Выявление неисправности электрических машин без их разборки

СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЕИСПРАВНОСТЕЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

СХЕМА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА РЕМОНТА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

Структура электроремонтного завода или электроцеха предприятия, технология ремонта должны обеспечивать качество ремонта и максимальную экономию материалов и труда. Эта структура и технология ремонта зависят от количества, номенклатуры и мощности ремонтируемых электрических машин, наличия необ­ходимого оборудования (подъемно-транспортных средств, металлообрабатывающих станков, электросварочных аппаратов, специального технологического оборудования), размеров производственных площадей и ряда других факторов.

Рис. 15.1. Схема технологического процесса ремонта

При этом учитывают также возможности кооперирования с другими электроре- монтными предприятиями, наличие кадров квалифицированных электромонтеров и электрослесарей по ремонту электрических машин, экономическую целесообразность осуществления на своем предприятии ремонта небольшого количества сложных или мощных машин, требующего особого оборудования, и др.

Важнейшие критерии организации и технологии ремонта электрических машин — сокращение нормативных сроков пребывания машин в ремонте; увеличение продолжительности работы отремонтированных машин между очередными ремонтами; снижение фактической стоимости ремонта по сравнению с плановой.

На сельскохозяйственных предприятиях применяют разнообразные электрические машины общего и специального назначения различных мощностей и конструктивных исполнений, поэтому нельзя рекомендовать универсальную структуру электроремонтного цеха или технологию ремонта. В качестве примера на рисунке 15.1 показана наиболее распространенная функциональная схема ремонта электрических машин мощностью до 100 кВт.

Электрические машины, поступившие в ремонт, тщательно осматривают, а при необходимости испытывают и разбирают с целью полного выявления причин, характера и масштабов повреждения. Осмотрмашины, ознакомление с объемом и характером предыдущих ремонтов и эксплуатационными журналами, а также проведение испытаний позволяют оценить состояние всех сборочных единиц и деталей машины и определить объемы и сроки ремонта, составить техническую документацию по ремонту, изготовить или заказать ремонтные приспособления и запасные части, произвести другие необходимые работы по организационной и технической подготовке ремонта.

Машины повреждаются чаще всего из-за недопустимо длительной работы без обслуживания и ремонта или при нарушении режима работы. Поврежденияэлектрических машин бывают механические и электрические.

Механические повреждения — это разрушение сепаратора, кольца, шарика или ролика в подшипниках качения; деформация или поломка вала ротора (якоря); образование глубоких выработок («дорожек») на поверхности коллекторов и контактных колец; ос­лабление крепления полюсов или сердечника статора к станине, разрыв или сползание проволочных бандажей роторов (якорей); ослабление прессовки сердечника ротора (якоря) и др.

Неисправности и повреждения электрических машин не всегда удается обнаружить внешним осмотром, так как некоторые из них (витковые замыкания в обмотках статоров, пробой изоляции на корпус, замыкания пластин коллектора, нарушение пайки в обмотках) носят скрытый характер, и их определяют только после соответствующих измерений и испытаний.

О всех обнаруженных после разборки машины неисправностях и повреждениях делают соответствующие записи в дефектовочной карте, на основании которых составляют маршрутную карту ремонта с указанием работ, подлежащих выполнению по каждой ремонтной единице или отдельным сборочным единицам ремонтируемой машины.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Неисправности электрических машин и их проявление

Витковое короткое замыкание вследствие пробоя изоляции между смежными витками обмотки статора или ротора приводит к повышенному перегреву электрической машины даже при нагрузке, не превышающей номинальную.
Короткое замыкание между фазами обмотки статора вследствие пробоя межфазной изоляции или пробоя изоляции двух фаз на корпус приводит к сильным вибрациям машины переменного тока, которые прекращаются при отключении машины от сети. Кроме того, наблюдается асимметрия токов в фазах и быстрый нагрев отдельных участков обмотки.
При коротком замыкании обмотки фазного ротора (или при пробое изоляции между контактными кольцами и валом) асинхронный двигатель пускается в ход при разомкнутой обмотке ротора. Под нагрузкой пуск двигателя происходит медленно, а ротор сильно нагревается даже при небольшой нагрузке. » Обрыв проводников обмотки статора двигателей переменного тока вызывает асимметрию токов и быстрый нагрев одной из фаз при работающей машине. При обрыве фазы (крайний случай обрыва проводников) двигатель не пускается при подаче напряжения, наблюдается сильный шум и быстрый нагрев двигателя. При обрыве фазы работающего двигателя наблюдается резкая асимметрия токов статора, сильный шум и быстрый нагрев сверх допустимых пределов. Обрыв стержня короткозамкнутой обмотки ротора асинхронного двигателя приводит к повышенным вибрациям, уменьшению частоты вращения под нагрузкой, периодическим пульсациям тока статора во всех фазах.
Недопустимое снижение сопротивления изоляции обмоток может произойти вследствие ее сильного загрязнения, увлажнения или частичного разрушения в результате износа.
Нарушение электрических контактов, паянных или сварных соединений приводит в асинхронных двигателях к тем же последствиям, что и обрыв витков, стержней обмотки ротора или фазы обмотки в зависимости от места нахождения данного электрического соединения. Нарушение контакта в цепи щеток приводит к повышенному искрению.
Нарушение межлистовой изоляции сердечников магнитопроводов статора машин переменного тока или ротора машин постоянного тока приводит к недопустимому повышению температуры Магнитопровода в целом и его отдельных участков. Это в свою очередь приводит к повышенному нагреву обмоток и может вызвать выгорание части магнитопровода.
Ослабление прессовки листов магнитопровода вызывает шум и повышенную вибрацию электрических машин, исчезающие после отключения машины от сети.
Ослабление крепления полюсов и сердечников статоров приводит к повышенной вибрации, исчезающей после отключения машины от сети.
Выработка коллектора и контактных колец, ослабление нажатия щеток приводит к повышенному искрению и нагреву контактных колец и коллектора. При этом износ щеток ускоряется.
Деформация вала приводит к появлению эксцентриситета ротора, больших сил одностороннего тяжения, в результате чего асинхронный двигатель не развивает номинальную скорость, а его работа сопровождается низкочастотным шумом (на оборотной частоте).
Засорение охлаждающих (вентиляционных) каналов и загрязнение корпуса приводит к повышенному нагреву машины или ее отдельных частей при нагрузках, не превышающих расчетных значений.
Выплавка баббита в подшипниках скольжения или чрезмерный износ подшипников качения приводят к нарушению соосности электрической машины и приводного механизма, к появлению эксцентриситета ротора. Первая причина вызывает повышение вибраций, которые не исчезают после отключения ее от сети, а вторая — такие же проявления, как и при деформации вала.
Нарушение уравновешенности (балансировки) вращающихся частей (муфт, шкивов и роторов) приводит к появлению повышенных вибраций.
Как видно из анализа проявлений возможных неисправностей и их влияния на рабочие свойства электрических машин, одни и те же физические дефекты могут быть вызваны различными причинами. Это часто не позволяет однозначно определить неисправности машины, а ограничиться лишь их возможным перечнем. Истинная причина может быть определена только в процессе дефектации. Если говорить о неисправностях конкретных видов электрических машин, то, как правило, эксплуатационный персонал при работе ориентируется на перечень типовых неисправностей и способ их устранения, который содержится в паспорте каждой электрической машины (или группы однотипных машин). В качестве примера в табл. 11.1 приведен перечень возможных неисправностей асинхронных двигателей с короткозамкнутой обмоткой ротора серии АИР, вероятных причин их появления и способов устранения. Аналогичные перечни содержатся в паспортах, поставляемых заводами-изготовителями вместе с электрическими машинами.
При устранении неисправностей, указанных в табл., двигатель необходимо отсоединить от питающей сети и от привода

Читайте также:  Как разобрать козырек автомобиля

Перечень возможных неисправностей асинхронных двигателей


Двигатель при пуске не разворачивается, гудит

Отсутствие или недопустимое уменьшение напряжения питающей сети.

Найти и устранить неисправности сети.

Перепутаны начало и конец фазы обмотки статора.

Произвести подключение фаз согласно схеме.

Неисправен привод ной механизм

Устранить неисправность приводного механизма

Остановка работающего
двигателя
*

Прекращение подачи напряжения.

Найти и устранить разрыв в электрической
цепи.

Неполадки в аппарату
ре распределительного
устройства и питающей

Устранить неполадки
в аппаратуре и питающей сети.

Заклинивание при
водного механизма.

Устранить неисправность приводного механизма.

Проверить обмотку
статора и устранить
причину

Вал вращается.
но нормальная
частота вращения
не достигается

Во время разгона от
ключилась одна из фаз.

Подключить отсоеди
нившуюся фазу.

Уменьшилось напря
жение в питающей сети.

Поднять напряжение
до номинального
значения.

‘ Повышенный
перегрев двигателя

Двигатель перегружен ПО TOKУ.
W

Снизить нагрузку до
номинальной.

Повышено или понижено напряжение в сети.

Установить напряжение в соответствии
с ГОСТ 183-74*.

Повышена температура окружающей среды.

Установить допустимую температуру.

Нарушена нормальная
вентиляция (загрязнены
вентиляционные каналы и корпус двигателя).
Нарушена нормальная
работа приводного механизма

Почистить корпус
и вентиляционные
каналы.
Устранить неполадки
в работе приводного
механизма

Обмотка статора
перегревается,
двигатель сильно
гудит и не
развивает
нормальной
частоты вращения

Межвитковое замыкание в обмотке статора.
Обмотка одной из фаз
пробита на корпус (землю) в двух местах.
Короткое замыкание
между фазами.
Обрыв одной из фа

Повышенный
перегрев и стук
подшипников

Неправильная
центровка двигателя
с приводным механизмом или ее нарушение.
Повреждение подшипников

Правильно отцентровать двигатель с приводным механизмом.

Повышенная
вибрация работающего двигателя

Недостаточная жест
кость фундамента.
Несоосностьвала дви
гателя с валом привод
ного механизма.
Не сбалансирован
привод или соедини
тельная муфта (шкив)

Увеличить жесткость
фундамента.
Ул уч ш ить соосность
валов.
Отбалансировать привод или муфту (шкив)

Пониженное
сопротивление
изоляции обмоток

Загрязнение или
отсырение обмоток

Разобрать и почистить
двигатель, продуть
и просушить обмотку

Разборка электродвигателей и выявление неисправностей

МОДУЛЬ 2

1. Дефектация электродвигателей.

2. Разборка электродвигателей.

3. Выявление неисправностей электродвигателей.

Чтобы определить объем ремонта электрической машины, не­обходимо выявить характер ее неисправностей. Неисправности электрической машины разделяют на внешние и внутренние.

К внешним неисправностям относятся: обрыв одного или не­скольких проводов, соединяющих машину с сетью, или неправильное соединение; перегорание плавкой вставки предохраните­ля; неисправности аппаратуры пуска или управления, понижен­ное или повышенное напряжение питающей сети; перегрузка ма­шины; плохая вентиляция.

Внутренние неисправности (повреждения) электрических машин могут быть механическими и электрическими.

Механические повреждения: нарушение работы подшипников; деформация или поломка вала ротора (якоря); разбалтывание пальцев щеткодержателей; образование глубоких выработок («до­рожек») на поверхности коллектора и контактных колец; ослабле­ние крепления полюсов или сердечника статора к станине; обрыв или сползание проволочных бандажей роторов (якорей); трещины в подшипниковых щитах или в станине и др.

Электрические повреждения: межвитковые замыкания; обры­вы в обмотках; пробой изоляции на корпус; старение изоляции; распайка соединений обмотки с коллектором; неправильная по­лярность полюсов; неправильные соединения в катушках и др.

Основные неисправности электрических машин приведены в табл. 2.3.

Таблица. 2.3. Неисправности электрических машин и причины их появления

Предремонтные испытания электрических машин

Электрические машины, которые поступают на электроремонтное предприятие (в цех), регистрируют в журнале и отправляют на склад.

Очередность передачи со склада в ремонт зависит от даты пос­тупления и типа машин (подбирают однотипные машины). Во вре­мя предремонтных испытаний выявляются дефектные узлы и час­ти машины и определяется характер и объем ремонта. Некоторые машины могут быть отремонтированы без полной замены обмо­ток; в этом случае ограничиваются ликвидацией мелких дефектов Изоляции или выводных концов. Иногда в ремонт ошибочно пос­тупают исправные машины. Выявление таких машин — одна из за­дач предремонтных испытаний.

Сопротивление изоляции обмоток относительно корпуса и между обмотками машины с номинальным напряжением до 500 В Включительно измеряют мегаомметром на 500 В; машины с номи­нальным напряжением свыше 500 В — мегаомметром на 1000 В. Сопротивление измеряют по очереди для каждой электрически не- вависимой цепи при соединении всех других цепей с корпусом ма­шины. По окончании измерений цепи разряжают на заземленный Корпус машины. Продолжительность разрядки обмоток на номи­нальное напряжение 3000 В и выше следующая: обмотки машины Мощностью до 1000 кВт (кВ -А) — не менее 15 с; обмотки машин , волыней мощности — не менее 1 мин.

Сопротивление изоляции обмоток относительно корпуса и меж­ду обмотками (МОм) должно быть не менее значения, получаемого по формуле (но не менее 0,5 МОм):

где V — номинальное напряжение обмоток, В; Р — номинальная мощность машины: для постоянного тока в кВт; для переменного тока в кВ А.

Необходимо отметить, что сопротивление изоляции у машин с неповрежденными, неувлажненными и незагрязненными обмот­ками обычно значительно больше, чем минимально допустимое, вычисляемое по приведенной выше формуле.

Испытания электрической прочности изоляции обмоток и коллектора относительно корпуса машины и между обмотками производят с помощью трансформатора путем приложения напря­жения требуемой величины (частотой 50 Гц) в течение 1 мин. Нор­мативы испытательного напряжения приведены в табл. 2.4.

Таблица 2.4. Нормативы испытательного напряжения

Неисправность, внешнее проявление и дополнительные признаки
Деталь Испытательное напряжение, В, при номинальном напряжении, В
до 230
Изготовленная или переизолирован- ная катушка после укладки в пазы и заклиновки, до соединения схемы
То же после соединения, пайки и изо­лирования схемы
Старая катушка, не демонтированная из пазов
Все обмотки после соединения схемы при частичном ремонте обмоток

Испытания изоляции относительно корпуса проводят по очереди для каждой электрически независимой цепи. Один вывод источника испытательного напряжения соединяют с выводом испы­тываемой обмотки, второй надежно заземляют и подключают к за­земляемому корпусу машины, с которым на время испытания данной обмотки электрически соединяют все другие обмотки, которые не участвуют в испытании.

Соединенные фазы многофазных обмоток считают за одну цепь, если начало и конец каждой фазы не обеспечены отдельны ми выводами, и всю многофазную обмотку испытывают относи­тельно корпуса машины целиком. Если имеются выводы от нача­ла и конца каждой фазы, испытания проводят по очереди для каждой фазы при соединении других фаз с корпусом машины. Результаты испытания изоляции обмотки относительно корпуса и между обмотками считаются удовлетворительными, если во время испы­тания не происходит пробоя изоляции или перекрытия ее скользя­щими разрядами.

При испытаниях межвитковой изоляции обмотки она должна в течение 5 мин выдерживать повышенное напряжение. Испы­тания проводят на холостом ходу электрической машины путем повышения подводимого (для электродвигателей) или генерируе­мого (для генераторов) напряжения на 30% сверх номинального. Для вращающейся машины допускается одновременно повыше­ние частоты вращения до 15%.

Для машин постоянного тока с числом полюсов более четырех испытательное напряжение должно быть таким, чтобы среднее напряжение между смежными коллекторными пластинами сос­тавляло не более 24 В. Синхронные машины, в которых при номи­нальном токе возбуждения напряжение холостого хода превыша­ет номинальное напряжение более чем на 30%, испытывают при напряжении холостого хода, соответствующем номинальному то­ку возбуждения.

При испытании трехфазных асинхронных двигателей с фазным ротором напряжение повышают при неподвижном роторе и разомкнутой обмотке; при испытании двигателей с короткозамк­нутым ротором — на холостом ходу.

Машины с многовитковыми катушками (секциями), обмотки которых имеют номинальное напряжение до 600 В включительно, допускается испытывать с использованием напряжения повышен­ной частоты.

При испытаниях на холостом ходу, кроме определения вели­чины тока и испытания межвитковой изоляции, проверяют состо­яние механической части машины, степень нагревания подшип­ников, возможность проворачивания от руки машин малой мощ­ности без зацепления, стука и посторонних шумов. Хотя ток хо­лостого хода является ненормированной величиной, его увеличе­ние сверх заводского значения (табл. 2.5) свидетельствует о нали­чии дефектов — аксиальном смещении ротора (якоря) по отноше­нию к статору, увеличении воздушного зазора между ротором и статором, использовании при предыдущих ремонтах меньшего числа витков в обмотках и листов стали в сердечниках при пере- шихтовке и др.

Таблица 2.5. Относительные значения тока холостого хода для асинхронных трехфазных двигателей

Мощность двигателя, кВт Ток холостого хода % к Iном при частоте вращения, об/мин
0,1-0,5
0,6-1,0
1,1-5,0
5,1-10,0
10,1-25,0
25,1-50,0
50,1-100

Неравномерность тока холостого хода по отдельным фазам электродвигателя не должна превышать 4,5% его среднего значения.

Температура подшипников качения не должна превышать 100 °С, подшипников скольжения — 80 °С (температура масла при этом не больше 65 °С).

Воздушный зазор между статором и ротором, а также между полюсами и якорем (ротором) машин постоянного тока и синхрон­ных оказывает существенное влияние на их эксплуатационные па­раметры (особенно асинхронных двигателей), где увеличение воз­душного зазора приводит к увеличению тока холостого хода, уменьшению коэффициента мощности и КПД. Увеличение воздушного зазора на 1% вызывает возрастание тока холостого хода на 0,6% и снижение коэффициента мощности на 0,3%. Поэтому, если воздушный зазор ремонтируемого электродвигателя больше заводского, то перед ремонтом двигателя его обмоточные данные пересчитывают. Мощность такого электродвигателя после пересче­та практически невозможно довести до паспортной, но она все же будет больше, чем при перемотке по старым обмоточным данным.

При резком увеличении воздушного зазора (табл. 2.6) в мощ­ных электродвигателях с короткозамкнутым ротором предвари тельно осуществляют механический ремонт ротора, при котором на поверхность наносят слой стали и обтачивают ротор до требуе­мого размера.

Воздушный зазор измеряют с двух противоположных торцов электродвигателя калибровочным щупом, который вводится че­рез специальные или наблюдательные люки в торцевых щитах. С каждой стороны измерения производят в четырех точках, сме­щенных одна относительно другой на 90°. Зазор определяют как среднее арифметическое всех замеров.

В асинхронных двигателях нормируется также неравномер­ность зазора, которая определяется как отношение значения зазо­ра в данной точке к его среднему значению. Отклонение не долж­но превышать 10%.

Некоторые электродвигатели не имеют люков в щитах. В этом случае зазор измеряют после их разборки. Ротор укладывают не­посредственно на статор и замеряют зазор напротив самой верх­ней части расточки статора. Затем ротор поворачивают на 90° и из­меряют зазор (с2 напротив той же точки статора. Зазор определя­ют по формуле:

Разборка электрических машин

Способ и последовательность операций при разборке в значи­тельной степени определяются мощностью и конструкцией маши­ны. Для разборки крупных машин необходимы специальный инструмент и сложные ремонтные приспособления. При разборке машин малой и средней мощности пользуются слесарным инстру­ментом и несложными приспособлениями.

Электрические машины должны приниматься в ремонт с де­монтированными передаточными и соединительными деталями. Но не всегда заказчик имеет техническую возможность осущест­вить это.

Перед снятием детали откручивают стопорный винт или выбива­ют шпонку, которая фиксирует деталь на валу. Места посадки реко­мендуется залить керосином. Для снятия деталей, посаженных на вал, применяют двух- или трехлапчатые съемники (рис. 2.13).

Рис. 2.13. Эскиз лапчатого съемника при демонтаже шкива

При снятии шкива 5 лапы 4 съемника накладывают на внеш­нюю поверхность шкива. Вращая рукоятку 2, перемещают гайку 3 влево, при этом лапы плотно захватывают деталь. Затем, вращая рукоятку 1, стягивают шкив с вала. Лапы съемника позволяют захватывать детали, а гайка 3, которая двигается по резьбовой втулке, — фиксировать положе­ние лап. Тяговое усилие, кото­рое создается ручным съемни­ком, составляет 25-30 кН.

Работы, производимые с по­мощью съемника, как правило, выполняются двумя рабочими: один поддерживает лапы, а второй вращает рукоятку.

Для снятия шкивов, шесте­рен или полумуфт, имеющих аксиальные отверстия, исполь­зуют съемник (рис. 2.14), с ко­торым может работать один ра­бочий. Траверса 1 съемника с помощью болтов 4 соединяется с демонтируемой деталью 2. При затяжке винта 5 происхо­дит снятие детали с вала.

Для предотвращения прово­рачивания ротора при затяжке винта одно плечо траверсы упи­рается в подставку из рессор­ных труб 3. При разборке более крупных деталей применяются гидросъемники, в которых уси­лие создается гидропрессом.

В некоторых случаях для об­легчения работы детали подо­гревают. Нагрев необходимо вести интенсивно, одной-двумя газовыми горелками, начиная от края детали и постепенно приближаясь к ступице. Тем­пературу контролируют с по­мощью оловянного прутка, ко­торый начинает плавиться при температуре около 250 °С. Что­бы уменьшить нагрев вала, его обертывают асбестовым карто­ном, смоченным в воде. Очень эффективно использование токов высокой частоты; при этом вал практически не нагревается.

Разборку электрических машин малой мощности, например асинхронных двигателей мощностью до 100 кВт, производят в та­кой последовательности:

снимают кожух наружного вентилятора и вентилятор (у дви­гателей закрытого обдуваемого исполнения);

откручивают болты, которыми прикреплены к станине перед­ний (расположенный со стороны, противоположной приводу) и задний (расположенный со стороны привода) щиты, а также бол­ты, которые крепят крышку подшипников со стороны привода;

снимают задний щит легкими ударами молотка из мягкого материала — дерева, цветного металла и т. д.;

вынимают ротор из статора, для чего легкими толчками пода­ют ротор в сторону переднего щита и выводят щит из замка. Затем, поддерживая ротор, вынимают его из статора. При этом следят, чтобы не повредились лобовые части обмотки, крылья вентилято­ра и другие детали;

снимают передний щит с подшипника, посаженного на вал ро­тора, легкими ударами молотка из мягкого материала, предвари­тельно открутив болты, которыми крепится подшипниковая крышка.

У электродвигателей с контактными кольцами предварительно снимают кожух контактных колец и щетки (при необходимости и подшипники вала), а затем — контактные кольца, для чего отпаи­вают соединительные хомутики от выводных концов, откручива­ют болты, которыми крепят отвододержатель (если он предусмот­рен по конструкции), снимают с канавки вала стопорное кольцо.

При съеме подшипниковых щитов машин мощностью 50 кВт и больше их равномерно отводят отжимными болтами до тех пор, пока они не выйдут из центрирующей заточки станины. Если по конструкции отжимные болты не предусмотрены, щиты снимают винтовыми или гидравлическими приспособлениями. В некото­рых машинах подшипниковый щит выводят с заточки статора ры­чагом, который вводится в отверстие между торцом станины и краем щита.

После снятия одного из подшипниковых щитов положение ро­тора по отношению к статору изменяется: ротор принимает на­клонное положение (образуется перекос). Поэтому перед снятием щита крупных машин под конец вала устанавливают домкрат или ротор подвешивают за конец вала с помощью тали. Затем заклады­вают в нижнюю часть расточки подкладку из электрокартона и только после этого освобождают конец вала от домкрата или тали.

Одной из ответственных операций является вывод ротора из рас­точки статора: если статор зацепится за сердечник или обмотку, это может привести к серьезным повреждениям. Масса роторов и якорей крупных машин достигает нескольких тонн, поэтому та­кую операцию необходимо поручать лицам, которые имеют доста­точный опыт такелажных работ. Выемку роторов и якорей машин малой мощности выполняют вручную, без применения каких-либо приспособлений. Способы и приемы выемки роторов и якорей ма­шин средней и большой мощности зависят от их конструкции, мас­сы, а также от имеющихся подъемных приспособлений.

Широко распространен способ выемки роторов и якорей машин средней мощности с помощью удлинителя — толстостенной трубы, насаженной на конец вала (рис. 2.15, а).

Машину устанавливают в строго горизонтальное положение; строп, длина которого должна быть в 4-5 раз больше длины вала, набрасывают на конец вала и на удлинитель и подвешивают к крюку. Чтобы предотвратить скольжение стропа при натяжении, в случае резкого крена ротора (якоря), строп накладывают не на ровную часть вала, а на то место, где имеется ступенька-переход от одного диаметра вала к другому. Для этой же цели к удлините­лю приваривают специальное упорное кольцо, а подвеску на крюк делают в виде петли-удавки. Строп не должен находиться на шей­ке вала, касаться вентилятора, контактных колец, коллектора и обмотки. Если лобовые части обмотки статора выступают из кор­пуса, то между стропом и корпусом кладут предохранительный де­ревянный брусок.

После подвески стропа каждую его ветвь регулируют таким обра­зом, чтобы при пробном натяжении стропа ротор находился в стро­го горизонтальном положении. Затем с помощью крана ротор при­поднимают и сдвигают в сторону, показанную на рис. 2.15, а стрел­кой, до того положения, пока строп не подойдет близко к лобовой части обмотки статора. Свободный конец вала опускают на заранее подготовленную шпальную выкладку, а конец ротора со стороны удлинителя — на сердечник статора, защищенный прокладкой из электрокартона 5 (можно использовать также ленточный строп). После этого осуществляют перестропывание, строп набрасывают на крюк и на бочку ротора по центру тяжести ротора (рис. 2.15, в).

Центр тяжести находят путем перемещения стропа по ротору с последующим натяжением его до такого положения, когда подве­шенный ротор будет находиться в строго горизонтальном положе­нии. После выверки натяжения стропа ротор окончательно выво­дят из расточки статора. При этом все время проверяют воздуш­ный зазор.

Рис. 2.15. Способы вывода ротора (якоря) из статора:а- с помощью удлинителя из толстостенной трубы; б — с помощью скобы; в — уравновешивани­ем массы ротора (якоря); г — специальным приспособлением, установленным на станине электрической машины

Читайте также:  Схема простого вечного двигателя
Оцените статью