- Вакуумная резина: марки, формы, характеристики
- Вакуумная резина: марки, формы, характеристики
- Основные свойства вакуумных резин
- Технические характеристики отдельных марок
- Вакуумная резина 7889
- Пластины, шнуры и трубки из вакуумной резины
- Технические характеристики пластин из вакуумной резины разных марок
- Применение РТИ из вакуумной резины
- Безвоздушные шины: перспективный курьез
- Долгая история
- Современные образцы
- Плюсы и минусы
- Перспективный курьез
Вакуумная резина: марки, формы, характеристики
Вакуумная резина: марки, формы, характеристики
Вакуумная резина – это специальный тип резиновой смеси (ряд похожих марок), который предназначен для эксплуатации в условиях вакуума. В основном изделия из такого материала представляют собой уплотнения для различных вакуумных систем. Главное общее преимущество этих РТИ – высокая стойкость к повышенному давлению, но каждая марка отличается своими техническими характеристиками.
Основные свойства вакуумных резин
Стандартные марки резиновых смесей для изготовления вакуумных РТИ – 7889, 51-2062, 9024. Их общие свойства:
- Повышенная стойкость к высокому давлению и температуре.
- Малые показатели остаточной деформации.
- Хорошая упругость, высокое сопротивление сжатию.
- Низкое газовыделение в условиях вакуума.
Формы поставок материала:
- Листы (пластины, рулоны).
- Шнуры (круглое, прямоугольное, квадратное сечение).
- Трубки.
- белый (вариации от белоснежного до светло-серого или светло-бежевого) для марок 7889 и 51-2062;
- черный – для марки 9024.
Технические характеристики отдельных марок
Параметры | 7889 | 51-2062 | 9024 |
---|---|---|---|
Рабочая температура (кратковременно) | -50…+80 °C (-50…+90 °C) | +8…+70 °C (-30…+90 °C) | -20…+90 °C (-30…+90 °C) |
Относительное удлинение при разрыве | 550 % | 550 % | 300 % |
Условная прочность при растяжении | 16,7 МПа (170 кгс/см кв.) | 14,7 МПа (150 кгс/см кв.) | 9,81 МПа (100 кгс/см кв.) |
Остаточная деформация после сжатия | 20 % | 40 % | 60 % |
Твердость по Шору А | 45–60 ед. | 40–55 ед. | 58–72 ед. |
Температурный предел хрупкости | — | — | -32 °C |
Вакуумная резина 7889
7889 – марка резиновой смеси (производится не по ГОСТ, а по ТУ 38105116-81). Используется для изготовления формованных и неформованных РТИ, эксплуатируемых в условиях многократных и статических деформаций. Сырье для производства этой резины – натуральный каучук, который модифицируется разнообразными добавками.
Пластины, шнуры и трубки из вакуумной резины
- Изделия из марки 7889 более эластичные, устойчивые к воздействию щелочей и кислот, снижают газовыделение при повышении температуры. Не устойчивы к влиянию масел и органических веществ. Широко используются в атомной энергетике и других узконаправленных отраслях.
- Пластины из 51-2062 не обладают специфическими свойствами марки 7889, они более универсальны и стоят дешевле. Также неустойчивы к воздействию масел, могут эксплуатироваться с кислотами и щелочами. При установке в системах с температурой выше допустимой в дополнение к РТИ марки 51-2062 рекомендуют использовать фторопластовые прокладки.
- Для пластин из марки 9024 характерно высокое газовыделение при повышении температуры, меньшая эластичность, но отличная устойчивость к маслам и высоким температурам. Стоят такие РТИ дороже, чем 7889 и 51-2062.
Листовые вакуумные резины изготавливаются двух типов:
- І – формованные (пластины, листы);
- ІІ – неформованные (рулоны).
Шнуры производятся по ТУ 38105108-76, трубки – по ТУ 38105881-85. Их характеристики соответствуют характеристикам пластин из таких же смесей.
Технические характеристики пластин из вакуумной резины разных марок
Параметры | 7889 | 51-2062 | 9024 |
---|---|---|---|
Предел прочности при растяжении | 1670 Н/см кв. | 1470 Н/см кв. | 981 Н/см кв. |
Относительное удлинение при разрыве | 550 % | 550 % | 350 % |
Остаточное относительное удлинение после разрыва, не более | 20 % | — | 17 % |
Остаточная деформация после сжатия на 45% первоначальной высоты в течение 100 ч при 70 °С, не более, 96 ч. 40% | 10 % | 20-40 % | 15 % |
Набухание в вазелиновом масле в течение 24 ч при 70° С, не более | 90 % | — | 5 % |
Морозостойкость, не ниже | 8 °С | 8 °С | -40 °С |
Термостойкость | 70 °С | 70 °С | 100 °С |
Постоянная газопроницаемости при 20 °С | 1,3×10-7 см кв./атм×с | — | 4,2×10-8 см кв./атм×с |
Постоянная газопроницаемости при 50 °С | 4,5 х10-7 см кв./атм×с | — | 1,7 х10-7 см кв./атм×с |
Среда эксплуатации | вода, пыль, воздух | вода, пыль, воздух | масла, пыль, воздух, вода |
Применение РТИ из вакуумной резины
Шнуры и трубки используются как уплотнения в пазах соответствующей геометрии. Из листов легко изготовить уплотнительные элементы различной конфигурации. Они отлично поддаются резке вручную и на ЧПУ оборудовании. Цельные листы вакуумной резины можно использовать как настилы и демпферные покрытия. Прокладки применяются в подвижных и неподвижных соединениях (между элементами трубопроводной арматуры, между фланцами, в дверках и пр.). С помощью трубок можно также соединять отдельные элементы вакуумных систем.
Все изделия из вакуумной резины предназначены для эксплуатации в разреженных средах – в вакуумных насосах, печах, прессах и других системах. В таких условиях нельзя использовать другие марки резины, так как в вакууме они выделяют газ и меняют технические характеристики. Из-за этого падает герметичность соединений. РТИ из вакуумных резиновых смесей сохраняют эксплуатационные свойства даже в сильно разреженных средах.
Примеры производственных процессов, в которых используются такие уплотнения:
- высокочистые производства (фармацевтика, медицинские расходные материалы и элементы оборудования);
- оборудование систем для проведения исследований и опытов, требующих идеальных условий (химическая, нефтегазовая, фармацевтическая отрасль);
- обработка электронных плат;
- производство оптических линз;
- создание вакуумных упаковок (пищевая промышленность и др.);
- кристаллизация растворов, сушка веществ без нагрева (например, дегазация пороха);
- вакуумная плавка металлов;
- прессовка материалов (например, композиты для рекламных конструкций, мебели, машино- и автомобилестроения);
- приборостроение;
- оборудование систем водоочистки;
- вакуумные и криотехнологии, холодильная техника;
- строительство.
Безвоздушные шины: перспективный курьез
Общий облик автомобильного колеса с центральным диском и шиной, заполненной воздухом, сформировался достаточно давно и подтвердил свою эффективность. Однако регулярно предпринимаются попытки кардинальной перестройки такой конструкции с целью повышения ее технических или экономических характеристик. Определенной популярностью в этом контексте пользуется т.н. безвоздушная шина с упругими элементами и без сжатого газа..
Долгая история
Первые варианты безвоздушных шин появились едва ли не в начале прошлого века. Зачастую поводом к появлению таких проектов становился дефицит материалов. Конструкторы пытались заменить труднодоступную и недешевую резину более выгодным деревом или металлом. К настоящему времени проблема дефицита была решена, и новые проекты связаны только с желанием повысить характеристики ходовой части.
Ранние проекты безвоздушных шин чаще всего предлагали металлический диск и внешний обод с протектором, соединенные набором пружин разных форм и конфигураций. В разное время использовались цилиндрические или листовые пружины. Такие конструкции в целом решали поставленные задачи, но получались слишком сложными и неудобными в эксплуатации. Как следствие, они не шли в крупную серию и не получали широкого распространения.
Относительный успех пришел к безвоздушным шинам только с развитием космических программ. Оказалось, что планетоходы по типу советского «Лунохода» или американского LRV следует оснащать колесами без камер и воздуха. Так, изделие LRV из состава системы Apollo получило упругую шину из металлической сетки с приклепанным протектором. Такая конструкция была легкой, гасила удары, не требовала обслуживания и отличалась высокой живучестью.
Часть конструкций безвоздушных шин на тех или иных этапах привлекла внимание военных и даже дошла до полигонных испытаний. В последние годы вновь наблюдается интерес к таким разработкам, причем речь идет не только о проектах для армий. Ведущие производители шин рассматривают безвоздушную конструкцию в качестве реальной альтернативы традиционным колесам.
Впрочем, до сих пор ни один из известных образцов не дошел до массового производства и эксплуатации в военной или гражданской сфере. Революции в области ходовых частей мешают объективные факторы.
Современные образцы
Рассмотрим некоторые современные конструкции безвоздушных шин, созданные в последние десятилетия. Так, в прошлом широкую известность получил проект Airless:Resilient NPT компании Resilient Technologies. Он разрабатывался с 2002 г. и дошел до испытаний в конце десятилетия. Используя современные полимерные материалы, недоступные в далеком прошлом, американские инженеры смогли создать весьма интересную конструкцию.
Шина Airless:Resilient NPT является единой конструкцией, включающей центральный диск для монтажа, внешний обод с протектором и особый каркас между ними. Последний выполнен в виде решетчатой структуры из неправильных шестиугольников и трапеций. Вес автомобиля распределяется между относительно жестким ободом и решеткой. При этом упругость конструкции позволяет гасить удары.
В ходе испытаний удалось показать, что шина Airless:Resilient NPT по амортизации сопоставима с традиционной пневматической. Она не боится проколов и может использоваться при повреждении 30% элементов каркаса. Также был получен небольшой выигрыш в массе. Тем не менее, изделие было достаточно сложным в изготовлении, требовало особых материалов и имело ряд других недостатков. Вследствие этого шины от Resilient Technologies до сих пор не попали в армию.
В 2005 г. компания Michelin представила концепт шины Tweel (Tire + Wheel). В этой конструкции центральный диск и внешний обод соединяются при помощи V-образных «спиц», проходящих по всей ширине шины. Разработчик говорил о сокращении массы в сравнении с традиционными изделиями, увеличении ресурса и т.д.
После испытаний и доводки шина Tweel получила развитие. Появились модификации этого изделия под технику разных классов. В 2012 г. начались поставки таких шин, предназначенных для строительной и сельскохозяйственной техники. В дальнейшем появились новые модели такой продукции с иной конфигурацией упругих элементов.
Свой вариант безвоздушной шины имеет и компания Bridgestone. Она предлагает соединять диск и обод изогнутыми «спицами», расположенными крест-накрест. Такая амортизация позволила повысить упругость при сохранении прочих характеристик. Однако готовые образцы имели ограниченную грузоподъемность, уменьшавшую сферы применения.
Известны и другие варианты безвоздушных шин разного рода, дошедшие до испытаний или даже до производства. Поиск новых решений продолжается. Конструкторы пробуют разные материалы, конфигурации упругих элементов и т.д. Впрочем, имеют место лишь ограниченные успехи.
Плюсы и минусы
Безвоздушная шина с интегрированными упругими элементами имеет несколько важных преимуществ перед традиционным пневматическим колесом. Именно они обуславливают повышенный интерес к таким конструкциям, наблюдаемый до сих пор.
Главный плюс – повышенная живучесть. Безвоздушная шина не имеет воздушной камеры и не боится проколов. Ей также не страшны боковые удары. В зависимости от архитектуры, сохраняется работоспособность даже при серьезных повреждениях несущей структуры. Отсутствует необходимость в подкачке и отслеживании давления, что упрощает эксплуатацию. Имеется возможность отказа от крупного и относительно тяжелого диска колеса. В итоге колесо в сборе получается легче, что сокращает неподрессоренную массу.
Однако имеется ряд проблем, из-за которых подобные шины не получают распространения. В первую очередь, это повышенная требовательность к материалам. Требуется резина или полимер с достаточной упругостью, высокой жесткостью и прочностью к нагрузкам разного рода. Также имеются высокие требования по поглощению механической энергии и ее преобразованию в тепловую с последующим рассеиванием.
Все это усложняет и удорожает производство. Кроме того, большинство шин имеют ограничение по скорости движения – обычно не более 70-80 км/ч. Дальнейший разгон увеличивает механические нагрузки, а также приводит к неприемлемому перегреву.
В отличие от пневматических шин, безвоздушные имеют постоянную жесткость, и для ее изменения необходимо менять колеса. При этом на жесткости и других характеристиках может негативно сказаться попадание грязи внутрь конструкции через открытые боковины. Пневматические конструкции с этих точек зрения гораздо выгоднее.
В итоге безвоздушные шины пока находят применение в основном в сфере легкой техники с ограниченными скоростями движения и нагрузками. Их ставят на гольф-кары, некоторые багги, компактную строительную технику и т.д. Также налажено производство шин для велосипедов, самокатов и др. легких изделий. Обеспечение более крупных образцов пока под вопросом.
Перспективный курьез
Специфическое сочетание технических, эксплуатационных и экономических характеристик, а также ряд существенных ограничений пока не позволяют безвоздушным шинам выйти на широкий рынок и составить серьезную конкуренцию традиционным конструкциям. В итоге рынок шин не меняется – хотя разные фирмы регулярно представляют различные «перспективные» изделия.
Однако нельзя не отметить, что отдельные изделия оригинальной конструкции все же вышли на рынок и даже нашли своих покупателей. Успехи наблюдаются в нескольких достаточно узких нишах, тогда как завоевание основных секторов рынка оказывается невозможным. Объективные предпосылки к изменению такой ситуации отсутствуют.
Таким образом, разнообразные варианты безвоздушных шин с интегрированными элементами упругости в целом сохраняют статус курьезного решения важной технической проблемы – без особых перспектив в контексте реального применения.
С другой стороны, подобные проекты могут иметь положительные результаты, не связанные с непосредственным использованием готовой продукции. Разработкой таких шин сейчас занимаются признанные лидеры отрасли, обладающие хорошей научно-технической базой. В ходе проработки безвоздушных шин могут создаваться новые материалы, технологии и конструкции. А они могут найти применение при развитии и совершенствовании традиционных шин, имеющих реальные практические и коммерческие перспективы.