Стоит ли покупать Yamaha XJR1300 на вторичном рынке
Мотоцикл «Хыжер» — это экс-флагман компании Yamaha, конца 90-х годов, имеющий заводскую аббревиатуру XJR 1300. Относится к классу стрит файтеров (уличный боец)
Yamaha XJR1300SP первой генерации с переднимим суппортами Brembo
(очень редкая модель на нашем рынке)
Существует не так много столь универсальных мотоциклов, которые будут одинаково хороши как начинающим, так и опытным райдерам. Среди таких мотоциклов особенно заметно такая модель, как Yamaha XJR 1300. Обзор, которым мы хотим поделиться, основан на реальных событиях, а не на простом сборе информации с сети интернет. Все упомянутые особенности данной модели были представлены реальными владельцами данного аппарата. Если Вы собираетесь купить именно этот байк, то настоятельно рекомендуем внимательно посмотреть наши рекомендации, возможно, Вы передумаете!
● Цена и качество
Самое главное, что может подвигнуть на покупку, это бюджетный ценовой сегмент. Сейчас эту модель можно купить в пределах 200-250 руб, причём это будет достаточно живой мот, конца 90-х, либо начала 00-х годов. Не стоит бояться его возраста, в то время японцы делали очень качественные вещи, что позитивно отражается на запасе прочности всех узлов и агрегатов.
● Особенности двигателя
Если присмотреться к изображению, то во фронтальной части рамы можно заметить радиатор охлаждения. Нет-нет, это не жидкостное охлаждение, это масляный радиатор. Он поднимает масло из картера двигателя и отправляет его обратно. Таким образом, масло начинает охлаждаться и соответственно, данный мотор, в силу своих конструктивных особенностей, является воздушно-масляным, со всеми вытекающими последствиями. Главный его недостаток это очень большие допуски зазора клапанов. Проблема, в принципе несущественная, но постоянно цокающие клапана, немного напрягают.
Вдобавок, в жаркую погоду этот мотор доставляет массу неудобств – чрезмерно сильно греется. Если эксплуатировать данный мотоцикл в малонаселенных городах, то этот недостаток будет не так ощутим, но если же речь идет о 5-ти минутном московском светофоре в жаркую погоду, то эта конструктивная особенность сразу всплывет не поверхность. Глушить его на каждом светофоре бесполезно, остывает достаточно долго и единственным выходом из положения служит разведение ног в стороны как можно дальше.
● Особенности подбора и замены масла
Этот силовой агрегат лучше всего ездит на Motul 10W-40 7100, можно использовать и 5100. На других марках масел сцепление начинает буксовать, особенно, когда пластина выжима фрикционов имеет существенный износ. Существует не так много масел, на которых данное сцепление не буксует.
Замена масла производится раз в 5.000 км. Многие владельцы, естественно этого не знают, и эксплуатируют аппарат целые 10.000 км, после чего происходит износ цилиндро-поршневой группы, маслосъемных колпачков и начинается жор масла. Если этот мотор полностью исправен, то на 5000 км он должен «съедать» не более 1 литра масла. В двигатель влезает 3 литра 700 грамм и как раз 300 грамм, что остаётся в канистре, уходит на долив.
Сразу залить все 3,7 литра не получится. Как только масло подойдет к верху, мотор надо запустить, чтобы масляный насос прогнал систему. На это уйдет не более 15 секунд. Потом двигатель надо заглушить и долить оставшиеся 1-1,5литра.
После того, как будет залит необходимый объем (3,700грам), двигатель нужно завести и дать ему поработать несколько минут. После чего нужно ждать около 15-20 минут, чтобы масло осело в картере. Далее нужно проверить уровень масла. Проверяется при помощи масляного смотрового окна, которое расположено сбоку двигателя. Уровень масла проверяется на центральной подножке ТОЛЬКО В ВЫКЛЮЧЕННОМ СОСТОЯНИИ. В МОМЕНТ РАБОТЫ МОТОРА, МАСЛО УХОДИТ ИЗ КАРТЕРА И ЕГО НЕЛЬЗЯ БУДЕТ ПОСМОТРЕТЬ ЧЕРЕЗ СМОТРОВОЕ ОКНО!
Смотровое окно для проверки уровня масла
● Специфика модели
Первое, что нужно учитывать при выборе Yamaha xjr 1300, это особенность посадки райдера. Мотоцикл действительно обладает очень бодрым и веселым характером и огромнейшим крутящим моментом прямо с низов. Его не нужно раскручивать, как спортбайки, он едет буквально с полутора тысяч оборотов, но посадка при этом остается прямой. Если Вы приобрели этот байк, то первое время к нему нужно будет привыкнуть, иначе есть шанс, что он вас просто сбросит с себя. Обратите внимание, на спортбайках посадка лежачая, но этом мотоцикле посадка прямая, причем динамика разгона в большинстве случаев превосходит спорт-байки.
Модель очень хорошо подходит для города, но для каких-то «прохватов» свыше 200 км, этот мотоцикл, честно говоря не предназначен. В принципе, некоторые ездят на скутерах от Москвы до Владивостока, но если подходить с умом, то всё-таки это не тот вариант. Поэтому, если рассматривать данную покупку для путешествий, куда-то далеко, тем более вдвоем, то настоятельно рекомендуем посмотреть в сторону FJR-1300.
● Расход топлива
Когда приобретается большекубатурный мотоцикл, нужно обязательно учитывать количество цилиндров. Если речь идет двухцилиндровом V-твине, то расход будет в половину меньше, чем у автомобиля. Но когда речь идет о «4-х стволке», а в данном случае у нас именно так, расход топлива xjr 1300 будет не сильно отличаться от среднестатистического автомобиля с мотором 1,6 литра. Причём, это распространяется как на город, так и на трассу. Говоря простым языком, если купить этот мотоцикл для активного каждодневного Московского использования (дом-работа-магазин-дом-вечерние покатушки-дом), то нужно быть готовым к тому, что заправлять его нужно будет один раз утром, второй раз вечером.
Запас хода, несмотря на бак в 21 литр, достаточно скудный. Причиной тому карбюраторы и естественно большой объём двигателя, который был спроектирован ещё в 80-х годах.
Если такой фактор, как расход топлива, является ключевым, то можно поискать модели от 2006-го года, которые были укомплектованы инжекторным впрыском, но их стоимость начинается с 320-350 тыс. руб., что за данный аппарат достаточно дорого.
● Особенности эксплуатации
Этот ничем не приметный мотоцикл, может легко сделать литровый спорт-байк со светофора и держаться лидером где-то до 100-110 км/ч. Но после этого скорсотного порога, мотор «спортухи» выходит на нужные обороты и оставляет хыжера позади. Но до 110 км/ч фантастический разгон обеспечен и это всегда нужно помнить, тем более начинающим байкерам. Поэтому самое важное, всегда приобретать дорогую резину наподобие Michelin, Pirelli, Metzeler, а также всегда ездить в полной экипировке. Хочется напомнить, что в летние жаркие дни, мотор очень сильно жарит через кожаные штаны, что очень провоцирует надеть легкие джинсы.
На вечерних «покатушках», жар от ДВС не особо сильно ощущается, но всегда помните, что это очень серьёзный и опасный аппарат, который требует уважения к себе и как следствие, наличие полной экипировки с наколенниками, налокотниками мото-ботами и естественно защитой спины.
Карбюраторный XJR 1300 второго поколения. Самая распространенная модификация на нашем рынке
Минусы и частые поломки Yamaha xjr 1300
1. Отсутствие ветрозащиты
Для повседневной дневной эксплуатации в тёплое время суток, с учетом отсутствия светофоров), отсутствие переднего обтекателя и ветрового стекла, неоспоримое преимущество, но при эксплуатации данного мотоцикла в ночное время суток, могут возникнуть климатические проблемы. За городом, особенно около 3-х часов ночи, начинает достаточно сильно продувать на скорости около 100 км/ч, а попутно еще и начинает раздувать ноги в разные стороны и, долго ехать в таких условиях — задача не из легких. Как вариант, можно поставить небольшое ветровое стекло. Оно продаётся по стоимости 6-8 тыс. руб. Но никаких существенных изменений ждать не стоит.
Всё равно, ветрозащита никакая и как уже говорилось, для дальних поездок это огромнейший минус. В тёплую погоду, естественно таких проблем не возникает, но спустя 50 км беспрерывного пути, мухи, жуки и прочая живность, попадающая на визор шлема, начинают очень сильно бесить. Повторюсь — этот мотоцикл создан для города и классифицируется как Street Fighter, что переводится как уличный боец. Не надо его путать с круизером, обвешанным кофрами и встроенной аудиосистемой.
2. Малая грузоподъемность
Подвеска хоть и имеет регулировки преднатяга и сжатия, но как бы её не регулировали, мотоцикл всё равно будет рассчитан на одного человека. Как только вы посадите 2-го пассажира, то подвеска сработает прямо до отбоя и ехать по российским дорогам, скребя брюхом на каждой неровности, не рекомендуется. Мотоцикл заметно теряет свою маневренность, резко увеличивается тормозной путь и становится опасным. Исключение: если оба седока весят не более 140кг, то кое-как можно перемещаться.
3. Низкий клиренс
С виду кажется, что мотоцикл имеет достаточно высокую посадку, но как только Вы загляните под днище, сразу же обратите внимание на коллектор, который практически, тащится по земле и цепляется даже на лежачих полицейских. Это к слову поездках со вторым номером.
4. Плохая эргономика
Этот аппарат изначально не проектировался для перевозки каких-либо грузов и, максимум на что можно рассчитывать, это на установку заднего кофра, который можно будет установить на отдельно купленный багажник, поскольку с завода ничего такого не предусматривается. Установка боковых кофров теоретически также возможна, но тогда весь смысл аппарата теряется, проще взять круизер, чем так извращаться.
Под сиденьем есть небольшое место для инструмента и документов, но не более того.
5. Буксующее сцепление
Производитель Yamaha очень любит комплектовать свою технику сцеплением, в конструкции которого заложена выжимная пластина. Если на Honda и Suzuki практически всегда встречаются пружины, то здесь будет ни что иное, как пластина, которая от времени теряет свои свойства, независимо от того, многого ездили или мало, после чего начинает недостаточно плотно прижимать диски сцепления. В итоге, провалы мощности, пробуксовка и особенно это заметно, когда нужно резко ускориться и переключиться на пониженную передачу. Стоит данная пластина не дорого, ходит в районе не 50.000 км.
6. Грохот выжимного подшипника
Этот узел является конструкторским просчетом инженеров. Практически на любом Yamaha XJR 1300 гремит подшипник сцепления и даже его замена на новый оригинальный, вместе с обоймой, спасает максимум на 10.000 км. Поэтому нужно просто привыкнуть. В таком «гремячем» положении он может ходить 100.000 км и ничего с ним не случится.
7. Неудачное расположение щитка приборов
На незначительной скорости, Хыжер начинает очень сильно давить рулем во внутренний радиус поворота и если у райдера слабые руки, то он легко может завалить байк на бок и тут выявляется одна очень интересная конструктивная особенность: даже при небольшой скорости, падение на бок влечет за собой неисправность приборной панели. Причём страдает либо спидометр, либо тахометр, смотря на какой бок его завалить. Приборку в сборе найти крайне сложно, по отдельности её внутренности продаются также крайне редко и естественно по баснословной стоимости. Китайская приборка в сборе обойдется около 20-ти тысяч рублей.
8. При «скользяке» ломаются ребра охлаждения ГБЦ, стирается поддон двигателя
Первое, что нужно сделать после покупки Хыжера, это установить на него дуги безопасности. Если этого не сделать, то даже после небольшого падения, рёбра головки блока цилиндров (ГБЦ) сразу же ломятся. Но если особенно повезет, то сотрётся и поддон двигателя причём с правой его стороны находится масляный канал, который поднимает масло вверх. Данная работа по устранению такого дефекта в сервисе будет оцениваться очень дорого, поскольку поддон надо снять, проварить его аргоном, подогнать под посадочные места и потом уже установить. Как минимум, «скользячок» без дуг обойдётся как половина стоимости самого мотоцикла.
9. Сложности эксплуатации в московском трафике
Как мы уже говорили, мотор очень сильно нагревается и остановившись где-то на нём перед светофором, постояв 4-5 минут, возникает огромное желание слезть с него и постоять где-то рядом. Причём не спасают ни мотоботы, ни мотоджинсы, ни кожаная экипировка. В более-менее прохладную погоду, таких проблем не испытываешь но при +25 градусах и выше, это становится настоящей мукой.
10. На первых поколениях умирал масляный насос двигателя
В конце нулевых годов, компания Yamaha объявила отзывную кампанию по моделям xjr1300 для конкретной серии VIN-номеров. Проблемой являлся масляный насос, который слишком рано выходил из строя. Проявлялось это загорающиеся лампочкой нехватки масла на приборной панели.
Эксплуатация мотоцикла с такой неисправностью запрещена и естественно, в дилерские центры начали обращаться владельцы этих моделей. Ну что самое интересное даже российские официальные дилеры Yamaha устраняли совершенно бесплатно этот дефект, причем даже на тех «мотаках», которые давным-давно были сняты с гарантии и за это отдельный респект данному производителю.
11. Неисправность корзины сцепления
Приготовьтесь к тому, что к 80 тыс. км. пробега умрёт корзина сцепления. Несмотря на огромный запас прочности, который заложен в конструкцию прямо с завода, лошадиные силы и крутящий момент приводят её в негодность. Выявляется неполадка её неполадка на небольших скоростях. При небольшом открытии газа начинаются небольшие толчки и глухие щелчки, что и говорит о выработке самой корзины. Менять подшипник, либо фрикционные диски в таком случае бесполезно.
12. Повышенный расход масла
Это проблема свойственна тем аппаратам, у которых уже «подпалили» цилиндро-поршневую группу. Двигатель воздушно-масляный и по-хорошему, в нём нужно менять масло не позднее 5.000 км пробега, а если он эксплуатируется в московском трафике, то этот параметр можно сократить даже до 4.000 км. Естественно, наши люди привыкли экономить, меняя масло в лучшем случае раз в 7.000км, а по факту, большинство делает это раз в 10.000 км. Поэтому если XJR1300 «жрёт много масла», то предыдущий владелец, скорее всего, производил обслуживание раз в 10 тыс. км. Если расхода масла нет, то обслуживался данный мот по регламенту.
13. Необходимость прокачки выжимного цилиндра сцепления каждые 10.000 км.
Напомним, что воздушно-масляный мотор имеет рабочую температуру значительно выше жидкостного и в таких условиях ,тормозная жидкость, которая выжимает шток сцепления, приходит в негодность где-то раз в 10.000 км. По её черному цвету можно легко определить степень её выработки.
Но прокачивать сцепление, задача не из легких. Требуется гораздо больше сил и времени, нежели на тормозную систему, но с этим нужно смириться. Одновременно хочется отметить, что сцепление на нём достаточно легкое и гидравлика работает на 5+.
14. Малоэффективный задний тормоз
В этом плане, не совсем понятна логика производителей. Мотоцикл укомплектован дорогостоящей подвеской, изумительными передними тормозными машинками и отвратительным задним тормозом. Работает он по принципу вкл/выкл и при экстренном торможении готовьтесь к тому, что Вы всегда будете стопорить задний тормоз. Блокируется мгновенно и, именно эта особенность вынуждает приобретать дорогостоящие колодки на задний суппорт.
15. Видоизмененные передние суппорта на разных поколениях
Обратите внимание, что на первенцов серии, а именно на 98-й год, устанавливались передние тормозные машинки Brembo, но уже в 99-м начали устанавливать суппорта от Yamaha R1. И когда Вы будете приобретать передние колодки по каталогу, могут возникнуть небольшие сложности. Обязательно сохраните товарный чек и прежде чем открывать упаковку, проверьте те колодки были приобретены или же нет.
Особенно хочется отметить, что на Хыжер ни в коем случае нельзя уставить дешёвые тормозные колодки. Приобретайте колодки в ценовом диапазоне 2500-6000 руб. за один комплект. Идеальный вариант, это Brembo красного цвета, но почему-то в России их сейчас очень сложно найти. Именно эти колодки и шли с завода.
Yamaha xjr1300 никогда не выпускался на АБС в отличие от прямых конкурентов: Suzuki Bandit 1200 (1250) и Honda CB1300. Такие модификации встречаются не часто в силу повышенной стоимости, но если поискать, то найти можно.
16. Постоянное цоканье клапанов
Стук клапанов на Yamaha xjr1300 это обыденное дело и к этой технической особенности нужно просто привыкнуть. Суть заключается в том, что за регулировку отвечают в шайбы. Регулировочных гаек, как таковых, нет. В принципе, идея неплоха, но учитывая температурный рабочий диапазон, естественно, зазоры постоянно будут уходить. Именно из-за этого происходит цоканье.
Причём как бы их не регулировали, как бы не обслуживали, всё равно будет происходить стук из головки блока цилиндров. Причём, когда его заводишь, цоканье на непрогретом моторе может быть с левой части мотора, но когда он прогреется начинает стучать в правой части. Одним словом, про это можно просто забыть и заниматься регулировкой клапанов путем замены шайб лишь в исключительных случаях, когда грохот клапанов по-настоящему начинает вызывать опасения.
17. Морально устаревшая модель
Не стоит забывать, что это мотоцикл является последователем XJR1200, дизайн которого разрабатывался еще в конце 80-х годов. Приехав на смотровую площадку, либо на какую-то тусовку, где находится множество современных мотоциклов, его архаичный облик будет всегда напоминать об его ушедшей эпохе, особенно на фоне таких красавцев как Kawasaki Z1000, Honda CB1000 последних поколений, BMW S1000R, Yamaha MT-09 и многие другие.
Дорожное хулиганство на Хыжере 1300
Преимущества Yamaha XJR 1300
1. Надежная коробка передач
Хоть многие и ругают Ямаховские коробки в силу их специфики, всё же коробка передач обладает неимоверным запасом прочности и может ходить по 200.000 км. Главное — грамотно переключать, поскольку, повторимся, к переключению передач на этом мотоцикле нужно немного приноровиться.
2. Надежный двигатель
Японцы заложили действительно огромнейший запас прочности в силовой агрегат, применив в его конструкции кованую поршневую. Мотор выдерживать критические нагрузки, способен работать на пределе своих возможностей долгие годы главное — вовремя менять масло!
3. Надежная электропроводка
Это является его главным козырем, поскольку ни CB1300, ни GSF1200 (1250) не могут похвастаться надежностью реле-регулятора и электропроводкой в целом. Можно взять древнего убитого Хыжера и всё равно, на нём будет полностью исправная электропроводка.
4. Впечатляющие динамические характеристики
Как мы уже говорили, мотор отличается очень хорошими характеристиками и способен потягаться даже с такими монстрами как V-Max. Конечно же «кувалда» от него оторвется, но незначительно. Купив Yamaha xjr1300, естественно возникнет желание проверить его характеристики, погонять с себе подобными, но в буквально в первые же дни выяснится, что конкурентов на дороге практически нет. После чего пропадает вообще какое-либо желание с кем-то гоняться, поскольку итог заранее известен и при таких исходных, интерес просто-напросто пропадает.
5. Подвеска Ohlins
Конструкторы не поскупились, укомплектовав данный аппарат дорогостоящими амортизаторами. Фактически, Ohlins — это лучшая в мире мотоциклетная подвеска. Они имеют регулировки на сжатие/отбой, а также преднатяг пружин. Можно оптимально эффективно подстроить подвеску под свой вес и свои нужды, но напомним, что эта подвеска ни в коем случае не рассчитана на 2-х человек.
6. Оптимальные габариты для городского трафика
Этот аппарат способен пролезть даже через самую глухую пробку. Несмотря на свои впечатляющие характеристики, аппарат имеет очень узкие габариты и это его огромное преимущество.
7. Хорошая устойчивость на дороге
В отличие от четырехсоток, Хыжер является очень устойчивым мотоциклом благодаря своему весу в 240 кг. Ему не страшны разбитые дороги и боковой ветер. В любой ситуации он будет твердо стоять на дороге.
8.Легкая рама
Среди одноклассников он отличается наименьшим весом и наилучший управляемостью. Данный байк является действительно очень сбалансированным и даже если он с первых минут показался тяжёлым, его достаточно сдвинуть с места, как Вы сразу же обнаружите, что он очень хорошо управляется, благодаря хорошо сбалансированной раме.
9. Мгновенный подхват мощности с низов
Двигатель максимум крутится до 9000 оборотов в минуту, но при всём этом, его полезный рабочий диапазон начинается с полутора тысяч оборотов и продолжается вплоть до восьми. Именно в этом диапазоне он способен демонстрировать непревзойдённые динамические характеристики. Проще говоря, Вы можете прямо со светофора дать газу, не ожидая пока мотор наберёт какое-то определённое количество оборотов и это огромнейший плюс для городского мотоцикла.
10. Высокое качество сборки и комплектующих
Этот аппарат является одним из самых надёжных и неприхотливых в мире. Это факт, подтверждённый временем и армией многочисленных поклонников.
Главные конкуренты Yamaha XJR 1300
Honda CB1300
Suzuki Bandit 1250
Технические характеристики
Максимальная мощность: 98-106 л.с. (показатель, не сказать, что очень выдающийся, но даже на карбюраторных версиях установлен датчик опережения угла зажигания. Он расположен на дроссельных заслонках и именно благодаря ему, топливо сгорает максимально эффективно, мгновенно передавая крутящий момент на заднее колесо)
Максимальный крутящий момент: 98-108 Н.м. в зависимости от года. (В реальности, крутящий момент будет не более 90! Мотоцикл далеко не новый, это надо учитывать)
Начало выпсука: 1998-й год (В 2017-м снят с производства)
Объем двигателя: 1250 куб.см.
Система охлаждения: воздушно-масляная
Тип ГРМ: DOHC, 16 клапанов (Регулировка зазоров производится шайбами)
Впрыск топлива: 1998-2006г. карбюратор, 2007-2017г. инжектор
Вес снаряженный: 240-250кг.
Размерность резины:
Передняя ось 120/70ZR17 (58W)
Задняя ось 180/55ZR17 (73W)
Стандартный размер шин. Такая размерность применяется на большинстве «спортов».
Максимальная скорость: 180 км/ч японские модификации, 240 км/ч модели для Европы
Разгон до 100: 3,9 секунды (Это реальная цифра, XJR1300 вполне способен набрать сотню менее, чем за 4 секунды при условии хорошей резины и грамотного обслуживания, но после 120км/час динамика разгона существенно замедляется)
Yamaha XJR 1300 разгон до 100км/час
Последняя генерация Хыжера. Выпускался с 2015-го года по 2017-й.
Стоимость xjr1300 на вторичном рынке:
180-220 тыс.руб. — 1998-2001г.
250-300 тыс.руб. — 2004-2006г.
320-360 тыс.руб. — 2007-2010г.
400-500 тыс.руб. — от 2011 г.в.
Последнее поколение (2015-2017 г.в.) встречается в РФ крайне редко. Ценник от 600 тыс.руб.
Стоимость запчастей (цены на новые детали)
Масляный радиатор: 37.000р.
Впускной коллектор: 2.500р. (за штуку)
Корзина сцепления: 29.000р.
Крыло переднее: 8.000р.
Стартер: 36.000р.
Генератор: 69.000р.
Щиток приборов в сборе: 107.000р.
Фара в сборе: 24.000р.
Фонарь задний: 9.000р.
Колесный диск передний: 43.000р.
Бензобак: 82.000р.
Цены на запчасти с моторазборок можно поделить более чем в два раза
От автора: Для многих, начинающих свою мотокарьеру райдеров, Yamaha XJR 1300 является первым мотоциклом, причем, не сказать, что особо аварийным. Как показывает практика, его приобретают сроком на 2-3 сезона, после чего отдают свое предпочтение либо модели FJR-1300, либо уходят в класс круизеров, но что особенно примечательно, тоже марки Yamaha. Это легко объяснимо надежностью «Хыжера».
Купив этот аппарат, буквально с первого дня пропадет желание вообще открывать газ более чем наполовину, в отличие от 400-к и 600-к, где буквально каждый светофор заканчивается забросом стрелки тахометра в красную зону. На этом моторе, стрелка тахометра редко когда поднимается выше 5.000 об/мин. (Просто нет такой необходимости).
Если у Вас хорошо развит инстинкт самосохранения и Вы прекрасно отдаете себе отчет в своих действиях, то смело его покупайте, но если покупка рассматривается исключительно в целях погонять, а водительский стаж при этом находится на начальном уровне, то категорически не рекомендую.
При адекватной эксплуатации, Хыжер подарит массу позитивных эмоций, простит множество ошибок, которые обязательно будут допускаться в процессе обучения и что самое главное, после него можно пересаживаться на любой мотоцикл, вне зависимости от веса и класса. Катайтесь «с головой», не совершайте глупых неоправданных поступков и всё будет хорошо.