Устройство водяного насоса автомобиля маз

Ремонт водяного насоса ЯМЗ-2З6НЕ, НЕ2, БЕ, БЕ2 автомобиля МАЗ

Характерной неисправностью водяного насоса является течь воды через сальник крыльчатки в результате износа текстолитового кольца

О неисправности сальникового уплотнения свидетельствует течь воды из дренажного отверстия на корпусе водяного насоса, которую можно устранить перевертыванием текстолитового кольца обратной стороной (неизношенной) к торцу втулки, запрессованной в корпусе, или заменой кольца с одновременной заменой резиновой манжеты.

Закупоривание дренажного отверстия для устранения подтекания сальника не допускается, так как вода, просачивающаяся из насоса, попадает в подшипники и выводит их из строя.

Для ремонта сальникового уплотнения необходимо:

— снять водяной насос с двигателя; отвернуть гайки крепления крышки корпуса, снять крышку и прокладку;

— удерживая от проворота валик за шкив, отвернуть колпачковую гайку и съемником снять крыльчатку с валика насоса, снять стопорное кольцо сальника крыльчатки и вынуть из нее все детали сальника.

Пригодность деталей сальника определяется внешним осмотром. Текстолитовое кольцо не должно иметь на рабочей поверхности сколов, трещин задиров.

Незначительные задиры и риски устраняют притиркой кольца. Манжета сальника должна быть эластичной, без надрывов, плотно прилегать к валу и текстолитовому кольцу.

Собирать сальник крыльчатки следует в следующем порядке:

— вставить в корпус крыльчатки пружину сальника, затем резиновую манжету в сборе с внутренней и наружной обоймами, текстолитовое и стопорное кольца сальника.

После установки стопорного кольца текстолитовое должно свободно перемещаться вдоль пазов крыльчатки при нажатии рукой и возвращаться в первоначальное положение под действием пружины.

Часть валика насоса, на которой сидит резиновая манжета, перед установкой крыльчатки должна быть смазана мылом, а торец втулки, соприкасающийся с текстолитовым кольцом —- тонким слоем графитной смазки.

Это исключает возможность задирания рабочей поверхности манжеты и улучшает качество притирки рабочих поверхностей текстолитового кольца и торца втулки.

После установки крыльчатки на место колпачковую гайку крепления крыльчатки необходимо затянуть до отказа и застопорить шайбой.

При полной разборке насоса для замены подшипников и валика крыльчатку снимают с валика насоса, как указывалось выше;

— отвертывают гайку крепления шкива и снимают шкив с валика насоса при помощи съемника;

— отвертывают винты крепления и снимают крышку подшипников;

— вынимают из корпуса насоса валик в сборе с подшипниками и втулками.

При наличии трещин любого размера и расположения корпус не ремонтируют, а заменяют. Войлочные сальники при ремонте заменяют новыми, предварительно пропитав их смазкой.

Собирают насос в обратном порядке. Полость корпуса между шарикоподшипниками должна быть заполнена смазкой литол-24 или ЦИАТИМ-201.

После сборки нужно добавить смазку через масленку до появления смазки из контрольного отверстия. Валик насоса после сборки должен вращаться свободно, без заеданий.

При установке насоса на двигатель прокладку между фланцем насоса крышкой шестерен распределения рекомендуется заменить.

Привалочные плоскости фланца насоса и крыши шестерен распределения должны быть предварительно очищены от остатков старой прокладки, а новая должна быть смазана с обеих сторон герметизирующей незасыхающей пастой.

Читайте также:  Расход масла больше литра

РАЗБОРКА И СБОРКА ВОДЯНОГО НАСОСА

1. Ослабив крепление натяжного устройства ремня привода водяного насоса снять ремень со шкива водяного насоса.

2. Слить с двигателя и радиатора охлаждающую жидкость.

3. Снять подводящий патрубок с водяного насоса.

4. Отвернув крепление, снять с двигателя водяной насос, аккуратно не повредив прокладку.

5. Отвернуть гайки 14 (рис. 2) патрубка 8.

6. Слегка постукивая в выступающие части патрубка 8 в направлении стрелок Б, извлечь указанный патрубок из корпуса 1 насоса.

7. Зафиксировать крыльчатку 2 (или шкив 10) от вращения с валом 5.

8. Вывернуть заглушку 7 из резьбового отверстия крыльчатки 2.

9. Завернуть в резьбовое отверстие (М22 х 1,5) крыльчатки 2 гайку 17 съемника (рис. 3, 4) и, вворачивая болт 18, спрессовать крыльчатку 2 с вала 5.

10. Отогнуть «усы» Д корпуса 19 торцового уплотнения (рис. 3) и извлечь манжету 22 с пружиной и каркасами в сборе.

11. Используя съемник, спрессовать шкив 10.

12. Извлечь из канавки корпуса 1 насоса стопорное кольцо 9.

13. Выпрессовать из корпуса 1 вал 5 с водосбрасывателем 6 и подшипниками 13.

14. Если латунный корпус 23 торцового уплотнения не имеет повреждений, его из корпуса 1 можно не извлекать и на этом разборку насоса можно считать законченной.

ПОРЯДОК СБОРКИ ВОДЯНОГО НАСОСА

1. Промыть все детали насоса и просушить сжатым воздухом.

2. Напрессовать на вал 5 (рис. 2) подшипники 13 и водосбрасыватель 6. При этом необходимо:

— предварительно смазать вал 5 дизельным маслом;

— устанавливать подшипники 13 так, чтобы уплотнительные шайбы стояли с внешней стороны;

— усилие напрессовки прилагать к внутреннему кольцу подшипника.

3. Заполнить всю полость между подшипниками смазкой Литол-24 (60. 70 г).

4. Запрессовать вал в сборе с подшипниками и водосбрасывателем в корпус 1 до упора. При этом необходимо:

— предварительно смазать расточку корпуса 1 под подшипники чистым моторным маслом;

— усилие запрессовки прилагать к наружному кольцу подшипника.

5. Установить в канавку корпуса 1 стопорное пружинное кольцо 9.

6. Напрессовать на вал 5 шкив 10 до упора. При этом необходимо:

— предварительно смазать вал чистым моторным маслом;

— обеспечить неподвижный упор противоположного конца вала.

7. Установить в латунный корпус 19 (рис. 4) детали торцового уплотнения;

— резиновую манжету 22 в сборе с пружиной и каркасами пружины;

— армированную манжету 20 и уплотнительную втулку 21.

8. Установить в крыльчатку 2 резиновую манжету 23 и уплотнительную втулку 21. При этом необходимо:

— предварительно надеть манжету 23 на уплотнительную втулку 21;

— нанести тонкий слой смазки в расточку крыльчатки 2 и на наружную поверхность резиновой манжеты 23;

— взять двумя руками манжету в сборе с втулкой и, прилагая усилие к торцу уплотнительной втулки, вставить эти детали в расточку крыльчатки до упора, не допуская перекосов.

9. Напрессовать крыльчатку 2 в сборе с манжетой и уплотнительной втулкой на вал 5 (рис. 2). При этом необходимо:

— предварительно смазать вал 5 чистым моторным маслом;

— обеспечить неподвижный упор противоположного конца вала;

— установить крыльчатку ин валу в размер 10-0,15 мм (рис. 2) между торцом вала и торцом ступицы крыльчатки, для этого необходимо при запрессовке установить на торец вала диск диаметром не более 13 мм и высотой 10-0,15

Читайте также:  Можно ли менять салонный фильтр при работающем двигателе

10. Зафиксировать крыльчатку 2 (или шкив 10) от вращения.

11. Завернуть в резьбовое отверстие крыльчатки 2 заглушку 7 до упора;

12. Установить в корпус 1 втулку 4 и резиновое кольцо 12.

13. Установить в канавку патрубка 3 резиновое кольцо 11, не допуская его перекручивания.

14. Запрессовать патрубок 3 в расточку корпуса 1 до упора. При этом необходимо:

— предварительно смазать расточку в корпусе 1 кольцо 11 тонким слоем смазки Литол-24;

— шпильки на корпусе 1 должны свободно войти в крепежные отверстия патрубка 8.

15. Закрепить патрубок 3 гайками 14 с пружинными шайбами 15.

16. Проверить качество сборки вращая вал 5 за шкив 10. Вращение вала должно быть свободным, без заеданий.

​Обзор водяного насоса 236 1307010 ЯМЗ

В данной статье мы расскажем вам об основных функциях, а также типичных неисправностях агрегата. Итак, надежный водяной насос 236 1307010 б1 центробежного типа обеспечивает эффективное функционирование дизельных двигателей.

Агрегат смонтирован в передней части мотора и работает за счет привода от передачи клиноременного вида от шкива коленвала.

Функции насоса 236 1307010 ЯМЗ

Деталь служит для принудительного направления потока воды, которая в данном случае выполняет функцию жидкости охлаждения.

Купить насос 236 1307010 ЯМЗ легко здесь.

Узел необходим для отвода теплового воздействия от зон, подвергающихся перегреву, а также снижения температуры головки и блока в двигателе.

Если внимательно рассматривать фото 236 1307010 б1 увидим, что агрегат состоит из:

  • Подшипника;
  • Чугунной крыльчатки;
  • Вала;
  • Бочонка фибра;
  • Резинового, упорного и уплотнительного колец.

Запчасть сделана из высококачественных материалов. Агрегат полностью сохраняет свою работоспособность в разнообразных температурных условиях при любых темпах работы. Дополнительные преимущества заключаются в хорошей ремонтопригодности и обширном применении.

Конструкция и неисправности водяного насоса 236 1307010 б1

Главное в работе детали данного типа – обеспечение вращения валика с напрессованной поверх него крыльчаткой внутри литого корпуса из чугуна. Повороты осуществляются за счет двух шарикоподшипников. В центр крыльчатки подается жидкость, которую лопатки отбрасывают к стенкам емкости под воздействием центробежной силы. В результате жидкость вытесняется из насоса 236 1307010 б1 давлением и перемещается к водяной рубашке мотора.

Рабочей полости подшипников не требуется дополнительная смазка. Устройство наполняется достаточным ее количеством в момент сборки. Задняя часть защищена с помощью крышки и уплотнительного кольца.

На торцевых поверхностях насоса 236 1307010 б1 используются специальные уплотнители. Во время работы агрегата в шарикоподшипники может просочиться жидкость, что приведет к их выходу из строя. Чтобы предотвратить такую поломку важно контролировать состояние торцевого уплотнителя через дренажное отверстие. В случае повреждения уплотнения помпу придется отремонтировать или заменить.

Нормальная работа системы охлаждения двигателя ЯМЗ возможна только при корректном функционировании насоса. Поэтому рекомендуем своевременно проверять техническое состояние агрегата.

Напоминаем, что на нашем сайте вы можете купить насосы ЯМЗ по самым доступным ценам. Благодаря широкому ассортименту и профессиональной консультации выбрать комплектующие для МАЗ очень просто.

Устройство и принцип действия насоса водяного ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 (помпа)

В системах охлаждения двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238, устанавливаемых на автомобилях МАЗ и КрАЗ, циркуляция воды осуществляется водяным насосом 236-1307010 центробежного типа, который крепится к передней стенке блока цилиндров. Насос получает вращение через клиновидный ремень (на рисунке поз. 20) и разъемный шкив (поз. 4, 6) от коленвала дизеля.

В литом корпусе (поз. 3), выполненном из чугуна, в двух подшипниках (поз. 9) вращается валик (поз. 11), на который напрессована крыльчатка (поз. 19), при вращении создающая поток охлаждающей жидкости. Подшипники имеют одностороннее уплотнение и их рабочая полость при сборке заполняется смазкой (например, “Литол-24”). Задняя часть корпуса имеет спиралевидную форму, благодаря которой происходит направление потока воды, сходящей с лопастей крыльчатки. Чугунная крыльчатка насоса закреплена на заднем конце валика гайкой колпачкового типа (поз. 17) и шайбой (поз. 18). Внутри крыльчатки водяного насоса ЯМЗ-238, ЯМЗ-238 смонтировано торцовое уплотнение (сальник), состоящее из резиновой манжеты с латунными обоймами (поз. 24), пружины (поз. 21) и уплотнительного упорного кольца (поз. 25) из графитированного текстолита. Кольцо своими крестообразными выступами входит в пазы крыльчатки и вращается вместе с ней. Стопорное кольцо (поз. 26) удерживает сальник в крыльчатке. В верхнюю часть корпуса вкручен ниппель, к которому через дюритовый шланг подсоединена перепускная трубка. Задний фланец корпуса закрывается крышкой (поз. 15) с уплотнительным кольцом (поз. 16) и закрепляется шестью шпильками с гайками.

Читайте также:  После сход развала машину тянет вправо причины

Рис.1 — Водяной насос (помпа) 236-1307010 системы охлаждения автомобилей МАЗ и КрАЗ

1 – водяной насос в сборе; 2 – прокладка паронитовая; 3 – корпус насоса; 4 – передняя боковина шкива; 5 – регулировочная прокладка; 6 – ступица шкива с задней боковиной; 7 – кольцо запорное; 8 – распорная втулка; 9 – шарикоподшипник; 10 – сегментная шпонка; 11 – валик насоса; 12 – водосбрасыватель валика; 13 – втулка корпуса; 14 – кольцо; 15 – крышка корпуса насоса; 16 – кольцо уплотнительное; 17 – гайка колпачковая; 18 – шайба стопорная; 19 – крыльчатка; 20 – клиновидный ремень; 21 – пружина торцового уплотнения; 22 – обойма манжеты малая; 23 – обойма манжеты большая; 24 – манжета торцового уплотнения; 25 – кольцо упорное; 26 – кольцо стопорное.

Устройство системы охлаждения МАЗ

Для того чтобы избежать перегрева топлива, уменьшения мощности двигателя комплектуются современные автомобили МАЗ системой охлаждения.

Она состоит из таких элементов как:

  • Термостат;
  • Термометр;
  • Вентилятор;
  • Радиатор;
  • Водяной насос.

Благодаря работе центробежного насоса обеспечивается принудительная циркуляция охлаждающей жидкости.

Из нижнего бочка радиатора перемещается жидкость насосом. Затем поступает в левую и правую рубашки блока цилиндров.

Здесь омывается гильзы цилиндров и происходит быстрое поглощение тепла. Далее жидкость нагревается и поступает в водяные рубашки головок цилиндров.

На данном этапе происходит охлаждение стаканов форсунок, клапанов. При попадании в радиатор жидкость отдает накопленное тепло воздуху, который создается при работе вентилятора. После этого жидкость снова возвращается в водяной насос.

Рассмотрим подробнее устройство каждого элемента системы охлаждения МАЗ Зубренок и других моделей.

Водяной насос МАЗ

Имеет несколько лопастей. Для обеспечения наилучшей герметичности устанавливается манжета из резины.

Радиатор МАЗ

Монтируется на раму через подушки, изготовленные из высокопрочной резины. Также имеет расширительный бачок. На данном элементе монтируется специальная пробка.

Система охлаждения автомобиля МАЗ включает в себя и шторку радиатора. Агрегат фиксируется в промежуточном положении. Из кабины осуществляется управление.

Термостаты МАЗ

Благодаря работе данной детали подогрев холодного мотора ускоряется. Также термостаты защищают двигатель от переохлаждения в пути.

Вентилятор МАЗ

Элемент вращается в кожухе радиатора. Имеет шесть лопастей и шестеренный привод.

Система охлаждения МАЗ поддерживает тепловое состояние двигателя автомобиля в предельно допустимых нормах. Поэтому рекомендуем во время проводить техническое обслуживание системы, а также осуществлять ремонт.

Оцените статью