Заклепочник для ремонта автомобиля

Кузовной ремонт автомобиля: почему заклёпки лучше сварки

Продолжаем разрывать шаблоны (и не только) граждан своими «неправильными» темами и мнениями. И неправильные они потому, что в отличие от, прости хоспади , «топового контента» этого ресурса, основаны не на желании выдать максимум желтушной копипасты за минимум времени, а на личном опыте автора. А как известно, то что не укладывается в общепринятую теорию «правильного», априори сметается в кучу «неправильного». Но это лирика — уверен, среди моих читателей много вменяемых людей, разделяющих этот постулат. Итак.

Почему клёпочный ремонт кузова автомобиля во многом лучше сварочного?

Но прежде чем описать ситуацию, необходимо сделать важную, я бы даже сказал — принципиальную оговорку. Сегодня речь пойдёт о самостоятельном ремонте . Не в профессиональной кузовной мастерской с не менее профессиональными работниками и оборудованием (посмотреть бы на такое чудо. ) И уж тем более, не о технологиях сборочной линии завода. А именно о случае, когда вы сами, в гаражных условиях, чините прореху в полу, арке, или любом другом не видимом снаружи месте кузова автомобиля.

Разумеется, есть и минусы

Вообще, полный перечень как достоинств так и недостатков можно почитать в той же Вики, я же скажу о главном минусе клепания в домашних условиях (мы ведь именно про такие условия, не забыли. ) И дело в том, что процесс сей очень муторный и трудоёмкий . В случае сварки вы просто вырезаете латку (усилитель, проставку, надставку — неважно), прикладываете по месту и делаете шов. А вот если решили соединять клёпками, то вам нужно сначала просверлить отверстия в обоих слоях металла, что уже само по себе отнимает кучу времени и сил.

И что же лучше?

В данном случае лучше то, что объективно отражает уровень ваших навыков . Имея сварочный аппарат и некие практические азы его использования, автор данных строк, тем не менее, скрытые от глаз прорехи в кузове предпочитает именно клепать. Потому что, друзья, в отличие от вышеупомянутых Дядьвась, я трезво оцениваю свои способности . И понимаю, что для изготовления качественного и долговечного сварного шва мне нужно очень и очень долго практиковаться. А так как это пока не входит в круг моих первостепенных задач, я раз в пару лет предпочитаю помучиться на том или ином кузове с заклёпками, но потом не думать из месяца в месяц — отгнила там моя доморощенная сварка или ещё нет. А вот те товарищи, которые клёпки в грош не ставят, вполне искренне считают, что сварив пару раз на даче забор, они уже стали профессиональными кузовщиками и знают «как правильно». Нет, друзья. Ничего вы не знаете — вы лишь так считаете. 🙂

В качестве примеров подобных работ приведу пару своих видеороликов. В одном показан ремонт сгнившего порога (усилитель установлен на болтах + сверху декоративная латка на клёпках), в другом — ремонт не менее сгнившего пола. Также болто-клёпаные соединения.


Надеюсь, кому-то будет полезно!
Всем крепкого металла и прочных соединений!

Данная статья публикуется мной исключительно на канале OVER 9000 Яндекс.Дзен.

Ремонт кузова заклепками

Ремонт кузова посредством заклепок проводят в двух случаях. Когда использование сварки невозможно из-за несвариваемости деталей или возникающие деформации сложно устранить. А также, если соединение заклепками экономичней и быстрей, чем сваркой.
Изготовляют из ковких металлов. Наибольшее распространены получили клепки из алюминия и его легких сплавов, мягкой стали, латуни, меди и другие. Различают типы:

У простых сплошной стержень. Заводская головка может быть цилиндрической, круглой или потайной (плоской). Эти крепежные элементы применяют, когда есть хороший доступ к обеим поверхностям скрепляемых листов, потому что для формирования второй шляпки используют пневматический или ручной молоток.

У специальных клепок стержень трубчатый и заводская головка имеет отверстие по центру. Вторую шляпку получают протягиванием и последующим отрывом оправки (стержня с утолщенным концом). В результате получается головка в виде толстого заплечика. Второй способ — цилиндрический стержень проталкивают, в следствии чего внутренний заплечик раздается и преобразуется в наружный. Специальные применяют в случаях:

  • задняя поверхность соединяемых листов недоступна или труднодоступна;
  • для скрепления металла с деталями из слоистого пластика;
  • для крепления декоративных деталей.

Сверление отверстий под заклепки

Отверстие сверлят диаметром немного большим, чем у стержня клепки. Однако следует стремиться к получению наименьшего зазора, так как при этом:

  • у простых элементов крепежа возможность к изгибу меньше;
  • специальные лучше завальцовываются.

На практике, во время ремонта, диаметр отверстия определяется размерами имеющихся сверл. Для клепок малого диаметра, используемых в жестяном деле, общий зазор должен быть в пределах 0,5 мм. Отверстие, по возможности, следует обработать – снять с внутренней поверхности заусенцы, которые образовались при сверлении.

Перед сверлением листов выбирают длину и диаметр клепок. Например, для монтажа на пол кузова с толщиной металла 0,6 мм листа в 1,0 мм диаметр элемента крепления будет приблизительно 4,0 мм. В случае использования специальных клепок, соединяемые листы могут быть толще, чем это допустимо для простых. Это применимо, если на элементы крепления действуют небольшие усилия. Листы обшивки кузова подвергаются вибрационным нагрузкам, действию напряжений кручения и изгиба, возникающих во время движении автомашины по неровной дороге. Они заставляют крепеж «играть». Так как в случае больших усилий требуется принимать диаметр крепежного элемента больше расчетного, то для указанного выше примера диаметр будет 5,0 мм.

Длину клепок подбирают в зависимости от их типа. У простых определяется длиной стержня. Поэтому длина элемента крепления вычисляется как сумма толщин соединяемых деталей и толщины металла, требуемого для заполнения зазора между отверстием и клепкой и для образования головки. При формировании круглой замыкающей головки к суммарной толщине листов добавляют длину стержня равную 1,5 диаметра. Для определения размеров специальных элементов крепежа используют таблицы, прилагаемые изготовителями.

Читайте также:  Все производители шин для легковых автомобилей список

Заклепочный шов

Независимо от типа, при ремонте необходимо использовать клепки из такого же материала, что и скрепляемые листы. Алюминиевые элементы крепления будут постепенно разрушаться, если ими склепать латунь, медь, коррозионно-стойкую или обычную сталь. В атмосфере более влажной этот процесс будет заметнее, так как образуется электролитическая пара.

Важные параметры заклепочного крепления — расстояния от края листа до центра клепок и величина шага (расстояние между осевыми соседних элементов крепления, смонтированных по одной линии — шву). Размер шага кратен диаметру крепежа и зависит от назначения заклепанной детали. Для приведенного выше примера при диаметре 4 мм длина стержня клепки 8 мм. Размер шага — 40 мм. От края листа до оси шва — 8 мм. В ряде случаев, при ремонте кузова, ориентируются на шаг точечной сварки и по нему размечают установку крепежных элементов.

Порядок установки простых клепок:

  1. Скрепляют листы болтами через 5 – 6 отверстий, просверленных под клепки. Несовпадающие отверстия обрабатывают повторным сверлением или посредством развертки.
  2. Крепеж устанавливают головкой к более тонкому листу.
  3. Головку крепежного элемента устанавливают на массивную наковальню. Используют клепальную подставку для круглых головок — позволит предохранить головку от деформации.
  4. Надевают на стержень клепки оправку, по которой молотком наносят несколько ударов. Листы должны поджаться к шляпке.
  5. Осаживающую оправку снимают и производят удары по оси стержня крепежа. В результате элемент крепления, сминаясь, сперва заполняет отверстие, а потом образует заготовку замыкающей головки.
  6. Наносят удары по краям клепки под углом, оформляя шляпку.
  7. На головку устанавливают клепальную оправку и завершают формирование. При расклепывании крепежа с потайными шляпками в результате расплющивания молотком металл сминается и заполняет зенковку.
  8. Монтажные болты снимают, на их место устанавливают крепеж.

Монтаж специальных клепок:

  • П.1 для простых элементов крепления.
  • Клепку вставляют в отверстие, в протяжное устройство вводят завальцовочный стержень.
  • Головку с усилием прижимают к листам, которые сжимают между собой.
  • Растяжное устройство приводят в действие до наступления отрыва стержня крепежа.
  • П.8 для простых.
  • Применение для заклепывания стержня-прошивки:

    • В большинстве случаев стержень-прошивку вгоняют молотком. Во время работы требуется контролировать плотность прилегания друг к другу листов, прикладывая усилие вблизи головки клепки.
    • Прижим шляпки к листам происходит под действием продвижения стержня-прошивки (по нему молотком наносят удары).

    Для механической установки простых клепок используют пневматический молоток. Короткие последовательные удары приводят к формированию головки. При применении крепежных элементов из алюминия, легких сплавов применяют пневматические пистолеты, оформляющие шляпку за 1 удар. Специальные клепки устанавливают механически если завальцовочный стержень тянущего типа.

    Дефекты при заклепывании:

    • залегание простых клепок;
    • между листами образуется утолщение – в результате размер головки уменьшается;
    • плохое развальцовывание специальных элементов крепежа – следствие недостаточной длины;
    • подвижность клепки в отверстии – следствие большого зазора между отверстием и вставленным крепежом, который раздается недостаточно, чтобы заполнить зазор.

    Ремонт кузова заклепками своими руками

    Меню навигации

    Пользовательские ссылки

    Информация о пользователе

    Вы здесь » Форум владельцев Volkswagen Passat B2 » Кузов » Вместо сварки — заклепки? ‡Ремонт кузова методом клепки

    Сообщений 1 страница 24 из 24

    Поделиться130.11.2013 22:30

    • Автор: Basilius
    • Активный участник
    • Откуда: Одесса
    • Зарегистрирован: 24.11.2011
    • Сообщений: 443
    • Уважение: +29
    • Пол: Мужской
    • Провел на форуме:
      7 дней 10 часов
    • Последний визит:
      23.03.2016 23:09
    • Данные авто: Volkswagen Passat B2 Variant 1.6d (jk)

    Классика жанра. Отгнило днище от порогов, а еще на косогоре поддомкрачивал перед — соскользнул домкрат и провалил днище пассажира.
    Есть кусок ровного металла с кузова какого то автоса, заклепки, заклепочник, мовиль. А не поставить латки и заклепками приклепать к порогу при этом швы обработать?
    Какие будут мысли? В инете мнения ооочень противоречивые..
    Ясень пень что сваркой проще (лучше?) . Но варить получиться не раньше весны, а ездить надо.

    Поделиться208.10.2014 12:56

    • Автор: PASSABEST
    • Активный участник
    • Откуда: Питер
    • Зарегистрирован: 19.02.2012
    • Сообщений: 354
    • Уважение: +20
    • Пол: Мужской
    • Провел на форуме:
      9 дней 12 часов
    • Последний визит:
      31.07.2019 15:15
    • Данные авто: 1987, 1.8, red edition

    Что то никто не прокомментировал про ремонт кузовных деталей заклепками (даже может и не временный)?Кто делал?

    Поделиться308.10.2014 13:16

    • Автор: eremite
    • Старожил
    • Откуда: Тамбов
    • Зарегистрирован: 21.06.2013
    • Сообщений: 4626
    • Уважение: +633
    • Пол: Мужской
    • Возраст: 32 [1987-05-14]
    • Skype: djeremite
    • Провел на форуме:
      4 месяца 13 дней
    • Последний визит:
      Сегодня 13:25
    • Данные авто: Passat B2 1981 хэтчбек YN1.6=>PM1.8; Passat B3 1988 седан RF1.6 + распредвал NE

    Делать на заклёпках пороги я бы не стал — всё-таки это элементы жёсткости кузова, требуется хорошая прочность на сгиб/кручение. А заделывать небольшие круглые дыры на плоских поверхностях, не являющихся рёбрами жёсткости (двери, крылья, корыта днища), можно. Эта тема, кстати, уже обсуждалась тут (начиная с середины первой страницы):
    Реставрация кузова ‡взято с passat-kartei.de

    Поделиться408.10.2014 13:52

    • Автор: Башир
    • Старожил
    • Откуда: р. Калмыкия Яшалта
    • Зарегистрирован: 17.12.2013
    • Сообщений: 1685
    • Уважение: +73
    • Пол: Мужской
    • Возраст: 29 [1990-06-16]
    • Агент: bashir.mash@mail.ru
    • Провел на форуме:
      21 день 0 часов
    • Последний визит:
      24.05.2019 09:05
    • Данные авто: passat b2 хэтч 1.6WV 3M 2Е3 passat b5+ 1.6 alz limuzin

    можно долго спорить по этому вопросу у меня знакомый менял короба сам на 2112 и 2106 так вот на обеих машинах короба клепал заклепками и уже не первый год так ездит нареканий как таковых нет. делай а весной проваришь решение проблемы

    Поделиться508.10.2014 14:16

    Делать на заклёпках пороги я бы не стал — всё-таки это элементы жёсткости кузова, требуется хорошая прочность на сгиб/кручение. А заделывать небольшие круглые дыры на плоских поверхностях, не являющихся рёбрами жёсткости (двери, крылья, корыта днища), можно.

    поддерживаю , сам залепками латки ставил (размер пачка сигарет)в местах под крыльями где пружина аммора заднего ходит )

    Отредактировано Магнат (08.10.2014 14:18)

    Поделиться608.10.2014 18:36

    • Автор: Dgippo1
    • Модератор
    • Откуда: Смоленская обл.
    • Зарегистрирован: 12.11.2011
    • Сообщений: 3144
    • Уважение: +386
    • Пол: Мужской
    • Возраст: 44 [1974-12-20]
    • Провел на форуме:
      1 месяц 23 дня
    • Последний визит:
      01.08.2019 09:26
    • Данные авто: Хетч 1984г, бензин, Solex ,1.6 75 лс DT

    поддержу Башира также есть такой знакомый на 06. + сам в свое время на таз-02 на заклепках ставил передныю стойку к которой крепится верхний рычаг. счас как и у Магната заделанны дыры в првом заднем подкрылке.
    все нормально.

    Читайте также:  Пуско зарядное устройство для запуска двигателя автомобиля

    Отредактировано Dgippo1 (08.10.2014 21:30)

    Поделиться708.10.2014 20:45

    • Автор: elektro
    • Старожил
    • Откуда: Нальчик
    • Зарегистрирован: 07.10.2011
    • Сообщений: 6761
    • Уважение: +900
    • Пол: Мужской
    • Провел на форуме:
      3 месяца 0 дней
    • Последний визит:
      Сегодня 00:12
    • Данные авто: 84 DT 2e2 1Y

    по теме — держатся и мои , недавно прошелся по левому углу пол/усилителькарниз , а то уголок насквозь сдох ( вода с троса капота капала , зараза ))

    Поделиться808.10.2014 23:30

    • Автор: G.G.
    • Активный участник
    • Зарегистрирован: 02.10.2014
    • Сообщений: 198
    • Уважение: +6
    • Провел на форуме:
      21 день 4 часа
    • Последний визит:
      Вчера 23:20
    • Данные авто: синхро-кватро

    Давайте так: и то и другое плохо не в плане надежности и жесткости(самолеты, корабли, подлодки на заклепках , да болтах), а в плане антикоррозийной стойкости. Заклепки алюминевые, т.е. создается гальваническая пара металл-алюминий, которая усиленно окисляет металл. В случае со сваркой место нагрева, место среза(при удалении пораженного участка торец никто не обрабатывает) тоже в ускоренном ритме начинает ржаветь. Я для себя выбрал сварку, так как занимает меньше времени. Мне кажется это вопрос религии и удобства( попробуйте сделать незаметную ремонтную вставку заклепками, пусть даже с дальнейшим использованием шпаклевки).

    Отредактировано G.G. (08.10.2014 23:30)

    Поделиться909.10.2014 11:00

    • Автор: Александр
    • Старожил
    • Откуда: Москва, Хамовники
    • Зарегистрирован: 18.01.2012
    • Сообщений: 1234
    • Уважение: +50
    • Пол: Мужской
    • ICQ: 491123951
    • Провел на форуме:
      11 дней 2 часа
    • Последний визит:
      23.05.2019 13:34
    • Данные авто: Passat B2 седан, АКПП, DT, 2е2,салон бежевая ткань, CL. Polo 86c 94г. 1.0L Scoot Edition

    Плюсанул Г. Г. все верно сказал. и там и там есть свои плюсы и минусы. Однако я же выбираю сварку. Все реставраторы именно варятся, а не клепаются. Сгнить может и в случае сварки(если не обработать после) и в случае заклепок. Зеклепки это дешевый вариант для тех, кто не хочет вариться, не умеет, не имеет денег. Ну а дрель со сверлом есть у каждого.

    Поделиться1009.10.2014 17:54

    • Автор: Dgippo1
    • Модератор
    • Откуда: Смоленская обл.
    • Зарегистрирован: 12.11.2011
    • Сообщений: 3144
    • Уважение: +386
    • Пол: Мужской
    • Возраст: 44 [1974-12-20]
    • Провел на форуме:
      1 месяц 23 дня
    • Последний визит:
      01.08.2019 09:26
    • Данные авто: Хетч 1984г, бензин, Solex ,1.6 75 лс DT

    Заклепки алюминевые, т.е. создается гальваническая пара металл-алюминий, которая усиленно окисляет металл

    теоретически таки да, а практически именно с заклепками такое не наблюдается-особенно если хоть как то обработано-покрашено. не знаю то ли люминий специальный то ли ещё что. со всем остальным согласен

    Поделиться1109.10.2014 21:09

    • Автор: elektro
    • Старожил
    • Откуда: Нальчик
    • Зарегистрирован: 07.10.2011
    • Сообщений: 6761
    • Уважение: +900
    • Пол: Мужской
    • Провел на форуме:
      3 месяца 0 дней
    • Последний визит:
      Сегодня 00:12
    • Данные авто: 84 DT 2e2 1Y

    а вот тут я возражу ! у вас на месте сварки металл свойства не теряет ? а заклепка — это холодная обработка . я вроде говорил — есть и нержавейка заклепки . но главное — оцинкованная поверхность , которая имеет и электрический контакт с ремонтируемой деталью . живучесть под сомнением ? еще раз все сфоткать или на слово поверите ? прошу сфоткать место сварного шва после 10 лет эксплуатации, вот тогда и поговорим ))

    Поделиться1209.10.2014 21:35

    • Автор: Александр
    • Старожил
    • Откуда: Москва, Хамовники
    • Зарегистрирован: 18.01.2012
    • Сообщений: 1234
    • Уважение: +50
    • Пол: Мужской
    • ICQ: 491123951
    • Провел на форуме:
      11 дней 2 часа
    • Последний визит:
      23.05.2019 13:34
    • Данные авто: Passat B2 седан, АКПП, DT, 2е2,салон бежевая ткань, CL. Polo 86c 94г. 1.0L Scoot Edition

    а вот тут я возражу ! у вас на месте сварки металл свойства не теряет ? а заклепка — это холодная обработка . я вроде говорил — есть и нержавейка заклепки . но главное — оцинкованная поверхность , которая имеет и электрический контакт с ремонтируемой деталью . живучесть под сомнением ? еще раз все сфоткать или на слово поверите ? прошу сфоткать место сварного шва после 10 лет эксплуатации, вот тогда и поговорим ))

    Опубликовано 27 Августа 2016

    Авто. Ремонт кузова заклепками.Заделку дыр на не несущих деталях кузова произвожу заклепками.Их преимущество-1.безопасно не загорится ,демонтировать ни чего не надо.2.не нужен профимогу и сам заклепать.не ведет металлкак при сварке.4 нет необходимости заморачиваться с дорогим оборудованием.4 .могу поставить латку с любого металла-нержавейку,алюминий,медь а то и золотую .5.внутренняя сторона стыков не повреждается как при сварке потому и не будет ржаветь далее.6.надежно корабли собирают на заклепках

    Ремонт кузова без сварки.

    я свою девятку электродом двоечкой вообще по варил днище,не обрабатывал даже с улицы,из салона замазал.2 года гоняю и хоть бы что.Можно и на заклёпки,для девак другую машину надо покупать а для работы пяток лет отгонял и на мусорник.Машина должна зарабатывать!

    Тоже можно, как вариант ремонта.. Конечно я сторонник сварки, но Вы правильно упомянули, что делаем не на несущих частях машины.. Для » оперения » кузова, можно использовать — вполне. Конечно лаик)

    монтаж супер сижу в видеостудии народу нравится всё быстро чётко и понятно! держите лайк за маонтаж.

    практический вопрос 1 вы снаружи головки расплющиваете? 2 как с заклёпками внутри?плющим? 3 материал заклёпок спасибо

    хорошее видео понравилось.

    У кореша сгнила задняя арка(даже из салона видна дыра) и часть порога рядом с аркой. Он купил стальные заклепки 3.2, не мало будет? Или надо было побольше размером брать?

    а лучше соплями, надежней не придумаешь.

    Зачем такое вообще ремонтировал? Если только на таком в деревни без регистрации гонять

    Этот способ соединения заключается в скреплении двух (и больше) листов, предварительно просверленных, с помощью стержней цилиндрической формы, концы которых заканчиваются головками. Одна из головок выполняется заранее, а вторую формируют после вставления заклепки в отверстие. Головки заклепок стягивают листы друг с другом и противодействуют их отрыванию. Стержень заклепки противодействует боковому смещению листов и подвергается действию боковых (перерезывающих) сил.

    Соединение заклепками практикуется в тех случаях, когда соединяемые детали нельзя сварить по причине несвариваемости деталей, сложности устранения деформации, возникающей при сварке, либо соединение заклепками оказывается более быстрым и экономичным по сравнению со сваркой.

    Читайте также:  Замена цепи двигателя авенсис

    В производстве кузовов заклепочные соединения применяются при сборке некоторых рам, для закрепления листов (чаще всего из легких сплавов), для закрепления некоторых деталей из пластических материалов, при ремонте листовой обшивки, поврежденной коррозией, если сварка оказывается ненадежной, в особенности при ремонте полов путем замены поврежденного куска новым.

    Заклепки изготовляют из любых ковких металлов. Наиболее распространены заклепки из мягкой стали, алюминия и легких сплавов, меди, латуни и др. Различают два типа заклепок: простые и специальные.

    Простые заклепки имеют сплошной стержень. Выполненная головка заклепки может быть круглой, цилиндрической или, как говорят, плоской, потайной. Эти заклепки применяют в тех случаях, когда имеется хороший доступ к двум поверхностям соединяемых листов, так как вторую головку формируют ручным или пневматическим молотками.

    Специальные заклепки имеют трубчатый стержень и одну сформованную головку с центральным отверстием. Вторую головку формируют либо протягиванием и отрывом стержня-оправки с утолщенным концом, что приводит к образованию второй головки в форме толстого заплечика, либо проталкиванием цилиндрического стержня, который раздает внутренний заплечик, преобразуя его в наружный. Эти заклепки применяются в том случае, если задняя поверхность листов труднодоступна или недоступна, а также для соединения деталей из слоистого пластика с металлом или крепления некоторых декоративных деталей.

    Специальные заклепки могут быть изготовлены из алюминия, легких сплавов, стали или из пластических материалов.

    Несколько слов о сверлении листов под заклепки. Сверлят отверстие немного большего диаметра, чем диаметр тела заклепки. При этом надо учитывать, что чем меньше зазор, тем меньше возможность к изгибу простых заклепок и тем лучше получается завальцовка специальных заклепок. Практически диаметр отверстия под заклепку определяется диаметрами имеющихся сверл.

    Для заклепок малого диаметра, применяемых в жестяном деле, суммарный зазор не должен превышать 0,5 мм. При возможности, с внутренней поверхности отверстия надо снять заусенцы, образованные при сверлении.

    Перед началом сверления листов необходимо выбрать диаметр и длину применяемых заклепок. Например, для установки листовой панели толщиной 1,0 мм на пол из листа толщиной 0,6 мм диаметр заклепки будет равен примерно 4,0 мм.

    Если применяются специальные заклепки, их можно использовать для склепывания более толстых листов, чем это допускается для простых заклепок. Это справедливо, если на заклепки действуют небольшие усилия. Однако листы кузовной обшивки подвергаются действию вибраций, напряжений изгиба и кручения, возникающих при движении автомобиля по неровной дороге, которые заставляют заклепки «играть». В случае больших действующих усилий следует принимать диаметр заклепки заведомо больше расчетного. Так что для нашего примера диаметр заклепки должен быть 5,0 мм.

    Длину заклепок выбирают в зависимости от их типа. Для простых заклепок длина определяется длиной стержня. Длина заклепки равна суммарной толщине соединяемых деталей плюс толщина металла, необходимого для заполнения зазора между заклепкой и отверстием и образования второй головки.

    Для круглых замыкающих головок длина стержня, добавляемая к суммарной толщине листов, равна l,5d.

    Для определения параметров специальных заклепок следует пользоваться таблицами, которые прилагают изготовители. Независимо от типа, следует применять заклепки из того же материала, что и соединяемые листы. Следует помнить, что алюминиевые заклепки будут медленно разрушаться при их применении для склепывания стали, меди, латуни, коррозионно-стойкой стали, и этот эффект будет более заметен в более влажной атмосфере, которая приводит к образованию электролитической пары.

    При заклепочном креплении важна величина шага и расстояния от центра заклепки до края листа. Шагом называется расстояние между осями двух последовательно расположенных заклепок, установленных по одной линии (заклепочный шов). Размер шага изменяется в зависимости от назначения заклепанной детали. Шаг выбирается кратным диаметру заклепки.

    Если вернуться к нашему примеру, заклепка диаметром 4 мм будет иметь длину стержня 8 мм. Шаг заклепок будет находиться в пределах 40 мм. Расстояние от оси шва до края листа будет 8 мм.

    Установка простых заклепок производится в следующем порядке:

    – предварительно листы скрепляют несколькими болтами, устанавливая их через каждые 5–6 отверстий. Если некоторые отверстия не совпадают, их необходимо обработать либо повторным сверлением сверлом, либо с помощью развертки;

    – устанавливают заклепку головкой к наиболее тонкому листу;

    – устанавливают головку заклепки на массивную наковальню. Для круглых головок применяют клепальную подставку, предохраняющую головку от деформации;

    – на стержень заклепки надевают оправку и наносят несколько ударов молотком по оправке. Листы поджимаются к головке заклепки;

    – снимают осаживающую оправку и наносят удары по оси стержня заклепки, которая, сминаясь, сначала заполняет отверстие, а затем образует заготовку второй головки;

    – наносят удары под углом по краям заклепки, оформляя головку;

    – устанавливают на головку клепальную оправку и заканчивают оформление головки заклепки; при расклепывании заклепок с потайными головками расплющивание, производимое молотком, сминает и заполняет входную зенковку;

    – снимают монтажные болты и устанавливают на их место заклепки.

    Установка специальных заклепок осуществляется следующим образом:

    – скрепляют листы несколькими болтами, устанавливая их через каждые пять-шесть отверстий. При необходимости производят правку отверстий;

    – вставляют заклепку в отверстие и вводят в протяжное устройство завальцовочный стержень;

    – с усилием прижимают головку заклепки к листам, а листы друг к другу;

    – приводят в действие растяжное устройство до момента отрыва стержня заклепки.

    Заклепывание с помощью стержня-прошивки производится следующим образом:

    – стержень-прошивку в большинстве случаев вгоняют молотком; при этом необходимо следить за плотностью прилегания листов друг к другу, прикладывая усилие около головки заклепки;

    – сама головка прижимается к листам под действием продвижения с сильным трением стержня-прошивки, по которому наносят удары молотком;

    – снимают монтажные болты и на их место устанавливают заклепки.

    Механическая установка простых заклепок выполняется на пневматических молотах. Нанесение последовательных коротких ударов вызывает формирование головки заклепки. При использовании заклепок из алюминия или легких сплавов вместо молотов применяют пневматические пистолеты, которые оформляют головку за один удар. Если завальцовочный стержень тянущего типа, то установка специальных заклепок производится механически.

    Дефекты, возникающие при заклепывании. Простые заклепки могут залегать, может возникать утолщение между листами, что приводит к уменьшению размера головки. Специальные заклепки плохо развальцовываются, если имеют недостаточную длину. Если зазор между вставленной заклепкой и отверстием слишком большой, то они не раздаются настолько, чтобы заполнить отверстие, и остаются подвижными.

    Оцените статью