Все тест драйвы рапида

Острый руль, умеренный грохот и люлька с бортами: первый тест Skoda Rapid 2020

Обновлённая Skoda Rapid вышла на российский рынок с многомесячным опозданием: из-за пожара на индийском заводе, поставлявшем в Калугу задние фонари, российских любителей «младшей Окташи» посадили на голодный паёк ещё до начала карантина. Во время разгула эпидемии замер уже российский завод VW, и лишь после блистательной победы отечественной медицины Skoda Rapid, пусть и опозданием на несколько месяцев, всё же встала на конвейер в технопарке «Грабцево». По «железу» – по крайней мере агрегатному – в машине не изменилось ничего, хотя без новой штамповки не обошлось. С одной стороны, это не мешает «Шкоде» называть рестайлинговую версию «принципиальной новой», с другой, по нынешним временам такое «обновление» – тоже повод для рубрики «первый тест-драйв».

Вопреки обыкновению, мы не будем приводить статистику продаж Rapid и уж тем более сравнивать её с продажами конкурентов: в первом квартале покупатели получали в основном машины 2019 года выпуска, а новая рестайлинговая Octavia Rapid поступила к дилерам только под конец весны. Поэтому объемы продаж Рапида заведомо довольно низкие, и к потребительским предпочтениям это отношения не имеет.

А вот к соотношению предпочтений владельцев обратиться стоит, это не только небезынтересно, но и объясняет, почему на тест-драйв организаторы выкатили только версии с 1,6-литровым мотором MPI (CWVA) и японским гидромеханическим «автоматом» Aisin FA69G117. Итак, по результатам прошлого года, на базовый двигатель, локализованный в Калуге, пришлось аж 85% продаж, при этом ручную коробку, которая идёт и с версией в 110 л.с., и с самым дешёвым вариантом в 90 «лошадок», предпочитает чуть более половины (57%). Остаётся добавить, что меньшинство не жалеет денег на 1,4-литровый TSI (CZCA) и немецкую коробку DSG7 (она же FD7CW002) с двумя автоматическими «сухими» сцеплениями. Интересно, что в ОТТС, выданном Росстандартом указано, что сцепления — «мокрые», получается, что и Росстандарту уже верить нельзя.

С рестайлингом количество передач в ручной коробке FM52T122 не увеличилось – их осталось пять. По нынешним временам – чистый моветон, видимо, именно поэтому нам на тест предложили двигатель с японским «автоматом», который идёт только к 110-сильному исполнению. Перед поездкой давайте вспомним, чем обновлённая Skoda Rapid отличается от прежней версии?

Сразу переходим и к внутренним изменениям, поскольку для изрядного числа автовладельцев они куда важнее – всё-таки водитель во время эксплуатации автомобиля проводит практически всё время в салоне, а не вне его.

Двухспицевый руль показал себя вполне жёсткой конструкцией, по крайней мере при активном вождении он не «гуляет», а вот новая компоновка клавиш на спицах «баранки» представляется весьма спорной. Слева здесь добавилась кнопка трёхступенчатого подогрева руля – новой опции, справа – круиз-контроль и ограничитель скорости, которые прежде размещались на рычажке, расположенном за рулём и закреплённом слева от колонки. Вообще, глядя на спицы, трудно разобраться, что к чему, не говоря уже о том, чтобы с ходу, вслепую, во время движения начать пользоваться размещёнными на них кнопками. А ведь в том числе и за интуитивную немецкую эргономику мы так полюбили «Шкоду».

Энкодеры, предназначенные для регулировки громкости аудиосистемы (на левой спице) и листания данных на экране бортового компьютера (на правой), теперь выполнены в виде куда более длинных цилиндров, чем прежде, да ещё к тому же и закреплённых консольно. Поскольку Rapid – это всё-таки бюджетный автомобиль, естественно, эти цилиндрики люфтят. Короче говоря, спорное решение, какими были полны передовые китайские модели ещё несколько лет назад. В этом смысле интересно будет сравнить «баранку» Rapid с рулём обновлённого этой же весной VW Polo, где обошлись вообще без энкодеров, которых не было и на дорестайлинговой версии. Если судить по фотографиям, руль ближайшего родственника Рапида по калужскому конвейеру кажется более удобным, однако не будем забегать вперёд, дождёмся теста.

​Вообще же, интерьер новой Skoda Rapid производит двойственное впечатление: с одной стороны – качественная «баранка» и модный 8-дюймовый дисплей, с другой – всё тот же бюджетный пластик центральной панели. Вот уж сколько шишек получил от нас на свою голову недавний новичок нашего рынка, рестайлинговый Renault Kaptur, однако ж «русские французы» не пожадничали и потратились на мягкий пластик панели, а «русские чехи» – нет.

Ещё раз я вспомнил про Каптюр, подстраивая под себя водительское сиденье обновлённой Skoda Rapid перед стартом по непродолжительному маршруту. Признаюсь, я давненько не ездил на Рапиде и уже думать забыл, что у какой-нибудь из машин в сегменте седанов В+ и в субкомпактных кроссоверах на передних сиденьях такая короткая подушка! Отмечу, что ростом я – чуть ниже среднего, а именно – 176 см, и тем не менее мне эти подушки показались совсем неудобными. Мой приятель, с которым мы делили одну тестовую машину, уже несколько лет владеет Рапидом и на подушки не жалуется, правда, он и ниже меня.

Читайте также:  Замена подушки двигателя сузуки джимни

Пройдёмся и дальше по передним креслам. На нашей машине стояли спортивные сиденья из пакета Black Edition, однако вся их «спортивность» скорее носит декоративный, нежели функциональный характер. Скажем сразу – не тратьтесь на них, потому что поддержку они дают только для плечевого пояса. Профиль у этих кресел не ярко выраженный, что особенно ощущается на спинке в поперечной плоскости. Это вам не спортивный ковш, это какая-то люлька с бортами, куда проваливается спина. Кроме того, подголовник этого кресла хорошо бы ещё немного наклонить вперёд, потому что затылок ложится на него только в том случае, если спинка установлена практически вертикально.

Что касается акустики, здесь всё на прежнем уровне: подкапотное пространство изолировано в целом очень даже хорошо, по крайней мере, шум от 1,6-литрового двигателя не доминирует в салоне ни при интенсивном разгоне, ни при поддержке средних или высоких оборотов. По большому счёту силовой агрегат вообще не досаждает пассажирам, чего не сказать обо всём остальном: безбожно фонят зеркала и стойки, очень хорошо слышны шины (особенно на щербатом асфальте). Подвеску не слышно только на идеальной дороге, коих в наших широтах пока не проложено, поэтому она передаёт не только ударные нагрузки от всех типов и видов неровностей, но и сопровождает это уханием и грохотанием, правда, в умеренном объёме.

Подвеска Рапида, заслужившая народное звание «дубовой», оказалась не так уж и плоха на грунтовке, по крайней мере, если двигаться с умеренными скоростями. Кроме того, не нужно забывать и об обратной стороне медали, которая в потребительском смысле как раз самая что ни на есть выигрышная. Речь идёт о замечательной управляемости чешской машины, достигаемой на хорошем асфальте как раз за счёт характеристик подвески. Свою лепту вносят и настройки рулевого управления, и чёткая околонулевая зона, и адекватная обратная связь, дающая водителю совершенно однозначное представление о повороте управляемых колёс. Вы наверное удивитесь, но на этой 110-сильной «Шкоде» с «автоматом» можно очень даже неплохо подзажечь. Конечно, речь идёт не о разгоне, который начинает сильно страдать с каждым новым килограммом груза, не говоря уже о каждом «лишнем» седоке. Смысл в том, что если удерживать с помощью ручного режима в коробке стрелку тахометра у «красной зоны», то Рапид будет очень даже хорошо входить в повороты, держать дугу и так далее.

Нужно делать скидку на бюджетный характер машины – скажем, при скоростях выше 140-150 км/ч машину начинает водить по полосе, особенно на плохом асфальте, так что лучше этого порога не превышать. Однако по управляемости в своём сегменте Rapid остаётся одним из лучших, если не лучшим автомобилем. Озорной характер поддерживают настройки педали газа и тормоза. Первой очень удобно дозировать тягу, по крайней мере, в спортивном и ручном режиме управления коробкой, вторая сразу «схватывает», позволяя точно замедлять Рапид перед поворотом. Что касается экстренного торможения, с ним «Окташа» справляется очень хорошо, сохраняя почти «по струнке» прямолинейную траекторию.

Ещё добавка по подвеске, которую многие владельцы Рапида упрекают в сочетании «дубовости» и склонности к колебаниям. Колебания и в вертикальной плоскости и даже небольшие покачивания в поперечной плоскости действительно имеются, однако быстро гасятся амортизаторами, что опять же способствует, а не препятствует быстрой езде.

Не будем забывать о широких возможностях ручного управления коробкой, которые дает японский агрегат. Хотя в ручном режиме при достижении красной зоны (6000 об/мин), а часто – и позже, передача повышается, но держать ступень перед повышением сможет даже водитель средней квалификации. Кроме того, в отличие от многих «автоматов», Aisin на Рапиде настроен под относительно широкий диапазон возможностей по замедлению. Короче говоря, мы ведём к тому, что этот вроде бы пенсионерский седан вполне можно предложить и молодой паре, не утратившей вкус к активной езде. Конечно, соревноваться с «зажигалками» со светофора Rapid не сможет, а вот с комфортом и достойным уровнем безопасности поддерживать высокие скорости при прохождении загородных извилистых дорожек – очень даже, но тут, повторимся, многое зависит от навыка водителя. Цепкая подвеска вообще многое прощает, особенно если постоянно держать ведущие колёса под тягой. Хорошо бы, конечно, поставить машину на опциональные колёса 16-го диаметра…

На молодёжь мы ещё упираем и потому, что самую доступную версию с АКП можно уложить в 950 тысяч рублей. И пусть это будет вторая снизу комплектация Active, но так и не «барабан-эдишн». В любом случае, кому как не молодым экономить на комфортных опциях. Понятно, что хочется версию помажорнее – с полностью светодиодными фарами (в дешёвых версиях светодиоды только на ближнем свете), с изменением геометрии светового пучка, с 8-дюймовым экраном мультимедийки, а не простенькой 6,5-дюймовой версией, но, поверьте, все эти «роскошества» вместе с 1,4-литровым мотором и коробкой DSG лучше приберечь до того времени, пока не скопится сумма на покупку автомобиля более высокого класса.

Читайте также:  Что нужно сделать чтобы поменять цвет автомобиля

Напоследок – немаловажное замечание: японская коробка не слишком усиливает расход топлива. Даже долговременная езда с «тапкой в пол» даёт не больше 12,5 л/100 км, притом что размеренное движение вне городской черты в полузагруженной машине даёт не более 9 литров, а то и меньше. Что касается типа топлива, к сожалению, несмотря на долгую жизнь в России, двигатель 1,6 MPI так и не был адаптирован под 92-й бензин, что не мешает потребителям экономить и массово использовать более дешёвое топливо…

Тест драйв Skoda Rapid –
«Cплошные вопросы»

О Skoda Rapid

Шкода Рапид

Новая модель представляет собой автомобиль с популярным у марки Skoda кузовом лифтбек. По сути, это хэтчбек, но с “оттопыренным” на манер седана багажником. Визуально автомобиль кажется седаном, а на деле оказывается, что крышка его багажного отсека поднимается вместе с задним стеклом. Получается и солидно, и практично одновременно. Впрочем, задняя часть новинки, на мой взгляд, вышла у дизайнеров несколько тяжеловатой. Что, собственно, немудрено – объем багажного отделения составляет нереальные для этого размерного класса 550 л! Зато передок, имеющий чистые и выверенные линии, удался создателям однозначно.

По поводу размерного класса, кстати, возникают вопросы. Производитель позиционирует Rapid между моделями Octavia и Fabia. Fabia принадлежит к размерному классу “В”, а Octavia – к следующему за ним классу “С”. Но Rapid по размерам еле вписывается в границы класса “С”, притом что Octavia на несколько сантиметров залезла в следующий класс “D”, что не мешает ей именоваться представителем С-класса. Сам же Rapid позиционируется как автомобиль класса “В”, где, по словам представителей марки, его основным конкурентом на нашем рынке будет Hyundai Solaris. Да и популярный у нас Volkswagen Polo Sedan играет на том же поле. Если учесть, что Skoda является подразделением концерна Volkswagen, возникает вопрос о внутренней конкуренции. Но с этим они, думается, как-нибудь разберутся. При этом взгляд на Rapid вызывает подозрения, что он имеет с Polo Sedan общую платформу. Хотя шкодовцы говорят, что это не так.

Передняя часть платформы с подвеской McPherson у них действительно общая. Утверждается, что ее взяли у модели Fabia, но мы-то знаем, что Fabia построена на шасси Polo. А вот задок со скручивающейся балкой позаимствовали у Skoda Octavia предыдущего поколения, которая у нас известна под именем Octavia Tour. Впрочем, у седана Polo сзади тоже балка, но от VW Golf четвертой генерации. Интересно, что за балка у Octavia Tour? Видимо, от Audi A3 первого поколения, на платформе которой она построена и которая, в свою очередь, использует платформу… “четвертого” VW Golf. Прямо детектив получается.

Как бы то ни было, Rapid длиннее Polo Sedan на 99 мм, а его колесная база превосходит фольксвагеновскую на 50 мм. При этом багажник объемнее на целых 90 л. Словом, это на данный момент самый вместительный автомобиль среди себе подобных. Представители Skoda обещают необыкновенный для этого класса простор на задних сиденьях. Но сначала попробуем с комфортом устроиться за рулем.

Великое в малом

Геометрически правильный интерьер напоминает об уменьшенной копии флагманской модели Superb. Да и не только о Superb, но и о множестве других автомобилей концерна Volkswagen. Это означает “всефольксвагеновские” блок климат-контроля и музыкальной системы и, конечно же, идеальную эргономику. Многие скажут, что дизайн интерьера навевает скуку. Зато качество сборки отличное. А повсеместно жесткий пластик воспринимается здесь как должное. Впрочем, у дорогих версий Fabia передняя панель отделана мягкой пластмассой, хотя позиционируется она на класс ниже. Зато все рычажки и кнопочки у Rapid нажимаются с четкими, выверенными усилиями – не хуже, чем у премиальных моделей Audi.

Посадка за рулем также по-фольксвагеновски идеальна. Водитель сидит низко, с почти вытянутыми ногами, а рулевая колонка регулируется и по высоте, и по вылету. Руль, правда, в базовых версиях не имеет кожаной отделки, зато сечение и диаметр у него правильные. Простенькие с виду сиденья на деле оказываются очень удобными – они хорошо распределяют нагрузку в дальнем путешествии. А вот ступенчатая регулировка наклона спинки не понравилась. Чтобы поднять ее, приходится помогать рукой, да и шаг великоват, из-за чего нужный наклон подберут не все.

Пересаживаюсь назад. Дверь распахивается на большой угол, открывая довольно широкий проход. Располагаюсь за передним сиденьем, отрегулированным под мой рост 180 см. Места для ног столько, сколько не каждый седан D-класса предложит. Более того, даже когда впереди устроился коллега ростом 193 см, и тогда перед моими коленями остался зазор около 10 см. И над головой места предостаточно – как утверждают шкодовцы, больше всех в классе.

Правда, данное утверждение справедливо только при строгой посадке. Когда же я попытался воспользоваться подголовником, у меня это получилось, но голова уперлась в крышу. Но это, в принципе, придирки, так как конкуренты предлагают места гораздо меньше.

Багажник, как мы уже говорили, огромен. Объему 550 л позавидуют и представители бизнес-класса. К слову, у флагманского Skoda Superb багажное отделение всего на 15 л больше. Кроме того, Rapid может похвастаться небольшой погрузочной высотой и грамотной планировкой пространства, а также сеткой для крепления поклажи. На презентации новинки нам продемонстрировали вместительность багажника – представитель Skoda, как фокусник, вынимал оттуда все новые и новые сумки, чемоданы и много другой “всячины”, напоследок достав огромную связку футбольных мячей. Впечатляет!

Читайте также:  Что такое чип тюнинг лачетти

Характер нордический

Гамма силовых агрегатов для Rapid необычайно широка. Предлагаются два турбодизеля объемом 1,6 л и мощностью 90 и 105 л.с., а также четыре бензиновых мотора. Первые три имеют объем 1,2 л и развивают 75, 86 и 105 л.с. в зависимости от модификации. И наконец, флагманский на данный момент силовой агрегат объемом 1,4 л выдает 122 л.с. Какие из этих двигателей появятся в России, представители Skoda ответить затруднились, но сказали, что с бензиновыми моторами проблем быть не должно, а вот насчет турбодизелей вопрос пока остается открытым – опасаются они за качество нашей солярки.

Кроме того, вполне возможно, что российский Rapid, производство которого в следующем году стартует у нас в стране, будет оснащаться тем же 1,6-литровым бензиновым “атмосферником” мощностью 105 л.с., что сейчас ставится на VW Polo Sedan. Кстати, на европейских версиях модели используются 5- или 6-ступенчатые механические трансмиссии либо 7-ступенчатая DSG с двумя сцеплениями, но в России, видимо, будет по-другому. У нас, скорее всего, предложат или 5-ступенчатую “механику”, или 6-диапазонный “автомат”, так же как у… правильно, WV Polo в кузове седан.

Мне удалось опробовать на ходу две модификации модели – с 1,6-литровым 105-сильным турбодизелем и 1,2-литровым бензиновым агрегатом мощностью 86 л.с. Обе были оснащены 5-ступенчатыми механическими коробками передач.

Легкое тарахтение турбодизеля слышно в салоне, но вибрации практически отсутствуют. Сцепление срабатывает легко и информативно, чего не скажешь о переключении передач. Четкость и избирательность перемещений рычага оставляют желать лучшего. К тому же третья и пятая передачи расположены очень близко друг к другу. А если рука у водителя тяжелая, рычаг продавливается под ее весом. Вообще-то утапливать его нужно для включения задней передачи, но в вышеупомянутом случае он движется вниз просто под весом руки.

Советуем также тест-драйвы конкурирующих машин

Lada Granta
(лифтбек )

SEAT Toledo
(лифтбек )

Зато разгон отличный. Тяга двигателя довольно спокойная до 1500 об/мин, но после этой отметки автомобиль бросается вперед как ужаленный. Правда, моментальных реакций на нажатие педали акселератора от турбомотора ждать не приходится. Но это совсем не напрягает – даже на автобанах маленький седан уверенно держится среди соседей по транспортному потоку, превосходящих его по мощности в два, а то и в три раза. Прекрасно работают и тормоза. Педаль по-фольксвагеновски жесткая и точная.

Но и с 86-сильным бензиновым агрегатом автомобиль едет на удивление резво. Спасибо турбонаддуву. Правда, у этого двигателя турбопауза длится до 2500 об/мин, но в целом тяги достаточно и на “низах”. Кроме того, бензиновый двигатель заметно тише и мягче работает на холостых оборотах.

В отличие от Polo Sedan, оборудованного электрическим усилителем рулевого управления, руль у Rapid электрогидравлический. И это чувствуется. Реактивное усилие на “баранке” очень информативное, а реакции автомобиля на движения рук водителя академически правильные и точные. Маленький лифтбек идеально держит прямую на высокой скорости, а по дуге любой кривизны движется словно по рельсам.

Расплата за отличную управляемость – жесткая подвеска, заставляющая седоков чувствовать любую “мелочь” даже на ровных австрийских и словацких дорогах. Правда, в России подвеска будет другая, с увеличенным клиренсом и более мягкими настройками пружин и амортизаторов. Как с ней автомобиль будет управляться и какая у него будет плавность хода, мы пока не знаем. Кроме того, ходят слухи, что у российского варианта будет электроусилитель рулевого управления – точно такой же, как у… ну, вы меня поняли.

Словом, вопросов пока больше, чем ответов. Европейские продажи новинки стартуют в октябре нынешнего года, а нам придется ждать до конца 2013 г. Что же касается цен, они тоже неизвестны. Ясно лишь, что Rapid будет дороже модели Fabia и дешевле, чем Octavia. Более полную информацию мы получим в следующем году.

Интересные полезности

Проектируя новый Skoda Rapid, создатели постарались сделать автомобиль максимально дружелюбным к пользователю. Обладателя новинки порадуют такие приятные мелочи, как аварийный жилет под водительским сиденьем или скребок для очистки стекол, размещенный с внутренней стороны крышки топливного бака. К тому же этот скребок можно использовать как увеличительное стекло. А поддерживать чистоту и порядок в салоне поможет небольшой контейнер для мусора, расположенный в двери. Ворсистый коврик в багажнике, если его перевернуть, превращается в резиновый. Предусмотрен держатель для парковочного талона на лобовом стекле. А чтобы задний пассажир не тянулся за ремнем безопасности, имеется фиксатор для его замка в боковой части спинки сиденья. Понравится владельцу и держатель для мобильного телефона, вставляемый в подстаканник, а также вещевые карманы на боковинах спинок передних сидений.

Технические характеристики Skoda Rapid 1.2 TSI

Оцените статью