Военная машина гитлера часть 2 подводные лодки

Корсары Третьего Рейха

Германские субмарины Второй мировой были настоящим кошмаром для английских и американских моряков. Они превратили Атлантику в настоящий ад, где среди обломков и пылающего топлива отчаянно взывали о спасении жертвы торпедных атак…

К осени 1939 года Германия обладала весьма скромным по размеру, хотя и технически совершенным военным флотом. Против 22 английских и французских линейных кораблей и крейсеров она смогла выставить лишь два полноценных линкора «Шарнхорст» («Scharnhorst») и «Гнейзенау» («Gneisenau») и три так называемых «карманных» — «Дойчланд» («Deutschland»), «Граф Шпее» («Graf Spee») и «Адмирал Шеер» («Admiral Scheer»). Последние несли всего шесть орудий калибра 280 мм — при том, что в то время новые линкоры вооружались 8–12 орудиями калибра 305–406 мм. Еще два германских линкора, будущие легенды Второй мировой «Бисмарк» («Bismarck») и «Тирпиц» («Tirpitz») — полное водоизмещение 50 300 тонн, скорость 30 узлов, восемь 380-миллиметровых орудий — достраивались и вступили в строй уже после разгрома союзной армии у Дюнкерка. Для прямого сражения на море с могучим британским флотом этого было, конечно, мало. Что и подтвердилось спустя два года во время знаменитой охоты на «Бисмарка», когда германский линкор с мощным вооружением и отлично подготовленной командой был попросту затравлен численно превосходящим противником. Поэтому Германия изначально делала ставку на морскую блокаду Британских островов и отвела своим линкорам роль рейдеров — охотников на транспортные караваны и отдельные военные корабли противника.

Англия прямо зависела от поставок продовольствия и сырья из Нового Света, особенно США, которые были ее основным «снабженцем» в обе мировые войны. Кроме того, блокада позволила бы отрезать Британию от подкреплений, которые мобилизовали в колониях, а также не допустить высадки британских десантов на континенте. Однако успехи надводных рейдеров Германии были кратковременными. Их врагом были не только превосходящие силы флота Соединенного Королевства, но и британская авиация, против которой могучие корабли были почти бессильны. Регулярные авиаудары по французским базам вынудили Германию в 1941–42 годах эвакуировать свои линкоры в северные порты, где они практически бесславно погибли во время налетов или простояли в ремонте до самого окончания войны.

Основным силой, на которую полагался Третий Рейх в битве на море, стали подводные лодки, менее уязвимые для авиации и способные подкрасться даже к очень сильному противнику. А главное, постройка подводной лодки обходилась в несколько раз дешевле, субмарина требовала меньше топлива, ее обслуживал небольшой экипаж — при том, что она могла быть не менее эффективней самого мощного рейдера.

«Волчьи стаи» адмирала Дёница

Во Вторую мировую Германия вступила, имея только 57 подводных лодок, из которых для действий в Атлантике были пригодны всего 26. Однако уже в сентябре 1939 года германский подводный флот (U-Bootwaffe) потопил 41 судно общим тоннажем 153 879 тонн. Среди них — британские лайнер «Атения» (ставший первой жертвой германских подлодок в этой войне) и авианосец «Корейджес». Еще один британский авианосец «Арк-Ройяль» уцелел лишь благодаря тому, что выпущенные в него лодкой U-39 торпеды с магнитными взрывателями детонировали раньше времени. А в ночь с 13 на 14 октября 1939 года лодка U-47 под командованием капитан-лейтенанта Гюнтера Прина (G?nther Prien) проникла на рейд британской военной базы Скапа-Флоу (Оркнейские острова) и пустила на дно линейный корабль «Ройял Оук».

Это заставило Британию срочно убрать из Атлантики свои авианосцы и ограничить передвижение линкоров и других крупных боевых кораблей, которых теперь тщательно охраняли эсминцы и другие корабли сопровождения. Успехи подействовали на Гитлера: он изменил свое изначально негативное мнение о подводных лодках, и по его приказу развернулось их массовое строительство. В течение следующих 5 лет в состав германского флота вошли 1108 субмарин.

Правда, учитывая потери и необходимость ремонта поврежденных в походе субмарин, Германия единовременно могла выдвинуть ограниченное количество готовых к походу подводных лодок — только к середине войны их количество превысило сотню.

Главным лоббистом подводных лодок как вида вооружений в Третьем Рейхе был командующий подводным флотом (Befehlshaber der Unterseeboote) адмирал Карл Дёниц (Karl D?nitz, 1891–1981), служивший на подлодках уже в Первую мировую. Версальский мир запретил Германии иметь подводный флот, и Дёницу пришлось переквалифицироваться в командира торпедного катера, затем в эксперта по разработке нового вооружения, штурмана, командира флотилии миноносцев, капитана легкого крейсера…

В 1935 году, когда Германия решила воссоздать подводный флот, Дёниц был назначен одновременно командиром 1-й подводной флотилии и получил странное звание «фюрера подводных лодок». Это было очень удачное назначение: подводный флот по сути был его детищем, он создал его с нуля и превратил в мощнейший кулак Третьего Рейха. Дёниц лично встречал каждую лодку, возвращавшуюся на базу, присутствовал на выпусках школы подводников, создал для них специальные санатории. За все это он пользовался огромным уважением своих подчиненных, которые прозвали его «папой Карлом» (Vater Karl).

Читайте также:  Как сделать диагностику аккумулятора автомобиля

В 1935-38 годах «подводный фюрер» разработал новую тактику охоты на корабли противника. До этого момента подводные лодки всех стран мира действовали поодиночке. Дёниц, послужив командиром флотилии миноносцев, которая атакует противника группой, решил применить групповую тактику в подводной войне. Вначале он предлагает метод «завесы». Группа лодок шла, развернувшись в море в цепь. Обнаружившая противника лодка посылала донесение и атаковала его, а остальные лодки спешили ей на помощь.

Следующей идеей была тактика «круга», при которой лодки располагались вокруг определенного участка океана. Как только в него входил вражеский конвой или боевой корабль, лодка, заметившая вошедшего внутрь круга противника, начинала вести цель, поддерживая контакт с остальными, а те начинали со всех сторон сближаться к обреченным мишеням.

Но самым известным стал метод «волчьей стаи», непосредственно разработанный для атак на большие транспортные караваны. Название полностью соответствовало его сути — именно так охотятся на свою добычу волки. После обнаружения конвоя параллельно его курсу сосредоточивалась группа подводных лодок. Проведя первую атаку, она затем обгоняла конвой и разворачивалась на позиции для нового удара.

Лучшие из лучших

За время Второй мировой (вплоть до мая 1945-го) немецкими подводниками было потоплено 2603 боевых кораблей и транспортных судов союзников общим водоизмещением 13,5 миллионов тонн. В их числе 2 линкора, 6 авианосцев, 5 крейсеров, 52 эсминца и более 70 военных кораблей других классов. При этом погибло около 100 тысяч моряков военного и торгового флота.

Для противодействия союзники сосредоточили свыше 3 000 боевых и вспомогательных кораблей, около 1400 самолетов, и к моменту высадки в Нормандии нанесли подводному флоту Германии сокрушительный удар, от которого она уже не могла оправиться. Несмотря на то, германская промышленность наращивала выпуск подводных лодок, все меньше экипажей возвращались из похода с удачей. А кто-то не возвращался вовсе. Если в 1940 году были потеряны двадцать три, а в 1941 году — тридцать шесть субмарин, то в 1943 и 1944 потери выросли, соответственно, до двухсот пятидесяти и двухсот шестидесяти трех подлодок. Всего за время войны потери немецких подводников составили 789 субмарин и 32 000 моряков. Но это все равно было в три раза меньше, чем число потопленных ими судов противника, что доказывало высокую эффективность подводного флота.

Как и на любой войне, в этой также были свои асы. Гюнтер Прин стал первым знаменитым на всю Германию подводным корсаром. На его счету тридцать кораблей общим водоизмещением 164 953 тонны, включая вышеупомянутый линкор). За это он стал первым офицером Германии, получившим дубовые листья к Рыцарскому кресту. Министерство пропаганды Рейха оперативно создало его культ — и Прин начал получать целые мешки писем от восторженных поклонников. Возможно, он бы смог стать самым удачливым германским подводников, но 8 марта 1941 года его лодка погибла при атаке конвоя.

После этого список немецких глубоководных асов возглавлял Отто Кречмер (Otto Kretschmer), который потопил сорок четыре корабля общим водоизмещением 266 629 тонн. За ним следовали Вольфганг Лют (Wolfgang L?th) — 43 корабля общим водоизмещением 225 712 тонн, Эрих Топп (Erich Topp) — 34 судна общим водоизмещением 193 684 тонны и небезызвестный Генрих Леманн-Вилленброк (Heinrich Lehmann-Willenbrock) — 25 кораблей общим водоизмещением 183 253 тонны, который вместе со своей U-96 стал персонажем художественного фильма «U-Boot» («Подлодка»). Кстати, он не погиб во время авианалета. После войны Леманн-Вилленброк служил капитаном торгового флота и отличился при спасении гибнувшего бразильского сухогруза «Комманданте Лира» в 1959 году, а также стал командиром первого немецкого корабля с атомным реактором. Его же лодка, после злополучного потопления прямо на базе, была поднята, ходила в походы (но с другим экипажем) а после войны была превращена в технический музей.

Таким образом, германский подводный флот оказался наиболее удачливым, хотя и не имел столь внушительной поддержки надводный сил и морской авиации, как британский. На счету подводников ее величества только 70 боевых и 368 торговых германских судов общим тоннажем 826 300 тонн. Их союзники американцы потопили на тихоокеанском театре войны 1178 судов общим тоннажем 4,9 миллиона тонн. Не была благосклонна фортуна и к двумстам шестидесяти семи советским подводным лодкам, которые за время войны торпедировали только 157 боевых кораблей и транспортов противника общим водоизмещением 462 300 тонн.

Романтический ореол героев с одной стороны — и мрачная репутация пьяниц и бесчеловечных убийц с другой. Такими представляли германских подводников на берегу. Однако напивались вдрызг они только один раз в два-три месяца, когда возвращались из похода. Именно тогда они были на глазах у «общественности», делающей поспешные выводы, после чего уходили отсыпаться в казармы или санатории, а затем в совершенно трезвом виде готовились к новому походу. Но эти редкие возлияния были не столько празднованием побед, сколько способом снять чудовищный стресс, которые подводники получали в каждом походе. И даже несмотря на то, что кандидаты в члены экипажей проходили в том числе и психологический отбор, на подлодках бывали случаи нервных срывов у отдельных моряков, которых приходилось успокаивать всей командой, а то и просто привязывать к койке.

Читайте также:  Китайское пусковое устройство для автомобиля инструкция

Первое, с чем сталкивались подводники, только-только вышедшие в море, — страшная теснота. Особенно этим страдали экипажи субмарин VII серии, которые, будучи и без того тесными по конструкции, вдобавок набивались под завязку всем необходимым для дальних походов. Спальные места экипажа и все свободные уголки использовались для хранения ящиков с провизией, поэтому отдыхать и принимать пищу экипажу приходилось где придется. Чтобы взять дополнительные тонны топлива, его закачивали в цистерны, предназначенные для пресной воды (питьевой и гигиенической), таким образом, резко сокращая ее рацион.

По этой же причине немецкие подводники никогда не спасали своих жертв, отчаянно барахтающихся посреди океана. Ведь разместить их было просто некуда — разве что засунуть в освободившийся торпедный аппарат. Отсюда закрепившаяся за подводниками репутация бесчеловечных извергов.

Чувство милосердия притуплялось и постоянным страхом за свою собственную жизнь. Во время похода приходилось постоянно опасаться минных полей или вражеской авиации. Но самым страшными были вражеские эсминцы и противолодочные суда, а точнее, их глубинные бомбы, близкий разрыв которой мог разрушить корпус лодки. При этом можно было только надеяться на быструю смерть. Гораздо страшнее было получить тяжелые повреждения и безвозвратно падать в пучину, с ужасом слушая, как трещит сжимаемый корпус лодки, готовый проломиться внутрь потоками воды под давлением в несколько десятков атмосфер. Или хуже того — навсегда лечь на мели и медленно задыхаться, понимая при этом, что никакой помощи не будет…

Подводные лодки. Враг над нами

В фильме рассказывается о беспощадной и жестокой войне подводных лодок в Атлантике и на Тихом океане. Использование противниками последних достижений науки и техники, быстрый прогресс в радиоэлектронике (применение сонаров и противолодочных локаторов) сделали борьбу за превосходство под водой бескопромиссной и захватывающей.

Военная машина Гитлера — Подводные лодки

Документальный фильм из серии «Военная машина Гитлера» расскажет о подлодках — бесшумном оружии Третьего Рейха в битве за Атлантику. Разрабатывавшиеся и строившиеся в секрете, они были ближе к победе, чем любое другое оружие Германии. За время Второй Мировой (вплоть до мая 1945-го) немецкими подводниками было потоплено 2603 боевых корабля и транспортных судна союзников. При этом погибло около 100 тысяч моряков военного и торгового флота. Германские субмарины были настоящим кошмаром для английских и американских моряков. Они превратили Атлантику в настоящий ад, где среди обломков и пылающего топлива отчаянно взывали о спасении жертвы торпедных атак. Это время будет справедливо назвать периодом расцвета тактики «волчьих стай», которая была непосредственно разработана для атак на большие транспортные караваны. Название полностью соответствовало ее сути- именно так охотятся на свою добычу волки. После обнаружения конвоя, параллельно его курсу сосредотачивалась группа подводных лодок. Проведя первую атаку, она затем обгоняла конвой и разворачивавлась на позиции для нового удара.

Ночной кошмар Гитлера: как советский подводник уничтожил 10 тысяч нацистов

Коллаж © LIFE. Фото © Getty Images, © sovboat.ru

» src=»https://static.life.ru/publications/2021/2/4/561280559143.798.jpg» loading=»lazy» style=»width:100%;height:100%;object-fit:cover»/>

История этого человека кажется невероятной. По ней вполне можно было снять фильм, но до нашего времени дошли лишь короткие рапорты о том, как и в каких условиях командир подводной лодки Л-3 и его экипаж бились с противником на море.

С первого дня войны подводная лодка Л-3 типа «Ленинец» наводила ужас на противника в водах Балтийского моря. Для советского флота Л-3 была нетипичной субмариной — фактически экипаж дизель-электрической субмарины действовал так, как действует самое секретное подразделение ВМФ России — знаменитая «звериная» дивизия подводных лодок Северного флота. Главная задача корабля и экипажа была предельно проста — своих прикрыть, чужих уничтожить.

Ограбление века. Кто украл секретное оборудование с самолёта «Судного дня»?

К началу марта 1943 года минно-торпедная подлодка успела прилично повоевать. Командир корабля — опытный морской волк Пётр Грищенко — отчитался о пяти успешных боевых походах и нескольких крупных победах. Л-3 стала настоящим кошмаром немецких гидроакустиков — шум винтов и движение торпед они чаще всего слышали уже в тот момент, когда снаряд проламывал борт. Только до 1943 года Грищенко и его офицеры успели отправить на дно огромные транспорты «Лильевальх» и «Гинденбург» общим водоизмещением под 13 тыс. тонн.

Члены экипажа Л-3 вместе с командиром Грищенко П.Д. Фото © Wikipedia

Миссии по минному заграждению Л-3 выполняла в основном ночью — там, где обычно ходит немецкий транспорт, за ночь появлялась целая сеть из морских мин большой мощности. Уничтожить или хотя бы повредить таинственную подлодку не представлялось возможным — командир Л-3 предпочитал держаться на удалении и не бросался в неравный бой сломя голову.

«Советский мул» и «летающий гроб»: почему самолёт Ан-8 любили и смертельно боялись одновременно

18 марта 1943 года на Л-3 назначили нового капитана. Экипаж его хорошо знал — это был первый помощник капитана Владимир Коновалов. Через день после приказа пришла новая разнарядка — за Коноваловым в штаб флота приехал чёрный автомобиль, на котором ездили сотрудники контрразведки, и ему без объяснения причин дали два часа на сборы. 22 марта Коновалов прибыл на Тихоокеанский флот — там ему предстояло переобучиться на должность командира и подтвердить характеристику «умелого тактика, способного на решительные действия» (так написал его непосредственный начальник).

Читайте также:  Заря ремонт грузовых автомобилей

Владимир Коновалов. Фото © Wikipedia

В командировке Коновалов пробудет год и вернётся уже к тому моменту, когда обновлённая, отремонтированная и вооружённая до зубов Л-3 будет готова к шестому боевому походу. Уже в октябре 1944 года подлодка выходит на первое боевое дежурство в южную часть Балтийского моря. Коновалов особых иллюзий по поводу службы не питает — война идёт на спад, а противник хоть и сопротивляется, но уже не так ожесточённо, как тремя годами ранее. После минирования района подлодка вернулась в пункт базирования, и Коновалов. тут же получил разнос от начальства за «неэффективность и бездарный расход боеприпасов». Выговор опытный подводник получил от командования за самоуправство — мины в акватории Балтийского моря он расставил не так, как того требовала инструкция, а так, как подсказывал опыт.

Космический солдат. Зачем построили «Буран» и кто погубил уникальную машину?

Будучи человеком не робкого десятка, Коновалов принялся спорить с руководством, за что едва не отправился в тюрьму. Кто именно спас Коновалова от гнева начальства, неизвестно, но ходили слухи, что лучших специалистов продвигал лично командующий флотом. Через несколько дней в штабе флота взорвался служебный телефон — Коновалов поставил мины так, что уничтожил новейший эсминец Т-34 типа 1939 — один из 15 кораблей Кригсмарине.

Рубка подводной лодки Л-3. Фото © Wikipedia

Успех воодушевил Коновалова, однако до 1945 года его действия, если верить записям в личных делах, были «неумелыми, неактивными, но в целом удовлетворительными». Флотское начальство по-прежнему недолюбливало опытного подводника, который умудрился не только заминировать весь учебный район кораблей рейха, но и даже ходил в район Швеции, где пустил на дно один боевой корабль и один транспорт. Команду, несмотря на критику, наградили орденами и медалями, а сам Коновалов получил орден Красного Знамени.

Командир Л-3 Герой Советского Союза В.К. Коновалов у своего корабля. Лето 1945 г. Фото © sovboat.ru

В свой последний (восьмой) поход подлодка Л-3 вышла 23 марта 1945 года. В 20:35 по местному времени Коновалов и его помощник вскрыли конверт с заданием. Приказ командования был сложным и простым одновременно — субмарину направили на боевые действия в район Данцигской бухты и полуострова Хель. Л-3 должна была стать щитом от немецких кораблей и заслоном от внезапного десанта, но почти сразу всё пошло наперекосяк.

Большая ложь и боязнь «Искандера». Почему США не разрешают досмотреть объекты ПРО в Европе?

Во время боевого похода Коновалов сознательно решает выйти за пределы района дежурства — в военное время за такое можно было лишиться звания и в лучшем случае попасть в тюрьму. Но риск был оправдан. Шанс обойти «со спины» корабли рейха, о присутствии которых экипаж предупредили перед выходом в море, нельзя было упускать. В этот день удача была на стороне Коновалова, но не совсем так, как хотелось: несколько боевых кораблей сопровождали огромный корабль, похожий на сухогруз. Чтобы догнать конвой, Коновалов, лодка которого двигалась гораздо медленнее, приказывает немедленно всплыть.

Через полтора часа активной погони по Л-3 проносится сигнал боевой тревоги и команда к срочному погружению. Подводники понимают — сейчас начнётся атака. Коновалов руководил атакой сам — намертво вцепившись в перископ, через несколько минут ожидания он скомандовал «Пли!» Ещё через пару минут у борта огромного корабля сверкнули две вспышки — обе торпеды попали в цель! Чтобы убедиться в результатах, Л-3 всплывает — и по ней сразу же открывают огонь с кораблей вооружённого эскорта.

Атака века Маринеско

Удрать от набирающих ход эсминцев охранения оказалось очень сложно. Лишь отход на глубину и резкий манёвр в сторону позволили Л-3 целой добраться до базы. Уже там Владимир Коновалов узнаёт — за сухогруз он принял огромный транспортный корабль «Гойя», который перевозил раненых на Восточном фронте гитлеровцев в Германию. На борту «Гойи» погибло не менее 6900 человек, спаслось всего 190. Личный рекорд Коновалова, с учётом потопленных ранее кораблей, приблизился к 10 тыс. убитых нацистов. 21 апреля подлодка Л-3 попыталась огрызнуться в последний раз, но неудачно: израсходовав все запасы торпед и мин, Коновалов отдал приказ уходить домой.

Атака века: как советские морские волки затопили корабль с четырьмя тысячами нацистов

8 июля 1945 года рапорт об успехах Коновалова лёг на стол Сталину. За проявленное мужество и доблесть гвардии капитан 3-го ранга Владимир Коновалов получил звание Героя Советского Союза. На окончательное подведение итогов боевой службы Л-3 потребовалось долгих 15 лет. Итоговый счёт субмарины, которой «человек-торпеда» (так Коновалова прозвали сослуживцы) командовал два года, составил 28 кораблей — это больше, чем у другого морского волка, Александра Маринеско. 7 мая 1966 года капитану 3-го ранга присвоили звание контр-адмирала и поручили обучение советских подводников «искусству охоты за кораблями противника».

Оцените статью