Ваз 2108 кабриолет тест драйв

Наташа «топлесс»: опыт владения ВАЗ-2108 кабриолет 1993 года

В нашей стране всегда ценились те редкие машины, которые были выпущены в СССР, отправлены за рубеж, но по каким-то причинам вернулись в страну. Дескать, «качество там совсем иное – не то что у тутошних!» А ВАЗ-2108-кабриолет – это, наверное, самый интересный и редкий вариант реэкспорта. В руках заграничных тюнеров обычная «восьмерка» превратилась в то самое воплощение шаблона красивой жизни, какой ее представляли неизбалованные советские граждане.

Дмитрий Гусев, Тульская область, 28 лет, водитель грузовика. Питает нежную любовь к автомобилям тольяттинского автозавода, владел практически всеми массовыми моделями и некоторыми редкими и малосерийными.

ВАЗ-21083 кабрио, 1993 года, известная, как Лада Наташа, реэкспортная малосерийная модификация, продававшаяся на рынках Европы.

— Вазовский кабриолет у меня уже был несколько лет назад – автомобиль, известный как Lada Samara Fun: эти машины с частично съемной крышей в 80-е — 90-е переделывал небольшими сериями немецкий импортер тольяттинского завода Deutsche Lada для тамошних пляжных спасателей, – рассказывает Дмитрий.

— По некоторым причинам с ним пришлось расстаться, но с год назад я решил вернуться к автомобилю без крыши, и, как и прежде, в рамках моей привычки к отечественному автопрому. Поскольку «Фан» все же был не настоящим кабриолетом, я разыскал себе «восьмерку», известную в народе как «Лада Наташа». Это неофициальное название – так для улучшения продаж заграничные маркетологи, продвигающие ВАЗы на Западе, называли версии (было несколько разновидностей) «восьмерки» с мягкой съемной крышей.

Машину я приобрел в Подмосковье у владельца, который купил ее в свое время именно как интересное авто, но так и не смог выделить достаточно времени, чтобы довести до ума. Первыми хозяевами в нашей стране после реэкспорта были какие-то бандюки, потом она перешла к некому коммерсанту, который на ней фактически не ездил, и у последнего владельца кабриолет тоже стоял без движения с середины 2000-х годов… Мне автомобиль достался за весьма скромные для такой нечасто встречающейся модификации 200 тысяч рублей.

Откуда взялись тольяттинские кабриолеты?

Кабриолет – машина совершенно нетипичная для советского автопрома, если только, конечно, она не везет генерала, принимающего парад… Многие, видя ВАЗ-2108 в версии со съемной крышей, возмущаются и сокрушаются – «вот, дескать, тольяттинцы для нашего внутреннего рынка десятилетиями лепили одни и те же скучные модели, выдавая изредка всякую ерунду типа изменения формы дверной ручки за «мега-улучшения», а перед буржуями «прогибались», делая для тех аж кабриолеты…!». На самом деле это ошибка.

Никаких кабриолетов Волжский автозавод не делал – за рубеж экспортировались самые обычные машины — ну разве что с ограниченным применением ног и кувалд при сборке. А уже там, за бугром, с них срезали крышу — автомобили стоили для иностранных дилеров так дешево, что их было выгодно переделывать малыми сериями в кабриолеты, не только кромсая кузов, но и устанавливая кожаные салоны, дорабатывая двигатели до тамошних более высоких экологических требований и даже порой врезая кондиционеры… На рубеже 80-х и 90-х это было популярно.

То есть – внимание – фактически, все эти Лады Наташи представляли собой по критичным и придирчивым канонам «колхоз» в чистом виде! Пусть и условно серийный… Но, поскольку это проделывали не студенты техникумов, а переделка заказывалась крупными дилерскими автосалонами у более-менее известных тюнинг-ателье (то есть, по-сути, мастерских, оборудованных в больших и просторных гаражах!), колхозом сие именовать было не принято – такие машины у нас сперва воспринимались утилитарно-практично, а в наши дни перешли в категорию янгтаймерных курьезов и предметов охоты ценителей.

Снаружи

Сегодня на дворе 2019-й, и обычный ВАЗ-08/09 взгляды, мягко говоря, не притягивает. Редкой машина еще не стала, а удручающее состояние большинства экземпляров, встречающихся повсеместно и представляющих собой коктейль из ржавчины и провинциального «тюнинга», вызывает желание поскорее избавиться от такого соседства на дороге. Кабриолет – совсем другое дело! В этой машине вам обеспечено внимание и бесконечные «лайки». Избавившись от жесткой крыши унылая «восьмерка» обрела вид «лихой и придурковатый», как в знаменитом высказывании, приписываемом Петру I.

Изящно поднимающаяся от середины к корме верхняя линия, стекла передних дверей, ставшие безрамочными, мощная дуга безопасности поперек – «Наташа» выглядит, конечно, не шикарно, но круто – уж точно! А с поднятой крышей из антуражно потертой натуральной кожи кабриолет смотрится эдакой машиной старого и негламурного рокера или блюзмена – не хватает только «Фендера» или «Гибсона» на заднем сиденье.

Cabriolada: европейские «восьмерки» без крыши

Именно так – стремясь расширить скудную «кузовную» линейку первого тольяттинского переднеприводника, немецкие и австралийские импортёры сначала превратили трёхдверный хэтчбек в настоящее ландо! Именно так называется кузов без задней части крыши.

Lada Samara Fun (такое название получила модификация от Deutsche Lada) силами специалистов фирмы Bohse пережила «хирургическую операцию» по ликвидации части кузова и могла предоставить задним пассажирам ощущение езды на кабриолете.

Читайте также:  Мазда демио 2003 расход масла

Над передними же седоками была предусмотрена заводская крыша – правда, обычно с врезанным люком. Багажное отделение немецкой версии прикрывала пластиковая крышка, в отличие от грубоватого мягкого верха, как на австралийском ландо, из-за чего последнее выглядело куда менее эстетично.

Однако первый полноценный кабриолет сделали бельгийцы. Компания Yuroskop в 1987 году подготовила своеобразный поисковый проект открытого автомобиля на базе ВАЗ-2108.

Lada Samara Fun

В результате совместной работы Yuroskop с бельгийской фирмой Гараж Меёс был создан опытный образец, который затем «засветился» на автосалоне в Брюсселе. К его облику имеет непосредственное отношение ВАЗовский дизайнер Владимир Ярцев, который уже после переезда в Европу на ПМЖ выполнял подобные заказы, в том числе для Scaldia Volga. Открытая Samara была скроена по классической для автомобилей такого типа схеме – днище и дверные пороги укрепили дополнительными силовыми элементами, чтобы компенсировать неизбежное снижение жесткости кузова без крыши, на которой обычно «замыкается» вся силовая структура несущего каркаса.

Прототип кабриолета ВАЗ-2108, 1990 год

Ярцев также убрал рамки передних дверей, оставив лишь небольшие форточки в передней части.

На посетителей Брюссельского автосалона 1990 года кабрио-Самара произвела сильное впечатление! Доступный кабриолет выгодно отличался от обычной «восьмерки» и карлотовским обвесом по периметру кузова, благодаря которому простая и угловатая машинка из СССР преобразилась в настоящий «средиземноморский» кабриолет! Потяжелевший на 70 кг автомобиль за счет грамотной конструкции сохранил приемлемую жесткость кузова.

«Крышу сносило» не только Самарам: французский импортёр Poch и все та же Deutsche Lada переделывали в открытые версии и Ниву. Причем немецкое кузовное ателье по заказу Deutsche Lada превращало советский полноприводник не в ландо, а именно в кабриолет без силовых элементов крыши и задних стоек! Правда, это заметно повышало стоимость автомобиля, поэтому кабрио-Нива пользовалась ограниченным спросом.

Переделку «восьмерок» в полноценные кабриолеты по заказу европейских импортёров выполняла специализированная бельгийская фирма EBS, которая c 1990 по 1995 год модернизировала таким образом 456 автомобилей.

В начале девяностых открытая Самара была популярна у жителей средиземноморского побережья благодаря своей доступности – как и обычная «восьмерка», она заметно уступала в цене европейским аналогам вроде Ford Escort Cabriolet или Opel Kadett Сabrio.

Известность «восьмерка без крыши» приобрела из-за своего звучного имени Natasha, которое в определённом смысле стало нарицательным. Ведь именно так в лихие девяностые в некоторых странах называли (а кое-где называют и до сих пор) наших соотечественниц… скажем так, не очень тяжелого поведения, а в турецком языке это имя созвучно словосочетанию «природная любовь». Хотя «официальная» версия утверждает, что такой вариант названия был предложен голландцами, а имя «Natasha» у европейцев ассоциировалось с женственностью и нежностью.

На французском рынке Lada Natasha стоила от 80 до 90 тысяч франков без дополнительного оборудования – то есть примерно в полтора раза дороже, чем обычная Самара. Однако это было все равно заметно дешевле, чем даже самые доступные аналоги, поэтому Natasha с эффектными и красивыми «допами» вроде спортивного руля и легкосплавных дисков пользовалась определённым спросом.

Как и автомобиль с обычным кузовом, Самара без крыши предлагалась с различными двигателями и широким набором дополнительного оборудования – как правило, покупатели не скупились и заказывали почти все возможные «допы». Впрочем, вместе с угасанием интереса к «основным» модификациям спрос на открытые версии также сошел на нет.

Но на этом история кабрио-Самары не закончилась! В 1993 году чешский дизайнер Вацлав Крал представил свой вариант открытой «восьмерки», назвав её в честь чешского региона – Bohemia. Надо заметить, что по типу кузова Богемия была куда ближе к родстеру.

Вскоре этот кабриолет исчез из поля зрения и вновь предстал перед публикой уже под маркой компании CS Auto Lada – чешского импортёра ВАЗов, который выкупил у Крала документацию и права на производство. Впрочем, дальше выпуска нескольких экземпляров дело не пошло.

Свою версию открытой Самары сделали даже на американском континенте: Lada of Canada выпустила свой кабриолет, по решению кормы напоминавший новейший на тот момент седан модели 21099.

Лишь к 1993 году Самара лишилась крыши на исторической родине: компания ЛЛД-авто представила открытую версию под названием Lada Amadeo. Ключевое отличие российского «кабрика» – вваренная в кузов несущая рама, а также экстерьер, совершенно видоизменённый с помощью пластиковых накладок. Машина предлагалась в двух версиях – двухместной с жесткой крышей и четырёхместной с мягким верхом.

Наташа «топлесс»: опыт владения ВАЗ-2108 кабриолет 1993 года — «Тест-драйв»

В нашей стране всегда ценились те редкие машины, которые были выпущены в СССР, отправлены за рубеж, но по каким-то причинам вернулись в страну. Дескать, «качество там совсем иное – не то что у тутошних!» А ВАЗ-2108-кабриолет – это, наверное, самый интересный и редкий вариант реэкспорта. В руках заграничных тюнеров обычная «восьмерка» превратилась в то самое воплощение шаблона красивой жизни, какой ее представляли неизбалованные советские граждане.

Дмитрий Гусев, Тульская область, 28 лет, водитель грузовика. Питает нежную любовь к автомобилям тольяттинского автозавода, владел практически всеми массовыми моделями и некоторыми редкими и малосерийными.

Читайте также:  Фильтр для двигателя вса

ВАЗ-21083 кабрио, 1993 года, известная, как Лада Наташа, реэкспортная малосерийная модификация, продававшаяся на рынках Европы.

— Вазовский кабриолет у меня уже был несколько лет назад – автомобиль, известный как Lada Samara Fun: эти машины с частично съемной крышей в 80-е — 90-е переделывал небольшими сериями немецкий импортер тольяттинского завода Deutsche Lada для тамошних пляжных спасателей, – рассказывает Дмитрий.

— По некоторым причинам с ним пришлось расстаться, но с год назад я решил вернуться к автомобилю без крыши, и, как и прежде, в рамках моей привычки к отечественному автопрому. Поскольку «Фан» все же был не настоящим кабриолетом, я разыскал себе «восьмерку», известную в народе как «Лада Наташа». Это неофициальное название – так для улучшения продаж заграничные маркетологи, продвигающие ВАЗы на Западе, называли версии (было несколько разновидностей) «восьмерки» с мягкой съемной крышей.

Машину я приобрел в Подмосковье у владельца, который купил ее в свое время именно как интересное авто, но так и не смог выделить достаточно времени, чтобы довести до ума. Первыми хозяевами в нашей стране после реэкспорта были какие-то бандюки, потом она перешла к некому коммерсанту, который на ней фактически не ездил, и у последнего владельца кабриолет тоже стоял без движения с середины 2000-х годов… Мне автомобиль достался за весьма скромные для такой нечасто встречающейся модификации 200 тысяч рублей.

Откуда взялись тольяттинские кабриолеты?

Кабриолет – машина совершенно нетипичная для советского автопрома, если только, конечно, она не везет генерала, принимающего парад… Многие, видя ВАЗ-2108 в версии со съемной крышей, возмущаются и сокрушаются – «вот, дескать, тольяттинцы для нашего внутреннего рынка десятилетиями лепили одни и те же скучные модели, выдавая изредка всякую ерунду типа изменения формы дверной ручки за «мега-улучшения», а перед буржуями «прогибались», делая для тех аж кабриолеты…!». На самом деле это ошибка.

Никаких кабриолетов Волжский автозавод не делал – за рубеж экспортировались самые обычные машины — ну разве что с ограниченным применением ног и кувалд при сборке. А уже там, за бугром, с них срезали крышу — автомобили стоили для иностранных дилеров так дешево, что их было выгодно переделывать малыми сериями в кабриолеты, не только кромсая кузов, но и устанавливая кожаные салоны, дорабатывая двигатели до тамошних более высоких экологических требований и даже порой врезая кондиционеры… На рубеже 80-х и 90-х это было популярно.

То есть – внимание – фактически, все эти Лады Наташи представляли собой по критичным и придирчивым канонам «колхоз» в чистом виде! Пусть и условно серийный… Но, поскольку это проделывали не студенты техникумов, а переделка заказывалась крупными дилерскими автосалонами у более-менее известных тюнинг-ателье (то есть, по-сути, мастерских, оборудованных в больших и просторных гаражах!), колхозом сие именовать было не принято – такие машины у нас сперва воспринимались утилитарно-практично, а в наши дни перешли в категорию янгтаймерных курьезов и предметов охоты ценителей.

Снаружи

Сегодня на дворе 2019-й, и обычный ВАЗ-08/09 взгляды, мягко говоря, не притягивает. Редкой машина еще не стала, а удручающее состояние большинства экземпляров, встречающихся повсеместно и представляющих собой коктейль из ржавчины и провинциального «тюнинга», вызывает желание поскорее избавиться от такого соседства на дороге. Кабриолет – совсем другое дело! В этой машине вам обеспечено внимание и бесконечные «лайки». Избавившись от жесткой крыши унылая «восьмерка» обрела вид «лихой и придурковатый», как в знаменитом высказывании, приписываемом Петру I.

Изящно поднимающаяся от середины к корме верхняя линия, стекла передних дверей, ставшие безрамочными, мощная дуга безопасности поперек – «Наташа» выглядит, конечно, не шикарно, но круто – уж точно! А с поднятой крышей из антуражно потертой натуральной кожи кабриолет смотрится эдакой машиной старого и негламурного рокера или блюзмена – не хватает только «Фендера» или «Гибсона» на заднем сиденье.

Собственно, данная вариация Наташи — достаточно простая в плане механики складывания крыши: были и более навороченные модификации. Без электропривода, конечно, но с крышей, прячущейся в открытом виде в особую нишу. У нашей Наташи все сделано элементарнейшим образом – собранный тент просто лежит на виду за головами пассажиров заднего сиденья снаружи, стянутый от растрепывания ветром небольшими ремешками с пряжками. Устанавливается обратно он тоже весьма несложно, с определенными навыками — за пару минут.

Тент тянется вручную от кормы к носу, проходит поверх массивной центральной дуги безопасности, после чего передняя часть надевается своими люверсами на «шпеньки» наверху рамки лобового стекла. Затем нужно поднять легкую шарнирную П-образную дугу над головой задних пассажиров, окончательно натягивающую тент и придающую ему финальные очертания.

Внутри

Внутри Наташа — самая обычная «восьмерка» с штатной высокой панелью и аутентичным «говорящим» пластиком, детали которого стыкуются друг с другом без каких-либо прокладок против скрипа и стука. Обшивки дверей – тоже самые заурядные. А вот кожаные кресла, без современной фальшивой приставки «эко» — наряд, полученный в заграничном вояже. Кожаный салон был установлен в машину в Бельгии при переделке в кабриолет, и сделан он на совесть – толстый материал смотрится грубовато, но уже четверть века упорно противостоит истиранию и растрескиванию.

Читайте также:  Тест драйв нокиан хакапелита

Железо

Сегодня под капотом Лады Наташи, откровенно говоря, ничего необычного нет – самый обычный 8-клапанный 72-сильный мотор и карбюратор Солекс. Именно с таким железом экспортируемая машина преодолевала границу, где попадала в руки доводчиков. Двигатель, конечно, не меняли, однако ставили свой карбюратор с автоматическим подсосом и сложным обвесом для уменьшения токсичности выхлопа. Машина оснащалась катализатором, лямбда-зондом и электронным блоком управления, работающим совместно с разными клапанами и датчиками.

На нашей Наташе после возвращения в Россию вся эта система без должного ухода пришла в раздрай и нестабильность и была заменена на простейший отечественный «карб», но остатки европейских технологий в виде проводов и странных клапанов еще можно обнаружить под капотом. От «прежней роскоши» сохранился только импортный генератор повышенной мощности – хотя и нет точных данных, ставили ли его взамен нашего уже там, или это тольяттинцы так улучшали идущие на экспорт машины еще на конвейере.

В плане железа гораздо интереснее другое… Насколько же советские и российские машины были дешевы для западных дилеров, что они проводили за свои деньги столь существенную переработку автомобилей в вариант с открытым кузовом и после этого умудрялись продавать их тамошним месье и геррам дешевле, чем кабриолеты куда более авторитетных и известных европейских же марок!

С обычной тольяттинской «восьмерки» срезалась крыша, изготавливался и устанавливался тент и система его фиксации и натяжения, вваривались дополнительные короба вдоль штатных порогов для компенсации жесткости кузова после удаления крыши, резались с ввариванием усиливающих элементов задние крылья, изготавливалась новая крышка багажника, все металлические детали после вмешательства красились, монтировался пластиковый обвес – пороги и бамперы. Только вдумайтесь – насколько значителен объем работ! И в конечном итоге цена на автомобиль должна была быть такой, чтобы искушенный европейский покупатель выбрал кабриолет из «империи зла», а не куда более привычный и понятный аналог от, скажем, Peugeot или Volkswagen!

В движении

Собственно, по ходовой, рулевой, мотору и коробке этот автомобиль ничем не отличается от обычной рядовой «восьмерки», ибо доработок в этой части не претерпел. Автомобили семейства 08/09, если они хорошо сохранились по кузову, и сегодня имеют право на существование в качестве бюджетной повседневной разъездной машины — без претензий на особый комфорт, но с хорошей управляемостью, уверенным удержанием любой дороги, рулем, не сильно нуждающимся в усилителе, неплохой динамикой и адекватными для своей массы тормозами. Точно такова и эта Наташа — не предел мечтаний, разумеется, но ездить можно, и без особых мучений. Тем более с учетом качественных кожаных кресел — они и по сей день упруги, удобны, и несравнимы со штатными текстильными сидушками обычной «восьмерки».

Главное, что отличает «восьмерку-кабриолет» от серийной – обзорность. Она заметно хуже как из-за тента в принципе, так и из-за помутневших от возраста прозрачных мягких «окон» в нем. В общем, требуется приноровиться и почаще крутить головой в городском плотном движении. Снятая крыша при движении на скорости, конечно, делает машину очень шумной – в том числе и из-за завихрений воздуха в открыто лежащем на крышке багажника рулоне. А вот с поднятым тентом в машине, в общем-то, ненамного шумнее, чем в обычной «восьмерке» с металлическим штатным верхом – дело в том, что тент неплохо гасит звуки ветра, поскольку сделан из достаточно толстой натуральной кожи. Это не оригинальная крыша, «дотюнингованная» в Европе – та была синтетической, а кожаный верх сделали на заказ уже в нашей стране, в 90-е, после реэкпорта.

История модели

Как таковой истории у Лады Наташи нет: мы подробно рассказывали, что делали подобные машины разные европейские дилеры, заказывая доработку и обвес в самых разных компаниях и автоателье. Никакой единой «синхронизации» кабриолетостроения не существовало, и все это было, как уже сказано, гораздо ближе к тюнингу, чем к серьезному автопрому в его типичном фабричном понимании.

Поэтому в сущности история модели – это история ВАЗ-2108, первого серийного и массового советского автомобиля с передним приводом. «Восьмерка» появилась в 1984 году, тогда как переднеприводный Москвич 2141 – в 86-м, а ВАЗ 2109 – в 87-м. Автомобиль быстро стал символом престижа и неотъемлемым атрибутом крутых парней «младшего и среднего звена» – это отражали и почти все остросюжетные отечественные кинокартины 80-х-90-х: «Риск без контракта», «Русский транзит», «По прозвищу Зверь» и многих других. Трехдверный хэтчбек ВАЗ 2108 — отличный пример теснейшего сотрудничества советского автозавода с западными фирмами, у которых покупались патенты на массу самых разных узлов – от тормозов и подвески до КП и карбюратора, а также сотрудничества со столь культовым автобрендом как Porsche, участвовавшим в доводке ходовой части машины, чем в 90-е чрезвычайно гордились владельцы 08/09.

В период с 1984 по 2004 год было выпущено почти 900 тысяч автомобилей этой модели.

Оцените статью