Узлы автомобиля обеспечивающие безопасность движения

Узлы автомобиля обеспечивающие безопасность движения

К таким системам и агрегатам относятся тормозная система, рулевое управление, амортизаторы, подвеска, шины и колеса, система освещения и сигнализации автомобиля.

Тормозную систему проверяют на посту, оборудованном роликовым стендом модели ЦКБ -К207 (для грузовых автомобилей и автобусов) или модели ЦКБ -К208 (для легковых), прибором модели НИИЛТ К-446 и комплектом инструментов слесаря-монтажника модели 2446. Автомобиль передними колесами устанавливают на ролики стенда. С помощью прибора модели НИИАТ К-446 определяют свободный и рабочий ход педали тормоза, а в гидравлическом приводе, кроме того, наличие воздуха в системе.

Для определения наличия воздуха в гидроприводе тормозов определяют разность ходов педали при первом ее движении до упора и после трех-четырех резких перемещений. По показаниям прибора К-446 эта разность не должна быть более 20 мм.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Проверяют состояние тормозных шлангов и герметичность гидравлического привода визуально, пневматического — на слух.

Для определения эллипсности тормозных барабанов нажимают на педаль с усилием 10 кгс у легковых автомобилей и 20 кгс у грузовых в течение 5—10 с. При этом размах колебаний стрелки каждого прибора стенда не должен быть более длины участка шкалы, соответствующего 30 кгс у легковых автомобилей и 70 кгс у грузовых.

Чтобы измерить величину тормозных сил, развиваемых тормозами каждого колеса, медленно нажимают на педаль до момента блокировки колес. Разность тормозных сил левого и правого колес одной оси не должна превышать 25% от полученной максимальной тормозной силы. Номинальное значение тормозной силы колеса составляет 80% веса автомобиля, приходящегося на него, а минимальное (недопустимое) — 40%.

Неодновременность срабатывания тормозов обоих колес проверяют без педометра; вместо него на педаль устанавливают контактный датчик. Устанавливают переключатель тормозных сил на значение, равное 80% наименьшей силы, полученной при предыдущей проверке. Включают электродвигатели блоков роликов. При экстренном торможении колес допустимое время срабатывания тормозов (по показаниям секундомеров стенда) не должно быть более 0,25 с, а неодновременность срабатывания тормозов — 0,06 с.

По окончании проверки тормозов передних колес снимают контактный датчик с педали и устанавливают автомобиль на ролики задними колесами. Для проверки тормозов задних колес выполняют те же операции, что и для передних.

Технология проверки тормозов с пневмоприводом на стенде осуществляется аналогичным образом и отличается от проверки с гидроприводом следующими операциями:
1) подключают воздушный ресивер автомобиля к пневмопульту стенда;
2) проверяют герметичность системы по падению давления воздуха в приводе от одного нажатия на педаль. Падение давления не должно быть более чем на 1 кгс/см2;
3) проверяют эллипсность тормозных барабанов при давлении воздуха в тормозных камерах 2 кгс/см2;
4) измеряют тормозные силы на колесах без педометра;
5) допустимое время срабатывания тормозов и неодновременность их срабатывания устанавливается в 2 раза больше, чем у тормозов с гидравлическим приводом, и составляет соответственно 0,5 и 1,2 с.

Техническое состояние ручного тормоза проверяют при включенном стенде и вращении колес автомобиля. Медленно затягивают ручной тормоз до получения суммарной тормозной силы обоих колес 770 кгс для автомобиля ГАЗ -53А и 1300 кгс для ЗИЛ -130 и выключают стенд. Полностью затягивают ручной тормоз. Рычаг тормоза при этом должен переместиться на 10 зубцов сектора автомобиля ГАЗ и 6 зубцов у ЗИЛ .

Автомобиль может поступить на диагностирование со следую, щими неисправностями тормозной системы: слабое действие тор, мозов; большое усилие на педали при торможении; педаль опускав ется при легком нажатии; неравномерное срабатывание тормозов-уменьшенный рабочий ход педали; плохое растормаживание колес’

Технология поиска причины слабого действия тормозов с гид. роприводом заключается в том, что вначале проверяют свободный ход педали и при необходимости регулируют его, а затем уровень тормозной жидкости в питательных бачках. Если уровень недостаточен, то, доливая жидкость, доводят его до нормы. Проверяют герметичность привода тормозов и, в первую очередь, колесных цилиндров. При отсутствии утечки жидкости слабое действие тор. мозов является следствием чрезмерного износа или замасливания тормозных барабанов и накладок колодок.

Читайте также:  Автомобилей для руководства страны

У автомобилей с пневмоприводом при слабом действии тормозов проверяют герметичность системы, состояние тормозных камер, работу компрессора, натяжение его ремня.

При наличии больших усилий, прикладываемых к педали во время торможения, автомобиль направляют в зону ТО или TP для ремонта гидровакуумного усилителя или его промывки, замены накладок или тормозных барабанов. Если педаль опускается при легком нажатии на нее, проверяют уровень тормозной жидкости в баках, герметичность гидропривода, состояние трубопроводов я шлангов.

При неравномерном срабатывании тормозов производят текущую их регулировку и дополнительную проверку на стенде. Если регулировкой устранить неисправность не удается, автомобиль должен быть направлен в зону ТО или ТР.

Неисправность — уменьшенный рабочий ход педали (жесткая педаль) может быть устранена при диагностировании автомобиля прочисткой компенсационного отверстия главного тормозного цилиндра. Если эта неисправность вызвана разбуханием внутренней манжеты цилиндра и другими причинами, то дальнейшее диагностирование автомобиля необходимо прекратить.

При плохом растормаживании колес проверяют свободный ход педали и при необходимости регулируют его. Если регулировка свободного хода педали не изменила действие тормозов, то автомобиль направляют в ремонт для замены разбухших резиновых манжет либо ослабленных оттормаживающих пружин, поврежденных поршней и других деталей.

Проверку рулевого управления производят с помощью прибора модели К-402 или модели НИИАТ К-187 и визуально.

Взаимные перемещения сопрягаемых деталей должны быть незначительными. Тяги и рычаги не должны иметь погнутости или повреждений, гайки шаровых пальцев и рулевой сошки должны быть надежно затянуты и зашплинтованы.

Общее техническое состояние рулевой трапеции удобно проверять на стендах для проверки углов установки колес автомобиля. Люфт в трапеции измеряют по изменению схождения колес до и после установки между ними распорной штанги, а геометрию трапеции (погнутость деталей и т. п.) по разности углов поворота обоих колес на 20° от нейтрального положения влево и вправо.

Силу трения рулевого управления определяют с помощью прибора модели К-402 (187) по потребности — после ремонта шкворневых соединений или чрезмерной затяжки червячной пары, шарнирных соединений, а также при заявлении водителя о тяжелом управлении автомобилем. Ее измеряют при повороте вывешенных колес автомобиля в обе стороны до предела по максимальному значению, зафиксированному при этом прибором. У легковых автомобилей сила трения не должна быть более 3 кгс, у грузовых и автобусов — 6-6 кгс.

Если люфт или сила трения рулевого управления оказались больше нормативных значений, обнаружено хорошо видимое на глаз взаимное перемещение деталей или нарушение их крепления, или выявлена погнутая тяга, рычаг и др., то автомобиль направляют в ремонт для замены изношенных или поврежденных деталей или регулировку узлов.

Гидроусилитель рулевого управления проверяют с помощью прибора модели ЦКТБ К465. Присоединяют прибор к рулевому механизму автомобиля ЗИЛ -130 согласно инструкции. Пускают двигатель и переводят его в режим холостого хода. Давление, развиваемое насосом, не должно быть менее 60 кгс/см2.

Основные неисправности рулевого управления, с которыми ово может поступить на диагностирование, — это увеличенный люфт (нерабочий ход рулевого колеса), повышенное сопротивление вращению рулевого колеса, стуки и скрипы в рулевом управлении. Чтобы выявить причину увеличенного люфта, проверяют крепление картера рулевого механизма и кронштейна маятникового рычага и при необходимости подтягивают болты крепления. Затем проверяют состояние (крепление, взаимное перемещение) деталей шарнирных соединений рулевой трапеции и подвески передних колес и зазор в зацеплении ролика и червяка, перемещение вала ру„ левой сошки, зазор в подшипниках колес. Если устранение повышенного люфта займет не более 10—20 мин, то подтягивают пробки ослабленных шарниров и болты.

При более трудоемких операциях записывают обнаруженную причину неисправности в диагностическую карту и прекращают диагностирование автомобиля.

При тугом вращении рулевого колеса причины неисправности не ищут, а направляют автомобиль в ремонт или на регулировку червячной пары рулевого механизма.

Для выявления неисправности «стук и скрип» в рулевом управлении при поворотах вывешенных передних колес автомобиля проверяют смазку верхнего подшипника вала рулевого механизма, уровень масла в картере рулевого механизма, его герметичность, люфт в шарнирах маятникового рычага и при необходимости смазывают подшипник, доливают масло в картер, подтягивают его спускную пробку, болты крепления, крышки маятникового рычага и т. д. Если эти операции не устранили стука и скрипа, то прекращают диагностирование автомобиля и направляют его в зону ТО или TP для более углубленной проверки с разборкой рулевого управления, заменой изношенных втулок маятникового рычага или ролика, червяка и т. д.

Читайте также:  Ремонт российских грузовых автомобилей

Проверку шин и колес начинают с внешнего их осмотра. Определяют целостность шины (наличие вздутостей и отслоений, порезов, проколов и других явных повреждений протекторов), степень и характер износа рисунка шин, а также повреждение колес (наличие больших вмятин на дисках или повреждение обода), надежность их крепления на ступицах.

Остаточная глубина рисунка протектора шины по центру беговой дорожки не должна быть менее 1,6 мм у легковых и 1,0 мм у грузовых автомобилей. Шина не должна иметь сквозных повреждений или разрывов нитей корда, значительных отслоений, местных вздутостей резины протектора. Колеса должны быть надежно закреплены; не допускаются их повреждения, вызывающие повышенное биение при их вращении или нарушающие плотную посадку шин. Износ шин должен быть равномерным по всей длине и ширине беговой дорожки. Износ в центральной части дорожки возникает при эксплуатации шин с повышенным давлением воздуха в них, а по краям дорожки — с пониженным; односторонний износ внешней части дорожки свидетельствует о неправильных схождении или развале колес, а местный пятнистый износ — о неисправности амортизаторов или нарушении балансировки колес.

Давление воздуха в шинах определяют с помощью манометров, а воздух подкачивают автоматической воздухораздаточной колонкой модели С-401 или непосредственно от компрессора.

установку колес проверяют на специализированных постах, борудованных стендами модели К-1119М (К-111) для легковых автомобилей или модели КИ-4872 ГОСНИТИ для грузовых или при их отсутствии с помощью переносных линеек и приборов. Перст. проверкой установки колес оценивают биение их в горизонтальной и вертикальной плоскостях с помощью прибора с индикатором; путем поворота колес за рулевое колесо автомобиля проверяют визуально взаимные перемещения сопряженных деталей передней подвески, привода рулевого управления и состояние их деталей — изменение формы, целостность уплотнений, надежность посадки и крепления и т. д.

При необходимости подтягивают гайки и устраняют неисправности, если трудоемкость работ не превышает 20 чел. мин.

Углы установки колес проверяют согласно инструкции по эксплуатации стендов и приборов. Параметры углов установки колес должны соответствовать нормативам.

При проверке установки колес грузовых автомобилей на стенде модели КИ-4872 ГОСНИТИ боковая сила в контакте шины с роликом (барабаном) должна быть в пределах 8—12 кгс для автомобилей ГАЗ -53А и 14—23 кгс для ЗИЛ -130. Амортизаторы легковых автомобилей проверяют с помощью стенда модели ЦКБ — КПЗ . Вначале проверяют герметичность амортизаторов, надежность их крепления, состояние штоков, резиновых в гулок и др. При обнаружении утечки жидкости, погнутых штоков, повреждения резиновых втулок диагностирование амортизаторов прекращают, автомобиль направляют в зону ТО и ТР.

Передними колесами легковой автомобиль устанавливают на опорные площадки стенда. Включают стенд и после кратковременного колебания площадок c. передними колесами выключают электропривод. Когда колебания полностью прекратятся, вынимают бумажные диски из головок стенда. По величине максимальной амплитуды колебаний, записанной на бумажных дисках, определяют работоспособность каждого переднего амортизатора.

Аналогично при установке на стенд задних колес проверяют задние амортизаторы. Фары проверяют с помощью прибора модели К-303. Сила света фар должна быть не менее 10 000 свечей, а отклонение центра светового пятна от перекрестия экрана прибора— более 30 мин. Другие элементы системы освещения и сигнализации (подфарников, переключателей, стоп-сигнала и др.) проверяют визуально, оценивая действия каждого при их включении.

Правила вождения автомобиля

БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОМОБИЛЕЙ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Безопасность автомобилей и транспортных средств состоит из комплекса конструктивных и эксплуатационных свойств, которые обеспечивают уменьшение вероятности возникновения ДТП, и не только. Одной из главных задач обеспечения безопасности транспортных средств является уменьшение отрицательного влияния на окружающую среду и снижение тяжести последствий.

Читайте также:  Тест драйв массажера простаты

Безопасность транспортных средств бывает нескольких видов:

1) Активная безопасность;

2) Пассивная безопасность;

3) Послеаварийная безопасность;

4) Экологическая безопасность;

Все страны-производители автомобилей обязаны разрабатывать документы и законодательные акты, которые регулируют отношения различных элементов безопасности автомобилей и транспортных средств.

Существующая Европейская Экономическая Комиссия Организации Объединенных Наций создала специальный комитет, который отвечает за урегулирование вопроса безопасности транспортных средств и автомобилей на международном уровне. В 1958 году был подписано и принято соглашение о принятии единообразных условий официального утверждения. В соответствии с этим соглашением, страны участники обязаны:

1) Разрабатывать и принимать единые рекомендации по требованиям к параметрам транспортных средств и узлам установленных на автомобиле, а также методики по испытанию безопасности транспортных средств.

2) В соответствии с установленным порядком, проводить испытания и проверки узлов, и агрегатов на автомобиле по соответствующей принятой методике, на соответствие нормативным требованиям.

3) По результатам испытаний присваивать утвержденные знаки официального утверждения (знак официального утверждения наносится на агрегаты и узлы автомобиля). Знак содержит информацию о стране, где производилось испытание, номер официального документа проведенного испытания, номер правил ЕЭК ООН.

ЧТО ТАКОЕ АКТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОМОБИЛЯ ИЛИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА?

Активная безопасность транспортного средства это свойства автомобиля или транспортного средства, которые используются для снижения вероятности возникновения ДТП (дорожно-транспортного происшествия).

Для обеспечения активной безопасности транспортное средство наделено несколькими свойствами, которые помогают водителю управлять автомобилем безопасно (разгоняться, тормозить, маневрировать без особых усилий).

Свойства активной безопасности:

— тяговые свойства автомобиля;

— тормозные свойства автомобиля;

Совокупность тяговых и тормозных свойств автомобиля называют динамическими свойствами автомобиля (динамичность автомобиля).

ЧТО ТАКОЕ ПАССИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОМОБИЛЯ ИЛИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА?

Пассивная безопасность транспортного средства это свойства автомобиля или транспортного средства, которые используются для снижения тяжести последствий ДТП.

Пассивная безопасность бывает внешней и внутренней.

Требования, предъявляемые к внешней пассивной безопасности автомобиля:

1) Конструктивное выполнения сборки корпуса автомобиля и его составных частей таким образом, чтобы при возникновении ДТП вероятность повреждения человека свести к минимуму.

2) Выполнение внешних элементов конструкции автомобиля в соответствии с правилами пассивной безопасности, например: травмобезопасный бампер, утопленные ручки дверей, безопасная форма профиля капота автомобиля, уменьшение количества захватывающих элементов автомобиля до минимума, применение пластмассовых частей.

Требования, предъявляемые к внутренней пассивной безопасности автомобиля:

1) Создать условия, при которых человек спокойно может выдержать значительные перегрузки в движении.

2) Максимально исключить травмоопасные элементы в салоне автомобиля.

Анализ ДТП показал, что основное большинство погибших во время столкновения транспортных средств приходится на людей, сидящих на передних сиденьях. Поэтому при обеспечении безопасности внутри салона автомобиля основное внимание уделяется переднему пассажиру и водителю.

Для сохранения зоны жизнеобеспечения конструкция и жесткость кузова выполняются таким образом, чтобы деформация салона была минимальной.

Для обеспечения внутренней безопасности принимаются следующие меры:

Возможность перемещения рулевого колеса и рулевой колонки с поглощением удара с равномерным распределением по поверхности груди водителя.

Надежность замков дверей для исключения возможности выпадения пассажиров.

Наличие удерживающих и защитных средств (ремни безопасности, подголовники, воздушные подушки).

Отсутствие травмоопасных элементов в салоне.

Установка травмобезопасных стекол.

ЧТО ТАКОЕ ПОСЛЕАВАРИЙНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОМОБИЛЯ?

Послеаварийная безопасность автомобиля или транспортного средства — это свойства конструкции автомобиля не препятствовать эвакуации пассажиров и водителя, обеспечивая наименьшую травмоопасность.

Послеаварийная безопасность состоит из:

1) Противопожарные мероприятия;

2) Эвакуация людей;

3) Аварийная сигнализация.

Наиболее страшным и тяжелым последствием ДТП является возгорание автомобиля. Возгорание происходит обычно при тяжелых ДТП. Возгорание автомобиля вызывает полное разрушение автомобиля и увеличивает вероятность гибели людей при невозможности их эвакуации.

Поэтому при конструировании транспортного средства придерживаются следующих правил:

1) Бак располагается дальше от двигателя, сзади;

2) Устанавливают автоматическое отключение источника элктричества при ДТП;

3) Обеспечивают пожаробезопасность топливных баков и топливопроводов;

4) Устанавливают устройства для аварийной эвакуации людей из автомобиля после ДТП;

5) Установка огнетушителей.

ЧТО ТАКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОМОБИЛЯ?

Экологическая безопасность автомобиля – это свойство снижать степень вредного влияния на окружающую среду.

Экологическая безопасность автомобиля состоит из следующих принципиальных частей:

Оцените статью