- Когда могут отремонтировать, а когда обязаны заменить деталь по ОСАГО?
- Как по закону?
- В каких случаях можно ремонтировать?
- Когда обязаны поменять на новую?
- Что делать если страховщик по ОСАГО ставит деталь в ремонт, а не под замену?
- Окрасят ли деталь?
- Как получить подменный автомобиль на время ремонта по каско?
- Когда подменное авто предоставят?
- Как получить автомобиль?
- Что потребуется?
- Условия предоставления
- Что делать при отказе?
- Какие салоны и компании предлагают подмену?
- Заключение
Когда могут отремонтировать, а когда обязаны заменить деталь по ОСАГО?
- При назначении ремонтных воздействий страховщики обязаны использовать Единую методику ОСАГО.
- Важнейшую роль при этом играет технология предприятия-изготовителя. Именно технологией производителя автомобиля предусмотрено, какие детали и при каких повреждениях можно ремонтировать, а какие нужно менять.
- В любом случае замене подлежат элементы, которые отвечают или задействованы в системах безопасности авто.
- Но деталь может быть переустановлена не только полностью (в сборе), но и только её составной частью.
- При спорах со страховщиком о замене или ремонте всё будет зависеть от результатов экспертизы.
- Также деталь могут не поставить в окраску, так как есть исключения.
Очень часто владельцы поврежденных в ДТП автомобилей задаются вопросом, почему им выплатили так мало денег на ремонт по ОСАГО или почему СТО требует доплатить за восстановление машины. Чтобы ответить на данные вопросы, нужно понимать, правильно ли страховая компания считала стоимость ремонта, какие ремонтные воздействия: замена или ремонт назначались по конкретной детали. О том, когда должны менять деталь, а когда ремонтировать, и пойдет речь в данной статье по данным, актуальным на 2021 год.
Как по закону?
Первично, решение о том, менять или ремонтировать поврежденный элемент, принимает эксперт или оценщик страховой компании при осмотре вашего авто. Эти данные он обязан отразить в акте осмотра, который вы в дальнейшем будете подписывать. В связи с этим внимательно изучайте акт перед подписанием и в случае несогласия с ним вносите свои замечания.
В акте осмотра должны быть указаны следующие характеристики:
- вид повреждения детали,
- характер повреждения,
- его объем,
- место расположения.
Считать стоимость восстановительного ремонта по ОСАГО можно только по Единой методике (ЕМР), а посмотреть типовые определения и характеристики повреждений, применяемые при осмотре и расчетах, можно в Приложении 2 к ЕМР.
Именно по этим характеристикам и будет приниматься решение о замене или ремонте конкретной детали, запчасти или узла.
При этом, главными документами при оценке повреждений и выбора способа их устранения будет техническая документация изготовителя транспортного средства. Ведь по ОСАГО восстановительный ремонт должен соответствовать технологии предприятия-изготовителя.
В каких случаях можно ремонтировать?
При назначении восстановления какого-либо элемента машины необходимо, чтобы соблюдались следующие принципы:
- результат ремонта должен соответствовать доаварийному состоянию автомобиля,
- должна быть техническая возможность ремонта,
- и непременна экономическая целесообразность такого восстановления.
Если хотя бы один из вышеуказанных принципов нарушается, то значит, что провести качественный и полноценный ремонт детали не получится.
Более того, ремонт конкретного компонента, узла или агрегата может быть прямо запрещен по технологии изготовителя. К таким деталям, как правило, относятся детали из полимерных материалов (в основном, пластика), пластиковые элементы приборов освещения и элементы систем безопасности.
Но возможность ремонтных воздействий зависит еще от вида и характера повреждений детали.
Такие элементы, как бамперы, спойлеры, молдинги очень часто после ДТП имеют повреждения в виде изломов. А изломы элементов из полимерных материалов у большинства производителей не подлежат ремонту. А вот небольшие трещины размером до 10 см могут быть склеены.
При повреждении креплений элементов (разрывы) все зависит от того, есть ли у производителя соответствующий ремонтный комплект для них. Если нет, то элемент подлежит замене.
Когда обязаны поменять на новую?
Замена может назначаться как целиком на всю деталь или элемент, так и на его составную часть. При этом, должны устанавливаться новые запасные части, как правило, оригинальные (исключение, если производитель допускает установку неоригинальных запасных частей).
В зависимости от конструкции элемента, например, двери, замене может подвергаться как вся дверь, так и только наружная её панель, если такая присутствует и была повреждена. Но если повреждения панелей двери располагаются в месте, где ходит стекло, тогда дверь меняют целиком.
Если деформации подвергается элемент или составная часть элемента которые предназначены для пассивной и общей безопасности, то они подлежат только замене.
Приведем пример некоторых повреждений оперения кузова (элементов кузова) при которых должна назначаться исключительно замена детали:
- разрыв,
- складки металла,
- залом металла,
- глубокая деформация с вытягиванием металла,
- сложное повреждение ребер жесткости.
Детали с такими повреждениями требуют замены на новые.
Но если повреждения не сильные, то страховщики часто назначают ремонт, так как это дешевле, чем её замена на новую.
Что делать если страховщик по ОСАГО ставит деталь в ремонт, а не под замену?
В ситуации, когда страховая компания недобросовестно исполняет свои обязательства и неправильно считает ущерб от ДТП, ставя в калькуляции ремонт вместо замены детали, необходимо обращаться к ней письменно с заявлением о разногласиях (ранее это была досудебная претензия). При этом не обязательно проводить свою независимую экспертизу, достаточно обратиться по стандартной форме и указать на ошибки страховщика.
Пунктом 11 статьи 12 Закона об ОСАГО установлено, что при наличии противоречий между потерпевшим и СК относительно повреждений автомобиля независимая экспертиза организуется страховщиком. Об этом необходимо напомнить компании и потребовать проведения такой экспертизы.
Если страховщик не удовлетворит ваши требования, тогда стоит направить обращение финансовому уполномоченному. Он вправе назначить и провести свою экспертизу, по результатам которой и вынесет решение. Подробную статью о правильном обращении к финупу мы приводили ранее.
На данном этапе вам желательно направить уполномоченному не только своё обращение и минимальный необходимый комплект документов, но также и фотографии повреждений. Особенно стоит уделить внимание спорному элементу. Качественные фотографии помогут эксперту, который будет делать экспертизу, более точно определить необходимое ремонтное воздействие. Качество фотографий страховщика, которые они предоставляют финансовому уполномоченному, может быть плохое, поэтому лучше фотографировать самим.
Если вас не устроит решение финупа, и вы будете твердо уверены, что деталь обязаны менять, а не ремонтировать, тогда этот вопрос будет уже разрешаться в суде. Порядок подачи искового заявления мы также приводили в специальной статье.
При этом надо учитывать, что в суде по данному вопросу придется просить назначить судебную экспертизу, а она стоит достаточно много денег. Поэтому необходимо изначально соотносить возможные затраты на доказывание своей правоты в суде и риски оплаты расходов в случае, если результат экспертизы и решение суда будет не в вашу пользу.
Таким образом, общий порядок действий такой:
- при обнаружении, что страховщик посчитал восстановление детали, а не замену, в первую очередь пишем заявление о разногласиях в страховую с требованием провести независимую экспертизу,
- при неудовлетворении ваших требования или отрицательном результате обращаемся к финансовому уполномоченному,
- и, наконец, обращаемся в суд, если решение финупа вас не устроит.
Окрасят ли деталь?
Новую деталь или ту, которую отремонтировали после ДТП, необходимо красить. По методике ОСАГО окраска назначается в минимально допустимом технологией производителя объеме.
Но есть условия, при которых такая покраска не назначается:
- если была сквозная коррозия,
- когда до ДТП уже требовалась окраска более 25% поверхности,
- если цвет поврежденной детали не соответствует основному цвету кузова (за исключением спецокраски).
Если машину ремонтировали в автосервисе по направлению страховщика, то гарантийный срок на окраску будет 12 месяцев. Но не обязательно ждать, пока дефекты проявятся, указать на некачественную окраску детали можно и даже нужно еще при приемке автомобиля.
Даже не будучи экспертом, можно заметить некоторые распространенные недостатки окраски:
Если вы обнаружите что-то из перечисленного, обязательно укажите это в акте выполненных работ или другом, который будет составлен при приёме машины после ремонта.
Как получить подменный автомобиль на время ремонта по каско?
Согласно закону «О защите прав потребителей», в период гарантийного ремонта технически сложных устройств дилер, производитель, страховая компания или другое уполномоченное лицо должны предоставить собственнику замену с такими же свойствами, обеспечив его доставку за свой счет. Однако в законе ОЗПП имеется поправка с перечнем товаров исключений — в их число попадает подменный автомобиль.
Поскольку процедура предоставления временного автомобиля дилерами и страховыми компаниями схожа, то ниже мы дадим общие рекомендации — должна ли предоставляться такая услуга, и если да, то в каких случаях предоставляется подменный автомобиль; какими законодательными актами это регулируется; и как получить такой товар.
Когда подменное авто предоставят?
Крупные автосервисы и страховые компании часто в добровольном порядке предлагают услугу предоставления подменного авто, пока пострадавшее транспортное средство находится на гарантийном ремонте или производится его ремонт по программе каско. Такие условия оговариваются в договоре о купле-продаже автомобиля или в страховом договоре каско, и тогда собственник на юридическом уровне сможет требовать подмену.
Согласно 20 ст. закона о правах потребителей, объективное время ремонта по гарантии не должно превышать 45 дней. Если уполномоченное лицо, будь то сервисный центр, дилер или страховая компания, не укладывается в этот срок, потребитель вправе требовать неустойку — 1 % от стоимости автомобиля или полную замену товара.
Однако стоит отметить, что при незначительном ремонте услуга подменного автомобиля часто оказывается нерациональной, по причине большого количества бюрократических процедур. Но если машина находится в сервисном центре более 45 дней, требование замены до устранения поломки довольно целесообразно, так как отсутствие транспортного средства может негативно сказаться на мобильности его владельца.
Как получить автомобиль?
Чтобы получить автомобиль на время ремонта, недостаточно только написать о своем желании производителю, дилеру или страховой компании. Также необходимо ознакомиться с законом «О защите прав потребителей», в особенности со статьями, которые посвящены гарантийному ремонту и выплатам неустойки. Также существуют некоторые нюансы, которые могут положительно повлиять на решение вопроса о получении подменного автомобиля.
Что потребуется?
Владелец машины должен будет предоставить ТС на гарантийный ремонт тому же дилеру, у которого он был приобретен (при покупке авто) или в страховую компанию при направлении ТС на ремонт в СТО страховщика. Также нужно получить справку о повреждениях, препятствующих дальнейшей эксплуатации на основании рисков для автомобиля и его собственника.
После подтверждения того, что длительность ремонта превышает объективные сроки, прописанные в законе «О защите прав потребителей», нужно подготовить пакет документов (паспорт, договор купли-продажи и т. д.), оформить заявление и передать его в компанию, где был приобретен автомобиль.
Условия предоставления
Дилер должен предоставить подменную машину покупателю на бесплатной основе (если такая услуга предусмотрена условиями договора) в трехдневный срок, и если клиент не может самостоятельно забрать подменное транспортное средство — обеспечить доставку за свой счет. Стороны должны заключить договор на подменный автомобиль, в котором будут указаны срок аренды, права и обязанности клиента, в том числе при наступлении страхового случая, гарантии по техобслуживанию и порядку возврата. Автосалоны и автосервисы охотно предоставляют замену автомобиля при следующих обстоятельствах:
- Заявитель на подмену транспортного средства является постоянным клиентом компании;
- Заявитель на подменное транспортное средство является владельцем автомобиля премиум-класса;
- Гарантийный ремонт заведомо предполагает превышение объективных сроков, установленных в законе «О защите прав потребителей»;
- Договором предусмотрен пункт о подменном авто на время гарантийного обслуживания;
- Страховая компания гарантирует предоставление подменного авто на период проведения ремонтных работ.
Несмотря на все это стоит помнить, что оказание услуги подмены автомобиля является добровольным, поэтому рекомендуется урегулировать данный вопрос с дилером или страховой компанией заранее, до покупки авто. Получить подменную машину при некоторых обстоятельствах можно только на платной основе, поскольку у дилера нет юридической ответственности по закону о защите прав потребителей в силу исключения автомобилей из списка товаров, подлежащих временной замене.
Что делать при отказе?
Если в условиях договора не будет положения о том, что компания должна предоставлять подменное авто на время ремонта по каско, то отказ в услуге будет правомерным. Если же такой пункт есть, а поставщик услуг не выполняет своих обязательств, то он должен будет выплатить клиенту неустойку в размере 1% от стоимости авто. Причина отказа от гарантий договора не важна. Покупатель при отказе дилера от предоставления подменного авто может обратиться в Роспотребнадзор и написать заявление о нарушении своих прав, указанных в договоре купли-продажи.
Какие салоны и компании предлагают подмену?
В таких компаниях, как Jaguar, Mercedes-Benz и BMW, услуга предоставления подменного авто предусмотрена в договоре о купле-продаже. Сотрудники компании KIA не только в договоре, но и на официальном сайте предлагают клиентам услугу подменной машины при возникновении необходимости в ремонте. Бренды не только заботятся о своих клиентах, но и повышают лояльность потребительской аудитории, а также значительно улучшают репутацию на рынке, давая такие гарантии.
Руководство компании Skoda немного схитрило, обязавшись предоставлять покупателю подмену автомобиля только после комплексной экспертизы машины, подлежащей ремонту. Если транспорт не на ходу, проблем с получением подменного авто на определенное договором время возникнуть не должно. Более крупные бренды готовы не только предоставить гарантии, но и выплачивать неустойку — 1% в сутки от стоимости автомобиля. Столь внушительной ответственностью отличаются элитные производители, такие как Rolls-Royce, Porsche, Bugatti, Lamborghini и т. д.
Предоставление подменного автомобиля страховой компанией на время ремонта машины по каско зависит непосредственно от условий программы и обычно включается в премиальные пакеты страхования. В остальных случаях решение о предоставлении или непредоставлении временного ТС регламентируется исключительно условиями страхового договора каско.
Заключение
Автомобиль на замену на случай, если сроки ремонта затянуться, предоставляется только если данное условие указано в договоре купли-продажи или договоре страхования. Предоставить могут как легковой, так и грузовой транспорт, в случае, если на ремонте находится аналогичный. Перед тем как получить подменный автомобиль, стороны должны заключить договор. Срок аренды устанавливается индивидуально в зависимости от времени, оставшегося до окончания ремонта.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!