Вездеход Шаман: цена, фото и характеристики
Увидеть вездеход Шаман, забыв его потом, невозможно: настолько сильно его внешний облик отличается от основной массы автомобилей.
Конечно, поражают и размеры транспортного средства: длина автомобиля составляет 6,3 метра, его ширина равняется 2,5 метрам, высота – 2,7 метрам. Подобные габариты не только нужны для повышения характеристик проходимости, но и являются необходимым условием для допуска машины на городские дороги, правда, для этого Шамана сначала придется зарегистрировать в Гостехнадзоре, а его владельцу получить удостоверение тракториста, помимо обычного.
Вездеход Шаман: технические характеристики
В основе автомобиля – закрытая герметичная рама, по форме напоминающая лодку. Оснащен вездеход Шаман 8х8 3,0-литровым 4-цилиндровым двигателем Iveco F1C, мощностью 176 л. с. Тем, кто интересуется автомобилями и всем, что так или иначе связано с этой областью, силовой агрегат окажется знаком: его ставят на ряд моделей, в том числе и на Fiat Ducato. Одной из отличительных особенностей мотора являются его весьма компактные размеры и вес, равный всего 270 кг.
Возникает логичный вопрос: «Почему российские конструкторы решили оснастить своё детище импортным агрегатом? Ответ до банальности прост: ничего подходящего в России, к сожалению, не производят.
Поскольку двигатель импортный, то и коробку разработчикам модели пришлось подбирать ему под стать (нелогично было бы устанавливать в пару к такому мотору отечественную трансмиссию): выбор был сделан в пользу 5-ступенчатой ZF.
Казалось бы, коли авторы разработки не имеют ничего против зарубежной продукции, они должны и все остальные элементы конструкции использовать импортные. Но тут всё не так просто, как кажется.
Как известно, именно трансмиссия считается самым важным механизмом, от параметров которого зависят характеристики внедорожника. Если автомобиль разрабатывается с нуля, как это было с Шаманом, рассчитывать на то, что данный элемент можно взять уже готовый, ожидая выдающихся результатов, было бы глупо.
Работа над машиной началась в 2012 году на предприятии «Авторос», и тогда её создатели даже не думали, что в итоге модель будет иметь 8 колес. На тот момент конструкция предполагала наличие 6 колес, но добиться нужных результатов в плане проходимости не удалось. Было принято решение сделать 4 оси, при этом каждому колесу суждено было стать ведущим.
В итоге многочисленных манипуляций получилась следующая система: 2-ступенчатая раздаточная коробка с блокируемым дифференциалом, пятью валами и 2 подключаемыми передними мостами. Все колеса имеют независимую подвеску, а также одинаковый привод и рулевой механизм. Мосты являются оригинальными, хотя и сделанными на основе «УАЗовских».
Топливных баков – 2, их общая вместимость равняется 260 литрам. Средний расход горючего — 25 литров, но каким он станет, если ехать по полному бездорожью, предугадать заранее нельзя, поскольку многое будет зависеть от конкретных условий.
У машины 3 двери, попасть на водительское место можно, воспользовавшись любой из них.
Салон сделан на редкость добротно: отсутствие скрипов, стуков и других посторонних звуков удивляет, если не настораживает. Здесь есть всё, что нужно для комфортной езды (если, конечно, уместно говорить о комфорте, когда речь заходит о передвижении по бездорожью): независимый отопитель, кондиционер, подсветка, аудиосистема, большое количество отделений разного размера и кармашков, куда можно положить мелкие предметы.
Тест-драйв
Первое, что сразу обращает на себя внимание – водительское кресло, находящееся посредине. Помимо этого, привыкнуть придется и к тому, что оно стоит далековато от педалей даже с учетом всех регулировок.
На панели нашлось место для 4 приборов: тахометра, спидометра, указателя температуры охлаждающей жидкости и уровня масла.
Блок управления светом, кондиционером, отоплением, мультимедийной системой, переключением топливных баков вряд ли вызовет сложности при освоении, а вот с кнопками на левой панели, скорее всего, придется помучиться: с их помощью можно включать блокировки, менять режим поворотов и сокращать их радиус, рулить двумя или четырьмя осями (чтобы разобраться, как всё это работает, потребуется время).
Тестирование проводилось в условиях бездорожья, дающих понимание того, на что способна эта машина.
Жидкую грязь, которая для среднестатистического кроссовера стала бы серьезным препятствием, Шаман преодолел без малейших сложностей (во включении блокировки и пониженного ряда раздаточной коробки даже нет необходимости). Автомобиль с настойчивостью преодолевает ямы, при этом водителя и пассажиров по салону не бросает.
Следующее испытание – то ли озеро, то ли болото (у внедорожника имеется винт, дающий возможность передвигаться по воде). Особо сказать про это нечего: машина уверенно преодолевает препятствие, при этом люди в салоне не испытывают каких-то особенных впечатлений – возникает ощущение, что это приятная прогулка (правда, обычное авто уже давно бы заглохло).
Со слов создателей, Шаман способен въехать в гору под углом 45 градусов, и это не является вымыслом.
Далее – поле. Переключившись в режим руления только передними колесами, можно избавиться от излишней поворачиваемости, передвигаясь со скоростью около 70 км/ч. Если попробовать разогнаться побыстрее, уже придется постоянно подруливать.
Двигаться задним ходом помогает камера (пусть и не самого лучшего качества): с её помощью отчетливо видно все деревья, кочки и иные преграды.
Протестировать транспортное средство в по-настоящему экстремальных условиях не представилось возможным, но со всеми предложенными испытаниями на бездорожье автомобиль справился на отлично, что заставляет поверить в то, что эта машина действительно способна на многое.
Вездеход Шаман: цена
Естественно, подобный автомобиль, несмотря на то, что он русский, не может стоить дешево.
Стоимость вездехода Шаман составляет аж 9,5 млн. рублей. И это за базовую комплектацию. Установка дополнительного оборудования и подключение ряда опций могут увеличить цену до 12 миллионов.
Всего доступно две модификации:
- «охотник»;
- «турист».
В первой из них сиденья расположены рядами (3 ряда по 2 кресла в каждом), во второй вместо задних сидений используются скамейки, из которых при желании можно соорудить довольно комфортное спальное место.
Стоимость нельзя назвать демократичной, однако, если разобраться, дешевых вездеходов на сегодняшний день нет нигде в мире. Очевидно, что случайные люди, не особо осознающие, для каких целей им нужен Шаман, его явно не купят.
Вездеход Шаман: видео
Тест-драйв вездехода «Шаман». Вертикальный предел
«Стойте, вы здесь не проедете!». Что значит — не проедем?! У плавающего вездехода «Шаман» четыре межколесных дифференциала, два межмостовых, связывающих пары осей передней и задней тележек, и блокируемый «центр», когда колесная формула 8х8 становится настоящим монолитом. А еще управляемые задние колеса, «автоподкачка» и клиренс 450 мм. Проедем! Сидящий за рулем испытатель Павел отправляет вперед разведчика: «Андрей, проследи за верхним габаритом». Затем включает вторую передачу, и вездеход, мягко перекатившись через невысокий бордюр, подъезжает… к окну выдачи заказов придорожного McDonalds. «Ваши четыре гамбургера и четыре больших капучино. Спасибо за заказ, приезжайте к нам еще».
В названии компании «Авторос» нет и намека на вездеходную направленность. Так мог называться автосалон или сеть заправочных станций. Проходя мимо производственной площадки, также не заподозришь ничего необычного: невысокий заборчик из стальных прутьев, административная трехэтажка да несколько ангаров. Автобаза? Но именно здесь рождается «Шаман». В штате компании 80 сотрудников, включая четырех инженеров и двух дизайнеров. Эти люди творят вездеходное чудо на пике технического прогресса. И делают это красиво, можно сказать, изящно.
В сборочном цехе — собранный вездеход и несколько кузовов разной степени готовности. Раму варят из 9-миллиметрового алюминиевого профиля, а сам кузов — из стального листа толщиной 0,8 мм. На постройку одного вездехода требуется около месяца
В основе «Шамана» алюминиевая водонепроницаемая рама, которую «авторосовцы» за положительную плавучесть называют «лодкой». Мосты сделаны на основе уазовских «спайсеров», с приводными валами и шарнирами равных угловых скоростей (ШРУС). Независимая подвеска оригинальная, пружинная с А-образными рычагами и гидравлическими амортизаторами.
Дизайн — вот чем «Шаман» выгодно отличается от других вездеходов. Четкие контуры колесных арок, двухцветная окраска, панорамные окна, вклеенные в переднюю часть кузова… С 20 шагов «Шаман» напоминает не то марсоход, не то межпланетный челнок. Космос! Подходишь ближе, и сюрреалистические ощущения лишь усиливаются. При виде стального массива размером с небольшой ангар сосет под ложечкой и слабеют ноги. «Шаманом» восхищаешься и одновременно робеешь, словно мальчишка, впервые увидевший шагающий экскаватор. Ох, не зря ему дали такое имя.
Размеры вездехода впечатляют: 6300 мм в длину, 2500 в ширину и 2700 в высоту. С экспедиционным багажником на крыше «рост» Шамана увеличивается до 3300 мм
3,0-литровый турбодизель Iveco, агрегатированный с 6-ступенчатой «механикой» ZF, установлен в базе, между осями передней тележки. Ради повышения ресурса его мощность снижена со 180 до 146 сил. Пятивальная коробка отбора мощности оригинальной конструкции, где каждый из четырех основных валов отвечает за отдельную ведущую ось, а пятый — за гребной винт или иное навесное оборудование. К примеру, к нему можно подключить водяную помпу.
Макроосмотр «Шамана» — еще один повод удивиться. Сказать, что вездеход сделан на совесть — ничего не сказать. Здесь нет ни грамма кустарщины, все детали, начиная от дверных петель и заканчивая стальным кузовом, выполнены так, что комар носа не подточит! Оттого и воспринимается вездеход как серийный продукт, а не как самоделка, хотя с 2012 года выпущено всего 30 «Шаманов». Сейчас же «Авторос» набирает обороты и способен делать по одному вездеходу в месяц.
Передние фары с линзами, прочая оптика светодиодная. Пара поворотных фар-искателей на крыше управляется электроприводом через беспроводной пульт ДУ. В задней части вездехода гидравлический модуль для подключения подвесного мотора
Окончательно теряешь «берега», попадая в салон «Шамана». Утилитарные стереотипы, выработанные после тест-драйвов «Шерпа» и «Трэкола», растворяются в мягкой обивке сидений и ярком свете светодиодных светильников. Хоромы! Красная прострочка кожи и подстаканник под левой рукой водителя и вовсе выглядят как издевки: а нужны ли вездеходу такие излишества? Но «Шаман» не обычный вездеход, это — «премиум» среди проходимцев, как Rolls-Royce или Bentley среди прочих «майбахов». И цена соответствующая: от 9,45 миллиона рублей за базовую версию без централизованной подкачки колес и лебедки. Впрочем, она отнюдь не кажется завышенной.
«Шаман» управляется привычным рулевым колесом. Место водителя по центру обеспечивает наилучшую обзорность. При движении задним ходом помогает камера заднего вида, транслирующая картинку на дисплей медиасистемы. Приборы и органы управления позаимствованы у отечественных и импортных грузовичков
Понятные пиктограммы, цифровые дисплейчики, несколько предустановленных режимов… управление трансмиссией, поворотными осями и пневмоподвеской интуитивно понятно. Такие пульты с мембранной клавиатурой по заказу «Автороса» изготавливает одна из московских фирм
Оказавшись за рулем «Шамана», количеству нулей в его ценнике уже и вовсе не удивляешься. Здесь продуманная эргономика и безупречное качество сборки соседствуют с высокотехнологичными пультами управления трансмиссией, поворотом задних осей и автоподкачкой с мембранной клавиатурой. Кнопок тут не меньше трех десятков, но запутаться, благодаря понятным пиктограммам, не получится даже у новичка. Я разобрался в этой «паутине» всего за пару минут. Однако за руль «Шамана» меня пока не пускают. «Тут сложный участок, — говорит Павел, — ты пока рядышком посиди, понаблюдай. Сядешь за руль на грязевом маршруте».
У «Шамана» есть две версии, различающиеся компоновкой салонов. «Турист» кроме водителя может взять на борт восемь пассажиров, обеспечив их достойным комфортом. При установке лестницы с платформой для стрельбы пассажировместимость увеличивается на одно место: 1+8+1. Трансформация сидений превращает салон в спальный вагон. Формально спальных места четыре, но «авторосовцы» говорят, что ночевали в «Туристе» и вшестером
«Охотник» менее вместителен, а спальные места здесь укорочены из-за наличия оружейных ящиков в задней части салона
То, что Павел назвал «сложным участком», на деле — небольшой песчаный карьер с крутыми горками и неглубоким водоемом. Для «Шамана» это что детская каруселька для старшеклассника. Скажу больше, обладая устойчивыми внедорожными навыками, этот полигон можно форсировать и на подготовленном внедорожнике. Ну разве что поплавать не выйдет. В подтверждение этому позже Павел сознается, что сейчас они прочесывают окрестности, подыскивая место, где возможности вездехода раскроются полностью. Выражаясь спортивным языком — хотят повысить нагрузки.
«Авторосовцы» сначала экспериментировали с колесной формулой 4х4, но быстро от нее отказались — как раз из-за проблем с геометрической проходимостью. Экспериментальные трехосные вездеходы зарекомендовали себя лучше, однако и у них нашлись изъяны. После проб и ошибок решено было остановиться на колесной формуле 8х8, как наиболее приспособленной к покорению бездорожья
Впрочем, и здесь хватает препятствий, где можно оценить достоинства «шамановской» конструкции. На горке с острым перегибом четырехосник превращается в качели: передние колеса висят в воздухе, а когда через точку невозврата перекатывается третья ось, вездеход, балансируя, опускается вниз и обретает дополнительную точку опоры. Такого показателя, как угол рампы, для «Шамана» просто не существует, повиснуть на остром перегибе, сев на пузо, на нем невозможно в принципе. Крутые спуски тоже не помеха. При отсутствии свесов любые косогоры превращаются в увлекательный аттракцион: давай еще выше!
Благодаря колесам 1300х700 «Шаман» может сплавляться по воде без подвесного винта. Правда, со скоростью всего 2 км/ч
Шины размерностью 1300х700х21 — собственная разработка «Автороса», производятся на заводе Voltyre-Prom. Это наиболее крупные шины, устанавливаемые на вездеход (каждое весит 55 кг). Есть несколько моделей меньшей размерности с разными рисунками протектора. Алюминиевые колесные диски также собственной разработки. Те, что стоят на «нашем» «Шамане», весят по 30 кг. То есть каждое колесо в сборе тянет на 85 кг, а все 8 «дутиков» — на 680 кг. Немного, если учесть, что снаряженная масса базового «Шамана» 4800 кг, а тестовый экземпляр, оснащенный лебедками, автоподкачкой шин, салонным кондиционером и экспедиционным багажником на крыше, потянет на все 5 тонн.
С учетом положительной плавучести проходимость «Шамана» становится практически безграничной. На заболоченном мелководье вездеход передвигается урывками: то ускорится, зацепившись шинами за грунт, то глиссирует вплавь со скоростью надувной весельной лодки. «Вешать подвесной мотор на малой воде не имеет смысла, — говорит Павел, — в таких условиях хватает гребных свойств шин». Любопытно, но на воде «Шаман» послушно меняет курс поворотом рулевого колеса. Конечно, не так четко, как на твердых грунтах, но, наметив себе выход на берег, попадаешь в «ворота» точно и с первой попытки.
На большой воде скорость «Шамана», оснащенного подвесным винтом, увеличивается до 7 км/ч. Можно не распускать трансмиссию, подгребая колесами, «максималку» их помощь не увеличивает, но управляется вездеход при гибридном сплаве еще увереннее
Пожалуй, заякорить «Шаман» способна лишь глубокая колея. При относительно невысоком клиренсе (450 мм) вездеход скребет днищем там, где колеса проваливаются в глинистую жижу по ступицы. Правда, такое место надо еще поискать. И представьте себе, я его нашел. Эти продольные траншеи глубиной около метра «Шаман» вырыл себе сам, передвигаясь изо дня в день по одному и тому же маршруту. Опытный Павел проскочил бы этот участок, не заметив, но я новичок и не сразу сообразил, что надо либо повысить ход, либо, напротив, перейти с третьей на вторую передачу, увеличив тягу. Сидим?!
«Вертикальный предел» Шамана — 450 мм дорожного просвета. Немалый вес вездехода и податливость грунта немного увеличивают этот показатель, но при прочих условиях застрять-таки можно. Может, стоит оснастить «Шаман» гидравлической лапой, увеличивающей клиренс?
За поворот задних осей отвечает гидравлическая система, управляемая компьютером. Причем прямо из салона для задней тележки можно задать один из трех режимов работы: поворот синхронно с передними; в противофазе; поворотный механизм заблокирован (колеса стоят прямо). Благодаря поворотной задней тележке «Шаман» может ездить со смещением осей, «крабом», когда передние и задние колеса катятся по собственной колее.
Блокирую «центр», включаю заднюю передачу и легко выбираюсь из топкого места по своему же следу. А после, приспособившись к особенностям «Шамана», ради интереса и без особых проблем проезжаю тот же участок в обе стороны. Осмелев, с ходу форсирую глубокое болотце, дотягивая вплавь до противоположного берега, и, наконец, ювелирно протаскиваю огромный вездеход между деревьями. Все дело в опыте.
Чтобы найти с «Шаманом» общий язык, мне хватило и десяти минут. Взаимопониманию способствуют отличная обзорность вперед и через зеркала заднего вида, а также хорошее чувство габаритов. На первых порах сложности вызывают лишь смены передач. Из-за высоких механических потерь менять ступени приходится быстро
У «Шамана» два топливных бака по 130 л каждый, что при ориентировочном расходе 25 л/100 км обеспечивает запас хода в 500-600 км (в зависимости от условий). За доплату вездеход оснащается парой внешних 40-литровых баков. Таким образом, запас топлива можно увеличить до 340 литров, а автономность передвижения до 1000 км. Впрочем, при желании или необходимости навесные танки можно заполнить питьевой водой или… спиртом. В каком-то смысле это тоже топливо.
Но одно из препятствий на нашем пути «Шаману» так и не покорилось. Это был ограничитель высоты на въезде к придорожному ресторанчику. «Не будь на крыше экспедиционного багажника, проехали бы здесь как нечего делать, — говорит Павел, — но с ним высота “Шамана” 3,3 метра. Придется объезжать по травке». Но не в лоб, так в обход «Шаман» все же «причалил» к окошку Макдоналдса. «Четыре чизбургера и столько же больших капучино. Мы жутко проголодались!». А в «маке» тем временем начался переполох. Все повскакивали с мест. Детишки в восторге, взрослые снимают на телефоны, юноша, выдающий заказ, даже не пытается сдержать смех. Уверен, если бы к ресторанчику подлетел межпланетный корабль с инопланетянами, шумихи было бы меньше.
Мы же, подкрепившись, возвращаемся на базу по асфальту. Скорость под «восемьдесят», высокопрофильные шины глотают любые ямы. Ощущение полета портит разве что трансмиссионный гул, усиливающийся закрытым кузовом. Кстати, к концу коротенькой экспедиции я наконец-то смог сформулировать ощущения от управления «Шаманом». Ты не водитель, не машинист и не тракторист, хотя для управления вездеходом требуются как раз тракторные права категории А3. Ты капитан! Капитан внедорожного судна.
Для каждой поверхности рекомендовано определенное давление в шинах. На снегу это минимальные 0,05 атм, на асфальте давление необходимо повысить до 0,6 атм
Возможности «Шамана» в видеоролике, снятом сотрудниками Drom.ru
Технические характеристики
Кузов | |
---|---|
Вместимость, чел. | 1+8 |
Спальное место | 4 (вариант «Охотник») |
Размеры | |
Длина/ширина/высота, мм | 6300х2500х2700 |
Клиренс, мм | 450 |
Колея, мм | 1950 |
Весовые характеристики | |
Снаряженная масса, кг | 4800 |
Грузоподъемность на плотных грунтах, кг | до 1500 |
Грузоподъемность на слабых грунтах, кг | до 1000 |
Двигатель и трансмиссия | |
Двигатель | Iveco F1C, 3.0 TD |
Мощность, л.с. | 146 |
Крутящий момент, Нм | 350 |
Тип топлива | Дизель |
Объем баков, л | 260 |
Расход топлива, л/100 км | 25 |
Коробка передач | 6-МКП |
Раздаточная коробка | двухступенчатая, пытивальная, с блокируемым дифференциалом и подключаемыми 1 и 2 мостами, с валом отбора мощности |
Колесная формула | 8х8 |
Рулевое управление | Гидрообъемное, с гидроцилиндрами в качестве исполнительных механизмов |
Мосты | Оригинальные, на базе «УАЗ Спайсер» |
Колесный редуктор | Оригинальный |
Шины низкого давления (базовая комплектация) | X-TRIM (1200-600х21) |
Динамические характеристики | |
Максимальная скорость по суше, км/ч | 70 |
Минимальная скорость, км/ч | 2 |
Максимальная скорость на воде, км/ч | 7 |
Геометрическая проходимость | |
Угол опрокидывания, градусов | 47 |
Максимальный подъем, градусов | 45 |
Продольный радиус проходимости, мм | 1700 |
Фотобонус
Ульяновский автозавод начал оснащать внедорожник Patriot в топ-комплектациях мультимедийной системой с ОС Android и возможностью выхода в интернет.
Новый комплекс обладает 1 ГБ оперативной памяти, при этом встроенная память увеличена до 16 ГБ. Система поддерживает воспроизведение аудиофайлов всех популярных форматов: mp3, wma, AAC, flac и видеофайлов форматов: AVI, MP4, MKV, MOV и др.
Встроенный Wi-Fi адаптер позволяет выходить в интернет с помощью мобильного телефона, что расширяет возможности коммуникации новой мультимедиа с внешними устройствами. Так, например, теперь доступны для скачивания все приложения Play Market. Для удобства пользователей и дополнительной безопасности мультимедийная система оснащена функцией отображения экрана мобильного телефона (смартфона).
Комплекс отличается современным 7-дюймовым сенсорным дисплеем с улучшенной графикой и более высоким разрешением 1024х728 пикселей. Кроме того, она оснащена функцией навигатора с картой Navitel, которая ориентируется не только в России, но также в Беларуси и Казахстане.