Выезд автомобиля за пределы проезжей части

Когда езда по обочине разрешена?

В крупных городах автомобильная пробка – привычное дело. А те, кто не желает терять время в ожидании часто решаются на опасный маневр – объезжают пробку по обочине или тротуару.

Однако это – прямое нарушение правил дорожного движения. Какой штраф за это предусмотрен? А в каких ситуациях выезд на обочину разрешен?

Что такое «обочина»?

Согласно действующих правил дорожного движения (глава 1, пункт 1.2), обочина – это площадка, примыкающая к проезжей части, но отделенная от ней иным типом покрытия или же дорожной разметкой.

Её предназначение – это передвижение пешеходов, велосипедистов (при отсутствии тротуаров и специально выделенных мест для их движения), а также парковка или остановка транспортного средства.

В ПДД глава 9, пункт 9 четко указано, что движение механических транспортных средств по обочине дороги– запрещено. Также запрещается совершать любые маневры на проезжей части, для завершения которых водителю обязательно потребуется выехать на обочину (за исключением парковки, остановки и ограничения ширины проезжей части, из-за которой невозможно совершить разворот). Но с чем это связано?

Почему нельзя выезжать на обочину?

В ПДД детального описания, почему водителям запрещается выезжать на обочину – нет. Но эту информацию во время обучения рассказывают в автошколе. При выезде за пределы проезжей части автомобиль создает препятствие для движения пешеходов, других участников дорожного движения передвигающихся на данный момент по тротуару или обочине. Вместе с этим, покрытие данного участка не предусмотрено для больших нагрузок. Нередко там же имеется песок, гравий, а при проезде через них создается пыльная завеса. И это тоже может стать причиной создания аварийной обстановки для других участников дорожного движения!

Кому разрешена езда по обочине?

Согласно ПДД 11.6, 25.2 и 24.7, движение разрешено:

  1. Мопедам.
  2. Велосипедам.
  3. Тихоходным ТС.
  4. Коммунальным и дорожно-эксплуатационным транспортным средствам (при выполнении служебного задания).
  5. Вьючным животным.
  6. Транспортным средствам, выполняющим подвозку груза (при отсутствии любого иного подъезда, не предусматривающего выезд на обочину).
  7. Автомобилям полиции и скорой помощи (со включенными маячками, как того требуют ПДД).

Также правилами дорожного движения описываются ситуации, при которых выезд на обочину разрешается (глава 9, пункт 9). К ним относятся:

  • парковка и остановка (в отведенных для этого местах, если это не создаст аварийную обстановку и не помешает движению иным участникам дорожного движения);
  • разворот транспортного средства (когда ширина дорожного полотна слишком мала для совершения данного маневра);
    для разъезда транспортных средств (на узких дорогах);
  • аварийная остановка (но водитель должен в обязательном порядке убедиться, что его авто не будет мешать остальным участникам движения).

Какой штраф предусмотрен за выезд на обочину?

Ответственность водителя за выезд на обочину (если это является нарушением ПДД и не относится к ситуациям, когда запрет не действует) обусловлена статьей 12 пункт 15 КоАП РФ. Штраф составляет 1500 рублей.

А за проезд по велосипедным дорожкам или тротуарам (в их число входит и тротуар, если он помечен знаком, разметкой или отделен от проезжей части) штраф предусмотрен в размере 2000 рублей.

За нарушение действующих правил расположения транспортных средств на обочине предусмотрен штраф в размере 1500 рублей. Имеется ввиду, когда автомобиль ставят на стоянку, остановку, но это создает преграду для перемещения других транспортных средств. К данной ситуации относится и создание преграды грузовым транспортным средством, но в этом случае штраф составит от 1000 до 1500 рублей.

За езду и обгон по обочине штраф также составляет 1500 рублей. Однако если обгон совершен с левой части (то есть, с выездом на полосу встречного движения), то за такое правонарушение предусмотрена административная ответственность уже в размере 5000 рублей и/или лишение водительского удостоверения сроком до 6 месяцев. При повторном нарушении водителя лишают прав на 12 месяцев. Более высокий штраф объясняется тем, что при таком маневре водитель нарушает сразу несколько действующих запретов правил дорожного движения.

Как оспорить нарушение, если его зафиксировала камера?

Камеры видеофиксации правонарушений сейчас расположены практически во всех городах Российской Федерации. При этом они фиксируют не только превышение допустимого скоростного режима движения транспортного средства, но и несоблюдение правил парковки, остановки.

К сожалению, оспаривать так называемые «письма счастья» практически невозможно. Автоюристы рекомендуют ориентироваться только на наличие следующих факторов:

  • отсутствует четкое разграничение полосы движения и тротуара;
  • отсутствует или плохо видимая дорожная разметка, которая показывает ограничение проезжей части (обычное дело для дорог за пределами населенных пунктов, но там камеры – большая редкость);
  • сложная дорожная обстановка (например, пробка, которая усложняет передвижение – штраф, как минимум, будет меньше, а то и вовсе только предупреждение);
  • имеет место технический сбой аппаратуры видеофиксации (универсальный вариант, но расследование займет немалое количество времени);
  • водитель совершил вынужденную остановку (не секрет, что включенная «аварийка» поможет решить массу вопросов).
Читайте также:  Оборудования для сборки машин

Как оспорить решение контролирующих органов? Согласно действующим нормативам, жалобу необходимо подавать в ГИБДД того отделения, откуда было прислано «письмо счастья». Каких-либо особых правил составления жалобы не предусмотрено, но в ней необходимо четко указать свои претензии и предоставить разъяснения.

Дальнейшие действия водителя следующие:

  • дождаться ответа ГИБДД в письменной форме (на это им дается не более 10 дней);
  • в случае отказа – обращаться в районный суд (по месту совершенного преступления);
  • если ответа за 10-дневный срок нет – также обращаться в районный суд;
  • после получения решения суда – снова обратиться в ГИБДД для аннуляции правонарушения или уплаты штрафа.

Если все же факт нарушения ПДД будет доказан, то оплатить штраф необходимо в 10-дневный срок (или +60 дней после дополнительного обращения с требованием отсрочки).

Итого, проезд по обочине – это нарушение правил дорожного движения, за которое предусмотрен штраф в 1500 рублей. Аналогичные меры предусмотрены и за нарушение правил расположения ТС (при остановке или парковке на обочине/тротуаре).

Если речь идет о совершении обгона за пределами проезжей части, то штраф может составить до 5 тысяч рублей с временным лишением водительских прав.

Полезное видео

На примере данного видео можно узнать требования к обочине дороги:

Выезд на дорогу с обочины

Последнее обновление: 03.06.2020
Комментариев нет

Согласно определению термина обочина, данному в разделе 1 ПДД, обочина — это элемент дороги, который примыкает непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней. Обочина может отличаться типом покрытия или может быть отделена от проезжей части сплошной линией разметки 1.2. Обочина предназначена для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

Исходя из определения, выражение «выезд на дорогу с обочины» не совсем верное, потому как обочина является частью дороги. Правильнее было бы «выезд на проезжую часть с обочины». Но суть от этого не меняется.

В общих случаях движение транспортных средств по обочине запрещается за исключением съезда на обочину для остановки или стоянки и, соответственно, выезда на дорогу с обочины для продолжения движения (пункт 9.9). Постановка автомобиля для остановки или стоянки на обочине допускается только параллельно краю проезжей части (пункт 12.2).

Начало движения с обочины

Перед тем, как начать движение вперед с обочины, также как и отъезжая от края проезжей части, Правила требуют уступить дорогу попутным транспортным средствам, которые уже находятся в движении и приближаются сзади.

Одним из частых вопросов является: когда отъезжаешь от обочины, какой «поворотник» надо включать? Очевидно, люди путают выезд на проезжую часть дороги с обочины и выезд с прилегающей территории на дорогу.

Сигналом начала движения от обочины служит левый указатель поворота (пункт 8.1). Включение «поворотника» не дает преимущества, а только лишь предупреждает других участников о намерении водителя тронуться с места и влиться в поток движущихся машин.

Как безопасно выехать с обочины и «влиться» в основной поток

Основное правило безопасности — нужно точно знать о дорожной ситуации вокруг автомобиля. Поскольку автомобиль на обочине стоит параллельно дороге «носом» вперед по движению, а основной поток машин приближается сзади, перед стартом и выездом на проезжую часть нужно выяснить обстановку сзади автомобиля.

Для этого нужно посмотреть в зеркала заднего вида, а еще лучше, повернуться и посмотреть влево-назад. Взгляд в ту сторону даст более полную картину.

Оценив ситуацию на дороге, и убедившись, что едущим сзади (которые еще далеко) не будет создано помех, можно приступать к движению — старт автомобиля и выезд с обочины на проезжую часть. Далее следует разгон и набор скорости.

В зависимости от обстоятельств, особенно, когда поток попутных машин плотный, иногда приходится очень быстро увеличивать скорость, чтобы «задние» машины не смогли быстро догнать ваш автомобиль.

Выезд с обочины, или причины, которые могут привести к столкновению с попутчиками

а). Не заметил автомобиль, движущийся сзади. Такое бывает из-за обычной невнимательности, или когда кто-нибудь или что-то отвлекает от дороги. Водитель трогается с места, не глядя в зеркала поворачивает руль влево, и тут «бац»! В делопроизводстве потом напишут «не уступил дорогу ТС, имеющему преимущество».

б). Слабый набор скорости, когда выезд с обочины уже произошел и автомобиль находится на проезжей части, но едущий сзади другой авто успевает догнать, и тот «задний» автомобиль вынужден либо тормозить, либо объехать вашу машину, разумеется, если для объезда у него достаточно места на дороге.

Когда поток машин движется непрерывно, иногда бывает целесообразно немного подождать, стоя на обочине, пока не появится «окно» для безопасного выезда на проезжую часть. Обычно, ждать приходится недолго.

в). Когда выезд на проезжую часть осуществляется из ряда стоящих на обочине машин, и выезд происходит одновременно с кем-нибудь еще — тот выезжает либо спереди, либо сзади. Подобная ситуация рассмотрена в статье Одновременный отъезд от края проезжей части.

Читайте также:  Работа ремонт путевых машин

Причиной столкновений в таких случаях является также обычная невнимательность, приходится контролировать ситуацию и сзади своего автомобиля, и впереди, а делать это одновременно удается не всегда. Но любая ситуация переменчива, как было сказано выше, если берут сомнения, иногда есть смысл немного подождать.

Причины столкновений в условиях выезда на дорогу с обочины могут быть разными, всех ситуаций на дороге предусмотреть невозможно, а основные перечислены выше. Нужно уметь чувствовать свой автомобиль, соблюдать Правила и учиться доверять своей интуиции. Тогда вопросы типа «кто был не прав» отпадут сами собой.

В заключение предлагаю ознакомиться с содержанием статей по схожей тематике:

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 03.06.2020

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Остановка и стоянка в ПДД

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о различиях понятий остановка и стоянка, а также о правилах дорожного движения, относящихся к выполнению остановки и стоянки. Кроме того, будут рассмотрены и возможные штрафы за неправильную парковку транспортных средств.

Различия понятий остановка и стоянка

В первую очередь давайте разберем разницу между понятиями остановка и стоянка. Это позволит в дальнейшем рассматривать правила для каждого из маневров по отдельности.

Если говорить максимально просто, то эти понятия различаются по своей длительности. Остановка — короткий маневр, а стоянка — маневр длинный. Однако это не все их различия, поэтому обратимся к пункту 1.2 правил дорожного движения:

«Остановка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

«Стоянка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

В первую очередь и остановка, и стоянка являются преднамеренным прекращением движения, то есть они осуществляются по желанию водителя. Не нужно путать их с прекращением движения в соответствии с ПДД (например, чтобы пропустить пешеходов на переходе) и с вынужденной остановкой:

Преднамеренное прекращение движения транспортного средства является остановкой в двух случаях:

  • Если автомобиль не двигался менее 5 минут. При этом не имеет никакого значения, чем занимались в это время водитель и пассажиры.
  • Если транспортное средство остановилось для посадки или высадки пассажиров либо для погрузки или разгрузки грузов. При этом не имеет значения длительность маневра.

Все остальные преднамеренные прекращения движения (длительностью 5 минут и более и не связанные с посадкой пассажиров и выгрузкой грузов) являются стоянкой.

Длительность менее 5 минут Длительность более 5 минут
Происходит посадка/высадка пассажиров или загрузка/разгрузка грузов остановка остановка
Отсутствует посадка/высадка пассажиров или загрузка/разгрузка грузов остановка стоянка

Еще раз про длительность маневра. 4 минуты 59 секунд — остановка. 5 минут 0 секунд — стоянка.

Еще раз про загрузку/разгрузку грузов. Если водитель вышел покурить на 10 минут, то имеет место стоянка. Если водитель вышел покурить на 10 минут и достал для удобства из багажника табуретку (груз), то имеет место остановка.

Правила выполнения остановки и стоянки в 2021 году

Правила дорожного движения, относящиеся к выполнению остановки и стоянки, располагаются в главе 12:

Где можно ставить транспортное средство?

На правой стороне дороги

Рассмотрим пункт 12.1 ПДД:

12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии — на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, — на тротуаре.

1. Если справа от проезжей части есть обочина, то автомобили разрешается ставить только на обочине. Если обочина занята другими автомобилями или чем-то еще, то ставить автомобили на проезжей части не разрешается.

2. Ставить автомобили на проезжей части можно только в случае отсутствия обочины. При этом машина должна стоять у края проезжей части, то есть у бордюра.

В населенных пунктах паркуется огромное количество автомобилей и чтобы встать рядом с бордюром придется выполнить парковку задним ходом. Водитель, который не умеет выполнять параллельную парковку и оставляет машину в метре от края проезжей части, является нарушителем.

3. В исключительных случаях можно ставить автомобили и на тротуаре. Ниже данная ситуация будет рассмотрена более подробно.

На левой стороне дороги

Рассмотрим вторую часть пункта 12.1:

На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на левой стороне дорог с односторонним движением разрешается лишь остановка для загрузки или разгрузки).

На левой стороне дороги можно останавливаться только в населенных пунктах и только в следующих случаях:

1. На двухполосных дорогах (по одной полосе в каждом направлении) без трамвайных путей посередине. Если трамвайные пути расположены слева или справа, то они не запрещают остановку на левой стороне дороги.

Читайте также:  Дмрв для газ 3110 406 двигатель

Примечание. На практике на дороге может быть нанесена сплошная линия разметки, которая не позволит выполнить остановку или стоянку на левой стороне дороги.

2. На дорогах с односторонним движением также разрешена стоянка на левой стороне. В данном случае наличие или отсутствие трамвайных путей не играет абсолютно никакого значения.

Грузовые автомобили тяжелее 3,5 тонн (категория С) могут останавливаться на левой стороне дорог с односторонним движением только для загрузки или разгрузки. Т.е. на дороге с односторонним движением грузовик не может на левой стороне дороги:

  • выполнить стоянку;
  • остановиться на время менее 5 минут (без погрузки);
  • остановиться для посадки или высадки пассажиров.

Однако водитель грузовика может встать на стоянку на правой стороне дороги с односторонним движением.

Как ставить транспортное средство?

Параллельно краю проезжей части

Ответ на вопрос как ставить транспортное средство дается в пункте 12.2 правил дорожного движения:

12.2. Ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда.

Таким образом транспортные средства должны стоять параллельно краю проезжей части и при этом как можно ближе к этому самому краю.

Если водитель не умеет выполнять параллельную парковку и попытается припарковаться передом на небольшом расстоянии, то с большой долей вероятности он поставит автомобиль под углом. Такая парковка является нарушением правил дорожного движения, и за нее предусмотрен штраф, речь о котором пойдет ниже.

Отдельно стоит рассмотреть правила парковки двухколесных транспортных средств (мотоциклов, скутеров, мопедов, велосипедов). Их разрешается ставить в 2 ряда, т.е. один из мотоциклов может стоять и не у края проезжей части.

Под углом к краю проезжей части

Отдельный абзац пункта 12.2 регламентирует постановку транспортных средств под углом:

Сочетание знака 6.4 с одной из табличек 8.6.4 — 8.6.9, а также линиями дорожной разметки допускает постановку транспортного средства под углом к краю проезжей части в случае, если конфигурация (местное уширение) проезжей части допускает такое расположение.

Ставить транспортные средства под углом к проезжей части разрешается только в тех местах, где имеется местное уширение проезжей части, и только в том случае, если на это указывают одновременно дорожные знаки и дорожная разметка.

На тротуаре

Последний абзац пункта 12.2 посвящен остановке и стоянке транспортных средств на тротуарах:

Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.4.7, 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6 — 8.6.9.

Речь идет о следующих знаке и табличках:

8.4.18.4.8 «Вид транспортного средства». Указывают вид транспортного средства, на который распространяется действие знака.

8.6.18.6.9 «Способ постановки транспортного средства на стоянку». 8.6.1 указывает, что все транспортные средства должны быть поставлены на стоянку на проезжей части вдоль тротуара; 8.6.2 — 8.6.9 указывают способ постановки легковых автомобилей и мотоциклов на околотротуарной стоянке.

Обратите внимание на то, что на тротуаре могут стоять только легковые автомобили, мотоциклы, мопеды и велосипеды. Причем только при наличии соответствующих знаков.

Кроме того, транспортные средства должны стоять именно так, как это изображено на табличке:

Обратите внимание, только на 6 из 9 табличек изображена постановка автомобиля на тротуаре. 3 таблички предусматривают остановку около тротуара. Однако на все транспортные средства распространяется только первая табличка.

Запрещается ставить на тротуар любые грузовые автомобили, причем не только категории C, но и категории B. При этом все грузовые автомобили должны останавливаться только параллельно краю проезжей части, а при наличии на дороге одной из табличек 8.6.2 — 8.6.9 не могут останавливаться вообще.

Также нарушением правил является и остановка легкового автомобиля или мотоцикла на тротуаре при отсутствии соответствующей таблички.

Перейдем к штрафам за нарушение правил остановки и стоянки.

Штрафы за неправильную парковку в 2021 году

Штрафы за нарушения правил парковки, рассмотренные в этой статье, могут быть наложены по статье 12.19 кодекса об административных правонарушениях:

Остановка или стоянка В Москве или Санкт-Петербурге В других регионах
на железнодорожном переезде 1 000 рублей или
лишение прав на 3-6 месяцев
на месте для инвалидов 5 000 рублей
на пешеходном переходе 3 000 рублей 1 000 рублей
на тротуаре 3 000 рублей 1 000 рублей
на остановке общественного транспорта или такси 3 000 рублей 1 000 рублей
на трамвайных путях 3 000 рублей 1 500 рублей
далее первого ряда 3 000 рублей 1 500 рублей
в тоннеле 3 000 рублей 2 000 рублей
с созданием препятствий
для других ТС
3 000 рублей 2 000 рублей
в зоне действия
запрещающих знаков
3 000 рублей 1 500 рублей
в других случаях 2 500 рублей предупреждение или 500 рублей

В 2021 году наказания за неправильную остановку и стоянку являются не слишком высокими, поэтому многих водителей они не останавливают. Даже на «самых дорогих» местах для инвалидов нередко стоят автомобили нарушителей.

Также следует сказать и о том, что существует дополнилеьный перечень мест, в которых запрещаются остановка и стоянка. Они рассмотрены в отдельной статье:

Оцените статью