Замена коллектора двигателя печки

Ремонт электродвигателя отопителя — замена коллектора и щеткок

Информация подходит для ремонта многих автомобилей.

В общем оригинальный моторчик печки на моем авто после 27 лет эксплуатации и 442 тыс. км перестал крутится. Когда то очень давно, было дело, что он свистел в течение года или больше (ориентировочно 2010 — 2012 года свистел) — смазал циатимом и с тех пор он работал тихо многие года, пока заводской коллектор и щетки не стерлись.
Опыта такого ремонта не было, поэтому местами немало накосячил — но тем не менее расскажу как есть, тогда следующие не накосячат
Снятие моторчика не требует демонтажа печки, но нужны хорошие отвертки и съемник стопорных колец. 3 самореза и 1 стопорное кольцо — снимается и моторчик можно извлечь (это в версиях без климата).
Отмечу, что при обратной установке будьте внимательны с положением выступа, который должен четко попадать в паз корпуса печки, не применяйте силу.

Кстати, номер моторчика 4A0 959 101A, как хороший недорогой аналог некоторые советуют Termal 402102M, по идее его и следовало бы купить сразу, но желание восстановить родной мотор — было сильнее

Поначалу я не заметил, что ламелей коллектора в общем-то уже нет и думал, что обойдусь простой заменой щеток. Для их замены надо отогнуть 2 края вверху держателя и вытащить щетку и пружинку:

Размер щеток 8х8мм:

Под рукой были лишь щетки покрупнее — я их обточил до 8х8 на наждаке + напильником и поставил:

Ожидал, что все вновь закрутится — хрен там. Тогда я уже заметил, что коллектор не просто сточен, а стерт до пластика.
Поэтому разбираем. Я последовательность напутал — поэтому пишу сразу так, как на мой взгляд было бы лучше. Высверливаем 2 заклепки (при обр. сборке заменяем саморезами), чтоб убрать в сторону пластик с разъемом. Там, где на фото намазюкана смазка — там спрятано на валу стопорное кольцо, которое нужно снять, а пластик на заклепках будет мешать:

Нужно развальцевать загибы — чтоб составные части разъединились:

Затем соответственно убираем верхнюю крышку в сторону. Надо снять крыльчатку — я просто нагрел феном (до средне-горячего состояния, главное, чтоб не «поплыл» пластик, а был просто горячеватым) и установив выколотку в вал — сбил крыльчатку, которая лежала на коленках Тут важно делать это максимально легкими ударами. Я накосячил тут где-то, ибо вал сместился относительно ротора, что «аукнулось» мне в дальнейшем. Если у кого есть хорошие способы съема крыльчатки — пишите.

Читайте также:  Как заменить стекло двери с автомобиля

И вот состояние коллектора:

Состояние втулок почти идеальное несмотря на 27 лет, вовремя значит успел смазать, когда он свистел.

Далее, уголки коллектора отогнул, провода снял с них, коллектор пассатижами стянул с вала (можно мини-съемником).
«Новый» коллектор для замены взял с бензонасоса JP Group 1115203400 , который накрылся менее чем за 10 тыс. км — зато от него остался почти идеальный коллектор. Но диаметр отверстия надо 8мм, а у него — меньше. Можно наверное и дрелью — но я отнес токарю, он развернул четко по центру, чтоб плотно было и биения не было (заодно и проточить можно, если надо). Обматывал лентой, чтоб витки не размотало на оборотах:

Намазал место надевания коллектора быстрой 5мин. эпоксидкой

Загнул лепестки и пропаял заодно, для лучшего контакта (не обязательно). Зажал в дрель и немного придал лоска медным ламелям:

Все, собираем, завальцовываем крышку.
С обратной стороны будут кольца на втулке и стопор:

И тут я понял, что какая-то хрень, не сходится, вал завысоко выходит. Вот тут «аукнулось» косячное сбивание крыльчатки. Пришлось на собранном вал забивать на место. При этом приклеенный коллектор — съехал. Очень плохо. Но в итоге капнул туда суперклея на вал и перевернул, чтоб он протек и заблокировал коллектор. Ну что же, опыт, надо быть внимательнее.
Далее.
Упираясь валом — набиваем крыльчатку (немного нагретую) на противоположную сторону.

Все, завальцовываем крышку, собираем пластик на 2 самореза вместо заклепок.

Подключаю — и снова хрен там — не крутит. Я уже и щетки достал и шарошкой сделал им нужный полукруглый профиль — ничего. Потом все-таки понял в чем дело — щетки графитовые и их сопротивление 30-50 Ом оказывается, графитовые — это под электроинструмент, где 220 вольт и мало ампер, а тут-то все наоборот — 12 вольт и много ампер, которые через себя графитовые не пропустят по закону Ома Значит подходят только меднографитовые.

Приобрел как раз меднографитовые Krauf KSB0012, сопротивление

0 Ом, размер точь-в-точь как надо — 8х8мм, длина что-то около 20мм (многовато, пружинку не всунуть). Цена около 1$, надо заказывать в магазинах авто з\ч типо экзист и т.п., будьте внимательны, т.к. в рознице некоторые лохотронщики их пытаются продавать чуть ли не за 5$, что для такой мелочи — многовато.

Шарошкой-камешком в дрели придал ей профиль, чтоб быстрее притерлось, да и излишняя длина — убралась.

Читайте также:  Газ 52 грузовой автомобиль характеристики вес

Из-за частого отгибания-загибания в ходе экспериментов могут отвалиться уголки — решение простое — прилудить сверху П-обр. перемычку из толстого медного провода:

Не забываем при сборке смазать втулки (я много лет назал мазал циатимом, теперь ХАДО ремонтной красной)

ВСЕ. Теперь, наконец-то все заработало. Дует, как надо, лучше, чем было, а притрется — будет еще лучше. Вибрации нет совсем. А по шуму — не заводя какое-то шуршание на 1 скорости слышно, но на заведенной уже не услышать этого. На 2-4 скоростях — все хорошо.

Рад, если по процессу посоветуют, как что лучше. Кто будет делать — не повторяйте моих ошибок — тогда отремонтируете быстро и дешево.

Если вы не нашли информацию по своему автомобилю — посмотрите ее на автомобили построенные на платформе вашего авто.
С большой долей вероятности информация по ремонту и обслуживанию подойдет и для Вашего авто.

BMW 5 series › Logbook › Ремонт вентилятора отопителя. Замена коллектора. Часть 2.

Приветствую! Начало ремонта было положено примерно полгода назад, тогда моторчик после ремонта ощутимо шумел, как оказалось из-за того, что при снятии опоры втулки я ее погнул — сделать это легче легкого. В начале лета родной моторчик приказал долго жить и я все лето оттягивал его ремонт/замену. Тем не менее, этот час настал.
Здесь опишу дополнения к ремонту электродвигателя вентиляции салона ( арт. 64 11 6 933 910 — оригинал BMW

8000 р.;). Вообще, с завода был установлен моторчик производства Behr (Behr-Hella 8EW 351 040-651 —

4500 р. — ИМХО тот же оригинал без отчислений маркетологам).

Итак, первым делом снимаем крыльчатки. Для этого сперва брызгаем WD-40 в места их крепления и спустя минут 10 начинаем спресовывать вращая в разные стороны и вытягивая их с посадочных мест. После того как одна крыльчатка будет снята, для снятия второй удобно застопорить ротор всунув между его сердечниками, например, отвертку.
Следом снимаем пластиковый кожух, отгибая с двух сторон защелки. Таким образом, подобрались к задней опоре, которую на мой взгляд снимать удобнее.
Оси скорее всего будут ржавые — чтобы без проблем снять позже опоры, ржавчину нужно удалить (например наждачкой) . Далее я зажимал двигатель в тиски, упирая губки в выступы задней опоры, и отверткой и молотком, нанося удары в сторону губок — чтобы моторчик не проворачивался, развальцевал соединение. Стоит отметить, что метал мягкий и зажимать и развальцовывать нужно аккуратно. Если погнете опору — ремонт на этом можно заканчивать.
Сняв заднюю опору, вынимаем ротор и заменяем на нем коллектор и вставляем обратно. Замечу, что внутри корпуса постоянные магниты установлены с помощью распорных пружин и, двигая их можно поменять положение ротора — влево или вправо, нужно это, например, для того, чтобы сместить точку прилегания щеток к коллектору(если, к примеру, коллектор запрессовали слишком глубоко или наоборот).
Далее опорные втулки я промыл очистителем карбюратора, чуть смазал вэдэшкой, а сальниковые опоры, прилегающие к втулкам, набил консистентной смазкой. Затем идет сборка в обратном порядке. Развальцованные соединения снова завальцовываются, крыльчатки напрессовываются, но с одной оговоркой: глубину посадки крыльчаток нужно подгонять. В корпусе печки, куда они устанавливаются, есть ребра между которыми эти крыльчатки должны находиться и, поскольку сам моторчик установлен на подушках, желательно крыльчатки усадить так, чтобы они были строго посередине своих установочных мест — тогда при перекосах и вибрациях крыльчатки не будут касаться стенок корпуса.
Щетки я поставил старые от второго моторчика (из первого поста) — думаю на 1,5-2 года их еще хватит.
Итог: моторчик работает ровно и бесшумно — как новый.
Перед повторением всех работ, сфотайте свой моторчик — это может облегчить сборку.

Читайте также:  Конструкция схема зеркало машины гранты

ТЕМА: Ремонт оригинального моторчика печки (замена коллектора).

Решил я оживить оригинальный моторчик печки. Для этого был куплен коллектор DIXIE 12K082318.

Делаем метку на корпусе мотора и задней крышке, иначе, если перепутать при сборке и перевернуть её, моторчик будет крутиться в другую сторону.

Вынимаем щётки, затем отгибает закерненные места, удерживающие заднюю крышку, и разбираем моторчик.

Отгибаем контакты на ламелях.

  • Сергей83
  • Вне сайта
  • P38
  • Сообщений: 1270
  • Спасибо получено: 885
  • Репутация: 88

Старый и новый коллекторы.

  • Сергей83
  • Вне сайта
  • P38
  • Сообщений: 1270
  • Спасибо получено: 885
  • Репутация: 88

Одеваем выводы обмотки на контакты ламелей, предварительно отогнув их.

Сначала подгибаем утконосами выводы ламелей, затем кладём коллектор на деревяшку и через выколотку лёгкими ударами лёгкого молотка аккуратно дожимаем выводы.

Шлифуем коллектор и подтачиваем приблизительно на 1,7 мм. шайбу, которая стоит за коллектором, т.к. в старом коллекторе для неё было углубление.

Далее собираем моторчик в обратной последовательности.
Теперь самое интересное: ток потребления, отремонтированного оригинального моторчика с одетой крыльчаткой, при приблизительно 13 вольтах составил 14 ампер.

В тех же условиях ток потребления китайского моторчика от Ауди, который я ставил вместо изношенного оригинального, оказался БОЛЕЕ 20 А.

Оцените статью
  • Сергей83
  • Вне сайта
  • P38
  • Сообщений: 1270
  • Спасибо получено: 885
  • Репутация: 88