Виды следов колес автомобиля

Следы транспортных средств, их виды и значение

Следы транспортных средств встречаются в качестве вещественных доказательств по многим категориям уголовных дел (кражи, ДТП и т. п.).

Под следами транспортных средств понимаются следы контактного воздействия как ходовых частей, так и неходовых частей транспортных средств, следы на предметах, отделившихся от транспортного средства, а также материально фиксированные изменения на дороге, связанные с движением транспорта.

Классификация транспортных средств проводится по таким основаниям:

  1. в зависимости от средств передвижения: самоходные и несамоходные;
  2. по устройству ходовых частей самоходные транспортные средства бывают колесными, гусеничными, на полозьях; несамоходные – колесными и на полозьях.

Следы транспортных средств делятся:

    по механизму образования:

а) следы-отображения(следы шин, полозьев, траков) – отражают внешнее строение ходовой части транспортного средства на других объектах (грунте, снегу);
б) следы-предметы – отделившиеся части транспортного средства (кронштейны, части кузова, осколки рассеивателей фар и подфарников);
в) следы-вещества – частицы лакокрасочного покрытия транспортного средства, остатки нефтепродуктов и горючесмазочных веществ;

  • по следообразующему объекту: следы автомобилей, мотоциклов, велосипедов, тракторов, саней, лыж, гужевого транспорта;
  • по свойствам воспринимающего объекта:

    а) поверхностные (следы наслоения, следы отслоения);
    б) объемные – возникают в результате деформации следовоспринимающего объекта.

    По следам транспортных средств устанавливают групповую принадлежность транспортного средства (тип, модель, марку); идентифицируют конкретный транспорт, животное либо элемент транспортного средства (колесо, рассеиватель фары и т. д.); выясняют обстоятельства происшедшего события (направление движения, остановки и т. д.).

    Шины различаются размерами, а также строением рисунка протектора, по которому можно определить, что след оставлен легковым автомобилем, автобусом, микроавтобусом, грузовым автомобилем или грузовиком повышенной проходимости. В практике иногда встречаются шины, снабженные съемным протектором.

    Для них характерны дополнительные признаки:

    1. индивидуальное взаиморасположение протекторных колец;
    2. особая форма и размеры выступов, образующих рисунок протектора;
    3. расстояние между отдельными выступами – длина оборота колеса (окружности шины). Ее можно определить только при условии, если какая-либо особенность протектора (заплата, трещина, дефект при изготовлении) отчетливо повторились в отпечатке на протяжении нескольких оборотов колеса;
    4. ширина колеи, характеризующая один из главных габаритов автомашины, определяется как расстояние между средними линиями в отображении беговых дорожек шин;
    5. база автомашины – расстояние между передней и задней осями.

    База транспортного средства по следам определяется в следующих случаях: стоянка на мягком грунте, осыпание грязи или протаивание снега; пробуксовка; поворот с применением хода.

    Виды следов колес автомобиля

    Совокупность признаков, характеризующих виды (типы), марки, модели и конкретные экземпляры транспортных средств, отображается в следах и может быть использована для установления групповой принадлежности и идентификации конкретного экземпляра транспортного средства.

    В следах отображаются следующие признаки модели шины:
    — беговая дорожка протектора;
    — наружный диаметр;
    — количество шагов;
    — форма, размеры, взаимное расположение элементов рисунка протектора.

    Колея, база, количество колёс и осей, модель шины — основные параметры автомобиля, отображающиеся в следах.

    Колёса транспортных средств образуют следы качения и следы скольжения. Следы качения-результат поступательно-вращательного движения колеса по дорожной поверхности, следы скольжения-блокировки колёс при торможении, а также заноса или буксования. Следы скольжения для идентификационных исследований не пригодны и используются лишь для обоснования суждений о модели самого транспортного средства.

    Следы могут образоваться во время стоянки или остановки транспортного средства и в процессе его движения. На стоянке могут быть обнаружены следы всех колёс. Они остаются, когда при стоянке транспортного средства грязь стекает из углублений протектора, негативно отображая его рисунок, зимой-вследствие таяния снега или льда под нагретыми от движения шинами. Несмотря на то, что при движении после остановки следы передних колёс частично разрушаются задними колёсами, они всё же пригодны для решения вопросов о количестве осей и колёс, размерах колеи и базы транспортного средства. В отличие от следов прямолинейного движения при поворотах или разворотах следы передних колёс не уничтожаются задними колёсами, что даёт возможность выявить признаки всех шин и определить обе колеи.

    Читайте также:  Машина по ремонту подушек

    Большинству моделей шин свойственно оригинальное строение рисунка протектора, что позволяет отличить одну модель от другой.

    Рисунок протектора состоит из шагов-участков протектора, содержащих все элементы, которые характеризуют определённый рисунок. Шаги бывают переменные и постоянные. При постоянном шаге на беговой дорожке имеется определённое количество равных по длине участков, в которых размеры всех аналогичных элементов рисунка, составляющих шаг, одинаковы. Элементы рисунка протектора, составляющие переменный шаг, аналогичны по форме, но различны по длине.

    На грузовых автомобилях, автобусах, мотоциклах, мотороллерах устанавливаются шины с постоянным шагом, на легковых автомобилях-шины с переменным шагом. Для получения полной информации о строении рисунка протектора при исследовании его следов необходимо определить и изучить такой участок следа, который соответствовал бы длине постоянного шага или части окружности шины, содержащей все варианты переменных шагов. Для следов шин легковых автомобилей длина такого участка составляет не менее 450 мм, мотоциклов и мотороллеров-70 мм, грузовых автомобилей-350-600 мм.

    Строение рисунка протектора характеризуется формой и размерами его элементов, их взаиморасположением и количеством. Крупные элементы рисунка протектора, как правило, имеются на шинах с более широкой беговой дорожкой. Однако следует учитывать, что беговая дорожка может отобразиться не по всей ширине. Судить об этом в объёмных следах шин можно по отображению элементов рисунка боковой поверхности протектора на стенках следа. В поверхностных следах в таких случаях необходимо учитывать симметричность рисунка протектора, т.е. расположение на каждой половине беговой дорожки шины равного количества аналогичных по форме и размерам составляющих элементов. Полнота отображения ширины беговой дорожки протектора в поверхностных следах зависит от того, достаточно ли было красящего вещества для её отображения по всей ширине. Следует также учитывать величину следовоспринимающего объекта (одежда, дорожное полотно) и положение следа на нём (в центре, у края и т.д.).

    Наружный диаметр шины может быть установлен по выявленным в следе двум последовательным отображениям одной и той же особенности (трещины, заплаты и т.п.) или двух окрашенных чем-либо отпечатков одного и того же участка протектора. Для этого необходимо измерить расстояние между этими участками и, установив длину окружности шины по формуле:
    D=L*1,1/п
    где D-наружный диаметр; L-расстояние в следе между двумя отображениями одной и той же особенности; п-постоянная величина, равная 3,14; 1,1-величина, на которую диаметр нагруженной шины больше диаметра той же шины под нагрузкой.

    Кроме рисунка протектора, ширины беговой дорожки и наружного диаметра, относящихся к техническим характеристикам, шины могут иметь и другие признаки, например, сдвиг элементов рисунка протектора (характерен для шин с восстановленным протектором), степень изношенности рисунка, наличие шипов противоскольжения, дефекты беговой дорожки (трещины, заплаты, участки, где рисунок отсутствует, и т.п.). Отображения этих признаков в следах можно использовать для сужения круга транспортных средств, которые могли оставить следы на месте происшествия, или идентификации конкретного транспортного средства. Шины, установленные на сдвоенных колёсах, могут иметь и такой признак, как предмет, зажатый между ними (камень, кусок дерева т.п.). На дороге этот признак проявляется в виде расширенных участков между следами сдвоенных шин, контур которых похож на овал. В момент осмотра транспортного средства предмета между шинами может не оказаться, однако на боковинах могут быть частицы этого предмета. Колея — расстояние между средними линиями беговых дорожек одинарных колёс или между средними линиями промежутков сдвоенных колёс, расположенных на одной оси. По следам колея определяется измерением расстояния между средними линиями следов, между одноимёнными боковыми краями отпечатков шин одинарных колёс или между средними линиями отпечатков беговых дорожек шин внутреннего и внешнего колёс, расположенных на противоположных концах оси.

    Читайте также:  Ремонт механизма сиденья автомобиля

    База — расстояние между передней и задней осями транспортного средства. Измерение базы возможно по отпечаткам, образованным колёсами на месте стоянки транспортного средства, или по следам разворота и производится следующим образом: центры следов колёс, находящиеся на одной оси, соединяют прямыми линиями, которые соответствуют расположению осей. Затем определяется расстояние между прямыми, равное базе. Для установления базы трёхосного автомобиля измеряются расстояние между первой и промежуточной осями и половина расстояния между промежуточной и задней осями транспортного средства. Сумма полученных результатов даёт представление о базе трёхосного автомобиля.

    Количество колёс и осей устанавливается по количеству оставляемых ими следов при тех же условиях, при которых определяется база транспортного средства. Суждение о типе и марке транспортного средства по количеству колёс и осей возможно, как, правило, в совокупности с размерными данными, характеризующими либо колею, либо базу.

    Для определения типа, марки и модели транспортного средства недостаточно отображения какого-либо одного признака-колеи, базы, количества колёс, наружного диаметра, ширины беговой дорожки или рисунка протектора. Чем большей совокупностью отобразившихся в следах признаков располагает специалист при проведении предварительного исследования, тем с большей точностью и достоверностью можно говорить о типе, марке и модели транспортного средства.

    Транспортные средства характеризуют также некоторые признаки, появляющиеся во время эксплуатации транспорта. Так, обнаружение извилистого следа одного из колёс может свидетельствовать об изгибе диска колеса или слабой затяжке гаек его крепления к ступице. Извилистые следы типичны и для колёс прицепов. При этом извилистость в отображении протекторов шин возникает при одновременном отклонении правых и левых колёс прицепа в ту или иную сторону от линии направления движения основного транспортного средства.

    Для сужения группы транспортных средств, следы от которых могли остаться на месте происшествия, необходимо учитывать, что на одном транспортном средстве могут устанавливаться шины различных моделей или рисунок протектора шин одной модели может иметь неодинаковую направленность.

    Следы транспортных средств и их классификация

    Криминалистическое значение следов ТС – это возможность установления важных обстоятельств ДТП, транспортного преступления, преступления против личности, против собственности.

    Изучение следов ТС позволяет выяснить механизм ДТП, как в целом, так и отдельные его элементы, определить скорость движения автомобиля перед началом торможения, его тормозной и полный остановочный путь, установить модель шины автомобиля по следу, оставленному на дорожном покрытии, идентифицировать ТС по его следам, определить техническое состояние некоторых агрегатов ТС, вид и марку автомобиля по ширине колеи и размерам базы. А также, установить направление движения ТС, наличие в кузове автомобиля груза и его характер.

    ТС передвижения – это различные типы автомобилей, гусеничная техника, самоходные машины и механизмы, городской электротранспорт, мотоциклы, мотороллеры, мопеды и т.д.

    Следы ТС – это следы контактного воздействия ходовых и неходовых частей ТС, следы на предметах, отделившихся от ТС, а также, различные материально-фиксированные изменения на дороге, связанные с движением транспорта.

    Следы-отображения образуются в виде следов качания или скольжения колёс, возникающих в заторможенном состоянии, отпечатков рисунков протекторов на покрытии дороги, одежде или теле потерпевшего, вмятин, сколов, царапин, выбоин на преградах, остающихся на покрытии дороги от деталей кузова, ходовой части или трансмиссии автомобиля, разрушившегося вследствие удара при происшествии.

    Следы-предметыостаются на месте ДТП в виде деталей автомобиля, элементов одежды потерпевшего, а также, части груза, перевозимого в кузове транспорта.

    Читайте также:  Двигатель газ 53 сколько надо масла

    Следы-вещества на месте ДТП представляют собой лужицы и брызги ГСМ, охлаждающей и тормозной жидкости, объекты биологического происхождения (кровь, волосы и т.д.), частицы лакокрасочного покрытия, которые взаимно переносятся с одного ТС на другое при их взаимодействии в процессе столкновения, скопления частиц грязи, пыли, земли, осыпавшихся с нижних частей автомобиля при столкновении с преградой.

    В зависимости от характера дорожного покрытия, следы ТС делятся на:

    • Объёмные следы (углубления, которые ТС оставляет при движении по дороге с мягких покрытием);
    • Поверхностные следы (образуются на дорогах с твёрдым покрытием, на одежде потерпевшего или иных предметах, лежащих на дороге).

    По степени видимости:

    В зависимости от расположения изменений на следовоспринимающем объекте:

    • Локальные следы (покрышка колеса оставляет след, изменяя грунт в пределах нажима на него, а остальная поверхность грунта остаётся в прежнем состоянии);
    • Периферические следы (при изменениях, происходящих за пределами соприкосновения колеса и дороги).

    В зависимости от механизма следообразования:

    · Статические (ряд оттисков покрышки колеса, расположенных рядом и образующих в целом, непрерывный оттиск следообразующих поверхностей в развёрнутом виде);

    · Динамические (образуются в результате торможения, заноса, пробуксовки колеса; как правило, такие следы растянуты, элементы рисунка протектора смазаны, что вызвано замедлением скорости вращения колеса при торможении);

    К признакам, позволяющим установить групповую принадлежность ТС, относятся:

    • Количество осей;
    • Количество колёс на каждой оси;
    • База ТС;
    • Ширина колеи;
    • Ширина беговой части протекторов;
    • Длины окружности шины;
    • Диаметр колеса;
    • Рисунок протектора.

    Количество осей может быть определено только по следам на повороте. При прямолинейном движении следы передних колёс перекрываются задними.

    Шириной колеи считается промежуток между центральными линиями следов правых и левых колёс, или между просветами задних спаренных колёс. Ширину колеи задних колёс можно измерить и при прямолинейном движении. Переднюю колею можно изучить и замерить на повороте.

    Ширину беговой части протектора от одного его края до другого измеряют на участке с чётким изображением рисунка.

    База ТС представляет собой расстояние между передней и задней осями. Она измеряется при обнаружении следов стоянки или разворота с применением заднего хода.

    К общим признакам следа колеса относятся:

    • Конфигурация, локализация и размеры грунтозацепок (протектора);
    • Общая степень изношенности шины;
    • Наличие механических повреждений в виде трещин, разрывов, проколов;
    • Рисунок восстановленного протектора.

    К частным признакам относятся:

    • Особенности износа шины вследствие неправильной балансировки колёс или её установки;
    • Особенности формы, расположения проколов или трещин;
    • Дефекты рельефных элементов восстановленного протектора.

    По следам ТС можно определить направление его движения:

    После проезда лужи, чёткость следов уменьшается в направлении движения.

    После проезда по мягкому или сыпучему грунту, грунт выбрасывается в виде веера, раскрытого в сторону, противоположную направлению движения.

    Рисунок протектора типа «ёлочка» обращён открытой частью в сторону движения.

    Капли жидкости, упавшие с движущегося автомобиля обращены острым концом в сторону его движения.

    Стебли травы приминаются по направлению движения.

    После наезда ТС на небольшой предмет, он сдвигается в направлении движения автомобиля. Получившаяся лунка будет иметь зазор со стороны направления движения.

    Фиксация следов ТС:

    Следы ТС фиксируют подробным описанием указанных признаков в протоколе. В нём, также, указывается поверхность на которой обнаружен след, тип дорожного покрытия, его состояние, вид обнаруженных следов, результаты их измерений, место расположения следов с привязкой к двум объектам, признаки направления движения ТС, способы фиксации, изъятия и упаковки следов.

    Также, производится фотографирование. Если протяжённость следа большая, оно производится методом линейной панорамы. Наиболее чёткий след фиксируется с масштабным увеличением.

    При наезде ТС на человека, или переезде через него, фотографируется сам объект одежды со следами

  • Оцените статью