- СНЯТИЕ И УСТАНОВКА ДВИГАТЕЛЯ ТРАКТОРА Т-170
- Наши телефоны
- Установка двигателя
- Снятие и установка двигателя Т-170 Б-170 ЧТЗ
- Снятие двигателя Т-170
- Установка двигателя Т-170
- Снятие и установка двигателя трактора Т-170
- Вторая жизнь дизельного двигателя Д-160 тракторов Т-130, Т-170 после его снятия с производства в 2001 году
- Отчего старые модели Т-130, Т-170 до сих пор на рынке?
- Где взять дизель Д-160 для старой модели трактора «ЧТЗ»?
- Сколько стоит дизель «ЧТЗ»?
- Основные компоненты дизеля Д-160 (Д-180)
- Сервисные услуги и запчасти для дизеля Д-160
СНЯТИЕ И УСТАНОВКА ДВИГАТЕЛЯ ТРАКТОРА Т-170
Снятие. Слейте воду из системы охлаждения трактора, масло из картера дизеля и бензин из бензобака. Снимите с трактора переднюю и заднюю крыши капота, радиаторы, гидробаки, кабину и кожух муфты сцепления. Отсоедините масляные трубы от насосов НШ 100А-ЗЛ и НШ 32 У-Л. Отсоедините масло- и топливопроводы, трубку слива топлива от форсунок. Расстопорите и отверните восемь
болтов крепления фланца верхнего вала коробки передач к фланцу вала муфты сцепления. Сдвиньте фланец вала муфты сцепления до упора. Снимите крышки люков лонжеронов. Выверните восемь болтов 3 (рис. 8) крепления лап дизеля к лонжеронам 1, придерживая изнутри лонжеронов планки 4. Установите приспособление для подъема дизеля, как показано на рис. 9. Масса дизеля 2100 кг.
Снимите дизель и установите лапами передней опоры и задними лапами на постамент. Уберите с лонжеронов регулировочные прокладки 2 и 5 (см. рис.8). Свяжите прокладки в пакет и сделайте метку для того, чтобы установить на прежние места.
Установка. Установите на дизель муфту сцепления и отрегулируйте ее. Застрочите дизель подъемным приспособлением и установите на лонжероны, предварительно подложив под лапы передней опоры и задние лапы дизеля прокладки 2 и 5. Установите размер 31(+2/-1) мм между сдвинутой вперед до упора муфтой включения 1 (рис. 10) и тормоз-ком муфты 3, присоединенной к фланцу 4 верхнего вала коробки передач. Установите зазор А (см. рис. 8) между задним торцом передней опоры и кожухом шестерен распределения в пределах 1. 4 мм. Проверьте положение оси коленчатого вала относительно оси верхнего вала коробки передач (смещение осей должно быть не более 0,3 мм, перекос не более 0.7 мм), для чего:
— закрепите приспособление 2 (см. рис. 10) на фланце 4 верхнего вала коробки передач при отсоединенной муфте 3;
— выставьте болтами размеры А и В в верхней точке маховика 1,0. 1,5 мм, сделайте метку и, поворачивая маховик и фланец с приспособлением, замерьте размеры А и В в последующих трех положениях через каждые 90°. Разность замеров в четырех точках размера А допускается не более 0,6 мм, размера В не более 0.7 мм;
— подложите или уберите регулировочные прокладки под опоры дизеля и переместите его вправо или влево для того, чтобы обеспечить допустимое смещение или перекос осей. Максимальная величина установленного под опору дизеля набора прокладок должна быть не более 18 мм. При установке набора прокладок толщиной более 10 мм используйте толстые прокладки с приваркой нижних к лонжеронам.
Закрепите дизель на раме трактора восемью призонными болтами 3 (см. рис. 8) с пружинными шайбами и планками 4. Момент затяжки болтов 250. 350 Н*м (25 . 35 кгс• м). Снимите приспособление, вложите в канавку муфты 3 (см, рис. 10) резиновое кольцо и, передвинув муфту к фланцу 4 верхнего вала коробки передач, соедините с ним призонными болтами с пластинчатыми шайбами. Отогните концы пластинчатых шайб на грани болтов. Установите последовательно снятые ранее сборочные единицы и детали трактора.
Запчасти Т-170 | |
Запчасти ДЗ-98 | |
Запчасти Урал | |
Абразивы |
Наши телефоны
- (351) 210-10-41, 267-20-86
моб: 8-904-816-5833
SKYPE: stk1742
Установка двигателя
Разбор и сборка двигателя Д-160 Т-170
Установите на дизель муфту сцепления и отрегулируйте ее.
Центрирование дизеля с коробкой передач
Рис. 10. Центрирование дизеля с коробкой передач
Застропите дизель подъемным приспособлением и установите на лонжероны, предварительно подложив под лапы передней опоры и задние лапы дизеля прокладки 2 и 5. Установите размер 31±2 мм между сдвинутой вперед до упора муфтой включения 1 (рис. 10) и тормозком муфты 3, присоединенной к фланцу 4 верхнего вала коробки передач.
Установите зазор А (см. рис. 8) между задним торцом передней опоры и кожухом шестерен распределения в пределах 1…4 мм. Проверьте положение оси коленчатого вала относительно оси верхнего вала коробки передач (смещение осей должно быть не более 0,3 мм, перекос не более 0,7 мм), для чего:
закрепите приспособление 2 (см. рис. 10) на фланце 4 верхнего вала коробки передач при отсоединенной муфте 3;
выставьте болтами размеры А и В в верхней точке маховика 1,0 … 1,5 мм, сделайте метку и, поворачивая маховик и фланец с приспособлением, замерьте размеры А и В в последующих трех положениях через каждые 90°. Разность замеров в четырех точках размера А допускается не более 0,6 мм, размера В не более 0,7 мм;
подложите или уберите регулировочные прокладки под опоры дизеля и переместите его вправо или влево для того, чтобы обеспечить допустимое смещение или перекос осей. Максимальная величина установленного под опору дизеля набора прокладок должна быть не более 18 мм. При установке набора прокладок толщиной более 10 мм используйте толстые прокладки с приваркой нижних к лонжеронам.
Закрепите дизель на раме трактора восьмью призонными болтами 3 (см. рис. 8) с пружинными шайбами и планками 4. Момент затяжки болтов 250 … 350 Н-м (25 … 35 кгс-м). Снимите приспособление, вложите в канавку муфты 3 (см. рис. 10) резиновое кольцо и, передвинув муфту к фланцу 4 верхнего вала коробки передач, соедините с ним призонными болтами с пластинчатыми шайбами. Отогните концы пластинчатых шайб на грани болтов. Установите последовательно снятые ранее сборочные единицы и детали трактора.
Снятие и установка двигателя Т-170 Б-170 ЧТЗ
Снятие двигателя Т-170
Слейте воду из системы охлаждения, масло из картера дизеля и бензин из бензобака. Снимите с трактора переднюю и заднюю крыши капота, радиаторы, гидробаки, кабину и кожух муфты сцепления. Отсоедините масляные трубы от насосов НШ 100А-ЗЛ и НШ 32 У-Л. Отсоедините масло- и топливопроводы, трубку слива топлива от форсунок. Расстопорите и отверните восемь болтов крепления фланца верхнего вала коробки передач к фланцу вала муфты сцепления. Сдвиньте фланец вала муфты сцепления до упора. Снимите крышки люков лонжеронов.
Выверните восемь болтов 3 (рис. 8) крепления лап дизеля к лонжеронам 1, придерживая изнутри лонжеронов планки 4. Установите приспособление для подъема дизеля, как показано на рис. 9. Масса дизеля 2100 кг. Снимите дизель и установите лапами передней опоры и задними лапами на постамент. Уберите с лонжеронов регулировочные прокладки 2 и 5 (см. рис.8). Свяжите прокладки в пакет и сделайте метку для того, чтобы установить на прежние места.
Установка двигателя Т-170
Установите на дизель муфту сцепления и отрегулируйте ее.
Застропите дизель подъемным приспособлением и установите на лонжероны, предварительно подложив под лапы передней опоры и задние лапы дизеля прокладки 2 и 5. Установите размер 31±2 мм между сдвинутой вперед до упора муфтой включения 1 (рис. 10) и тормозком муфты 3, присоединенной к фланцу 4 верхнего вала коробки передач.
Установите зазор А (см. рис. 8) между задним торцом передней опоры и кожухом шестерен распределения в пределах 1. 4 мм. Проверьте положение оси коленчатого вала относительно оси верхнего вала коробки передач (смещение осей должно быть не более 0,3 мм, перекос не более 0,7 мм), для чего:
- закрепите приспособление 2 (см. рис. 10) на фланце 4 верхнего вала коробки передач при отсоединенной муфте 3;
- выставьте болтами размеры А и В в верхней точке маховика 1,0 . 1,5 мм, сделайте метку и, поворачивая маховик и фланец с приспособлением, замерьте размеры А и В в последующих трех положениях через каждые 90°. Разность замеров в четырех точках размера А допускается не более 0,6 мм, размера В не более 0,7 мм;
- подложите или уберите регулировочные прокладки под опоры дизеля и переместите его вправо или влево для того, чтобы обеспечить допустимое смещение или перекос осей. Максимальная величина установленного под опору дизеля набора прокладок должна быть не более 18 мм. При установке набора прокладок толщиной более 10 мм используйте толстые прокладки с приваркой нижних к лонжеронам.
Закрепите дизель на раме трактора восьмью призонными болтами 3 (см. рис. 8) с пружинными шайбами и планками 4. Момент затяжки болтов 250 . 350 Н-м (25 . 35 кгс-м). Снимите приспособление, вложите в канавку муфты 3 (см. рис. 10) резиновое кольцо и, передвинув муфту к фланцу 4 верхнего вала коробки передач, соедините с ним призонными болтами с пластинчатыми шайбами. Отогните концы пластинчатых шайб на грани болтов. Установите последовательно снятые ранее сборочные единицы и детали трактора.
Снятие и установка двигателя трактора Т-170
Сначала снимаем двигатель. Из системы охлаждения сливаем воду, бензин из бензобака, масло из картера. С трактора аккуратно снимаем заднюю и переднюю крыши отменного капота, гидробаки, радиаторы, саму кабину и качественный кожух муфты сцепления. Отсоединяем от насосов масляные трубы, масло — и топливопроводы, непременно трубку слива топлива от существующих форсунок. Отвернуть и расстопорить 8 болтов прочного крепления фланца самого верхнего вала КПП к технологичному фланцу вала мощной муфты сцепления. Потому до упора надо сдвинуть фланец вала, снять крышки всех люков лонжеронов. Потом аккуратно выверните 8 болтов крепления лап чудесного дизеля к лонжеронам, тщательно придерживая планки изнутри лонжеронов. Далее устанавливаем четкое приспособление для надежного подъема дизеля массой 2100 кг.
Аккуратно снимаем дизель и безопасно устанавливаем на заранее подготовленный, постамент. Регулировочные прокладки убираем с лонжеронов и связываем в пакет прокладки, делаем соответствующую метку с тем, чтобы потом установить именно на прежние места. А далее происходит процесс установки, — для этого на дизель устанавливаем муфту сцепления и грамотно регулируем ее. Подъемным механизмом застрачиваем дизель и устанавливаем аккуратно на лонжероны, предварительно надежно подложив прокладки под лапы дизеля.
Между сдвинутой вперед муфтой включения и тормозком муфты устанавливаем размер, затем зазор между кожухом качественных шестерен распределения и задним торцом опоры. Обязательно проверяем положение оси коленчатого вала относительно мощной оси верхнего вала КПП. Не более 18 мм должна быть максимальная величина набора прокладок установленного под опору дизеля. Далее закрепляем прочно дизель на отменной раме трактора планками и 8 болтами с пружинными шайбами.
Потом отгибаем концы пластинчатых шайб на самой грани болтов, последовательно устанавливаем ранее снятые сборочные единицы и все детали трактора
Вторая жизнь дизельного двигателя Д-160 тракторов Т-130, Т-170 после его снятия с производства в 2001 году
Трудно поспорить с тем, что одна из самых сложных проблем экономики России последние 30 лет, — это состояние машиностроительного производства. Нелегко сосчитать все предприятия, закрывшиеся со времён пресловутых «гайдаровских реформ» и в 2000-е годы, когда большие заводы становились добычей интересов другого крупного бизнеса. Никто не знает имён всех героев промышленного менеджмента – тех руководителей, которые бились с этим бизнесом и неудачными государственными преобразованиями, проводили реструктуризацию и модернизацию и сохранили свои заводы. На фоне этих процессов росли цены, постоянно появлялись и закрывались малые и средние предприятия, возникали международные санкции и политика импортозамещения.
К чему повели эти процессы на нашем рынке спецтехники – тракторов, бульдозеров, автогрейдеров, кранов и комплектующих к ним? Этот рынок был свидетелем, как заводы-гиганты начали выпускать всего несколько машин в год, и появились мелкие, более оперативные, но маломощные сборщики их продукции по лицензии. Развитие рынка тормозила система закупок через тендеры. Не так давно возникло и уже принесло большой вред уникальное явление утилизационного сбора на спецтехнику. Покупатели спецтехники начали испытывать всё больше проблем с финансированием: годами копили на один кран или трактор и могли не знать, понадобится ли он в полной мере, – ведь поначалу нужно выиграть тендер на проведение строительных работ.
Отчего старые модели Т-130, Т-170 до сих пор на рынке?
В России на такие глобальные экономические явления всегда один ответ: ремонтируем, восстанавливаем и по 50-60 лет используем старую технику. Российский менталитет уже предусматривает некоторый элемент гордости за то, что та или иная машина ездит уже 40 лет, а выглядит и работает очень неплохо, так как у неё аккуратный, «рукастый», технически грамотный хозяин. Оптимально использовать технику до самого конца её ресурса можно, только вовремя проводя ремонт, профилактическое обслуживание и замену запчастей.
В этой связи на просторах России ходит и трудится ещё много гусеничных тракторов «ЧТЗ» Т-130, Т-170 с дизелем Д-160, которые давно заменены заводом-изготовителем более новыми моделями Т10М, Б10М (2003 г.) и прочими. Их приводят в порядок специализированные ремонтные компании и мелкие лицензионные производители, которым было бы, к примеру, трудно справиться с наладкой гидромеханической трансмиссии Б10М и прочих современных машин. Однако с привычной «механикой» они работают профессионально.
Где взять дизель Д-160 для старой модели трактора «ЧТЗ»?
К примеру, в отношении коробки передач Т-170 в сети Интернет можно найти много информации: коды деталей, предложения, подробные инструкции по замене. То же касается муфт сцепления, элементов гусеничного хода. Однако существует проблема, что само «сердце» машины – двигатель Д-160 – достать уже не так просто, с производства он был снят в 2001 году. Для моделей, следующих за Т-170 (Т10), Д-160 был заменён производителем «ЧТЗ – Уралтрак» на Д-180.
Дизельный двигатель – сложная по конструкции система, состоящая из нескольких взаимодействующих подсистем: газораспределительной, топливной, системы охлаждения, подачи масла, турбонаддува. Она включает несколько насосов (топливный, масляный, топливоподкачивающий и прочие), валы особой конструкции (коленвал, распредвал), работа которых связана со схемой срабатывания клапанов цилиндров. Регулятор подачи топлива или пусковой двигатель (так называемый «пускач») дизеля – отдельная тема для конструкторов машины и механиков сервисных центров. Дизель как отдельная машина весит около 2,5 тонн. Ранее дизельные двигатели для тракторов «ЧТЗ» можно было купить только у самого завода «ЧТЗ – Уралтрак», и каждый дизель имел серийный номер, зная который, придирчивый заказчик мог связаться с производителем и проверить оригинальность и время выпуска.
Напомним, что дизельный двигатель старых тракторов и бульдозеров «ЧТЗ» Т-130, Б-130, Т-170, Б-170 мощностью 170 «лошадей» имел:
- 4 цилиндра диаметром 145-150 мм с ходом поршней 205 мм, срабатывающих по схеме «1-3-4-2»;
- частоту вращения коленвала 1070 или 1250 об/мин в зависимости от исполнения (существовали исполнения Д-160.01, Д-160.03, Д160Б-1 и прочие);
- все системы и основные элементы практически такие же, как у последующей модели Д-180, — отличия состояли в коллекторах, навеске, конструкции корпусов.
Модели Д-180 производятся до сих пор, в то время как новый или почти новый оригинальный Д-160 «ЧТЗ – Уралтрак» найти на рынке уже практически невозможно.
Сколько стоит дизель «ЧТЗ»?
Немного поговорим о ценах на такие двигатели:
Ещё в 2018 году компания «Машсервис» в Челябинске предлагала со склада полностью «откапиталенный» Д-160 с восстановленным ресурсом за 300-350 тысяч рублей, в то время как новый двигатель Д-180 можно было купить у завода-изготовителя не меньше, чем за 850 тысяч. В 2019 г цены производителя на новые дизели подскочили очень значительно — до 1,5 млн рублей. Нет сомнений, что они ещё вырастут в 2020 году, а сроки поставки увеличиваются в связи с проблемами, присущими в непростое для нашей промышленности время любому крупному предприятию.
Основные компоненты дизеля Д-160 (Д-180)
Любому профессионалу рынка спецтехники известны основные компоненты дизеля и даже особенности их эксплуатации и износа. Тем не менее, повторим их здесь для цельности нашего изложения. Основные элементы дизеля «ЧТЗ – Уралтрак» — это:
- Коленвал, на шатунные шейки которого монтируются шатуны, связанные с поршнями цилиндров. Кинематическая схема работы цилиндров связана именно с последовательностью движения шатунов, задаваемой вращающимся коленвалом.
- Чугунный маховик с зубчатым венцом на конце коленчатого вала, который раскручивает пусковой двигатель (как правило, ПД-23) или электростартерная система пуска. Маховик, накапливая потенциальную энергию за счёт своей немалой массы, работает при запуске – наращивает обороты коленвала, помогает выйти на стабильное вращение.
- Блок цилиндров с клапанами – по два для каждого цилиндра, по четыре на каждой головке цилиндров (так как применяется одна головка для двух цилиндров).
- Распределительный вал с шестернями, определяющий порядок срабатывания вышеупомянутых клапанов головок цилиндров.
- Насосы: топливный, топливоподкачивающий, масляный, системы смазки, системы водяного охлаждения. Топливный насос высокого давления – плунжерного типа, работает в системе с механическим регулятором подачи топлива.
- Вентилятор.
- Радиатор – так называемая «водяная рубашка» дизеля.
- Коллекторы.
- Карбюраторный пусковой двигатель, раскручивающий при пуске коленвал дизеля, либо электростартерная система пуска.
Сервисные услуги и запчасти для дизеля Д-160
Что часто требуется владельцам Т-130, Т-170 для их дизельных двигателей в настоящее время? Популярностью всегда пользуются сервисные услуги по замене поршневых колец и гильз цилиндров, шлифовке коленвала, ремонту топливного насоса. Более серьёзные повреждения двигателя в процессе многолетней эксплуатации требуют замены головок блока цилиндров, зачастую вместе с клапанами. Зачастую требуется и новый маховик (или его зубчатый венец), и детали «пускача», и шестерни распределения.
Специалисты компании «Машсервис» хорошо разбираются в запчастях к дизелям «ЧТЗ – Уралтрак», и мы имеем налаженные каналы их поставок, работая не первое десятилетие на своё рынке. К примеру, если заказчик пишет в своём запросе, что ему нужны «вкладыши», наш менеджер сразу спросит, для шатунной или коренной шейки коленвала они предназначены. Основные запчасти, которые пользуются у нас популярностью, это, например:
- основной шатун 16-03-114СП;
- поршневая группа для рабочих цилиндров Ф145, Ф150;
- комплект поршневых колец для Ф145 51-03-115СП или Ф150 51-03-122СП;
- маховик в сборе 16-03-111СП;
- пусковой двигатель ПД 23-17-23СП и его детали;
- топливные насосы, плунжерные пары к ним;
- масляные шестерённые насосы НШ- и т.п.
В некоторых случаях, когда стоимость работ по восстановлению получается достаточно большой, можно приобрести у нас целый восстановленный дизель Д-160 со всеми насосами и вентилятором, а также системой турбонаддува, после капитального ремонта. Также у компании «Машсервис» есть возможность поставлять собранные по лицензии дизели по цене значительно меньше 1 млн рублей.
Логично, казалось бы, что на рынке сложно найти не только новый, но даже хорошо восстановленный промышленный продукт, если он снят с производства почти 10 лет назад. Тем не менее, для российского рынка спецтехники такая закономерность действует не всегда. Наверное, у нас уже выработался иммунитет к явлениям «дефицита» и «остановленного производства», и мы быстро определяемся, «где что достать» и что в таких случаях предпринимать.
На нашем рынке есть все запчасти как к тракторам Т-130 (а это очень старая модель), так и к Т-170, и к их дизельному двигателю Д-160. Нам до сих пор помогает знаменитая стандартизация и унификация советской конструкторской школы и промышленности.
На рынке Урала, который считается центром российского машиностроения, до сих пор могут и качественно отремонтировать «немолодой» дизель Д-160, и собрать новый по лицензии. Старые тракторы Т-170, Б-170 при условии хорошего обслуживания прослужат своим хозяевам ещё долго, так как и ранее славились надёжностью.