- Воздушный фильтр на УАЗ Патриот: характеристика, замена
- Характеристика
- Замена
- Инструкция по замене воздушного фильтра на УАЗ Патриот
- Общее понятие воздушного фильтра
- Суть и предназначение
- Принцип действия
- Когда необходимо менять
- Критерии выбора для УАЗ Патриот
- Установка своими руками
- Необходимые инструменты
- Этапы выполнения замены
- Рекомендации по эксплуатации
Воздушный фильтр на УАЗ Патриот: характеристика, замена
Воздушный фильтр – это такое устройство, которое выполняет очищение поступающего в двигатель потока воздуха. Если в двигатель будет поступать загрязненный воздух, то – это помешает его нормальному функционированию, вызывая различные сбои. Чтобы предотвратить и избавить двигатель ЗМЗ-409 внедорожника УАЗ Патриот от загрязненного воздуха, устанавливается фильтр. Собственно о фильтре, его параметрах и процессе замены поведает данный материал.
Характеристика
Воздушный фильтр на внедорожнике УАЗ Патриот 3163 с двигателем ЗМЗ-409 размещается в подкапотном пространстве в области радиатора. Находится он в металлическом корпусе. Он представляет собой цилиндрическое основание с патрубком на верхней крышке. Крепится корпус с помощью стального хомута, размещенного в нижней части (на некоторых моделях имеется два хомута).
Корпус фильтра должен быть хорошо закреплен, в противном случае он вызывает неприятный звонкий звук из подкапотного пространства. На внедорожник УАЗ 3163 с двигателем ЗМЗ-409 устанавливается воздушный фильтрующий элемент производства Ливны. Этот фильтр имеет каталожный номер 3160-1109080-12, поэтому при выборе изделия обратите внимание на этот момент. Имеются и иные производители данных материалов, но этот позаботился не только о качестве, но и о соблюдении размеров устройства. Итак, воздушный очистительный элемент двигателя ЗМЗ-409 внедорожника УАЗ Патриот 3163 имеет следующие размеры:
- А (ширина) – 182 мм;
- В (наружный диаметр) – 86,5 мм;
- С (внутренний диаметр) – 10,5 мм;
- Н (высота) – 248,5 мм.
Подлежит этот элемент замене каждые 10-15 тысяч км пробега, поэтому необходимо практически ежегодно осуществлять этот процесс. Замена осуществляется самостоятельно и не представляет особых сложностей. Но прежде чем приступить к ней, следует приобрести новый очиститель. Стоимость фильтра производства Ливны составляет около 400 рублей, что приемлемо для каждого водителя. Если же не заменять фильтр, то двигатель ЗМЗ-409 внедорожника УАЗ 3163 будет работать некорректно: быстро нагреваться, потеря мощности, посторонние шумы, увеличение расхода топлива. Поэтому решить проблему может только замена изделия, что мы и рассмотрим далее.
Замена
Чтобы осуществить замену изделия, необходимо убедиться в наличии следующего инструмента:
- ключ на «12», желательно головка или торцевой;
- гаечный ключ на «17»;
- плоская отвертка.
Итак, приступая к работе, следует заметить, что периодически изделие можно извлекать не только для замены, но и для чистки. Но только не в том случае, если элемент служит 15 и более тысяч км пробега:
- Первоначально обесточивается внедорожник УАЗ Патриот 3163 от питания АКБ.
- Ключом ослабляется затяжка хомутов, удерживающих стальной корпус фильтра.
- Отвинчивается болт хомута, удерживающего отводящий патрубок сверху. Патрубок необходимо отвести в сторону.
- Ослабляется затяжка хомута воздухозаборного шланга. Шланг необходимо отсоединить и увести в сторону.
- Теперь устройство можно извлечь из автомобиля УАЗ Патриот 3163.
Теперь из корпуса предстоит извлечь очистительный элемент:
- Отвинчивается гайка крепления крышки с помощью ключа на «17».
- Снимается крышка с очистительным элементом. Произведите осмотр устройства. Возможно, он имеет незначительные засорения и его можно еще эксплуатировать. Если он имеет сильные загрязнения, то это говорит о том, что его менять нужно чаще.
- Если необходима замена, тогда отвинчивается гайка крепления крышки вместе с очистителем.
- На место старого очистительного элемента устанавливается новый.
На этом замена сменного устройства еще незакончена. Необходимо установить все извлеченные детали в порядке обратном снятию.
Перед установкой изделия в корпус, последний необходимо тщательно очистить сухой тканью. Так, вы избавите элемент от дополнительного загрязнения.
На этом замена фильтрующего элемента на УАЗ 3163 считается завершенной.
В завершение следует сказать, что иногда владельцы внедорожника прибегают к модернизации корпуса воздушного фильтра, заменяя штатное цилиндрическое основание на пластиковый корпус. Обосновывая это тем, что стальной корпус вызывает много шума при работе. Делать этого не рекомендуется, так как в таком случае необходимо учитывать объем двигателя. Если установить фильтр с меньшим объемом входного отверстия, то двигателю попросту будет не хватать воздуха для нормальной работы.
На этом можно подвести итог и отметить, что периодический контроль фильтрующего элемента позволит продлить срок службы многих деталей двигателя внедорожника.
Инструкция по замене воздушного фильтра на УАЗ Патриот
Фильтр воздушный на УАЗ Патриот предназначен для отделения механических примесей от воздуха. Бумажный элемент располагается под капотом автомобиля и подлежит периодической замене (в соответствии с картой обслуживания).
Забитый картридж увеличивает сопротивление воздушному потоку, что негативно сказывается на мощности двигателя и расходе топлива.
Общее понятие воздушного фильтра
Для очистки воздуха используют фильтры нескольких типов:
- многоразовые масляные;
- сухие, предусматривающие периодическую замену картриджа.
Масляный узел представляет собой металлическую или пластиковую сетку, покрытую тонким слоем минерального масла. Пыль прилипает к поверхности и постепенно стекает со смазкой в нижнюю часть корпуса, при обслуживании сетку и полость промывают бензином. Подобная конструкция применялась на внедорожниках УАЗ-469, но впоследствии завод перешел на конструкцию сухого типа со сменным элементом.
На УАЗ Патриот использован цилиндрический корпус для установки фильтрующего элемента. Кожух оснащен съемной крышкой с патрубком для установки на воздуховоде дроссельного узла.
Суть и предназначение
Фильтр обеспечивает очистку потока воздуха от грязи при помощи наполнителя из плотной бумаги или синтетического. Размер поры меньше частиц пыли, что позволяет отделять примеси от потока. Внутри корпуса имеется металлический дефлектор, обеспечивающий завихрение воздушной массы и повышение эффективности работы фильтра.
Принцип действия
При движении поршней внутри цилиндра создается пониженное давление, через открытый впускной клапан в полость поступает воздух с частицами пыли. Установленный в отдельном корпусе фильтр с наполнителем из специальной бумаги отделяет посторонние примеси. Частицы грязи задерживаются в элементе, постепенно снижая пропускную способность.
Для обеспечения нормальной работы сменный картридж имеет торцевые кромки из эластичной резины, герметизирующей стык и не пропускающей пыльный воздух в цилиндры силового агрегата.
Когда необходимо менять
Признаки засорения фильтра:
- затрудненный запуск силового агрегата и вялая реакция на нажатие педали акселератора;
- плавающие обороты холостого хода;
- увеличенный расход топлива;
- падение мощности силовой установки.
Производителем установлен срок службы фильтра для бензинового двигателя на уровне 30 тыс. км. Если проблемы с работой силовой установки возникают раньше, то причиной нестабильной работы могут стать неисправные датчики или жгуты проводки. Но в этом случае в комбинации приборов включается контрольный индикатор Check Engine. Если лампа не горит, то следует начать проверку систем с осмотра картриджа воздушного фильтра.
Критерии выбора для УАЗ Патриот
Завод использует цилиндрический картридж с размерами:
- внешний диаметр — 180 мм;
- диаметр внутреннего канала — 85 мм;
- высота (без учета герметизирующих колец) — 242 мм.
По умолчанию на автомобилях УАЗ Патриот использованы «высокие» фильтры очистки воздуха с каталожными номерами 3160-1109080-10, 3160-1109080-11 или 3160-1109080-12 (детали отличаются местом производства и конструктивными решениями). Элементы подходят как для бензиновых силовых установок, так и для дизелей ЗМЗ-514 и Andoria. Стандарт допускает отклонение габаритов деталей на 1-2 мм в зависимости от изготовителя и партии.
Оригинальные запасные части поставляются в упаковке, имеющей маркировку завода УАЗ.
Владелец внедорожника может выбрать детали от альтернативных поставщиков, ориентируясь на размеры фильтра и назначение (информация указана на коробке или целлофановом пакете). Например, для машин подходят изделия БигФильтр GB-76, TSN 9.1R.270, GoodwillAG 915 или FiltronAM 411/1.
Для малотоннажных грузовых автомобилей ГАЗ (поколения ГАЗель и Соболь) с моторами ЗМЗ-405 или 406 выпускается картридж с уменьшенной высотой (неофициально называется «низкий»), внешний и внутренний диаметр соответствуют детали от УАЗ Патриот. Установить элемент в штатный корпус невозможно из-за удлиненной направляющей секции на крышке. Поскольку картриджи «низкого» типа встречаются в продаже чаще стандартных «высоких», то многие владельцы внедорожников Patriot проводят модернизацию корпуса фильтра.
Для доработки надо разобрать кожух и подрезать металлический кронштейн на 30-40 мм.
На торцевую часть направляющего элемента необходимо приварить удлиненную шпильку. Поскольку стандартная гайка М10х1,25 отличается мелким шагом резьбы, то владельцы вводят крепление с распространенной гайкой М10х1,5. Сварные швы необходимо зачистить и покрыть слоем краски для защиты от коррозии.
Установка своими руками
Замена картриджа производится в сервисном центре и владельцем автомобиля. Для самостоятельного выполнения работ потребуется минимальный набор слесарного инструмента. Обслуживание выполняют в гараже или под открытым небом (в сухую, безветренную погоду).
Необходимые инструменты
Для обслуживания потребуются:
- гаечные ключи размером 12 и 17 мм;
- отвертка с плоским жалом;
- чистая ветошь для протирки;
- новый фильтрующий элемент.
Этапы выполнения замены
Последовательность действий при обслуживании фильтра на моторе ЗМЗ-409 Евро:
- Установить автомобиль в гараж или на площадку, заглушить силовой агрегат и открыть капот.
- Протереть поверхности шлангов и корпуса воздушного фильтра от загрязнений.
- Отсоединить кабель от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи. Подобное требование прописано производителем автомобиля, но многие владельцы не отключают источник питания от бортовой сети.
- Отвернуть винты хомутов, удерживающих рукава на крышке и боковине корпуса, а затем стянуть шланги. Детали соединены плотно, для размыкания рекомендуется покачивать корпус относительно магистралей.
- Открутить болт на 12 мм, удерживающий корпус на кронштейне брызговика. Доступ к головке винта частично перекрыт расширительным бачком системы охлаждения, некоторые владельцы используют удлинитель с головкой и карданным шарниром.
- Вынуть корпус из моторного отсека, а затем отвернуть нижнюю гайку на 17 мм.
- Стянуть верхнюю крышку, которая плотно установлена на цилиндрическом кожухе. Прилагать излишние усилия не следует из-за риска деформации деталей.
- Протереть внутреннюю полость корпуса ветошью, смоченной бензином или керосином.
- Отвернуть гайку на 17 мм и снять фильтр с крышки.
- Установить новый элемент и произвести сборку узла в обратной последовательности.
- Подключить батарею и запустить мотор. Не допускается посторонний шум (например, свист), указывающий на подсос воздуха через щели между трубопроводами и корпусом.
На части машин Patriot встречается фильтр, доработанный владельцами. Вместо нижнего болта для удержания крышки применены 3 застежки на заклепках. Центральный болт подрезан, а отверстие в корпусе закрыто резиновой заглушкой (с дополнительным креплением винтом). Для обслуживания или осмотра картриджа необходимо отсоединить отводной рукав, отстегнуть замки и вынуть крышку с фильтром из корпуса. При самостоятельном переоборудовании застежки следует продумать точки монтажа застежек, заклепки не должны контактировать с фильтром.
Рекомендации по эксплуатации
Завод рекомендует производить замену фильтра через 30 тыс. км пробега или 2 года использования, в случае эксплуатации автомобиля в неблагоприятных условиях (например, на запыленных дорогах) интервал обслуживания сокращается в 2-3 раза. Водитель должен своевременно реагировать на внезапное падение мощности двигателя и осматривать элемент для определения состояния и необходимости ранней замены.
Если автомобиль Patriot передвигался по глубоким лужам или преодолевал брод, то возможно попадание брызг воды в полость корпуса фильтра. При работе мотора влага постепенно испаряется и не мешает сгоранию топливной смеси. Для дополнительной защиты двигателя от воды рекомендуется отогнуть штатный гофрированный рукав вверх или установить патрубок (шноркель на УАЗ Патриот), который выводят из моторного отсека вдоль передней стойки крыши. Труба герметична и позволяет преодолевать водные преграды с увеличенной глубиной без дополнительной подготовки.
Некоторые владельцы Patriot сталкиваются с проблемой дребезга завихряющего элемента в узком диапазоне оборотов. Необходимо разобрать корпус и надеть на кромки вставки эластичный кант (например, изолятор от кабеля). Для повышения прочности завихритель фиксируют шурупом, место установки винта промазывают водоустойчивым герметиком. После доработки посторонний звук пропадает, а вставка хорошо распределяет запыленный воздух по поверхности фильтра, обеспечивая увеличение ресурса детали.
Автор статьи: Клюев Дмитрий , опытный владелец УАЗ «Патриот», член клуба УАЗ .
Как Вы считаете с какими еще проблемами можно столкнуться при установке нового фильтра?
Поделитесь своим опытом в комментариях, это может пригодиться тем, кто недавно приобрел УАЗ Патриот!