- Детали автомобиля, элементы кузова и салона. Устройство автомобиля
- Кузов
- Ходовая часть
- Мотор
- Трансмиссия
- Рулевое управление
- Тормозная система
- Электрическое оборудование
- Внутренние детали автомобиля
- Заключение
- Салон (автомобиль)
- Содержание
- Элементы
- История
- (1940—1942)
- (1948—1954)
- (1960—1969)
- Чистка салона
- Способы чистки
- Тюнинг салона
- Назначение
- Виды тюнинга
- Перетяжка салона
- Виды перетяжек
- Материал
- Классификация по объёму салона
- Канада
- См. также
- Примечания
- Смотреть что такое «Салон (автомобиль)» в других словарях:
Детали автомобиля, элементы кузова и салона. Устройство автомобиля
Автомобилестроение стремительно развивается: появляются новые технологии, увеличивается скорость и проходимость машин, уменьшается их вред для окружающей среды, растет уровень безопасности, благодаря электронике на водителя возлагается все меньше функций. При этом принципиальное устройство автомобиля остается неизменным. Многие, эксплуатируя машину, толком даже не знают, из чего она состоит и как работает. Да, вот такой вот парадокс. Сегодня мы рассмотрим главные детали автомобиля, а точнее, его основные узлы и агрегаты.
Существует три конструктивные схемы авто, определяющей чертой которых является привод. Он бывает передним, задним и полным. Автомобиль состоит из таких частей:
- Кузов.
- Ходовая часть.
- Мотор.
- Трансмиссия.
- Рулевое управление.
- Тормозная система.
- Электрооборудование.
Иногда детали автомобиля классифицируют несколько иначе, к примеру, объединяя ходовую часть, трансмиссию, рулевое управление и тормозную систему в одну группу механизмов, именуемую «шасси». Но суть от этого не меняется. Рассмотрим каждый из элементов подробнее.
Кузов
Кузов – это не только красивая оболочка автомобиля, но и его несущая часть. К кузову современных машин крепятся практически все детали. На некоторых внедорожниках и грузовых авто роль каркаса выполняет специальная рама. В легковых машинах от нее давно уже отказались из соображений снижения массы. Детали кузова автомобиля:
- лонжероны (передние и задние);
- крыша;
- моторный отсек;
- навесные элементы.
Это разделение весьма условно, ведь все части кузова связаны между собой. Лонжероны, как правило, объединяются в одну часть с днищем или привариваются к нему. Они играют роль опор для подвески. Навесные элементы кузова автомобиля представлены дверьми, капотом, крышкой багажника и крыльями. При этом задние крылья обычно привариваются к каркасу, а передние являются съемными. На кузове можно встретить глянцевые, матовые или хромированные детали автомобиля (ручки, эмблемы, декоративные элементы прочее).
Ходовая часть
Ходовая часть состоит из задней и передней подвески, ведущих мостов и колес. Большинство современных авто оборудуется передней независимой подвеской типа «МакФерсон». Она позволяет сделать передвижение в автомобиле максимально комфортным. Независимая подвеска подразумевает, что каждое колесо крепится к кузову отдельно. Что касается зависимой, то она уже давно устарела. Однако на многих автомобилях она по-прежнему ставится на заднюю часть. Зависимая подвеска может выполняться в виде жесткой балки или — в случае с заднеприводным авто — в виде ведущего моста.
Мотор
Двигатель – источник механической энергии. Она, в свою очередь, создает на валу крутящий момент, который и двигает колеса. Обычно мотор расположен в передней части автомобиля, но иногда его ставят сзади. Кроме двигателя внутреннего сгорания (ДВС), бывают также электрические и гибридные моторы.
В ДВС химическая энергия, полученная в процессе сгорания топлива, преобразуется в механическую. ДВС бывает поршневым, газотурбинным и роторно-поршневым. На сегодняшний день применяется в основном поршневой мотор.
Машины, которые приводятся в движение электрическим двигателем, называются электромобилями. В этом случае для возникновения энергии применяются аккумуляторы.
Гибридный мотор объединяет ДВС и электрический. Их контакт происходит с помощью генератора. Этот тип является наиболее перспективным, так как он, с одной стороны, наносит меньше вреда окружающей среде, чем ДВС, а с другой – не требует частой подзарядки, как электродвигатель.
Трансмиссия
Продолжаем поверхностно изучать детали автомобиля и переходим к трансмиссии. Главное предназначение этого элемента – передача крутящего момента с вала мотора на колеса автомобиля. Трансмиссия состоит из:
Сцепление предназначено для соединения вала мотора с валом КПП и плавной передачи между ними крутящего момента. КПП, в свою очередь, снижает нагрузку на мотор путем подбора подходящего передаточного числа. В случае переднего привода в корпусе коробки передач монтируется ведущий мост. Если авто имеет задний привод, то он располагается сзади и дополнительно играет роль балки. ШРУСы или карданная передача нужны для того, чтобы передать крутящий момент с КПП на колеса.
Рулевое управление
От положения руля зависит угол поворота колес. За данный процесс отвечает система рулевого управления. Если с ней что-то не так, автомобиль становится неуправляемым, что может привести к необратимым последствиям. Рулевое управление состоит из привода и механизма. Когда руль поворачивается, специальные тяги выставляют колесо под соответствующим углом. На сегодняшний день распространено три типа рулевых механизмов: «червяк-ролик», «рейка-сектор» и «винт-гайка». Крупные автомобильные концерны всерьез работают над заменой механических рулевых систем на электронные. Вместо приводов и тяг будет блок управления, который с помощью электромоторчиков будет поворачивать колеса.
Тормозная система
Как можно заметить, в автомобиле нет маловажных частей. Тем не менее одни из них при поломке приносят только неудобства, а другие – могут стоить жизни. Именно к последним относятся тормоза. Они представляют собой систему, состоящую из ряда деталей и компонентов, которые в совокупности нацелены на замедление и остановку машины.
Принципиально тормозная система делится на две: рабочую и стояночную. Как можно понять из названия, первая служит для снижения скорости и полной остановки машины. Стояночная система удерживает автомобиль на парковке. Детали тормозной системы представлены такими элементами: диски, барабаны, цилиндры, колодки и приводы.
Львиная доля современных авто оборудуется фрикционными тормозами, работа которых построена на применении силы трения. Например, неподвижные колодки трутся о подвижные диски. Усилие передается от педали к колодкам через гидравлическую систему.
Электрическое оборудование
Сюда относятся такие детали автомобиля:
- Аккумулятор.
- Генератор.
- Проводка.
- Потребители электроэнергии.
- Система, управляющая мотором.
Аккумулятор представляет собой возобновляемый источник электроэнергии, который служит главным образом для запуска мотора. Когда эта процедура произведена, питание приборов осуществляется от двигателя через генератор, преобразующий механическую энергию в электрическую. Когда двигатель запущен, аккумулятор питает все приборы самостоятельно.
Генератор поддерживает в бортовой сети постоянное напряжение и заряжает аккумулятор, пока работает мотор. Электропроводка представлена множеством проводов, которые, подобно кровеносным сосудам в нашем теле, распределены по всему авто. Они прячутся под пластиковые детали салона автомобиля.
Система управления мотором состоит из блока управления и множества различных датчиков. Потребители энергии – это фары, зажигание, стеклоочистители и прочие приборы.
Внутренние детали автомобиля
Сев за руль автомобиля, человек созерцает множество переключателей, индикаторов, рычагов, кнопок и прочего. Разберем основные внутренние элементы управления машиной, которые присутствуют практически на всех моделях авто.
Здесь можно увидеть информацию о состоянии основных систем вашего авто. В зависимости от цены машины на приборном щитке, кроме информации о скорости (спидометр есть у всех), можно увидеть: на каких оборотах работает мотор, какая передача сейчас активна, какова температура охлаждающей жидкости, сколько в топливном баке горючего и так далее. Если модель оснащается бортовым компьютером, то на панель приборов могут выводиться также следующие данные: мгновенный расход горючего, суточный пробег, приблизительный пробег до заправки и др.
Как вы уже знаете, вращение руля приводит к повороту колес. Но для современного авто это далеко не все функции данного элемента. Сейчас на руль устанавливают кнопки для управления аудиосистемой, климат-контролем и прочими устройствами. Тут все зависит от фантазии производителя.
Практически во всех машинах они одинаковы и выполняют функцию активации: светотехники, сигналов поворота, «дворников» и омывателей стекол. Часто под рулем можно также встретить лепестки переключения передач. Тут, опять же, все зависит от концепции производителя.
Здесь все просто. Если на машине стоит МКПП, то тут находятся три педали: сцепления, тормоза и акселератора («газа»). В случае с АКПП педаль сцепления отсутствует.
Грубо говоря, это пространство между передними креслами. Здесь располагается рычаг коробки передач (иногда представляет собой шайбу), панель его облицовки, рычаг стояночного тормоза («ручник»), всяческие вспомогательные переключатели, подстаканники, пепельницы и прочее.
Здесь можно встретить регуляторы и переключатели системы отопления/вентиляции (кондиционирования на дорогих авто). Еще одним элементом центральной панели, который можно встретить на всех машинах, является аудиосистема. Здесь же находится мультимедийная система, если таковая предусмотрена комплектацией.
Заключение
Сегодня мы с вами рассмотрели принципиальное устройство автомобиля и еще раз убедились в том, что машина – это сложнейшая система. Тем не менее, чтобы на обывательском уровне познакомиться с ней, достаточно иметь лишь немного усидчивости. Ну а чтобы досконально изучить основные детали автомобиля и научиться их ремонтировать, потребуются годы.
Салон (автомобиль)
Салон — основное внутреннее помещение автомобиля.
Содержание
Элементы
- Приборная доска
- Руль
- Сиденья
- Дверная отделка
- Отделка крыши
- Коврики
История
(1940—1942)
Изменяются салоны. Улучшается их отделка, появляются регулируемые по длине передние диваны, подлокотники. Начиная с конца тридцатых в США начинается переход от напольного рычага переключения передач к расположенному на рулевой колонке, более удобному и дающему свободно разместиться на переднем сидении втроём.
(1948—1954)
Пятидесятые годы отмечены значительным изменением и концепции оформления салона. Вообще, проработке интерьера в эти годы стали уделять намного больше внимания. Дело в том, что увеличившаяся площадь остекления делала детали салона намного более заметными для внешнего наблюдателя, как бы превращала его в составной элемент внешнего облика автомобиля.
До этого, в течение десятилетий для отделки интерьера автомобиля применяли материалы — преимущественно шерстяные ткани, или кожу — приглушённых цветов: серого, бежевого, коричневого, светло-зелёного и так далее, а также — дерево, или, на недорогих автомобилях и деталях, которые невозможно выполнить деревянными по соображениям технологии, имитации под него — как правило, окрашенный по специальной технологии металл.
В Пятидесятые дерево в салоне полностью выходит из моды, во всяком случае в Америке. Зато набирает популярность отделка салона под цвет кузова с контрастными вставками, с широким использованием винила, пластмасс, нержавеющей стали, полированного алюминия, синтетических тканей и других современных, на тот момент, искусственных материалов.
Усложняется форма элементов интерьера. Панель приборов, следуя изменению формы лобового стекла от плоского из двух половин до гнутого и панорамного, из плоской становится выпуклой и со временем получает всё более и более сложную архитектуру. Важным элементом дизайна становится спидометр, который выполняют крупным и с самым разнообразным дизайном, кроме пожалуй ставшей очень редкой традиционной круглой шкалы.
Повсеместно распространяются передние сидения, регулируемые по длине, иногда по наклону спинки, очень редко — по высоте. В Европе уже получают распространение раздельные передние сидения, в США же по-прежнему отдают предпочтение цельным диванам.
(1960—1969)
Важные изменения происходят в эти годы в оформлении интерьеров автомобилей. Принятие в середине шестидесятых новых федеральных стандартов безопасности заставляет производителей автомобилей серьёзно поработать над её повышением. Вскоре после этого уходят в прошлое не прикрытые пластиком металлические панели приборов, обильные блестящие отделочные панели (отвлекающие водителя и дающие опасные блики), рулевые колёса с кольцевой кнопкой звукового сигнала. Появляются новые материалы для отделки салонов, получают распространение крупные панели из пластика, — пока ещё несовершенные, нестойкие к воздействию солнечного света, допускающие быстрое выгорание, трещины и коробление. Во второй половине десятилетия впервые с сороковых годов вновь входит в моду деревянная отделка салонов, теперь обычно заменяемая вставками из пластика «под дерево». Всё чаще на американских автомобилях появляются раздельные передние сидения, напольные рычаги коробки предач и центральные консоли, чему немало способствует распространение (псевдо)спортивного стиля.
Чистка салона
Порядок в салоне автомобиля должен всегда поддерживаться не только для эстетического удовольствия, но также в целях обеспечения безопасности себе и своему здоровью. К примеру, накопившаяся пыль может стать причиной различных проблем с электрической проводкой автомобиля, а частички пыли и грязи могут способствовать возникновению или обострению аллергии у пассажиров или водителя. Если же Вы не будете тщательно и регулярно очищать окна от грязи и жира, то велика вероятность попасть в аварию. Также из-за грязи и жира могут прийти в негодность отверстия различных приборов автомобиля, кнопочки и другие детали. [1]
Способы чистки
Тюнинг салона
Назначение
Меняется интерьер автомобиля и увеличивается комфорт и водителя, и пассажиров. Основная причина — это возможность получить индивидуальный, абсолютно непохожий на иные, салон.
Тюнинг салона значительно повышает уровень шумоизоляции и акустические свойства. Кроме того, сидеть на обтянутых кожей, качественным кожзаменителем иди дорогой алькантарой сиденьях — настоящее удовольствие. Перетяжка салона автомобиля существенно снижает нагрев салона летом и его замерзание зимой.
Виды тюнинга
- Перетяжка салона автомобиля
- Пошив автомобильных чехлов
- Вышивка на любую деталь интерьера
- Установка подогрева сидений
- Изготовление и перетяжка акустических подиумов
Постепенно в обиход входит и такой вид тюнинга салона, как выжигание лазером различных узоров на коже.
Перетяжка салона
Виды перетяжек
- Полная или частичная перетяжка салона
- Перетяжка потолка
- Перетяжка руля
- Перетяжка сидений
- Перетяжка дверных панелей
- Перетяжка торпедо
- Перетяжка консолей
- Оформление ручки и юбки КПП
Услуги по внутреннему тюнингу предоставляются специализированными автоателье. Однако, некоторые работы можно выполнить и в домашних условиях, при наличии необходимого ассортимента инструментов и материалов.
Материал
- Замша
- Кожа
- Искусственная кожа
- Карбон
- Дерево
- Алюминий
- Редкие сорта лака
- Перламутр
- Алькантара
- Флок
- Таскана (аналог алькатары)
- Велюр
- Плотная автомобильная ткань
Классификация по объёму салона
В Северной Америке система классификации автомобилей основана на длине колесной базы, а также объёме полезного пространства салона (interior passenger space).
В настоящее время (с 1985 года), согласно документу Title 40—Protection of Environment, Section 600.315-82 Classes of comparable automobiles, в рамках данной классификации, выделяются по полезному объёму салона:
Русское название | Английское название | Объём | Европа (примерно) |
---|---|---|---|
Мини | minicompact car | до 85 футов³ (до 2,4 м³) | Классы A—B |
Субкомпакты | sub-compact cars | 85—99,9 футов³ (2,4—2,83 м³) | Класс С |
Компакты | compact cars, compacts | 100—109,9 футов³ (2,83—3,11 м³) | Классы C—D |
Среднеразмерные автомобили | mid-size cars, intermediates | 110—119,9 футов³ (3,11—3,4 м³) | Классы D—E |
Полноразмерные автомобили | large cars, full-size cars, standard size cars | 120 футов³ и более (3,4 м³ и более) | Класс F |
Отдельные категории по объёму салона существуют для автомобилей с кузовом «универсал»:
Название | Объём |
---|---|
Small station wagon | до 130 футов³ (до 3,68 м³) |
Midsize station wagon | 130—160 футов³ (3,68—4.53 м³) |
Large station wagon | более 160 футов³ (более 4.53 м³) |
По анологии с этой классификацией, в Америке внедорожники, называемые SUV — Sport-Utility Vehicles, так же делят на:
Канада
В Канаде принята классификация, близкая к американской, но объём салона устанавливается в литрах.
Класс | Two-seater | Subcompact car | Compact car | Mid-size car | Full-size car |
---|---|---|---|---|---|
Объём салона | не определено (двухместный) | до 2830 л | 2830-3115 л | 3115-3400 л | более 3400 л |
См. также
Примечания
автомобиля | ||
---|---|---|
Кузов | Рама | Платформа • Антикрыло • Body-on-frame • Бампер • Полукабриолет • Шасси • Запасное колесо • Зоны деформации • Бамперы Дагмар • Крыша багажника • Крыло • Боковые крылья • Радиаторная решётка • Крыша • Воздухозаборник • Монокок • Обвес • Стойка • Понтонные крылья • Заднее крыло • Шейкер-ковш • Спойлер • Подрамник • Tonneau |
Отделения | Багажник • Капот | |
Двери | Двери типа «Крыло бабочки» • Двери типа «Крыло чайки» • Заднепетельные двери • Ламбо-двери • Сдвижные двери • Верхнеподвесные двери | |
Окна | Парниковые • Люк • Электростекло • Quarter glass • Лобовое стекло • Стеклоочиститель • Тонировка | |
Другое | Curb feeler • Наклейка на бампер • Hood ornament • Japan Black paint • Monsoonshield • Nerf bar • Автомобильная шина • Фаркоп • Грузовое приспособление • Веткоотбойник | |
Оборудование экстерьера | Автомобильная светотехника | Фонари дневного света • Фары • Скрытые фары • Лампы высокой интенсивности • Световозвращатель • Лампа направленного света • Указатели поворота |
Опознавательные знаки и другое | Идентификационный номер транспортного средства • Автомобильные номера • Vanity plate • Парковочный радар • Противоугонная система • Очистительная жидкость лобового/ветрового стекла • Боковые зеркала заднего вида | |
Оборудование интерьера | Датчики для водителя | Резервная камера • Турбонаддув • Зуммер • Онбордер • Электронные приборы • Топливомер • GPS и GPS-приёмник • Индикатор на лобовом стекле • Idiot light • Индикатор сбоя • Ночное виденье • Одометр • Антирадар • Детектор дальнего света • Спидометр • Тахометр • Бортовой компьютер |
Управление | Боуденовский трос • Круиз-контроль • Электронное управление дроссельной заслонкой • Коробка передач • Ручной тормоз • Manettino dial • Автомобильный руль • Заслонка • Ручное управление | |
Защита от угона | Ключ • Автосигнализация • Иммобилайзер • Клаксон • Автоматическое определение местоположения автомобиля • VIN etching • Центральный замок | |
Безопасность и сиденья | Подушка безопасности • Подлокотник • Автоматические ремни безопасности • Нераздельное сиденье • Сиденье • Защита от детей • Тёщино место • Ремень безопасности | |
Другое | Кондиционер • Ancillary power • Аудиосистема • Автомобильный телефон • Центральная консоль • Приборная панель • Спущенная шина • Вещевой ящик • Гидроусилитель руля • Зеркало заднего вида • Солнцезащитный козырёк | |
Создатели | ||
Конструкторские автомобильные фирмы | Bertone • BMC • Cardi • Castagna • Coggiola • Colani • DC Design • EDAG • Fioravanti • Ghia • Heuliez • I.A.D. • I.DE.A • IED • ItalDesign • Karmann • Michelotti • Pininfarina • Rinspeed • Sbarro • Spada • Stola • Torino Design • Zagato • Zender | |
Конструкторы | Джорджетто Джуджаро • Раймонд Лоуи • Алек Иссигонис • Баттиста Фарина «Пинин» • Виталий Андреевич Грачёв • Луиджи Колани • Михаэль Мауэр • Фердинанд Порше • Энцо Феррари | |
См. также: Автомобильный дизайн |
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Салон (автомобиль)» в других словарях:
Автомобиль — (Cars) Содержание Содержание 1. История создания первого авто 2. История марок Aston Martin Bentley Bugatti Cadillac Chevrolet Dodge Division Ferrari Ford Jaguar 3. Классификация По назначению По размеру По типу кузова По рабочему объему… … Энциклопедия инвестора
салон — 2.2 салон (passenger compartment): Пространство, предназначенное для водителя и пассажиров и ограниченное крышей, полом, боковыми стенками, дверями, внешним остеклением, передней перегородкой и плоскостью перегородки заднего отделения или… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
АВТОМОБИЛЬ ЛЕГКОВОЙ — самодвижущееся четырехколесное транспортное средство с двигателем, предназначенное для перевозок небольших групп людей по автодорогам. Легковой автомобиль, обычно вмещающий от одного до шести пассажиров, именно этим, в первую очередь, отличается… … Энциклопедия Кольера
автомобиль — я; м. [франц. automobile от греч. autos сам и лат. mobilis подвижный, легко двигающийся]. Самоходная машина с двигателем внутреннего сгорания для перевозки пассажиров и грузов по безрельсовым дорогам. Легковой а. (пассажирский автомобиль с… … Энциклопедический словарь
Автомобиль GMC Typhoon — Предшественником Typhoon был пикап GMC Syclone, появившийся в 1991 году. Он обладал посредственными внешним видом, автомобиль имел рекордный для того времени показатель по разгону до 100 км/ч за 4,5 секунды. Через 2 года появился и легендарный… … Википедия
Безопасный автомобиль — автомобиль, конструктивные особенности которого способствуют предотвращению аварий либо (в случае дорожно транспортного происшествия (См. Дорожно транспортные происшествия) снижают травматизм водителя, пассажиров и пешеходов. … … Большая советская энциклопедия
ЗИМ (автомобиль) — ГАЗ 12, «ЗиМ» ГАЗ 12, «ЗиМ» на викискладе … Википедия
Победа (автомобиль) — ГАЗ М 20 «Победа» ГАЗ М 20 … Википедия
Гибридный автомобиль — Первый серийный гибридный автомобиль Toyota Prius Модель 1997 года … Википедия
НПБ 192-2000: Техника пожарная. Автомобиль связи и освещения. Общие технические требования. Методы испытаний — Терминология НПБ 192 2000: Техника пожарная. Автомобиль связи и освещения. Общие технические требования. Методы испытаний: 2.6. Аварийный выход аварийная дверь, аварийное окно или аварийный люк, предназначенные для использования в качестве выхода … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации