- Почему взрываются баллоны в автомобилях с газовым оборудованием на метане и пропане
- Возможен ли взрыв газового оборудования в машине
- Из-за чего взрываются баллоны и сгорают машины с ГБО
- Пропановая ёмкость
- Пожароопасность пропанового ГБО
- Взрывоопасность метанового баллона
- Что безопасней газ или бензин
- Опасность ГБО при аварии
- Стоит ли бояться взрыва ГБО в автомобиле?
- Откуда пошли слухи?
- Стоит ли бояться?
- Взрыв газового балона в машине, почему это происходит
- Взрывоопасно ли ГБО
- Причины взрывов
- Что делать, чтобы избежать опасности
- Взрыв газового баллона в машине: Видео
Почему взрываются баллоны в автомобилях с газовым оборудованием на метане и пропане
Последнее обновление — 2 апреля 2020 в 13:23
Перед принятием окончательного решения по установке газобаллонного оборудования на свою машину, помимо вопроса окупаемости, автолюбителей также волнует проблема безопасности авто с ГБО.
Сеть завалена видеороликами и комментариями к ним, о взрывах газового баллона в машине.
В рамках данной статьи постараемся разобраться, может ли взорваться газовый бак на авто, как часто, по каким причинам и при каких обстоятельствах это происходит.
Возможен ли взрыв газового оборудования в машине
Действительно случаи взрывов и сгорания машин в последнее время участились. Какой-то конкретной статистики нам найти не удалось, но таких случаев хватает. Интернет наводнён подобными фотографиями. Связано это во многом с развитием и популярностью газовых систем на авто. Также с попыткой собственников, максимально сократить затраты на транспорт.
Чтобы понять причину такого финала, необходимо уточнить, что в авто с газобаллонной установкой взрывается именно баллон, а как известно ёмкости бывают для метана и для пропана. Подробнее об этом можно узнать здесь. Пропан-бутановая смесь находится в баке под давлением 12-15 атмосфер в сжиженном состоянии, а метан 200 атм. в сжатом. Поэтому устройство баллонов разное, равно как причины и последствия после их взрыва.
Из-за чего взрываются баллоны и сгорают машины с ГБО
Подобное происшествие – это всегда стечение определенных обстоятельств. К тому же, не имеет значения класс установленного оборудования, пожары и взрывы газа происходят на автомобилях с ГБО 4-го и 2-го поколения.
Видео подборка о том, как взрывается газобаллонное оборудование в машине:
Пропановая ёмкость
Основная система безопасности пропановой установки находится в балонной арматуре (мультиклапан). Разработчики современного устройства специально просчитали все возможные варианты развития событий, оснастив его многоуровневой защитой:
- клапан отсечки — работает совместно с поплавком, ограничивает перелив топлива при заправке (по нормативу при наполнении баллона в нем должно остаться 20% пустого объёма для возможности расширения газа.)
- клапан аварийного сброса давления – сбрасывает давление, превышающее 27 атмосфер
- скоростной клапан – действует при обрыве расходной магистрали
- противопожарная плавкая вставка – срабатывание клапана происходит на открытом огне, после достижения заданной температуры
- механический вентиль для ручного перекрытия подачи топлива к редуктору-испарителю
- электромагнитный клапан – предотвращает подачу газа при выключенном зажигании
Кроме многофункционального устройства, система газового оборудования защищена от утечек дополнительным электроклапаном, который ставится перед редуктором или входит в его конструкцию (вместе с фильтром грубой очистки газа).
Со стороны заправочной магистрали монтируется выносное заправочное устройство, которое работает по принципу обратного клапана и предотвращает возможную утечку.
Сам баллон состоит из стали толщиной не менее 3 мм. Его заводская опрессовка происходит при давлении 30 атм., а испытания на разрыв более 70 атмосфер.
Таким образом, казалось бы, система ГБО защищена со всех сторон. Так почему же взрываются пропановые баллоны и сгорают авто.
Взрыв баллона со сжиженным нефтяным газом (СНГ/LPG) происходит из-за превышения критического давления. Рассмотрим варианты, которые чаще всего являются точкой отправления к несчастному случаю.
Первый случай
Установщик ГБО (намеренно или по неопытности):
- неверно отрегулировали мультиклапан
- поставил «какой был в наличии» (мульт подбирается под тип емкости).
- удалил клапан отсечки и поплавок, для того чтобы была возможность заправки до отказа
Теперь представим, что после заправки газом баллона с таким защитным устройством, автомобиль поставлен на стоянку на солнце или в теплый гараж зимой. При нагревании бака давление газа повысится и произойдёт взрыв, если:
- в погоне за экономией установлена арматура устаревшего класса не имеющая достаточных степеней защиты
- смонтирован б/у мультиклапан
- установлен мультиклапан не известного производителя (подделка)
При надлежащем монтаже сработает защита баллонной арматуры, и пропан просто выйдет наружу через вентиляционный канал.
Но здесь также кроется опасность, так как пропан-бутановая смесь тяжелее воздуха, в закрытых помещениях она оседает (случай с гаражом, особенно если в нём имеется смотровая яма). Опасная концентрация (2,3-9,5%) может сдетонировать от любой искры, например при включении света или сигареты.
Второй случай
Произошло возгорание автомобиля, к примеру, из-за короткого замыкания электропроводки. От пожара давление в баллоне вырастет и прогремит взрыв с воспламенением пропана.
В правильном мультиклапане, сработает защитный или противопожарный клапан. После чего топливо выйдет, без каких-либо последствий или сгорит пламенем (зависит от степени распространения пожара), но взрыва не будет.
Пожароопасность пропанового ГБО
Сам по себе пропан не воспламеняется. Возгорание газа в машине может произойти только по причине его утечки и наличия искры. А также из-за обратного хлопка (последнее характерно для ГБО 2 поколения, об этом читайте тут).
Причинами утечек могут быть ненадлежащая установка/эксплуатация газового оборудования, а именно:
- использование б/у компонентов
- низкое качество деталей
- монтаж баллона без крепления (протирание емкости)
- установка сосудов с вышедшим сроком годности
- несвоевременное переосвидетельствование емкости
- нарушение сроков технического обслуживания
Часто газ травит в соединениях, через ВЗУ или электроклапан под капотом.
Предотвратить выход топлива поможет установка запорной арматуры баллона с электромагнитным клапаном, который перекрывает подачу газа при остановке двигателя.
Также необходимо обязательно устанавливать вентиляционную камеру для вывода газового топлива за пределы автомобиля.
Ко всему прочему, причиной пожара может быть не соблюдение элементарных мер безопасности на заправке (статическое электричество, курение).
Взрывоопасность метанового баллона
По причине высокого давления, взрыв метана в автомобиле, происходит с более разрушительными последствиями. Особенно часто такое случается на заправке.
Метановые емкости бывают 4 классов, самые надёжные 1-2 типа. Сделаны они из металла толщиной от 7 до 23 – первый тип, 4.8-6мм мм – второй тип. 3 и 4 класс – состоят целиком или частично из композитных материалов (углеродное волокно).
Из-за веса наиболее распространенные на легковом транспорте емкости второго класса. Прочность менее тонких стенок достигнута кольцевой обмоткой из стекловолокна. Разрывная нагрузка 670 кг/см2 (Атм).
Функцию системы безопасности метанового ГБО выполняет автоматический запорный вентиль баллона, который при установке закручивается динамометрическим ключом моментом 320-340 кг (данные указываются в паспорте). Качественный вентиль имеет несколько ступеней защиты:
- клапан сброса аварийного давления
- устройство отсечки при обрыве магистрали
- клапан с плавкой вставкой рассчитанный на температуру 110°C
Также в системе применяется стальная сертифицированная магистраль с толщиной стенки 1мм.
Причины взрыва метанового баллона:
- установка б/у емкостей
- монтаж емкости с истекшим сроком эксплуатации
- монтаж вентиля без необходимых степеней защиты
- установка бака неизвестного производителя (без паспорта и соответствующей сертификации на территории РФ)
- установка баллона без надёжной фиксации (без рамки)
- монтаж поврежденного сосуда
- истирание баллона при вибрационных нагрузках (коррозия, микротрещины, вмятины)
- несвоевременное переосвидетельствование
Метан (CNG/КПГ – компримированный природный газ) легче воздуха, поэтому он не скапливается как пропан при утечке. В некотором смысле это является его преимуществом. Взрывоопасная концентрация метана в воздухе 5-16%.
Что безопасней газ или бензин
Бак с бензином тоже может взорваться. Причём без какого-либо давления.
Видео эксперимент, поджог бака с бензином:
Опасность ГБО при аварии
Одна из известных фирм производителей газового оборудования провела опыт с имитацией ДТП автомобилей. На обеих машинах установлено пропановое ГБО 4 поколения, только с разными баллонами. Основной удар был направлен в авто с тороидальной емкостью. При столкновении её даже не разорвало, напротив, баллон сработал как усилитель багажника.
Эксперимент с аварией авто на газовом топливе:
Стоит ли бояться взрыва ГБО в автомобиле?
Многие автомобилисты принципиально отказываются устанавливать на свои машины газобаллонное оборудование, так как боятся того, что оно может внезапно взорваться или загореться. Среди водителей действительно ходит много страшилок, которые касаются ГБО в машинах. Но вот насколько оправданы все эти опасения и какова реальная вероятность взрыва газа в машине?
Откуда пошли слухи?
Рассказы об опасности ГБО в автомобилях появились совсем не на пустом месте. Когда только-только начали переделывать машины на битопливную систему, проблемы с газом случались довольно часто. Водители жаловались на запах в салоне, плохую работу двигателя, ненадёжность всей системы, да и случались возгорания. Однако к современному газобаллонному оборудованию все эти страшилки не имеют никакого отношения.
Стоит ли бояться?
Современное оборудование имеет многочисленные системы защиты от утечки газа. Особенно большое внимание уделяют надёжности баллона, так как водители боятся, что при аварии он может взорваться. Но, как показывают испытания этих баллонов, они выдерживают очень сильные удары и не пропускают газ даже при значительной деформации. Также на этой емкости установлен защитный клапан, который не позволит наполнить баллон больше чем на 80 процентов, чтобы не допустить избыточного давления.
Но самое главное, вместе с надёжностью оборудования возросла и квалификация мастеров, которые его устанавливают. Если раньше это были обычные гаражные автомеханики, то теперь установкой и обслуживанием ГБО занимаются профильные организации с обученными специалистами. Поэтому не стоит опасаться газа в автомобилях, он совершенно безопасен.
Понравился материал? Ставь ЛАЙК и подписывайся на канал!
Каждый день автомобильные лайфхаки, хитрости и новости
Взрыв газового балона в машине, почему это происходит
Вряд ли кто-то будет спорить, что ГБО выгодно. Но насколько оно надежно? Ведь многие слышали, а некоторые даже своими глазами видели последствия пожара на автомобиле с газобаллонным оборудованием. Конечно, причиной не всегда является ГБО, но дополнительные риски для безопасности оно все же несет. Современное оборудование предоставляет определенные гарантии, но стоит порой дороговато, а если обслуживание проводится нерегулярно и не с должным качеством, то исключать взрыв газового баллона в машине невозможно. О том, как обезопасить себя и пассажиров, мы и расскажем.
Взрывоопасно ли ГБО
Используемый газ, будь то пропан или метан, не имеет ни цвета, ни запаха. Не важно, жидкий он или сжатый.
Чтобы можно было почувствовать утечку, в газ добавляют специальные составы – одоранты. Запах можно почувствовать задолго до того, как концентрация газа в воздухе станет взрывоопасной.
Кстати, пропан в этом плане немного опаснее, чем метан, но за счет меньшего давления система на пропане в целом оказывается безопаснее.
Но даже сильно насыщенный газом воздух так просто не воспламенится. Нужна хорошая искра. Поэтому взрывоопасность ГБО нужно рассматривать в комплексе с оценкой состояния других систем автомобиля. Сам по себе газовый баллон не взрывоопасен абсолютно. Толстые стенки не дадут и шанса через них просочиться. Разве только, если баллон «разопрет» по швам.
Статистика упорно говорит о том, что газ не более опасен, чем бензин, и его недостатки не настолько критичны, чтобы отказаться от ГБО совсем. А установки 4-го поколения, управляемые электроникой, вообще считаются безопасными.
Причины взрывов
Большую опасность, конечно, предоставляют агрегаты и соединения ГБО. Или столкновение, хотя запорная арматура с предохранительными клапанами способна минимизировать риск. Тут возможны варианты с превышением давления выше нормы и протечки – со всеми очевидными последствиями.
Давайте рассмотрим, почему взрываются газовые баллоны в машине. Основными причинами являются:
- низкое качество агрегатов системы и неправильная настройка;
- утечки из-за микротрещин и коррозии;
- нарушение герметичности в результате ударных нагрузок;
- перегрев баллона;
- перенаполнение свыше нормы.
Особое внимание хочется обратить именно на первый пункт. От качества ГБО и его правильного обслуживания зависит очень многое. Конечно, нельзя пренебрегать элементарными мерами предосторожности при заправке и использовании.
Что делать, чтобы избежать опасности
Если в машине взорвался газовый баллон, то водителю и пассажирам может помочь только чудо. Мгновенно возникший пожар уничтожит всё и всех. Чтобы такого не случилось:
- Надо изначально выбирать качественное ГБО и правильного установщика.
- Правильные монтаж и тестирование системы, а также ее настройка и обслуживание возможны только в условиях специализированных станций.
- Во время заправки важно следить за тем, чтобы залили или закачали «правильный» газ и не более допустимого объема.
- Соединения магистралей необходимо регулярно проверять мыльным раствором. Важно соблюдать периодичность обслуживания ГБО.
- При появлении запаха необходимо остановиться, выключить двигатель и проветрить салон. Повторный запуск возможен только после выявления причины.
Чтобы не было неприятных ситуаций, нужно ознакомиться с правилами пользования и обращения с газовыми баллонами.