Восстановление геометрии кузова автомобиля своими силами

Память металла: как с ней борются с помощью стапеля

Даже при несерьезных ДТП порой нарушается геометрия силовой структуры кузова автомобиля, что сильно осложняет процесс качественного восстановления. Без квалифицированной правки вряд ли получится выставить ровные зазоры между наружными панелями и правильные углы установки колёс. А если не выставлены углы, машину начнет уводить на дороге, шины будут изнашиваться быстрее и неравномернее.

Комплексное лечение

Стапель представляет собой платформу или стойки, на которых жестко крепится кузов. И минимум один «гусь», который цепляется к поврежденной части скелета машины и создает тянущее усилие (обычно до 10 тонн). Фактически — обратный процесс, нежели при столкновении.

Силовая структура кузова работает как единое целое: при ударе она рассеивает энергию от одного элемента к другим. К примеру, при лобовом столкновении деформация идет от усилителя бампера и через лонжероны передается до передних стоек. На стапеле происходит обратный эффект. За несколько подходов, цепляя «гусь» к разным точкам, вытягивают затронутые при аварии элементы.

Разберем алгоритм действий при самом частом ударе — в переднюю часть автомобиля.

После основной растяжки отрезают деформированные силовые элементы, которые не подлежат восстановлению, и приваривают новые. К примеру, частично погнутый и выправленный лонжерон оставляют. Но если образовались складки, лонжерон необходимо заменить, как и поврежденный усилитель бампера. Затем снова проверяют геометрию по контрольным точкам и зазорам и при необходимости подтягивают кузов. Далее идет финишная сборка оперения и итоговый контроль.

Показания к применению

При растягивании кузова иногда приходится оставлять его на стапеле под нагрузкой на сутки. Это связано с серьезной деформацией силовых элементов и так называемым эффектом памяти металла. Например, когда сильно «ушел» лонжерон, нужна длительная постоянная нагрузка для его выправления. Она же помогает нивелировать упомянутый эффект памяти. Ведь сильно деформированный металлический элемент даже после грамотной правки может частично потерять восстановленную геометрию.

На стапеле возможно выправить пострадавший передний подрамник, не снимая его с автомобиля, и в некоторых случаях даже раму (при незначительной деформации). Правда, за последнюю операцию берутся немногие.

При восстановлении кузова обязательно проверяют геометрию подрамника и остальных элементов подвески (стойки и рычаги) — иначе гарантированы кривые углы установки колес, которые уже не поправить на стенде сход-развала без замены тех или иных деталей. В худшем случае это приведет к нервному поведению автомобиля на дороге или повышенному износу резины. Помните: сильное нарушение углов установки колес еще не означает, что скелет кузова некачественно вытянули — сначала обратите внимание, не деформированы ли элементы подвески.

Разумеется, встречаются и некачественно выполненные на стапеле работы. Кроме сильно ушедших углов установки колес (и связанных с этим последствий) даже невооруженным глазом бывают видны кривые зазоры между навесными кузовными деталями. Вдобавок могут плохо закрываться двери или крышка багажника из-за того, что остался перекос проемов. Однако часто причина бывает в другом. При восстановлении кузова и замене дверей мастера не обращают внимания на состояние петель. Они могут быть визуально ровными, но при этом будут «утягивать» двери в проемах, вызывая повышенное усилие при закрытии и открытии.

Читайте также:  Герметик для бортов колеса автомобиля

Даже с оригинальными кузовными деталями иногда приходится корректировать ход правки. Полное совпадение размеров восстановленного силового каркаса по контрольным точкам еще не гарантирует того, что зазоры между свежими навесными панелями будут идеальными. Что уж говорить про неоригинальные запчасти с гуляющими размерами. Из-за этого даже существует такое понятие, как правка кузова под конкретные (неоригинальные) детали.

Сколько стоит

В среднем, вытянуть кузов на стапеле обойдется в 10 000–15 000 рублей, хотя здесь нет планок по минимальной и максимальной цене. Может показаться, что это большие деньги, но в общей смете качественного восстановления автомобиля стапельные работы составляют не такую уж большую долю, а без них невозможно хорошо отремонтировать кузов после серьезной аварии.

Благодарим техцентр Авторитет за помощь в подготовке материала.

Восстановление геометрии кузова: оборудование и этапы работы

Правильная геометрия кузова автомобиля – это не только его красивый внешний вид, но и безопасность езды. Причины кузовной деформации могут быть самыми разными, например, удар при ДТП, наезд на препятствие, попадание колес в яму на дороге и т. д. Но даже если транспортное средство остается на ходу, управлять им становится довольно проблематично, да и эксплуатационные расходы существенно увеличиваются. Чтобы вернуть былую функциональность авто, необходимо провести восстановление геометрии кузова.

Признаки нарушения заводской геометрии

  • Появляются вибрации, сопровождающиеся нетипичными посторонними шумами.
  • Снижается общая управляемость авто: при движении его «тянет» в сторону, выполнение маневров затруднено.
  • Автомобиль теряет устойчивость при движении, особенно на больших скоростях.
  • Подвеска, а также вся ходовая часть машины начинают часто выходить из строя.
  • Шины изнашиваются быстро и неравномерно.
  • Увеличивается расход топлива.
  • Невозможно правильно отрегулировать развал-схождение.

Наличие таких симптомов свидетельствует о том, что необходимо срочное восстановление геометрии кузова автомобиля.

Диагностические мероприятия

Диагностика кузова является обязательным этапом. Без исчерпывающей информации об имеющихся дефектах невозможно провести качественный ремонт кузова автомобиля. Восстановление геометрии выполняется в определенной последовательности с использованием специального оборудования.

Визуальный осмотр

Эта процедура начинается с оценки состояния наружных поверхностей: лицевых панелей, фланцевых соединений, сварных швов, стыков и т. д. Затем уделяется внимание пространству салона, моторного и багажного отделений. При наличии деформаций ветрового и/или заднего стекла, а также дверных проемов, диагностируется нарушение кузовной геометрии.

Далее автомобиль устанавливается на подъемник для осмотра днища, лонжеронов и прочих элементов. На лонжеронах зачастую наблюдаются деформационные складки.

Контрольный замер симметричности колес

На этом этапе оценивается взаимное расположение колес, и замеряются расстояния между передним и задним колесами на обеих сторонах автомобиля. Наличие асимметрии является явным признаком дефекта несущих кузовных элементов.

Проверка контрольных точек

Этот вид диагностики выполняется на стапеле или подъемнике с помощью компьютера и соответствующего ПО, а также с использованием специальных линеек-калибров. Замер контрольных точек кузова выполняется в соответствии со стандартами, установленными производителем конкретной марки автомобиля. Полученные данные сравниваются с заводскими показателями. Эта диагностическая операция выполняется в определенном порядке, и начинается она от центра днища. По расположению контрольных точек относительно центральной точки днища определяется правильность общей геометрии кузова.

Читайте также:  Неисправности двигателей после ремонта

Для контроля соответствия некоторых точек требуется частичный демонтаж определенных узлов подвески.

При выявлении расхождений контрольных точек со стандартными показателями проводится восстановление геометрии кузова авто. Если эту процедуру не провести вовремя, то деформационные процессы будут прогрессировать, негативно сказываясь на всех системах транспортного средства.

Оборудование для восстановительных работ

Выполняется контроль и восстановление геометрии кузова на стапеле. Это оборудование обладает необходимыми прочностными характеристиками, позволяющими проводить самые жесткие кузовные работы, в том числе полностью восстанавливать геометрию кузовов внедорожников, имеющих раму.

«Перетяжка» кузова выполняется посредством сложной системы креплений, позволяющих воздействовать на определенные его точки. Восстановление геометрии кузова осуществляется под контролем высокоточных измерительных систем, которыми оснащена стапельная установка.

Технология восстановления кузовной геометрии

Автомобиль прочно фиксируется на платформе стапеля. К определенным точкам, на которые должно быть произведено воздействие, необходимое для восстановления геометрических параметров, присоединяются специальные тянущие приспособления (оснастка). После этого задействуется силовая установка стапеля, которая вытягивает элементы кузова в заданном направлении.

Величину усилий и время воздействия на кузов рассчитывает специальная компьютерная программа. На компьютере также отслеживается процесс изменения положения контрольных точек в ходе восстановительных работ.

Восстановление геометрии кузова считается завершенным, когда контрольные точки достигают запланированных программой координат. На последнем этапе мастер делает контрольные замеры и формирует отчет по всем точкам кузова.

Это важно

Восстановление геометрии кузова на стапеле обладает двумя важными преимуществами. Во-первых, кузову возвращается правильная геометрия. Во-вторых, в процессе восстановительных работ оригинальные свойства металла не изменяются. При условии грамотного техобслуживания, «реанимированный» кузов будет обладать высокими показателями сопротивляемости коррозийным процессам.

Еще одним важным условием правильного восстановления кузовной геометрии являются профессионализм мастеров и наличие специального оборудования. Грамотно провести все диагностические и ремонтные операции самостоятельно либо в гаражных мастерских практически нереально. Правильный выбор автосервиса – залог полного восстановления функционала автомобиля.

Восстановление геометрии кузова

Кузов является основой каждого автомобиля. И он чаще всего подвергается повреждениям различного характера, влияющим на его геометрию. Восстановление геометрии кузова – деликатный процесс, требующий качественного выполнения. Поэтому его редко производят своими руками: внешний вид машины должен остаться товарным.

Причины и последствия нарушения геометрии кузова

Геометрия кузова автомобиля может быть нарушена не только во время легкого столкновения или ДТП. Она нарушается даже при попадании одного из колес в яму. При наезде на любые неровности дороги изменяется угол установки колес. Нарушение геометрии кузова дает о себе знать:

  • Появлением вибраций при скорости от 80 км/ч;
  • Существенным повышением износа резины;
  • Потерей хорошей управляемости;
  • Увеличением расхода топлива;
  • Поломкой элементов подвески.

Плохая управляемость автомобиля может быть вызвана изменением углом установки колес. Оно же является и причиной повышенного износа резины. Расход топлива часто увеличивается в результате нарушения обтекаемой формы автомобиля, которое усиливает встречное сопротивление воздуха. Исправление геометрии кузова поможет решить возникшее проблемы. Вытянуть его можно двумя способами: путем обращения в автосервис или в гаражных условиях.

Читайте также:  Масло для двигателя sdi

Технология восстановления геометрии кузова

Восстановление геометрии начинается с визуальной оценки состояния кузова автомобиля мастером. Он должен осмотреть стыки и швы, чтобы определить степень повреждений и примерную стоимость ремонтных услуг. Им же производится анализ положения колес путем сверки расстояний между их осями. Если они различные, то геометрия нарушена, и требуется ее восстановление. Но работа начинается только после исследования геометрии по базовым точкам.

Процесс восстановления геометрии автомобильного кузова основан на применении новых компьютерных технологий. Они позволяют свести погрешность измерений практически к нулевому значению. Ремонт включается в себя следующие этапы:

  • Установка автомобиля на специальный стенд;
  • Произведение компьютерного расчета нужной вытяжки металла;
  • Подсоединение тянущего оборудования;
  • Произведение вытяжки металла в местах, где была нарушена геометрия.

Работы, направленные на воссоздание геометрии, производятся под компьютерным контролем. Это позволяет постоянно корректировать действия на основе данных, выдаваемых компьютером. При этом сводится к минимуму риск допущения ошибок. При произведении восстановительных работ своими руками такой точности достичь нельзя.

Воссоздание геометрии автомобиля собственными силами

Вытянуть машину можно и своими руками. Однако самостоятельный ремонт в гаражных условиях осложняется необходимостью иметь специальное оборудование. Восстановить геометрию кузова нельзя без стапеля или специального стенда, с помощью которых легко устраняются последствия, вызванные в результате боковых ударов. Так как стоимость их очень высока, автомобилисты часто делают стапели своими руками.

Очень хорошо, если в вашем гараже есть аппарат для проведения ультразвуковой дефектоскопии. Кузовной ремонт обещает быть качественным, если гараж оснащен оборудованием, предназначенным для лазерной проверки геометрии автомобильного кузова. Но вытянуть автомобиль своими руками можно и без них, если ремонт будет мелким или локальным. Часто покупка специального оборудования сопровождается высокими расходами, которые не смогут оправдаться.

У восстановления кузовной геометрии своими руками мало преимуществ. Можно дешево вытянуть автомобиль собственными силами, если у вас есть необходимый инструмент. Если его нет, то ремонт обойдется в круглую сумму. Даже если вы самостоятельно возведете стапель, уйдет немало полезного времени. Даже если вы сумели вытянуть машину самостоятельно, то вряд ли вас порадует качество работ: износ резины и расход топлива сократятся лишь незначительно.

Таким образом, восстановление кузовной геометрии – сложная процедура, требующая профессионального подхода и точного оборудования. Вытянуть металл собственными силами представляется возможным только при наличии специального оборудования. Но экономия средств на профессиональном ремонте часто остается неоправданной. Поэтому в данном вопросе следует довериться профессионалам.

100% ЗАЩИТА ОТ КАМЕР ГИБДД — НАНОПЛЕНКА! Подробнее по ссылке

  • Скрывает номер от камер и радаров.
  • Начинает действовать сразу после установки.
  • Быстро и легко приклеивается.
  • Защита номеров до 2-х лет.

ЧТО ВЫ ПОЛУЧИТЕ БЛАГОДАРЯ НАНОПЛЕНКЕ

  • На 100% скрывает номер от камер ГИБДД в любую погоду.
  • Невозможно обнаружить защиту глазом.
  • Прочно держится в любую погоду и после мытья автомобиля.

НАНОПЛЕНКА является полностью незаметной для человеческого глаза.

Оцените статью