- Назначение и устройство водяного насоса(помпа)
- Помпа
- Конструкция водяной помпы
- Причины и последствия поломки водяной помпы
- Распространенные поломки водяной помпы
- Ремонт водяной помпы
- Часто задаваемые вопросы
- Где находится помпа в машине?
- Куда качает помпа?
- Когда надо менять помпу?
- Насос системы охлаждения двигателя (помпы): устройство виды и принцип работы,фото
- Устройство центробежного насоса
- Принцип работы помпы охлаждения двигателя
- Виды насосов охлаждающей системы
- Основные неисправности
- Методы устранения неисправностей
- Ремонт разборной помпы
- Замена неразборного водяного насоса
- Зачем нужен дополнительный насос
- Езда при неисправной помпе
- Топливный насос высокого давления (ТНВД): что это такое и для чего он нужен,виды,фото
- Керамические колодки: плюсы и минусы,какие выбрать,отзывы,фото
- ЭГУР Servotronic: что это такое и как он работает?
- Топливная система common rail: что это и как работает,виды
Назначение и устройство водяного насоса(помпа)
Насос водяной (помпа)
Для здоровой работы двигателя необходима система его охлаждения. Наиболее эффективна система жидкостного охлаждения. Благодаря ей двигатель работает тише и быстро прогревается при пуске. Охлаждение двигателя происходит путем постоянной циркуляции охлаждающей жидкости, которая переносит тепло из блока и головки блока цилиндра в атмосферу. Для реализации данного принципа работы используют водяной насос. Более подробно об этом устройстве вы узнаете в данной статье.
Назначение водяного насоса
Водяной насос (помпа) служит устройством, перекачивающим охлаждающую жидкость. В качестве такой жидкости могут служить вода с добавками, антифриз, либо тосол. Жидкость проходит через водяную рубашку (полости между двойными стенками двигателя), забирает тепло и, поступая в радиатор, передает тепло в атмосферу, после чего снова направляется в двигатель.
Водяной насос (помпа) приводится в движение от коленчатого вала двигателя или зубчатым ремнем механизма газораспределения, а в некоторых случаях встроенным электромотором.
Устройство водяного насоса (помпы) и принцип его работы
Устройство водяного насоса (помпы) имеет простое строение. Основой устройства является литой корпус. Внутри него на валу крутится крыльчатка, которая приводится в движение от двигателя с помощью ременной передачи. Вал вращается на двух подшипниках. Чтобы удержать подшипники от сдвига используются распорная втулка и стопорные кольца. Насос устанавливается в передней части двигателя. Для предотвращения течи охлаждающей жидкости, на валу установлен самоподжимной сальник водяного насоса.
Водяного насоса (помпа) работает очень просто. Жидкость подается на крыльчатку. Под действием двигателя крыльчатка начинает вращаться и лопастями отбрасывает воду к стенкам сосуда. При этом, набрав высокую скорость, жидкость переносится из насоса в водяную рубашку двигателя.
Водяной насос (помпа) играет значительную роль в работе двигателя, поэтому необходимо следить за его исправностью, и, при выходе из строя, немедленно его отремонтировать или заменить.
Помпа
Помпа, она же водяная помпа двигателя автомобиля — это насос создающий принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости в системе охлаждения ДВС. Предназначается водяной насос для организации круговорота антифриза или другого состава в системе охлаждения. Неисправность помпы ведет к серьезному нарушению внутреннего теплового режима двигателя, из-за чего он довольно быстро «закипает».
Доводить до этого нельзя, поэтому чтобы удостовериться, что помпа двигателя работает, нужно периодически слушать и осматривать мотор, чтобы вовремя выполнить ремонт или замену вышедшего из строя узла.
Конструкция водяной помпы
Устройство помпы в большинстве автомобилей очень похожее, особенно это касается отечественных машин. И искать, где находится помпа, долго тоже не придется, так как она приводится в действие ремнем ГРМ и располагается возле радиатора.
Конструктивно помпа выглядит следующим образом: в крышке крепится вал. На него насажена крыльчатка, движение которой инициирует перемещение жидкости в системе. С другой стороны вала монтируется приводной шкив, и в некоторых моделях автомобилей еще вентилятором. Через ремень ГРМ и приводной шкив на вал передается энергия вращения двигателя, вал приводит в действие крыльчатку и вся система работает.
Между корпусом и крыльчаткой монтируется сальник, с износом которого связаны многие проблемы помп. Если этот сальник плохой, антифриз или тосол постепенно просачивается в полость к подшипникам, вымывая их смазку. Из-за этого подшипники начинают работать гораздо громче и быстро изнашиваются, что ведет к заклиниванию помпы.
Причины и последствия поломки водяной помпы
Поскольку помпа автомобильная является довольно простым механизмом, ломается она не слишком часто, особенно при нормальном уходе за двигателем. Тем не менее, даже самая надежная помпа может выйти из строя. Причин поломки может быть несколько, среди них:
- износ узлов устройства, в том числе старение сальника;
- изначально низкое качество помпы;
- непрофессионально выполненный ремонт.
Если система остается герметичной, но помпа не инициирует циркуляцию по ней жидкости, это приводит к повышению температуры двигателя, о чем будут свидетельствовать показания датчика на приборной панели. Непродолжительная езда в таком режиме приведет к закипания радиатора или заклиниванию двигателя.
При возникновении течи помпы нужно как можно быстрее предпринять действия по её устранению.
Другим признаком поломки помпы является течь антифриза в зоне ее установки. Если протечка не очень сильна, это не так страшно, поскольку циркулирующая в системе жидкость все равно будет нормально выполнять свои функции, просто ее нужно регулярно доливать. Но все же при обнаружении такой поломки лучше всего сразу ее устранить, ведь течи имеют свойство увеличиваться в интенсивно эксплуатируемых двигателях.
Распространенные поломки водяной помпы
Видов поломок, по которым водяная помпа может выйти из строя, не очень много, что обусловлено относительной простотой ее конструкции. Наиболее распространенными являются:
Проблемы с крыльчаткой наиболее часто возникаемые, но клин подшипников тоже случается.
Ремонт водяной помпы
Помпа двигателя является ремонтопригодным разборным узлом. Здесь есть возможность заменить как весь механизм, так и отдельные его элементы, например подшипники. То, что помпа автомобильная не обязательно должна заменяться полностью, не может не радовать, поскольку это позволяет существенно удешевить ремонт. Правда, доступ к этому узлу для его частичной или полной разборки бывает затруднен. Так, в некоторых моделях автомобилей для этого необходимо частично откручивать подушки двигателя, работая снизу из смотровой ямы. Очень часто замена помпы производится при каждой второй замене ремня/цепи ГРМ, но при возникновении симптомов неисправности водяного насоса меняют и раньше, все зависит от качества детали и уровня выполнения работы при предыдущей смене привода ГРМ и самой детали.
Часто задаваемые вопросы
Где находится помпа в машине?
Помпа крепится на корпус двигателя, потому что ее вал приводится в движение ремнем ГРМ или ремнем навесного оборудования (очень редко). При этом она находится с той стороны двигателя, который ближе к радиатору. Это позволяет уменьшить длину патрубков, потому что охлаждающая жидкость должна пройти через радиатор, отдать тепло и течь дальше в помпу уже охлажденной.
Куда качает помпа?
Помпа всегда качает от себя, то есть она толкает, но не всасывает. Это обеспечивается, тем что крыльчатка вращаясь, создает центробежную силу, которая проталкивает антифриз дальше. Задача помпы обеспечить движение и давления жидкости от радиатора к двигателю, поэтому она прокачивает охлаждающую жидкость в двигатель. Конструкционно крыльчатка может вращаться как по часовой, так и против часовой стрелки.
Когда надо менять помпу?
Интервалы замены помпы четко указаны в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля. Самый распространенный вариант — при каждой второй замене ремня ГРМ либо когда появились симптомы выхода ее из строя (шум подшипника, течь, люфт).
Подпишись на наш канал в Я ндекс.Дзене
Еще больше полезных советов в удобном формате
Источник сомнительный. Есть насос, зачем его обзывать жомпой?
Не могу найти оригинальный номер помпы на Subaru Forester SH
Т.е. Чуть ли не единственный в автомобиле насос не помпового действия называют помпой. Интересно.
Насос системы охлаждения двигателя (помпы): устройство виды и принцип работы,фото
Для обеспечения циркуляции жидкости в системе охлаждения двигателя автомобиля применяется центробежный насос, или помпа. Он может иметь механический или электрический тип привода. Если помпа неисправна, вся система охлаждения будет находиться в нерабочем состоянии, что приведет к перегреву двигателя.
Устройство центробежного насоса
Помпа зачастую устанавливается в передней части бензинового и дизельного силового агрегата. Решение оснащается двумя типами привода. Механический привод наиболее распространен. Механизм устроен так, что усилие передается от коленвала или распределительного вала силовой установки. Для этого используется ременная передача. Электрический тип привода основан на использовании электродвигателя, который дополнительно имеет собственную систему управления. Помпа системы охлаждения имеет ряд конструктивных элементов:
- корпус;
- вал;
- подшипник;
- рабочее колесо (крыльчатка);
- сальник насосной камеры;
- прокладка;
Насос охлаждающей жидкости является насосом центробежного типа. В процессе работы помпа способна создать давление в системе охлаждения на приблизительной отметке около 1-й атмосферы. Такого давления вполне достаточно для того, чтобы точка кипения антифриза в системе сдвинулась вверх на 20 градусов по Цельсию.
Конструктивно насос ОЖ состоит из рабочего колеса, которое закреплено на валу со шкивом. Данное колесо может также иметь название «крыльчатка». Вся конструкция заключена в отдельном корпусе. Корпус помпы изготавливают из чугуна, а также можно встретить изделия из литого алюминия или магниевых сплавов. Встречаются и более удешевленные версии, когда отдельные элементы насоса изготовлены из пластмассы. В корпусе помпы имеются особые каналы, по которым реализован подвода и отвод охлаждающей жидкости к крыльчатке.
Корпус насоса жестко фиксируется на блоке цилиндров двигателя, а между блоком ДВС и корпусом помпы размещается специальная уплотнительная прокладка. Стоит понимать, что важную роль в работе помпы играет качественная герметизация насоса и наилучшее уплотнение. Именно указанная уплотнительная прокладка не позволяет вытекать охлаждающей жидкости из насоса в том месте, где помпа соединяется с рубашкой охлаждения двигателя. Там, где вал выходит из корпуса насоса, дополнительно установлен сальник помпы. Данные решения надежно герметизируют устройство и уплотняют стык корпуса насоса и блока, тем самым эффективно предотвращается утечка охлаждающей жидкости из корпуса.
Приводной вал фиксируется в корпусе на подшипниках, которые отвечают за вращение вала. На противоположной стороне приводного вала установлен приводной шкив, который приводится в действие механическим способом от двигателя или отдельным электромотором.
Принцип работы помпы охлаждения двигателя
Главной задачей насоса системы охлаждения является создание избыточного давления для обеспечения принудительной циркуляции жидкости в контурах. С практической стороны это ускоряет процесс теплообмена между узлами двигателя и охлаждающей жидкостью.
При запуске двигателя автомобиля привод насоса через ременную передачу и вал передает вращательное движение рабочему колесу. В этот момент на входе (всасывающем патрубке) создается разрежение, способствующее всасыванию жидкости в помпу. Жидкость при этом находится в охлажденном состоянии, так как поступает из радиатора системы охлаждения.
Виды насосов охлаждающей системы
Виды насосов системы охлаждения Используемые в современном автомобилестроении насосы охлаждающей жидкости не имеют принципиальных конструктивных отличий. Но они могут разделяться в зависимости от типа привода, назначения и конструкции корпуса. Привод насоса может осуществляться двумя способами: Механический — вал помпы соединен при помощи ременной передачи с коленвалом или распредвалом мотора. В этом случае она приводится в движение синхронно с запуском двигателя. Электрический — в такой схеме вал насоса приводится в движение дополнительным электродвигателем, работа которого контролируется электронным блоком управления двигателя (ЭБУ).
По назначению помпа автомобильного двигателя может быть: Основной. Такой насос выполняет непосредственную перекачку жидкости в системе охлаждения. Дополнительной. Устанавливается не на всех автомобилях и может предназначаться для вспомогательного охлаждения в регионах с очень жарким климатом, снижения температуры отработавших газов, охлаждения турбонагнетателя в моторах с турбонаддувом, дополнительного охлаждения двигателя после остановки. В отличие от основного насоса, дополнительный приводится в работу индивидуальным электродвигателем. HP Neverstop Laser promo.dns-shop.ru Купить Сроки эксплуатации насоса для перекачки охлаждающей жидкости зависят от типа конструкции его корпуса. По этому параметру различают: Разборные. Этот тип применяется в старых и отечественных автомобилях.
Такая конструкция позволяет выполнить ремонт и промывку помпы. Неразборные. В большинстве стран помпа двигателя считается недорогой расходной запчастью, а потому многие производители перешли к изготовлению неразборных насосов. Их необходимо полностью заменять каждые 60 тысяч километров пробега автомобиля. При установке нового насоса обязательно выполняется замена приводного ремня. Помимо описанных выше конструкций, также существуют отключаемые насосы. Они позволяют отключать поступление охлаждающей жидкости, пока она не прогреется до температуры 30°С. Это позволяет обеспечить более быстрый прогрев двигателя и улучшить показатели расхода топлива.
Основные неисправности
Неисправный водяной насос может принести немало бед для владельца своего автомобиля, поскольку нарушается система циркуляции охлаждающей жидкости, что ведет к перегреву мотора. Таким образом, нужно знать и понимать, как определить неисправность помпы, а также вовремя заменить деталь.
Стоит отметить, что большинство современных автомобилей оснащены неразборными помпами. Поскольку стоимость детали низкая, и нет смысла проводить переборку элемента. В таких странах, как США и Германия, такой элемент, как водяной насос системы охлаждения считается расходным материалом.
Итак, как распознать неисправность водяного насоса:
- При запуске двигателя на холодную слышен глухой звук с подкапотного пространства. Стоит отметить, что это может быть связано с другими неисправностями, такими как генератор или приводной ремень.
- Из-под шкива помпы видны подтеки охлаждающей жидкости. Это означает, что появился люфт между валом и корпусом, или износился резиновый уплотнитель.
- При проведении диагностики слышен люфт подшипника водяного насоса, но не видно подтеков охлаждающей жидкости. В данном случае, если помпа разборная достаточно заменить подшипник, если нет — придется менять весь элемент.
Методы устранения неисправностей
Устранение поломки водяного насоса зависит от конструктивных особенностей автомобиля. Так, если водяной насос разборной (для старых моделей автомобилей), есть возможность его перебрать, а вот для неразборных придется менять элемент в сборе.
Ремонт разборной помпы
Ремонт разборного водяного насоса стоит доверить профессионалам, поскольку они знают допустимые зазоры между валом и корпусом, а также могут определить ремонтнопригодность элемента. Так, если было решено, что насос пригодный для ремонта, необходимо провести следующие действия:
- Снимаем ремень со шкива насоса.
- Демонтируем сам шкив (обычно закреплен на 3 или 4 болтах).
- Откручиваем корпус и снимаем помпу в сборе.
- С внутренней части демонтируем крыльчатку и стопорные кольца вала.
- Проводим выпрессовку приводного вала.
- Выпрессуем подшипник, который наверняка остался в корпусе.
- Теперь необходимо заменить детали, которые были изношены.
- Сборка проводится в обратном порядке.
Конечно, для каждой модели автомобиля этот процесс будет проводиться по-разному, все зависит от конструктивных особенностей транспортного средства и силового агрегата.
Замена неразборного водяного насоса
Процесс замены неразборного водяного насоса достаточно типичный для всех автомобилей. Так, нет необходимости снимать шкив, поскольку он идет в сборе. Итак, рассмотрим, последовательность действий направленные на замену помпы:
- Снимаем приводной ремень со шкива водяного насоса.
- Откручиваем болты крепления корпуса от блока цилиндров.
- Вынимаем водяной насос.
- Сборку проводим в обратном порядке.
Стоит отметить, что большинство автомобилистов не знают, что между водяным насосом и корпусом двигателя есть прокладка, которая в комплекте с новой деталью зачастую не идет и ее необходимо покупать отдельно.
Зачем нужен дополнительный насос
Недостатком данной системы является то, что помпа работает до тех пор, пока двигатель остается включенным,но если после его выключения мотор останется перегретым, то это может привести к его поломке. Следовательно, машину нельзя будет завести.
Именно для того, чтобы решить данную проблему, и необходим дополнительный насос. Он обладает электрическим приводом.
Преимущества такого насоса очевидны:
- Он не работает, пока двигатель включен.
- Тосол циркулирует в системе даже после того, как мотор был заглушен.
Примечание: это приводит к тому, что перегревание двигателя удается устранить. Однако нужно следить за тем, чтобы в системе всегда было достаточное количество антифриза.
- Он работает до тех пор, пока температура не понизится до оптимального значения.
- Его работа способствует включению вентилятора (если это нужно), который работает за счет электрического привода.
Примечание: это явление чаще всего наблюдается именно летом, когда автомобиль перегревается с максимальной силой.
Ваз 21093 охлаждение
Можно выделить такие признаки неисправности помпы:
- Наблюдается повышенный шум во время циркуляции охлаждающей жидкости.
- Повышение температуры в системе.
- Тосол вытекает.
Примечание: причин утечки антифриза есть очень много, поэтому это не всегда говорит о плохом состоянии помпы. Возможно, повреждена какая-нибудь другая деталь системы.
- Заклинивание помпы. При этом также издается скрежет, шуршание, шум.
Если помпа сломана, то отремонтировать ее уже нельзя. Единственное, что остается – это заменить насос.
Езда при неисправной помпе
Ездить с неисправной помпой нельзя. Если водитель не хочет заниматься капитальным ремонтом своего автомобиля (причём далеко не факт, что этот ремонт будет удачным), то единственный способ перемещения для него — взять неисправный автомобиль на буксир и без запуска двигателя доставить его в ближайший сервисный центр или в гараж для ремонта. Итак, водяная помпа является очень важным агрегатом, шутить с которым категорически не рекомендуется. К счастью, на большинстве автомобилей помпу можно заменить своими руками, причём справиться с этой задачей под силу даже начинающему водителю. Возможно, у новичка на это уйдёт больше времени, чем у профессионала. Но при этом он получит бесценный опыт и сэкономит деньги.