- Замена помпы своими руками: проверка, съем, замена, монтаж и тестирование работоспособности насоса (120 фото)
- Принцип работы
- Причины поломки
- Замена помпы на ВАЗ 2109 и 21099
- Замена помпы на Приоре
- Заключение
- Снятие и замена помпы
- Почему ломается водяная помпа автомобиля
- Порядок действий по снятию и замене водяного насоса:
- Замена водяной помпы: важные рекомендации
Замена помпы своими руками: проверка, съем, замена, монтаж и тестирование работоспособности насоса (120 фото)
Опытные автомобилисты знают насколько могут быть чреваты последствия выхода водяного насоса из строя. Это может привести вплоть до заклинивания самого двигателя, потому что именно благодаря помпе гоняется жидкость по мотору автомобиля, перегрев которого, как раз и приводит к негативным последствиям.
Исходя из этого, стоит следить за состоянием водяного насоса и в случае поломки, заменять его. Данную процедуру могут произвести сотрудники СТО, однако это занятие не очень трудоёмкое и вполне можно сделать собственноручно.
Сегодня мы и разберёмся с вопросом, как заменить помпу своими руками.
Принцип работы
Перед тем, как приступать к ремонту, надо немного знать принцип работы данного устройства. Как уже говорилось ранее, помпа является водяным насосом, который циклично распределяет охлаждающую жидкость по агрегату автомобиля.
Существует 2 круга циркуляции, большой и малый. Второй случай происходит на не прогретом двигателе, охлаждающая жидкость проходит через двигатель, радиатор отопителя салона и карбюратор или инжектор.
Большой круг открывается, когда машина прогрелась, тогда в процессе, жидкость ещё проходит через основной радиатор.
Причины поломки
В основном причиной выхода из строя помпы является обычный износ. Пройдя автомобилем 40-100 тыс. км уже можно услышать неисправности устройства.
Когда водяной насос начинает изнашиваться, то появляются характерные звуки, стук, треск под капотом, можно даже подумать, что стучит двигатель.
Также в салоне появляется гул, начнёт подтекать охлаждающая жидкость, машина будет быстрее греться, пропадёт компрессия.
Не обязательно, чтобы все эти признаки были вместе, просто при любом подозрении надо проверить устройство и в случае чего заменить.
Помпа именно заменяется, не восстанавливается, потому что это очень трудоёмкий процесс, который может в итоге ни к чему не привести.
Замена помпы на ВАЗ 2109 и 21099
Перед тем как приступать к замене помпы на ВАЗ своими руками, надо подготовить необходимый инструмент. Нам понадобится:
- Набор ключей и головок 10 и 17 размеров
- «Минусовая» жесткая отвертка
- Новая помпа с прокладкой
- Домкрат
- Герметик
- Ёмкость для слива жидкости
Если же двигатель прогрет, то подождите пока он остынет, иначе есть шанс обжечься. Замена состоит из следующих этапов:
- Вначале надо слить охлаждающую жидкость. Просто открутите болт на блоке цилиндров и на основном радиаторе. Также обратите внимание на цвет жидкости, если она грязная, то обязательно нужно будет промыть систему.
- Откручиваем защитную крышку ремня ГРМ. Пока далеко её не убираем.
- Затем необходимо прокрутить коленвал, чтобы метка на шестерне распредвала совпадала с меткой (выступом) на задней крышке. А после прикладываем снятую защитную крышку и проверяется совпадение меток на шкиве и крышке.
- Откручиваем натяжной ролик и снимаем ремень ГРМ.
- Затем стопорим шестерню распредвала, откручиваем её и снимаем. Только делаем это аккуратно, чтобы не потерять шпонку.
- Отвинчиваем заднюю крышку, которая мешает подобраться к помпе.
- Демонтируем насос, откручивая все его крепления. Затем надо немного поддомкратить двигатель со стороны насоса, чтобы можно было его извлечь.
- Вставляем новую помпу и собираем всё в обратном порядке.
Кстати, замена помпы на Калине своими руками, производится в том же порядке.
Замена помпы на Приоре
Процесс замены помпы на приоре немного отливается от процесса на ВАЗ 2109, тут уже всё довольно хлопотнее. Инструменты понадобятся те же.
- Итак, вначале надо слить охлаждающую жидкость.
- После демонтируем декоративную крышку, ремень генератора, защитную крышку ремня ГРМ.
- Выставляем метки.
- Откручиваем шкив коленвала и распредвала, снимаем ремень ГРМ и откручиваем заднюю крышку.
- Теперь демонтируем фстарую помпу, заменяем новой и собираем в обратной последовательности.
- Вот и все, мы заменили помпу на Приоре своими руками.
Заключение
Как Вы уже поняли, ничего сложного в замене водяного насоса на автомобиле нет. Просто надо знать последовательность всех действий и тогда всё непременно получится.
Разбирая переднюю часть, обязательно обращайте внимание на состояние других деталей, особенно на натяжной ролик и ремень ГРМ, они также имеют свойство изнашиваться.
Для наглядности предлагаем посмотреть видео замены помпы своими руками, тогда у Вас точно не останется вопросов. Желаем удачи!
Снятие и замена помпы
Пошаговая процедура по демонтажу водяного насоса на автомобиле ВАЗ 2105-2110 своими руками.
Содержание статьи:
- Причины неисправности
- Порядок ремонта водяной помпы
- Видео
Поломка водяного насоса, негативным образом сказывается на эксплуатационные показатели двигателя. При выходе помпы из строя, двигатель автомобиля может перегреться. Перегрев двигателя влечёт за собой серьёзные последствия, вплоть до капитального ремонта. При заклинивании подшипника помпы на большинстве переднеприводных автомобилей ВАЗ, может порваться ремень ГРМ.
Почему ломается водяная помпа автомобиля
Определить, что помпа вышла из строя можно по повышенной шумности работы двигателя, а так же по люфту шкива привода водяного насоса.
Ещё одной причиной, по которой следует в срочном порядке заменить водяной механизм — утечка охлаждающей жидкости через его резиновые уплотнители и прокладки.
Самой распространённой причиной, по которой водяная помпа выходит из строя — охлаждающая жидкость, просачиваясь через резиновый уплотнитель, смывает смазку с подшипника, вследствие чего начинается его разрушение. Неправильная установка помпы, так же может привести к скорой поломке. При использовании некачественных охлаждающих жидкостей, воды или несвоевременного обслуживания системы охлаждения может произойти разрушение крыльчатки. Помимо прочего, помпа может прийти в негодность из-за протекающего радиатора отопилетя или масляного радиатора.
Видео с дельными советами:
Убедившись, что ваш автомобиль ВАЗ 2110 действительно нуждается в замене водяного насоса, приступаем непосредственно к процессам демонтажа и ремонта.
Порядок действий по снятию и замене водяного насоса:
1. Отключите «массу» на аккумуляторе — сняв клемму «–» с АКБ.
2. Через нижний краник радиатора слейте жидкость охлаждения двигателя.
3. Поршень первого, по порядку работы, цилиндра должен быть в положении верхней мёртвой точки.
4. Произведите снятие ролика для натяжки ремня.
5. Демонтируйте шкив привода распределительного вала.
6. Открутив четыре крепёжных болта и гайку, снимите крышку, закрывающую приводной ремень газораспределительного механизма.
7. При помощи отвёртки, вставленной в паз, отсоедините водяной насос от блока цилиндров.
8. Оцените состояние демонтированного насоса, при необходимости замените резиновую прокладку.
9. Если вы приняли решение о замене насоса на автомобиле ВАЗ 2110, то установите новый. Новый насос рекомендуется устанавливать если сальник помпы пробит.
10. Если валик помпы имеет люфт, то водяной механизм тоже придётся менять.
11. Если корпус помпы (1), крыльчатка (2) или шкив с зубьями (3) имеют механические повреждения, то помпу тоже рекомендуется заменить.
12. Проверив момент затяжки стопорного винта на водяном насосе, при необходимости подтяните его.
13. Установите помпу, соблюдая порядок сборки в обратном порядке. Номер указанный на корпусе детали должен смотреть вверх.
14. Установив все демонтированные детали на место. Внимание: шкив распределительного вала ставится стороной, что выступает к двигателю машины.
15. Окончательным этапом проверьте соответствие меток ГРМ и залейте новую охлаждающую жидкость.
Видео: замена помпы на ВАЗ 2105-2107
Демонтируем на Audi A8 D2 4,2L 98 года:
Astra J 1.4T: замена помпы, ремня, антифриза, термостата a14net:
Замена водяной помпы: важные рекомендации
Для замены водяной помпы необходимо обладать соответствующими техническими знаниями. Планируете установку новой водяной помпы? Ниже приведены рекомендации компании Gates, которые помогут предотвратить девять распространенных ошибок.
1. НЕ СЛЕДУЕТ БЕСПОКОИТЬСЯ, ЕСЛИ НОВАЯ ВОДЯНАЯ ПОМПА НЕМНОГО ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ СТАРОЙ
Визуальное отличие новой водяной помпы, которую вы собираетесь установить, от только что снятой старой помпы вполне допустимо. У новой помпы колесо с лопастями может быть металлическим, а у старой – пластиковым, или же форма новой помпы может несколько отличаться. Не стоит беспокоиться при обнаружении этих несущественных различий: главное – положение шкива водяной помпы. Он должен располагаться на той же высоте, что и в старой помпе, так как если ремень начнет тереться о шкив, то быстро износится. Чтобы проверить готовность новой помпы к работе, необходимо разместить обе водяных помпы на рабочем столе лицевой стороной вниз (т. е. той стороной, которая соприкасается с двигателем) и сравнить положения шкивов.
2. ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОМОЙТЕ СИСТЕМУ ОХЛАЖДЕНИЯ
Несоблюдение требования о промывке системы охлаждения – распространенная ошибка, которая может дорого вам обойтись. В конечном счете использовавшаяся в старой помпе охлаждающая жидкость, скорее всего, окажется загрязненной и содержащиеся в ней примеси могут оседать в местах, где должно образовываться динамическое уплотнение. В результате из-за этих примесей могут образоваться царапины на поверхности динамического уплотнения, что, в свою очередь, может привести к преждевременному выходу помпы из строя.
Для удаления загрязнений из системы охлаждения очень важно промыть ее. С этой целью можно использовать шланг и стандартную жидкость для промывки, но для выполнения работы наилучшим образом рекомендуется применять инструмент для промывки, например Gates Power Clean Flush Tool. Совет: если промывка системы охлаждения будет выполняться установленной водяной помпой, используйте старую, а не новую водяную помпу, чтобы предотвратить загрязнение новой помпы примесями.
3. НЕ НАНОСИТЕ ГЕРМЕТИК НА УПЛОТНИТЕЛЬНОЕ КОЛЬЦО ИЛИ НА СУХОЕ УПЛОТНЕНИЕ
При замене водяной помпы необходимо также заменить все старые прокладки и уплотнения на новые. Если новая помпа поставляется вместе с уплотнением, то перед установкой убедитесь, что оно находится в безупречном состоянии. (Некоторые уплотнения настолько тонкие, что их можно легко повредить при вскрытии упаковки.) Возможно, вам захочется нанести герметик на уплотнительное кольцо или сухое уплотнение «на всякий случай», однако наносить герметик на эти уплотнения не нужно!
Если резиновое кольцо не держится на месте, просто нанесите каплю охлаждающей жидкости или масла. Используйте герметик только по рекомендации автопроизводителя и в умеренных количествах. Нанесите ровный тонкий слой герметика по краю и вытрите излишки до установки водяной помпы. Если выполнить эту процедуру после установки помпы, вы не сможете увидеть излишки герметика внутри системы, где он может повредить систему охлаждения.
Используйте герметик только по рекомендации автопроизводителя и наносите его согласно инструкциям
Герметик будет комковаться и загрязнять охлаждающую жидкость, что может привести к утечкам или серьезному повреждению термостата.
Используйте герметик только по рекомендации автопроизводителя и наносите его согласно инструкциям.
4. НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ СТАРУЮ ИЛИ СЛИШКОМ ХОЛОДНУЮ ОХЛАЖДАЮЩУЮ ЖИДКОСТЬ
Сбор охлаждающей жидкости, использовавшейся в старой водяной помпе, и ее повторное использование может показаться разумным (и экономичным), но мы настоятельно не рекомендуем делать этого. В любом случае свойства охлаждающей жидкости со временем ухудшаются: она имеет срок годности. Заполните систему охлаждения новой охлаждающей жидкостью, при этом:
• используйте жидкость, рекомендованную автопроизводителем (не смешивайте разные типы охлаждающих жидкостей, так как они могут быть несовместимыми);
• соблюдайте рекомендованные пропорции. Если добавить слишком мало антифриза, система охлаждения, скорее всего, замерзнет, а добавление слишком большого количества может привести к повреждениям. Рекомендуется использовать 50-процентную смесь антифриза с водой (для холодного высокогорного или сибирского климата используйте смесь из 65% антифриза и 35% воды);
• смешивайте антифриз с теплой водой, как бы странно это ни звучало. Добавление холодной охлаждающей жидкости в горячий двигатель может привести к термическому удару и повредить уплотнение даже новой водяной помпы;
• используйте дистиллированную, деионизированную или даже бутилированную воду – но ни в коем случае не водопроводную. Обычная водопроводная вода может быть очень жесткой и оставлять минеральные отложения на внутренней поверхности радиатора, радиаторе отопителя и блоке двигателя. В результате отслоения эти отложения могут повредить уплотнение водяной помпы.
5. ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОВЕРНИТЕ ПОМПУ ВРУЧНУЮ
Большинство механиков выполняют следующую процедуру: после замены водяной помпы они затягивают болты, устанавливают ремень, затягивают натяжитель, заполняют систему охлаждения… и запускают двигатель. Но для распределения охлаждающей жидкости по всем полостям необходимо время, поэтому в течение нескольких секунд водяная помпа работает всухую. Это повреждает уплотнение и повышает вероятность возникновения преждевременных утечек или шума при работе водяной помпы. Вместо этого после установки новой водяной помпы рекомендуется залить систему охлаждения, приподнять автомобиль и вручную провернуть помпу примерно 10 раз, чтобы убедиться, что она вращается свободно. Благодаря вращению помпы охлаждающая жидкость поступает в зазоры уплотнения вала помпы. Таким образом создается пленка, которая предотвращает утечку охлаждающей жидкости.
6. НЕ СТОИТ БЕСПОКОИТЬСЯ О ПРОСАЧИВАНИИ ЖИДКОСТИ ЧЕРЕЗ ДРЕНАЖНОЕ ОТВЕРСТИЕ
Все водяные помпы с механическим приводом имеют дренажное отверстие, через которое жидкость может немного просачиваться в самом начале эксплуатации. Незначительное просачивание жидкости через дренажное отверстие – абсолютно нормальное явление для новой водяной помпы: период обкатки механического уплотнения составляет около 10 минут (т.е. для нормальной герметизации уплотнения требуется, чтобы помпа проработала примерно 10 минут). Однако если просачивание наблюдается через несколько дней после замены помпы либо в случае довольно интенсивного просачивания или даже вытекания капель жидкости из дренажного отверстия, можно говорить о неисправности: эти признаки свидетельствуют о неправильном монтаже.
7. ДОЛЖНЫМ ОБРАЗОМ ПРОКАЧАЙТЕ СИСТЕМУ ОХЛАЖДЕНИЯ
После замены водяной помпы рекомендуется выпустить воздух из системы охлаждения, чтобы избавиться от всего объема запертого в ней воздуха. В некоторых термостатах имеется небольшое отверстие на отметке «12 часов» и переливной клапан, с помощью которых можно выпустить воздух (при этом не допуская поступления новых порций воздуха).
8. ВСЕГДА ВЫПОЛНЯЙТЕ ЗАМЕНУ ВОДЯНОЙ ПОМПЫ, РЕМНЯ И ДРУГИХ ДЕТАЛЕЙ СИСТЕМЫ ПРИВОДА ОДНОВРЕМЕННО
Не менее важной является при этом проверка системы ременного привода, которая приводит в действие водяную помпу. Неисправность ремня и натяжителя может привести к преждевременному отказу подшипника и вала и резкому сокращению срока службы помпы. И наоборот, утечка охлаждающей жидкости из помпы неизбежно сказывается на состоянии ремня и натяжителя. Именно поэтому компания Gates рекомендует производить одновременную замену водяной помпы, ремня и других деталей системы привода. Наши комплекты ГРМ и комплекты приводных ремней вспомогательных агрегатов включают водяные помпы или даже водяные помпы и термостаты.
Кавитация: естественная кавитация («пузырьки воздуха»), образующиеся в охлаждающей жидкости, схлопываются с взрывной силой, оставляя отметины на отдельных деталях помпы
9. ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗАМЕНЯЙТЕ ОХЛАЖДАЮЩУЮ ЖИДКОСТЬ КАЖДЫЕ ПЯТЬ ЛЕТ
Охлаждающая жидкость содержит антикоррозионные присадки, ингибиторы коррозии и смазку для водяной помпы, но со временем свойства этих компонентов ухудшаются. В связи с этим рекомендуем проверенный способ: заменяйте охлаждающую жидкость каждые пять лет, чтобы исключить проблемы, связанные с кавитацией.
В любом случае охлаждающая жидкость становится более кислой с течением времени, что увеличивает вероятность возникновения кавитации – довольно странного явления, при котором совсем крошечные воздушные пузырьки схлопываются и повреждают колесо с лопастями и другие детали помпы (эти воздушные пузырьки содержат очень горячий пар, который при разрыве пузырьков может разрушить пластик и металл).
Пузырьки при кавитации совершенно незаметны, но есть важные признаки этого явления: перегрев двигателя и утечка из дренажного отверстия.