- Охрана труда
- Документы по охране труда новичку
- Рубрики
- Памятка опасностей для автомеханика
- Автомеханик
- Синонимы
- Характер работы
- Определение и (или) описание обязанностей
- Смежные и специфические специальности
- Выполняемые обязанности
- Производственные опасности и профессиональные риски
- Риск несчастного случая и травмирования
- Неблагоприятное воздействие физических факторов
- Вредное воздействие химических веществ
- Эргономические и социальные факторы
- Приложение
- Опасные и вредные производственные факторы
- Разделы
- Самое читаемое
- Электронные системы управления автомобилем
- Опасные и вредные производственные факторы на посту СТО
Охрана труда
Документы по охране труда новичку
Рубрики
Памятка опасностей для автомеханика
Автомеханик
Синонимы
Слесарь-механик; гаражный механик; автомобильный механик.
Характер работы
Определение и (или) описание обязанностей
Ремонт, обслуживание и капитальный ремонт автомобилей и других дорожных средств; осмотр автомобиля для определения характера, степени и места неисправности; планирование работы, использование технологических карт и технической документации: разборка двигателя, трансмиссии, дифференциала или других деталей, требующих ремонта; ремонт или замена таких деталей, как поршни, тяги, передачи, клапаны, подшипники, контактов прерывателя или прокладок и принадлежностей, таких как свечи зажигания; замена и регулировка тормозов, запайка мест утечки в радиаторе, замена втулок рулевого механизма и выполнение других видов ремонта; настройка двигателя путем регулировки зажигания, карбюратора, клапанов и синхронизатора; проверка отремонтированных автомобилей в мастерской или на дороге. В обязанности может входить расточка деталей при помощи токарных и поперечно-строгальных станков, использование сварочного оборудования и ручных инструментов, ремонт электрооборудования и кузова, окраска распылением. Автомеханик может специализироваться на ремонте определенного типа двигателей, например, дизельных автомобильных двигателей.
Смежные и специфические специальности
Аналогичные специальности, имеющие соответствующие названия: механик автобусов; механик дизельных двигателей; механик грузовых автомобилей; специалист по механическому ремонту двигателей или автобусов; специалист по ремонту дифференциала; специалист по ремонту компрессора; специалист по ремонту головок двигателя и др. или механик гаража; механик; ответственный за состояние автобусов; специалист по ремонту трансмиссии; специалист по ремонту тормозов; помощник механика по ремонту дизельного оборудования и др. (СНП).
Выполняемые обязанности
Обработка абразивным инструментом; регулировка; выравнивание; сборка и разборка; крепление болтами; соединение; сверление отверстий; твердая пайка; очистка щеткой; сжигание; калибровка; цементирование; измельчение; зажимание скобами; очистка; резка; диагностика; погружение; разборка; демонтаж; сверление; вождение; осмотр; изготовление; крепление; заточка напильником; наполнение; окончательная отделка; крепление; кислородная резка; ковка; шлифовка; введение; проверка; установка; лиминирование; подъем; смазка; механическая обработка; техническое обслуживание; измерение (по приборам); плавка; починка; фрезерование; капитальный ремонт; покраска; пробивание отверстий; планирование; размещение; прессовка; передвижение предметов тянущим усилием; откачка; передвижение предметов толкающим усилием; поднятие; повторная расточка; замена втулки; перезарядка; восстановление; регулировка; удаление; проведение ремонта; замена; клепка; замена проводки; полировка (составами); шлифовка наждачной бумагой; соскабливание; обслуживание; установка; пайка; распыление; сдавливание; прошивание металлическими скобами; нарезание резьбы метчиком; испытание; нарезание резьбы; затяжка; настройка; выверка (размеров); сварка.
Производственные опасности и профессиональные риски
Риск несчастного случая и травмирования
Травмы, полученные во время работы с механическим оборудованием, таким как токарные станки, дрели, сверлильные и хонинговальные станки, диски, поперечно-строгальные станки и различные режущие и ручные инструменты (резцы, гаечные ключи, отвертки, долото, кувалды и др.);
● травмы вследствие обморока, установки или соскальзывания домкратов, лебедок, подъемного оборудования и падения машин;
● колотые раны и порезы от ножа, твердых предметов, ручных инструментов, вследствие ударов о металлические предметы, незакрепленные болты и т.д. во время демонтажа, ремонтных и сборочных работ;
● соскальзывание, спотыкание и падение с лестниц, ступеней, находящихся на возвышении площадок и др. и падение в осмотровые канавы (особенно при переноске грузов);
● падение на ровные поверхности, особенно на мокрый, скользкий или жирный пол;
● раздробление пальцев ног в результате падения на ступни тяжелых предметов;
● ожоги в результате контакта с горячими поверхностями, выхлопными трубами или расплавленными химическими веществами, неожиданного выброса горячей воды и пара из паропроводов, труб радиатора и системы охлаждения; при паяльных (в том числе пайки твердым припоем) и сварочных работах и др.;
● травмы глаз, полученные вследствие попадания осколков и летящих предметов во время шлифовки, механической обработки, очистки, полировки, сверления отверстий и аналогичных операций, или при эксплуатации компрессорного оборудования для очистки барабанов и тормозов, или во время аналогичных операций;
● травмы, полученные при взрыве компрессорных линий или цистерн; случайное попадание материала (сжатого воздуха через кожу или отверстия тела);
● несчастные случаи, вызванные плохо установленными и ненадлежащим образом обслуживаемыми паро- и водоочистителями;
● травмы, полученные при работе с барабанным стендом для проверки тормозов;
● поражение электрическим током в результате неисправностей, короткого замыкания, или неправильной эксплуатации электромеханического оборудования, или в результате контакта с ого-ленными проводами (например, удар электрическим током, полученный от переносных электроинструментов);
● несчастные случаи вследствие возгорания и взрывов горючих и взрывопожароопасных веществ, таких как бензин, растворители, дизельное топливо, масла и др., накапливающихся в результате пролива, утечек, халатности и др., или по причине возгорания водорода, выделяющегося из аккумуляторных батарей, или от пламени, образующегося при кислородной резке и сварке, и т.п.;
● отравление окисью углерода при работе в осмотровых канавах;
● дорожные происшествия во время проверки и вождения отремонтированных автомобилей.
Неблагоприятное воздействие физических факторов
Повышенный уровень шума (более 80 дБА), особенно при работе в кабине автомобиля;
● воздействие прямой и отраженной ультрафиолетовой (солнечной) радиации;
● воздействие микроволновых и радиочастотный излучений, особенно при таких работах, как термосваривание поверхностей и обивки, сушка поверхностей, обработанных лакокрасочными материалами и др.;
● воздействие низких температур и сквозняков, особенно в открытых гаражах, что может привести к простудам (использование самодельного обогревательного оборудования может также вызвать пожар и отравление окисью углерода);
● воздействие рентгеновских лучей и радиоизотопов при неразрушающих методах контроля и диагностики;
● развитие «синдрома белых пальцев от вибрации» (СБП) в результате вибрации электро- и пневмоинструментов.
Вредное воздействие химических веществ
Хроническое отравление в результате воздействия ряда промышленных химических веществ, включая тяжелые металлы (например, тормозных жидкостей, обезжиривающих средств, моющих средств, смазочных материалов, средств для чистки металлов, снятия краски, растворителей и т.п.) (см. приложение);
● заболевания и болезненные состояния кожи (различные виды дерматитов, повышение чувствительности кожи, экзема, угри и пр.), вызванные воздействием различных химических веществ (например, клеящих, асбеста, антифриза и тормозных жидкостей, эпоксидных смол, бензина, масел, никеля, канифоли и др.);
● раздражение глаз, головокружение, тошнота, затруднение дыхания, головные боли и т.п., вы-званные контактом с химическими раздражающими веществами, дустами, дымами, антидетонаторами (такими как метилпентадиенил трикарбонил марганца (МТМ), метилизобутилкетон) и др.;
● развитие асбестоза и мезотелиомы вследствие попадания асбестовой пыли после чистки тормозного барабана и операции обработки;
● гематологические изменения в результате воздействия растворителей, таких как бензол и его гомологи, толуол, ксилол и др.;
● повышенный риск развития раковых заболеваний вследствие вдыхания выхлопных газов дизельного топлива или контакта с некоторыми тяжелыми металлами и их составляющими, асбестом, бензином и др.;
● острое раздражение глаз и слизистой оболочки, головные боли, затруднение дыхания, теснение в груди и т.п., вызванные вдыханием окисей азота (NOx) и мелких частиц;
● повышенный риск выкидыша или повреждения плода или эмбриона у беременных женщин вследствие контакта с органогалогенными растворителями; желудочно-кишечные нарушения в результате случайного или хронического отравления клеящими веществами;
● вдыхание неприятных запахов при работе с некоторыми содержащими растворители клеящими веществами;
● распыление коррозионных и реакционноспособных химических веществ, которое может вызвать повреждение глаз и кожи, и пр.
Неблагоприятное воздействие биологических факторов
Заражение инфекциями в результате воздействия микроорганизмов и их роста в некоторых клеящих веществах.
Эргономические и социальные факторы
Серьезные костно-мышечные травмы (разрыв межпозвоночного диска, разрыв сухожилий, грыжа и др.) вследствие физического перенапряжения и неправильного положения тела при подъеме и перемещении тяжелых грузов;
● кумулятивные травматические нарушения, включая запястный синдром, вызванный продолжительными повторяющимися движениями;
● усталость и общее недомогание;
● опасность подвергнуться нападению со стороны отдельных лиц (включая недовольных клиентов) в местах работы, доступных для посторонних лиц;
● психологический стресс при работе с жесткими сроками.
Приложение
Основные вещества, воздействию которых могут подвергаться автомеханики:
абразивная пыль; акролеин; клеящие вещества; щелочи; антифриз; асбест; бензин; тормозные жидкости; бутанол; бутилацетат; окись углерода; хлорированные углеводороды (например, раство-рители); канифоль; смазочно-охлаждающие жидкости; обезжириватели; диацетоновый спирт; соли двухромовой кислоты (дихроматы); диоксан; моющие средства (синтетические); эпоксидные смолы; этилацетат; этиленгликоль; замедлители пламени; бензин и добавки; стекловолокно; графит; консистентные смазки; гидравлические жидкости; гидрохинон; изоцианаты; изопропанол; керосин; свинец и его производные; смазочные вещества; средства для очистки металлических поверхностей; метанол; метилизобутилкетон; дисульфит молибдена; никель; окиси азота; масла, включая использованные; щавелевая кислота; средства для удаления краски; растворители красок, например, скипидар; фталевый ангидрид; пластмассы; полиэфирные смолы; антиоксиданты и ускорители вулканизации каучука; паяльные флюсы; растворители различных типов; тетраэтилсвинец; тимеросол; трикарбонил; толуол; уайт-спирит; ксилол.
Поделиться «Памятка опасностей для автомеханика»
Опасные и вредные производственные факторы
При выполнении работ по капитальному ремонту двигателей возможно возникновение опасных факторов.
Перемещение двигателя из зоны текущего ремонта автомобилей представляет непосредственную опасность для жизни персонала. При горячей обкатке двигателя на обкаточном стенде происходит выделение вредных веществ в воздух рабочей зоны. В состав отработавших газов входят следующие вредные вещества: Кредит под залог квартиры доли
— бензоперен – постепенно накапливается в организме, вызывает появление злокачественных опухолей;
— окислы азота – оказывают раздражающее действие на слизистую оболочку глаз, носа, ротовой полости;
— окисид углерода – затрудняют процесс газообмена клеток, что приводит к кислородному голоданию.
Источником повышенного шума служит работающий двигатель автомобиля при его обкатки, шум обкаточного стенда и другого технологического оборудования.
Источником вибраций является технологическое оборудование, при обкатке двигателя.
Также возникают опасности при установке и снятия двигателя с автомобиля, разборке и сборке.
Все эти факторы непосредственно действуют в зоне моторного отделения.
Здесь также возникает опасность поражения электрическим током. Оборудование используемое на участке работает от сети переменного тока 380/220 В и существует вероятность пробоя изоляции в связи с нарушением техники безопасности при работе с оборудованием и другими факторами.
В зоне капитального ремонта двигателей проводятся работы с горючим веществами, при нарушении техники безопасности, неисправности электрооборудования и по другим причинам может привести к возгоранию
Технологическая планировка оборудования
Расстановку оборудования проводим также согласно технологическому процессу ежедневного обслуживания. На технологических планировках показываем строительные элементы здания, оказывающие влияние на расстановку оборудования, технологическое .
Технологическое проектирование участка инструментального контроля и подбор технологического оборудования
Расчету подлежит участок диагностирования легковых автомобилей, имеющий одну линию, укомплектованную набором контрольно-диагностического оборудования, необходимого для проведения инструментального контроля. Проектируемый участок обслужива .
Пробег с пассажирами
Пробег с пассажирами подвижного состава предприятия ОАО «Горшечноеавтотранс» представим в виде таблицы 1.7. Таблица 1.7 – Пробег с пассажирами Года Тыс. км 2006 575 2007 625 2008 655 Коэффициент техниче .
Разделы
Самое читаемое
Электронные системы управления автомобилем
Электронные устройства и компоненты находят широкое применение на современных колесных и гусеничных транспортных средствах в системах автоматического управления , контроля, сигнализации, блокировки, строенной и внешней диагностики, причем, по насыщенности электронно-компьютерным оборудованием современный автомобиль приближается к авиационным лайнерам.
Опасные и вредные производственные факторы на посту СТО
Условия труда на СТО — это совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда. Эти факторы различны по своей природе, формам проявления, характеру действия на человека. Среди них особую группу представляют опасные и вредные производственные факторы. Их знание позволяет предупредить производственный травматизм и заболевания, создать более благоприятные условия труда, обеспечив тем самым его безопасность. В соответствии с ГОСТ 12.0.003-74 [20] опасные и вредные производственные факторы подразделяются по своему действию на организм человека на следующие группы: физические, химические, биологические и психофизиологические.
Физические опасные и вредные производственные факторы подразделяются на: движущиеся машины и механизмы; подвижные части производственного оборудования и технической оснастки ; передвигающиеся изделия, детали, узлы, материалы; повышенную запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; повышенную или пониженную температуру поверхностей оборудования, материалов; повышенную или пониженную температуру воздуха рабочей зоны; повышенный уровень шума на рабочем месте; повышенный уровень вибрации; повышенный уровень ультразвука и инфразвуковых колебаний; повышенное или пониженное барометрическое давление в рабочей зоне и его резкое изменение; повышенную или пониженную влажность воздуха, ионизацию воздуха в рабочей зоне; отсутствие или недостаток естественного света; недостаточную освещенность рабочей зоны; пониженную контрастность; повышенную яркость света; острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях заготовок, инструментов и всего оборудования.
Химические опасные и вредные производственные факторы подразделяются по характеру воздействия на организм человека на токсические, раздражающие, сенсибилизирующие, канцерогенные, мутагенные, влияющие на репродуктивную функцию, а по пути проникновения в организм человека — на проникающие через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы и слизистые оболочки.
Биологические опасные и вредные производственные факторы включают следующие биологические объекты: патогенные микроорганизмы бактерии, вирусы, грибы, спирохеты, риккетсии и продукты их жизнедеятельности; микроорганизмы (растения и животные).
Психофизиологические опасные и вредные производственные факторы по характеру действия подразделяются на физические и нервно-психические перегрузки на человека. Физические перегрузки подразделяются на статические и динамические, а нервно-психические — на умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки.
Промышленная санитария
Микроклимат
Одной из необходимых условий здоровой и высокопроизводительной работы есть обеспечения чистоты воздуха и нормальных метеорологических условий в рабочей зоне помещений, т.е. пространстве высотой до 2м над уровнем пола. Микроклимат в помещениях определяется следующими параметрами: температурой воздуха, относительной влажностью, скоростью движения воздуха на рабочем месте. Параметры микроклимата приведены в таблице 8.1
Для достижения оптимальных параметров воздушной среды и ее оздоровления предусмотрены устройства вентиляции и обогрева. Вентиляция естественная — при которой поступление и удаление воздуха проводится через поры внешних изгородей (инфильтрация), через окна, специальные отверстия (проветривание). Как отопительная система применяется система водного отопления с нагревом воды до 100єС.
Таблица 8.1- Параметры микроклимата на посту
Условия работы | Период года | ||||||
оптимальная | допустимая | оптимальная | допустимая | оптимальная | допустимая | ||
Средней тяжести | холодный | 18. 20…20 | 17. 23…23 | 40. 60…60 | 75 | £ 0,2 | £0,3 |
теплый | 21. 23…23 | 18. 25…25 | 40. 60…60 | 65 | £0,3 | 0,2. 0…0,4 |
Производственное освещение
Правильно спроектированное и выбранное производственное освещение обеспечивает возможность нормальной производственной деятельности. Сохранение зрения человека, состояние его центральной нервной системы и безопасность на производстве в значительной мере зависят от условий освещенности. От освещения зависят также производительность работы.
При освещении производственных помещений используется естественное освещение, которое создается светом неба (прямым или отраженным), искусственное, осуществляемое электрическими лампочками и соединенное, при котором в светлое время пор, недостаточное по нормам естественное освещение дополняется искусственным.
Для обеспечения нормального освещения используется естественное и искусственное освещение, которое нормируется санитарными нормами и правилами ДБН В. 2.5-28-2006 [19].
Выбор и обоснование нормативных параметров освещения приведены в таблице 8.2
На посту СТО предусмотренное естественное боковое, искусственное — комбинированное освещение.
Естественное освещение регламентируется коэффициентом естественной освещенности (КЕО). Нормированные значения КЕО для зданий, расположенных в IV поясах светового климата (г. Харьков расположен в IV поясе) определяется:
еIV = еIIIн × m × с, (8.1)
где еIII — значение КЕО для III пояса светового климата составляет 1,5; m — коэффициент светового климата (для IV пояса m = 0,9); с — коэффициент солнечного климата (для данных условий — боковое освещение, окна ориентированы на север — с = 1).
еIV = 1,5 × 0,9 × 1 = 1,35
В темное время пор используется искусственное — комбинированное освещение. Для искусственного освещения применим лампы люминесцентные типа ЛБ, поскольку они имеют ряд преимущества в сравнении с лампами накаливания (по световой отдаче, сроку службы, спектром излучения).
Вибрация и шум
Под вибрацией понимается движение точки или механической системы, при котором происходит поочередной рост и убывания во времени значений, по крайней мере одной координаты. Причиной возбуждения вибраций есть машины и агрегаты неуравновешенные силовым действием. Действие вибраций на человека чаще всего связано с колебаниями, обусловленными внешним сменным силовым влиянием на машину или на отдельную систему.
Санитарные нормы спектральных показателей вибрационной нагрузки на рабочих представлены в таблице 8.3. ГОСТ 12.1.012-90 [21].
Таблица 8.3 — Санитарные нормы спектральных показателей вибрационной нагрузки на рабочих при работе на посту СТО
Среднегеометрические частоты полос, Гц | ||||||||
В 1/3 окт. | В 1/1 окт. | В 1/3 окт. | В 1/1 окт. | В 1/3 окт. | В 1/1 окт. | В 1/3 окт. | В 1/1 окт. | |
1.6 2.0 2.5 | 0.09 0.08 0.071 | 0.14 | 99 98 97 | 103 | 0.9 0.64 0.46 | 1.3 | 105 102 99 | 108 |
3.15 4.0 5.0 | 0.063 0.056 0.056 | 0.1 | 96 95 95 | 100 | 0.32 0.23 0.18 | 0.45 | 96 93 91 | 99 |
6.3 8.0 10.0 | 0.056 0.056 0.071 | 0.11 | 95 95 97 | 101 | 0.14 0.12 0.12 | 0.22 | 89 87 87 | 93 |
12.5 16.0 20.0 | 0.09 0.112 0.140 | 0.20 | 99 101 103 | 106 | 0.12 0.12 0.12 | 0.20 | 87 87 87 | 92 |
25.0 31.5 40.0 | 0.18 0.22 0.285 | 0.40 | 105 107 109 | 112 | 0.12 0.12 0.12 | 0.20 | 87 87 87 | 95 |
50.0 63.0 80.0 | 0.335 0.445 0.56 | 0.80 | 111 113 115 | 118 | 0.12 0.12 0.12 | 0.20 | 87 87 87 | 92 |
Шум создает значительные нагрузки на нервную систему. Повышенные уровни шума при продолжительном действии вызывают быструю утомляемость, ухудшение самочувствия, снижение остроты зрения, а также может привести к нарушению функций внутренних органов.
Приведем в таблице допустимые уровни звукового давления ДСН 3.3.6.037-99 [22].
Таблица 8.4 — Допустимые уровни звукового давления
Вид трудовой деятельности, рабочее место | Уровни звука и эквивалентные уровни звука, дБ | |||||||||
Работа, которая требует сосредоточения, работа с повышенными требованиями к процессам наблюдения и дистанционного управления производственными циклами. Рабочие места за пультами в кабинах наблюдения и дистанционного управления без языковой связи по телефону; в помещениях лабораторий с шумящим оборудованием, в помещениях для размещения шумящих агрегатов вычислительных машин | 31,5 | 63 | 125 | 250 | 500 | 1000 | 2000 | 4000 | 8000 | 75 |
103 | 91 | 83 | 77 | 73 | 70 | 68 | 66 | 64 |
Техника безопасности
При техническом обслуживании и текущем ремонте автомобилей возникают следующие опасные и вредные производственные факторы: движущихся автомобилей, незащищенных подвижных элементов производственного оборудования, повышенной загазованности помещений отработавшими газами легковых автомобилей, опасности поражения электрическим током при работе с электроинструментом и др.
В зоне ТО и в зоне ТР для обеспечения безопасной и безвредной работы ремонтных рабочих, снижения трудоемкости, повышения качества выполнения работ по ТО и ТР легковых автомобилей работы проводят на специально оборудованных постах, оснащенных электромеханическими подъемниками, которые после подъема автомобиля крепятся специальными стопорами, различными приспособлениями, устройствами, приборами и инвентарем. Автомобиль на подъемнике должен быть установлен без перекосов.
Снятие агрегатов и деталей, связанное с большими физическими напряжениями, неудобствами, производят с помощью съемников. Агрегаты, заполненные жидкостями, предварительно освобождают от них, и лишь после этого снимают с автомобиля. Легкие детали и агрегаты переносят вручную, тяжелые агрегаты массой более 20кг снимают с приспособлениями и транспортируют на передвижных тележках.
Карбюратор, топливный насос, трубы глушителя снимают при остывшем двигателе. Ремонтные рабочие должны пользоваться исправным инструментом и оснасткой, так как автомобили сами заезжают на посты ТО и ремонта, зона ТО и ТР снабжена принудительно-вытяжной вентиляцией.
Все рабочие места в зонах ТО и ТР должны содержаться в чистоте, не загромождаться деталями, оборудованием, приспособлениями. На рабочем месте слесаря по ремонту автомобиля должны быть необходимые оборудование, приспособления и инструмент. Все оборудование и инструмент, запасные части, приспособления располагают в непосредственной близости в пределах зоны досягаемости.
В зоне рихтовки и сварочном цехе на СТО применяют газовую, точечную и электродуговую сварку. При сварочных работах основную опасность представляет видимое и инфракрасное излучение, повышенная температура, расплавленный металл и вредные газы.
Сварочные работы выполняются по ГОСТ 12.3.003-86 [23], а также на основании Правил техники безопасности и производственной санитарии при электросварочных работах и других.
Сварочный цех окрашен в светло серый цвет краской с добавлением в нее окиси цинка или титана для поглощения ультрафиолетовых лучей. На рабочем месте сварщика есть стол и стул. Стол оборудован местным отсосом. Плита стола изготовлена из чугуна, а стул с сиденьем — из диэлектрического материала, регулируемый по высоте. Все оборудование электросварочных установок должно иметь исполнение, соответствующее условиям окружающей среды. Корпуса электросварочных установок и другие металлические нетоковедущие части оборудования заземляют.
Для создания здоровых условий труда рихтовщиков в зоне рихтовки предусмотрена приточно-вытяжная вентиляция. Для предохранения глаз сварщиков от лучей электрической дуги применяются сварочные шлемы с защитными стеклами. Все рабочие должны быть оснащены спецодеждой и исправным оборудованием.
Электрокарбюраторный цех и пост диагностики оборудуются специальными местными отсосами отработавших газов, так как все работы проводят с работающим двигателем. Кроме того, к рабочим местам карбюраторщика и электрика подводятся местные отсосы приточно-вытяжной вентиляции. Для охлаждения двигателя автомобиля дополнительно устанавливают передвижной электрический вентилятор.
В окрасочном отделении и краскоприготовительной выделяются токсичные компоненты лакокрасочных материалов в виде аэрозолей, пыли и паров растворителей. Поэтому организацию и проведение работ, размещение и эксплуатацию оборудования следует проводить в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.002-75 [24], правил и норм техники безопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии. Помещение окрасочного отделения и сушильная камера в частности дополнительно оборудована механической приточно-вытяжной вентиляцией и средствами пожаротушения. Краскоприготовительная располагается в изолированном помещении у наружной стены.
Электробезопасность
По опасности поражения электрическим током пост СТО относится к помещениям с повышенной опасностью при одновременном прикосновенье к металлическим токоведущих, которые могут оказаться под напряжением в результате повреждения изоляции и заземленным конструкциям.
На участке разрядные тока статического электричества чаще всего возникают при прикосновенье обслуживающего персонала к любому из элементов. Такие разряды не представляют опасности для человека.
Тип употребляемой сети — трехфазная четырехпроводная с глухо-заземленной нейтралью U=380/220В, частота тока — 50Гц. Защита от поражения электрическим током — зануление.
Для предупреждения поражения работающих электрическим током подъемники заземляют. Для работы ремонтных рабочих «снизу» автомобиля применяется индивидуальное освещение 220 вольт, которые оборудованы необходимыми средствами безопасности.
Защитное заземление нужно выполнять намеренным электрическим соединением металлических частей электроустановок с «землей» или ее эквивалентом.
Зануление нужно выполнять электрическим соединением металлических частей электроустановок с заземленной точкой источника питания электроэнергией с помощью нулевого защитного проводника. Защитный эффект заключается в уменьшении продолжительности замыкания на корпус, итак, сокращение действия электротока на человека.
Защитному заземлению или занулению подлежат металлические части электроустановок, которые доступные для прикосновенья человека и не имеют других видов защиты, которые обеспечивают электробезопасность.
Пожарная безопасность
Уровень технического оснащения СТО, который растет, осложнение производственных процессов сопровождается повышением энергоемкости производств, высокой концентрацией мощностей и материалов, использованием полимерных синтетических строительных материалов, увеличением площадей и этажей производственных зданий. При таких условиях отклонения от требований пожарной безопасности приводит к значительному экономическому ущербу и человеческие жертвы.
Причинами возникновения пожара на СТО есть:
· нарушение технологического режима работы оборудования;
· самовозгорание некоторых материалов и веществ;
· неисправность электропроводки и приборов;
· короткое замыкание электрической сети;
· плохая подготовка оборудования к ремонту;
· разряд статического электричества.
Характеристика вещества и материалов тех, что находятся в помещении — горючие и трудно горящие жидкости, твердые горючие и трудно горящие материалы, вещества и материалы, способные при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом гореть.
Категория производства — В, степень огнестойкости здания — III (количество этажей, которое допускается — 3 ДБН В.1.1-7-2002 [25]).
Пожарная безопасность обеспечивается мерами пожарной профилактики и активной пожарной защиты. Понятие пожарной профилактики включает комплекс мероприятий, необходимых для предупреждения возникновения пожара или уменьшение его следствий. Под активной пожарной защитой понимаются меры, которые обеспечивают успешную борьбу с возникающими или пожарами взрывоопасной ситуацией.
Для борьбы с пожарами применяют следующие способы:
· изолируют костер горения от воздуха или подают в него невоспалительные газы в таком количестве, чтобы относительное содержание кислорода оказалось недостаточным для процесса горения;
· охлаждают костер горения к температуре ниже точек загорания материалов, которые находятся в опасной зоне;
· тормозят скорость химической реакции в пламени;
· механически срывают пламя, влияя на него сильными струями газа, воды или порошку;
· создают условия, при которых пламя может распространяться только через узкие каналы, уменьшают силу пламени и площадь костра пожара.
Для борьбы со вспышкой применяют углекислотные огнетушители ОУ-8.
Охрана окружающей среды
Под охраной окружающей среды понимается система мероприятий, направленных на поддержку рациональной взаимосвязи между деятельностью человека и окружающей средой, которой обеспечивает сохранение и восстановление природных ресурсов и предопределяет вредное влияние на окружающую среду.
Под методами охраны окружающей среды от загрязнения отходами СТО понимают совокупность технических и организационных мероприятий, которые разрешают свести к минимуму или — в идеале — совсем исключить выбросы в биосферу как материальных, так и энергетических загрязнений.
В связи с тем, что работа на посту сопровождается работой с опасными жидкостями для окружающей среды, пост необходимо обеспечить специальными емкостями для хранения отработанной жидкости.
Нужно сразу же обусловить, что любых универсальных рецептов, радикально решают проблему борьбы с загрязнениями, пока, к сожалению, не существует. Метод, который дает красивые результаты в случае данного загрязнения определенной концентрации или уровня, может оказаться напрасным или малоэффективным в других условиях. Наиболее эффективным по обыкновению оказывается объединение нескольких методов борьбы с загрязнениями, рационально подобранных по отношению к этому или другому конкретному случаю.
К числу пассивных относятся методы, использование которых не связано с непосредственным влиянием на источник загрязнения. Эти традиционно применяются методы, которые имеют защитный характер, делятся, в свою очередь, на три подгруппы: рациональное размещение источников загрязнения (как материальных, так и энергетических), локализацию загрязнений и очищение выбросов в биосферу. На нынешнем уровне развития технологии применения пассивных методов является основным средством борьбы с загрязнением окружающей среды.
Сущность активных методов заключается в усовершенствовании существующих и разработке новых технологических процессов, оборудование и оснащение с целью максимального снижения массы, объема, концентрации материальных или уровня энергетических загрязнений всякого рода. Очевидно, что при таком подходе проблема устранения загрязнений решается радикально. Поэтому активным методам как более прогрессивным последние года отводится все большее внимание. Однако разработка и внедрения этих методов во многих случаях связаны с изменением существующей технологии производства.
Экономический раздел
Экономическая эффективность мероприятий по усовершенствованию приемов и методов труда
С целью повышения производительности труда, рационального использования рабочего времени на предприятии необходимо исследовать трудовые процессы для усовершенствования приемов и методов работы на основе НОП, повышение уровня организации рабочих мест.
После изучения с помощью хронометража и киносъемки трудового процесса ремонтного рабочего было определено более рациональные приемы, которые исключают неудобные движения. Усвоение этих приемов ремонтными рабочими дало возможность значительно сократить количество движений при выполнении этих операций, снизить трудоемкость при выполнении отдельных операций. Определить годовой экономический эффект от внедрения мероприятий усовершенствования приемов и методов труда.
Численность ремонтных рабочих в смене Чр, чел. 9
Производственная программа NП, чел-час 16050
Снижение трудоемкости продукции t, % 5
Среднегодовая плата рабочего Зс, грн 1500
Отчисление на социальное страхование Св, % 4,8
Годовая производительность труда ремонтного рабочего Lр, нормо-час 2030
Одноразовые затраты Зо, грн 1850
Повышение производительности труда вследствие снижения трудоемкости равно:
.
Годовая производительность труда ремонтного рабочего после внедрения мероприятий составляет:
норма-час.
Производственная программа после внедрения мероприятий равна:
норма-час.
Прирост объема производства после внедрения мероприятий составляет:
.
Снижение трудоемкости на годовую программу равно:
норма-час.
Прирост производительности труда за счет сокращения численности ремонтных рабочих составляет:
Экономия фонда заработной платы равна:
грн.
Экономия через отчисления на соцстрахование равна:
грн.
Годовой экономический эффект от внедрения мероприятий равен:
грн.
Термин окупаемости одноразовых затрат составляет:
года.
9.2 Экономическая эффективность мероприятий по рациональному планированию и организации рабочих мест
Улучшение обслуживания рабочих мест, усовершенствование организации производства за счет рационального планирования их, своевременного обеспечения инструментом, материалами, отладка и ремонта оборудования, дополнительного оснащения оказывает содействие повышению производительности работы, снижению трудоемкости выполнения трудовых операций, обеспечению рационального использования рабочего времени.
Вследствие внедрения мероприятия по улучшению обслуживания рабочих мест в зоне ТО и ТР потери рабочего времени tпр уменьшились на 25 мин на каждого рабочего за смену. Определить годовой экономический эффект от внедрения этого мероприятия.
Численность ремонтных рабочих на участке Чр, чел. 12
Себестоимость всех работ Ср, грн 37410
Производственная программа NП, норма-час 24950
Стоимость оборудования на участке Цо, грн 9320
Частица постоянных затрат в себестоимости работ Зср, % 24
Фонд рабочего времени ремонтного рабочего за год tр, дней 250
Частица потерь рабочего времени каждого рабочего составляет:
.
Относительная экономия численности ремонтных рабочих от сокращения затрат и непроизводительных затрат времени равна:
чел.
Годовая экономия рабочего времени составляет:
чел.-час.
Прирост производительности работы такой:
.
Прирост объема производства составляет:
.
Экономия на постоянных затратах равна:
грн.
Заключение
В данном проекте разработанная крупная станция технического обслуживания для диагностики, ремонта, технического обслуживания легковых автомобилей. Выполнен анализ рынка сбыта легковых автомобилей, расчет станции технического обслуживания, выбраны оборудование и материалы, необходимые для работы поста диагностики, выполнены соответствующие чертежи.
Рассмотрены вопросы техники безопасности, охраны окружающей среды, гражданской обороны, выполнена экономическая часть дипломного проекта.