Уровень специализации постов по ТО и ремонту автомобилей
Характеристика | Число операций |
Широкоуниверсальный | 200 и более |
Универсальный | 100…200 |
Специализированный | 20…50 |
Специальный | Менее 20 |
Универсальный пост – это пост, на котором возможно выполнение нескольких видов типовых работ технического обслуживания и ремонта. Как правило, универсальные посты ТО и ремонта организуются на сравнительно небольших эксплуатационных или ремонтных предприятиях.
Для текущего ремонта используются универсальные и специализированные посты, которые в зависимости от выполняемых работ оснащаются осмотровыми канавами или подъемниками, а также другим подъемно-транспортным оборудованием, приспособлениями и инструментом.
Наличием и сочетанием универсальных и специализированных постов ТО и ремонта определяют уровень специализации постовых технологических процессов в зависимости от возможностей производственно-технической базы.
В производственных зонах рабочие посты располагаются параллельно друг другу с учетом нормативных значений проходов и проездов, величина которых зависит от моделей подвижного состава и видов выполняемых работ. Совокупность последовательно расположенных специализированных постов образует поточную линию.
Поточный метод организации ТО позволяет обеспечить высокий уровень механизации работ, применить средства механизации для перемещения автомобилей, использовать прогрессивные методы разделения труда, сократить нерациональные перемещения обслуживаемого подвижного состава и исполнителей. На постах поточной линии автомобили могут устанавливаться продольно оси поточной линии и поперечно. При поперечном расположении постов на поточной линии выезд автомобиля можно осуществлять с любого поста, однако при этом усложняется его перемещение вдоль линии.
При программе обслуживания не менее 12…15 однотипных автомобилей на ТО-1 и 5…6 на ТО-2 в смену целесообразно организовать поточную линию. Одновременно с техническим обслуживанием можно выполнять технологически связанные с ним часто повторяющиеся операции сопутствующего текущего ремонта, однако при этом суммарная трудоемкость ТР не должна превышать 15…20 % трудоемкости проводимого ТО.
На продольной поточной линии трудно совместить выполнение работ разной трудоемкости по ТО и сопутствующему текущему ремонту для автомобилей с различным возрастом и пробегом. Поэтому при составлении сменного задания на ТО необходимо учитывать техническое состояние автомобилей, а также проводить предварительное диагностирование, по результатам которого выполнение сопутствующего текущего ремонта будет осуществлено на линии ТО или отдельных постах ТР.
Особенностью поточного метода обслуживания является то, что трудоемкость технического обслуживания на каждом посту должна быть одинаковой. Автомобиль с поста на пост может перемещаться своим ходом или конвейером.
Поточный метод позволяет специализировать посты и рабочих, а также механизировать процессы, улучшить условия труда, повысить производительность труда и снизить себестоимость технического обслуживания.
Рабочие посты могут быть тупиковыми и проездными, располагаться в производственном корпусе параллельно и последовательно. Проездные посты применяют в основном для выполнения операций при ТО-1.
Обслуживание и текущий ремонт автомобилей нередко выполняют на постах тупикового типа. Недостаток тупикового расположения постов – значительная потеря времени на установку и съезд автомобилей с постов, необходимость производить расцепку автопоездов, многократно дублировать технологическое оборудование. Кроме того в закрытых помещениях при маневрированиях автомобиля происходит излишнее загрязнение воздуха.
Форма организации труда при использовании специализированных постов может быть поточной и операционно-постовой.
При поточном методе рабочие посты бригады обслуживания располагают последовательно вдоль направления движения конвейера. Для определения численного состава бригады и распределения его по постам поточной линии необходимо обеспечить одинаковую продолжительность нахождения автомобиля на каждом посту. В этом случае сокращается время обслуживания. При применении конвейерных линий экономится площадь производственных помещений.
Основным недостатком применения поточных линий является невозможность изменения объема постовых работ и необходимость иметь в составе бригад резервных исполнителей для обеспечения заданного ритма производства и скорости движения автомобилей в потоке.
При операционно-постовом обслуживании и ремонте подвижного состава бригада исполнителей распределяется между несколькими специализированными, параллельно расположенными постами, за каждым из которых закрепляется определенная группа работ или операций комплекса технического обслуживания и ремонта автомобилей по сходным агрегатам и системам. При относительной независимости постов друг от друга время пребывания на них автомобилей согласовывается. Организация работы бригады по такому методу способствует специализации оборудования постов, механизации процессов обслуживания автомобилей, повышению качества и производительности труда.
Для крупногабаритных автомобилей, например автопоездов, предпочтителен поточный метод организации работ по техническому обслуживанию, при котором экономятся производственные площади помещений, необходимые для маневрирования при заезде на тупиковые посты. Число постов для организации поточного обслуживания должно быть не менее трех.
Для небольшого состава парка машин при многообразии их конструктивного исполнения и состоящих из узлов и агрегатов различной сложности более целесообразен метод обслуживания на универсальных постах с тупиковым расположением в отдельных боксах и с автономным заездом.
Исследования показали, что поточные линии себя оправдывают при следующей суточной программе: по ТО-1 – более десяти обслуживаний; а по ТО-2 – более трех обслуживаний однородных машин.
Целесообразность выбора оборудования, оснастки и других средств механизации технологических процессов технического обслуживания и ремонта, выполняемых производственным персоналом ремонтных участков, определяется производственной необходимостью и экономическим анализом эффективности возможных альтернативных решений, исходя из принципа минимизации затрат на единицу обслуживания.
Применение ремонтной диагностики позволяет значительно снизить объемы вспомогательных работ благодаря точному выявлению неисправных узлов и деталей. При ТО и ремонте значительное число операций можно выполнять на автомобиле одновременно замещая для этого на рабочем посту несколько рабочих мест. Время простоя автомобиля на посту при этом существенно снижается благодаря тому, что время работы отдельных исполнителей является перекрываемым. Вследствие этого количество постов при требуемом объеме работ может быть уменьшено, а потребность в производственных площадях снижена.
Классификация рабочих постов.
По технологическим возможностям:
— широкоуниверсальные (свыше 200 разнородных операций с использованием универсального оборудования);
— универсальные (число выполняемых операций от 100-200);
— специализированные (число технологически однородных операций от 20-50);
— специальные (число технологически однородных операций менее 20 с использованием узкоспециализированного технологического оборудования и оснастки).
По способу установки АТС:
По расположению в технологической линии:
— последовательные (поточные линии).
Типы постов.
Тупиковые (на смотровых канавах, на подъёмниках, напольные).
Проездной на основной линии.
Вход обязательно навстречу потока.
Техническое обслуживание АТС на универсальных постах.
ТО выполняется в полном объеме на одном посту группой исполнителей, состоящей из рабочих-универсалов высокой квалификации или рабочих всех специальностей.
Посты могут быть тупиковые и проездные. Тупиковые в большинстве случаев используются при ТО-1 и ТО-2 одиночных АТС, а проездные — преимущественно при ЕО всех типов АТС и ТО-1 и ТО-2 автопоездов.
Преимущества универсальных постов:
— возможно выполнение неодинакового объема работ (различная продолжительность пребывания автомобилей на каждом посту);
— возможность обслуживания разномарочных автомобилей;
— возможность выполнения сопутствующего ТР.
Недостатки универсальных постов:
— потеря времени на установку АТС на посты и съезд с них;
— загрязнение воздуха ОГ при маневрировании автомобиля в процессе заезда на посты и съезд с них;
— необходимость многократного дублирования одинакового оборудования.
— повышенные затраты на ТО и ТР;
— ограниченная возможность разделения труда или специализации работающих.
Оборудование выбирается в соответствии с техническим процессом.
Техническое обслуживание АТС на специализированных постах.
Весь объем работ по ТО-1 и ТО-2 распределяется по нескольким постам. Посты и рабочие специализируются с учетом однородности работ или рациональной из совместимостью. Оборудование применяется в соответствии с выполняемыми операциями. Метод специализированных постов может быть поточным или операционно-постовым.
Организация ТО АТС на поточных линиях.
Перемещение АТС на поточных линиях может быть непрерывным (ЕО) и периодическим (ТО-1 и ТО-2) и осуществляться своим ходом или с применением конвейера. Скорость конвейера при потоке непрерывного действия Vк = 0,8÷1,5 м/мин., а при потоке периодического действия Vк = 10÷15 м/мин. Расстояние между автомобилями А = 2÷4 м.
— сокращение потери времени на перемещение АТС и рабочих;
— рациональное использование площади производственного помещения.
— невозможность изменения объема работ (в сторону увеличения) на каком-либо из постов;
— затруднено или невозможно проведение ТО технологически несовместимых АТС.
Рекомендации по выбору метода организации технологических процессов ТО на поточной линии и специализированных постах ТР.
Различают две формы организации работ ТО и ТР:
— на универсальных постах;
— на специализированных постах.
Выбор типа постов и метода организации технологических процессов ТО зависит от суточной производственной программы или числа постов определяемых при технологическом расчете, а ТР – только от расчетного числа постов.
Посты в производственных зонных должны располагаться с учетом нормативных значений проходов и проездов (ОНТП 01-91).
Методы организации технологических процессов ТО на поточной линии:
Вид работ ТО | ОНТП-01-91 | «Положение-84» | ||
Кол-во постов | Суточная производственная программа ТО | |||
Одиночный автомобиль | Автопоезд | Без диагностических комплексов | С диагностическими комплексами | |
ТО-1 | 3 и более | 2 и более | 12 и более | 12-16 и более |
ТО-2 | 4 и более | 3 и более | 5 и более | 7-8 и более |
Примечание: при меньших значениях, ТО ТО должно проводиться на универсальных постах. |
Рекомендации по выбору специализированных постов ТР:
Назначение рабочих постов текущего ремонта | Процентное соотношение количества рабочих постов | |
автомобилей | прицепов и полуприцепов | |
1. Замена двигателей | 11-13 | — |
2. Замена и регулировка узлов двигателей | 4-6 | — |
3. Замена агрегатов и узлов трансмиссии (коробок передач, карданных передач, передних и задних мостов и т. д. | 12-16 | 18-20 |
4. Замена и регулировка приборов освещения, электрооборудования и системы питания (для автомобилей) | 7-9 | 8-10 |
5. Замена узлов и деталей ходовой части | 9-11 | 17-21 |
6. Замена и перестановка колес | 8-10 | 15-17 |
7. Замена и регулировка узлов и деталей тормозной системы | 10-12 | 16-18 |
8. Замена узлов и деталей рулевого управления, регулировка углов установки колес | 12-14 | — |
9. Замена деталей кабины и кузова | 7-9 | 10-12 |
10. Прочие работы, выполняемые на универсальных постах | 9-11 | 8-10 |
Итого: |
Специализированные рабочие посты следует предусматривать при их расчетном количестве 0,9 и более.
Приведенные процентные соотношения количества рабочих постов уточняются технологической частью проекта.
Для автопоездов при расчетном количество рабочих постов для шиномонтажных работ 2 и более допускается предусматривать поточные линии.
Организация технологического процесса технического обслуживания автомобилей
Технологический процесс технического обслуживания (ТО) определяется особенностями каждого вида воздействия, степенью специализации, а также количеством рабочих постов и рабочих мест.
Степень специализации постов и рабочих мест зависит от количества постов, требуемых для выполнения суточной программы по видам воздействий, а также от наиболее рационального распределения работ по постам с учетом возможной их механизации.
В зависимости от числа постов, между которыми распределяется комплекс работ данного вида обслуживания, различают два основных метода его организации:
- на универсальных
- на специализированных постах
Метод обслуживания на универсальных постах
Метод обслуживания на универсальных постах заключается в выполнении всего комплекса работ данного вида технического обслуживания на одном посту (исключая уборочно-моечные работы) одной комплексной бригадой, включающей рабочих всех специальностей (слесарей, смазчиков, электриков) или рабочих-универсалов высокой квалификации. При наличии нескольких универсальных постов работы могут выполняться последовательно перемещающимися с поста на пост специализированными бригадами или рабочими производственных участков. В этом случае на смежных постах поочередно работают бригады рабочих различных специальностей или рабочие производственных участков, которые после выполнения своей работы переходят с поста на пост.
Рис. Схема тупикового расположения постов технического обслуживания:
I — посты ЕО; II — посты ТО-1
Расположение постов при такой организации обслуживания преимущественно тупиковое. Прямоточные универсальные посты применяют в виде проездных постов преимущественно для мойки автомобилей.
При обслуживании на нескольких универсальных постах, расположенных параллельно, продолжительность пребывания автомобилей на каждом посту может быть неодинаковой, однако необходимо, чтобы суммарная производительность постов (количество обслуживаемых автомобилей в единицу времени) обеспечивала расчетную программу по данному виду обслуживания.
Это положение допускает не только некоторое отклонение объемов работ от установленного норматива для данного вида технического обслуживания, но и различные объемы работ, т. е. разнотипность обслуживаемых автомобилей.
Недостатком тупикового расположения постов является необходимость маневрирования автомобиля при постановке его на пост и съезде с поста, что вызывает загрязнение воздуха отработавшими газами и. кроме того, увеличивает общее время, затрачиваемое на обслуживание автомобиля.
Метод специализированных постов
Метод специализированных постов предусматривает выполнение всего объема работ технического обслуживания данного вида по каждому автомобилю на нескольких постах. При этом степень специализации постов зависит от характера работ, для выполнения которых требуется однородное оборудование и соответственная специализация рабочих (например, смазочные, электротехнические, крепежные работы.) Специализация постов может также ограничиваться числом выполняемых операций по данному виду работ или предусматривать совмещение однородных работ.
Метод специализированных постов в свою очередь может быть:
Поточный метод
При поточном методе объем работ данного вида технического обслуживания, выполняемых одновременно, распределяется по нескольким постам, расположенным в технологической последовательности с закреплением за каждым постом определенных операций и специализированных рабочих мест. Посты могут располагаться прямоточно по направлению движения автомобиля или в поперечном направлении.
Необходимым условием этого способа организации процесса обслуживания является одинаковая продолжительность пребывания автомобиля на каждом из постов, что достигается постоянным объемом работ, выполняемых на постах, и соответствующим количеством рабочей силы на них.
Нарушение установленных норм времени или объемов работ хотя бы на одном посту может вызвать непроизводительные простои на других постах и нарушение процесса поточного производства. Объем работ на постах может быть изменен только при условии изменения количества работающих на постах всего потока. Специализация постов обслуживания обусловливает специализацию рабочих.
Посты при поточном методе обслуживания чаще всего располагают по прямой линии, что обеспечивает наиболее короткий путь перемещения автомобиля с одного поста на другой. Совокупность постов при поточном методе обслуживания называется линией обслуживания.
Операционно-постовой метод
При операционно-постовом методе обслуживания объем работ данного вида технического обслуживания распределяется также между несколькими специализированными, но параллельно расположенными-постами. за каждым из которых закреплена определенная группа работ или операций. При этом работы или операции комплектуются по виду обслуживаемых агрегатов и систем, например:
- 1-й пост — механизмы передней подвески и переднего моста
- 2-й пост — задний мост и тормозная система
- 3-й пост — коробка передач, сцепление, карданная передача
Обслуживание автомобилей в этом случае выполняют на тупиковых постах. Продолжительность простоя на каждом из постов должна быть одинаковой при одновременной независимости постов.
Организация работ по такому методу обусловливает возможность специализировать оборудование, шире механизировать процесс и тем самым повысить качество работ и производительность труда.
Независимость установки автомобиля на каждый пост (и съезда с поста) при операционно-постовом методе делает организацию процесса более оперативной. Необходимость перестановки автомобилей с поста на пост вызывает большое маневрирование автомобилей, а следовательно, непроизводительную потерю времени, загазованность помещения отработавшими газами. Поэтому при данном методе целесообразно обслуживание автомобилей организовать в несколько приемов-заездов, распределив его на несколько дней.
Основными преимуществами поточного метода обслуживания являются сокращение трудоемкости и повышение производительности труда при одновременном улучшении качества технического обслуживания, снижение квалификации рабочих, лучшее использование производственных площадей и оборудования, повышение дисциплины труда и уменьшение себестоимости работ по обслуживанию.
Данный метод организации технического обслуживания нашел применение в крупных автохозяйствах при организации ЕО, ТО-1 и ТО-2.
При поточном методе автомобили могут перемещаться по постам обслуживания периодически или непрерывно. В первом случае процесс называется потоком периодического действия, во втором — потоком непрерывного действия.
Автомобили на поточной линии могут перемещаться с поста на пост:
- своим ходом (с периодическим пуском и остановкой двигателя);
- перекатыванием автомобилей на колесах по наклонной плоскости, вдоль которой расположена линия обслуживания;
- перекатыванием автомобилей вручную на роликовых тележках по рельсам;
- при помощи конвейеров.