Бронеавтомобиль Тигр – случайный проект армии РФ
В начале XXI века в Российской Федерации произошёл качественный скачок вперёд в деле создания и принятия в эксплуатацию новой боевой техники. В том числе и образцов ранее не имевших аналогов в войсках СССР, одним из таких образцов является бронеавтомобиль «Тигр».
Как ни странно это будет звучать, но, в отличие от других образцов вооружения, эта машина не имеет корней в Министерстве обороны, её разработка велась по заказу третьего лица, и лишь после разработки и опробования она была принята на вооружения РА и МВД РФ.
История возникновения
Необходимость использования в армии автомобилей проявилась еще во время Второй Мировой войны, её не зря называли «войной моторов», использовались не только транспортные возможности авто, но и мобильные характеристики легковых автомобилей.
Стоит отметить активное использование «Виллисов», «Доджей» и «Лендроверов» в войсках с целью проведения разведки, патрулирования и диверсионных операций. Известны, например, факты установки на автомобили артустановок, пулеметов с целью усиления вооружения и длительная и эффективная патрульная служба «розовых пантер» в Африке.
После мировой войны доктрина мобильных сил незначительно поменялась.
Для армейских подразделений требовались легкие и маневренные автомобили с повышенной проходимостью. Но в России к этой доктрине пришли только на границе веков, когда стало понятно, что прорыв танковых клиньев и использование дивизий и армейских соединений в мобильном конфликте себя не оправдывают.
Были разработаны и новые требования к армейскому автомобилю, в их число входили:
- возможность обеспечения легкой броневой защиты экипажа и десанта;
- установка вооружения, в том числе и ПТУР;
- надежная база и двигатель;
- повышенная проходимость;
- возможность использования в различных климатических поясах.
Наиболее известным образцом подобного транспортного средства является бронеавтомобиль типа HMMWV, производства США, его гражданская версия «Хаммер» известна практически всем. Но, на момент принятия новой доктрины подобные «Хамви» автомобили в числе имевшихся в РА отсутствовали. Бронеавтомобиль Министерство обороны получило по довольно интересному варианту развития событий.
Король Иорданского Королевства Абдалла II принял решение организовать в стране собственное производство военной техники. Компанию назвали — King Abdullah II Design and Development Bureau, в переводе: конструкторское бюро короля Аблуллы II. Перед КБ стояла задача: спроектировать национальные образцы боевых транспортных средств, в том числе и легкого бронеавтомобиля типа «Хамви».
Разработку проекта поручили арабскому предприятию Bin Jabr Group Ltd, которое в свою очередь обратилось за помощью для создания многоцелевого транспортного средства к российской компании ГАЗ. Цена контракта составила $ 60 млн.
Согласно условиям контракта, российские конструкторы взяли обязательство построить три опытные машины с различным вариантом кузова.
Экспортный заказ изначально планировался как аналог HMMWV, и гражданская разновидность авто не обсуждалась. Основным требованием технического задания к бронеавтомобилю было следующее:
- низкая стоимость производства;
- возможность эксплуатации в условиях пустыни, а значит высокой температуры и большого количества пыли, чего не выдерживали американские «Хамви»;
- высокая манёвренность и проходимость;
- большой объем для транспортировки личного состава или специального оборудования;
- возможность установки бронирования для защиты личного состава от стрелкового оружия или минных заграждений.
Прообразом для нового армейского внедорожника стал гражданский «Хаммер». К участию в создании броневика подключили некоторые КБ российских предприятий. Через небольшой период времени, условия контракта были исполнены, и заказчику продемонстрировали готовые модели. Прототип обозначили индексом ГАЗ -2975 «Тигр».
Созданный прототип соответствовал условиям заказа и был принят арабской стороной без нареканий. Три единицы новой техники были представлены на международной выставке вооружения IDEX-2001, проходившей в Абу-Даби(ОАЭ) с 18 по 22 марта 2001 года. Автомобиль носил название — Tiger HMTV (High Mobility Transportation Vehicle — высокомобильное транспортное средство).
Успех воодушевил партнёров на совместное производство, которое планировалось на предприятиях BJG и ГАЗ.
На Ближнем Востоке начали самостоятельно выпускать HMTV с 2005 года, и количество собранной техники составило 500 единиц. Автомобиль получил название «Nimr».
В тоже время у российских промышленников остались необходимые чертежи и разработки для развития проекта бронеавтомобиля такого класса, но уже приспособленного для российских условий. В процессе испытаний, проходивших на исходе 2002 года в Московском СОБРе, бронеавтомобилем «Тигр» всерьёз заинтересовалось руководство МВД.
На партию внедорожников был сделан первый заказ, который поручили Арзамасскому машиностроительному заводу. Завод занимается выпуском и ремонтом БТР и освоение лёгкого бронеавтомобиля было вполне практично поручить именно этому предприятию, имевшему значительны опыт в производстве бронекорпусов.
Конструкция
Технические характеристики автомобиля «Тигр» вполне на уровне зарубежных аналогов, отличает его только одно, он способен нести службу в условиях нашего, российского климата. Что автоматически означает его универсальность: пустыня, тундра, лесостепь – «Тигр» свободно акклиматизируется к любому климату и грязи.
Автомобиль имеет рамную конструкцию, кузов цельнометаллический, на каркасной основе.
Грузовой отсек отделен от отделения управления перегородкой, но для упрощения эксплуатации эту панель сделали съёмной. В грузовом салоне может располагаться различное радиотехническое оборудование, сиденья для десанта или боекомплект к установленному вооружению. Полторы тонны возимого веса это вполне оптимально для этого класса авто.
Стандартная комплектация состоит из следующих узлов и систем:
- независимая подвеска колёс с рабочими элементами торсионов;
- гидравлический усилитель руля;
- система блокировки дифференциала главной передачи;
- автоматическая регулировка давления в шинах.
- система кондиционирования;
- электрический привод открытия/закрытия стёкол;
- антиблокировочная тормозная система ABS;
- аудиосистема.
Силовая установка может иметь несколько вариантов, среди которых двигатель Cummins «В» с рабочим объёмом V-5.9 и ЯМЗ-534/V-4.5. Вырабатываемая мощность от 180 до 215 л/с.
Тактико-технические характеристики
В таблице приведены основные характеристики «Тигра» и его конкурента «Хамви»;
Модель | ГАЗ-2330 | HMMWV-M1151A1 |
---|---|---|
Колесная формула | 4 Х 4 | 4 Х 4 |
Длина, мм | 5750 | 4550 |
Ширина, мм | 2210 | 2160 |
Высота, мм | 2205 | 1850 |
Клиренс, мм | 400 | 405 |
Межосевая колёсная база, мм | 3300 | 3300 |
Колея, мм | 1850 | 1650 |
Шина | 335/80 R20 | 370х125 R16.5 |
Разрешённая масса ТС, кг | 6000 | 5900 |
Грузоподъёмность, кг | 1250 | 2400 |
Топливный бак, л | 70 х 2 | 95 |
Предельная скорость, км/ч | 140 | 129 |
Предельная дальность хода, км | 1000 | 480 |
Допустимый угол подъёма | 32 град. | 60 град. |
Допустимый угол спуска | 30 град. | — |
Крен | 30 град. | — |
Максимальная глубина брода, мм | 1200 | 760 |
Радиус поворота, м | 10 | — |
Как уже было написано выше, российский «Тигр» создавался в качестве ответа американскому HMMWV по заказу Ближневосточной компании.
Объединяет эти машины общий тип – это рамная платформа с возможность установки различных кузовов. Трансмиссия имеет разный тип: на американце автоматическая 4-х ступенчатая коробка, а на российском механическая КПП. (АКПП предусмотрена на гражданской версии).
Западная модель оснащена восьмицилиндровым V-образным двигателем Detroit Diesel объемом 6,5 литров, а россиянин дизельным ЯМЗ 4,4 литра.
Но разница в объёмах не дала преимущества американцу в мощности: 195 л/с против 215 л/с в пользу ярославца.
Вместимость экипажа в HMMWV – 4 человека, в Арзамасском броневике могут разместиться по посадочным местам 6 бойцов. Как видно, техника действительно очень схожа. В таблице приведены основные характеристики «Тигра» и его конкурента «Хамви»;
Модификации
Бронированный автомобиль имеет множество модификаций, которые разработаны для решения конкретных задач.
- ГАЗ-2975, является прототипом ГАЗ-2330;
- ГАЗ-2330, небронированный внедорожник с двух- и трёхдверным кузовом. Это базовая модель всего семейства армейской машины;
- ГАЗ-233034 СПМ-1 — броневик для полиции с III классом защиты салона;
- ГАЗ-233036 СПМ-2 – броневик, имеющий V класс бронезащиты, грузовой салон рассчитан на 7 бойцов ОМОН или СОБР в полном боевом снаряжении;
- «Абаим-Абанат» СПМ-1. От базовой модели СПМ отличается только наличием подъемной штурмовой платформы, предназначена для антитеррористических групп СпН МВД и ФСБ.
- СБРМ СПМ-1 – боевая машина разведки для Росгвардии, на основе СТС «Тигр», оснащена оборудованием для наблюдения и штатным пулемётом. Экипажа 4 человека;
- Р-145БМА СПМ-2 – в салоне располагается блок радиосвязи и управления;
- АПЕ МБ СПМ-2 — мобильный штаб для командования МВД или войск Росгвардии;
- П-265 – передвижной узел связи, армейского типа;
- Тигр — «проект 420» — оснащается американскими двигателями Cummins и узлами трансмиссии Chrysler, предназначенными в США для мощного пикапа Dodge Ram;
- Тигр-6А – четырёхдверный командный броневик;
- СБМ ВПК-233136 СПМ-2 – более развитая концепция внедорожника для Росгвардии. Крыша оснащена двумя люками. Может устанавливается универсальная турель спарка Корд-ПКБ-АГС. Окна, двери и борта оснащены бойницами;
- МЗ-304 «Горец» — передвижной миномётный комплекс вооруженный 120-мм минометом типа 2Б11;
- ГАЗ-3121 «Тигр-2», гражданская версия военного внедорожника. В настоящий момент его можно свободно приобрести. Однако, не всем по карману покупка авто в стиле Military. Внедорожник оснащён американским атмосферным двигателем Cummins B205 и трансмиссией Chrysler. Вес машины 3500 кг. Средний расход дизельного топлива от 15 литров.
Заключение
За 12 лет серийного производства военных и гражданских версий, от эксплуатантов поступают положительные отзывы.
«Тигр» — высокомобильное средство передвижения, благодаря конструкции которого, бойцы чувствуют себя в безопасности, а частные лица ощущают максимальную уверенность во внешнем виде, системе управления, узлах и агрегатах мощного внедорожника.
По отзывам бойцов специальных подразделений, принимавших участие в локальных боевых конфликтах, ТС проявило себя, как надёжная боевая единица.
Находясь на службе, бронированный автомобиль спасёт ещё не одну жизнь солдату и офицеру, а его грозный вид может заставить сложить оружие врагов и не испытывать судьбу на прочность.
Видео
Журнал «Военные машины»
Журнал «Военные машины» все выпуски скачать бесплатно из Облака @ mail .ru .
Журнал «Военные машины» все журналы по номерам скачать
Формат: PDF или DJVU
Военные машины 03 Танки Японии во Второй Мировой Войне (часть 2)
Военные машины 04 Танки Японии во Второй Мировой Войне (часть 3)
Военные машины 05 Horch 108 Typ 1a-40
Военные машины 06 Автомобили Krupp на службе у Вермахта
Военные машины 07 Автомобили Opel на службе у вермахта
Военные машины 08 Panzer IV (часть 1)
Военные машины 09 Panzer IV (часть 2)
Военные машины 10 Panzer IV (часть 3)
Военные машины 11 Panzer IV (часть 4)
Военные машины 12 Panzer IV (часть 5)
Военные машины 13 Sdkfz 10-4 Demag
Военные машины 14 Советские бронетранспортеры БТР-60,70,80,90 (часть 1)
Военные машины 15 Советские бронетранспортеры БТР-60,70,80,90 (часть 2)
Военные машины 16 Военные грузовики США (часть 1)
Военные машины 17 Военные грузовики США (часть 2)
Военные машины 18 Stug III (часть 1)
Военные машины 22 Автомобили Steyr на службе у вермахта
Военные машины 23 Panzer Color камуфляж и обозначения германских танков (часть 1)
Военные машины 26 Panzer Color камуфляж и обозначения германских танков (часть 4)
Военные машины 28 БМ-21 «ГРАД» Реактивная система залпового огня
Военные машины 30 Танки на Восточном фронте (часть 1)
Военные машины 31 Танки на Восточном фронте (часть 2)
Военные машины 32 Автомобили Mercedes-Benz на службе у вермахта (часть 1)
Военные машины 32 Автомобили Mercedes-Benz на службе у вермахта (часть 2)
Военные машины 33 Грузовые автомобили вермахта
Военные машины 35 Sdkfz 139 Мардер III
Военные машины 36 Sdkfz 138 Мардер III Ausf M
Военные машины 37 SCUD Советские мобильные комплексы баллистических ракет
Военные машины 38 Британские военные автомобили 1939-1945
Военные машины 39 Танковые дивизии СС 1939-1945
Военные машины 40 Hummel Германская 150-мм САУ
Военные машины 41 Джипы США Willys MB
Военные машины 42 Kubelwagen-Schwimmwagen
Военные машины 43 Sd Kfz 250
Военные машины 44 Королевский Тигр (часть 1)
Военные машины 45 Королевский Тигр (часть 2)
Военные машины 46 Королевский тигр (часть 3)
Военные машины 47 Автомобили ЗиС (часть 1)
Военные машины 48 Автомобили ЗиС (часть 2)
Военные машины 49 BMW R75 Zundap KS750
Военные машины 50 Джиппы США.Ford Mutt M51,Jeep M38
Военные машины 51 Achtung Panzer
Военные машины 52 Джипы США Dodge (часть 1)
Военные машины 53 Джипы США Dodge (часть 2)
Военные машины 54 Marder III
Военные машины 55 SdKfz 11 3-тонный германский тягач
Военные машины 56 ЗиС-151, ЗиЛ-157
Военные машины 57 Achtung panzer Восточный фронт 1943-1945
Военные машины 58 Советская артиллерия 1941-45 1
Военные машины 59 Германские 88-мм орудия
Военные машины 60 Achtung Panzer От Севастополя до Сталинграда
Военные машины 61 Achtung Panzer 150-мм САУ Bison I (часть 1)
Военные машины 62 Achtung Panzer 150-мм САУ Bison I (часть 2)
Военные машины 63 КВ-2
Военные машины 64 Грузовики Урал (часть 1)
Военные машины 65 Грузовики Урал (часть 2)
Военные машины 66 HUMMER
Военные машины 67 КВ-1 Ранних выпусков
Военные машины 68 КВ-1 Поздних выпусков
Военные машины 69 Тигр (Часть 1)
Военные машины 70 Тигр (Часть 2)
Военные машины 71 Тигр (Часть 3)
Военные машины 72 Тигр (Часть 4)
Военные машины 73 Тигр (Часть 5)
Военные машины 74 Гусеничные тягачи Красной Армии (часть 1)
Военные машины 75 Гусеничные тягачи Красной Армии (часть 2)
Военные машины 76 Гусеничные тягачи Красной Армии (часть 3)
Военные машины 81 Ferdinand (часть 1)
Военные машины 82 Ferdinand (часть 2)
Военные машины 83 Пантера Ausf.D
Военные машины 84 Пантера Ausf.A
Военные машины 85 Пантера Ausf.G
Военные машины 86 Германские железнодорожные орудия
Военные машины 87 Мортира Карл
Военные машины 88 Panzer II (часть 1)
Военные машины 89 Panzer II (часть 2)
Военные машины 90 Sturmpanzer IV BRUMMBAR
Военные машины 91 Полугусеничные бронетранспортеры Армии США
Военные машины 92 panzerjager MARDER I
Военные машины 93 Jagdpanzer IV L-48
Военные машины 94 Jagdpanzer IV L70
Военные машины 95 Stug III Ausf.G
Военные машины 96 Panzer III Ausf. JLM
Военные машины 97 Бронепоезда Вермахта (часть 1)
Военные машины 98 Бронепоезда вермахта (часть 2)
Военные машины 99 Тигр Порше
Военные машины 100 Matilda
Военные машины 101 Тяжелый танковый тягач МАЗ-535-537
Военные машины 102 Sd Kfz 251 »Hanomag»(часть1)
Военные машины 103 Sd Kfz 251 »Hanomag»(часть 2)