Военный тест-драйв: на что способны списанные «Уралы» и КАМАЗы?
Аукционы, на которых продают военную технику, всегда вызывают интерес. Но у многих возникает вопрос: а на что вообще способны списанные ЗИЛы, «Уралы» и КАМАЗы? Сейчас военные показали эти машины в действии. Что ж, тест-драйв получился впечатляющим! Корреспондент Onliner.by побывал в Старых Дорогах, где проводилось это мероприятие, и посмотрел на возможности списанной военной техники.
Ассортимент продаваемых машин велик: грузовые автомобили ЗИЛ, «Урал», КАМАЗ, неприхотливые КрАЗы и даже гусеничные многоцелевые легкие бронированные тягачи МТ-ЛБ и МТ-ЛБу. Последним, как может показаться на первый взгляд, место только на минском заводе «Вторчермет» в Гатово — настолько страшно они выглядят.
Облезлая краска, пятна ржавчины на корпусе, а все милитаризированные части (люки, башни, бойницы для стрелкового оружия) заварены швами. Но, несмотря на это, тягач пользуется спросом в России. Только во время последнего аукциона, о котором мы писали ранее, было продано девять таких гусеничных машин. Покупают их в основном охотники, рыбаки и любители активного отдыха. Правда, для передвижения по дорогам общего пользования требуется специальное разрешение ГАИ.
Обладая высокой проходимостью, даже в труднодоступной тайге довольно экономичный тягач сможет развить скорость до 60 км/ч. Согласитесь, для бронированной гусеничной машины, выпущенной во второй половине прошлого века, это довольно неплохой показатель.
Конечно, сразу после покупки тягач МТ-ЛБ не обязательно загонять в грязь. Военные машины не один год стояли под открытым небом и требуют выполнения определенного рода работ. Как нам рассказали офицеры базы в Старых Дорогах, начать необходимо с замены всех резинотехнических изделий, которые ввиду возраста утратили свои свойства. В остальном проблем с этими машинами нет, они довольно надежные и относительно недорогие в эксплуатации.
Специально для наших читателей военные продемонстрировали мощь МТ-ЛБ, «помесив» им грязь в ближайшем лесу недалеко от части. Тягач легко справился с преодолением небольшого брода.
Затем машина на максимальном ходу преодолела участок лесной дороги. Показалось, что обдуваемый воздухом мокрый и грязный тягач вмиг стал сухим, а ветки кустов и деревьев смели с его корпуса всю грязь.
Следом за МТ-ЛБ по этому же рву проехала колесная техника. Автомобиль КАМАЗ, который был выделен частью для проведения испытаний, реально продается и будет выставлен на ближайшем аукционе. Внешний вид техники соответствует возрасту и стоимости — матовая кабина, бывшая когда-то блестящей, имеет ржавые «жуки» на корпусе. Однако если не обращать внимания на этот момент (для хозяина с руками покрасить не проблема), то машина находится в неплохом состоянии. Резина на железных дисках послужит еще не один год, а все остальные нюансы вполне устранимы.
Военный тест-драйв: на что способны списанные «Уралы» и КАМАЗы?
Ассортимент продаваемых машин велик: грузовые автомобили ЗИЛ, «Урал», КАМАЗ, неприхотливые КрАЗы и даже гусеничные многоцелевые легкие бронированные тягачи МТ-ЛБ и МТ-ЛБу. Последним, как может показаться на первый взгляд, место только на минском заводе «Вторчермет» в Гатово — настолько страшно они выглядят.
Облезлая краска, пятна ржавчины на корпусе, а все милитаризированные части (люки, башни, бойницы для стрелкового оружия) заварены швами. Но, несмотря на это, тягач пользуется спросом в России. Только во время последнего аукциона, о котором мы писали ранее, было продано девять таких гусеничных машин. Покупают их в основном охотники, рыбаки и любители активного отдыха. Правда, для передвижения по дорогам общего пользования требуется специальное разрешение ГАИ.
Обладая высокой проходимостью, даже в труднодоступной тайге довольно экономичный тягач сможет развить скорость до 60 км/ч. Согласитесь, для бронированной гусеничной машины, выпущенной во второй половине прошлого века, это довольно неплохой показатель.
Конечно, сразу после покупки тягач МТ-ЛБ не обязательно загонять в грязь. Военные машины не один год стояли под открытым небом и требуют выполнения определенного рода работ. Как нам рассказали офицеры базы в Старых Дорогах, начать необходимо с замены всех резинотехнических изделий, которые ввиду возраста утратили свои свойства. В остальном проблем с этими машинами нет, они довольно надежные и относительно недорогие в эксплуатации.
Специально для наших читателей военные продемонстрировали мощь МТ-ЛБ, «помесив» им грязь в ближайшем лесу недалеко от части. Тягач легко справился с преодолением небольшого брода.
Затем машина на максимальном ходу преодолела участок лесной дороги. Показалось, что обдуваемый воздухом мокрый и грязный тягач вмиг стал сухим, а ветки кустов и деревьев смели с его корпуса всю грязь.
Следом за МТ-ЛБ по этому же рву проехала колесная техника. Автомобиль КАМАЗ, который был выделен частью для проведения испытаний, реально продается и будет выставлен на ближайшем аукционе. Внешний вид техники соответствует возрасту и стоимости — матовая кабина, бывшая когда-то блестящей, имеет ржавые «жуки» на корпусе. Однако если не обращать внимания на этот момент (для хозяина с руками покрасить не проблема), то машина находится в неплохом состоянии. Резина на железных дисках послужит еще не один год, а все остальные нюансы вполне устранимы.
Офицеры части уверены, что этот КАМАЗ точно купят на аукционе. Для информации, подобные машины на недавних аукционах продавались по начальной цене в 55 млн белорусских рублей. Окончательная стоимость, как правило, выше начальной на 20—25%.
После того как КАМАЗ скрылся в гуще леса, на опушку выехал военный «Урал». Бортовой грузовик буксировал еще три (!) ГАЗ-66. Со стороны казалось, будто мальчик тянет на веревочке игрушечные машинки.
В какой-то момент металлический трос сильно натянулся. Показалось, что кто-то из водителей ведомых автомобилей нажал на тормоза. Действительно, военные смоделировали ситуацию, будто на одном из грузовиков после нажатия педали тормоза заклинило тормозные колодки.
Выбрасывая грязь из-под массивных колес, «Урал» с ревом начал уверенно «закапываться». Еще пару минут, и вряд ли машина смогла бы сама выехать на «сушу». Теперь, когда колеса до ободов в грязи, единственный способ выбраться из нее и вытянуть колонну — воспользоваться лебедкой.
Растягивая ее на расстояние около десяти метров, водитель зацепил первую машину. Включив рабочие тормоза, «Урал» стал с равномерным ревом натягивать трос лебедки. Словно вагоны поезда, автомобили тронулись. Через пару минут военные грузовики были освобождены из плена грязи…
Чуть в стороне на окраине леса была развернута механическая ремонтная мастерская автомобильной техники. Рядом с ней в полевых условиях проводили ремонт двигателя, выполняли сварочные работы. Мастерская даже не требует электричества — она полностью автономная. Похожие мастерские в настоящее время находятся на реализации через уполномоченную организацию РУП «Белспецконтракт» и стоят от 50 млн белорусских рублей.
Далее журналистам продемонстрировали работу авторазливочной станции АРС-14. Бензиновый ЗИЛ-131 с установленными бочкой (2,7 тонны) и насосом сейчас вполне может быть переквалифицирован в пожарную машину. Использование АРСов в качестве «пожарок» — явление нередкое, о чем говорит окраска некоторых автомобилей на территории части: процентов 10 находящихся на стоянке машин окрашены в красный цвет.
Кроме того, АРС-14 используют для доставки воды и других жидких веществ. Нефтяники приобретают станции для перевозки жидкого топлива, дорожники — для мойки дорог. Наш корреспондент нашел еще одно применение этому образцу военной техники. Подключив к разливочным шлангам специальный пистолет, внешне схожий с заправочными, можно отлично помыть автомобиль. Давление воды позволило сбить даже комаров и мух с капота и номерного знака машины! Отечественный ответ Karcher!
Актуальную информацию о наличии техники и имущества, проведении аукционов всегда можно получить на сайте РУП «Белспецконтракт» или позвонив по телефонам в Минске: (8 017) 278-06-97, 224-66-27, 224-20-01.
Блог Артема Краснова
Об автомобилях и не только
Самый молодой испытатель автозавода «Урал»
More in Блог:
«Аварии здесь — каждый день» 26.03.2021
В Челябинске появились нелепые знаки «Парковка для инвалидов». Аккуратнее 25.03.2021
Автодромы — для слабаков: реформа экзамена на права спровоцировала хаос в автошколах 23.03.2021
Фото: Алексей Китаев
Испытателем военных машин Юрий Найман стал возрасте 23 лет, и сейчас, три года спустя, остается самым молодым тест-пилотом автозавода «Урал». Кто-то назовет его занятие профессией мечты, другие увидят больше недостатков.
Будни Юрия: под Астраханью нужно одолеть участок, напоминающий пустыню Сахару
Как статьи испытателем
В какой-то мере судьба Юрия была предопределена: его отец, Владимир Найман, работал водителем-испытателем автозавода «Урал» в течение тридцати лет и завершил карьеру лишь недавно. Помимо тестов Владимир успешно участвовал в международных соревнованиях по трак-триалу, объездив практически всю Европу.
На Юрия наше внимание обратил военный фотограф Лёха Китаев, которые ездил с ним в несколько экспедиций. Алексея впечатлило, что молодому парню доверяют серьезную экспериментальную технику и он здорово справляется
— Я не помню, когда первый раз сел за руль, наверняка поначалу ездил на коленях отца, — смеется Юрий. — К концу школы я уже умел водитель грузовик, но ездить полноценно научился лишь в 18 лет после автошколы.
Юрий получил высшее инженерное образование, но пойти по стопам отца сразу не удалось: год он проработал механиком в гараже МВД, ещё год — на самом УралАЗе, и только затем получил работу, к которой стремился.
— Технические навыки для испытателя все равно важны, поэтому эти два года прошли не зря, — считает он.
На что похожи будни испытателя
— Если мы не в поездках, то работа выглядит достаточно рутинной, — объясняет Юрий. — Например, на автомобиле с экспериментальными узлами нужно проехать тысячу километров по грунтовым дорогам, соблюдая определенный режим. График работы вполне традиционный: в восьми утра до пяти вечера. Конечно, тысячу километров проезжают не за смену. Иногда занимается ремонтом или обслуживанием техники.
Тяжела ли работа испытателя физически?
— Сейчас грузовая техника имеет усилители руля, поэтому главная проблема, наверное, в другом: у автомобилей, вроде «Тайфуна», очень большие габариты, длинный капот, длинная задняя часть. Те, кто не имеет привычки ездить на них, первое время теряются за рулем. Особенно если машина груженой и с прицепом.
Кстати, у испытателей и гонщиков есть ряд профессиональных заболеваний: особая нагрузка приходится на позвоночник.
«Тайфун-У» — очень сложный грузовой автомобиль с регулируемой подвеской, бронированным кузовом и дизелем мощностью 450 л.с. Боевая масса составляет почти 25 тонн — как у груженой фуры
Вывесить и посмотреть
Ходовым испытаниям подвергают не только автомобили, но и новые агрегаты, например, коробки передач, двигатели, системы выхлопа.
— Сценарии совершенно разные: например, инженеры могут проверять артикуляцию подвески, — рассказывает Юрий. — Тогда я заезжаю на препятствие, вывешиваю автомобиль по диагонали, инженер смотрит, как именно срабатывает подвеска. Есть испытания на шум или на тепловые излучения, при которых нужно ехать с определенной скоростью и на заданных оборотах.
Тесты проходят в разных режимах: где-то проверяют конкретные решения, где-то испытывают машину целиком
Испытания готовых машин проводятся на полигонах, а также на асфальтовых и грунтовых дорогах. Но самое интересное — это экспедиции в экстремальных условиях.
Юрий во время одной из двух экспедиций на Эльбрус
На Эльбрус проще подниматься, чем спускаться
Военные «Уралы» проходят испытания высокогорьем, и Юрий принимал участие в двух восхождения на Эльбрус до отметки 4000 метров.
— Регулярных дорог на такой высоте уже нет: местная техника так высоко не заезжает, — вспоминает Юрий. — Мы двигались в гору по снегу, что очень сильно нагружало моторы: в таких условиях всегда есть риск перегреть их. Нам нужно было закрепиться на этой отметке, переночевать и спуститься обратно, что мы и сделали.
Дороги в Приэльбрусье опасны не только рельефом, но и непредсказуемым покрытием с острыми камнями. От водителя требуется хорошее чувство габаритов
Оказалось, что спуск гораздо опаснее подъема.
— Сцепление было почти нулевым, машины просто не держались на склоне и съезжали с него, как на салазках, — рассказывает Юрий. — Мы старались держать безопасную дистанцию, но всё равно была пара страшных моментов, когда приходилось буквально орать в рацию, что автомобиль соскальзывает вниз.
В горах есть и другая проблема: разреженный воздух.
— Мы проходили акклиматизацию в течение недели, но один водитель прибыл позже и через пару дней поехал с нами. На полпути у него началась «горняшка», то есть горная болезнь: головокружение, тошнота. Пришлось возвращать его в базовый лагерь.
Ремонт «Торнадо» в экспедиции к поселку Варандей
Следы глобального потепления
Армия уделяет всё больше внимания автомобилям, приспособленным к арктическим условиям, поэтому часть испытаний автозавод «Урал» проводит на крайнем севере.
Одна из памятных поездок — в вахтовому поселку Варандей на берегу Печорского моря. Правда, подвела погода.
Юрий и его Урал-4320 ХЛ на берегах Печорского моря. Автомобиль подготовлен для экстремально низких температур
— Мы ехали за экстремальными морозами. Например, отец у меня как-то участвовал в испытаниях при -55 градусов, — рассказывает Юрий. — Но у Варандея нам не повезло: температура не опускалась ниже 20 градусов. На Урале в те дни было холоднее.
Впрочем, шансы попасть не только за Полярный круг, но и на полюс у Юрия есть: испытания техники в экстремальных условиях проводятся регулярно.
Испытания почти всегда проходят в тяжелых условиях, поэтому водители должны быть готовы к походному образу жизни
Недавно Юрий вернулся из Индонезии, где участвовал в «выездном тест-драйве» на капотном Урале-43206, оснащенном системой кондиционирования. И, кстати, с правым рулем.
— Это экстрим другого рода: температура под 40 градусов и высокая влажность, — рассказывает он. — Но трасса, которую подготовили организаторы, оказалась слишком простой для «Урала», поэтому я накатал по джунглям новую. В том числе сделал брод через реку, чтобы было веселее.
Помимо экспедиций и заграничных командировок, работа испытателя предполагает большое количество разъездов по стране. Немало испытаний автозавод «Урал» проводит в подмосковных Бронницах.
Для поддержания формы — автоспорт
Юрий гоняется в любительских авторалли, сам организует ледовые гонки в родном Миассе, а из экзотических видов принимает участие в военных ралли. Это разновидность армейских игр наряду с танковым биатлоном.
— В этом году в Хакасии я участвовал в военных ралли на двухосном грузовике «Урал» в гражданской версии, поэтому вне зачета, — говорит Юрий. — Но приехали мы первые.
Профессия испытателя, говорит он, требует большого желания и любви к технике. С точки зрения офисного работника в ней больше минусов: экстремальные нагрузки, нештатные ситуации, необходимость работать и за водителя, и за механика. Зато она открывает возможность увидеть самые труднодоступные уголки мира и проверить не только технику, но и себя.
Кстати, на арктическую технику а/з «Урал» весьма скептически смотрит Алексей Макаров — создатель снегоболотохода «Бурлак». Его машина, конечно, более универсальна, может плавать и обеспечивает комфорт, с другой стороны, на земной тверди рамные грузовики имеют свои преимущества. А самым проходимым сухопутным транспортом я по-прежнему считают сочленённый вездеход «Витязь». Ну и в тему ралли: наши гонщики Алексей Игнатов и Ярослав Фёдоров завершили сезон 2018 года весьма впечатляющим образом.