Устройство замкового устройства для легковых автомобилей

Устройство замкового устройства для легковых автомобилей

5.2. Тягово-сцепные устройства легковых автомобилей и замковые устройства прицепов

Для обеспечения взаимозаменяемости легковых автомобилей различных марок и прицепов по аналогии с грузовыми автомобилями (см. гл. 2) присоединительные элементы их стандартизированы (ОСТ 37.001.096—77).

Рис. 72. Тягово-сцепное устройство легкового автомобиля: а — детали тягово-сцепного устройства; б детали съемной шаровой головки

Основными деталями тягово-сцепного устройства (рис. 72, а) являются: шаровая головка /, кронштейн 2 крепления тягово-сцепного устройства, кронштейн крепления штепсельной розетки 3, штепсельная розетка 4, кабель 5 и штепсельная вилка 6, устанавливаемая на прицепе.

Шаровая головка 1 изготавливается заодно с фланцем (см. рис. 72, а) или съемной (рис. 72,6). При этом шаровая головка 4 (рис. 72, б) соединяется с фланцем 3 резьбовым соединением и фиксируется гайкой 1 с шайбой 2. Для предохранения шаровой головки от попадания грязи при отсоединенном прицепе на нее надевают колпачок 5 или скобу.

Конструкцию тягово-сцепного устройства легкового автомобиля рассмотрим на примере подобного устройства к автомобилю BA3-21013 «Жигули» (рис. 73). Каркас тягово-сцепного устройства предназначен для соединения автомобиля и прицепа и восприятия усилий, передаваемых от прицепа на кузов автомобиля. Он состоит из швеллерной балки 3, к которой приварены два кронштейна: передний 2 и задний 5 с усиленной накладкой 4.

Кронштейн 12 крепления сцепного шара 8 связывает поперечную балку 14 с продольной балкой 3. На поперечной балке 14 имеются два болта 13 с гайками и шайбами для крепления предохранительных цепей. К балке 14 приварен кронштейн 7 для установки выключателя 16 и семиконтактной штепсельной розетки 15, которая служит для соединения систем электрооборудования автомобиля и прицепа. Для более равномерного распределения нагрузки на днище багажника устанавливают накладки 1 и 6.

Сцепной тар 8 закреплен на кронштейне 12 при помощи гайки 10, а предохранительная скоба 9 соединена с кронштейном винтом 11. Провода штепсельной розетки и выключателя собраны в пучок 17 и для соединения с электрической цепью автомобиля снабжены наконечниками 18.

Тягово-сцепные устройства автомобилей других марок имеют некоторые конструктивные отличия и с ними можно познакомиться в специальной литературе [5].

Замковые устройства легковых прицепов должны обеспечивать быструю сцепку и расцепку автомобиля с прицепом.

Рис. 73. Тягово-сцепное устройство для легкового автомобиля BA3-21013 «Жигули»

Рис. 74. Замковое устройство прицепа со съемными вкладышами

Чтобы обеспечить безопасность движения, замковое устройство должно иметь не менее двух приспособлений, исключающих саморасцепление автопоезда и действующих независимо друг от друга, а также аварийные тросы (цепи), соединяющие дышло прицепа с кузовом автомобиля. При аварийном отрыве от автомобиля дышло прицепа должно провисать на предохранительных тросах (цепях) и не касаться поверхности дороги. Высота расположения центра сферического гнезда замкового устройства над уровнем дороги должна находиться в пределах, указанных в табл. 26.

Существует много конструкций замковых устройств, но наиболее распространенным являются замковое устройство прицепа со сменными вкладышами, с фиксацией шаровой головки при помощи клина и подвижного цилиндрического сухаря.

Замковое устройство прицепа со сменными вкладышами (рис. 74) имеет корпус /, приваренный к концу дышла 8 прицепа.

В корпусе 1 при помощи пружинного кольца 10 установлен передний вкладыш 9, а на нижнем конце запорного рычага 5 при помощи гайки 4 укреплен задний вкладыш 3. Фиксатор 6 с пружиной 7 удерживает запорный рычаг 5 в рабочем положении и поджимает задний вкладыш 3 к шаровой головке 2, обеспечивая постоянный контакт сферических вкладышей с шаровой головкой прицепа.

Для расцепки прицепа необходимо оттянуть ручку II фиксатора 6 и, повернув ее, освободить запорный рычаг 5 и поднять его вверх. После этого можно разъединять корпус 1 замкового устройства с шаровой головкой 2.

Читайте также:  Замена мотора печки ситроен с4 2006

Замковое устройство (рис. 75) имеет фиксацию шаровой головки 2 при помощи клина 9, перемещающегося ниже оси шара в корпусе /, связанном с дышлом 6.

Для сцепки прицепа с автомобилем необходимо вынуть шплинт 4 из отверстия фиксатора 3 и рычага 5. Затем, освободив фиксатор 3, отвести рычаг 5 в крайнее переднее положение относительно оси 10. При этом рычаг 5 своим нижним концом отводит вдоль крышки 7 клин 9, преодолевая сопротивление пружины 8, и освобождает отверстие шарового гнезда. Удерживая рычаг 5 в крайнем положении, можно соединить шаровую головку с замковым устройством, после чего зафиксировать соединение.

Замковое устройство с подвижным цилиндрическим сухарем прицепа ММЗ-81021 (рис. 76) состоит из корпуса 7, который приварен к концу дышла 2 прицепа. В корпусе имеется сферическая чашка 3, которая надевается на шаровую головку 4 тягово-сцепного устройства автомобиля. Цилиндрический сухарь 5 постоянно поджат пружиной 6 и резьбовой пробкой 9 с рукояткой 8, чем обеспечивается беззазорная сцепка.

На сухаре 5 имеется кольцевая проточка, совпадающая с отверстием в корпусе 7. В это отверстие входит предохранительный штырь 10, исключающий возможность самопроизвольного сжатия пружины 6 при набегании прицепа на автомобиль. В комплект сцепного устройства входят предохранительные цепи 1, передние концы которых крепятся к отверстиям или крюкам автомобиля.

Рис. 75. Замковое устройство прицепа с фиксацией шаровой головки при помощи клина

Рис. 76. Замковое устройство с подвижным цилиндрическим сухарем прицепа МАЗ-81021

Особенности и разновидности сцепных головок

Автомобилистам, постоянно перевозящим грузы на собственном прицепе, хорошо понятно понятие «фаркоп». Это соединительное приспособление, благодаря которому прицеп надежно и плавно перемещается за автомобилем. Более правильное его название — тягово-сцепное устройство. Наша статья посвящена важному механическому элементу фаркопов – сцепной головке.

Как же связаны между собой эти два понятия? Чтобы понять эту связь, достаточно представить себе место соединения. Очевидно, что сцепная головка была разработана в качестве замкового устройства.

Нужно отметить, что для буксировки более крупных грузов используют тягачи, а владельцам дачных участков хорошо знаком такой вариант, как мотоблоки. Соответственно, тягово-сцепные механизмы используются для легковых автомобилей, а для более тяжеловесных грузов применяют сидельно-сцепные механизмы.

Но нас интересуют именно легковые автомобили, как самая распространенная категория мелких грузоперевозчиков, в том числе внедорожники и джипы. Вначале поговорим о том, что же такое эти сцепные устройства, кто их производит, и какими они бывают.

Производители

Их достаточно много среди европейских компаний. Например, известный и проверенный производитель из Венгрии — Autoflex-KNOTT Kft, предлагающий оптимальную цену и качество европейского уровня. Существует масса других торговых марок, например, польских или китайских производителей, предлагающими товары по различным ценам.

Независимо от производства, все приспособления в своем сегменте имеют одинаковые функции. А отличаются они между собой не только именами торговых марок, но видом материала, толщиной. Как фаркопы, так и сцепные головки стандартизированы по международным параметрам, поэтому можно легко обеспечивать сцепку для различных автомобилей.

Рекомендуем покупать только сертифицированные товары!

Какими бывают ТСУ

По конструкции различают три вида ТСУ:

Большей популярностью пользуются последние разработки съемных устройств, которые можно иметь всегда с собой, а использовать только для периодических грузоперевозок. Популярны и фланцевые механизмы, только чтобы их смонтировать, вначале подготавливают специальную площадку.

Основными элементами сцепного устройства является шаровый узел и поперечина.

«Сцепки» для легковых авто подбираются в зависимости от грузоподъемности прицепа, например, максимальный параметр нагрузки – 3500 килограмм. Вообще, грузоподъемность является главным параметром, накладывающим ограничения на возможный вес.

Основа устройства головок

Каждый замковый элемент имеет собственную маркировку, в которой указывается:

    • полная масса прицепа;
    • размер трубы (дышла), измеряется в миллиметрах, например, 50 мм или 60 мм.
Читайте также:  Чип тюнинг dodge ram 2019

Устройство сцепной головки представляет собой три вида компонентов.

Разъемно-сцепной механизм. В основе его действия — выполнение функции соединения прицепа и авто, следовательно, если этот элемент имеет недочеты, вероятность отрыва прицепа в дороге повышается.

Амортизационный элемент. Автомобиль с нагрузкой двигается менее плавно, всегда существует возможность резкого торможения или заноса колеса при повороте. Амортизационный механизм выполняет важную функцию – гасит силу воздействия на автомобиль со стороны прицепа во время внезапных остановок или резких рывков.

Крепеж, разумеется, отвечает за надежность крепления. Очевидно, что крепеж для легковых авто и тягачей должен отличаться, поэтому основания крепежей разрабатывают в зависимости от нагрузки.

Также головки отличаются величиной и формой посадочной части. Существуют варианты под круглую и прямоугольную трубу.

Особенности эксплуатации

ТСУ — это единый механизм, где элементы влияют друг на друга. Поэтому на состояние головки может влиять то, насколько добротно смазан шар фаркопа.

При использовании замкового устройства обязательно следите за появлением люфта в соединении, осматривайте на предмет трещин.

Некоторые умельцы могут регулировать люфт подкладыванием под «сухарь» дистанционных шайб или увеличением натяжения пружины. Однако в данном случае необходимо более тщательно следить за ресурсом таких замков.

На многих моделях имеется специальная шкала, по которой можно определить степень износа.

Также профессионалы советуют закрывать наконечник специальным колпачком на время эксплуатации без прицепа, чтобы не пачкаться о смазку и сохранять ее.

Следите за наличием достаточного количества смазки. Замковые устройства смазываются солидолом или литолом.

Поменять головку рекомендуется после попадания в ДТП.

О нагрузках на замковые механизмы

При подключении сцепной головки основополагающим фактором является максимально допустимая нагрузка, вертикальная и тяговая. Поскольку перегружать замковое устройство нельзя, а значит при выборе элемента нужно обращать внимание на полную массу легкового прицепа.

Например, если полная масса до 750 кг, рекомендованы головки с максимальной тяговой нагрузкой 750 кг и вертикальной — 75 кг. Параметры максимальной нагрузки можно уточнить на шильдике прицепа, в месте обозначения VIN номера. В приведенном примере, например, оптимальная вертикальная нагрузка — примерно 15-25 кг.

Необходимо следить за тем, чтобы эта нагрузка не стала отрицательной, иначе вероятно отцепление грузовой части.

Совет

При постоянной необходимости перегружать прицеп специалисты рекомендуют:

  • устанавливать ЗУ с более высокой допустимой тяговой и вертикальной нагрузкой;
  • груз на плоскости распределять так, чтобы его можно было перемещать для регулирования вертикальной нагрузки.

Если вам требуется замена оборудования, или вы только купили прицеп и соединяете его со своим автомобилем, в нашей компании можно купить сцепные головки на 750 -3500 кг знаменитой европейской торговой марки Autoflex-KNOTT Kft (Венгрия).

Схема и принцип действия замкового устройства

Замковые пластины не позволяют передвигаться одновременно два ползуна, т.е. включать сразу две передачи.

(рис б )

Предохранение от одновременного включения двух передач осуществляется с помощью блокирующих ползунов 4 (или двух шариков), установленных в крышке коробки передач между подвижными штоками 3 (рис. 3.15, а). Длина ползунов 4 не­сколько превышает расстояние между штоками и поэтому каждый из ползунов дол­жен хотя бы с одной стороны входить в специальные выемки на штоках.

Таким спо­собом осуществляется блокировка штоков и перемещение одного из них возможно только тогда, когда остальные находятся в нейтральном положении. Канавки в што­ках находятся в это время напротив фиксирующих шариков 4. Перемещение одного из крайних штоков вызывает блокировку двух оставшихся, благодаря тому, что внутри среднего штока имеется отверстие, в котором располагается блокирующий штифт 5. Принцип действия устройства блокировки поясняет схема, изображенная на рис.3.15, б.

Для чего применяют замковое устройство для прицепа?

Не секрет, что многие люди используют свой автомобиль для транспортировки прицепов и их аналогов. Естественно, что для обеспечения безопасности во время такого процесса, необходимо иметь надежное замковое сцепное устройство между двумя соединенными средствами передвижения.

Читайте также:  Ремонт грузовых автомобилей ювао

Современное замковое устройство для прицепа, которым сегодня оснащают многие автомобили, представляет собой совокупность трех элементов:

  1. Разъемно-сцепной механизм.
  2. Амортизационная система.
  3. Крепежные элементы.

Первый элемент необходим для надежного соединения фаркопа автомобиля и прицепа. От него, прежде всего, зависит безопасность. Если ТСУ имеет какие-то повреждения или недостатки, то всегда существует вероятность разрыва полученной конструкции, что может привести к дорожно-транспортному происшествию, повреждениям машин, опасной ситуации для людей.

Амортизационное устройство необходимо для того, чтобы гасить силу воздействия на автомобиль, во время резких рывков или остановок. Без этого элемента замковое устройство для прицепа легко может выйти из строя, что, естественно, может привести к серьезным отрицательным последствиям.

Крепеж отвечает за легкость и надежность крепления. Существуют разные типы сцепных головок для прицепа: сцепная головка для легкового прицепа будет отличаться от аналога, предназначенного для более тяжелых конструкций.

При выборе тягово-сцепного устройства в нашей стране, следует знать, что ТСУ имеют определенные стандарты, которые должен учитывать производитель, изготовляющий такую продукцию. Это облегчает выбор при покупке, так как большинство фаркопов и замковых сцепных устройств прицепов идеально подходят для приобретаемого тягово-сцепного устройства.

Обычно замковое сцепное устройство классифицируется по возможности перевозки того или иного веса. Сегодня наиболее популярными вариантами замковых устройств для прицепа являются:

  • Головка сцепного устройства, дающая гарантию на целостность сцепки между средствами посредством фаркопа, если вес груза не превышает 750-ти килограмм.
  • Замковое устройство для легкового автомобильного прицепа, который имеет грузоподъемность до 1300-т килограмм.
  • Сцепная головка для прицепа с грузоподъемностью выше 1300-т килограмм.

Конечно, купить замковое устройство для легкового автомобиля сейчас достаточно просто, но нужно уметь также правильно его установить и контролировать его эксплуатацию.

Как правильно осуществлять сцепку?

Технология использования сцепной головки достаточно проста. Достаточно несколько раз ее повторить, чтобы запомнить навсегда:

  1. Поднять ручку сцепления для открытия механизма. Должен раздаться характерный щелчок.
  2. Опустить сцепную головку на шар фаркопа машины. При этом действии сцепная головка должна защелкнуться. Гарантией правильно выполненного процесса является то, что ручка сцепления будет опущена до упора вниз.
  3. Зафиксировать под шаром трос АТС автомобиля.
  4. Убрать опору.
  5. Подключить все элементы электропитания и проверить их на работоспособность.

Отсоединение обоих транспортных средств происходит в обратном порядке.

Профилактические работы

Естественно, что система сцепки и шар постепенно будут изнашиваться, поэтому их состояние следует периодически проверять. Для этого необходимо следить за специальным индикатором на ручке, который контролирует процесс сцепления автомобиля и подсоединяемой конструкции.

Существует три основных варианта, когда соединение выполнено некачественно:

1. Шар ТСУ машины имеет износ, а головка нет.

2. Оба механизма имеют повреждения.

3. Только механизм сцепки характеризуется повреждениями.

В зависимости от ситуации, придется менять один или оба механизма. И эту процедуру рекомендуется всегда делать своевременно, так как от этого зависит не только безопасность на дороге самого владельца транспортного средства, но и других участников дорожного движения.

Профилактика этих систем заключается в проверке всех систем на наличие грязи, а также смазке всех контактирующих деталей специальными средствами. Учитывая то, что эта система находится на открытом воздухе, то есть подвергается постоянному воздействию различных осадков, не маловажным способом защиты будет применение различных антикоррозийных веществ.

Правила безопасности на дороге подразумевают некоторые ограничения для подобного варианта перевозки грузов. Прежде всего, есть ограничения по скорости, а также инструкции по правильному размещению перевозимого груза на платформе. Важно помнить, что смещение центра тяжести может привести к потере управляемости самим авто, что, естественно, серьезно повышает шансы попадания в опасное ДТП, с большим числом разнообразных последствий.

Оцените статью