- Установка подшипника в автомобиле
- Похожие статьи
- Как по размерам определить номер подшипника
- Замена заднего подшипника
- Ступичные подшипники
- Для чего используется деталь?
- Конструкционные особенности и принцип функционирования
- Основные разновидности
- Диагностика неисправностей и особенности эксплуатации ступичных подшипников
- Как можно отрегулировать ступичный подшипник?
Установка подшипника в автомобиле
Подшипники в машине: виды, конструкции и особенности установки
Подшипники в машине являются важной деталью, которая существенно уменьшает износ вращающихся конструкций автомобиля. Благодаря подшипнику, увеличивается скорость вращения определенных деталей, что повышает показатели производительности и мощности агрегата в целом. Именно поэтому настоятельно рекомендуется своевременно смазывать подшипниковые узлы, проводить их осмотр или замену, и тогда в ходовой части авто будет гораздо меньше проблем.
Виды подшипников для автомобилей
Мы уже разобрались насколько важная эта деталь, теперь рассмотрим, какие подшипники в автомобиле бывают в принципе.
- Шарикоподшипники представляют собой конструкцию, главным отличием которой являются шарики. Такой тип самый распространенный, и используется не только в автомобильной промышленности. Их специальная форма обеспечивает свободное вращение в разных направлениях и восприятие и радиальных, и осевых нагрузок. Конструкция самого шарикоподшипника выглядит так:
- Роликовые подшипники (рис. 1) имеют цилиндрическую форму, а их диаметр одинаковый по всей длине. Такой вид подходит для более сложных эксплуатационных условий, нежели шариковые. Они обеспечивают идеальную радиальную нагрузку, а вот осевую очень небольшую, можно сказать минимальную. Тем не менее, именно этот тип используется для установки в труднодоступные места или сложные узлы, как например коробка передач.
- Конические подшипники способны принимать и осевую и радиальную нагрузки. Их используют чаще всего там, где высокий риск сильных ударов в процессе эксплуатации механизма, например в ступице колес. Примечательно, что степень фиксации такого вида подшипников зависит от того, куда именно устанавливается деталь. Например, если это ступица колеса, то подшипник должен быть максимально зафиксирован на валу, что позволит выдерживать жесткие удары (попадание колеса в яму и пр.), и обеспечит износостойкость механизму в целом. А вот при установке на КПП фиксировать тела вращения подшипника нужно слабее, иначе это нарушит передачу крутящего момента, и коробка будет работать с перебоями.
Конструкционные особенности подшипников
Все подшипники с одной стороны имеют примерно одинаковую конструкцию, но есть важные отличительные особенности. Вот, к примеру, три абсолютно разных подшипника, и в каждом из видов есть свои нюансы.
Важно знать, что при замене подшипников его конструкцию в большинстве случаев нельзя поменять частично. Например, обойма, которая окружает внутренние части подшипника, на первый взгляд может показаться вполне пригодной, и многие в целях экономии используют старую обойму повторно, меняя лишь внутреннюю «начинку». Но в результате ресурс нового подшипника сокращается в несколько раз, и все из-за той самой старой обоймы, состояние которой невозможно определить на глаз.
Есть еще один важный ингредиент подшипника – сальник (пыльник). Эта деталь чаще всего производится из закаленной резины, и необходима для предотвращения вытекания смазки, проникновения внутрь подшипника влаги, грязи, пыли. Сальник всегда меняется одновременно с подшипником. Но при этом он продается и отдельно, а не только в комплекте. И если вы купили подшипник без такого важного уплотнения, рекомендуется приобрести его отдельно и установить. Тем самым вы продлите срок службы подшипникового узла.
Особенности установки разного вида подшипников
От того, насколько правильно установлены подшипники в машине, зависит их работоспособность.
Конический тип подшипников используют в парной установке, при этом затягивают внутренние обоймы, как показано на схеме (а), реже делают затяжку внешних обойм (б).
Грамотное натяжение позволит подшипнику выдерживать серьезные нагрузки, в том числе ударные. Особенно это важно при установке детали на вал, ступицы колес.
Шариковые и роликовые подшипники могут быть установлены разными способами:
Установка враспор более простая и часто используемая для коротких валов. При таком способе установки ось вала будет перемещаться в одном направлении. Чтобы не произошло защемление вала в опорах, необходимо продумать осевой зазор, примерно 0,2-0,5 мм.
При фиксирующем способе установки подшипника вал может перемещаться как в одном направлении, так и в обоих. Нагрузка при этом воспринимается и осевая и радиальная. А при плавающей опоре идет восприятие только осевой силы.
Выбор способа установки определяется в зависимости от того, на какую часть машины монтируется подшипник, и какой эффект планируется получить на выходе. Каждая из схем имеет свои положительные и отрицательные моменты, поэтому важно, чтобы установка подшипника производилась профессионалами, либо самостоятельно при условии наличия определенных знаний. Следует помнить, что грубые ошибки при установке существенно снижают не только работоспособность подшипника, но и всего узла в целом.
Похожие статьи
Как по размерам определить номер подшипника
При необходимости приобрести новый подшипник, самым простым вариантом является его заказ по каталогу производителя. Однако сделать этом можно, только зная номер нужного изделия.
Где можно уточнить номер
Определить его можно:
- по сопроводительной документации (паспорт, сертификационные документы, накладные, упаковка);
- посмотреть маркировку, нанесённую на само изделие;
- определив через специальные калькуляторы, имеющиеся на сайтах производителей и крупных продавцов подшипниковой продукции.
В последнем случае необходимо знать основные геометрические размеры подшипника. К ним относятся два диаметра: внутренний, обозначаемый (d), и внешний (D), а также его ширина (В).
Следовательно, для поиска вам потребуется следующая маркировка: d*D*B (именно в такой последовательности заполняется поисковое поле калькулятора).
Замена заднего подшипника
Подшипник задней ступицы отвечает за бесперебойное вращение заднего колеса автомобиля. И именно эта, как кажется на первый взгляд, незначительная деталь при неисправности способна вывести из строя другие узлы машины. Поэтому не стоит тянуть с заменой запчасти, а обратиться в автосервис, или же поменять самостоятельно, следуя инструкции ниже.
Как понять, что необходима замена заднего подшипника?
Основные признаки неисправности подшипника:
- Гул при езде указывает на то, что требуется замена задних подшипников;
- Стук при движении на неровной дороге;
- Неприятные звуки при попадании колеса в яму;
- Сильный нагрев тормозного барабана;
- несвойственное притормаживание при повороте руля.
По каким причинам подшипники быстро выходят из строя?
- Плохое состояние дорог с наличием ям.
- Низкокачественные подшипники, установленные ранее.
- Замена заднего подшипника может потребоваться после монтажа колес при сильном затягивании болтов.
- Инородные вещества, попадающие с дороги в процессе езды, которые оказывают негативное влияние на смазку подшипника – влага, грязь, пыль и пр.
Ступичные подшипники
Ступичный подшипник в конструкции автомобиля представлен деталями двух видов — задним и передним ступичными подшипниками.
Для чего используется деталь?
Давайте рассмотрим, что представляет собой данная деталь, каковы особенности ее конструкции, как можно диагностировать ее неисправности и каким образом следует выполнять ремонтные работы. Эта деталь обеспечивает крепление колеса транспортного средства к следующим элементам:
- к ступице;
- к объединенному в общую конструкцию со ступицей поворотному кулаку.
Так как ступица является значимой составляющей ходовой части любого автотранспортного средства, обеспечивающей связь между осью и автомобильными колесами, а ступичные подшипники выполняют функцию соединяющего элемента ступицы и оси, сопротивление вращения колес машины при их использовании становится минимальным.
Конструкционные особенности и принцип функционирования
Ступичный подшипник является наиболее нагруженной деталью автомобильного механизма, который должен выдерживать давление всей его массы. Помимо этого, на данную деталь приходятся еще и дополнительные нагрузки разных направленностей, которые возникают в результате передвижения транспортного средства по неровной дороге, резкого торможения и т.д. От качества и надежности этой детали зависит безопасность передвижения машины по автодорогам. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы данный элемент отличался высоким качеством, позволяющим ему постоянно оставаться в исправном состоянии.
Ступицы механизма автомобиля снабжены подшипниками качения. Все их модификации обладают схожим устройством, предусматривающим наличие следующих элементов:
- тела качения;
- сепаратора;
- внешних и внутренних колец.
Внешние и внутренние кольца представляют собой своеобразные опорные поверхности, фиксирующие подшипник в области оси и в отверстии ступицы.
Для того чтобы тела качения были равномерно распределены по окружности обоймы в конструкции, используется сепаратор. Еще одной немаловажной функцией является недопущение соприкосновения расположенных рядом друг с другом тел качения. В некоторых моделях предусмотрены также пылесборники, не допускающие попадания в узел грязи и пыли. Узлы такого типа называются закрытыми.
Основные разновидности
Тела качения в ступичных подшипниках представляют собой ролики и шарики цилиндрической либо конической формы. Они могут быть выстроены в 1 или 2 ряда. Чаще всего сегодня используются следующие виды:
- цилиндрические шариковые/роликовые;
- конические радиально упорные роликовые.
Современные ступичные модели, выпускаемые для автомобилей с антиблокировочными системами, являются составной частью ступицы. Они имеют конструкции закрытого типа, не обслуживаются и не ремонтируются. При поломке узла необходима замена всей ступицы.
Каждая радиальная модель в ступице зафиксирована отдельно. Все подшипники, как выше уже упоминалось, являются закрытыми и не обслуживаемыми. Регулировать их также нельзя. Возникающие в процессе эксплуатации автомобиля люфты устраняются путем насаживания подшипника на ось с помощью сильного натяга.
Некоторые подшипники (радиально-упорные) на ступицу монтируются сразу по два. Это открытые модели, устанавливаемые посредством слабого натяжения. При образовании люфтов они могут регулироваться.
Ведущая ось обычно оснащается радиальными ступичными деталями, тогда как ведомая — радиально-упорными. Например, российский автомобиль ВАЗ оснащен следующим образом:
- ВАЗ 2107 — расположенные сзади ступицы оснащены шариковыми подшипниками (по одному, а передние — коническими (по два);
- ВАЗ 2108 — на задней оси установлены конические узлы, а впереди — цилиндрические двухъядерные компоненты.
Диагностика неисправностей и особенности эксплуатации ступичных подшипников
Стандартный ресурс пробега такой детали составляет порядка ста тысяч километров. Учтите, что период использования может быть разным. Зависит он от многих условий, на которые следует обращать внимание. Срок службы зависит от следующих объективных факторов:
- особенностей эксплуатации транспортного средства;
- качества изготовления подшипника;
- его защищенности от попадания грязи, пыли и песка;
- своевременной и систематической регулировки открытых узлов для устранения возникающих люфтов.
Пренебрежение мерами профилактики и езда по разбитым дорогам приводят к сокращению периода службы тел качения и всего узла.
Допускать критического износа ни в коем случае нельзя, иначе это может привести к разрушению всего подшипника, что способно стать причиной возникновения таких плачевных последствий, как заедание колеса или даже его срыв с оси.
Верным признаком изношенности автомобильного ступичного подшипника является хорошо слышимый гул во время движения автомобиля в области колеса. Если гул слабый, износ подшипника пока что не слишком велик. В этом случае автомобилем можно еще некоторое время пользоваться, однако желательно в скором времени сделать диагностику подшипников. В случае необходимости их следует отрегулировать либо заменить. Если же подшипник разрушен полностью, и ремонт его невозможен, вы будете слышать громкий хруст. В этом случае следует тотчас же перестать пользоваться транспортным средством и полностью заменить узел.
Сделать диагностику такого подшипника можно и самостоятельно. Для этого необходимо выполнить следующие действия:
- вывесить и покрутить колесо, чтобы проверить, имеются ли заедания;
- раскачать колесо, двигая его вверх-вниз.
Люфт около радиально-центрических подшипников недопустим. Около радиально-упорных моделей он допускается (незначительный). Появление люфта в цилиндрических узлах свидетельствует о критическом износе. В таких случаях цилиндрический подшипник следует заменить, так как ремонтировать такие модели невозможно. Люфт в конических узлах устраняется с помощью регулировки.
Как можно отрегулировать ступичный подшипник?
Для регулировки необходимы следующие инструменты:
- отвертки нужных размеров;
- гаечные ключи;
- пассатижи;
- молоток.
Сначала следует ослабить болты колес на подлежащей регулировке ступице. После этого нужно вывесить и затем снять колесо с помощью домкрата. Затем при помощи отвертки и молотка сбить находящийся в центре ступицы защитный колпачок, отогнуть усики и с помощью пассатижей вытащить стопор. После этого закрутить полностью гайку ступицы и потом открутить ее на четверть оборота обратно. Проверить, легко ли вращается ступица, после чего собрать все в обратном порядке, а затем убедиться в отсутствии люфта.
Если вышеперечисленные меры не помогли устранить хруст, подшипник следует полностью заменить.
При наличии необходимых инструментов и специальных приспособлений (например, слесарных тисков), выполнить замену ступичного подшипника не сложно. Обратите внимание, подшипник должен устанавливаться легко. Если со стороны ступицы ощущается сопротивление, пусть даже и незначительное, ее необходимо заменить в связи с износом посадочного места.