Устройство типы самоходных машин

Категории самоходной техники

Многие руководители предприятий и сами сотрудники далеко не всегда понимают, что включают в себя основные категории самоходных машин, какие удостоверения требуются для управления средствами передвижения.

В статье представлена вся необходимая информация по этому вопросу.

Важные моменты по самоходным машинам

Необходимо знать, на какие категории делятся самоходные машины и какие нужно получить права. От этого зависит уровень безопасности в компаниях и организациях.

Для управления подобными транспортными средствами требуется получать специальные удостоверения.

Сотрудниками ГИБДД управление самоходными машинами по несоответствующим правам квалифицируется, как вождение без удостоверения. Ответственность за нарушение данного правила может быть не только административной, но даже уголовной.

При достаточно серьезных нарушениях к ответственности могут быть привлечены не только исполнители нарушения и преступления, но руководители компаний, в которых они работают.

Наказания на них возлагаются по той причине, что они допустили управление техникой людьми, не имеющими на это права и должных навыков.

Категории самоходных машин

Разобраться в основных категориях самоходных машинах, а также в удостоверениях, требуемых для управления ими, несложно. За основу в данном случае нужно брать Постановление № 796 от 12.07.1999 г.

В нем вниманию представлена вниманию информация, связанная с управлением машинами и выдачей предназначенных для данного процесса удостоверений.

Документ, который позволяет управлять самоходным автомобилем и выдаваемый водителю, называется в 2021 году, как и раньше, правами тракториста-машиниста.

В полученном удостоверении тракториста-машиниста могут присутствовать записи об определенных категориях современной техники. Каждый пункт классификации самоходных машин по категориям необходимо рассмотреть более подробно.

Категория А

Категория А – это современные автомоторные средства, которые не предназначены для передвижения по автомобильным трассам общего пользования или имеющие максимальный скоростной уровень, не превышающий 50 км/час.

Сюда можно отнести такие средства передвижения, как:

  1. I – это мототранспортные внедорожные средства передвижения – снегоходы и квадроциклы.
  2. II – автомобильные внедорожные средства передвижения с разрешенной массой до 3,5 тысяч кг и количеством сидячих пассажирских мест не более восьми. В данную подкатегорию входят болотоходы, машины категории side-by-side и обычно имеющие кузовом.
  3. III – это особая категория внедорожных автомобилей с разрешенной массой выше 3,5 тонн. В качестве примера данных средств передвижения можно привести вездеход или самосвал марки «Урал-Полярник».
  4. IV – внедорожные средства передвижения, которые предназначены для перевозки пассажиров, а также имеющие кроме водительского сиденья еще более восьми сидений. Примером здесь будет перронных аэропортный автобус.

Категория В

Категория В представляет собой колесные и гусеничные машины, с двигателями, мощность которых не превышает 25,7 кВт.

Данные средства передвижения могут быть совершенно разными – бензиновыми, дизельными, а также электрическими.

К данной категории относится основная масса электропогрузчиков, мини-тракторов и мини-экскаваторов.

Водителям электрических погрузчиков потребуется получить удостоверение машиниста-тракториста, должна быть открыта категория В и особая отметка «водитель погрузчика».

Категория С

К данной категории относятся особые колесные машины, двигатель которых по уровню мощности колеблется от 25,7 до 110,3 кВт. Данная категория транспортных средств является самой популярной.

Читайте также:  Автомобиль рено логан ремонт двигателя

К ней можно отнести:

  1. Вилочные дизельные погрузчики.
  2. Погрузчики категории ковшовых.
  3. Мини-варианты Бобкэта.
  4. Некоторые модели «Амкорд».

В водительском удостоверении по данной категории можно встретить такие отметки, как тракторист, водитель погрузчика и машинист экскаватора.

Если интересует, к какой категории относятся трактора и другие самоходные машины, то это как раз категория С.

Категория D

В эту категорию входят специальные колесные машины, оснащенные двигателями с мощностью выше 110,3 кВт. Речь идет о таких достаточно мощных фронтальных погрузчиках, как Dresta, Volvo, Caterpillar.

Также сюда можно отнести авто, предназначенные для транспортировки морских контейнеров. В удостоверении могут присутствовать отметки, характерные для категории С.

Категория Е

Это особые гусеничные машины, оснащенные двигателем, мощность которого превышает 25,7 кВт. В водительских удостоверениях данной категории проставляются отметки «тракторист» или «машинист экскаватора».

Категория F

В данной категории представлены все виды современных сельскохозяйственных машин.

Основные требования к водителям

Чтобы получить все перечисленные выше категории прав, водитель должен соответствовать определенным требованиям.

Для допуска к экзаменам потребуется:

  1. Пройти специализированное обучение и получить профессиональное основное или дополнительное образование. Изучаются программы, которые напрямую или косвенно связаны с управлением самоходными транспортными средствами перечисленных категорий. После пройденных курсов на руки выдается соответствующий документ о присвоенной квалификации.
  2. Пройти специальное медицинское освидетельствование для получения медицинской справки. Документ должен подтверждать полное отсутствие медицинских противопоказаний для управления самоходными транспортными средствами.

Для каждой категории прав требуется наличие соответствующего возраста и определенного стажа работы:

  • Категория A I — от 16 лет;
  • Категория A II — от 19 лет, стаж 12 месяцев по автомобильной категории B;
  • Категория A III — от 19 лет, стаж 12 месяцев по категории C;
  • Категория A IV — от 22 лет, общий стаж 12 месяцев по правам категории D;
  • Категория B, С, Е, F— от 17 лет;
  • Категория D — от 18 лет.

Только при полном соответствии всем перечисленным условиям можно проходить специальное обучение и сдавать соответствующие экзамены.

Основной порядок сдачи экзамена

Экзамены на получение прав, предназначенных для управления самоходными машинами, сдаются в определенной последовательности:

  1. Проверка теоретических знаний по эксплуатации специальных самоходных машин, их безопасной эксплуатации (кроме категории F).
  2. Теория по эксплуатации самоходных машин и сельскохозяйственного оборудования. Сдается на получение прав категории F и для тех, кто уже получил квалификацию тракториста-машиниста.
  3. Сдача теории по ПДД.
  4. Проверка практических знаний по комплексным практическим навыкам вождения, правилам дорожного движения и максимально безопасной эксплуатации машин.

Практика сдается в два этапа. Первая часть сдается на закрытой от движения площадке, которая характеризуется, как трактородром. Вторая часть проводится на заранее выбранном маршруте, при котором создаются реальные условия функционирования самоходной машины.

При сдаче практической части экзамена сотрудник обучающего центра проведет проверку следующих умений и навыков:

  • начало движения на подъеме с места;
  • разворот на ограниченной по ширине трассе при одноразовом включении передачи;
  • заведение машины в бокс задним ходом;
  • постановка самоходного транспорта в агрегате с прицепом в бокс задним ходом;
  • агрегатирование самоходного авто с навесной машиной и с прицепом;
  • остановка и торможение на разных скоростных режимах, отработка экстренной остановки.

При успешной сдаче всех пунктов экзаменов водитель получает под расписку удостоверение тракториста-машиниста на управление самоходными транспортными средствами.

Читайте также:  Бесшумные шины для легковых автомобилей

Как выглядит выданное удостоверение?

При сдаче экзаменов на категории самоходной техники, специалист получает профессиональное удостоверение тракториста-машиниста.

Ранее выданные права такого плана у него изымаются, а все разрешающие записи и отметки переносятся в новый документ.

В графе «Особые отметки» проставляются необходимые ограничительные, разрешительные и информационные записи. Это может быть стаж, ограничение квалификации, группа крови, отметка об управлении в линзах или очках и так далее.

Удостоверение машиниста-тракториста или просто тракториста выдается на срок до 10 лет. По истечении данного времени, документ подлежит замене, так как считается недействительным.

Заключение

За обучение на вождение транспортными средствами, относящимися к категории самоходных машин потребуется заплатить в среднем от 8500 до 12000 рублей. Все зависит от учебного центра, где проходит обучение.

Водители самоходных машин, успешно сдавшие экзамен, получают на руки специальное свидетельство относительно пройденного обучения в учебном центре. После этого выдается удостоверение профессионального тракториста-машиниста.

Общие сведения и классификация самоходных машин. Погрузочно-транспортные машины. Автосамосвалы и самоходные вагоны. Погрузочные машины. Шахтный автомобильный транспорт

Страницы работы

Содержание работы

1. Общие сведения и классификация самоходных машин

Самоходные машины по функциональным признакам разде­ляют на погрузочные, погрузочно-транспортные и транспортные.

Погрузочные машины предназначены для зачерпывания раз­рыхленной горной массы рабочим органом, ее подъема на оп­ределенную высоту и перегрузки в различные транспортные установки.

Погрузочно-транспортные машины производят зачерпыва­ние горной массы, ее транспортирование на некоторое расстоя­ние и перегрузку в транспортные установки, рудоспуск или бункер.

Самоходные транспортные машины (автосамосвалы и само­ходные вагоны) предназначены только для перемещения гор­ной массы. Для загрузки самоходных транспортных машин ис­пользуют различные погрузочные машины и установки.

Самоходные машины можно классифицировать по следую­щим основным конструктивным признакам:

по конструкции ходового механизма — с пневмошинным, ко­торым оснащено большинство погрузочно-транспортных и транспортных машин, и значительно реже, с гусеничным и колесно-рельсовым, которыми оснащены только некоторые типы погрузочных машин;

по типу привода — с дизельным, электрическим питанием от аккумуляторных батарей или по кабелю) и пневматическим, питаемым по рукаву;

по конструктивному выполнению рамы — с жесткой и шарнирно-сочлененной рамой (большинство погрузочно-транспорт­ных и транспортных самоходных машин выполнено с шарнирно-сочлененной рамой).

Достоинства самоходных погрузочно-транспортных и транс­портных машин: высокая производительность и мобильность (машин с дизельным приводом), что позволяет увеличить ко­эффициент их использования за счет сокращения времени на перегоны машины между забоями; способность транспортиро­вания крупнокусковых скальных грузов; возможность преодо­ления больших подъемов (до 15°);небольшие радиусы поворота машины (минимально 5—10 м); универсальность, обеспе­чивающая использовать одни и те же машины на подготови­тельных, очистных и вспомогательных работах; облегчение труда горнорабочих и повышение культуры производства.

Недостатки самоходных погрузочно-транспортных и транс­портных машин: сложность изготовления и высокая стоимость; большие эксплуатационные затраты в связи с быстрым износом шин и значительным расходом воздуха на вентиляцию при ис­пользовании машин с дизельным приводом; увеличенное сече­ние выработок для перемещения крупногабаритных транспорт­ных машин.

Несмотря на недостатки, внедрение самоходного оборудова­ния способствует повышение производительности труда, сниже­нию себестоимости добычи и повышению безопасности ведения горных работ.

Применение самоходного оборудования на отечественных рудных шахтах позволило повысить производительность труда забойного рабочего на очистных работах в 1,5—2,5 раза, на проведении выработок — в 3—4 раза, сократить объем подгото­вительно-нарезных работ на 1000 т добытой руды по сравне­нию со скреперной доставкой в 1,5—2 раза, повысить энерго­вооруженность труда в 2—3 раза, снизить себестоимость руды на 10—25%.

Читайте также:  Chery bonus масло двигателя

Эффективность самоходного оборудования значительно уве­личивается, если использовать рациональные наборы самоход­ных машин или самоходные комплексы, обеспечивающие меха­низацию основных (включая бурение) и вспомогательных про­цессов при ведении очистных и подготовительных работ.

Рациональная область применения самоходных комплек­сов определяется в основном конструкцией и параметрами погрузочно-транспортной или транспортной машины, входящей в комплекс.

Самоходные машины наибольшее распространение получили в горнорудной промышленности при добыче руд цветных и чер­ных металлов и горнохимического сырья.

Основными областями эффективного применения самоход­ных машин на доставке руды являются месторождения с мощ­ностью залежей не менее 3—5 м с устойчивыми рудами и отно­сительно небольшим горным давлением. В зависимости от типа и производительности используемой самоходной машины запас обособленного рудного тела или блока, обслуживаемого от­дельным заездом для самоходных машин, должен составлять 50—100 тыс. т.

Наиболее широко самоходные машины применяют при ка­мерно-столбовой системе разработки руд, системах этажного и подэтажного обрушения, горизонтальными слоями с твердею­щей закладкой выработанного пространства и других системах.

Погрузочно-транспортные машины, оснащенные пневмопри­водом с подачей сжатого воздуха по рукаву, применяют в основном для проведения выработок и реже на очистных работах при длине доставки не более 110 м.

Погрузочно-транспортные и транспортные самоходные ва­гоны с электрическим приводом, питаемым по кабелю, обеспе­чивают максимальную длину доставки до 400 м (до 200 м в обе стороны от точки закрепления кабеля).

Самоходные погрузочно-транспортные и транспортные ма­шины с дизельным приводом практически могут обеспечивать любую длину доставки, однако рациональная длина транспор­тирования горной массы на очистных и подготовительных рабо­тах составляет 250—300 м, автосамосвалов — 300—2000 м. В оп­ределенных условиях эксплуатации автосамосвалами транспор­тируют руду от забоев до околоствольного двора, а иногда и на поверхность шахты по штольням или наклонным стволам с углами наклона 8—12°.

Самоходные вагоны с донным скребковым конвейером при­меняют в основном в сочетании с проходческими комбайнами и бункерами-перегружателями при добыче калийных руд, а также при проведении подготовительных выработок по поро­дам невысокой крепости.

Погрузочные машины используют при проведении подгото­вительных выработок, реже на очистной выемке при камерных системах разработки и системах с выпуском руды на почву вы­работки.

Для погрузки руды в автосамосвалы применяют подземные
электрические и гидравлические экскаваторы при отработке горизонтальных рудных тел мощностью не менее 6—12 м. Однако ввиду малой маневренности экскаваторов на гусеничном механизме перемещения более рациональным оказывается использование для загрузки автосамосвалов колесных погрузчиков
или погрузочно-транспортных машин, выполняющих роль по-
грузчика.

2. Погрузочно-транспортные машины

Погрузочно-транспортные машины по принципу действия и кон­структивному выполнению разделяют на два основных типа: с совмещенным погрузочно-транспортным ковшом (типа ПД), загружающимся за одно или несколько черпаний и служащим для транспортирования горной массы; с ковшовым исполни­тельным погрузочным органом и транспортным кузовом (типа ПТ), загружаемым за несколько черпаний ковшом, располо­женным на самой машине.

Погрузочно-транспортная машина типа ПД (рис.1) снабжена шасси с шарнирно-сочлененной рамой, включающей в себя переднюю и заднюю полурамы и установленной на пневмошинном механизме перемещения. На передней полураме смонтирован исполнительный погрузочный орган, состоящий из ковша, стрелы, рычажного механизма и силовых гидроцилиндров, на задней — двигатель с системой нейтрализации выхлоп­ных газов, трансмиссия, гидропривод погрузочного органа и механизма поворота машины, кабина машиниста.

Оцените статью