- Проходим плановый техосмотр
- Техосмотр и техобслуживание
- Что будут проверять
- Периодичность прохождения ТО
- Где проходить техосмотр?
- Что будет, если не пройти ТО?
- У официалов, но со своим. Как законно сэкономить на техобслуживании машины
- Один из самых распространённых вопросов автомобилистов — можно ли брать на техобслуживание свои «расходники». В авторизованных сервисах не рады клиентам, которые приезжают с собственным маслом или фильтрами для замены. Некоторые даже грозятся снять машину с обслуживания, если клиент не купит всё у них по завышенным ценам. Лайф расскажет, как можно сэкономить на техобслуживании, при этом сохранить гарантию и не навредить машине.
- Как мы проходили техосмотр по новым правилам. И не прошли
Проходим плановый техосмотр
Ещё не так давно под стёклами наших автомобилей поблёскивали ламинированные талоны техосмотра с годом прохождения. Сегодня на смену талону пришла диагностическая карта, а пройти техосмотр теперь можно в любом регионе. Подробнее расскажем о том, как изменилась процедура техосмотра и что нужно для его прохождения.
Техосмотр и техобслуживание
Прежде всего следует отличать техосмотр от техобслуживания. Техническое обслуживание — процедура плановой замены расходных деталей автомобиля, описанная и рекомендуемая автопроизводителями. Техническое обслуживание может проводиться:
- официальными дилерами;
- сторонними автосервисами;
- самостоятельно владельцами автомобилей.
При техобслуживании меняют масло в двигателе, свечи зажигания, всевозможные фильтры, тормозные колодки и другие «расходники». Часто автомобиль проверяется на наличие диагностических сообщений (так называемых «ошибок») с помощью специализированного программного обеспечения. К слову, у нас есть подробный материал о значении тех самых ошибок.
Техническое обслуживание не является обязательным. Но если автомобиль (неважно — новый или бывший в использовании) не обслуживается должным образом, он рано или поздно попросту сломается.
Техосмотр (ТО) — процедура проверки технического состояния автомобиля, находящаяся под контролем государства. Поскольку именно государственные органы отвечают за безопасность на дорогах, они и устанавливают жёсткие требования к состоянию автомобилей.
Что будут проверять
Чтобы не столкнуться с неожиданными неисправностями на самой процедуре прохождения техосмотра, предлагаем ознакомиться с нашим списком. Зная все места, которые подлежат проверке, вы сможете заранее привести в рабочее состояние эти узлы и агрегаты.
Итак, что будут проверять при прохождении ТО:
Проверят износ тормозных дисков и колодок, а также их общее состояние: не должно быть повреждений и ржавчины, тормозная жидкость не должна подтекать.
Проверяют в целом исправность механизмов, работоспособность усилителя руля, допустимый люфт и отсутствие протечек в системе. Если до посещения слышите посторонние звуки в подвеске, машину «ведёт» в сторону — срочно посетите сервис.
Фары и фонари должны исправно гореть: заранее проверьте все лампочки, в том числе поворотники, стоп-сигналы и противотуманки. Также проверят углы регулировки и силу света фар: проверить это можно только в автосервисе на специальном стенде. Запрещается использовать любые плёнки: как цветные и тонировочные, так и защитные.
Проверят только их наличие и работоспособность. Также не должно быть трещин на лобовом стекле со стороны водителя.
Смотрят на степень износа и повреждения шин, отсутствие трещин и следов некачественного ремонта шин и дисков. Шины везде должны быть одинаковыми, особенно это касается зимних покрышек. Теперь строго: либо везде шипованные, либо везде фрикционные (в народе — «липучка»).
Специальным прибором проверяют токсичность выхлопных газов, отсутствие утечек топлива, правильность установки ГБО (газобаллонного оборудования) и соответствие нормам уровня шума выхлопной системы. Если всё своевременно меняется с использованием оригинальных запчастей, — проблем не возникнет.
7) Наличие аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки.
Согласно последним нормативам, стандартная процедура технического осмотра должна длиться 30 минут. Конечно, без учёта очереди. К слову, у нас есть несколько статей о том, как ещё до поездки в сервис распознать неисправности на ранних стадиях: например, о чём может рассказать цвет выхлопа. И о том, как автосервисы могут вас обмануть.
Периодичность прохождения ТО
Согласно федеральному закону N 170-ФЗ от 01.07.2011, регулярность прохождения техосмотра следующая:
- на новых автомобилях до трёх лет включительно ТО можно не проходить;
- если транспорту от 2 до 7 лет, ТО проводится раз в два года;
- водители или владельцы коммерческих транспортных средств (такси, автобусы, грузовики) проходят ТО раз в 6 месяцев;
- всем прочим автомобилистам и мотоциклистам, чей транспорт старше 7 лет, требуется проходить ТО ежегодно.
Стоимость техосмотра колеблется от пятисот рублей до нескольких тысяч в зависимости от категории транспортного средства и региона.
Где проходить техосмотр?
Процедуру проведения техосмотра имеют право осуществлять только аккредитованные станции техобслуживания. Их адреса можно найти на официальном сайте Российского союза автостраховщиков. Во время техосмотра происходит проверка исправности первостепенных узлов и агрегатов автомобиля.
Ещё раз напомним: техосмотр — проверка исправности основных узлов и агрегатов авто для получения диагностической карты, а техобслуживание — поддержание автомобиля в исправном виде, в том числе замена технических жидкостей и устранение неполадок.
Список документов для прохождения ТО очень скромный:
- паспорт технического средства или свидетельство о регистрации (ПТС или СТС);
- паспорт гражданина РФ;
- доверенность на водителя — в случае, если ТО проходит человек, не являющееся собственником.
А вот для техобслуживания или попросту визита на сервис не нужно ничего особенного: разве что заранее записаться на приём. Кстати, для автолюбителей, которые давно сделали выбор в пользу продукции ЛУКОЙЛ, в мобильном приложении есть удобная карта. На ней отмечены не только ближайшие АЗС и точки продаж, но и авторизованные АСТО, где можно произвести замену всех технических жидкостей.
Что будет, если не пройти ТО?
При обнаружении неисправностей вам вручают диагностическую карту, в которую вносятся выявленные недочеты, а машина направляется на повторный осмотр. На ремонт дадут 20 дней, в течение которых вы можете вновь пройти осмотр на том же пункте. Если прошло больше 20-ти дней, то процедуру придется осуществлять заново. Повторный осмотр в этом случае будет платным, но деньги возьмут только за осмотр «проблемных» участков. При обращении к другому оператору ТО проходить осмотр придется заново за полную стоимость.
Стоит рассмотреть вариант, когда техосмотр не проводился вовсе. Заранее скажем: выезжать на автомобиле без ТО и ОСАГО — нарушение закона.
Тем не менее, большинство водителей, управляющих автомобилями категории «В», никак не будут наказывать или штрафовать. Диагностическую карту сотрудники ГИБДД проверяют только у водителей такси, владельцев коммерческого транспорта или грузоперевозчиков. Но есть важная особенность.
Без диагностической карты, выдаваемой после успешного прохождения ТО, невозможно получить полис ОСАГО.
Причем в последнее время начали появляться комплексы фотовидеофиксации, способные выявлять автомобили без полиса ОСАГО. Штраф же за управление авто без полиса ОСАГО варьируется от 500 до 800 рублей. Выписываться такой штраф может не чаще одного раза в сутки, но попадание в ДТП без страхового полиса может привести к весьма серьёзным финансовым и юридическим последствиям.
У официалов, но со своим. Как законно сэкономить на техобслуживании машины
Один из самых распространённых вопросов автомобилистов — можно ли брать на техобслуживание свои «расходники». В авторизованных сервисах не рады клиентам, которые приезжают с собственным маслом или фильтрами для замены. Некоторые даже грозятся снять машину с обслуживания, если клиент не купит всё у них по завышенным ценам. Лайф расскажет, как можно сэкономить на техобслуживании, при этом сохранить гарантию и не навредить машине.
» src=»https://static.life.ru/posts/2019/07/1228785/39646fb32c80ce2a472782a32c39f6fa.jpg» loading=»lazy» style=»width:100%;height:100%;object-fit:cover»/>
Фото © ИТАР-ТАСС / Интерпресс / Валентина Свистунова
Есть несколько способов минимизации расходов на техобслуживание. Даже если речь идёт о плановом ТО у официального дилера. Можно сэкономить на расходных материалах и технических жидкостях, если не использовать предлагаемые сервисом, а привезти их с собой.
К расходным материалам относятся масла, жидкости для систем торможения и охлаждения, фильтры генератора и второстепенных механизмов. Самые востребованные расходники — бензиновые, воздушные, масляные, салонные фильтры. Их необходимо менять каждые 10–15 тысяч километров пробега.
Некоторые автосервисы пытаются нажиться на водителях, заставляя приобретать расходники именно у них. По сути, можно приезжать и со своими, сотрудники их поставят, но в случае неполадок они снимают с себя ответственность. Кроме того, покупные расходники вне сервиса якобы приводят к снятию машины с гарантии.
Руководитель GR-практики юридической компании BMS Law Firm Дмитрий Лесняк рассказал Лайфу, что условия снятия с гарантии стоит обсуждать при покупке автомобиля, чтобы впоследствии не было никаких неожиданностей. Но при нарушениях владелец автомобиля может отстоять свои права с помощью норм, предусмотренных законом «О защите прав потребителей».
Фото © Ведомости / ТАСС / Максим Стулов
— Стоит покупать те расходники, которые рекомендованы и допущены производителем. Например, гарантия может не действовать, если будет доказано, что расходник не подходил. Причём дилер должен предупредить об этом, а поломка должна произойти именно по этой причине. В этом случае гарантия не будет действовать на ту часть, которая связана с расходником, — пояснил Дмитрий Лесняк.
Ещё одна важная составляющая экономии — своевременная замена расходников. Часто даже при подозрении на неполадки автомобилисты не обращают внимание на такие «мелочи», как фильтры или масло. На самом деле, если их вовремя не заменить, автовладелец рискует потерять куда больше денег.
— Чтобы потом не было мучительно больно — в обязательном порядке нужно менять масло согласно плану. Если не выполнять замену вовремя, увеличиваются не только затраты на топливо. В конечном итоге может выйти из строя двигатель. Его ремонт или замена — очень дорогое удовольствие, в некоторых случаях проще купить новый автомобиль, — объясняет сооснователь сервиса фиксированных цен на топливо «Турбо» Олег Данилов.
Уделить внимание стоит состоянию свечей зажигания (для бензиновых авто) и свечей накала (для дизельных). Время от времени нужно проверять работу тормозной системы, заменять изношенные колодки.
— Сигналами, что тормозную систему нужно проверить, являются быстрое понижение уровня тормозной жидкости, странное поведение педали тормоза, посторонние звуки при торможении, — отметил Олег Данилов.
Периодически нужно менять топливные и воздушные фильтры. Зимой это особенно важно, поскольку в холодное время года при нагреве и остывании мотора в воздушном фильтре часто образуется конденсат, который вреден для автомобиля.
Эксперт также отметил, что нельзя забывать об аккумуляторе. Проверять его лучше в холодную погоду, поскольку чаще всего сбои в работе батареи происходят при понижении температуры. Если аккумулятор разрядится, машину нельзя будет завести до замены аккумулятора или его подзарядки.
Как мы проходили техосмотр по новым правилам. И не прошли
Прохождение техосмотра по новым правилам с фотосъемкой машины и занесением данных в электронную систему трансформировалось и заработало с учетом некоторых льгот. Согласно опубликованному постановлению правительства, на 6 месяцев, но не менее чем до 1 октября 2021 г., продлены все диагностические карты, срок действия которых истекает в период с 1 февраля по 30 сентября 2021 года. Проще говоря, если у водителя закончился срок действия диагностической карты 1 марта, на техосмотр нужно ехать только 1 октября. Если же карта действует до 29 сентября 2021 года, то приезжать на техосмотр нужно не позже, чем через полгода — 30 марта 2022 года. Страховщики при этом обязаны будут оформить полисы ОСАГО.
Всем остальным, у кого техосмотр истек до 1 февраля 2021, или если автомобиль достиг возраста четырех лет и пора ехать в пункт техосмотра впервые, придется проходить процедуру по новым правилам. Такой ход объяснили необходимостью лучше протестировать работу системы, чтобы избежать разного рода проблем.
Принципиально в обязательной для каждого автовладельца процедуре ничего изменилось — и раньше на пунктах техосмотра выискивали все возможные недочеты. При этом многие автовладельцы недоумевают, зачем вообще нужен техосмотр и даже не знают, что именно должны проверять специалисты. Редакция Autonews.ru отправилась на техосмотр по новым правилам на четырехлетнем кроссовере BMW X1 с пробегом 28 000 км и полным дилерским обслуживанием, но не смогла успешно пройти процедуру с первого раза. И вот как это было.
Приехавшие на техосмотр автомобили нужно фотографировать, а информацию о посещении пункта техосмотра и результате сразу заносить в автоматизированную систему ЕАИС ТО, за которую отвечает МВД. Согласно недавним изменениям, на первый техосмотр пора отправляться, как только машине исполнится четыре года. Мы приехали в ПТО на северо-востоке Москвы и попросили провести процедуру с учетом уже новых правил.
Для начала оплачиваем услугу через терминал. С нас взяли 800 руб., 80 из которых — комиссия. Время проведения фиксированное — 32 минуты. Но есть повышающий и понижающий коэффициенты для более старых и новых моделей. Далее идет фотосъемка, при помощи которой специалист фиксирует время и место проведения техосмотра. Первый снимок делают сзади сразу после заезда на первый пост. Второй — в самом конце перед выдачей диагностической карты.
Съемка нужна для подтверждения того, что машина физически приехала на техосмотр по нужному адресу и провела в пункте столько времени, сколько нужно на проведение работ, а не 5 минут. В кадре должен быть виден весь автомобиль целиком, а не отдельная его часть, и хорошо читаться госномера. Для этого специалисты пользуются обычными мобильными телефонами, на которые устанавливают приложение, позволяющее определять местоположение и привязывающее снимки к координатам GPS — они должны совпадать с адресом техсервиса.
На первом посту автомобиль осматривают снизу. Специалист спускается под машину, где проверят тормозные шланги, подвеску, внутреннюю часть колес, целостность шин и дисков, герметичность выхлопной системы. Также специалист осматривает само днище машины на наличие проблем с техническими жидкостями: нет ли течей или подтеканий из коробки передач, мотора и гидроусилителя руля. А также изучает, нет ли подозрительных запотеваний.
Затем мастер проверят состояние приводов, места соединения кузова с силовыми элементами, изучает тормозную магистраль, чтобы на ней не было ржавчины и вмятин. Также визуально мастер может определить, не изменена ли конструкция автомобиля: например, не завышен или не занижен ли кузов.
Далее мастер начинает приглядываться к деталям: проверяет шины, чтобы не оказалось, что они слишком старые. На резине старше 10 лет ездить нельзя, даже если она все эти годы хранилась в гараже. Размерность шин должна соответствовать одобренным производителями параметрами — их прописывают на наклейках на внутренней части кузова.
Важно, чтобы на автомобиле были установлены четыре брызговика. Даже если производитель их не установил, оставив для них только крепления. Как признается сотрудник сервиса Александр Стрижов, подошли бы самые хлипкие — к брызговикам на легковушках нет никаких требований. Но если их нет, то техосмотр уже не пройти. На нашей BMW X1 брызговиков нет — мастер это отмечает и пресекает попытки объяснить, что изготовитель их не устанавливал.
«Автомобили собирают для ряда стран, не только для России. И пока брызговики нужно ставить дополнительно. Правила таковы, что с 2018 года их должно быть четыре», — пресекает объяснения специалист.
На этом процедура снизу заканчивается и автомобиль отправляется на следующий пост.
На втором этапе сотрудник пункта техосмотра пересаживается в салон и заводит двигатель, параллельно успевает проверить, как включаются фары. Пока заводил двигатель, мастер присмотрелся к панели приборов — при запуске не должно высвечиваться никаких предупреждений и «лампочек», сигнализирующих о необходимости проверить какие-либо параметры и системы помощи водителю.
Далее мастер тщательно проходит по списку того, что нужно проверить в салоне. «Мы отмечаем, нет ли изменений в зеркалах. Например, некоторые водители ставят себе дополнительные зеркала внутри боковых зеркал — это не допускается, их обзора более чем достаточно. Если водитель плохо видит, то за руль ему лучше не садиться», — говорит мастер, пробегаясь пальцами по козырькам.
Они все должны быть на месте и также без каких-либо изменений. Дальше идут нажатия на все кнопки — все лампочки в салоне должны загораться, «аварийка» — срабатывать, звуковой сигнал — гудеть, передние и задние омыватели — работать, ремни безопасности — защелкиваться. Если в машине есть место под запаску — колесо также должно лежать на своем месте.
Проверяются и все сиденья: они должны быть прикручены, не заменены на нештатные и со всеми подголовниками. «Есть водители, особенно пожилые, которые ездят только вдвоем и часто перевозят грузы, разную рассаду, — рассказывает специалист. — Они снимают эти сиденья и приезжают на техосмотр без них. Но при прохождении техосмотра все оборудование должно быть на месте, приехали, прошли, потом снимайте, если нужно».
Далее идет проверка тормозных механизмов: мастер заезжает на стенд, переводит коробку передач в нейтраль и делает замеры: не должно быть разницы в работе левых и правых колес. При этом специалист отмечет, что на самом деле при замерах шины должны быть сухие, а на мокрых такие замеры на проводят. Только вот нигде в регламенте о проведении техосмотра не прописано, где водитель должен шины просушить.
После замеров обеих осей идет оценка работы стояночного тормоза. Обычный должен срабатывать с первого раза. Если же он электрический, как в случае с BMW X1, есть пять попыток. Наш срабатывает с первого раза. Поэтому мы переходим к замерам работы фар.
Как оказалось, именно с фарами связана большая часть отказов в успешном прохождении техосмотра. Со временем настройки сбиваются, и они начинают светить чуть выше или ниже, чем нужно. Как рассказывают мастера, настройки сбиваются из-за езды по плохим дорогам. Также могут начать проседать передние стойки, конфигурация со временем меняется, что также влияет на работу приборов. При этом отклонения могут быть для водителя неочевидны.
Мастер приносит небольшой стенд, напоминающий железную коробку, включает фары и замеряет работу каждой по отдельности. Светить они должны прямо и ровно. У нас X1 LED-фары, и для них, как говорят специалисты этого же сервиса, должен быть отдельный специальный стенд. Однако сами же признают, что на самом деле мало на каких пунктах можно найти такое оборудование, и все фары проверяют на обычном стенде. После проверяют и работу противотуманок.
Оказалось, что одна фара и одна противотуманка светят ниже, чем нужно — пройти техосмотр с таким результатом нельзя. Причем сама калибровка в несложных случаях, по оценке мастеров, стоит около 500-1000 рублей, но это мы узнали слишком поздно.
Хотя техосмотр мы уже точно не прошли, мастер должен отработать весь чек-лист. Поэтому он просит показать аптечку и огнетушитель. Оказалось, что многие водители считают, что иметь их вовсе не обязательно и на это закрывают глаза. Однако это мнение ошибочное — специалист заглядывает в коробку и проверяет набор из лекарств и их свежесть, а также изучает работоспособность огнетушителя.
Далее он осматривает колеса, проверяет, на месте ли все гайки и болты. Затем водителя отправляют за руль и просят по очереди включать «аварийку» и поворотники: лампочки должны светить ярко и не были выгоревшими. Скрупулезно проверяются стоп-сигналы, сигналы заднего хода, габариты, фары и задние противотуманные фары. У нас все отлично, на фоне новостей про фары — это уже не так радует.
Мастер открывает капот — сначала проверяет, что нет незаконно установленных свето-голосовых устройств, как в машинах полиции или «скорой». А также чтобы не стояло незарегистрированное газобаллонное оборудование.
«Установка также должна быть согласована в ГИБДД и работать исправно, некоторые приезжают с капающими баллонами и уверяют, что это нормально, а у меня газоанализатор пищит, как резаный», — признается сотрудник техцентра.
Далее следует новая проверка на изменение конструкции — специалист проверяет, нет ли под капотом незаводских распорок. У нас стоит заводская — незаконного тюнинга нет. Далее специалист смотрит на двигатель: он должен соответствовать типу транспортного средства. Закрыв капот, мастер заглядывает в бензобак и проверят, что крышка плотно закручивается.
Большое внимание уделяется лобовому стеклу и обзору со стороны водителя. Допускаются только мелкие сколы. С трещинами более 10 см в районе площади, которую покрывает дворник водителя, ездить нельзя.
«То же самое и в салоне — перед глазами водителя в зоне работы дворника все должно быть чисто, ничего лишнего, у вас же я заметил ароматизатор и удерживающее устройство для телефона, это недопустимо, и техосмотр так не пройти», — вновь расстроил нас сотрудник ПТО.
Под конец проверяем уровень выбросов CO и CH. Для каждого экологического класса — свои параметры. При этом считается, что двигатель должен быть хорошо прогрет. Мы заводим мотор, а мастер помещает устройство для замеров в выхлопную трубу. Хотя специалист и уверял нас, что новые машины проходят это испытание легко, у нас это почему-то не удалось. В следующий раз нас предупредили, что двигатель должен быть прогрет еще лучше.
Финальной точкой стала проверка работы и передача данных в «ЭРА-ГЛОНАСС». Специалист нажимает кнопку SOS, дожидается ответа и передает данные об автомобиле и координаты места прохождения техосмотра. Список всех недочетов эксперт занес в систему и в следующий раз при заезде на техосмотр специалисты узнают, что было не так. Исправить недочеты на месте и получить диагностическую карту нельзя — нужно приехать снова и платить за услугу. Поэтому мы отправились на калибровку фар и за новыми брызговиками. Заодно сняв все держалки и ароматизаторы, которые мешают обзору водителя. Техосмотр прошли только со второго раза.