Как разобрать двигатель ВАЗ 21179 (1.8 литра, 122 л.с.)
Двигатель ВАЗ 21179 (1.8л., 122л.с.) в настоящее время устанавливается на автомобили Lada Vesta и Lada XRAY. В случае ремонта двигателя его приходится разбирать. Перед этим двигатель должен быть очищен от загрязнений, промыт снаружи и продут сжатым воздухом.
Установить двигатель на стенд для разборки и сборки агрегатов (таль электрическая или ручная, стенд для разборки и сборки агрегатов).
Снять крышку маслоналивной горловины, вывернуть пробку картера двигателя и полностью слить масло (ключ под внутренний шестигранник 8 мм, емкость типа 24164 ф. «ALFA» (Италия) для сбора отработанного масла).
Снять с двигателя навесное оборудование
Снять заглушку 1, рисунок 2, натяжного ролика, ослабить гайку 2 крепления и перевести натяжной ролик 3 в направлении против часовой стрелки в верхнее положение (головка сменная 13, вороток, насадка Torx T55).
Снять ремень 5 привода навесных агрегатов.
Отсоединить колодку жгута проводов форсунок от компрессора системы кондиционирования.
Отвернуть три болта 1, рисунок 3, крепления и снять компрессор 2 системы кондиционирования (головка сменная 10, вороток).
Отсоединить колодку жгута проводов форсунок от генератора.
Отвернуть четыре болта 1, рисунок 4, крепления и снять генератор 2 (головка сменная 10, вороток).
Отвернуть болты 3 и 6 крепления и снять кронштейн 4 навесных агрегатов (головка сменная 13, 17, удлинитель, вороток).
Снять модуль впуска
Отсоединить колодки жгута 1, рисунок 5, проводов от катушек 5 зажигания и элементы крепления жгута от модуля впуска (плоскогубцы).
Отвернуть болт 2 крепления клеммы провода «массы» жгута проводов катушек зажигания, снять шайбу 3, отсоединить разъем жгута проводов от кронштейна крепления жгута и снять жгут проводов катушек зажигания с двигателя (головка сменная 10, удлинитель, вороток).
Отвернуть винт 3, рисунок 6, крепления трубки направляющей указателя уровня масла к модулю впуска и снять трубку 2 с указателем 1 уровня масла в сборе (отвертка крестообразная).
Отжать хомут и отсоединить шланг вентиляции картера нижний от патрубка блока цилиндров (плоскогубцы).
Отвернуть три гайки 1, рисунок 7, снять шайбы 2, снять дроссельный патрубок 3 и уплотнитель дроссельного патрубка (головка сменная 10, вороток, удлинитель).
Отвернуть две верхние гайки 1, рисунок 8, крепления модуля 4 впуска к головке цилиндров и снять шайбы 2 специальные (головка сменная 10, удлинитель, вороток).
Отсоединить элементы крепления жгута проводов форсунок от модуля впуска (отвертка плоская, плоскогубцы).
Отвернуть два болта 7 и три гайки 8 крепления модуля впуска к головке цилиндров, снять шайбы, снять модуль впуска и уплотнители 5 газового канала (головка сменная 13, вороток и удлинитель).
Снять жгут проводов форсунок и рампу форсунок
Отсоединить колодки жгута 1, рисунок 9, проводов форсунок от топливных форсунок 2, датчика детонации, разрезать два хомута 4 крепления жгута, отсоединить разъем жгута проводов от элемента крепления на кронштейне и снять жгут проводов форсунок с двигателя (нож технологический, отвертка плоская, плоскогубцы).
Отвернуть два болта 5 крепления рампы, снять шайбы 6 и рампу 3 с форсунками в сборе (ключ под внутренний шестигранник 5 мм).
Снять катушки и свечи зажигания
Отвернуть болты 4, рисунок 5, и отсоединить катушки 5 зажигания от свечей 6 зажигания и снять свечи (головка сменная Torx Е8, вороток, ключ для свечей зажигания 16).
Отвернуть болт 1, рисунок 10, снять шайбу 2 и датчик 3 положения коленчатого вала (головка сменная 10, вороток и удлинитель).
Отвернуть болт 4 и снять датчик 5 детонации (головка сменная 13, вороток и удлинитель).
Отвернуть и снять датчик 1, рисунок 11, контрольной лампы давления масла (ключ кольцевой 21).
Отвернуть болт 1, рисунок 12, и снять клапан 2 регулирования положения распределительного вала (головка сменная 8, вороток и удлинитель).
Отвернуть болт 1, рисунок 13, крепления и снять датчик 2 фаз (головка сменная Torx E8, вороток и удлинитель).
Отвернуть и снять датчик 1, рисунок 14, температуры охлаждающей жидкости с термостата 5 (ключ кольцевой 19).
Отвернуть две гайки 2, снять шайбы 3, снять со шпилек 4 термостат 5 и прокладку 6 (головка сменная 13, удлинитель, вороток).
Снять трубу приемную глушителя с нейтрализатором в сборе
Отсоединить колодку 2, рисунок 15, жгута проводов датчика концентрации кислорода от элемента крепления на кронштейне 1 и вывернуть датчик 5 концентрации кислорода из приемной трубы 6 глушителя с нейтрализатором в сборе (отвертка плоская, плоскогубцы, ключ кольцевой открытый 22).
Отвернуть три болта М6х12, снять шайбы и два кронштейна крепления жгутов проводов (головка сменная 10, удлинитель, вороток).
Отвернуть гайку 3 крепления кронштейна 4 трубы подводящей водяного насоса, снять шайбу (головка сменная 13, удлинитель, вороток).
Ослабить гайку 7 крепления приемной трубы 6 глушителя на шпильке крепления кронштейна 4 трубы подводящей водяного насоса (головка сменная 13, удлинитель, вороток).
Отвернуть семь гаек 1, рисунок 16, снять шайбы 9, отвернуть два болта 4, снять приемную трубу 7 глушителя с нейтрализатором в сборе и прокладку 8 газопровода (головка сменная 13, удлинитель, вороток).
Отвернуть четыре болта 4 крепления и снять кронштейн 2 приемной трубы, экран 5 нижний и опору 3 кронштейна приемной трубы (головка сменная 13, удлинитель, вороток).
Снять детали привода ГРМ Установить на двигатель фиксатор 1, рисунок 17, и заблокировать маховик 2 (фиксатор 67.7820-9526).
Отвернуть болт 1, рисунок 18, крепления демпфера, снять шайбу 2 и демпфер 3 коленчатого вала (головка сменная 17, вороток).
Отвернуть пять винтов 1, рисунок 19, с шайбами 2, и снять крышку 4 защитную привода ГРМ переднюю верхнюю (ключ 5 под внутренний шестигранник).
Отвернуть три болта 1 с шайбами 2 и 5, снять крышку 3 защитную привода ГРМ переднюю нижнюю (ключ 5 под внутренний шестигранник).
Ослабить болт 1, рисунок 20, крепления автоматического натяжителя 2, отвернув его на 2 — 3 оборота, снять со шкива коленчатого вала дистанционную шайбу 1, рисунок 21, и ремень 3, рисунок 20, привода ГРМ (головка сменная 15, вороток, отвертка плоская – 2 шт.).
Отвернуть болт крепления и снять натяжитель 2 автоматический (головка сменная 15, вороток).
Отвернуть болт крепления и снять опорный ролик 4 (головка сменная 15, вороток).
Снять зубчатый шкив 2, рисунок 21, коленчатого вала (отвертка плоская – 2 шт.).
Отжать хомут и отсоединить шланг вентиляции картера нижний от крышки головки цилиндров (плоскогубцы).
Отвернуть пятнадцать болтов крепления и снять крышку 1, рисунок 22, головки цилиндров (головка сменная Torx E8, вороток коловоротный).
Снять две заглушки 3 головки цилиндров (выколотка технологическая, молоток, отвертка плоская).
Отвернуть болт 1, рисунок 23, крепления задающего диска 3, удерживая впускной распределительный вал 5 гаечным ключом за лыски на хвостовике вала, снять шайбу 2, задающий диск 3 и центрирующую втулку 4 (ключ гаечный 17, ключ под внутренний шестигранник 6).
Отвернуть и снять заглушку 8, рисунок 20, механизма поворота впускного распределительного вала, удерживая впускной распределительный вал гаечным ключом за лыски на хвостовике (ключ гаечный 17, головка сменная 30, вороток).
Отвернуть болт 7, рисунок 20, крепления механизма поворота распределительного вала, удерживая впускной распределительный вал гаечным ключом за лыски на хвостовике вала, и снять механизм 6 поворота распределительного вала (ключ гаечный 17, насадка Torx T55, вороток, отвертка плоская – 2 шт.).
Отвернуть болт 9, рисунок 20, крепления шкива, удерживая выпускной распределительный вал гаечным ключом за лыски на хвостовике вала, снять шайбу 10 и шкив 5 выпускного распределительного вала (ключ гаечный 17, головка сменная 17, вороток, отвертка плоская – 2 шт.).
Отвернуть шесть болтов крепления, снять маховик 2, рисунок 17, и фиксатор 1 (головка сменная 17, вороток и удлинитель).
Снять головку цилиндров
Отвернуть болты 1, 2 и 3, рисунок 24, с шайбами и снять кронштейн 5 правой опоры двигателя (головка сменная 13, 17, вороток, удлинитель).
Отвернуть четыре болта 1, рисунок 25, крепления с шайбами 2 и снять заднюю защитную крышку 4 ремня ГРМ в сборе с уплотнительными кольцами 3 и 5 и уплотнителем 6 (головка сменная 10, вороток, удлинитель).
Отвернуть 20 болтов крепления и снять корпус 2, рисунок 22, подшипников распределительных валов (головка сменная Torx E8, вороток, удлинитель).
Снять впускной 4 и выпускной 8 распределительные валы, сальники 7.
Отвернуть 10 болтов крепления и снять головку цилиндров 5 и прокладку 6 (головка сменная Torx Е14, вороток, удлинитель).
Снять детали системы смазки
Отвернуть масляный фильтр 1, рисунок 26 (ключ для масляного фильтра).
Отвернуть штуцер 2 крепления масляного фильтра (ключ кольцевой 24).
Отвернуть шестнадцать болтов 1 и 2, рисунок 27, и снять масляный картер 6 (головка сменная 10, вороток коловоротный, приспособление 67.7812-9712 для снятия картера, молоток с пластмассовым бойком).
Отвернуть болт 1, рисунок 28, два болта 3, и снять приемник 2 масляного насоса (головка сменная 8, вороток, удлинитель).
Отвернуть пять болтов 5 крепления, снять масляный насос 6 и прокладку 4, извлечь сальник из корпуса насоса (головка сменная Torx E8, вороток, выколотка, молоток).
Снять детали системы охлаждения
Отвернуть два болта 1, рисунок 29, снять шайбы 2, снять трубу 3 подводящую водяного насоса и прокладку 4 фланца трубы подводящей (головка сменная 10, вороток, удлинитель).
Отвернуть гайку 5, снять шайбу 6 и отсоединить кронштейн 7 крепления от трубы подводящей водяного насоса (головка сменная 13, вороток, удлинитель).
Отвернуть три болта 1, рисунок 30, с шайбами 2, снять водяной насос 3 и прокладку 4 корпуса водяного насоса (вставка сменная Torx Т30, переходник, вороток, удлинитель).
Снять держатель заднего сальника
Отвернуть шесть болтов 1, рисунок 31, снять держатель 3 заднего сальника коленчатого вала с сальником 2 в сборе и прокладку 4 (головка сменная Torx E8, вороток, удлинитель).
Извлечь сальник 2 коленчатого вала задний из держателя 3 (молоток, выколотка).
Снять коленчатый вал
Отвернуть болты 1, рисунок 32, снять крышки и вкладыши 3 шатунных подшипников (головка сменная Torx E10, вороток, удлинитель).
Отвернуть болты крепления, снять поочередно крышки коренных подшипников и извлечь из них нижние вкладыши 6 коренных подшипников (головка сменная 17, вороток, удлинитель).
Снять коленчатый вал 8, верхние вкладыши 7 коренных подшипников и упорные полукольца 5.
Снять шатунно-поршневую группу
Извлечь из блока цилиндров поршни 10 с шатунами 2 в сборе (выколотка технологическая пластмассовая или деревянная диаметром 30 мм и длиной 300 мм).
Снять с поршней поршневые кольца 11 (отвертка плоская, клещи типа 11069-1 код 74152001 ф. «Stahlwille»).
Снять стопорные кольца, извлечь поршневые пальцы 4 и разъединить поршни 10 с шатунами 2 (отвертка плоская).
ПРИМЕЧАНИЕ. Для сохранения порядка установки промаркировать детали шатунно-поршневой группы любым способом, не приводящим к повреждению деталей.
Промыть детали двигателя и продуть сжатым воздухом (установка L-90 для мойки узлов и деталей, пистолет типа АН 050101 для обдува сжатым воздухом).