием специального оборудования.
Для полноценной и безопасной эксплуатации тяжелого транспорта нужна полная или частичная замена масла в рабочих агрегатах. Качество и уровень рабочей жидкости определяют по результатам предварительной проверки.
Марку масла мастер подбирает в соответствии с типом трансмиссии и двигателя. Рекомендации автопроизводителя указаны в сервисной книжке. Для грузового транспорта обычно берут синтетику или полусинтетику – смесь синтетики и минерального масла.
Когда менять
На исправное состояние двигателя влияет множество факторов, в том числе автомобильные рабочие жидкости. Масло препятствует износу, истиранию механизмов и увеличивает срок эксплуатации. Периодичность осмотра указана в технической документации, но конкретный интервал зависит от эксплуатации грузовика. Первая замена проводится после 15 тыс.км пробега. Далее – по регламенту.
Рекомендации:
- Трансмиссия: каждые 100 тыс.км. либо ежегодно + замена фильтров.
- Топливная система: каждые 30-50 тыс.км., гидравлическая – 1 раз в 2 года.
- Охлаждающая жидкость 1 раз в 2 года.
- АКПП – каждые 75 тыс.км.
В тяжелых случаях масло меняют каждые 20 тыс. км, комплектующие – по техническому регламенту, во время плановых технических осмотров грузового транспорта МАЗ.
Фильтры проверяют на целостность, наличие загрязнений. Если обнаружены недостатки, устанавливают новые.
Где купить запчасти на МАЗ
Несвоевременный технический осмотр приводит к поломке силовых агрегатов и других узлов. Восстанавливайте работоспособность автомобиля при помощи оригинальных запчастей. В каталоге МТЗРостов-ру представлен полный модельный ряд деталей и комплектующих МАЗ. У нас самый обширный ассортимент в Ростове-на-Дону по демократичным ценам.
Техническое обслуживание автомобилей МАЗ
9. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ
Надежная работа автомобиля в значительной степени зависит от своевременного и качественного технического обслуживания.
Работы, связанные с регулировками и обслуживанием приборов системы питания двигателя, электрооборудования, АБС, а также узлов гидравлических систем, пневмоподвески, следует выполнять на станции технического обслуживания или специальной мастерской, где опытные специалисты с помощью необходимых инструментов, приборов и стендов выполнят эту работу качественно и быстро.
После проведения работ, связанных со снятием с автомобиля элементов пневматических, электрических и гидравлических систем, проверить и при необходимости устранить вредные контакты этих систем с деталями автомобиля.
Обслуживание силового агрегата (двигатель, сцепление, коробка передач) производится согласно инструкции заводов — изготовителей.
9.1. Техническое обслуживание автомобиля в гарантийный период эксплуатации
После регистрации автомобиля в органах Государственной автомобильной инспекции (ГАИ) «Потребителю» необходимо поставить его на учет на ближайшей к месту эксплуатации станции технического обслуживания (СТО) и заключить с ней «Договор о техническом обслуживании и ремонте автомобильной техники «МАЗ» в гарантийный период эксплуатации».
При эксплуатации автомобиля в регионе, где отсутствует СТО, «Потребитель» сообщает (письмом, телеграммой, факсом) о наличии транспортных предприятий, имеющих государственные лицензии на выполнение технических обслуживании автомобильной техники, в «Сервисно — сбытовой центр МАЗ» («С’С’Ц МАЗ»), т.т. 244 — 92 — 83; 299 — 61 — 91; 244 — 96 — 99; факс 299 — 66 — 03.
Получив сообщение и руководствуясь информацией о размещении СТО, директор «ССЦ МАЗ» дает разрешение «Потребителю» заключить договор с предприятием, имеющим лицензию на выполнение технических обслуживании автомобильной техники. Все выполненные на автомобиле технические обслуживания должны отмечаться в сервисной книжке.
Вышеуказанное разрешение сообщается (письмом, телеграммой, факсом) «Потребителю». «ССЦ МАЗ» ведет учет выданных разрешений.
В случае приобретения автомобильной техники через дилерскую сеть РУП «МАЗ», дилерская организация определяет порядок выполнения технических обслуживании, так как она несет ответственность за гарантийные обязательства по реализованной автомобильной технике.
При отсутствии отметок в сервисной книжке о проведении номерных технических обслуживании претензии по гарантии заводом не принимаются и не рассматриваются.
9.2. Виды и периодичность технического обслуживания
Техническое обслуживание автомобиля по периодичности, выполняемым операциям и трудоемкости подразделяется на следующие виды:
— ежедневное техническое обслуживание (ЕО);
— техническое обслуживание после обкатки (ТО — после обкатки);
— первое техническое обслуживание (ТО -1);
— второе техническое обслуживание (ТО — 2);
— сезонное техническое обслуживание (СО).
Периодичность ТО — 1 и ТО — 2 устанавливается через определенные пробеги в зависимости от условий эксплуатации и приведено в таблице 1 5.
Объем технического обслуживания после обкатки автомобилей приведен в разделе 7 «Обкатка».
Сезонное техническое обслуживание совмещается с ТО — 2 (или ТО — 1) и проводится два раза в год при подготовке автомобиля к эксплуатации в зимний и летний периоды.
Категория условий эксплуатации
Условия работы автомобилей
Периодичность технического обслужвания, км
Автомобильный дороги I, II, III технических категорий за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой и холмистой местности, имеющие цементобетонное и асфальтобетонное покрытие
1. Автомобильные дороги I, II и III технических категорий за пределами пригородной зоны в гористой местности, а также в малых городах и в пригородной зоне (во всех типах рельефа, кроме горного), имеющие цементобетонные и асфальтобетонные типы покрытий.
2 Автомобильные дороги I, II и III технических категорий за пределами пригородной зоны (во всех типах рельефа, кроме горного), а также в малых городах и в пригородной зоне на равнинной местности с покрытием из битумоминеральных смесей.
3, Автомобильные дороги III и IV технических категорий за пределами пригородной зоны, имеющие щебеночные и гравийные покрытия во всех видах рельефа, кроме гористого и горного.
1 Автомобильные дороги I, II и III технических категорий за пределами пригородной зоны, автомобильные дороги в малых городах и в пригородной зоне (горная местность), а также в болышх городах, имеющие цементобетонное и асфальтобетонное покрытие.
* — Для автомобилей с силовыми агрегатами MAN D28. , выполняющими дальние перевозки с годовым пробегом свыше 80000 км. в условиях I категории эксплуатации устанавливается следующая периодичность обслуживания: ТО1-22500 км; ТО2-45000 км.
окончание таблицы 15
Категория условий эксплуатации
Условия работы автомобилей
технического обслужвания, км
2. Автомобильные дороги I, II и III технических категорий за пределами пригородной зоны (горная местность), автомобильные дороги в малых городах и пригородной зоне (во всех типах рельефа, кроме равнинного), а также в больших городах (во всех типах рельесра, кроме горного), имеющие щебеночное и гравийное покрытие.
3. Автомобильные дороги III, IV технических категорий за пределами пригородной зоны в гористой и горной местности, автомобильные дороги в пригородной зоне и улицы малых городов, улицы больших городов (все типы рельефа, кроме гористого и горного), имеющие щебеночное и гравийное покрытие.
4. Автомобильные дороги III, IV, V технических категорий за пределами пригородной зоны, автомобильные дороги в пригородной зоне и улицы малых городов, улицы больших городов (равнинная местность), имеющие покрытие из булыжного и колотого камня, а также покрытия из грунтов, обработанных вяжущими материалами.
5. Внутризаводские автомобильные дороги с усовершенствовенными покрытиями.
1.Улицы больших городов, имеющие покрытия из битумоминеральных смесей (горная местность), щебеночные и гравийные покрытия (гористая и горная местность), покрытия из булыжного и колотого камня, из грунтов обработанных вяжущими материалами (все типы рельефа, кроме равнинного).
2. Автомобильные дороги V технической категории за пределами пригородной зоны, автомобильные дороги в пригородной зоне и улицы малых городов (равнинная местность), имеющие грунтовое неукрепленное или укрепленное местными материалами покрытие.
1. Естественные грунтовые дороги, внутрихозяйственные дороги в сельской местности, внутри карьерные и отвальные дороги, временные подъездные пути к различного рода строительным объектам и местам добычи песка, глины, камня и т.п. в периоды, когда там возможно движение.
Ежедневное техническое обслуживание
Произвести при необходимости уборочные и моечные работы.
Перед запуском двигателя проверить:
— запас топлива в баке (по указателю);
— приборы освещения и световой сигнализации;
— состояние седельно-сцепного устройства или буксирного прибора;
— уровень масла в двигателе;
— достаточный уровень охлаждающей жидкости.
После запуска двигателя проверить:
— давление воздуха в пневмосистеме;
— функционирование тормозной системы, в т.ч. Стояночного тормоза.
Еженедельно следует проверять:
— уровень жидкости в омывателе ветрового стекла;
— проверить, при необходимости подтянуть гайки крепления колес, в том числе и запасного колеса, гайки крепления кронштейна запасного колеса к раме, проверить состояние дисков:
— при необходимости проверить давление воздуха в шинах.
Работы, выполняемые раз в две недели (по возвращению из рейса, на базе):
— проверить наличие подтеканий масла, жидкостей из двигателя, КП., ведущих мостов, рулевого управления, системы отопления, амортизаторов подвески, гидроцилиндров механизма подъема кабины:
— проверить уровень жидкости в бачке привода управления сцеплением;
— проверить отсутствие конденсата в ресиверах;
— проверить степень загрязненности воздушного фильтра:
— проверить уровень электролита в аккумуляторных батареях и при необходимости долить;
— проверить зимой степень зарядки аккумуляторных батарей по плотности электролита и при необходимости произвести подзарядку;
— проверить свободный ход рулевого колеса, отсутствие люфтов в шарнирах рулевых тяг (покачиванием рулевого колеса).
Работы, выполняемые ежемесячно:
— проверить функционирование независимого жидкостного подогревателя (согласно РЭ независимых жидкостных подогревателей 15.8106, «Webasto»).
Первое техническое обслуживание (ТО — 1)
При обслуживании автомобиля после указанного пробега выполнить работы, предусмотренные ежедневным обслуживанием и, кроме того:
1. Проверить и при необходимости произвести балансировку колес.
2. Проверить шплинтовку гаек шаровых пальцев рулевых тяг, пальцев вилок тормозных камер и при необходимости устранив неисправности.
3. Проверить состояние резиновых патрубков воздуховодов впускного тракта двигателя и при необходимости произвести подтяжку соединений.
4. Проверить состояние и крепление аккумуляторных батарей, очистить их от пыли, грязи и следов электролита, прочистить вентиляционные отверстия. Проверить соединение наконечников проводов с клеммами. Смазать клеммы смазкой Литол — 24. Проверить и при необходимости подтянуть болт крепления электрического соединения проводов «массы» на боковом кронштейне опоры двигателя.
5. Проверить ход штоков тормозных камер. Если ход штоков не выдержан в размере 38 — 44 мм, рычаг заменить.
6. Проверить и при необходимости подтянуть гайки крепления платформы грузовых автомобилей к раме, произвести регулировку запоров боковых и заднего бортов платформы, обеспечив плотное прилегание запоров борта к цапфам стоек. Контргайки затянуть моментом 55 — 80 Н.М (5,5 — 8 кгс.м).
7. Проверить и при необходимости отрегулировать натяжение ремней насоса рулевого управления.
8. Произвести смазку узлов автомобиля в соответствии с химмотологической картой.
Проверка автомобиля после обслуживания. Проверить после обслуживания работу двигателя, приборов, действие рулевого управления, тормозов и других агрегатов и систем на ходу или на посту диагностики.
Второе техническое обслуживание (ТО — 2)
После указанного пробега произвести первое техническое обслуживание и дополнительно выполнить следующее:
1. Через отверстия в щитах тормозных механизмов или при снятых тормозных барабанах (при сезонном обслуживании) проверить толщину тормозных накладок. Толщина накладок должна быть не менее 6 мм. При запасе накладки 1мм. до контрольного буртика или до заклепки накладки (или колодки) подлежат замене.
2. Проверить и при необходимости подтянуть гайки крепления подушек подвески двигателя.
3. Проверить состояние передней оси, величину схождения и углы поворота колес.
4. Проверить свободный ход и легкость поворота рулевого колеса при работающем двигателе.
5. Проверить осмотром состояние рамы, болтовые соединения рамы и при необходимости подтянуть, состояние кронштейнов рессор и крепление вкладышей кронштейнов. Проверить и при необходимости подтянуть гайки крепления кронштейна поперечной штанги пневмоподвески к раме, проверить усилие, развиваемое амортизаторами задней пневмоподвески (усилие растяжения — 7000Н, не менее; усилие сжатия — 1 500Н, не менее).
6. Проверить и при необходимости подтянуть гайки стремянок рессор, крепление кронштейнов пневмобаллонов задней подвески, кронштейнов балансиров.
7. Проверить и при необходимости подтянуть гайки крепления кронштейнов и хомутов топливного бака, кронштейнов аккумуляторной батареи, кронштейнов запорных механизмов кабины.
8. Проверить состояние резиновых чехлов и шлангов на штепсельных и штекерных разъемах приборов электрооборудования. Обеспечить герметичность этих разъемов.
9. Проверить крепление седельно — сцепного устройства к раме, состояние захватов, запорного кулака и пружины защелки и кронштейнов седла, при необходимости подтянуть болтовые соединения.
10. Проверить и при необходимости произвести регулировку установки фар.
11. Проверить и при необходимости подтянуть тики крепления тормозных камер.
12. Проверить люфт подшипников ступиц передних и задних колес и при необходимости отрегулировать натяг подшипников. Люфт проверяется покачиванием колеса при вывешенном колесе.
13. При увеличенном свободном ходе рулевого колеса и отсутствии люфта в шарнирах рулевого управления демонтировать рулевой механизм и произвести регулировку его (см. раздел 4.4).
Произвести смазку автомобиля в соответствии с химмотологической картой.
Проверка автомобиля после обслуживания . Проверить после обслуживания работу агрегатов, механизмов и систем автомобиля на ходу или на посту диагностики.
Сезонное техническое обслуживание
Дополнительно к перечисленным выше работам осенью и весной выполнить следующее:
1. Заменить масла, топливо и охлаждающую жидкость, соответствующую сезону.
2. Заменить фильтрующий элемент воздушного фильтра (один раз в год).
3. Заменить фильтрующий элемент осушителя сжатого воздуха (раз в 1 — 2 года).
Смазку узлов и агрегатов автомобилей производить согласно химмотологической карте.
Смазку узлов и агрегатов силового агрегата (двигатель, сцепление, коробка передач) производить согласно инструкции завода — изготовителя.