Закон по износу машины

Можно ли получить выплату по ОСАГО без учёта износа? Судебная практика Верховного суда

  1. Совсем недавно Верховный суд РФ вынес важное определение, согласно которому при необоснованном изменении страховой компанией ремонта на выплату деньгами расчёт возмещения должен был (в этом деле) производиться без учёта износа.
  2. Таким образом, можно сделать вывод: если у страховщика не было оснований для выплаты (которая рассчитывается с износом), и он должен был выдать направление на ремонт (который производится без учёта износа), но он заплатил потерпевшему, то тогда амортизация не может быть учтена.
  3. Однако, несмотря на то, что в судебной практике 2021 года нижестоящие суды обязаны руководствоваться актами Верховного суда, каждое дело рассматривается в рамках конкретных обстоятельств. То есть нижестоящие суды не обязаны выносить всегда такие же решения. А у указанного выше определения ВС РФ «конкретики» очень много.

Автовладельцы уже много лет негодуют от одной важной и неприятной тонкости в законодательстве об ОСАГО – расчёт выплат осуществляется с учётом износа деталей и комплектующих. То есть потерпевший вроде и застраховал свою ответственность, рассчитывая, что и виновник это сделал. Вот только на ремонт машины выплаченных денег всё равно не должно хватить. Придётся искать б/у запчасти! Между тем, уже давно есть экспертные мнения о том, что такую практику могут изменить в законе. И «час икс» наступил – хотя и не совсем то, что ожидалось. Верховный суд вынес определение об одном распространённом случае, когда страховая выплата по ОСАГО при ДТП обязана быть произведена без износа. А вообще, в этой статье мы рассмотрим 2 рабочих способа получить возмещение без учёта износа.

Как ранее работало возмещение с учётом износа?

Всё было достаточно просто. Впрочем, такое в большинстве случаев вы встретите и на сегодняшний день. Просто это необходимо будет оспаривать (об этом мы ещё поговорим немного ниже).

Итак, при наступлении страхового случая и убытка по нему, в 2021 году возмещение может быть произведено двумя способами

  1. потерпевшему выдаётся направление на ремонт вместо выплаты денег,
  2. потерпевшему выплачивают денежные средства, и на них вы самостоятельно восстанавливаете автомобиль.

Причём, распространённое мнение о том, что страховая компания может сама выбирать (а автовладелец – не может), выплату произвести или ремонт, ошибочно. По умолчанию страховщик обязан выдать исключительно направление на ремонт (пункт 15.1 статьи 12 закона Об ОСАГО). Только если выполняется хотя бы одно условие, перечисленное в пункте 16.1 этой же статьи, выплачиваются деньги.

Таким образом, выбора – ремонт или выплата, нет ни у страховой компании, ни у потерпевшего. Есть обязанность выдать направление в автосервис. Но если есть условия из пункта 16.1 статьи 12, то производится только выплата. Впрочем, одним из таких условий является письменное соглашение между страховщиком и потерпевшим. Поэтому строго обоюдный выбор всё же есть.

Но самое главное заключается в другом. А именно в расчёте износа при этих 2 видах возмещения:

  • при выдаче потерпевшему направления на ремонт, его стоимость по ОСАГО рассчитывается без учёта износа,
  • в случае же выплаты деньгами размер возмещения считается с износом.

Такое положение дел устанавливает пункт 19 статьи 12 ФЗ Об ОСАГО. В нём как раз указывается, что износ учитывается при расчёте страхового возмещения, кроме случаев возмещения в порядке пункта 15.1 (где и говорится про направление на ремонт). Кроме того, обязанность страховой организации считать ремонт без учёта износа подтвердил Верховный суд в Постановлении Пленума №58 от 26.12.17 г., где в пункте 59 указал прямо, что износ комплектующих при направлении на ремонт не учитывается.

При всём этом, страховщику запрещено производить ремонт неоригинальными и б/у запчастями, деталями и комплектующими (что, впрочем, не мешало разводить клиентов на доплату за установку оригинала).

Важное изменение в судебной практике 2021 года

Итак, в начале 2021 года тот же Верховный суд РФ вынес судьбоносное Определение под номером 86-КГ20-8-К2.

Читайте также:  Виды синтетических масел для двигателя

В нём суд рассмотрел событие, где страховая компания Росгосстрах отказала в возмещении вреда водителю автомобиля из-за подозрения в том, что повреждения получены не в этом или не только в этом происшествии. В результате автовладелец вынужден был самостоятельно отремонтировать машину. Но попутно он обратился в суд за возмещением ущерба.

Но суть в другом. Водитель заказал независимую экспертизу для расчёта ущерба, где тому насчитали 2 суммы: с учётом износа и без него. Несколько судебных инстанций поддержали иск водителя. Более того, они присудили страховой компании выплатить потерпевшему деньги без учёта износа.

Однако, кассационный суд изменил размер возмещения, присудив сумму с учётом амортизации. И это, казалось бы, вполне логично, ведь в конечном счёте потерпевшему произвели выплату деньгами по ОСАГО, а не ремонтом! А выше мы указали, что именно при выплате износ вполне себе учитывается. Но с такой ситуацией не согласился Верховный суд.

И вот в чём здесь дело! Так как речь идёт о гражданских правоотношениях, то в дело здесь вступает Гражданский кодекс России. В нём есть статья 393, говорящая буквально о том, что в результате возмещения убытка потерпевший должен быть поставлен в такое положение, в каком он был бы до причинения ущерба в нашем случае. Именно на эту норму сослался Верховный суд в своём новом Определении.

То есть страховщик обязан был выдать направление на ремонт, но отказал в возмещении. А затем, когда по решению суда его признали неправым в отказе, выплатил деньгами. Верховный суд же определил, что, так как изначальная обязанность страховой компании была направить автомобиль на ремонт, то расчёт должен быть без учёта износа. На каком основании страховщик произвёл выплату, суду не понятно, так как оснований для этого (из пункта 16.1 закона) не было. Поэтому даже при таком способе компенсации ущерба калькуляция также должна быть произведена без износа, потому что, согласно статье 393 ГК РФ, потерпевший должен быть поставлен в то положение, в каком он должен был быть при надлежащем возмещении ущерба.

Вот официальная трактовка из определения.

Учитывая, что факт несоответствия повреждений автомобиля истца обстоятельствам исследуемого дорожно-транспортного происшествия своего подтверждения не нашёл, суды пришли к выводу о том, что ПАО СК «Росгосстрах» в нарушение требований Закона об ОСАГО не исполнило свое обязательство по организации восстановительного ремонта повреждённого транспортного средства, в связи с чем должно возместить потерпевшему стоимость такого ремонта без учёта износа комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов).

Обстоятельств, в силу которых страховая компания имела право заменить без согласия потерпевшего организацию и оплату восстановительного ремонта на страховую выплату, судами не установлено.

Признавая данные выводы нижестоящих судов ошибочными, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не учла закреплённое в пункте 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации правило, согласно которому в обязательственных правоотношениях должник должен возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

Рабочий способ получить выплату без износа

Если написанное выше немного сложно, то поясним на более простом примере, который по сути является самым простым возможным способом получить такое возмещение по ОСАГО.

  1. Вы обращаетесь в страховую компанию после ДТП за возмещением ущерба с необходимым набором документов.
  2. В заявлении при этом вы не конкретизируете способ возмещения.
  3. Страховщик в течение отведённых на это 20 дней производит выплату деньгами на ваш счёт с учётом износа.
  4. Так как (в случае если) оснований для выплаты не было, то страховая компания обязана была выдать направление на ремонт, и в этом случае расчёт должен был быть произведён без учёта износа.
  5. Соответственно, по закону и при выплате тоже расчёт должен быть без амортизации. Но это только в том случае, если не было оснований для денежной компенсации.
  6. Далее подаётся заявление о разногласиях в страховую компанию с требованием доплатить разницу между этими двумя расчётами. При этом, заказывать независимую экспертизу для нового расчёта не нужно, потому как калькуляция уже есть в самой страховой компании.
  7. В случае отказа в доплате подаётся обращение к финансовому уполномоченному.
  8. И уже при отказе в удовлетворении требований у финупа подаётся исковое заявление в суд.

Подробный такой порядок обращений (из пунктов 6-8 списка выше) с образцами заявлений мы рассматривали в специальной статье о разногласиях со страховщиком.

Важный недостаток судебной практики

Обратите внимание, что вышеописанный способ на основании определения Верховного суда можно вполне считать рабочим. Однако, не лишён он и недостатков, которые ставят перспективу получения разницы по износу не такой радужной.

Читайте также:  Объем масла двигателя ниссан альмера н16

И дело здесь в двух важных тонкостях.

  • Во-первых, в определении указанной судебной практики 2021 года дело немного другое. Там речь шла об отказе на том основании, что повреждения были получены якобы в другом ДТП. И потому с учётом конкретного вашего случая выплату деньгами без учёта износа могут и не присудить ни на каком из этапов (заявление о разногласиях, финансовый уполномоченный, суд).
  • Во-вторых, и это самое главное. Основания для выплаты перечислены не только в пункте 16.1 статьи 12 закона Об ОСАГО. В пункте 15.2 этой же статьи приведена ещё одна законная причина, которой страховая компания может в выгодных для себя целях манипулировать.

В пункте 15.2 говорится буквально, что, если у страховщика нет пунктов СТОА, отвечающих требованиям закона Об ОСАГО (например, находящихся в пределах 50 км от ДТП или места жительства потерпевшего или официальных дилеров для автомобилей младше 2 лет и так далее). Таким образом, при подаче вами претензии о доплате денег без учёта износа страховщик может просто указать на то, что у него не было автосервисов, отвечающих требованиям закона. Тогда основание для выплаты будет законным, а вместе с ним и законность расчёта суммы с износом.

Ещё один рабочий способ возмещения без учёта износа

Это уже старый способ, если вы о нём ещё не знаете.

Дело в том, что, потерпевший в ДТП вправе рассчитывать восстановление автомобиля до доаварийного состояния. Что же делать, если страховщик посчитал выплату с учётом износа на законных основаниях?

Здесь в игру вступает статья 1072 Гражданского кодекса РФ. Она прямо указывает, что в случае, если денег на восстановление имущества потерпевшего со страховой выплаты не хватает, то остаток обязан возместить причинитель вреда – то есть виновник ДТП.

Такое же заключение сделал однажды Кассационный суд, и за ним пошла вполне успешная судебная практика по взысканию разницы между расчётом страховой компании с учётом износа и без его учёта с виновников аварий.

О порядке взыскания, в каких случаях это возможно, а когда – нет, как правильно действовать в этих целях, вы можете подробно ознакомиться в нашей отдельной статье.

Расчет износа автомобиля по ОСАГО

Если после автомобильной аварии страховая компания выплачивает пострадавшей стороне компенсацию, а не отправляет авто на ремонт, и необходима замена некоторых запчастей, комплектующих, агрегатов транспортного средства, то дополнительно производится расчет износа ОСАГО. После его проведения рассчитывается и выплата, на которую сможет претендовать пострадавший в ДТП.

Что такое износ автомобиля

Износ транспортного средства – процесс физического старения автомобиля при воздействии различных внешних и внутренних факторов. С помощью параметров износа конкретному авто и его отдельным элементам (двигателю, трансмиссии, ходовой части и т. д.) оценивается текущее состояние машины. Транспортные средства постепенно изнашиваются по мере эксплуатации.

К основным причинам появления износа относят:

  • физические и химические изменения элементов авто;
  • деформационные изменения материалов;
  • усталость металлических деталей;
  • появление коррозийных процессов;
  • пробег;
  • класс авто;
  • интенсивность использования машины;
  • условия эксплуатации.

Износ авто на страховку ОСАГО в 2019 и 2020 гг. оказывает непосредственное влияние, потому что размер выплат по автогражданке страховщиками выполняется как раз с учетом амортизации – он определяет, какую максимальную сумму может получить владелец по результатам экспертизы. Она в любом случае будет меньше той, которую автовладелец заплатил при покупке новой машины.

Важно! Если в 2015 г. человек купил новую машину за 500 000 рублей, то с учетом износа в 2020 г. ее стоимость упадет на 20-30%, поэтому, если автовладелец будет пострадавшим в ДТП, то от страховой компании он получит серьезно урезанную сумму. Причем это совершенно законно.

Закон об износе ТС по ОСАГО

Об износе для выплаты ОСАГО говорится в «Правилах страхования», которые были утверждены ЦБ России. В частности, там сказано следующее: «Страховая компания, определяя размер расходов на восстановление автомобиля, обязана учитывать износ деталей, механизмов, электрооборудования и других элементов автомобиля. Объем расходов на запчасти должен устанавливаться с учетом износа комплектующих, которые подлежат замене в процессе проведения восстановительных ремонтных работ. Причем на комплектующие части не может быть начислен износ в размере более 50% от их изначальной стоимости.

Когда и кем производится расчет износа

Ответственным лицом за расчет износа и выплатам по ОСАГО с учетом износа является страховая фирма. Представители автостраховщика после получения уведомления и пакета документации от пострадавшего о случившемся ДТП обязаны направить транспортное средство на экспертизу, чтобы специалисты оценили состояние авто, серьезность полученных им повреждений.

Важно! Если автовладелец после полученных результатов расчета износа по ОСАГО с ними не согласен, то он имеет законную возможность провести собственную независимую экспертизу, самостоятельно выбрав экспертную организацию и специалиста.

Если автовладелец не имеет претензий к результатам экспертизы и расчетам, которые были проведены автостраховщиком, то он выбирает подходящий способ получения компенсации: ремонт или деньги.

Читайте также:  Подступной крытый ход осадная машина древних служившая для устройства параллелей

Узнать об особенностях ремонта авто по ОСАГО можно здесь.

На что износ не распространяется

Законодательно предусмотрен небольшой перечень элементов, комплектующих и узлов транспортных средств, которые потенциально могут быть повреждены в результате ДТП, в таком случае страховая компания и эксперты не имеют права считать уровень износа, вне зависимости от года выпуска автомобиля и иных факторов.

Таковыми элементами автомобилей являются:

  • любые детали подушек безопасности;
  • сигнализационное оборудование;
  • системы гидравлики в авто (любые);
  • ремни безопасности (все элементы механизма);
  • установленная акустика;
  • датчики нарушения работы тормозной системы;
  • руль и все сопутствующие ему детали;
  • сцепление и ряд других элементов.

С полным перечнем деталей можно ознакомиться в приложении 7 к ФЗ №40. Стоимость восстановления таких элементов рассчитывается без учета амортизации.

Методика и формула расчета

Законодательно предусмотрено наличие специального метода расчета износа автомобиля.

Применяется следующая формула:

  • ИКИ – износ детали, механизма, части авто.
  • е – 2,72 (основание натуральных логарифмов).
  • ΔT – коэффициент, который учитывает воздействие на износ элемента общей длительности его использования.
  • ТКИ – длительность использования изношенного элемента.
  • ΔL – коэффициент, который учитывает воздействие на износ элемента общего показателя пробега автомобиля с этим элементом.
  • LКИ – общий пробег автомобиля к моменту автомобильной аварии.

Размеры коэффициентов ∆T и ∆L для разных моделей и типов автомобилей отражены в приложении 5 ФЗ №40.

В качестве примера возьмем автомобиль Honda 2010 года выпуска, который попал в ДТП в 2019 году, имея при этом пробег в 100 000 км. В результате использования приведённой выше формуле фактический износ такого авто – 49,89%.

На специализированных сайтах можно воспользоваться калькуляторами амортизации, чтобы самостоятельно рассчитать размер полагающейся выплаты за повреждённый автомобиль по ОСАГО. Важно понимать, что в таких калькуляторах расчет примерный, но итоговые результаты не должны сильно отличаться от тех, которые будут представлены экспертной организацией.

Могут ли быть добавлены в формулу дополнительные коэффициенты

Да, страховые компании и экспертные организации, работающими с ними, часто добавляют в формулу расчета износа дополнительные коэффициенты, которые еще больше снижают размер окончательной выплаты по ОСАГО.

Применение подобных коэффициентов обычно возможно при наличии следующих факторов:

  • чрезмерно сильная коррозия металлических элементов автомобиля, не характерная для конкретной детали;
  • наличие повреждений кузовной части и лакокрасочного покрытия авто, которые не относятся к случившемуся страховому случаю;
  • наличие следов проведения ремонта, который был выполнен с технологическими нарушениями;
  • старые дефекты лакокрасочного покрытия;
  • присутствие ремонтных вставок, врезов при восстановлении комплектующих деталей;
  • наличие серьезных внешних недостатков: потертости на стеклах, трещины, сколы и иные дефекты на фарах, световом оборудовании.

Когда и как производятся выплаты по износу

Выплаты по ОСАГО с учетом амортизации осуществляются через некоторое время после того, как эксперты рассчитали износ и окончательный размер компенсации. Сначала размер выплаты согласуется с клиентом автостраховщика, уточняются его банковские реквизиты, после чего сумма полностью перечисляется на счет заявителя (обычно до 1-2 недель, но не более 1 месяца). От страховщиков после перечисления средств на счет приходит уведомление, что страховую компенсацию они выплатили в полном объеме.

Подробнее о выплатах по ОСАГО и в какой срок СК выплачивает денежную компенсацию можно прочитать здесь.

Ремонт по ОСАГО без учета износа

Некоторые автовладельцы имеют возможность выполнить ремонт авто, попавшего в ДТП, за счет страховой компании без учета амортизации. При покупке обычного полиса ОСАГО подобное невозможно, поэтому при оформлении автогражданки необходимо попросить сотрудника страховой фирмы добавить в договор соответствующий пункт. Обычно он так и звучит – получение выплат без учета амортизации.

Если страхователь добавляет такую опцию в свою страховку ОСАГО, то он получает следующие преимущества:

  • возможность проведения полноценного ремонта транспортного средства у официального дилера (без дополнительного расчета амортизации для выплаты страховки);
  • получение максимально возможной выплаты, но не более той суммы, которая предусмотрена полисом страхования по ОСАГО и текущей стоимости автомобиля;
  • получение выплаты от страховщика даже в тех ситуациях, когда у виновника автомобильной аварии нет страховки ОСАГО.

Вывод

Расчет размера выплаты по ОСАГО с учетом износа – это законодательное право любой российской страховой компании. Если автовладелец, ставший пострадавшим в ДТП, запрашивает денежную компенсацию, а не ремонт, то выплаты будут сделаны только с учетом амортизации деталей авто.

Видео по теме статьи

Оцените статью