Устройство тормозов автомобиля паз
ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА автобуса ПАЗ-3206-110
Тормозная система автобуса имеет раздельный пневмогидравлический привод к тормозным механизмам переднего и заднего мостов. При возникновении неисправности в одной из ветвей пневмогидравлического привода тормозов автобус сохраняет возможность торможения другим исправным контуром.
Стояночная тормозная система — механическая, барабанного типа. Стояночный тормоз установлен на раздаточной коробке и действует только на тормозные механизмы задних колес.
Тормозная система автобуса имеет антиблокировочную систему (АБС).
Тормозные механизмы передних и задних колес (рис. 6-1) барабанного типа, имеют рабочие тормозные цилиндры с устройством автоматической регулировки зазора между барабаном и колодкой (рис. 6-2).
Устройство автоматической регулировки зазора состоит из упорной втулки 5, которая установлена с натягом на штифте ведущего поршня 3 и одновременно входит в зацепление с зазором с ведомым поршнем 6. По мере износа тормозных накладок и барабана, упорная втулка постепенно перемещается на штифте ведущего поршня 3 от давления жидкости, действующего на поршни, обеспечивая автоматическую регулировку зазора.
При замене изношенных тормозных колодок поршни вместе с упорной втулкой необходимо сдвинуть внутрь цилиндра для обеспечения свободного надевания барабана. После сборки необходимый зазор между колодками и барабаном устанавливается автоматически при нажатии на педаль тормоза.
Опорные пальцы 6 (рис. 6-1) передних и задних тормозных механизмов имеют эксцентрическую поверхность, поэтому нельзя отворачивать гайки 8 опорных пальцев и нарушать заводскую установку пальцев. Отворачивать гайки нужно только при смене колодок и фрикционных накладок.
Рис. 6-1 Тормозной механизм переднего колеса
1- цилиндр колесный;
2- пружина стяжная;
3- щит тормозной;
4- эксцентрик регулировочный;
5- колодка с тормозной накладкой;
6- палец опорный;
7- втулка опорного пальца;
8- контргайка опорного пальца
Рис. 6-2 Цилиндр колесный
1- чехол;
2- корпус цилиндра;
3- поршень ведущий;
4- манжета;
5- втулка упорная;
6- поршень ведомый
Особенности и техническое обслуживание тормозов автобуса ПАЗ
Автобус оборудован тремя раздельными тормозными системами: рабочей, стояночной и запасной.
Рабочая тормозная система предназначена для служебного и экстренного торможения автобуса до полной остановки.
Привод тормозных механизмов колес пневматический, двухконтурный, раздельный для передних и задних колес.
Стояночная тормозная система предназначена для затормаживания задних колес во время стоянки автобуса.
Стояночный тормоз приводится в действие поворотом рукоятки крана в крайнее фиксированное положение. При этом воздух выпускается из-под диафрагм задних тормозных камер, пружины энергоаккумуляторов разжимаются и прижимают тормозные колодки к барабанам.
В случае утечки воздуха из контура стояночной тормозной системы, задние колеса самопроизвольно затормаживаются.
Запасная тормозная система обеспечивает торможение автобуса в случае полного или частичного отказа рабочей тормозной системы.
Функции запасной тормозной системы выполняет один из контуров рабочей тормозной системы.
Также в качестве запасной может использоваться стояночная тормозная система, так как кран управления стояночным тормозом обеспечивает изменение интенсивности торможения в зависимости от положения его рукоятки.
Антиблокировочная система (АБС) тормозов обеспечивает устойчивое торможение автобуса на дорогах с низким коэффициентом сцепления колес с дорожным покрытием.
Выход из строя АБС не нарушает функционирование рабочей тормозной системы автобуса.
Рабочая тормозная система состоит из колесных тормозных механизмов и пневматического привода. Схема пневматического привода тормозной системы показана на рис. 1.
Тормозные механизмы передних и задних колес (рис. 2.) барабанного типа с двумя тормозными колодками и регулятором тормоза
Регулятор тормоза РТ-40 (рис. 3.) предназначен для передачи усилия от штока пневмокамеры на разжимной кулак вала и для автоматической регулировки зазора между накладками и тормозным барабаном
Техническое обслуживание тормозных механизмов
Замена тормозных колодок:
1. Утопить фиксатор 2 (рис. 3.) регулятора тормоза и вращать ключом против часовой стрелки до возврата разжимного кулака тормоза в исходное положение. При этом зазор между тормозной накладкой и барабаном станет максимальным.
2. Снять ступицу вместе с барабаном.
3. Снять стяжные пружины колодок 5 (рис. 2.) и тормозные колодки 1
При каждом снятии следует осмотром проверять состояние тормозных барабанов. Не допускается наличие задиров, трещин и значительной выработки на рабочей поверхности, а также ослабление крепления барабана к ступице.
Увеличение диаметров тормозных барабанов мостов РЗАА в процессе эксплуатации допускается не более чем на 6 мм.
Предельный диаметр рабочей поверхности тормозного барабана 426 мм — для мостов «РЗАА» и 383 мм для мостов КААЗ.
При сборке смазать оси колодок тонким слоем смазки Литол-24.
Регулировка тормозных механизмов колес
1. Снять для удобства проведения регулировок тормозные щитки.
2. Ослабить гайки 3 крепления эксцентриковых осей колодок (рис. 4.).
3. Сблизить эксцентрики, повернув оси метками 4, друг к другу (рис. 5.).
4. Ослабить гайки и болты крепления кронштейнов (5 — передних, 6 — задних) тормозных камер (рис. 4.).
5. Ослабить у задних тормозных механизмов болты крепления опоры 7 разжимного кулака (рис. 5.).
6. Подать в тормозную камеру сжатый воздух под давлением 0,1 ÷ 0,15 мПа (1 ÷ 1,5 кгс/см 2 ), нажимая на тормозную педаль при наличии воздуха в системе.
7. При отсутствии сжатого воздуха вынуть палец штока тормозной камеры и, нажимая на регулировочный рычаг в направлении хода штока тормозной камеры при торможении, прижать колодки к тормозному барабану.
8. Сцентрировать колодки относительно барабана, поворачивая эксцентрики так, чтобы обеспечить прилегание колодок к барабану, которое можно проверить щупом через окна в щитках передних тормозных механизмов или при снятых щитках у задних тормозов. На расстоянии 20 ÷ 30 мм от наружных концов накладок щуп толщиной 0,1 мм не должен проходить вдоль всей ширины накладки.
9. Не прекращая подачи сжатого воздуха в тормозную камеру, а при отсутствии воздуха не отпуская регулировочный рычаг и удерживая оси колодок от проворачивания, надежно затянуть гайки осей (рис. 6), болты крепления кронштейнов тормозных камер и опор разжимных кулаков.
10. Прекратить подачу сжатого воздуха или отпустить регулировочный рычаг и присоединить к рычагу шток тормозной камеры.
Установить щитки задних тормозных механизмов.
Предварительная регулировка (установка) регулятора тормоза проводится для получения требуемых ходов штоков после замены колодок.
1. Произвести растормаживание энергоаккумуляторов.
2. Установить регулятор на вал привода тормоза и закрепить его на валу (рис. 7). Направление действия силы тормозной камеры должно совпадать с направлением стрелки нанесенной на корпус регулятора.
3. Утопить фиксатор внутрь регулятора до упора, нажав, на его торец пальцем.
Удерживая фиксатор в утопленном положении, вращать его ключом (S=10) по часовой стрелке до совмещения отверстий корпуса регулятора и вилки тормозной камеры (рис. 7.).
4. Соединить корпус регулятора с вилкой тормозной камеры и установить тягу привода регулятора.
5. Вращайте фиксатор вправо до упора, т.е. до соприкосновения тормозных колодок с барабаном, действуя, как указано выше.
Затем таким же образом поверните фиксатор влево на 120 ÷ 180°. При этом между тормозными колодками и барабаном установится зазор близкий к требуемому.
6. Отпустить фиксатор. Если он остался утопленным, поверните его влево — вправо в пределах 30° до возврата в исходное положение под действием пружины (рис. 7.).
В процессе эксплуатации заданная величина хода штока тормозной камеры будет поддерживаться регулятором тормоза автоматически.
Остаточная толщина тормозных накладок проверяется при ТО-2 через смотровые окна в тормозных барабанах или в щитках тормозных механизмов.
Накладки следует заменить при толщине менее 4,5 мм. и при наличии трещин и сколов на рабочей поверхности.
В случае повышенного нагрева тормозных барабанов или низкой эффективности торможения необходимо проверить работу регулировочного рычага тормозного механизма путем измерения хода штока тормозной камеры при подаче в нее сжатого воздуха от тормозного крана при рабочем давлении 0,7 ÷ 0,8 мПа (рис. 8.). Величина хода штока тормозных камер должна быть в пределах 29 ± 2 мм.
Регулировка хода штока в процессе эксплуатации не производится.
Если ход штока не соответствует приведенному выше значению, необходимо проверить правильность установки рычага или выяснить причину нарушения работоспособности и устранить ее.
Если замена тормозных колодок производилась со снятием ступицы колеса, то после установки ступицы нужно осторожно выдвинуть колесный датчик АБС до соприкосновения с зубчатым венцом ступицы, а затем провернуть ступицу на два-три оборота для получения необходимого зазора.
При обслуживании регулятора тормоза следует смазать его один раз в два года, нагнетанием через отверстие закрытое ‘пробкой 3 (рис. 3.) смазки ЖТ-72 ТУ 38 101345-77 в количестве 40 — 50 г.
Внимание! Использование смазки Литол-24 для обслуживания регулятора приводит к его неисправности.
Смазка опор вала разжимных кулаков выполняется до появления свежей смазки из зазоров между валом и кронштейном.
Внимание! Чтобы тормозные колодки задних колес не примерзли к барабанам после длительной стоянки при резких колебаниях температуры, не рекомендуется оставлять автобус с включенным стояночным тормозом, не просушив тормоза плавными торможениями при движении.
Тормозные камеры
Камера тормозная передняя предназначена приведения в действие тормозных механизмов колес.
Камера тормозная с пружинным энергоаккумулятором предназначена для приведение в действие тормозных механизмов колес заднего моста при включении рабочей или стояночной тормозных систем.
Устройство тормозной камеры показано на рис. 9 и рис. 8.
При нарушении герметичности и снижении давления в контуре стояночной тормозной системы воздух из полости под поршнем 5 через вывод I уйдет в атмосферу через поврежденную часть пневмопривода, пружина 4 разожмется и произойдет автоматическое затормаживание автобуса.
Дня механического растормаживания задних колес необходимо вывернуть ключом 3 (рис. 10.) винт 2 из пружинного энергоаккумулятора на длину 70 мм.
Внимание! Перед растормаживанием следует предохранить автобус от скатывания.
Внимание! Запрещается самостоятельная разборка энергоаккумуляторов. В пружинном энергоаккумуляторе в сжатом состоянии находится мощная пружина. Разбирать его можно только в мастерской с использованием специальных приспособлений.
Внимание! Перед началом эксплуатации автобуса привести в рабочее состояние энергоаккумуляторы тормозных камер, для этого:
— заполнить тормозную систему воздухом;
— установить ручку тормозного крана стояночной тормозной системы в положение растормаживания и завинтить до упора винт 2.
Тормозная система паз 3205, тормоза схема
На автобусе ПАЗ-3205 применена пневмогидравлическая тормозная система, состоящая из независимых друг от друга рабочего и стояночного тормозов. Рабочие тормоза имеют два отдельных контура — передний и задний, обеспечивающий торможение при выходе из строя одного из контуров.
В тормозную систему ПАЗ-3205 входят основные узлы и агрегаты: воздушный компрессор, влагомаслоотделитель, регулятор давления воздуха, противозамерзатель, тормозной кран, пневмоусилители, главные и рабочие гидравлические цилиндры, трубопроводы, воздушные баллоны, а также передние и задние тормоза. Компрессор предназначен для нагнетания воздуха в систему автобуса. Регулятор давления поддерживает на постоянном уровне давление воздуха в пневмосистеме. Сжатый воздух применяется в автобусе как для тормозов, так и для открывания и закрывания дверей.
Тормозной кран — это агрегат, который управляется тормозной педалью и подает воздух на пневмоусилители. Они, в свою очередь, воздействуют на главные гидравлические цилиндры тормозной системы. Тормозная жидкость поступает в рабочие цилиндры колес, в результате тормозные колодки давят на барабаны и происходит торможение автобуса.
Для безопасной работы системы при любых погодных условиях на автобусе установлены влагомаслоотделитель и противозамерзатель. В самих названиях этих агрегатов заключается их работа в тормозной системе. В противозамерзателе используется спирт, который впрыскивается в воздушную систему тормозов автобуса. Спирт препятствует замерзанию конденсата при низких температурах окружающей среды. Отделения масла и влаги также способствуют надежной работе тормозной системы автобуса. На приборной доске водителя находится двухстрелочный манометр, показывающий общее давление воздуха в системе и давление во время торможения.