Вреден ли чип тюнинг для двигателя с турбиной дизель

Лишние лошадки: эффективный и опасный чип-тюнинг турбомоторов

Суть процесса

Любой двигатель с компрессором на порядок требовательнее к системе питания и управления. И, разумеется, строгость в выборе прошивки для такого мотора – на порядок выше. Зато и итоговый результат изменений уже виден невооруженным взглядом. Так, скромный-150 сильный двигатель превращается в 220-, 250-сильный, а 180-сильный иногда легко преодолевает рубеж в 300 л. с. после тюнинга.

Крутящий момент растет во всем диапазоне оборотов мотора, а значит и динамика меняется не только в тестах. Все дополнительные «лошади» турбомоторов проявляют себя и при обычном движении. Но лишний крутящий момент – это не только ощутимое превосходство в динамике и огромная разница в ощущениях водителя. Это еще и большая нагрузка на трансмиссию и подвеску мотора.

Подобные «чудеса» достигаются за счет изменения наполнения цилиндров во всем диапазоне оборотов. Турбины ведь нынче электронно-управляемые – либо через пневматику APC-клапана, либо непосредственно электроприводом. Конечно же, и работа турбин с изменяемой геометрией настраивается с помощью изменения программы управления ECU, так что возможностей повышения мощности турбомоторов много. Очень много. Но вы же помните о том, сколько параметров регулирует прошивка?

В наддувном двигателе число изменяемых параметров намного больше, чем в атмосферном, их взаимосвязь – тоньше, а значит и вероятность ошибки – намного выше. И хорошо, если прошивки создаются с помощью специализированного программного обеспечения для нужной модели ECU и мотора. Это хотя бы позволит избежать многих ошибок чисто технического характера. Ведь цена любого неудачного изменения – жизнь турбины или мотора целиком.

Риски для турбомоторов

Всесокрушающая детонация у турбированного мотора может появиться на любых оборотах, что в сочетании с высокой нагрузкой на вкладыши коленчатого вала, поршни и шатуны может быстро и эффективно разрушить мотор «до основания». Турбина, работающая в нештатных режимах, начнет поставлять металлическую стружку во впуск и в картер двигателя.

На некоторых моторах возможны и поломки коленчатых валов, и даже потеря геометрии блока цилиндров или турбины творят чудеса. И конечно же, весьма вероятно проявление кучи небольших проблем из-за передува и детонации – пробои прокладок ГБЦ, прогоревшие клапаны, поршни и так далее.

К сожалению, все обычно происходит быстро – несколько секунд или минут работы с высокой нагрузкой. и все, мотор отправляется на свалку. Не будет никаких предупредительных симптомов перед кончиной, двигатель может пробежать сотни километров в более щадящем режиме, ведь хороший турбированный мотор – это, прежде всего, хороший «атмосферник», а в таком режиме у него огромный запас прочности, прощающий мелкие неисправности и ошибки.

Помимо очевидных проблем с самим двигателем, есть целый пласт сложностей с коробками передач и трансмиссией. С МКПП все довольно просто, они просто ломаются при жестких разгонах, если запас по крутящему моменту недостаточен для сопротивления моменту двигателя и крутильных колебаний.

А вот АКПП тюнинговые прошивки часто пытаются банально обмануть. Ради улучшения разгонной динамики зачастую снимают ограничения на крутящий момент двигателя на нижних передачах, что приводит не только к улучшению разгона, но и к выходу из строя валов, ШРУС, ступиц. Конечно же, страдает и сама АКПП: встроенные в нее механизмы защиты от перегрузки крутящим моментом попросту отключают или обманывают.

Так, известные прошивки для моторов VW обычно просто заменяют передаваемыми в «мозги» АКПП данными по крутящему моменту двигателя, чтобы коробка передач «думала», что все в порядке. Как меняется ресурс трансмиссии при таких «фокусах», вы отлично можете себе представить, ведь речь идет об очень серьезном изменении момента. Часто моторы прибавляют 30-40% по моменту, и примерно на столько же превышаются максимально допустимые для АКПП ограничения.

Что нужно знать, если вы решились рискнуть

Риск – дело благородное, особенно в случае тюнинга турбированного мотора. Вы уже поняли, что сложностей при применении «неродных» прошивок намного больше, чем в случае с атмосферниками, но зато и изменение мощности такое, что можно закрыть глаза на сокращение ресурса и вероятность выхода из строя. Особенно если есть лишние деньги.

Конечно же, самые безопасные прошивки – это серийные, от таких же моторов, но с увеличенной отдачей. Такие встречаются намного чаще, чем у атмосферных моторов. Производители выпускают несколько градаций двигателя по мощности, отличающиеся лишь софтом. В самом крайнем случае – с минимальными отличиями по аппаратной части, которые можно сравнительно легко устранить, заменив, например, форсунки или интеркулер.

Этот вариант практически лишен недостатков, если только ошибку не совершает сам производитель машин, а они делают это крайне редко. И стоит помнить, что тип трансмиссии тоже должен совпадать, ибо часто производитель ограничивает мощность двигателя исходя из лимитирований именно трансмиссионного характера. И да, не всегда прошивка от машины с «механикой» подойдет автомобилю с АКПП, а более поздние прошивки от моторов с другими типами коробок могут повредить более ранним вариантам трансмиссий.

Хочется еще больше мощности, чем у «самого-самого» стокового варианта? Обращайтесь к услугам тюнеров, хотя и с опаской. И тут тоже у каждого есть выбор: от заливки фирменной прошивки с проверкой и гарантией до покупки обновления ПО с третьих рук по цене в несколько раз меньшей.

Есть и энтузиасты, чьи творения настолько удачны, что используются тысячами автолюбителей и их можно считать стабильными и проверенными. Но в любом случае нужно адекватно оценивать состояние своего мотора, причем не только его «железа», но и системы управления. Пара неисправных датчиков или исполнительных устройств превратят мотор в металлолом даже с самой лучшей прошивкой.

Читайте также:  Периферийные устройства вычислительных машин

Настоятельно рекомендуется отдаться в руки профессионалов, которые отлично знают вашу модель мотора и подходят к делу с умом, проверят досконально все узлы машины и определят, выдержит ли он повышение мощности. А вот использование творений «неизвестных отцов» не рекомендуется категорически, вы банально не сможете найти причины любых появившихся проблем в работе, не говоря уже об уверенности в том, что мотор выживет.

Индивидуальная настройка с инструментальным контролем работы двигателя с новой прошивкой для турбомотора крайне полезна, а с учетом серьезности изменений она не выглядит столь же бессмысленно дорогой, как на «атмосфернике».

Не нужно считать чип-тюнинг чем-то абсолютно несерьезным, не требующим подготовки и профессионализма. За пятнадцатиминутной процедурой «заливки» нового ПО в «мозги» машины должны стоять многие часы испытаний и серьезные знания, а не пара популярных книжек и гаражные байки.

Грамотный подход к тюнингу включает в себя не только хорошее программное обеспечение, не содержащее ошибок и действительно поднимающее параметры работы мотора, но и подготовку всех агрегатов машины к грядущим изменениям и проверку параметров работы двигателя после. К сожалению, компаний, предоставляющих услуг такого рода, очень мало, и большинство автовладельцев просто отказываются от подобного сервиса из-за непонимания важности всех нюансов. Чип-тюнинг – это та сфера, в которую надо либо вкладываться всерьез, либо довольствоваться тем, что дал вам производитель в стоке.

Читайте также:

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Чип-тюнинг – это та сфера, в которую надо либо вкладываться всерьез, либо довольствоваться тем, что дал вам производитель в стоке.
Золотые слова! Даже ШРУСы иногда отличаются для «овощных» моторов. А большинство думает «вот счаZZZ залью чип-тюнинговую прошивку и буду со светофора всех рвать!»…

SergAgent › Blog › Немного про чип тюнинг дизелей.

Чип тюнинг это еще одно болото в которое всасывает всех нас, рекламма и демпинг делают свое дело, не говоря уже про доступность оборудования, прошивок и количество тех кто готов за это взяться.
И так, коротко о главном, так как опыт уже есть и не плохой.

1. Мощность, это другая сторона ресурса, чем больше вдули и сняли, тем быстрее что то починим, об этом ниже подробнее.
2. Если у вас не новая турбина, а доживающая бэушка, чем больше надуете и снимите, тем быстрее она у вас завоет и выплюнет масла во впуск.
3. Если ЕГР не вырезан, чип тюнинг есть, вы жарите, турбина плюет масло еще больше, всё это горит, и через ЕГР назад в коллектор, в итоге впуск у вас весь в масле и на него липнет сажа…если чиповать, то лучше глушить ЕГР…но тогда дизеля дольше греются, и отсюда больше расход…
4. заглушенный ЕГР это всегда только чистый воздух во впуск, его больше проходит через фильтр и расходомер, фильтр чаще менять, а расходомер тоже не вечный, но о расходомере немного ниже подробнее.
5. еще один нюанс когда масло из турбины во впуске, оно засирает датчик давления наддува, он пустотелый, если его снять а он весь в масле, его моешь и тачка прет что дурная, дым черный исчезает, на практике чипер не диагност и не дизелист, он этого не подскажет.
6. расходомер, бу родной или с разборки, всё равно бу, лотерея, врет по объему воздуха, как и новый, а новый падла вообще может быть еще хуже и сдохнуть хоть за 2 недели, а по итогу имеем не точный объем воздуха, тогда и чип не так эффективен, и без чипа тачка вялый баклажан, плюс черный дым, и после его чистки, если сцепление не буксовало, можно узнать что оказывается оно уже буксует, так как тачка реально прёт…
7. форсунки, тоже имеют ресурс, как и всё, и чем больше топлива вольют, тем быстрее лягут, а чип делают те кто любит жать газ, по итогу если есть те что на подходе, ждите быстрейшего прихода)))а у форсунок денсо от чипа вообще распылители вздувает…
8. просто привезти тачку в порядок, расходомер, датчик наддува, форсунки, турбина, уе можно сделать машину бодрую и веселую, но к этому вы придете по очереди уже после чип тюнинга, когда всё убьёте.
9. сцепление, ездили, беды не знали, включили не ту передачу, тачке тяжело, газ давите и она потиху разгоняется, а после чипа можете услышать как забуксовало сцепление, потому что с низов тянет лучше, но чип никак не знает что вес машины, и коробка те же самые, он просто будет палить ваше сцепление, и как минимум после чипа нужно научиться догонять обороты на каждой передаче как можно выше, то есть разгоняться, когда движка ревет, а многие этого не любят, а чтоб тачка перла, почти все чиперы добавляют подрыв с низов, потому что именно за этим приходят желающие чип тюнинга.
еще момент по сцеплению, есть например опель вектра, 120 и 150лс, 1.9 дизель, так же там 6мкпп, и если там сцепление и коробка переварят чип тюнинг с 120 до 150, то в моем случае фиат мультипла был максимум 120лс и только 5мкпп, то есть запаса по передаточному числу МКПП, по передачам и по самому сцеплению просто нет…
10. и снова про егр, вырезать ЕГР или сажевик во время чипа это обычное дело, как говорится всё включено и цена та же, и многие хапнут всё сразу, и в погони за халявой точно придут к менее теплому дизелю и большему расходу, так как ТЕПЛООБМЕННИК егр останется без подогрева, и тем более будет забирать то тепло что есть, а вырезать его это сложнее чем просто програмно и/или заглушкой заглушить ЕГР, и тем более это точно не дело того кто чипует вам машину.
11.немного про температурный режим ДВС, у вас может не работать первая скорость вентилятора, и включаться будет только вторая, то есть всё время ДВС будет греться чуть больше чем предугадали инженеры, и будет это в больше части в пробках, а до второй скорости ДВС может просто не догерться, как и из за забитого ЕГР, так и из за вырезанного.

Читайте также:  Автомобиль газ 2705 чертежи

12. в некоторые тачки можно лить 5w50 масло, у него вязкость 18, например в жару при полной отжарке в мой не новый 1.9jtd 2003го года с пробегом 500тыс, так как новый мотор был расчитан изначально на 5w40(вязкость 14) с мощностью 115лс с пробегом 0км, а тут чип тюнинг который добовляет до 30% а это почти та одна четвертая.
или вот бмв е39 525, там по автодате вообще сразу прописано 5в40 и 5в50, но чипер что вас шьет и понимает что будите наваливать, вам не посоветует или устранить масложор, или перейти на 5w50, да и вообще все они срут на ресурс наших тачек и уверяют что чип безвреден, ибо их дело бабло, заработать, и наши интересы и желания противоречат один другому.

13. насчет сцепления еще раз, представьте что вы взяли кого то на буксир, или у вас полная тачка под завязку и вы под горку, или вы тяните прицеп, и когда движку уже тяжело, так как скорость совсем случайно перестала соответствовать передаче, то вы совсем незаметно можете начать подпаливать сцепление сами этого не замечать, так как движка уже сильнее и она эта сможет.

14. вообще в каждой конструкции, механизме есть слабое звено, и не забываем про полуоси, то есть шрусы, триподы, про двухмассовый маховик, увеличив мощность на 30% то есть превысить то на что они были рассчитаны, хоть и всё не хрустальное с запасом прочности, но можно сократить ресурс в двое, на 50% то есть не пропорционально…

15. каждый раз жарить с светофора и на другом оттормаживаться, вы будите убивать не только диски, колодки, шрусы и тд, но и подвеску, на которой стоят те самые диски шрусы, так как кузов тяжелый, и эти 1.5 тонны еще сопротивляются при старте а после летят вперед при тормозе, особенно когда колеса и дорога хорошая, и при старте вы не буксуете как и при торможении. в общем прощай шаровые, сайлентблоки, где то поворотные кулаки, опорные подшипники.

в общем сложности, перед тем как чиповать, нужно понять едет ли тачка вообще так как должна, может быть вам не то что не хватает мощности, а ее просто нет, и надо чинить, а там гляди и надувать чипом не надо будет или надо будет чуть чуть, а не с жадности по полной, ибо если потом еще и починить, одно другое третье, можно будет получить неожиданно мощную тачку которая будет убивать сама себя.

Вся правда о чип-тюнинге: риски, нюансы и таблица мощности

Чип-тюнинг — самый простой способ сделать машину быстрее и динамичнее без серьезного вмешательства в конструкцию и больших затрат. Многие автомобилисты, покупая машину, заранее откладывают деньги на последующую перенастройку блока управления двигателем, но результат далеко не всегда соответствует ожиданиям. Объясняем, чего стоит ожидать от чип-тюнинга и к каким затратам готовиться.

Самый распространенный вариант чип-тюнинга — прибавка мощности двигателя, вместе с которой обычно обещают и ряд других улучшений: от увеличения тяги на низких оборотах до уменьшения расхода топлива. Процедура перепрограммирования занимает не больше часа, а все, что нужно сделать с машиной, — подключиться к ее электронной начинке. «Чип-тюнинг позволяет взять то, что изначально присутствует в двигателе, но зажато экологическими требованиями. Экология требует определенных рамок, а тюнинг дает мотору как следует продышаться», — объяснил руководитель техцентра «Автоглобус» Андрей Савин.

Расчетная мощность некоторых автомобилей до и после незаводской перенастройки ПО
Модель До чип-тюнинга, л.с. После чип-тюнинга, л.с.
Lada Vesta 122 135
Volkswagen Polo 125 150
Hyundai Solaris 123 135
BMW 320i 184 285
Skoda Octavia 180 220
Volkswagen Tiguan 220 315
Skoda Kodiaq 180 250
Toyota Camry 249 300
Mercedes E-Class 184 230
Jaguar XF 340 400
Volvo XC60 163 270

Чип-тюнингу подвергают как атмосферные, так и турбированные моторы, но в первом случае прибавка мощности обычно не превышает 10%. Другое дело, что некоторые атмосферники изначально выпускают в нескольких вариантах мощности и, заменив прошивку, можно получить максимальный вариант, говорит Андрей Савин: «Производитель зажат законодательными ограничениями и требованиями рынка. Поэтому с одного и того же мотора на разных рынках снимается разная мощность».

С турбомоторами возможностей больше — они позволяют менять давление наддува, а это обещает прибавку мощности и момента на 30–50%. Так, фольксвагеновский двигатель 2,0 TSI можно раскачать с 220 до 315 л. с., а дизельные турбомоторы Volvo могут выдать до 270 л. с. против минимальных 163 сил.

«Фольксвагеновские TSI хорошо поддаются тюнингу. Например, для мотора 1,4 TSI все давно отлажено, его мощность легко можно поднять на 20–30 сил, что будет очень заметно», — подтверждает управляющий автокомпании «ЛСД-Сервис» Леонид Дементьев.

Читайте также:  Замена камеры мотор колеса

Помимо предельного значения мощности чип-тюнинг позволяет, например, снизить задемпфированность акселератора или адаптировать двигатель к топливу другого типа (например, 95-й бензин вместо 98-го).

Тут возможны варианты. Тюнеры обещают снижение расхода на 5–10%, но это почти невозможно проверить, так как расход в конечном итоге зависит только от манеры езды. В большинстве случаев именно стандартные заводские калибровки подходят наибольшему числу водителей и режимов движения, поэтому и будут самыми экономичными.

Крупные тюнинговые фирмы действительно могут тщательно работать с калибровками двигателя, тонко настраивая параметры потребления топлива в разных режимах, но большая часть компаний делают акцент на разгоне и быстроте отдачи, и о снижении расхода топлива в этих случаях речь не идет.

«Серьезную прибавку чип-тюнинг турбированных моторов дает путем снижения экологии и уменьшения ресурса», — объяснил Леонид Дементьев.

Наконец, автомобилист, прибегающий к чип-тюнингу, скорее всего, вообще не будет ездить экономично, добавляет эксперт: «Если ты собираешься сделать тюнинг, то собираешься гонять. А турбомотор экономичен только до тех пор, пока не начала дуть турбина».

Для каждого двигателя, вплоть до экзотических китайских моделей, можно найти большое количество прошивок. Существуют официальные заводские прошивки, программы от специализированных фирм или кустарные, сделанные чуть ли не в гаражных условиях. Чаще всего их делают на базе штатных и называют нормализированными.

Чистый чип-тюнинг подразумевает только замену программы управления двигателем. В хорошем сервисе при этом делают тест мощности на стенде до и после изменений, чтобы клиент своими глазами видел результат.

Часто тюнеры идут дальше, предлагая, например, удалить каталитический нейтрализатор, сажевый фильтр или систему рециркуляции в случае дизельного двигателя. Эти операции также подразумевают внесение изменений в прошивку блока управления. Иногда их проводят для подержанных машин, владельцы которых не хотят менять дорогое «железо». Все остальное, включая замену элементов двигателя, впускной и выпускной системы, выходит за рамки чип-тюнинга.

Повышение мощности вызывает повышенные нагрузки механизмов, более быстрый износ системы нейтрализации отработавших газов, изменение самого выхлопа. Более того, плохие прошивки из-за изменения углов опережения зажигания и перенастройки подачи топлива повышают риск возникновения губительной для мотора детонации.

«Возрастает нагрузка на поршневую, шатуны, изменяется тепловой режим. Кустарная программа может не учитывать всех тонкостей работы двигателя, возникает детонация при слишком раннем зажигании, которая убивает мотор, ломает шатуны и коленвалы», — отметил управляющий автокомпании «ЛСД-Сервис» Леонид Дементьев.

«В некоторых случаях чип-тюнинг идет вразрез с длительностью службы — мотор изначально настроили определенным образом, но теперь он попадает в более напряженный режим», — добавляет руководитель техцентра «Автоглобус» Андрей Савин.

В случае турбомоторов, когда тюнеры меняют давление наддува, быстрее изнашивается турбокомпрессор. Могут возникнуть и проблемы с коробкой передач, рассчитанной на определенный крутящий момент. У механической и роботизированной первыми страдают сцепление, а также синхронизаторы, особенно если водитель исповедует агрессивный стиль езды. Хуже других переносят чип-тюнинг «роботы» с сухим сцеплением. «Автоматы» излишне нагружают пакеты фрикционов, вызывая пробуксовку и изнашивая их.

Стоимость прошивки варьируется от уровня сервиса и используемого ПО. В гаражных условиях можно сделать чип-тюнинг неизвестной программой, скачанной в Сети, всего за пару тысяч рублей. А серьезные игроки рынка могут просить за услугу до 30 000 рублей. Однако конкретная стоимость сильно зависит от модели и вида работ.

Например, чиповку атмосферных «Жигулей» или «Самар» профильный сервис сделает за 3000–4000 руб., увеличить мощность Vesta 1,8 до 135 л. с. стоит 6000 рублей. За 10 000 руб. можно разогнать атмосферный мотор Hyundai Solaris 1,6 до 135 л. с. либо Kia Sportage 2,0 со 150 до 165 сил.

Skoda Octavia третьего поколения с мотором 1,4 TSI может выдать 170 л. с. всего за 14 000 руб., а довести мотор 1,8 TSI до 220 л.с. стоит 20 000 рублей. Чип-тюнинг BMW 320i актуального поколения обойдется в 24 000 руб., причем тюнеры обещают прибавку со 184 до 285 сил.

Программно отключить датчик кислорода стоит около 6000 рублей. Особняком стоит сервис замера мощности — минимум 3000 рублей.

Чип-тюнинг — это вмешательство в заводской программный код, то есть фактически — в конструкцию автомобиля, из-за чего он не может пройти техосмотр. Но Леонид Дементьев не считает такое вмешательство переоборудованием, требующим согласования: «Это всего лишь изменение софта, вмешательств в конструкцию вы не делаете. Одно дело, когда вы ставите ревущий глушитель, что является явным нарушением, а другое — грамотное вмешательство в программу управления».

К тому же способов и технологий проверки программ управления двигателем не существует, а в процессе технического осмотра никто не проводит диагностику ПО. Точно так же можно было бы запретить эксплуатацию автомобиля, не отвечающего действующим экологическим требованиям, но токсичность выхлопа на ТО опять-таки не проверяют.

Дилеры точно откажут в ремонте двигателя, если он был чипован не при помощи сертифицированных программ производителя. «Есть сертифицированные заводские прошивки, а есть сторонние, при которых с вероятностью 95% дилеры снимут с гарантии двигатель, топливную систему и коробку передач», — объяснил управляющий «ЛСД-Сервиса» Леонид Дементьев. Предъявить претензии тюнерам будет сложно — клиент, как правило, подписывает документ с отказом от последующих рекламаций.

Представители тюнинг-сервисов часто предлагают услугу возврата заводского программного обеспечения перед посещением официального сервис-центра, однако на современных автомобилях дилеры чаще всего могут отследить все эти изменения. Услуга возврата также бывает востребована перед продажей автомобиля, чтобы будущий покупатель не догадался о том, что автомобиль использовали не совсем в штатных режимах.

Оцените статью