- § 13. Элементы машиноведения. Составные части машин
- Виды механизмов (передач)
- Изучение составных частей машин
- Новые слова и понятия
- Презентация «Элементы машиноведения. Составные части машин» презентация к уроку по технологии (6 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Элементы машиноведения. 6 класс. методическая разработка по технологии (6 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
§ 13. Элементы машиноведения. Составные части машин
Вы уже знаете из 5 класса, что машина — это устройство, предназначенное для выполнения какой-либо работы путём преобразования одного вида энергии в другой. Важнейшая особенность каждой машины — наличие трёх основных частей: двигателя, передаточного механизма и рабочего (исполнительного) органа.
Например, в автомобиле есть двигатель внутреннего сгорания, в котором энергия топлива превращается в энергию движения. Рабочими органами являются ведущие колёса автомобиля, а между двигателем и колёсами расположены передаточные механизмы.
Для управления работой любой машины существуют устройства управления: рычаги, педали, кнопки. Некоторыми машинами управляют автоматические устройства, сигналы которым поступают с компьютера.
В 5 классе вы изучали некоторые механизмы передачи движения — винтовой и фрикционный механизмы, а также ремённую передачу. Мы рассмотрим ещё несколько механизмов передачи движения, являющихся составными частями машин: цепной, зубчатый, реечный (табл. 9).
Таблица 9
Виды механизмов (передач)
Цепной механизм передачи движения имеется у велосипеда. Он состоит из цепи и двух звёздочек.
Зубчатый механизм (зубчатая передача) есть у ручной дрели. Механизм состоит из двух зубчатых колёс, которые вращаются в разных направлениях. Меньшее из двух находящихся в зацеплении колёс называют шестернёй. Зубчатые колёса могут быть цилиндрическими или коническими (как у дрели).
В реечном механьише при вращении зубчатого колеса 1 рейка 2 перемещается поступательно, и наоборот, при поступательном движении рейки 2 колесо 1 вращается. Например, в настольном сверлильном станке при повороте рукоятки подачи (с закреплённым на ней зубчатым колесом) шпиндель со сверлом (связанный с рейкой) движется поступательно.
В механизме, состоящем из двух звеньев (зубчатых колёс, звёздочек и др.), одно звено является ведущим, а другое ведомым. Ведущее звено передаёт движение ведомому звену. Например, звёздочка цепной передачи велосипеда, которую вы вращаете педалями, является ведущей, а звёздочка, которая закреплена на оси заднего колеса, ведомой.
Отношение диаметра ведомого колеса к диаметру ведущего называют передаточным отношением i:
где D1 — диаметр ведущего колеса;
D2 — диаметр ведомого колеса.
Шестерни зубчатой передачи, звёздочки цепной передачи, шкивы ремённой передачи обычно насаживают на валы. Для их надёжного закрепления на валу и передачи вращательного движения применяют шпоночное соединение (рис. 57, а). В шпоночном соединении в валу вырезают шпоночный паз, в который помещают шпонку — небольшой металлический брусок. Возвышающаяся над поверхностью вала часть шпонки входит в паз, прорезанный в шестерне, шкиве или звёздочке, и таким образом соединяет их с валом. Шпоночное соединение применяется, например, в соединении вала электродвигателя со шкивом ремённой передачи токарного станка для обработки древесины.
Рис. 57. Соединение шестерни с валом: а — шпоночное: 1 — вал: 2 — шпонка: 3 — шестерня: 4 — шпоночный паз; 6 — шлицевое: 1 — шлицевой вал: 2 — шлицы; 3 — шестерня
Иногда необходимо, чтобы зубчатое колесо могло не только передавать вращательное движение, но и перемещаться вдоль вала. В этом случае применяют шлицевое соединение (рис. 57, б). Для такого соединения на поверхности вала прорезают продольные канавки. В результате этого на валу образуются выступы — шлицы. А в отверстии колеса прорезают продольные пазы, в которые эти шлицы входят. Шлицевое соединение применяется, например, в шпинделе настольного сверлильного станка.
Практическая работа № 13
Изучение составных частей машин
- Ознакомьтесь с механизмами, имеющимися в школьной учебной мастерской. Запишите в рабочую тетрадь их названия и назначение.
- Замерьте диаметры зубчатых колёс ручной дрели и определите передаточное отношение этой зубчатой передачи.
Выполните поиск в Интернете, какие ещё механизмы, кроме имеющихся в мастерской, применяются в современных машинах. Расскажите о них на следующем уроке.
Новые слова и понятия
Основные части машин: двигатель, передаточный механизм, рабочий (исполнительный) орган; механизмы: цепной, зубчатый (зубчатая передача), реечный; шпонка, шлиц.
Презентация «Элементы машиноведения. Составные части машин»
презентация к уроку по технологии (6 класс) на тему
Элементы машиноведения. Составные части машин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_6_klass.ppt | 1.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Элементы машиноведения. Составные части машин.
Изучение нового учебного материала Автомобиль (основные части) Двигатель внутреннего сгорания Передаточные механизмы Колёса
Изучение нового учебного материала Токарный станок СТД-120М Двигатель Ремённая передача Шпиндель
Изучение нового учебного материала Цепная передача
Изучение нового учебного материала Цепная передача велосипеда
Изучение нового учебного материала Эскалатор в метро
Изучение нового учебного материала Зубчатая передача
Изучение нового учебного материала Зубчатый механизм ручной дрели
Изучение нового учебного материала Реечный механизм настольного сверлильного станка
Изучение нового учебного материала Шпоночное соединение Вал Шпонка Зубчатое колесо
Изучение нового учебного материала Шлицевое соединение Шестерня Шлицы Шлицевой вал
1.Деталь цепного механизма (цепной передачи) з в ё з д о ч к а Закрепление учебного материала
Закрепление учебного материала 2.Одна из основных частей машины д в и г а т е л ь
Закрепление учебного материала 3.Деталь зубчатого механизма (зубчатой передачи) ш е с т е р н я
Закрепление учебного материала 4.Подножка или рычаг для управления машиной (транспортным средством) п е д а л ь
Закрепление учебного материала 5.Небольшой металлический брусок, соединяющий вал электродвигателя со шкивом ремённой передачи (например, в токарном станке для обработки древесины) ш п о н к а
Закрепление учебного материала тельдвига нихамезм тершесня печареда канопш шилц нозев лекосо двигатель механизм шестерня передача шпонка шлиц звено колесо Задание 13 №4. В данных словах буквы перепутаны. Напишите слова правильно:
Задание на дом — изучить параграф 13 учебника, — ответить на вопросы 1-4, с.99 учебника, — найти в Интернете или книгах и журналах информацию, какие ещё механизмы, кроме имеющихся в мастерской, применяются в современных машинах.
Список использованных печатных источников. 1.Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 6 класс: методическое пособие / А.Т. Тищенко. – М.: Вентана-Граф, 2014. 2.Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 6 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций/ А.Т. Тищенко, Н.А. Буглаева. – М.: Вентана-Граф, 2014. 3.Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2012. 4.Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко – М.: Вентана-Граф, 2013.
Активные ссылки на использованные изображения и видео (URL-адреса). Изображение звёздочка: http://www.hartelman.nl/images/products/image-1420-1992-800-800-0-0.png Изображение двигатель: http://кавторг.рф/uploads/posts/2015-01-29-09-08-58-Shematicheskoe-izobrazhenie-Dvigatelya-vnutrennego-sgoraniya.jpg Изображение шестерня: https://xn--80ahhi0afh.kz/upload/iblock/402/h76973.jpg Изображение педаль: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/0c/Pedalerie_Peugeot_206.jpg Изображение шпонка: https://www.wuerthmarket.ru/img/media/pics/c/d/8/p519b8d61bfcd8.jpg Изображение станок СТД-120М: https://54.img.avito.st/1280×960/1894822654.jpg Изображение автомобиль в разрезе: http://ww.w.doskaurala.ru/orimg/97531-dgip2.jpg Изображение цепная передача: http://www.chelny-izvest.ru/content/images/50b48d186c0401354009880.jpg
Активные ссылки на использованные изображения и видео (URL-адреса). Изображение велосипед: http://tapety.tja.pl/obrazki/tja_normalne/51347.jpg Изображение цепная передача: http://komane.ru/nuda/ekonomicheskaya-i-tehnicheskaya-perestrojka-obshestva-v-uloviy/565.png Изображение схема эскалатора: http://www.liftovod.com/wp-content/uploads/2015/08/elevator-inda-house.jpg Изображение эскалатор метро: http://www.decorussteel.com/uygulamalar/yuruyenmerdiven/yuruyenmerdiven5.jpg Изображение зубчатая передача: http://wiki.zr.ru/images/f/f6/%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BC%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F_27.jpg Изображение зубчатая передача: http://www.irt-m2p.eu/globalflexit/images/UserFiles/Image/visuels-accueil/1490_870_7_visuel2.jpg
Активные ссылки на использованные изображения и видео (URL-адреса). Изображение зубчатый механизм ручной дрели: http://www.iocresco.it/images/phocagallery/Picture_cards/Attrezzi_da_lavoro/Trapani/Hand%20drill1.jpg Изображение реечная передача: http://www.knep.ru/images/mehanizm/reechnyj-mehanizm.jpg Изображение реечная передача сверлильного станка: http://www.rucni-naradi.cz/img_product/img/proma-ap-2-rucni-lis.jpg Изображение шпоночное соединение: http://refwin.ru/files/18/images_11/image246.jpg Изображение шлицевая карданного вала: http://gkgk.ru/netcat_files/userfiles/SJ68740-CB75-11.JPG Изображение шлицевое соединение: http://ok-t.ru/studopedia/baza2/1880179264800.files/image194.jpg
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально-ритмическая способность, то есть музыкальный ритм, ощущение его человеком – это основа музыкальности. Формирование чувства ритма у учащегося – одна из на.
Современные социально-экономические условия значительно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершенствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высокого уровня знаний и .
Современные социально-экономические условия значительно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершенствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высокого уровня зна.
Современные социально-экономические условия значительно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершенствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высокого уровня знаний и .
Ознакомить учащихся с понятием машина и ее ролью в техническом процессе; рассмотреть составные части машин, воспитывать любовь к технике.
Элементы машиноведения. Составные части машин.
Цель: познакомить учащихся с понятием машина и ее ролью в техническом процессе; рассмотреть составные части машин, воспитать любовь к технике; продолжить формирование учебной культуры, развить навыки .
Элементы машиноведения. 6 класс.
методическая разработка по технологии (6 класс) по теме
урок в 6 классе по теме Элементы машиноведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_6_klasse_po_teme_elementy_mashinovedeniya.zip | 215.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Элементы машиноведения.
Цель: ознакомить учащихся с понятием машина и её ролью в техническом прогрессе;
рассмотреть составные части машин и механизмов; научить изображать на схемах различные типы передач и рассчитывать передаточное отношение.
Инструменты и оборудование: макеты машин и механизмов, образцы различных соединений колеса с валом; плакаты с графическим изображением различных передач.
1. Продемонстрировать учащимся различные варианты машин и механизмов.
2. Рассмотреть составные части машин и механизмов.
3. На примере станков показать виды механизмов передач.
- Изложение программного материала.
-Вспомните, что мы понимаем под термином машина.
Это устройство, которое выполняет определённые действия с целью облегчения физического и умственного труда человека.
— Назовите примеры ( Бытовые машины, станки, сельхозмашины, вычислительная техника…)
Любая машина состоит не менее чем из трёх составных частей;
- двигателя;
- передаточного механизма;
- исполнительного механизма.
На примере сверлильного станка:
- Электрический двигатель.
- Клиноременная передача.
- Шпиндель.
Кроме основных механизмов могут быть и другие механизмы:
- подачи
- управления
- контроля и регулировки
- сортировки
- транспортировки
- упаковки и др.
Учитель демонстрирует примеры механизмов на станках, находящихся в мастерской (токарный ,сверлильный ,токарный по дерев .)
— Рассмотрим основные механизмы передачи движения:
1. Зубчатые механизмы:
2. Ременные передачи.
3. Цепные передачи.
4. Зубчато – реечная передача.
Демонстрирую примеры работы механизмов передачи движения на макетах и
А сейчас рассмотрим, как изображаются на кинематических схемах различные механизмы движения. ( см таблицу )
Как видно на схемах, диаметры зубчатых колёс, шкивов и звёздочек обычно не одинаковы:
ведомое колесо вращается с другой частотой вращения, чем ведущее.
Отношение частот вращения ведущего и ведомого звеньев называется передаточным
j=n 1 \n 2 = D 2 \D 1 , где
n- частота вращения;
D- диаметры колёс.
— Привести примеры расчётов.
Все ведущие и ведомые колёса насаживаются на валы и укрепляют с помощью шпонок, штифтов или шлицов .
См. рис. Соединение колеса с валом:
а – шпоночное неподвижное; б – шпоночное, скользящее, с поступательным движением вдоль оси; в – шлицевое, скользящее, с поступательным движением вдоль оси :
1 – вал, 2 – шпонка, 3 – скользящая шпонка , 4 – шлицевый вал.
Различают неподвижное (шпоночное) и скользящее (шлицевое) крепление на валу.
Предложить учащимся осмотреть станок в мастерской и показать:
- двигатель
- передаточный механизм
- механизм подачи
- механизм контроля и управления.
- определить передаточное отношение в ручной дрели.
- Определить передаточные отношения на макетах различных типов передач.
Подвести итоги урока, отметить наиболее правильные ответы.
Оценить выполнение практического задания.
Провести уборку мастерской.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цель создания данного электронного учебного пособия – развитие и обучение школьников. Для достижения и решения этой цели используются информационные технологии. Моё учебное пособие разраб.
Цель создания данного электронного учебного пособия – развитие и обучение школьников. Для достижения и решения этой цели используются информационные технологии. Моё учебное пособие разрабатыва.
Игра-соревнование «Искусство кройки и шитья» — повторение пройденного материала, проверка знаний учащихся, воспитание ответственности, внимательности, привитие навыков культуры общения.
В данной работе представлена классификация технических средств обучения и их характеристика, а также проведен педагогический эксперимент «Влияние ТСО на качество обучения». В разработке описана .
“Технология обработки конструкционных материалов” предусмотрено изучение элементов машиноведения с целью приобщения учащихся к техническим знаниям, повышения их кругозора и технической культуры, разви.
Технология создания изделий из древесины. Элементы машиноведения.
Урок технологии в 5-м классе по теме Бытовая швейная машина. Раздел Элементы машиноведения.