- Устройство водяного насоса автомобиля зил 130
- Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238
- Обслуживание системы охлаждения ЗИЛ-130
- 1. Общие сведения об автомобиле.
- I . УСТРОЙСТВО ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ЗИЛ-130.
- 1 .1. ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ.
- 1.2. РАДИАТОР И ЖАЛЮЗИ.
- 1 .3. ВОДЯННОЙ НАСОС.
- 2.1. Ежедневное обслуживание ЗИЛ-130.
- 2.2. РЕГУЛИРОВКИ РЕМЕННЫХ ПЕРЕДАЧ.
- 2.3. ПРОМЫВКА СИСТЕМЫ
Устройство водяного насоса автомобиля зил 130
ЗАПЧАСТИ И СБОРОЧНЫЕ ДЕТАЛИ
СПЕЦТЕХНИКА НА БАЗЕ УРАЛ, МАЗ, КАМАЗ ____________________
Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238
Обслуживание системы охлаждения ЗИЛ-130
Система охлаждения двигателя ЗИЛ-130 — жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости (рис. 25). Водяной насос (рис.26) — центробежный, установлен на переднем торце блока цилиндров.
Перед заправкой смазочным материалом полостей подшипников водяного насоса нужно предварительно отвернуть пробку 2, закрывающую контрольное отверстие.
Заправку надо проводить до появления свежего смазочного материала из контрольного отверстия, после чего резьбовую пробку следует установить на место.
Рис. 25. Схема системы охлаждения ЗИЛ-130
1 — радиатор; 2 — водяной насос; 3 — компрессор; 4 — перепускной шланг (байпас); 5 — термостат; 6 — кран отопителя; 7 — подводящая трубка; 8 — отводящая трубка; 9 — радиатор отопителя; 10 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 11 — дозирующая вставка; 12 — сливной кран; 13 — рукоятка сливного крана; 14 — сливной кран патрубка радиатора
Привод вентилятора и водяного насоса ЗИЛ-130 осуществляется от шкива коленчатого вала двумя ремнями. При этом передний ремень охватывает шкив генератора, а второй ремень охватывает шкив насоса гидроусилителя рулевого управления.
Регулирование натяжения ремней проводится перемещением генератора и насоса гидроусилителя рулевого управления.
Ремонт водяного насоса ЗИЛ-130
Корпус водяного насоса ЗИЛ-130 изготовлен из алюминиевого сплава АЛ-4, корпус подшипников — из серого чугуна марки СЧ15-32, а валик — из стали 40Х. Твердость валика после термической обработки 241—285. Сколы на фланце корпуса водяного насоса устраняют наплавкой.
Перед сваркой партию корпусов водяных насосов (водяной помпы) в течение 1,5 ч нагревают в электрической печи до 180—200°С, а затем наплавляют. Привалочная плоскость фланца корпуса водяного насоса в процессе ремонта, а также в период эксплуатации может покоробиться.
При короблении более допустимого размера плоскость фланца фрезеруют «как чисто», выдерживая высоту фланца не менее 48,0 мм. Трещины на корпусе водяного насоса ЗИЛ-130 заваривают после нагревания детали до 180—200° С.
Перед сваркой концы трещины накернивают, засверливают на глубину 3 мм и обрабатывают под углом 90°. При износе или срыве более двух ниток резьбы М8 X1,0 резьбовое отверстие рассверливают до диаметра 9,0 мм и заваривают.
Затем плоскость крепления корпуса подшипников водяного насоса фрезеруют «как чисто», выдержав размер между торцовыми плоскостями корпуса не менее 48,0 мм. При износе поверхности бобышек на фланцах под болты крепления поверхность бобышек цекуют «как чисто» до исчезновения следов выработки.
После ремонта проверяют плоскость поверхности крепления корпуса подшипников и фланцев. Фланцы должны лежать в одной плоскости так же, как поверхности под крепление корпуса подшипников с точностью 0,1 мм.
Обломанный буртик под замочное кольцо в корпусе подшипников помпы ЗИЛ-130 наплавляют газовой сваркой. Участки, где имеются сколы, захватывающие отверстия под болты крепления корпуса подшипников к корпусу водяного насоса, наплавляют газовой сваркой.
После наплавки сварочный шов зачищают, кроме плоскости прилегания к корпусу водяного насоса, выдерживая при этом диаметр бобышки, равный 20,0 мм и высоту бобышки равную 10 мм. Плоскость прилегания к корпусу водяного насоса при необходимости протачивают заподлицо с основным металлом.
Непараллельность плоскости должна быть не более 0,1 мм. При износе торцовой поверхности, сопрягаемой с упорной шайбой крыльчатки вала водяной помпы ЗИЛ-130, в отверстие переднего подшипника запрессовывают втулку.
При нормальном натяжении прогиб каждого ремня между шкивом вентилятора и натяжным шкивом под действием усилия 40 Н (4 кгс) должен быть в пределах 8—14 мм (рис. 27). От шкива вентилятора приводится в действие компрессор.
Рис. 26. Водяной насос (помпа) ЗИЛ-130
1 — корпус подшипников; 2 — пробка; 3 — масленка; 4 — прокладка; 5 — корпус насоса; 6 — крыльчатка насоса; 7 — уплотнения; 8 — уплотнительная шайба; 9 — отражатель; 10 и 12 — шарикоподшипники с уплотнением; 11 — распорная втулка; 13 — вал водяного насоса
Радиатор охлаждения ЗИЛ-130
Радиатор ЗИЛ-130 — трубчато-ленточный (змейковый), трехрядный. Пробка наливной горловины радиатора герметичная с двумя клапанами — впускным (воздушным) и выпускным (паровым). Выпускной клапан, нагруженный пружиной, поддерживает в системе охлаждения давление 100 кПа (1 кгс/см2).
При таком давлении температура кипения охлаждающей жидкости повышается примерно до 119°С, что уменьшает ее выкипание. Если резиновые шайбы клапанов пробки радиатора отсутствуют или разрушены, то герметичность системы охлаждения нарушается, и жидкость в этом случае закипает при 100 С.
Впускной клапан, нагруженный более слабой пружиной, препятствует созданию в системе большого разрежения при остывании двигателя и предохраняет детали радиатора от повреждения. Впускной клапан открывается и сообщает полость радиатора с атмосферой при уменьшении давления на 1—13 кПа (0,01—0,13 кгс/см2).
Температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения ЗИЛ-130 контролируется указателем, установленным на щитке приборов. При достижении охлаждающей жидкостью температуры 115°С на щитке приборов в кабине водителя загорается контрольная лампа аварийного перегрева охлаждающей жидкости.
При перегреве жидкости в системе охлаждения открывать пробку радиатора следует осторожно, так как при этом возможно выбрасывание горячей воды из горловины.
Жалюзи радиатора ЗИЛ-130 — створчатые, управляются из кабины водителя. Чтобы закрыть жалюзи, надо потянуть ручку на себя. Жалюзи следует закрывать при прогреве двигателя.
Рис. 27. Схема проверки натяжения приводных ремней
1 — шкив коленчатого вала; 2 — шкив генератора; 3 — шкив компрессора; 4 — шкив водяного насоса; 5 — шкив насоса гидроусилителя рулевого привода
Проверка термостата ЗИЛ-130
Термостат с твердым наполнителем помещен между верхним и нижним патрубками водяной рубашки. Термостат служит для ускорения прогрева холодного двигателя и предохранения его от переохлаждения (рис. 28).
Рис. 28. Схема работы термостата ЗИЛ-130
а — термостат в закрытом положении; б — термостат в открытом положении; 1 — баллон термостата; 2 — активная масса (церезин); 3 —мембрана; 4 — направляющая втулка; 6 — шток; 6 — возвратная пружина; 7 — заслонка термостата; 8 — патрубок; 9 — коромысло заслонки; 10 — корпус термостата; 11 — буфер; 12 — обойма; 13 — патрубок впускного трубопровода
Для ускоренного прогрева и для поддержания лучшего теплового режима двигателя в систему охлаждения ЗИЛ-130 установлен термостат с твердым наполнителем.
Открытие клапана в таком термостате происходит под действием плавления при нагревании и расширения активной массы, которая давит на диафрагму, на шток и рычаг с клапаном.
Закрывается клапан под действием пружины при остывании и уменьшении объема активной массы.
Действие термостата ЗИЛ-130 большей частью нарушается из-за отложения накипи на его деталях, а также от нарушения прочности резиновой диафрагмы.
Исправность термостата можно проверить непосредственно на автомобиле.
Если термостат исправен, то во время прогрева двигателя верхний резервуар радиатора должен быть холодным. Нагрев резервуара должен начаться после того, как стрелка указателя температуры (на щитке приборов) охлаждающей жидкости покажет 71,5°С.
Убедившись, что термостат исправен, его ставят на двигатель и собирают узел. Неисправный термостат заменяют новым.
Проверка приводных ремней двигателя ЗИЛ-130
На двигателе ЗИЛ-130 агрегаты (водяной насос с вентилятором, генератор, насос гидроусилителя рулевого управления и компрессор) приводятся в движение приводными клиновидными ремнями от шкива коленчатого вала, причем шкив водяного насоса с вентилятором вращается от двух
ремней.
Один ремень, идущий на шкив насоса гидроусилителя, охватывает шкив водяного насоса с одной стороны; второй ремень, идущий на шкив генератора, также охватывает шкив водяного насоса, но с противоположной стороны.
Шкив компрессора приводится во вращение ремнем от шкива водяного насоса ЗИЛ-130. Натяжение ремней необходимо поддерживать в определенных пределах.
Если ремень натянут слабо, то это вызывает проскальзывание и износ ремня, уменьшается число оборотов вентилятора, крыльчатки водяного насоса, якоря генератора, вала компрессора и насоса гидроусилителя рулевого управления, что приводит к ухудшению охлаждения двигателя, снижению отдачи тока генератором, снижению отдачи сжатого воздуха компрессором и уменьшению производительности насоса гидроусилителя.
Чрезмерное натяжение ремня также недопустимо, так как оно сокращает срок службы подшипников агрегатов, устанавливаемых на двигателе, и приводит к быстрому износу ремня. Проверять натяжение ремней необходимо при ежедневном осмотре и техническом обслуживании автомобиля.
Уход за системой охлаждения ЗИЛ-130
В радиатор ЗИЛ-130 необходимо заливать охлаждающую жидкость до нижнего торца его горловины. После пуска двигателя и работы его на режиме холостого хода около минуты нужно проверить уровень жидкости в радиаторе и при необходимости долить ее.
В сильные морозы надо утеплять радиатор и внимательно следить за температурой охлаждающей жидкости. При работе непрогретого двигателя интенсивно изнашиваются поршневые кольца и цилиндры.
Для повышения надежности работы системы охлаждения ЗИЛ-130 и предохранения ее от замерзания во время сильных морозов рекомендуется применять специальную жидкость, не замерзающую при низкой температуре (антифриз).
Охлаждающая жидкость ядовита, и поэтому необходимо соблюдать меры предосторожности при обращении с ней. Попадание даже небольшого количества этой жидкости в организм человека может вызвать тяжелое отравление.
При заливке охлаждающей жидкости надо следить, чтобы в системе охлаждения не образовалась воздушная пробка, мешающая заполнению системы. Во избежание этого нужно открыть сливной кран радиатора. Закрывать кран следует только после того, как из него начнет вытекать жидкость.
Охлаждающую жидкость из системы охлаждения ЗИЛ-130 надо сливать через три крана: кран патрубка радиатора и два крана рубашки блока цилиндров (при наличии подогревателя также через три крана: кран патрубка радиатора и два крана пускового подогревателя).
Зимой после слива жидкости из системы необходимо закрывать кран отопителя кабины и открывать его снова только после пуска и прогрева двигателя.
Рукоятки управления кранов для слива охлаждающей жидкости выведены через первую поперечину рамы под буфер. Для слива жидкости из системы охлаждения надо повернуть на несколько оборотов рукоятку привода крана.
Завертывать краны необходимо очень плотно. Кран котла подогревателя расположен непосредственно на котле. После полного слива жидкости перед стоянкой автомобиля краны следует оставить открытыми.
Если краны замерзнут в открытом положении, закрывать их надо после заливки жидкости при прогреве двигателя, когда из кранов потечет жидкость. При пуске двигателя в зимнее время необходимо внимательно следить за тепловым режимом работы двигателя.
Если двигатель холодный, то клапан термостата ЗИЛ-130 будет препятствовать поступлению охлаждающей жидкости в радиатор, пока она не прогреется в рубашке блока цилиндров; в этот период возникает опасность замерзания жидкости в радиаторе. Тем не менее удалять термостат из системы охлаждения двигателя ни при каких условиях эксплуатации автомобиля не рекомендуется.
Заливать холодную жидкость в горячий двигатель нельзя, так как это может привести к образованию трещин в рубашке блока. Следует периодически проверять состояние клапанов пробки радиатора, следить за состоянием всех уплотнений, не допуская течи жидкости.
Запрещается пуск и кратковременная работа двигателя после слива охлаждающей жидкости для удаления ее остатка из системы, так как это может привести к разрушению уплотнительных резиновых колец гильз цилиндров, выпадению седел клапанов, прогоранию прокладки головки блока и короблению головки.
В летнее время необходимо следить за состоянием воздушных каналов сердцевины радиатора системы охлаждения ЗИЛ-130 и обязательно прочищать их при значительной засоренности.
Систему охлаждения необходимо промывать первый раз после обкатки автомобиля (1000 км пробега), и далее два раза в год — весной и осенью. Двигатель и радиатор надо промывать водой раздельно.
Сначала следует промыть двигатель, а затем радиатор в направлении, обратном циркуляции воды в двигателе. С блока цилиндров надо снять патрубок вместе с термостатом, вывернуть из блока сливные краны (по одному с каждой стороны блока), открыть сливной кран патрубка радиатора.
Затем воду под сильным напором нужно направить из шланга в отверстие патрубка термостата. Промывать систему следует до тех пор, пока из отверстий для сливных кранов не потечет чистая вода. Сливные краны необходимо прочистить и промыть каждый отдельно, проверить их исправность и установить на место.
Для промывки радиатора ЗИЛ-130 (после обкатки радиатор можно не промывать) воду под напором направляют в его нижний патрубок так, чтобы она выливалась через верхний патрубок (предварительно на патрубок нужно надеть шланг для отвода воды), при этом пробка радиатора должна быть закрыта.
Когда сливаемая вода станет чистой, надо установить шланги, соединяющие блок цилиндров двигателя с радиатором.
1. Общие сведения об автомобиле.
В книге устройство нового грузового автомобиля ЗИЛ-130, приведены материалы из опыта его эксплуатации и описаны процессы технического обслуживания основных узлов и агрегатов автомобиля. Создание конструкции и освоение производства новых грузовых автомобилей семейства ЗИЛ-130, принципиально отличающихся , является серьезной трудовой победой коллективов Московского автомобильного завода имени И.А. Лихачева и многочисленных заводов поставляющих приборы, агрегаты, материалы, заготовки и оборудование для производства автомобилей. Московский автозавод имени И.А. Лихачева первый среди автомобильных заводов страны приступил к массовому выпуску автомобилей с мощными карбюраторами 8-ми цилиндровыми двухрядными двигателями. В связи с большим запасом мощности двигателя высокоэффективное использование автомобилей ЗИЛ-130 и его модификации достигается прежде всего при использовании с ними прицепов и полуприцепов . Новые возможности получения высоких эксплутационных показателей возникают при использовании длиннобазного автомобиля ЗИЛ — 130 Г . Автомобили ЗИЛ – 130обладают высокой долговечностью и надежностью. В результате дальнейшего совершенствования конструкции автомобилей, применения новых материалов и новой технологии производства в 1966 году завод должен обеспечить пробег до капитального ремонта 200 тысяч километров. Возможность получения высоких эксплутационных показателей в значительной степени зависит от совершенства знаний конструкции автомобилей работниками эксплуатации, соблюдения или правил технического обслуживания и подготовки технических служб автохозяй ств к пр иёму новых автомобилей. Следует иметь в виду , что высокая эффективность использования, долговечность и надежность в эксплуатации автомобилей, ЗИЛ – 130 гарантированны только при условии применения предусмотренных заводов высококачественных топлив и смазочных материалов.
Автомобиль ЗИЛ – 130 обладает значительно более высокими динамическими качествами Внешняя характеристика двигателя ЗИЛ – 130 составляет 41 кГн . Высокие мощные показатели двигателя ЗИЛ – 130 получены за счёт увеличения степени сжатия . Максимальная скорость развиваемая полностью груженным автомобилем на горизонтальном , прямом и равном автомобильной дороги с твердым покрытием составляет 80 – 85 км/час.
I . УСТРОЙСТВО ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ЗИЛ-130.
Система охлаждения предназначена для принудительного отвода от деталей лишней теплоты и передачи её окружающему воздуху. В результате этого создается определённый температурный режим, при котором двигатель не перегревается и не переохлаждается, т.е. рабочий цикл протекает нормально. На двигатели ЗИЛ-130 приняты жидкостная система охлаждения закрытого типа с предельной циркуляцией охлаждающей жидкости от водяного насоса. Наивыгоднейший тепловой режим работы двигателя создается при температуре охлаждающей жидкости 80 –95 градусов Цельсия и обеспечивается системой охлаждения двигателя ( рис.1.). Охлаждающая жидкость в систему охлаждения двигателя заливается через горловину верхнего бака радиатора 2, закрываемый пробкой 3. Полная емкость системы охлаждения двигателя с отопительным и пусковым подогревателем 29 л ., а без них 26 л . Выпуск охлаждающей жидкости необходимо обязательно осуществлять через три крана, рис. 2. Два сливных крана одной рубашки охлаждения установлены на правом и левом рядах блока цилиндров и один сливной кран 10 радиатора установлен на отводящих патрубке радиатора. Привод к каналам дистанционный, его осуществляют специальными тягами. Рассмотрим устройство основных приборов системы охлаждения, двигателя.
1 .1. ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ.
Система охлаждения должна быть полностью заполнена охлаждающей жидкостью. Если жидкости не достаёт 5-7 % от ёмкости системы, может прекратиться её циркуляция , что при низких температурах приводит к образованию, а при высоких температурах к перегреву двигателя . Для контроля температурного состояния системы в рубашке охлаждения впускного трубопровода установлен датчик указателя температуры охлаждающей жидкости. Охлаждающая жидкость из радиатора поступает по нижнему патрубку к кысянчу с распорной пружиной в водяной насос из которого по двум раструбам и поступает в правую и левую рубашки охлаждения блока цилиндров. А рубашке охлаждения жидкость поднимается вверх и по каналам, проходящим у выпускных клапанов , поступает в рубашки охлаждения головок цилиндров, из которых горячая жидкость проходит в рубашку впускного труба провода и нагревает его, обеспечивая лучшие условия смесеобразования . Далее жидкость проходит через клапан термостата и по выпускному патрубку и его шлангу возвращается в радиатор, где нагретая жидкость охлаждается.
1.2. РАДИАТОР И ЖАЛЮЗИ.
На автомобиле ЗИЛ-130 устанавливают трубчато-ленточный змейковый радиатор, с тремя рядами трубок и герметичной пробкой. На автомобиле ЗИЛ-130, предназначенных для экспертных модификаций. Герметичная пробка радиатора имеет два клапана: — выпускной ;
Выпускной клапан открывается при внутреннем избыточном давлении в 1 кГ /см. кв., что обеспечивает повышение температуры кипения охлаждающей жидкости до 119 град. Цельсия. В случае кипения охлаждающей жидкости в радиаторе для отвода пара наружу в горловине верхнего бочка радиатора установлена пароотводящая трубка. При охлаждении жидкости в герметичной системе появляется разряжение , что может привести к смятию бочков и трубок радиатора. Для сигнализации о закипании охлаждающей жидкости в верхнем бочке радиатора установлен электрический импульсный датчик контрольной лампы аварийной температуры 115 град. Цельсия.
Температуру закипающей жидкости в радиаторе регулируют пластинчито-справочными жалюзями , управление которыми осуществляется из кабины автомобиля , рукояткой троса. При повороте рычага перемещают тягу привода жалюзи вдоль радиатора и поворачивают (закрывают или открывают) пластины жалюзи радиатора. Жалюзи радиатора могут быть установленны в любом промежуточном положении. В летнее время жалюзи должны быть полностью открыты. Радиатор имеет эластичную подвеску на резиновых подушках и соединён с системой охлаждения двигателя посредством резиновых шлангов. Для предохранения нижнего шланга от смятия (затрудняющего циркуляцию охлаждающей жидкости) внутри него установлена распорная пружина. В целях концентрации и увеличения скорости потока воздуха, засасываемого вентилятором, на радиатор со стороны двигателя устанавливают кожух с отверстием несколько большим, чем пространство, занимаемое лопастями вентилятора.
1 .3. ВОДЯННОЙ НАСОС.
Охлаждающая жидкость в системе охлаждения должна прокачиваться до 10 раз в 1 минуту. Для обеспечения циркуляции жидкости в систему охлаждения двигателя ЗИЛ-130 включен укрепленный на переднем торце блока двигателя ЗИЛ-130 центробежный водяной насос 7 (рис.1) с односторонним подводом жидкости. Вал 3 (рис. 3) привода водяного насоса установлен в чугунном корпусе 9 на двух шариковых подшипниках 5 между которыми находится распорная втулка 7.
На наружном конце вала на шпонке и разрезной конусной стальной втулке 2 установлена ступица 4 вентилятора ,, которая удерживается от осевых смещений корончатой гайкой со шплинтом. Это крепление обеспечивает возможности надежного подтягивания ступицы вентилятора на разрезной конусной втулке. На внутреннем конце вала на лыске посажена крыльчатка 12 водяного смещения болтом 16. Крыльчатка размещается в алюминиевом корпусе 11 водяного насоса. Раструбы 17 и 18 корпуса двумя болтами каждый крепятся к блоку двигателя. Охлаждающая жидкость поступает в центр крыльчатки 12 насоса от радиатора по патрубку 19 , и далее от крыльчатки подаётся под паром 1,4 – 2,6 кГ /см. кв. через раструбы 17 и 18 в правую и левую группы цилиндров двигателя. Для предохранения отвымывания смазки охлаждающей жидкости между корпусом 9 и крыльчаткой установлен самоподвижный сальник с графитизированной упорной шайбой 14 перед малым подшипником (со стороны крыльчатки) имеется водосбрасыватель 10 а в нижней части корпуса находится контрольный канал 20, через который выливается просачиваемая через сальник жидкость. В случаи течи жидкости через канал 20 нужно исправить или заменить сальник , однако ни в коем случаи нельзя глушить канал 20, обматывать корпус изоляционной лентой и пр. В результате таких действий просачивающаяся жидкость начнёт поступить в корпус, вымоет из подшипников смазку.
2.1. Ежедневное обслуживание ЗИЛ-130.
Ежедневно перед началом работы проверяют уровень охлаждающей жидкости в радиаторе. При хранении автомобилей без охлаждающей жидкости заправку системы охлаждения производят перед пуском двигателя. Пробка радиатора и её клапаны 9 и 10 проверяют при ТО-1 внешним осмотре. Клапаны пробки должны быть перемещаться и иметь исправные прокладки, а пробка плотно удерживаться на горловине радиатора и поворачиваться без усилий. При отсутствии или разрушении прокладок клапанов нарушается герметичность системы охлаждения и вода в радиаторе начинает кипеть при температуре 100 град. Цельсия.
Не допускается подтекание охлаждающей жидкости и ослабление креплений деталей системы охлаждения. Обычно до 1/3 всех неисправностей в системе охлаждения происходит из-за утечки охлаждающей жидкости. Наиболее вероятными местами подтекания являются сальники водяного насоса, соединения шлангов с патрубками и трубок радиатора с его бочками, спускные крышки 17 и 18 (рис.1.).При неисправном самоподжимном сальнике водяного насоса жидкость будет вытекать наружу через контрольный насос20 (рис. 3.). При ТО-1 в случае ослабления болтов крепления корпуса водяного насоса необходимо их подтянуть. Не допускается осевой люфт вентилятора, ослабление креплений ступицы 4 , шкива вентилятора и вала водяного насоса в подшипниках. Это может привести к аварии. В случае ослабления крепления ступицы 4 подтягивается её гайка, при этом момент затяжки должен быть в пределах 5-7 кГм . Подтекания в местах сопряжения хомутиков крепления , а в случае шлангов – их заменой. Шланги не должны иметь трещин, вздутостей и расслоения. При подтекании воды из радиатора , его ремонтируют и как исключение допускается временно заглушать трубки. Радиатор не должен иметь повреждений и вмятин. Совершенно недопустимо отсутствие брызговиков двигателя, так как при движении холодный воздух попадает снизу под капот и переохлаждается двигатель. В зимнее время двигатель необходимо утеплять, для чего на радиатор и капот надевают специальные чехлы. Быстрый и постоянный прогрев двигателя обеспечивается применением жалюзи и исправной работой термостата. Износ двигателя , прогреваемого с термостатом обычно в 7-8 раз меньше износа двигателя, прогреваемого без него.
2.2. РЕГУЛИРОВКИ РЕМЕННЫХ ПЕРЕДАЧ.
При замасливании приводных ремней 2. и 8. (рис.4) и ослабление их натяжения возможна пробуксовка. Замасленные ремни необходимо протереть тряпкой, слегка смоченной в бензине. Регулировку натяжения ремня привода вентилятора и генератора производят поворотом генератора на его опоре, после чего генератор закрепляют кулисой. При нажатии с силой в 4 кГ прогиб ремня посередине между шкивами генератора и вентилятора должен быть 10- 15 мм . Регулировку натяжения ремня 12 насоса гидроусилителя рулевого управления производят передвигая кронштейн 13 с насосом. Требования к натяжению ремня привода компрессора регулируют раздвиганием половинок его шкива.
2.3. ПРОМЫВКА СИСТЕМЫ
При сезонном обслуживании и не реже чем через 30000 – 40000 км . п робега автомобиля необходимо с целью удаления накипи, промывать систему охлаждения двигателя. Когда охлаждение накипи незначительны, промывку системы рекомендуется производить сильной струёй воды, подаваемой в направлении, обратном нормальной циркуляции. При этом радиатор и рубашку охлаждения двигателя при снятом термостате промывают раздельно. Когда отложение накипи велики и накипь прочна (в случаи работы на жесткой воде) применяют химические способы очистки. Эти способы очистки направлены на разрушение нерастворимых солей накипи с помощью различных растворов. Состав некоторых растворов, применяемых для удаления накипи в двигателях с головками цилиндров из алюминиевых сплавов.
При промывке насыщенным раствором тринатрийфосфата его в течение 2 – 3 дней работы автомобиля через каждые 12 часов доливают в систему охлаждения и радиатор раздельно, промывая водой. При проливке растворами хромового ангидрида и кальцинированной соды их заливают в систему и по истечению времени указанного в таблице №1 пускают и прогревают двигатель на малых оборотах холостого хода в течени и 10 –20 минут доводя раствор до кипения. После этого раствор при работающем двигателе сливают и одновременно систему промывают водой.
Состав растворов , применяемых
для удаления накипи.
Количество на 10 литров воды
Время, потребное для удаления накипи
Насыщенный раствор тринатрийфосфата ( 100 г . на 1 литр воды)
50 – 100 см . куб.
0,2 – процентный раствор хромового ангидрида