- Когда могут отремонтировать, а когда обязаны заменить деталь по ОСАГО?
- Как по закону?
- В каких случаях можно ремонтировать?
- Когда обязаны поменять на новую?
- Что делать если страховщик по ОСАГО ставит деталь в ремонт, а не под замену?
- Окрасят ли деталь?
- Как получить подменный автомобиль на время ремонта по гарантии
- Законодательство
- Обязан ли дилер предоставлять подменную машину?
- Условия подмены
- Условия предоставления
- Предоставляемые документы
- Подменное авто по КАСКО
- Подменная машина по ОСАГО
- Ситуация за рубежом
- В каких случаях дилер вправе отказать
- Получен отказ, что делать?
- Составление претензии
- Куда направить документ?
- Шансы на положительный для нас исход
- Опыт предоставления подменного авто крупными производителями
- Полезное видео
Когда могут отремонтировать, а когда обязаны заменить деталь по ОСАГО?
- При назначении ремонтных воздействий страховщики обязаны использовать Единую методику ОСАГО.
- Важнейшую роль при этом играет технология предприятия-изготовителя. Именно технологией производителя автомобиля предусмотрено, какие детали и при каких повреждениях можно ремонтировать, а какие нужно менять.
- В любом случае замене подлежат элементы, которые отвечают или задействованы в системах безопасности авто.
- Но деталь может быть переустановлена не только полностью (в сборе), но и только её составной частью.
- При спорах со страховщиком о замене или ремонте всё будет зависеть от результатов экспертизы.
- Также деталь могут не поставить в окраску, так как есть исключения.
Очень часто владельцы поврежденных в ДТП автомобилей задаются вопросом, почему им выплатили так мало денег на ремонт по ОСАГО или почему СТО требует доплатить за восстановление машины. Чтобы ответить на данные вопросы, нужно понимать, правильно ли страховая компания считала стоимость ремонта, какие ремонтные воздействия: замена или ремонт назначались по конкретной детали. О том, когда должны менять деталь, а когда ремонтировать, и пойдет речь в данной статье по данным, актуальным на 2021 год.
Как по закону?
Первично, решение о том, менять или ремонтировать поврежденный элемент, принимает эксперт или оценщик страховой компании при осмотре вашего авто. Эти данные он обязан отразить в акте осмотра, который вы в дальнейшем будете подписывать. В связи с этим внимательно изучайте акт перед подписанием и в случае несогласия с ним вносите свои замечания.
В акте осмотра должны быть указаны следующие характеристики:
- вид повреждения детали,
- характер повреждения,
- его объем,
- место расположения.
Считать стоимость восстановительного ремонта по ОСАГО можно только по Единой методике (ЕМР), а посмотреть типовые определения и характеристики повреждений, применяемые при осмотре и расчетах, можно в Приложении 2 к ЕМР.
Именно по этим характеристикам и будет приниматься решение о замене или ремонте конкретной детали, запчасти или узла.
При этом, главными документами при оценке повреждений и выбора способа их устранения будет техническая документация изготовителя транспортного средства. Ведь по ОСАГО восстановительный ремонт должен соответствовать технологии предприятия-изготовителя.
В каких случаях можно ремонтировать?
При назначении восстановления какого-либо элемента машины необходимо, чтобы соблюдались следующие принципы:
- результат ремонта должен соответствовать доаварийному состоянию автомобиля,
- должна быть техническая возможность ремонта,
- и непременна экономическая целесообразность такого восстановления.
Если хотя бы один из вышеуказанных принципов нарушается, то значит, что провести качественный и полноценный ремонт детали не получится.
Более того, ремонт конкретного компонента, узла или агрегата может быть прямо запрещен по технологии изготовителя. К таким деталям, как правило, относятся детали из полимерных материалов (в основном, пластика), пластиковые элементы приборов освещения и элементы систем безопасности.
Но возможность ремонтных воздействий зависит еще от вида и характера повреждений детали.
Такие элементы, как бамперы, спойлеры, молдинги очень часто после ДТП имеют повреждения в виде изломов. А изломы элементов из полимерных материалов у большинства производителей не подлежат ремонту. А вот небольшие трещины размером до 10 см могут быть склеены.
При повреждении креплений элементов (разрывы) все зависит от того, есть ли у производителя соответствующий ремонтный комплект для них. Если нет, то элемент подлежит замене.
Когда обязаны поменять на новую?
Замена может назначаться как целиком на всю деталь или элемент, так и на его составную часть. При этом, должны устанавливаться новые запасные части, как правило, оригинальные (исключение, если производитель допускает установку неоригинальных запасных частей).
В зависимости от конструкции элемента, например, двери, замене может подвергаться как вся дверь, так и только наружная её панель, если такая присутствует и была повреждена. Но если повреждения панелей двери располагаются в месте, где ходит стекло, тогда дверь меняют целиком.
Если деформации подвергается элемент или составная часть элемента которые предназначены для пассивной и общей безопасности, то они подлежат только замене.
Приведем пример некоторых повреждений оперения кузова (элементов кузова) при которых должна назначаться исключительно замена детали:
- разрыв,
- складки металла,
- залом металла,
- глубокая деформация с вытягиванием металла,
- сложное повреждение ребер жесткости.
Детали с такими повреждениями требуют замены на новые.
Но если повреждения не сильные, то страховщики часто назначают ремонт, так как это дешевле, чем её замена на новую.
Что делать если страховщик по ОСАГО ставит деталь в ремонт, а не под замену?
В ситуации, когда страховая компания недобросовестно исполняет свои обязательства и неправильно считает ущерб от ДТП, ставя в калькуляции ремонт вместо замены детали, необходимо обращаться к ней письменно с заявлением о разногласиях (ранее это была досудебная претензия). При этом не обязательно проводить свою независимую экспертизу, достаточно обратиться по стандартной форме и указать на ошибки страховщика.
Пунктом 11 статьи 12 Закона об ОСАГО установлено, что при наличии противоречий между потерпевшим и СК относительно повреждений автомобиля независимая экспертиза организуется страховщиком. Об этом необходимо напомнить компании и потребовать проведения такой экспертизы.
Если страховщик не удовлетворит ваши требования, тогда стоит направить обращение финансовому уполномоченному. Он вправе назначить и провести свою экспертизу, по результатам которой и вынесет решение. Подробную статью о правильном обращении к финупу мы приводили ранее.
На данном этапе вам желательно направить уполномоченному не только своё обращение и минимальный необходимый комплект документов, но также и фотографии повреждений. Особенно стоит уделить внимание спорному элементу. Качественные фотографии помогут эксперту, который будет делать экспертизу, более точно определить необходимое ремонтное воздействие. Качество фотографий страховщика, которые они предоставляют финансовому уполномоченному, может быть плохое, поэтому лучше фотографировать самим.
Если вас не устроит решение финупа, и вы будете твердо уверены, что деталь обязаны менять, а не ремонтировать, тогда этот вопрос будет уже разрешаться в суде. Порядок подачи искового заявления мы также приводили в специальной статье.
При этом надо учитывать, что в суде по данному вопросу придется просить назначить судебную экспертизу, а она стоит достаточно много денег. Поэтому необходимо изначально соотносить возможные затраты на доказывание своей правоты в суде и риски оплаты расходов в случае, если результат экспертизы и решение суда будет не в вашу пользу.
Таким образом, общий порядок действий такой:
- при обнаружении, что страховщик посчитал восстановление детали, а не замену, в первую очередь пишем заявление о разногласиях в страховую с требованием провести независимую экспертизу,
- при неудовлетворении ваших требования или отрицательном результате обращаемся к финансовому уполномоченному,
- и, наконец, обращаемся в суд, если решение финупа вас не устроит.
Окрасят ли деталь?
Новую деталь или ту, которую отремонтировали после ДТП, необходимо красить. По методике ОСАГО окраска назначается в минимально допустимом технологией производителя объеме.
Но есть условия, при которых такая покраска не назначается:
- если была сквозная коррозия,
- когда до ДТП уже требовалась окраска более 25% поверхности,
- если цвет поврежденной детали не соответствует основному цвету кузова (за исключением спецокраски).
Если машину ремонтировали в автосервисе по направлению страховщика, то гарантийный срок на окраску будет 12 месяцев. Но не обязательно ждать, пока дефекты проявятся, указать на некачественную окраску детали можно и даже нужно еще при приемке автомобиля.
Даже не будучи экспертом, можно заметить некоторые распространенные недостатки окраски:
Если вы обнаружите что-то из перечисленного, обязательно укажите это в акте выполненных работ или другом, который будет составлен при приёме машины после ремонта.
Как получить подменный автомобиль на время ремонта по гарантии
Производитель обязан осуществлять гарантийный ремонт купленного автомобиля, если в нем обнаружились дефекты, образовавшиеся не по вине владельца.
Покупатели, испытывая неудобства из-за отсутствия ТС, часто обращаются к дилерам с просьбой предоставить временную машину, опираясь на положения Закона «О защите прав потребителей».
Законодательство
Во 2 пункте 20 статьи Закона № 2300-1 указано, что покупатель вправе требовать от продавца временной замены товара, относящегося к категории технически сложных, на срок гарантийного ремонта.
Автомобиль попадает под это определение, поэтому водители рассчитывают на получение в распоряжение автомашины на время, когда их собственное ТС ремонтируется – то есть хотя бы на 45 дней, пока согласно 1 пункту той же статьи длятся работы.
Обязан ли дилер предоставлять подменную машину?
Оказывать такую услугу автодилер не обязан. Утверждение можно подкрепить последней строкой 2 пункта 20 статьи того же нормативного акта, где указано, что далеко не все технически сложные покупки подлежат подмене.
Если обратиться к Постановлению Правительства № 55, принятому 23 декабря 1998 года, то можно увидеть список товаров, на которые не распространяется действие 2 пункта 30 статьи Закона «О правах потребителей». В 1 пункте перечня можно увидеть, что авто относится к товарам, не подлежащим замене со стороны продавца в случае поломки.
Из вышесказанного ясно, что выделять машину на подмену автосалон не должен – юридическая ответственность за отказ не наступает. Ряд компаний все-таки выдает автомобиль клиентам при поломке их собственного ТС. Однако это инициатива непосредственно продавца, а не его обязанность, навязанная законом.
Условия подмены
Единственные обязанность дилера при поломке проданного им авто – вернуть деньги, уплаченные за некачественный автомобиль, либо отремонтировать ТС бесплатно по гарантии.
Срок последнего не может составлять более 45 дней, о чем указано в 1 части 20 статьи Закона № 2300-1. Выдача авто на замену осуществляется, если услуга прописана в договоре.
Автосалон может пойти навстречу покупателю, если:
- автомобиль, находящийся на ремонте, дорого стоит;
- клиент высоко ценится салоном;
- покупатель готов платить за предоставленное авто;
- не укладывается в срок, отведенный для ремонта машины по гарантии, и хочет заключить новое соглашение о его продлении;
- желает заменить выплату неустойки за просрочку ремонта на предоставление авто во временное пользование;
- поддерживает собственную репутацию.
Внимание! Обязать автосалон предоставить подменное ТС может только пункт с соответствующим указанием в договоре купли-продажи. Однако такую политику лояльности можно встретить только у крупнейших автокомпаний.
Условия предоставления
Предоставление машины на платной основе обычно не вызывает возражений у автосалонов. Довольно часто ТС дается на сутки, если клиент обращается с обоснованной просьбой в салон.
Но при предъявлении требования предоставить транспортного средства на более длительный срок без дополнительной платы автовладельцы сталкиваются с множеством трудностей.
Обычно для получения другой машины на время ремонта собственного клиент должен выполнить ряд требований автосалона. Их перечень зависит от политики организации, однако к наиболее часто встречающимся относятся:
- Гарантийный срок на машину еще не истек.
- Эксплуатация авто невозможна или связана с риском для ТС или здоровья его владельца.
- Ремонт проводится в официальной дилерской станции технического обслуживания.
- Клиент заранее уведомил организацию о необходимости предоставления машины.
- Срок ремонта не превысил 45 дней.
Подобные условия обычно прописываются в пункте договора купли-продажи, регулирующем процедуру предоставления авто взамен находящегося на ремонте. Также обязательно нужно их задокументировать при получении временного ТС.
Внимание! Лучше заранее узнать как можно больше подробностей, связанных с эксплуатацией подменного авто. Нужно выяснить не только условия предоставления и возможную доплату за использование ТС, но и последствия, наступающие в случае непредвиденного ДТП или неожиданной поломки машины.
Предоставляемые документы
Так как процедура подмены автомобиля в законе строго не регламентируется, перечень документов, нужных для ее осуществления, может меняться.
Обычно автосалон требует предоставления минимального количества бумаг. К ним относятся:
- паспорт заявителя;
- просьба о предоставлении авто на замену, составленная в письменном виде;
- договор о покупке ТС;
- соглашение о передаче купленного автомобиля на гарантийный ремонт, с обязательным указанием сроков проведения работ.
Подменное авто по КАСКО
Владельцы такой страховки могут рассчитывать на получение временного транспортного средства непосредственно от страховой компании. Подобное обязательство указывается в договоре страхования.
Не стоит беспокоиться о получении машины владельцам пакетов автострахования класса «Премиум». Обычно при их покупке пункт о получении подменного ТС прописывается непосредственно в самом договоре со страховщиком.
Внимание! Оформление КАСКО не влияет на условия предоставления ТС на замену непосредственно официальным автодилером. Однако получить машину на время при оформлении дорогой страховки несколько проще.
Подменная машина по ОСАГО
Оформление страхового полиса не дает владельцу преимуществ при получении авто на подмену.
Даже среди дополнительных услуг, предоставляемых страховщиком по подобным полисам, не значится возможность обеспечения автомобилем в случае отправки принадлежащего клиенту ТС на ремонт.
Поэтому возможность все-таки получить временную машину зависит исключительно от лояльности автодилера.
Ситуация за рубежом
За границей практика предоставления средства передвижения при отправке авто на ремонт распространена больше, чем в пределах России. В США салоны имеет собственный автопарк, за счет которого при необходимости водители и обеспечиваются временными машинами.
Однако взять средство передвижения, схожее по характеристикам с отданным в ремонт, не получится даже за рубежом. Зачастую владелец получает в распоряжение автомобиль среднего класса и, естественно, не новый.
В каких случаях дилер вправе отказать
Распространенными причинами являются:
- отсутствие в договоре пункта о предоставлении временного автомобиля;
- неимение собственного автопарка.
Стоит учитывать, что за отказ в выполнении просьбы клиента автосалон несет ответственность, только если в договоре имеется ссылка на обязательность оказания услуг по подмене.
Получен отказ, что делать?
Если салон отказал в предоставлении автомобиля, то можно воспользоваться платной услугой по найму машины в любом автопарке, а затем попробовать получить компенсацию за потраченные средства. Больше всего шансов возместить ущерб имеется в случае, если автодилер просрочил обозначенное в законе время исполнения обязательств по ремонту.
Составление претензии
Чтобы заставить дилера возместить понесенные затраты, следует озаботиться составлением специального письменного документа. В нем указывается следующая информация:
- наименование фирмы, продавшей авто;
- дата приобретения;
- причина поломки;
- дата отправки ТС в сервисный центр;
- день обращения в салон с просьбой выдать подменную машину;
- причина отказа автодилера.
К заявлению прикладываются все платежные документы на автомашину, договор о покупке, а также сервисная книжка.
Куда направить документ?
Один экземпляр претензии направляется в салон. Работник, принимающий документ, проставляет на остающемся у клиента экземпляре отметку о получении бумаг.
После этого остается немного подождать. Продавцы предпочитают удовлетворить требование клиента, особенно если не хотят выплачивать неустойку.
Шансы на положительный для нас исход
При отсутствии реакции со стороны салона потребитель может обратиться в Роспотребнадзор и суд. Однако если пункт о временном предоставлении автомобиля в договоре отсутствует и срок выполнения гарантийного ремонта дилер не нарушил, то шансы на положительный исход невелики.
Опыт предоставления подменного авто крупными производителями
Крупные фирмы, заключающие большое количество сделок по продаже средств передвижения, решают проблему с подменой заблаговременно.
На сайте компании «Форд» указано о предоставлении замены ремонтируемого авто при любых условиях. Однако класс и технические характеристики выданного ТС могут существенно отличаться от машины владельца в худшую сторону.
Крупнейшие поставщики, такие как «Мерседес» или «Ягуар», предпочитают заранее прописывать пункт о подмене в типовом договоре о продаже ТС.
Сложнее всего получить временное авто клиентам «Шкоды». Производитель перед принятием решения настаивает на проведении комплексной экспертизы, по результатам которой и удовлетворяется (либо отклоняется) просьба.
Полезное видео
Ознакомьтесь с роликом, если вы живете в Санкт-Петербурге и у вас фольксваген: